Деликтоспособность в налоговом праве

Опубликовано: 15.05.2024

Субъекту налогового правоотношения для вступления в конкретное отношение необходимо обладать налоговой правоспособностью и дееспособностью, т.е. налоговой правосубъектностью, которая представляет собой свойство лица, делающее его непосредственным носителем налоговых обязанностей и прав, и предоставляет ему возможность реализовывать их в налоговых правоотношениях. Определения налоговой правосубъектности законодательство о налогах и сборах не содержит.

В литературе встречаются следующие определения налоговой правосубъектности, которые содержательно очень близки:

это установленная нормами налогового права способность быть носителем юридических прав и обязанностей в сфере организационно-имущественных и организационных отношений по установлению, введению и уплате налогов и сборов, а также в иных отношениях, неразрывно связанных с перечисленными. В частности, налоговая правосубъектность также может предоставлять лицу способность участвовать в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также в иных отношениях, входящих в предмет налогового права [1, с. 177];

признание за лицом способности выступать носителем тех или иных субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения, т.е. участвовать в налоговых правоотношениях [3, с. 157];

установленная государством способность лица иметь права и обязанности в сфере налогообложения, осуществлять их своими действиями и нести ответственность за нарушение своих публичных обязанностей [5, с. 68];

совокупность качественных характеристик, определяющих возможность лица выступать как стороне в налоговых правоотношениях [8, с. 123].

Часто в научной юридической литературе не дается самостоятельное определение налоговой правосубъектности, а формулируются отдельные дефиниции для налоговой правоспособности и налоговой дееспособности как составляющих налоговую правосубъектность.

В целом можно сказать, что под налоговой правоспособностью понимают способность лица быть носителем субъективного права и юридических обязанностей в налоговых отношениях [см., напр., 8, с. 123; 5, с. 67; и др.], а под налоговой дееспособностью понимают способность самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности в налоговых отношениях [см., напр., 8, с. 124 и др.].

Среди иных встречающихся в литературе определений можно выделить следующие.

Под налоговой правоспособностью понимают:

способность субъекта иметь права и обязанности по поводу уплаты налогов, предусмотренная нормами налогового права, называется налоговой правоспособностью. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность прав и обязанностей, которыми субъекты могут обладать в соответствии с действующим законодательством в отношениях по поводу установления, изменения, отмены налоговых платежей, их уплаты или взыскания с целью формирования доходной части бюджетов [9, с. 10];

социально-юридическое свойство, которым государство наделяет лицо в соответствии с потребностями общественного развития в области налоговых отношений. Автор отмечает, что правосубъектность выступает мерой, юридически фиксирующей границы, в пределах которых налогоплательщик наделяется способностью иметь права и нести обязанности [10, с. 33];

предусмотренная нормами налогового права способность иметь субъективные права и обязанности по поводу реализации налоговой обязанности [6, с. 234].

Необходимо отметить, что в публичных правоотношениях правоспособность реализуется прежде всего через юридические обязанности. При этом вступить в конкретное правоотношение и стать его субъектом возможно лишь при наличии связи между правосубъектностью и субъективными правами и обязанностями, выраженной юридическими фактами, закрепленными в нормативно-правовых актах и позволяющими реализовать эти права и обязанности.

Под налоговой дееспособностью понимают:

способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства [3, с. 158];

способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать налоговые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию [7, с. 225];

предусмотренная нормами налогового права способность субъектов своими действиями создавать и реализовывать субъективные права и обязанности, связанные с реализацией налоговой обязанности в целом [6, с. 237-238].

Правосубъектность юридических лиц (организаций) возникает с момента их регистрации и связана с приобретением юридическим лицом гражданской правосубъектности и некоторой имущественной обособленностью организации - налогоплательщика. У физических лиц налоговая правоспособность возникает с момента рождения.

Д.В. Винницкий считает, что налоговая правосубъектность (как и налоговая правоспособность) любого субъекта налогового права всегда является специальной, т.е. субъекты налоговых отношений могут быть участниками лишь определенного круга правоотношений в рамках определенной отрасли права [2, с. 11]. При этом он выделяет частную и публичную налоговую правосубъектность. Частная правосубъектность - это предусмотренная законодательством способность индивидуальных и коллективных субъектов, руководствуясь частным интересом и подчиняясь в установленным законом случаях публичному интересу, выступать в качестве функционально подчиненных субъектов. Публичная правосубъектность - это способность и одновременно обязанность государственных и муниципальных органов и общественно-территориальных образований, руководствуясь на основании закона публичным интересом и имеющими публичное значение частными интересами, выступать в качестве управомоченной стороны, обладающей властными полномочиями в налоговых отношениях [2, с. 18-19].

Возраст налоговой дееспособности физических лиц в законодательстве о налогах и сборах не установлен, в связи с чем в литературе ведутся споры о моменте возникновения налоговой дееспособности физических лиц.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой" отмечено, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Семейным кодексом РФ устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ). Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц.

Таким образом, можно сделать вывод, что полная налоговая дееспособность физического лица с точки зрения Конституционного Суда РФ наступает лишь по достижении физическим лицом 18 лет.

Однако в литературе высказываются и иные мнения по данному вопросу. Так, М.В. Карасева связывает возникновение у физического лица налоговой дееспособности с моментом возникновения у него дееспособности по гражданскому и трудовому праву (пусть неполной),а именно - с 14 лет, когда у налогоплательщика возникает, по мнению автора, возможность реализовать свои налоговые права и обязанности без согласия законных представителей [4, с. 42-43]. М.Ю. Орлов также полагает, что поскольку право самостоятельно распоряжаться своими доходами возникает у физического лица в момент достижения им 14 лет, то с этого возраста можно считать, что наступает налоговая дееспособность [8, с. 125]. Также высказывается точка зрения о достижении физическим лицом налоговой дееспособности в 16 лет. Это может быть обосновано тем, что по достижении 16 лет на налогоплательщика - физическое лицо законодательством налагается обязанность лично нести ответственность за совершенные правонарушения [11, с. 101-102].

Д.В. Винницкий отмечает, что свою налоговую дееспособность организация может реализовать лишь через свои органы управления и законных или уполномоченных представителей, поскольку действия руководителя организации будут рассматриваться как действия самой организации, а вина юридического лица определяется в зависимости от вины ее должностных лиц [2, с. 113-116].

В литературе отмечается определенная двойственность дееспособности физических и юридических лиц - у физических лиц предполагается четкое разграничение правоспособности и дееспособности, когда последняя имеет самостоятельное значение особого качества субъекта отношений, отделимого от правоспособности и, как правило, позднее формирующегося, а у юридических лиц легализация правоспособности происходит обычно одновременно с признанием правосубъектности лица, и налоговая дееспособность практически неотделима от правоспособности [6, с. 237].

Возраст налоговой деликтоспособности физических лиц, т.е. установленной государством способности лица нести ответственность за совершение налоговых правонарушений и нарушений налогового законодательства [5, с. 68], установлен в ст. 107 Налогового кодекса РФ, которая закрепляет, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с 16-летнего возраста. До достижения физическим лицом этого возраста ответственность за неисполнение им своих налоговых обязанностей несут его законные представители.

1. Белых В.С., Винницкий Д.В. Налоговое право России: Краткий учебный курс. М., 2004.

2. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000.

3. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие. М., 2006.

4. Карасева М.В. С какого возраста гражданин может быть субъектом налогового правоотношения? // Российская юстиция. 1996. N 6. С. 42-43.

5. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева (автор главы Ногина О.А.). М., 2001.

6. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М., 2009.

7. Налоговое право России. Учебник для вузов. / Отв. ред. Крохина Ю.А. (автор главы Крохина Ю.А.). М., 2004.

8. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.

9. Перепелица М.А. Правовое регулирование статуса плательщиков налогов и сборов в Украине: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Харьков, 2001.

10. Сергиенко Р.А. Налоговая правосубъектность организации // Финансовое право. 2002, N 2. С. 33-38.

11. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение (теоретико-правовой аспект): Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2003.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Приступая к рассмотрению данного вопроса необходимо учесть следующие обстоятельства:

1. налогово – правовой статус налогоплательщиков является базовым по отношению иных невластных участников налоговых правоотношений, особенно налоговых агентов и плательщиков сборов, правовое положение которых отличается в основном содержанием выполняемых ими обязанностей, что не изменяет объема и качества их прав и гарантий. Вследствие этого, во избежание многословия, в дальнейшем тексте речь пойдет о налогоплательщиках без повторений и оговорок в отношении налоговых агентов и плательщиков сборов, если это не имеет принципиального значения для их статуса;

2. правовой статус иных обязанных лиц, вопрос о составе которых был рассмотрен в предыдущей теме, определяется в основном довольно узкими специфическими обязанностями, которые возложены на них законом и достаточно четко сформулированы, вследствие чего он (статус) не нуждается в дополнительном анализе за исключением отдельных его элементов, входящих в предмет вопросов, отнесенных в раздел налогового учета и контроля;

3. налогово - правовой статус налогоплательщиков реализуется в системе налогового администрирования, которое является разновидностью государственного управления, поэтому к нему применимы основы административного права.

Возможность того или иного субъекта быть участником налоговых правоотношений определяется его специальной налоговой правосубъектностью, которую можно определить как совокупность налоговых правоспособности, дееспособности и деликтоспособности, которые возникают при наличии у них объектов и иных элементов налогообложения. Налоговая правоспособность — это свойство (признак) субъектов налогового права, которое проявляется в их способности иметь субъективные права и обязанности в налоговых правоотношениях. Причем ее особенностью является возложение налоговой обязанности на граждан Конституцией РФ и налоговым законодательством.

Дееспособность физических лиц, понимаемая как их способность реализовывать права и обязанности своими действиями в налоговом праве, имеет ту особенность, что она реализуется в правоотношениях по исполнению налоговой обязанности, причем она (обязанность) может быть в соответствии с законом адресована иным лицам (опекунам, попечителям, родителям и др.), которые обязаны платить налоги с доходов (имущества), недееспособного налогоплательщика (малолетнего, страдающего психическими заболеваниями, признанного ограниченно дееспособным и т. д.). Подобное переложение обязанности происходит при получении наследства, реорганизации юридических лиц, когда уплатить налоги обязан наследник или правопреемник. При ликвидации организации эта обязанность возлагается на ликвидационную комиссию (ст. ст. 49, 50, 51 НК РФ).

Налоговая деликтоспособность — это способность нести юридическую ответственность за нарушения налогового законодательства. В зависимости от ее вида. Налоговые санкции, уголовные и административные наказания могут применятся к физическим лицам по достижении ими 16 ти лет (ст. 107 НК РФ, ст. 2.3 КоАП РФ, ст. 20 УК РФ). Лица, достигшие 14ти лет, могут привлекаться к уголовной ответственности за совершение отдельных видов преступлений, прямо указанных в ч. 2 ст. 20 УК РФ.1

Базовые статусные элементы субъектов, касающиеся прав, обязанностей, гарантий и ответственности являются общими для всех налогоплательщиков. Однако наполнение обязанностей конкретным содержанием зависит от особенностей их положения в качестве плательщиков того или иного налога и сбора, налоговых агентов или иных обязанных лиц. Вследствие этого налогово - правовой статус плательщика НДС будет отличаться от статуса плательщика НДФЛ, который, в свою очередь, будет существенно отличаться от статуса плательщика налога на имущество или налогового агента и т. д. Однако это отличие носит, преимущественно «технологический» характер и проявляется в обязанности налогоплательщиков совершать действия по учету объектов, исчислению и уплате соответствующих налогов и сборов и другие действия, в порядке и сроки, установленные в НК РФ, применительно к виду уплачиваемого налога или сбора. Например, налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности подпадающих и не подпадающих под налоговый режим ЕНВД (п. 7 ст. 346-26 НК РФ), что не обязан делать налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения или действующий в режиме СРП.

Важное значение для наполнения налогово - правового статуса физических лиц и организаций имеет налоговое законодательство субъектов Федерации и нормативно – правовые акты органов местного самоуправления, в которых находят закрепление существенные особенности исполнения обязанности по исчислению и уплате местных налогов и сборов. Такие как, размер ставок региональных и местных налогов и сборов, от чего зависит размер налогового оклада, количество и качество налоговых льгот, сроки уплаты налогов и сборов и другие элементы. Фактически отмечается трехуровневость нормативно – правового установления и регулирования налогово - правового статуса налогоплательщиков, что соответствует статьям 72 и 132 Конституции Российской Федерации, в которых закреплено совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов вопросов установления общих принципов налогообложения и право местного самоуправления на установление местных налогов и сборов. Более полное и последовательное развитие эти конституционно – правовые нормы получили в п. 4, 5 ст.1, ст. 12 и других правовых нормах НК РФ, в которых определено содержание и, что особенно важно, пределы полномочий федеральных, региональных и местных уровней публичной власти при установлении налогов и сборов и, как следствие этого, в регулировании статусных вопросов, касающихся детализации обязанностей налогоплательщиков по исчислению и уплате региональных и местных налогов и сборов.




Следует отметить, что акты законодательства о налогах и сборах, принятые на любом уровне государственной власти или местного самоуправления, которые отменяют, ограничивают права налогоплательщиков или полномочия налоговых органов, установленные в НК РФ признаются не соответствующими Налоговому кодексу РФ, что создает дополнительные условия обеспечения налогово – правового статуса субъектов налогообложения, который не может быть «местечковым» в принципе, так как его основополагающие, базовые элементы (права, обязанности, гарантии и ответственность) закреплены в Конституции и НК РФ.

Налогово-правовой статус как совокупность прав, обязанностей ответственности и гарантий физических лиц и организаций в налоговых правоотношениях закреплен в ст. ст. 21–29 НК РФ и других правовых нормах законодательства о налогах и сборах. Особенности реализации тех или иных прав (например, права на возмещение НДС) и обязанностей налогоплательщиков регламентируются в правовых нормах части 2 НК РФ актах законодательства о налогах и сбора субъектов Федерации и местного самоуправления применительно к каждому виду налогов.

Права налогоплательщиков

Всю совокупность прав налогоплательщиков можно структурировать по нескольким группам:

- право на оптимизацию налогов;

- право на самозащиту своих прав.

Первая группа включает в себя право налогоплательщиков на информацию.

В соответствии с п. 1 подп. 1, 2 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право:

получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от финансовых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

- кроме того, сведения и другая информация о действующих федеральных, региональных и местных налогах и сборах и об изменениях в налоговом законодательстве регулярно публикуются в официальных изданиях Министерства финансов, ФНС России, региональных органов государственной власти и местного самоуправления и в других средствах массовой информации.

Впервые в российском законодательстве информационные права налогоплательщика не только прямо закреплены в законе (ст. 21 НК РФ), но и реально обеспечены нормативным установлением правового механизма их реализации и защиты[86]. Праву налогоплательщиков на информацию по вопросам налогообложения корреспондирует обязанность налоговых органов проводить разъяснительную работу с ними о действующем налоговом законодательстве и его применению, давать письменные разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов. Это довольно широкий круг информационных услуг, которые обязаны предоставлять налоговые органы бесплатно, что требует организационного, ресурсного и кадрового обеспечения этой дополнительной работы и влечет удорожание процесса налогового администрирования целом. Не исключено, что подобные соображения легли в основу предложений некоторых авторов о возможности введения платного консультирования налоговыми органами физических лиц и организаций по вопросам налогообложения.[87]

Существенно дополняются административно-процессуальные права налогоплательщиков, закрепленные в ст. ст. 87–103 НК РФ, других правовых нормах и актах законодательства о налогах и сборах. Реализуется эта группа прав в процессе контрольной – надзорной деятельности налоговых органов при осуществлении ими учета налогоплательщиков, проведении камеральных и выездных проверок, совместной сверке размера излишне уплаченных налогов (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Закреплённое в ранее действующих редакциях НК РФ юридически мало содержательное право налогоплательщика присутствовать при проведении налоговой проверки и рассмотрении её материалов в действующих в настоящее время правовых нормах НК РФ наполнено конкретным содержанием в правовой форме его участия при осуществлении мероприятий налогового контроля, рассмотрении материалов проверки и вынесении решения по делу.

В частности, в ходе налогового контроля налогоплательщик имеет право: требовать предоставления документов, удостоверяющих личность, должностное положение и полномочия проверяющих сотрудников налоговых органов; представлять документы и давать пояснения по существу проверки, заявлять ходатайства, задавать вопросы, вносить предложения для занесения в протоколы проверочных действий и акты, получать экземпляр акта налоговой проверки или акта о правонарушении, приносить свои возражения по их содержанию, получать копии решений по вопросам исполнения налоговой обязанности, например, решения о взыскании налоговой недоимки и пеней (штрафов) за счет денежных средств, находящихся на его счетах в банках; лично участвовать при рассмотрении акта и других материалов проверки или дела о налоговом правонарушении и т.д.

Вместе с тем, следует отметить, что административно-процессуальная группа прав налогоплательщиков урегулирована в законодательстве фрагментарно, не полно и не последовательно, что создает предпосылки к нарушениям законодательства в процессе производства по делам налоговых проверок.

В целях самозащиты своих прав налогоплательщик имеет право: не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц; требовать соблюдения законности, налоговой тайны и уважительного к себе отношения, возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц; обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц. Реализация правомочий по самозащите своих прав осуществляется в порядке, установленном налоговым, административным и гражданским законодательствами.

Спорным является право налогоплательщиков на минимизацию налогов, под которой понимается уменьшение налоговых платежей по основаниям, закреплённым в налоговом законодательстве. То есть – это, по сути, один из структурных элементов, которые составляют содержание налогово – правового статуса налогоплательщиков.

В НК РФ право на минимизацию налогов прямо не закреплено, однако анализ правовых норм Конституции, п.п. 3, 4 ст. 21 и ст. 56 НК РФ, правовых норм других актов законодательства о налогах и сборах, позволяет сделать вывод о наличии нормативного установления отдельных элементов этого субъективного права, в содержание которого входят:

- обязанность платить лишь законно установленные налоги и сборы, следовательно, право не платить незаконно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

- право на изменение сроков уплаты налогов (ст. ст. 61–68 НК РФ);

- право на зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных налогов и сборов (ст. ст. 78–79 НК РФ);

- право на выбор своей учетной политики (ст. ст. 271–274 НК РФ), места, вида и организационно-правовых форм деятельности с учетом своих налоговых интересов;

- право на использование налоговых льгот (п.п. 3, 4 ст. 21; ст. 56 НК РФ);

- право на применение специальных налоговых режимов, более простых и выгодных налогоплательщикам. Таких, как налоговые режимы ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН;

- право на списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ) и реструктуризацию налоговой задолжности.2

Не бесспорным представляется утверждение о том, что в целях минимизации платежей и получения налоговой выгоды, возможно использование налогоплательщиком неточностей, пробелов, противоречий и других коллизий, имеющихся в налоговом законодательстве. В подобных случаях необходимо руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Обязанности налогоплательщиков, закрепленные в ст. 23 НК РФ и других актах законодательства о налогах и сборах, реализуются при активном содействии налоговых и финансовых органов, которые создают условия наиболее благоприятные для их полного и своевременного исполнения обязанными лицами.

В числе таких условий следует выделить: упрощение процедуры постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе; перевод на электронный формат документооборота; создание личного кабинета налогоплательщика в рунете; упрощение налогового учёта доходов, расходов, транспортных средств и других объектов; усиление стимулирующей и регулирующей роли налогов; снижение налоговой нагрузки на экономику; сокращение административных барьеров и формирование партнёрских отношений с налогоплательщиками; установление ПСН; расширение и уточнение статуса взаимозависимых лиц и другие условия.

В заключение отметим, что как налогоплательщик, так и иной субъект могут быть участниками нескольких правоотношений в разных лицах с различными правами и обязанностями. К примеру, все организации одновременно являются налогоплательщиками и налоговыми агентами, учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней (регистрационная палата) выступает в трех лицах: налогоплательщика, налогового агента и лица, обязанного представлять сведения о недвижимости и сделках с ней и т. д.

Момент возникновения правоспособность:

o возникает с момента их рождения и сопровождает субъектов до смерти. П.: случаи оставления наследства, получение активов по договору дарения.

o применительно к дееспособности:

Если правоспособность возникает с рождения, то очевидно, что в неоторых правоотношениях человек может участвовать лишь в опр возрасте, наступления возраста половой социальной взрослости, т.е. после некоторого периода взросления. В результате создается разрыв между моментом возникновения правоспособности и, когда мы можем придать лицу статус дееспособного.

Подходы:

1. с 14 лет. Одна из основных теорий в НП. Базу создает то обстоятельство, что основные гр. и трудовые активы (з/п, доход по сделкам) в соответствии с российским законодательством лицо может получать с 14 лет.

Ряд авторов считают, что дееспособность в налоговой сфере неразрывно связана с гражданской и трудовой дееспособностью (т.е. с того момента как может начать работать совершать сделки). Общая планка: 14 лет! Проблема: разрыв между 14 лет и 16 лет – возраст наступления деликтоспособности. Обеспечить можно посредством применения пени, штрафов, но как обеспечить, если лицу не 16 лет, когда он может нести ответственность. Аппарат принуждения отсутствует.

2. с 16 лет. Превалирующий подход. Устойчивость подхода, т.к. с момент налоговой дееспособности связывается и совпадает с моментом возникновения налоговой деликтоспособности (ст. 107 лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет).

Но вопрос: как быть с субъектом до 16 лет. (с 14 – 16). Исходить из статьи 27: плательщик САМ м. участвовать. Т.е. если в 10 лет все правомерно совершил действия – молодец. Если не может до 16 лет сам – привлекаются законные представители. Черепанов: до 16 – недееспособны.

3. с 18 лет.Менее распространен. Но он связан с классической теорией общеправового подхода о наступлении дееспособности с 18 - летнего возраста. Отсылка есть в актах КС от 13.03.2008, ВС несколько раз упоминал и Письма налоговых органов.

Первая причина: разрыв с 16 лет опять (см п 1), плюс 18 лет – достаточно поздно, лицо работает, получает выплаты, обладает серьезными имущест. активами.

Налоговое законодательство, в отличие от гр. зконодательства, не проводит четкой градации в зависимости от объема их дееспособности. Нет деления на малолетних, ограниченно дееспособных и т.д.

При сугубо формальной теории все субъекты по второй теории делятся на недееспособных до 16 и дееспособных после 16. Возникает необходимость восполнения недееспособности лиц, не достигших 16-летного возраста посредством других субъектов, аналогично гр. законодательству, где привлекается институт законных представителей.

Статус законных представителей: о них фактически упоминается только в статье 27 НК, которая явл отсылочной нормой, и состав прав определяется гр. и семейный законодательством. Из нормы нельзя понять, насколько активно законные представители должны участвовать, в каком случае они должны выражать согласие на действия.

Обычно до 16 лет законные представители представляют лиц, а после… вдруг откажутся? Механизм есть только в 51 статье, но и то узкий случай. А так механизм привлечения законных представителей к налоговой ответственности отсутствует

Вывод: нет конкретных статей. Возможность участия законных представителей – 27 статья, и статья 51 – о недееспособных.

Налоговое законодательство мало внимания уделяет случаям неполной дееспособности (ограниченная частичная дееспособность)

При этом статья 45 НК предусматривает возможность налогоплательщиков всегда самостоятельно участвовать в налоговых отношениях, независимо от участия в них законного представителя.

Ст 27 НК трактуется расширительно - это не указание на субъектов, а реальная возможность привлечения законных представителей к действиям. Участие законных представителей – межотраслевой подход.

Юридические лица(могут быть организации, филиалы, представительства этих ЮЛ – как с/ст налогоплательщики, ин. лица, созданные по законодательству ин. государств)

Право- и дееспособность организаций возникает в один из следующих моментов:

1. с момента образования юридического лица (как правило, привязка к моменту её регистрации). Если ин. организация, то она может не регистрироваться по законодательству её страны. (Черепанов за это! Так как некоторые организации уклоняются от постановки на учет, но при этом выгоду то извлекают, выгодно считать, что правоспособность возникает с момента создания ЮЛ)

2. с момента постановки на налоговый учет (когда организация встает на налоговый учет, ей легче реализовать свои права и обязанности, т.о., если организация создана, но не состоит на учете, у нее все равно есть обязанность уплаты налогов).

Дееспособность реализуется посредством действия их органов в установленных законом случаях, либо их представительными органами.

Индивидуальные предприниматели точно по такой же схеме – с момента регистрации в качестве ИП, либо с момента фактического занятия предпринимательской деятельностью (чтобы лица не избегали уплаты налогов, просто не регистрируясь).

Организации: российские и иностранные организации

Налоговая правосубъектность отражает разницу между субъектами (частными, публичными) -> основная характеристика субъекта: какова их роль, значение, какой объем полномочий может оказать.

Ст 207: резидент – лицо, что пребывает 183 календарных дня в течение послед 12 месяцев.

Исключение: выезды за пределы до 6 месяцев на лечение и обучение,

+ командированные представители ОГВ, омсу и военнослужащие – всегда резиденты!

Органы гос. власти и ОМСУ: Для них характерно понятие компетенция, которое отличается от традиционных понятий право- дееспособности. К ним право – дееспособность не применяется.

Нельзя говорить о наборе специфических прав и обязанностей, а надо говорить о «полномочиях» или «правообязанности». Субъект не имеет возможности усмотрения, нет волевого аспекта


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Понятие правоспособности и дееспособности граждан

Основными характеристиками гражданина, в том числе несовершеннолетнего, как участника гражданско-правовых отношений, являются его правоспособность и дееспособность.

Гражданская правоспособность - это способность иметь права и обязанности. Она возникает в момент рождения и прекращается смертью. Правоспособность признается за всеми гражданами независимо от того, могут они осознавать свои действия и руководить ими или нет. В некоторых случаях правоспособностью обладает еще не рожденный ребенок: при предоставлении семье жилого помещения учитывается право на жилье будущего ребенка беременной женщины. Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Например, водитель, нарушивший правила дорожного движения, может быть лишен права управления транспортными средствами на несколько лет.

Гражданская дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Дееспособность наступает в полном объеме по достижении лицом восемнадцати лет. В предусмотренных законом случаях, когда гражданин вступает в брак до достижения им восемнадцати лет, он приобретает полную дееспособность с момента вступления в брак.

Виды дееспособности граждан

  • возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста
  • приобретается не достигшими совершеннолетия со времени вступления в брак

  • устанавливается судом в отношении совершеннолетних граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами

  • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет
  • малолетних в возрасте от 6 до 14 лет

  • устанавливается судом в отношении совершеннолетних граждан, которые вследствие психического расстройства здоровья не могут понимать значения своих действий или руководить ими

Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным гражданское законодательство связывает и с другими обстоятельствами. Так, несовершеннолетний, достигший шестнадцатилетнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, контракту или с согласия родителей (усыновителей, попечителя) занимается предпринимательской деятельностью.

Кроме полной дееспособности граждан, закон различает частичную и ограниченную дееспособность.

Различается дееспособность малолетних - в возрасте до четырнадцати лет. Они могут совершать мелкие бытовые сделки. Закон разрешает им распоряжаться средствами, предоставленными законным представителем или третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения. Другие сделки за малолетних совершают родители, усыновители или опекун. Они и несут ответственность по сделкам малолетнего в полном объеме, а также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Несовершеннолетние в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами, осуществлять права автора произведений литературы, науки, искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей деятельности, в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (покупать товары повседневного спроса, продукты питания). Остальные сделки они должны совершать с согласия родителей, усыновителей, попечителя.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние могут быть членами и учредителями кооперативных и общественных организаций (если это предусмотрено их уставами или законом).

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет несут ответственность за имущественный вред, причиненный их действиями. Однако если у них нет имущества или заработка, то ущерб возмещают родители или лица, их замещающие.

При достаточных основаниях суд по ходатайству заинтересованных лиц может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Основанием для этого может послужить неразумное использование своих средств, пьянство и т. д.

Дееспособность совершеннолетних граждан может быть ограничена лишь законом. Например, в судебном порядке ограничиваются в дееспособности лица, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими веществами, в связи с чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Над ними устанавливается попечительство.

Гражданин, который вследствие психического расстройства здоровья не способен понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособные, сделки совершает опекун.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам правоспособности и дееспособности в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Приступая к рассмотрению данного вопроса необходимо учесть следующие обстоятельства:

1. налогово – правовой статус налогоплательщиков является базовым по отношению иных невластных участников налоговых правоотношений, особенно налоговых агентов и плательщиков сборов, правовое положение которых отличается в основном содержанием выполняемых ими обязанностей, что не изменяет объема и качества их прав и гарантий. Вследствие этого, во избежание многословия, в дальнейшем тексте речь пойдет о налогоплательщиках без повторений и оговорок в отношении налоговых агентов и плательщиков сборов, если это не имеет принципиального значения для их статуса;

2. правовой статус иных обязанных лиц, вопрос о составе которых был рассмотрен в предыдущей теме, определяется в основном довольно узкими специфическими обязанностями, которые возложены на них законом и достаточно четко сформулированы, вследствие чего он (статус) не нуждается в дополнительном анализе за исключением отдельных его элементов, входящих в предмет вопросов, отнесенных в раздел налогового учета и контроля;

3. налогово - правовой статус налогоплательщиков реализуется в системе налогового администрирования, которое является разновидностью государственного управления, поэтому к нему применимы основы административного права.

Возможность того или иного субъекта быть участником налоговых правоотношений определяется его специальной налоговой правосубъектностью, которую можно определить как совокупность налоговых правоспособности, дееспособности и деликтоспособности, которые возникают при наличии у них объектов и иных элементов налогообложения. Налоговая правоспособность — это свойство (признак) субъектов налогового права, которое проявляется в их способности иметь субъективные права и обязанности в налоговых правоотношениях. Причем ее особенностью является возложение налоговой обязанности на граждан Конституцией РФ и налоговым законодательством.

Дееспособность физических лиц, понимаемая как их способность реализовывать права и обязанности своими действиями в налоговом праве, имеет ту особенность, что она реализуется в правоотношениях по исполнению налоговой обязанности, причем она (обязанность) может быть в соответствии с законом адресована иным лицам (опекунам, попечителям, родителям и др.), которые обязаны платить налоги с доходов (имущества), недееспособного налогоплательщика (малолетнего, страдающего психическими заболеваниями, признанного ограниченно дееспособным и т. д.). Подобное переложение обязанности происходит при получении наследства, реорганизации юридических лиц, когда уплатить налоги обязан наследник или правопреемник. При ликвидации организации эта обязанность возлагается на ликвидационную комиссию (ст. ст. 49, 50, 51 НК РФ).

Налоговая деликтоспособность — это способность нести юридическую ответственность за нарушения налогового законодательства. В зависимости от ее вида. Налоговые санкции, уголовные и административные наказания могут применятся к физическим лицам по достижении ими 16 ти лет (ст. 107 НК РФ, ст. 2.3 КоАП РФ, ст. 20 УК РФ). Лица, достигшие 14ти лет, могут привлекаться к уголовной ответственности за совершение отдельных видов преступлений, прямо указанных в ч. 2 ст. 20 УК РФ.1

Базовые статусные элементы субъектов, касающиеся прав, обязанностей, гарантий и ответственности являются общими для всех налогоплательщиков. Однако наполнение обязанностей конкретным содержанием зависит от особенностей их положения в качестве плательщиков того или иного налога и сбора, налоговых агентов или иных обязанных лиц. Вследствие этого налогово - правовой статус плательщика НДС будет отличаться от статуса плательщика НДФЛ, который, в свою очередь, будет существенно отличаться от статуса плательщика налога на имущество или налогового агента и т. д. Однако это отличие носит, преимущественно «технологический» характер и проявляется в обязанности налогоплательщиков совершать действия по учету объектов, исчислению и уплате соответствующих налогов и сборов и другие действия, в порядке и сроки, установленные в НК РФ, применительно к виду уплачиваемого налога или сбора. Например, налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности подпадающих и не подпадающих под налоговый режим ЕНВД (п. 7 ст. 346-26 НК РФ), что не обязан делать налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения или действующий в режиме СРП.

Важное значение для наполнения налогово - правового статуса физических лиц и организаций имеет налоговое законодательство субъектов Федерации и нормативно – правовые акты органов местного самоуправления, в которых находят закрепление существенные особенности исполнения обязанности по исчислению и уплате местных налогов и сборов. Такие как, размер ставок региональных и местных налогов и сборов, от чего зависит размер налогового оклада, количество и качество налоговых льгот, сроки уплаты налогов и сборов и другие элементы. Фактически отмечается трехуровневость нормативно – правового установления и регулирования налогово - правового статуса налогоплательщиков, что соответствует статьям 72 и 132 Конституции Российской Федерации, в которых закреплено совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов вопросов установления общих принципов налогообложения и право местного самоуправления на установление местных налогов и сборов. Более полное и последовательное развитие эти конституционно – правовые нормы получили в п. 4, 5 ст.1, ст. 12 и других правовых нормах НК РФ, в которых определено содержание и, что особенно важно, пределы полномочий федеральных, региональных и местных уровней публичной власти при установлении налогов и сборов и, как следствие этого, в регулировании статусных вопросов, касающихся детализации обязанностей налогоплательщиков по исчислению и уплате региональных и местных налогов и сборов.




Следует отметить, что акты законодательства о налогах и сборах, принятые на любом уровне государственной власти или местного самоуправления, которые отменяют, ограничивают права налогоплательщиков или полномочия налоговых органов, установленные в НК РФ признаются не соответствующими Налоговому кодексу РФ, что создает дополнительные условия обеспечения налогово – правового статуса субъектов налогообложения, который не может быть «местечковым» в принципе, так как его основополагающие, базовые элементы (права, обязанности, гарантии и ответственность) закреплены в Конституции и НК РФ.

Налогово-правовой статус как совокупность прав, обязанностей ответственности и гарантий физических лиц и организаций в налоговых правоотношениях закреплен в ст. ст. 21–29 НК РФ и других правовых нормах законодательства о налогах и сборах. Особенности реализации тех или иных прав (например, права на возмещение НДС) и обязанностей налогоплательщиков регламентируются в правовых нормах части 2 НК РФ актах законодательства о налогах и сбора субъектов Федерации и местного самоуправления применительно к каждому виду налогов.

Права налогоплательщиков

Всю совокупность прав налогоплательщиков можно структурировать по нескольким группам:

- право на оптимизацию налогов;

- право на самозащиту своих прав.

Первая группа включает в себя право налогоплательщиков на информацию.

В соответствии с п. 1 подп. 1, 2 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право:

получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от финансовых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

- кроме того, сведения и другая информация о действующих федеральных, региональных и местных налогах и сборах и об изменениях в налоговом законодательстве регулярно публикуются в официальных изданиях Министерства финансов, ФНС России, региональных органов государственной власти и местного самоуправления и в других средствах массовой информации.

Впервые в российском законодательстве информационные права налогоплательщика не только прямо закреплены в законе (ст. 21 НК РФ), но и реально обеспечены нормативным установлением правового механизма их реализации и защиты[86]. Праву налогоплательщиков на информацию по вопросам налогообложения корреспондирует обязанность налоговых органов проводить разъяснительную работу с ними о действующем налоговом законодательстве и его применению, давать письменные разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов. Это довольно широкий круг информационных услуг, которые обязаны предоставлять налоговые органы бесплатно, что требует организационного, ресурсного и кадрового обеспечения этой дополнительной работы и влечет удорожание процесса налогового администрирования целом. Не исключено, что подобные соображения легли в основу предложений некоторых авторов о возможности введения платного консультирования налоговыми органами физических лиц и организаций по вопросам налогообложения.[87]

Существенно дополняются административно-процессуальные права налогоплательщиков, закрепленные в ст. ст. 87–103 НК РФ, других правовых нормах и актах законодательства о налогах и сборах. Реализуется эта группа прав в процессе контрольной – надзорной деятельности налоговых органов при осуществлении ими учета налогоплательщиков, проведении камеральных и выездных проверок, совместной сверке размера излишне уплаченных налогов (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Закреплённое в ранее действующих редакциях НК РФ юридически мало содержательное право налогоплательщика присутствовать при проведении налоговой проверки и рассмотрении её материалов в действующих в настоящее время правовых нормах НК РФ наполнено конкретным содержанием в правовой форме его участия при осуществлении мероприятий налогового контроля, рассмотрении материалов проверки и вынесении решения по делу.

В частности, в ходе налогового контроля налогоплательщик имеет право: требовать предоставления документов, удостоверяющих личность, должностное положение и полномочия проверяющих сотрудников налоговых органов; представлять документы и давать пояснения по существу проверки, заявлять ходатайства, задавать вопросы, вносить предложения для занесения в протоколы проверочных действий и акты, получать экземпляр акта налоговой проверки или акта о правонарушении, приносить свои возражения по их содержанию, получать копии решений по вопросам исполнения налоговой обязанности, например, решения о взыскании налоговой недоимки и пеней (штрафов) за счет денежных средств, находящихся на его счетах в банках; лично участвовать при рассмотрении акта и других материалов проверки или дела о налоговом правонарушении и т.д.

Вместе с тем, следует отметить, что административно-процессуальная группа прав налогоплательщиков урегулирована в законодательстве фрагментарно, не полно и не последовательно, что создает предпосылки к нарушениям законодательства в процессе производства по делам налоговых проверок.

В целях самозащиты своих прав налогоплательщик имеет право: не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц; требовать соблюдения законности, налоговой тайны и уважительного к себе отношения, возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц; обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц. Реализация правомочий по самозащите своих прав осуществляется в порядке, установленном налоговым, административным и гражданским законодательствами.

Спорным является право налогоплательщиков на минимизацию налогов, под которой понимается уменьшение налоговых платежей по основаниям, закреплённым в налоговом законодательстве. То есть – это, по сути, один из структурных элементов, которые составляют содержание налогово – правового статуса налогоплательщиков.

В НК РФ право на минимизацию налогов прямо не закреплено, однако анализ правовых норм Конституции, п.п. 3, 4 ст. 21 и ст. 56 НК РФ, правовых норм других актов законодательства о налогах и сборах, позволяет сделать вывод о наличии нормативного установления отдельных элементов этого субъективного права, в содержание которого входят:

- обязанность платить лишь законно установленные налоги и сборы, следовательно, право не платить незаконно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

- право на изменение сроков уплаты налогов (ст. ст. 61–68 НК РФ);

- право на зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных налогов и сборов (ст. ст. 78–79 НК РФ);

- право на выбор своей учетной политики (ст. ст. 271–274 НК РФ), места, вида и организационно-правовых форм деятельности с учетом своих налоговых интересов;

- право на использование налоговых льгот (п.п. 3, 4 ст. 21; ст. 56 НК РФ);

- право на применение специальных налоговых режимов, более простых и выгодных налогоплательщикам. Таких, как налоговые режимы ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН;

- право на списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ) и реструктуризацию налоговой задолжности.2

Не бесспорным представляется утверждение о том, что в целях минимизации платежей и получения налоговой выгоды, возможно использование налогоплательщиком неточностей, пробелов, противоречий и других коллизий, имеющихся в налоговом законодательстве. В подобных случаях необходимо руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Обязанности налогоплательщиков, закрепленные в ст. 23 НК РФ и других актах законодательства о налогах и сборах, реализуются при активном содействии налоговых и финансовых органов, которые создают условия наиболее благоприятные для их полного и своевременного исполнения обязанными лицами.

В числе таких условий следует выделить: упрощение процедуры постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе; перевод на электронный формат документооборота; создание личного кабинета налогоплательщика в рунете; упрощение налогового учёта доходов, расходов, транспортных средств и других объектов; усиление стимулирующей и регулирующей роли налогов; снижение налоговой нагрузки на экономику; сокращение административных барьеров и формирование партнёрских отношений с налогоплательщиками; установление ПСН; расширение и уточнение статуса взаимозависимых лиц и другие условия.

В заключение отметим, что как налогоплательщик, так и иной субъект могут быть участниками нескольких правоотношений в разных лицах с различными правами и обязанностями. К примеру, все организации одновременно являются налогоплательщиками и налоговыми агентами, учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней (регистрационная палата) выступает в трех лицах: налогоплательщика, налогового агента и лица, обязанного представлять сведения о недвижимости и сделках с ней и т. д.

Читайте также: