Отчет вп в налоговой

Опубликовано: 15.05.2024

336-основа.jpg

Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают налоги и страховые взносы в зависимости от выбранной системы налогообложения и отчитываются перед Федеральной налоговой службой и другими контролирующими органами по утвержденным формам. В текущем году вступили в действие несколько новых форм отчетности.

Налог на прибыль

Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль. У нее появилось, в том числе приложение № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного вычета». Изменения и в самом листе 02. Признак плательщика теперь отражается двумя цифрами. А также введены новые коды: 07 — для участников региональных инвестиционных проектов, 09 — для образовательных организаций, 10 — для медицинских организаций и другие.

Кроме того, определен порядок отражения реквизитов субъектов РФ, которым установлены пониженные ставки (строка 171). И еще введены строки 268 и 269, где проставляются суммы, на которые уменьшаются авансовые платежи или налог в связи с применением инвестиционного вычета. А в приложении № 1 к листу 02 новые строки 200-220 служат для выделения налоговой базы по доходам от участия в инвестиционном товариществе. Обновлены также листы 01, 03, 08. По новой форме организации начали отчитываться за 2019 год.

Налог на имущество

Начиная с 2020 года, налогоплательщики не обязаны представлять расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Это нововведение нашло отражение в новой форме налоговой декларации, утвержденной приказом от 14.08.2019 № СА-7-21/405@. Кроме того, в ней появились новые коды налоговых льгот для некоторых организаций — владельцев недвижимости, например, для объектов высокой энергетической эффективности и других. Новая форма начала действовать с отчетности за 2019 год.

Страховые взносы

Из новой формы расчета по страховым взносам исключен лист о сведениях физических лиц, не относящихся к предпринимателям. В обязательном порядке нужно заполнять титульный лист, раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 приложение 1 к разделу 1, приложение 2 к разделу 1 и разделу 3. Остальную информацию следует вносить по необходимости.

Новый отчет СЗВ-ТД

С начала этого года в Пенсионный фонд подается еще один ежемесячный отчет — СЗВ-ТД. В нем работодатель сообщает о кадровых изменениях у своих сотрудников. Форма СЗВ-ТД введена в связи с переходом на электронные трудовые книжки.

Отчетность организаций

Отчетные формы, которые обязаны сдавать в контролирующие органы организации, можно условно разделить на:

— налоговую отчетность в соответствии с выбранным режимом;

— отчетность за сотрудников;

— бухгалтерскую отчетность;

— налоговую отчетность по прочим налогам;

— статистическую отчетность (в Росстат).

Кроме того, пользователи контрольно-кассовой техники должны вести учет кассовых операций. Организации на «упрощенке» обязаны учитывать доходы и расходы в КУДиР.

Основные формы налоговой отчетности

— КНД-1151006 – Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций;

— КНД-1151082 – Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции;

— КНД-1151038 – Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации;

— КНД-1152026 – Налоговая декларация по налогу на имущество организаций;

— КНД-1152028 – Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций;

— КНД-1151001 – Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость;

— КНД-1151074 – Налоговая декларация по акцизам на табачные изделия;

— КНД-1151039 – Налоговая декларация по акцизам на нефтепродукты;

— КНД-1151090 – Налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию;

— КНД-1151089 – Налоговая декларация по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо и т. д.;

— КНД-1151040 – Налоговая декларация по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ);

— КНД-1151088 – Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов таможенного союза;

— КНД-1151054 – Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых;

— КНД-1152011 – Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес;

— КНД-1152004 – Налоговая декларация по транспортному налогу;

— КНД-1152027 – Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу;

— КНД-1153005 – Налоговая декларация по земельному налогу;

— КНД-1153003 – Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу;

— КНД-1151072 – Налоговая декларация по водному налогу;

— КНД-1152017 – Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому по упрощенной системе налогообложения;

— КНД-1151059 – Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу;

— КНД-1151085 – Единая (упрощенная) налоговая декларация;

— 6-НДФЛ – Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом;

— 4-НДФЛ – Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (КНД-1151021);

— КНД-1151046 – Налоговая декларация по единому социальному налогу;

— КНД-1151063 – Налоговая декларация по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой;

— КНД-1110018 – Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

— КНД-1151065 – Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

— КНД-1151058 – Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

— КНД-1151026 – Расчет регулярных платежей за пользование недрами;

— КНД-1151024 – Налоговая декларация о доходах, полученных российской организацией от источников за ее пределами.

Существует два вида отчетности: бухгалтерская и налоговая. К первой относится баланс и приложения к нему, а также отчеты о финансовых результатах, об изменении капитала и движении денежных средств. Налоговая отчетность включает в себя различные декларации, расчеты и справки.

Нормативное регулирование налоговой отчетности организации

Основной документ, регламентирующий состав и сроки отчетности, — Налоговый кодекс. На основании отчетности организации платят положенные налоги, сборы и взносы.

Можно выделить две отчитывающиеся категории: налогоплательщики и налоговые агенты. Юридические и физические лица, которые согласно НК РФ обязаны уплачивать налоги, называются налогоплательщиками. Лица, которым вменена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет, признаются налоговыми агентами.

Помимо Налогового кодекса к нормативным документам относятся:

  • приказы ФНС об утверждении отчетных форм и инструкции по их заполнению;
  • официальные разъяснения ФНС по применению законодательства;
  • внутренние документы компании (учетная политика).

Состав налоговой отчетности организации

Состав отчетности по налогам зависит от системы налогообложения и вида деятельности.

Больше всего отчетов сдают компании на ОСНО. Организации, применяющие спецрежимы, тратят на заполнение деклараций чуть меньше времени.

Условно можно поделить налоговую отчетность на категории:

  • Декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением спецрежима.
  • Декларации по имущественным налогам (транспорт, земля, имущество).
  • Отчетность по НДФЛ.
  • Отчетность по страховым взносам.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым на общем режиме.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым за пользование ресурсами (например, водный налог).

На спецрежимах сдают декларацию по ЕНВД, декларацию по налогу, уплачиваемому в связи применением УСН или декларацию по ЕСХН.

На ОСНО основные налоговые отчеты — декларации по НДС и налогу на прибыль.

Обратите внимание, что сроки для одной и той же отчетности могут быть разными для ИП и ООО. Например, декларацию по УСН предприниматели сдают до 30 апреля, а компании должны отчитаться на месяц раньше.

Общая налоговая отчетность

Есть отчеты, которые сдаются независимо от режима налогообложения. Это касается отчетов по НДФЛ и страховым взносом. Все компании должны сдавать в ФНС формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам.

Если компания владеет имуществом, по нему сдаются отдельные декларации.

Существует отчет, в котором нет данных ни о доходах, ни о налогах. Ежегодно организации подают в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности работников. Срок отчетности до 20 января включительно. При открытии новой фирмы нужно заполнить и сдать сведения о численности до 20-го числа месяца, наступающего за месяцем регистрации.

Налоговая отчетность ООО

Рассмотрим два популярных режима и особенности формирования отчетности на каждом из них.

ООО на ОСНО

Декларация по налогу на прибыль в общем случае сдается каждые три месяца нарастающим итогом. Сроки: 28 марта (годовая декларация), 28 апреля, 28 июля и 28 октября. Некоторые компании исчисляют налог на прибыль ежемесячно, поэтому раз в месяц должны сдавать налоговую декларацию и отправлять в бюджет авансовый платеж.

При выплате доходов физическим лицам ООО сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам нужно сдавать в ФНС соответствующий расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Перечисленные отчеты — неотъемлемая часть работы на ОСНО. Если у компании есть транспорт или земля, она должна уплачивать налоги. А вот декларации по этим налогам с 2020 года сдавать не нужно.

Если у ООО на ОСНО есть недвижимое имущество, придется сдать декларацию по налогу на имуществу по итогам года до 30 марта.

ООО на УСН

Упрощенный налог заменяет налог на прибыль, поэтому декларация на прибыль упрощенцами не сдается.

Компании должны сдавать декларацию по УСН. Срок отчетности — 31 марта. При этом состав декларации зависит от выбранного объекта налогообложения. Если компания работает на УСН с объектом «доходы минус расходы», в декларацию следует включить титульный лист, разделы 1.2, 2.2 и раздел 3 (при целевом финансировании). Организации с объектом «доходы» заполняют все разделы декларации, кроме 1.2, 2.1.2, 2.2. Раздел 3 заполняется при наличии соответствующих данных.

При выплате доходов физическим лицам ООО на УСН сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам упрощенцы, как и все компании, сдают расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Декларацию по налогу на имущество нужно сдать при наличии недвижимости.

Представление налоговой отчетности на бумажном носителе

Все больше компаний и ИП переходят на электронную отчетность. Во-первых, это удобно. Во-вторых, немногие налогоплательщики имеют право сдавать отчеты на бумаге.

Дата представления отчетности равна дате отправки письма или дате вручения ее инспектору при личном визите.

Представление налоговой отчетности в электронном виде

Плюсы представления налоговой отчетности по ТКС:

Налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме при наличии одного из факторов (п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • среднесписочная численность работников превышает 100 человек;
  • обязанность отчитываться электронно предусмотрена для конкретного налога.

Только в электронном формате принимается декларация по НДС. Численность роли не играет.

Способ сдачи отчетов по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ зависит от численности. Компании, в которых доходы получили 10 и менее человек, имеют право отчитаться по налогу на бумаге. Остальные организации сдают эту отчетность в электронном виде (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Хранение налоговой отчетности

Налоговую отчетность нужно хранить в течение нескольких лет. Сроки хранения документов налогового учета установлены в п. 1 ст. 23 и п. 3 ст. 24 НК РФ. Сроки хранения налоговой отчетности зафиксированы в Приказе Росархива от 20.12.2019 № 236.

Налоговые декларации и расчеты необходимо хранить пять лет. Для ИП есть оговорка: все декларации за 2002 год и ранее нужно хранить 75 лет. Расчет по страховым взносам хранится 50 лет с момента его составления.

Чтобы не тратить время на визиты в ИФНС, не стоять в очередях на почте — отправляйте отчетность через интернет. Система Контур.Экстерн поможет сдать любую налоговую отчетность в электронном виде. Заходя в систему, у вас всегда будут только актуальные формы, соответствующие законодательству. Вам останется выбрать нужную декларацию и заполнить ее. Система проверит соблюдение контрольных соотношений и подскажет, какие строки отчета нужно заполнить обязательно. Вы увидите весь цикл движения отчетности: от отправки до принятия налоговым органом. Если декларация по каким-то причинам не пройдет, в Контур. Экстерне появится уведомление, а также понятное разъяснение причин отказа и рекомендации по исправлению ошибки. Также можно создать и заполнить отчетность в учетной программе и выгрузить в Экстерн уже готовую форму.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


На протяжении нескольких лет статистика, публикуемая ФНС на своём сайте, свидетельствует об уменьшении количества налоговых проверок. Суммы доначислений при этом растут. Как же так выходит, что в план проверок попадает 99% «виновных»?

Сегодня с экспертами taxCoach мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения системного подхода налоговой службы к организации процесса планирования выездных налоговых проверок, на основе рекомендаций ФНС (Письмо ФНС России от 12 февраля 2018 года № ЕД-52/307ДСП@ - письмо с отметкой для служебного пользования) для нижестоящих органов.

Всего работа налоговой по планированию ВНП делится на несколько этапов и схематично выглядит следующим образом:

Стадии формирования плана ВНП.jpg

Особый интерес вызывают первые два этапа, поскольку именно в ходе их проведения налоговая даёт некую первичную оценку действиям налогоплательщика.

Отбор налогоплательщиков

Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.

К первой категории в том числе относится информация:

  • полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;
  • общедоступная информация из интернета;
  • жалобы физических и юридических лиц.

Внутренние источники информации — это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:

  • ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;
  • ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;
  • ПИК «Таможня-Ф» — предоставляет данные об экспорте и импорте;
  • ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;
  • ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» — автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача — выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.

Принципы работы этих роботов широко известны, поэтому сейчас подробно останавливаться на них не будем.

Помимо сбора информации, налоговый орган оценивает поведение налогоплательщика в ретроспективе. В частности, информацию об уточнениях налоговых обязательств в результате направления требований о представлении письменных пояснений или вызове в инспекцию.

В целом, в своих рекомендациях, ФНС акцентирует внимание на том, что приоритетными для включения в проект Плана ВНП являются налогоплательщики, обладающими максимальными рисками совершения правонарушений. Соответственно, эта же категория налогоплательщиков является первыми кандидатами на проведение в отношении них предпроверочного анализа.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

1) Истребование документов по конкретным сделкам

Безусловно, требования от налогового органа поступают налогоплательщикам постоянно и не всегда это означает инициацию проведения предпроверочного анализа. Тем не менее, участившиеся требования от ИФНС — первый звонок.

2) Проведение допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика

Как правило проводится в целях установления реальности сделок.

3) Анализ банковских выписок и информации из АСК «НДС 2»

  • сопоставить данные о товарных потоках с денежными потоками;
  • установить звенья вывода денежных средств (обналичивание) либо факт возврата денег налогоплательщику.

4) Запрос в банках информации о представителях налогоплательщика и его контрагентов

Конечно, речь идёт не обо всех контрагентах, а лишь о подозрительных (потенциально подконтрольных). В ходе данной процедуры инспекторы запрашивают сведения: (а) о личности лиц, участвовавших в открытии расчётных счетов, лиц и/или имеющих право распоряжаться деньгами; (б) данные таких представителей: контактные телефоны, IP и MAC адреса устройств, с которых они управляют счетами.

5) Анализ обстоятельств сделки

Цель анализа — определить, было ли вообще возможно её реальное исполнение, с точки зрения экономических и физических обстоятельств.

6) Истребование информации о сделках налогоплательщика у его контрагентов

«Встречной проверкой», в целом, тоже никого не удивишь и получение требований контрагентами также не гарантирует проведение предпроверочного анализа. Однако, как и в пункте 1, при получении информации от контрагентов об участившихся требованиях в отношении компании, стоит быть начеку.

7) Установление подконтрольности между контрагентом и анализируемым налогоплательщиком

Речь идёт о выявлении некого перечня связанных с налогоплательщиком субъектов, которые используются им в целях уклонения от уплаты налогов. Данный процесс носит вероятностный характер. То есть налоговый орган выдвигает некоторые предположения о подконтрольности на основе собранных к текущему моменту доказательств, что вовсе не гарантирует верность их предположений.

8) Изучение информации о контрагенте налогоплательщика

В рамках данного мероприятия, налоговый орган должен собрать в отношении контрагентов информацию, аналогичную той, что была собрана в отношении самого налогоплательщика на этапе отбора, то есть с использованием внешних и внутренних источников информации.

9) Установления факта «злоупотребления» именно налогоплательщиком

Иными словами, налоговый орган должен убедиться, что именно анализируемый налогоплательщик организовал схему уклонения от уплаты налогов. Кроме того, он или его бенефициары являются выгодоприобретателями от схемы уклонения.

10) Составление графической схемы товарных и денежных (в т.ч. заёмных) потоков

Данная процедура предполагает условное изображение модели ведения деятельности конкретным налогоплательщиком и его взаимодействия с иными контрагентами, отношения с которыми вызывают подозрения.

11) Расчёт предполагаемых сумм доначислений

Здесь в целом всё понятно, налоговый орган должен прикинуть потенциальный куш, для определения целесообразности проведения проверки в отношении налогоплательщика.

12) Передача материалов в другой субъект

Эта процедура выполняется в случае, если проверяющими будет выявлен иной налогоплательщик, стоящий на учёте в другом регионе и являющийся выгодоприобретателем от схемы.

Декларируемая ФНС цель всех вышеописанных процедур — собрать доказательства совершения налогового правонарушения. Однако совершенно очевидно, что помимо сбора доказательств, инспекторы решают вопрос целесообразности проведения проверки с точки зрения возможных доначислений и перспектив взыскания денежных средств.

Добровольное уточнение

В своих рекомендациях ФНС прямо указывает, что при наличии объективных доказательств совершения налоговых правонарушений, перед включением налогоплательщика в план проверок, ему должна быть предоставлена возможность добровольно заплатить налоги.

Обязательность данной процедуры подтверждается текущей практикой, поскольку так называемые комиссии по легализации стали чуть ли не главным средством налоговой службы для повышения собираемости налогов.

Тем не менее, в ряде случаев работа, направленная на добровольное уточнение налоговых обязательств, может не проводиться:

  • имеется поручение вышестоящего органа о включении налогоплательщика в проект плана ВНП;
  • есть основания полагать, что в случае проведения комиссии, налогоплательщик предпримет меры реорганизации или миграции в другой регион;
  • в пределах трёх лет до рассмотрения вопроса, налогоплательщику направляли требования о даче пояснений, и он на них никак не отреагировал, в том числе не уточнил сумму налогов к уплате и не отказался от применения схемы по уклонению от уплаты налогов.

Сама по себе комиссия по легализации является безусловным благом. Во-первых, участие в данном мероприятии позволяет налогоплательщику донести до инспекторов свою позицию, что, возможно, вообще снимет все претензии. Во-вторых, она предоставляет возможность доплатить налог без штрафов.

Важно! Рекомендации ФНС прямо указывают на то, что уточнение налоговых обязательств не является 100% гарантией избежание проверки. После доплаты компанию могут не включать в проект плана ВНП, а могут и включить. Соответственно, даже после, казалось бы, удачного завершения комиссии, у налогоплательщика не должна возникать иллюзия безопасности.

Кроме этого, важно понимать, что само по себе уточнение налоговых обязательств по итогам комиссии, свидетельствует о том, что инспекторы работают в верном направлении и налогоплательщику есть что скрывать. Подача уточнённой декларации предоставляет основание для проведения камеральной проверки прошлого периодаСм. Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979, чем иногда пользуются инспекторы, забывая о «джентльменских» договорённостях.

Миграция, реорганизация, ликвидация

Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.

ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.

Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.

Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:

1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал

В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.

2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ

В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.

3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится

В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.

Формирование и утверждение плана ВНП

Сам по себе порядок формирования и утверждения плана ВНП мало интересен налогоплательщику, поскольку повлиять на этот процесс снаружи — невозможно. Однако, в рекомендациях ФНС затронуты два интересных нюанса данного процесса:

Например, то, что план ВНП по крупнейшим налогоплательщикам утверждается один раз в полугодие. А вот по обычным налогоплательщикам — один раз в квартал. Соответственно, среднестатистический налогоплательщик «играет в рулетку с налоговой» 4 раза в год.

Эти особенности должны быть интересны любителям договариваться. Во-первых, договорённость, достигнутая с конкретным лицом в начале года, вовсе не гарантирует, что к третьему кварталу лицо не сменится и в следующем квартале инспекция выйдет на проверку.

Во-вторых, даже имея договорённости в своей инспекции, нельзя исключать ситуацию, при которой указание проверить, прилетит от вышестоящего органа.

Вместо резюме

Анализ рекомендаций ФНС, в целом, подтверждает сложившиеся в последние несколько лет тренды.

  1. Налоговая служба делает ставку на автоматизацию механизмов отбора налогоплательщиков, которые ориентируются на соответствие неким усреднённым статистическим показателям. В этой связи принципиально важно (а) знать необходимые параметры и (б) соответствовать им.
  2. На стадии допроверочных мероприятий налоговая служба проделывает большую работу, в результате которой уже рождаются доказательства, обосновывающие доначисления налогов.
  3. Приоритетом перед проведением ВНП пользуются комиссии по легализации. Очевидно, что налоговая служба стремится сделать больше, меньшими средствами, поскольку «стоимость» выездной проверки гораздо выше процедуры стимулирования для добровольного уточнения своих налоговых обязательств.

И как сдать все вовремя и ничего не забыть

Этот материал обновлен 01.02.2021

Часть отчетов ООО одинакова для всех, например отчеты за сотрудников. А часть зависит от особенностей компании. Точный список налоговых отчетов можно назвать, только зная систему налогообложения и специфику работы компании.

Какие виды отчетности сдает ООО. Для простоты я условно делю все отчеты на четыре типа: налоговые, бухгалтерские, отчеты за сотрудников и статистические.

Начнем с общих моментов, а затем рассмотрим частные, но тоже довольно распространенные случаи.

Отчетность ООО по сотрудникам

Если в компании есть сотрудники и они оформлены по трудовому или гражданско-правовому договору, то компания-работодатель обязана выплачивать взносы. На каждый тип взносов — свой отчет.

Компании нужно платить за сотрудников несколько видов страховых взносов — отсюда возникает расчет по страховым взносам, расчет по форме 4-ФСС по взносам на травматизм и несколько отчетов в пенсионный фонд.

Сам сотрудник обязан платить со своего дохода налог на доход — НДФЛ, в большинстве случаев это 13%. Платит налог как бы сотрудник, но на деле его рассчитывает, удерживает и перечисляет в налоговую компания-работодатель. Отчеты за эти выплаты — тоже на ней.

Сроки сдачи отчетности. Некоторые отчеты по сотрудникам ООО сдает каждый месяц, другие — каждый квартал или год. Сроки зависят от формы отчета.

Отчеты ООО, каждый месяц, а иногда и чаще

Отчет СЗВ-М
Срок Не позднее 15 числа следующего месяца
Куда В пенсионный фонд

Отчеты ООО, каждый квартал

Расчет по страховым взносам
Срок Не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом
Куда В налоговую
Расчет по форме 4-ФСС
Срок В месяц, следующий за кварталом:
до 20 числа — если на бумаге,
до 25 числа — если электронный
Куда В фонд социального страхования
6-НДФЛ
Срок Не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. За год — не позднее 1 марта следующего года
Куда В налоговую
Реестр ДСВ-3
Срок В течение 20 дней по окончании квартала
Куда В пенсионный фонд

ООО сдает этот отчет, если перечисляет дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию

Отчеты ООО, каждый год

СЗВ-СТАЖ
Срок Не позднее 1 марта следующего года
Куда В пенсионный фонд
Справки 2-НДФЛ
Срок Не позднее 1 марта следующего года. С 2021 года справки о доходах физических лиц включены в годовой отчет 6-НДФЛ
Куда В налоговую
Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности:
заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности,
копия пояснительной записки к бухгалтерской отчетности
Срок До 15 апреля следующего года
Куда В ФСС

Справка 2-НДФЛ бывает двух видов: признак 1 и признак 2. Справка с признаком 2 подается, если компания не смогла удержать и перечислить НДФЛ за физлицо. Например, когда фирма провела розыгрыш в соцсетях и вручила победителю смартфон.

Если нет сотрудников кроме директора, а деятельность компании или еще не началась — и выплат сотрудникам нет, — или приостановлена, нужно сдавать нулевые отчеты.

Нулевые отчеты ООО, каждый месяц

СЗВ-М
Срок Не позднее 15 числа следующего месяца
Куда В пенсионный фонд

Нулевые отчеты ООО, каждый квартал

Расчет по страховым взносам
Срок Не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом
Куда В налоговую
Расчет по форме 4-ФСС
Срок В месяц, следующий за кварталом:
до 20 числа — если на бумаге,
до 25 числа — если электронный
Куда В фонд социального страхования

Подробно мы разбирали все отчеты ООО по сотрудникам в статье «Налоги, взносы и отчеты за сотрудника».

Бухгалтерская отчетность ООО

Бухгалтерский учет ведут и отчетность по нему сдают все компании. Даже если деятельности нет, раз в год ООО нужно представить как минимум баланс и отчет о финансовых результатах.

В бухотчетности рассказывают, что есть у компании на балансе, как она поработала. Налоговые инспекторы сравнивают бухгалтерскую отчетность с налоговой, например с годовой декларацией по налогу на прибыль, с декларацией по НДС. Анализируют доходы и расходы компании: туда ли все потрачено.

Сроки сдачи отчетности. ООО сдает бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию каждый год — до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2020 бухотчетность на бумаге могут сдать только субъекты малого бизнеса из реестра ФНС, а с 2021 года вся бухотчетность сдается только в электронном виде.

Малые и средние предприятия из реестра ФНС подают бухгалтерский баланс и ОФР — отчет о финансовых результатах упрощенного образца. Крупные компании сдают развернутые баланс и ОФР, а также отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств плюс пояснения к отчетности.

Статистическая отчетность

Форм статистической отчетности очень много.

До 2020 года один экземпляр бухгалтерской отчетности нужно было сдавать и в статистику. Но сейчас такой обязанности нет — отчет представляют только в налоговую.

Формы, которые ООО должно сдать в Росстат, зависят от видов экономической деятельности, от наличия статуса малого предприятия и других критериев отбора, которые выбирает Росстат.

Кроме того, формы и количество отчетов достаточно часто меняются. Проверить список отчетов по организации можно на сайте статистики — нужен только ИНН.

При проведении выездной налоговой проверки должностные лица ИФНС вправе исследовать любые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. В свою очередь проверяемое лицо обязано предоставить для ознакомления истребованные документы. А вот обязан ли налогоплательщик в рамках налогового контроля представлять статистическую отчетность?

Основание спора

Налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки общества по НДПИ направил налогоплательщику требования о представлении документов. Указанными требованиями обществу предложено представить пакет документов, среди которых – копии форм государственной статистической отчетности № 2-ЛС, № 5-гр, № 70-тп, № 71-тп. Общество решило, что требования инспекции о представлении форм статотчетности были необоснованными и не соответствовали законодательству, поэтому оно обратилось в суд.

Позиция налогоплательщика

Общество ссылается на нормы Налогового кодекса, в частности на статьи 88 и 93, в которых сказано, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Налогоплательщик полагает, что в нарушение этих норм налоговая инспекция запросила документы (формы статотчетности), не связанные с исчислением и уплатой налогов.

Позиция налогового органа

Инспекция, также ссылаясь на Налоговый кодекс, подтверждает свое право истребовать у налогоплательщика необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ), при этом указывает, что оспариваемые запрошенные документы (формы статистической отчетности № 2-ЛС, № 5-гр, № 70-тп и № 71-тп) являются основаниями для начисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

Суд решил

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2016 г. № Ф05-5927/2016 по делу № А40-140056/2015

Суд рассмотрел направленные обществу требования о представлении документов. Указанными требованиями у общества запрашивались следующие документы:

  1. технические проекты разработки месторождений и рудников;
  2. технологические карты процесса по добыче полезного ископаемого месторождений, рудников;
  3. стандарты качества на добытые полезные ископаемые;
  4. календарный план развития горных работ;
  5. копии форм государственной статистической отчетности № 2-ЛС, № 5-гр, № 70-тп, № 71-тп.

Судами правильно указано, что налоговый орган при проведении проверки вправе затребовать у налогоплательщика документы, связанные с порядком исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых; к таким, например, относится технический проект разработки месторождения полезного ископаемого. Также, с учетом положений налогового законодательства, является правомерным истребование инспекцией календарного плана развития горных работ как документа, имеющего значение для принятия решения об обоснованности отнесения фактических потерь к нормативным и применения в отношении фактических потерь ставки 0%.

А стандарты качества на добытое полезное ископаемое подтверждают данные, отраженные по строке 010 раздела 2 налоговой декларации.

Судами установлено, что формы статотчетности не содержат сведений, которые налоговый орган мог бы использовать непосредственно для проверки данных налоговых деклараций общества за спорные налоговые периоды. Кроме того, государственная статистическая отчетность является годовой и представляется в специально уполномоченные органы, осуществляющие государственное регулирование в соответствующей сфере, в то время как налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц (ст. 341 НК РФ). Таким образом, для установления налоговым органом факта полного и своевременного исчисления обществом НДПИ необходимо наличие документации, содержащей информацию о выручке от реализации добытого полезного ископаемого, о количестве реализованного добытого полезного ископаемого, о фактических потерях полезного ископаемого, о сумме расходов по отгрузке и траспортировке потребителю, уменьшающих налогооблагаемую базу по НДПИ.

Судьи также указали, что в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 921 «Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» не содержится требований к налогоплательщику о представлении форм государственной статистической отчетности.

Полномочия налогового органа по осуществлению налогового контроля при проведении камеральной налоговой проверки ограничены положениями статьи 88 Налогового кодекса. Данное ограничение касается как объема подлежащих проверке документов, так и возможных источников получения необходимой информации или документов (определение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2014 г. № 310-КГ14-2017).

ИФНС имела право истребовать технический проект разработки месторождения и календарный план развития горных работ, а также стандарты качества на добытое ископаемое, так как эти документы связаны с исчислением и уплатой налога. А вот в формах статотчетности нет сведений, которые можно использовать непосредственно для проверки деклараций. Таким образом, суд признал незаконными действия налогового органа по истребованию спорных документов и уточнил, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу формы государственной статистической отчетности.

Помогайте вашему бизнесу развиваться


Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: