Декларация по экологическому налогу

Опубликовано: 07.05.2024


  • Форма декларации НВОС за 2020 год
  • Ставки платы за НВОС для отчета в 2021 году
  • Сроки отчетности по НВОС-2021 и особенности ее подачи
  • Итоги

Форма декларации НВОС за 2020 год

Декларация по НВОС — документ, оформляемый 1 раз по итогам года. Форма декларации по НВОС, представляемой в 2021 году за 2020 год, утверждена приказом Минприроды от 10.12.2020 № 1043.

Новый формуляр обязателен к применению с 15.01.2021. Бланк декларации из приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3 в ред. приказа от 30.12.2019 № 899 утратил силу.

Какие новшества в отношении декларации по НВОС вступили в силу с 15.01.2021, читайте здесь.

Рассмотрим порядок оформления декларации НВОС за 2020 год.

Помимо титульного листа и листа, с разбивкой по видам платы и отражающего процесс получения из рассчитанной суммы той ее величины, которая должна быть фактически уплачена плательщиком или возвращена ему, декларация включает в себя разделы для расчета платы, посвященные вычислению платежей:

  • по выбросам в атмосферу от стационарных источников (раздел 1);
  • по продуктам от сжигания или рассеивания попутного газа нефтяных месторождений в пределах допустимого его объема (раздел 1.1) и сверх этого объема (раздел 1.2);
  • по сбросам в водные объекты (раздел 2);
  • за размещение отходов, образующихся на объектах (раздел 3) и размещаемых операторами (раздел 3.1).

Каждый из перечисленных разделов заполняется при наличии у отчитывающегося лица оснований для этого.

Правила заполнения декларации подробно описаны в примечаниях к ее бланку и содержат:

  • указания на лиц, обязанных заполнять каждый из разделов;
  • источники сведений, из которых берется конкретная информация;
  • описание особенностей отражения данных, вносимых в каждую из строк (граф) отчета;
  • расчетные формулы;
  • значения применяемых в расчете коэффициентов;
  • соотношения, по которым возможна проверка корректности внесения данных в раздел.

Образец заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год есть в КонсультантПлюс. Скачайте образец, получив бесплатный пробный демо-доступ к системе К+:


Подробнее об исходных данных, участвующих в расчете платы за НВОС, читайте в этой статье.

Ставки платы за НВОС для отчета в 2021 году

Величину ставок, применяемых для расчета в 2021 году платы за НВОС за 2020 год, определяет постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. постановления от 24.01.2020 № 39).

Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:

  • стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
  • осуществляющих сбросы в водные объекты;
  • дающих отходы производства и потребления.

Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах.

Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При заполнении декларации за 2020 год используйте ставки платы за 2018 год с использованием дополнительного коэффициента 1,08 (Постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). А ставка платы за НВОС по твердым коммунальным отходам "заморожена" на отметке 95 руб. до конца 2023 года (постановление Правительства от 16.02.2019 № 156).

Сроки отчетности по НВОС-2021 и особенности ее подачи

Сдать декларацию в орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, нужно не позднее 10 марта года, идущего вслед за отчетным (п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Для декларации по НВОС перенос срока в связи с выходными и праздничными днями не предусмотрен. В 2021 году 10 марта — рабочий вторник. Поэтому отчитаться за 2020 год нужно не позднее окончательного срока - 10.03.2021.

Предпочтительным для принимающего отчетность органа способом ее подачи является электронный (пп. 4, 5 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Представление на бумаге допускается, но, скорее, как исключение для случаев, когда у отчитывающегося лица:

  • отсутствует электронная подпись;
  • нет технической возможности для подключения к интернету;
  • размер платы, начисленной за предшествующий год, не превышает 25 тыс. руб. (но и здесь желательна параллельная подача данных на электронном носителе).

ВНИМАНИЕ! С 15.01.2021 отсутствие интернета не является основанием для сдачи декларации на бумажном носителе.

Бумажную декларацию подают в территориальный орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, по месту учета объекта (или нескольких объектов), в отношении которого составляется отчетность. Если объект попадает на территорию разных субъектов РФ, то оформляются разные декларации (для каждого из регионов). Сдать бумажный отчет можно, принеся его в соответствующий орган или отправив по почте (с уведомлением и описью вложения).

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали сумму платежа. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе и бесплатно переходите к расчетному примеру.

Дата приема декларации зависит от способа ее сдачи. Ею будет считаться:

  • при электронной отправке — дата регистрации отчета в принимающем органе;
  • при сдаче бумажного варианта, принесенного в принимающий орган, — дата проставленной отметки о получении;
  • при отправке по почте — дата, содержащаяся на почтовом штемпеле.

К декларации прилагают:

  • список документов по расходам на снижение НВОС, дающим право на корректировку размера платы;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего или представляющего декларацию, если это делается представителем.

До истечения срока, определенного как крайний для подачи декларации, допускается подача ее уточненного варианта, если в представленных сведениях самостоятельно обнаружены ошибки.

Итоги

Декларацию по платежам за НВОС за 2020 год сдают на бланке из приказа Минприроды от 10.12.2020 № 1043. При этом расчеты платы нужно осуществлять по изменившимся ставкам. Отчетность проверяющий орган предпочитает получать электронно. Срок ее представления — не позднее 10.03.2021.


В соответствии с нормами ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах II категории объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), необходимо представление декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС).

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. При этом внесение изменений в указанный документ осуществляется одновременно с актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду является новым требованием законодательства. Требование о необходимости ее представления для объектов II категории НВОС вступило в силу с 1 января 2019 г.

Для объектов I, III и IV категорий НВОС представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.

Разработка декларации о воздействии на окружающую среду регламентируется Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

В состав декларации о воздействии на окружающую среду в качестве приложений входят расчет нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух и расчет нормативов допустимых сбросов в окружающую среду, а также раздел, который в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Помимо перечисленного, декларация о воздействии на окружающую среду включает информацию о реализации природоохранных мероприятий, данные об авариях и инцидентах, информацию о программе производственного экологического контроля, описание вида основной деятельности, объем производимой продукции и другую информацию.

Важным является вопрос о том, в какие именно сроки необходимо подготовить и подать декларацию о воздействии на окружающую среду.

Необходимые сведения содержатся в Федеральном законе от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, законом установлено, что для объектов II категории НВОС необходимо представить в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня срока истечения действия следующих документов:

  • разрешения и лимитов на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • разрешения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В настоящий момент целый ряд организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, оказались отнесены ко II категории НВОС. Данные организации ПНООЛР ранее не разрабатывали, исходя из особенностей действующего до 1 января 2019 г. законодательства.

При этом состав декларации о воздействии на окружающую среду, определенный Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509, включает раздел VI, который должен заполняться на основании ПНООЛР.

Важно то, что ПНООЛР не является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, то есть представляет собой отдельный документ!

Таким образом, для организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и отнесенных ко II категории НВОС, возникает необходимость незамедлительной разработки ПНООЛР с одновременной разработкой декларации о воздействии на окружающую среду.

Декларацию о воздействии на окружающую среду нужно разрабатывать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • экологи ГК «ЭКО ЦЕНТР» находятся в постоянном контакте с органами законодательной и исполнительной власти, первыми узнавая о возможных изменениях требований законодательства и определяя правильную реакцию на эти изменения;
  • наличие собственного лабораторного комплекса, состоящего из двух аккредитованных испытательных лабораторий, позволяет ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполнять инструментальные исследования быстро, качественно и с минимальными затратами;
  • проектирование ведется узкоспециализированными сотрудниками профильных отделов, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха и нормированием сбросов в водные объекты, разработанная декларация о воздействии на окружающую среду проходит обязательный нормоконтроль;
  • многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении расчетных методик, количественных и качественных характеристик выбросов и сбросов в окружающую среду;
  • в процессе проведения работ учитываются региональные требования (ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполняет проектные работы в области экологии по всей территории РФ);
  • в группе компаний работают признанные эксперты в сфере охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс «Воздух», разработанный сектором программных средств ГК «ЭКО ЦЕНТР», что позволяет выполнить работу быстрее путем автоматизации процессов;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При разработке декларации о воздействии на окружающую среду в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточные квалификация и опыт специалистов;
  • декларация о воздействии на окружающую среду составляется на основе ранее разработанных в разное время проектов ПДВ, НДС, ПНООЛР, в итоге данные в отчетных таблицах противоречат друг другу, а также расчетам, приведенным в приложениях;
  • из-за отсутствия опыта подрядчик выбирает неверное сочетание расчетных и инструментальных методов определения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, что приводит либо к перерасходу денежных средств при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, либо к претензиям со стороны органов надзора при проведении проверки;
  • отсутствие в структуре организации собственной лаборатории приводит к необходимости привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
  • проектировщики из-за территориальной удаленности от промышленной площадки заказчика отказываются выезжать на предприятие, в результате значительную часть работы приходится выполнять сотрудникам заказчика (фотофиксацию, определение систем вентиляции и точек сброса, обозначение на картографических материалах различных данных и т.д.);
  • при проведении расчетов нормативов выбросов и сбросов допускаются системные ошибки, что приводит к проблемам у заказчика при реализации в отношении него контрольно-надзорных мероприятий, в том числе к необходимости пересчета платы за негативное воздействие в сторону существенного увеличения;
  • особенности технологического процесса производства создают непреодолимые сложности для проектной организации при расчете количественных и качественных характеристик выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.

  • Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 31.2, п. 1)
  • Приказ Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»
Согласующие органы
  • Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора)
  • Уполномоченный орган субъекта РФ (для объектов регионального надзора)
Результат работ
  • Сданная в уполномоченный государственный орган декларация о воздействии на окружающую среду
Срок действия
  • 7 лет (при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников)
Ответственность
  • Ст. 8.5 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 80 тыс. руб.
  • Платежи за негативное воздействие на окружающую среду с повышающими коэффициентами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экологические платежи


Что происходит?

Кто должен сдать декларацию в 2017 году

Плату за загрязнение окружающей среды, в свою очередь, обязаны вносить в бюджет все организации и ИП, использующие в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. При этом применяемый налоговый режим (УСН, ОСНО или ЕНВД) никакого значения не имеет (ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ). Более того, не имеет значения на каком праве организации или ИП используют объект негативного воздействия (находится ли объект в собственности или в аренде).

Объекты негативного воздействия: какие они бывают

Категории объектов НВОЗ
КатегорияХарактеристика
I категория Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий.
II категория Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду.
III категория Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду.
IV категория Объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

  • находятся стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов в окружающую среду не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).
К таким объектам (4 категории) относятся, например, офисы.

Совет

Проверьте, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует организация или ИП, IV категории опасности. Росприроднадзор присваивает категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Соответственно, вы можете обратиться в подразделение Росприроднадзора и узнать класс своего объекта (если ранее вы вносили его в реестр). Если окажется, что у вас IV категория, то вам не нужно вносить плату и, разумеется, сдавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.


Срок внесения платы за 2016 год

Кто обязан вносить авансы

Новая форма декларации за 2016 год и срок сдачи


При этом стоит заметить, что с утверждением бланка новой декларации по НВОС в 2017 году произошла довольно странная ситуация. Дело в том, что новые форма декларации и порядок ее представления были зарегистрированы Минюстом России лишь 22.02.2017 № 45747. Официально эти документы были опубликованы также 22.02. 2017 года на официальном ресурсе опубликования нормативных актов. Следовательно, официально эти документы вступают в силу через 10 дней со дня опубликования. То есть – с 4 марта 2017 года.

Получается, что только с 4 марта 2017 года организации и ИП вправе пользоваться новым бланком. До этой даты декларацию, по сути, применять нельзя. Более того, до 4 марта 2017 года Росприроднадзор, на наш взгляд, не имеет правовых оснований для принятия декларации по форме, которая еще официально не вступила в силу.

Вместе с этим, 4 и 5 марта 2017 года – это суббота и воскресенье. 8 марта – это праздничный Международный женский день. В эти дни большинство предприятий – на работает. Также в эти не работают и подразделения Росприроднадзора. Получается, что на формирование и сдачу декларации бизнесу в 2017 году отводится лишь 4 рабочих дня: 6, 7, 9 и 10 марта. При этом 7 марта – это сокращенный рабочий день.


Как и куда сдавать электронную декларацию?

Установить модуль и заполнить декларацию

Сформировать декларацию за 2016 года можно с помощь модуля природопользователя версии 3.8. Этот модуль размещен на сайте Росприроднадзора 22.02.2017 года и учитывает новую форму декларации, утвержденную Приказом Минприроды от 09.01.2017 №3. сообщено на сайте Росприроднадзора.


В разделе Отчетность природопользователя можно кликнуть на «Модуль природопользователя» и бесплатно скачать программу для заполнения декларации.


Войти в личный кабинет организации или ИП


Иметь цифровую подпись

Передать декларацию через личный кабинет на сайте Росприроднадзора можно только с приложением электронной-цифровой подписи, выданной аккредитованным центром. Этой подписью потребуется подписать файл с декларацией и передать его в Росприроднадзор. Если ЭЦП у вас нет, то отчитаться в электронном виде не получится.

Когда можно отчитаться «на бумаге»

  • годовая плата за негативное воздействие за 2016 год составила меньше 25 000 руб.;
  • нет технической возможности подключения к Интернету;
  • нет электронной-цифровой подписи.
«Бумажную» декларацию о НВОС надо успеть сдать не позднее 10 марта 2017 года в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадздор) по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления. Однако при сдаче «бумажной» декларации также требуется предоставить копию декларации на флешке или другом электронном носителе. То есть, даже если вы вправе отчитаться в бумажном формате, то вам, все равно, потребуется воспользоваться электронным сервисом на сайте Росприроднадзора, чтобы сформировать файл декларации. Потом эту декларацию нужно будет распечатать и передать органам Росприродназдора распечатанный документ и электронный файл.

Если объектов несколько?

Узнать контактные данные подразделения Росприроднадзора для сдачи декларации «на бумаге» можно на этой странице. Выберете интересующий вас субъект из выпадающего списка и кликните необходимое Управление Росприроднадзора.


Cостав новой декларации

  • титульный лист декларации (включает общие сведения о компании или ИП);
  • расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет (с указанием КБК);
  • Раздел 1. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • Раздел 1.1. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания;
  • Раздел 1.2. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся пои сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания;
  • Раздел 2. Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • Раздел 3. Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления;
  • Раздел 3.1. Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов.

Заполнение декларации: образец

  • лица, обязанные вносить платежи за нагатив и предоставлять декларацию, должны включать в нее только те разделы, по которым у них возникает такая обязанность;
  • все числовые показатели, кроме ИНН и КПП, указываются путем заполнения ячеек, начиная с наименьшего разряда числа, справа налево, в пустых ячейках нули не указываются;
  • суммы платы указываются в рублях с точностью до одной сотой. Округление производится в соответствии с математическим порядком округления.

Титульный лист

  • организационно-правовую форму;
  • наименование организации или ФИО предпринимателя;
  • телефон;
  • ИНН и КПП;
  • ФИО и подписи руководителя и главного бухгалтера.

Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет

По строке 010 указывается код соответствующего муниципального образования – ОКТМО согласно «ОК 033¬2013», утвержденного Приказ ом К Госстандарта России от 14.06.2013 №№ ОК 033-2013, 159-СТ.

Строка 020 – в ней нужно сводить итоговые значения по суммам платежей, без учета корректировки их размера. Показатель этой строки нужно сформировать как сумма платы по всем видам НВОС и включить в нее платежи, рассчитанные:

  • в пределах нормативов допустимых выбросов (НДВ),
  • нормативов допустимых сбросов (НДС),
  • лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, превышающий такие нормативы, лимиты, выбросы и сбросы (включая аварийные),
  • в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления и сверх указанных лимитов.
Сумма по строке 020 в таблице определяется в следующем порядке: стр. 020 = стр. 021 + стр. 022 + стр. 023 + стр. 024
По строкам 021, 022, 023 и 024 указываются составляющие суммы платы по видам НВОС, значения которых принимаются равными величине показателя соответствующей строки:

  • стр. 021 = стр. 040;
  • стр. 022 = стр. 060;
  • стр. 023 = стр. 080;
  • стр. 024 = стр. 100.
По строке 031 указываются ОКТМО стационарных источников, указанные в Разделе 1 «Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами».

В строке 040 отражается сумма платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, рассчитанная по каждому стационарному источнику, без корректировки ее размера.

Сумма по строке 040 в таблице определяется в следующем порядке: стр. 040 = стр. 041 + стр. 042 + стр. 043.

Показатель строки 040 = итог по столбцу 17 Раздела 1, строка «Итого по стационарным источникам».
Показатели строк 041, 042 и 043 являются расшифровывающими к сумме, отражаемой по строке 040. Все данные для их заполнения содержатся в Разделе 1.

В строке 041 отражается сумма платы за выбросы в пределах ПДВ, сумма должна соответствовать итогу по столбцу 14 Раздела 1, строка «Итого по стационарным источникам».
В строке 042 отражается сумма платы за выбросы в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ (ВСВ), сумма должна соответствовать итогу по столбцу 15 Раздела 1 строка «Итого по стационарным источникам».

В строке 043 отражается сумма платы за выбросы сверх лимита на выбросы, сумма должна соответствовать итогу по столбцу 16 Раздела 1 строка «Итого по стационарным источникам».

Аналогично заполняются и другие строки расчета. Каждый показатель должен соответствовать итоговым суммам расчетов по соответствующему разделу.

В строках с 060 по 063 отражаются суммы платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и/или рассеивании попутного нефтяного газа, рассчитанные по всем стационарным источникам (факельным установкам, установкам рассеивания). Вот так может выглядеть образец расчета суммы платы, в котором указаны КБК:


Раздел 1. Расчет платы за выбросы в атмосферный воздух

  • категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • адрес местонахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Раздел 1.1


Если указанного выше сжигания не осуществлялось, то заполнять этот раздел и включать его в состав декларации за 2016 год не нужно.

Раздел 1.2


Раздел 2. Расчет платы за сбросы в водные объекты

  • категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • адрес местонахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • номер, дата выдачи и срок действия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Этот раздел, без заполнения, выглядит так:


Раздел 3: плата за размещение отходов производства и потребления (отходов)

  • категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • адрес местонахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • информация о категории объекта (не заполняется в случае если негативного воздействия (объект размещения отходов), не принадлежит лицу, обязанному вносить плату);
  • реквизиты документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (дата выдачи, номер, срок действия, кем выдан);
  • для субъектов малого и среднего предпринимательства указывается характеристика представленной за отчетный период отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (направлена почтовым отправлением/в электронном виде), а также реквизиты данной отчетности:
  • при направлении почтовым отправлением указывается дата отправки и наименование получателя (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
  • в случае отправления в электронном виде (дата, номер, присвоенный на веб-портале приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, либо дата и номер, присвоенный на веб-порталах приема отчетности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих прием отчетности, а также получатель отчетности (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
  • наименование объекта размещения отходов;
  • регистрационный номер (в случае его присвоения) объекта размещения отходов;
  • адрес местонахождения объекта размещения отходов;
  • характеристика объекта размещения отходов (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов; не оказывает негативное воздействие на окружающую среду).

Раздел 3.1: плата за размещение твердых коммунальных отходов

  • категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • адрес местонахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • информация о категории объекта (не заполняется в случае, если объект размещения отходов, не принадлежит лицу, обязанному вносить плату);
  • наименование объекта размещения отходов;
  • регистрационный номер (в случае его присвоения) объекта размещения отходов;
  • адрес местонахождения объекта размещения отходов.
  • характеристика объекта размещения отходов (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов; не оказывает негативное воздействие на окружающую среду).

Ответственность

  • на должностных лиц (например, на директора или главного бухгалтера) – от 3000 до 6000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 3000 до 6000 рублей (их штрафуют как должностных лиц)
  • на юридических лиц – от 20 000 до 80 000 рублей.

Какую экологическую отчетность должен сдавать малый и средний бизнес: шпаргалка для бухгалтера


Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

В данной шпаргалке мы обобщили информацию о двух наиболее важных экологических платежах: плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и экологическом сборе. Кроме того, мы написали, какие формы «экологического» статистического наблюдения необходимо сдавать бизнесу. Когда надо платить и сдавать отчетность? Какие штрафы грозят нарушителям? Кто должен представлять форму № 2-ТП (отходы) — арендодатель или арендатор? Когда надо платить экологический сбор за упаковку? Нужно ли вносить плату за НВОС при работе на объекте, которому не присвоена ни одна из категорий? Ответы на эти и другие популярные вопросы об экологической отчетности перед вами.

  1. Негативное воздействие на окружающую среду
  2. Экологический сбор
  3. «Экологическая» статистика: форма № 2-ТП (отходы)
  4. Форма № 2-ТП (воздух)
  5. Форма № 2-ТП (рекультивация)
  6. Отчет о результатах программы экологического контроля (ПЭК)
  7. Правила представления основных «экологических» отчетов
  8. Штрафы для нарушителей

Негативное воздействие на окружающую среду

Что такое НВОС

Негативное воздействие на окружающую среду — это выбросы загрязняющих веществ в воздух или в воду. Кроме того, к такому воздействию относится хранение, захоронение и размещение отходов производства и потребления (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; далее — Закон № 7-ФЗ).

Отходы производства и потребления бывают двух видов: твердые коммунальные (ТКО) и все остальные. Примеры ТКО — картонная упаковка, использованная бумага.

Существует четыре категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Присвоение объекту категории осуществляется при постановке его на государственный учет в качестве объекта НВОС (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов к той или иной категории перечислены в постановлении Правительства РФ от 31.12.20 № 2398 . Объекты I категории оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, а объекты IV категории — минимальное.

ВАЖНО. Есть объекты, которым не присвоена ни одна из четырех категорий, но они образовывают отходы производства и потребления, в том числе бытовой мусор. Несмотря на отсутствие категории, они тоже оказывают НВОС. К таким объектам относится, в частности, подавляющее большинство офисов (подробнее см.: « Негативное воздействие на окружающую среду: кто должен сдать декларацию не позднее 11 марта »).

Заполнить и сдать через интернет «экологическую» декларацию по новой форме

Кто отвечает за вывоз ТКО: арендодатель или арендатор

Твердые коммунальные отходы образуются практически во всех помещениях, включая офисные. Вывозом данных отходов занимаются специализированные организации — региональные операторы по обращению с ТКО. Собственник «твердого» мусора должен заключить с региональным оператором соответствующий договор (п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Если помещение передано в аренду, возникает вопрос: кто обязан оформить договор с региональным оператором — арендодатель или арендатор? Ответ зависит от того, кто является собственником мусора. Как правило, этот момент четко прописывают в документах по аренде.

Иногда по документам арендатор передает свои отходы в собственность арендодателя, и тем самым снимает с себя ответственность за их вывоз. В этом случае договор с оператором подписывает арендодатель.

Иногда арендатор остается владельцем собственных ТКО. Тогда именно он должен заключить договор с региональным оператором.

Кто обязан вносить плату и отчитываться

Плату за НВОС в общем случае обязаны вносить организации и индивидуальные предприниматели, чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ). Эти же лица должны сдавать декларации.

Предусмотрены исключения. Плату за НВОС не вносят и декларации не представляют:

  1. Организации и предприниматели, заключившие с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор о передаче ему ТКО. Тогда плату за НВОС в отношении данных отходов должен вносить оператор. Что касается декларации, то по закону сдавать ее в этом случае не надо, но на практике Роспотребнадзор зачастую требует это делать.
  2. Организации и предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность только на объектах IV категории.

ВНИМАНИЕ. Не исключено, что юрлицо или ИП эксплуатирует не только объекты IV категории, но и других категорий (I, II или III). Тогда плату за НВОС нужно вносить по всем объектам, в том числе по тем, которые относятся к IV категории. Если же объекту не присвоена ни одна из категорий, но он оказывает негативное воздействие на окружающую среду (например, на нем образуются отходы, не относящиеся к ТКО), вносить плату за НВОС необходимо.

Отметим, что юридические лица и ИП, работающие на объектах II категории, помимо основной декларации по НВОС должны сдавать еще один отчет. Это декларация о воздействии на окружающую среду (подробнее см.: « Утверждена декларация о воздействии на окружающую среду для владельцев «вредных» объектов II категории »).

Заполнить, проверить и сдать новый отчет в Росприроднадзор через интернет

Должны ли арендаторы вносить плату за НВОС и представлять декларации

Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.

Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.

Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.

Сроки внесения платы за НВОС

За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2021 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

Рассчитайте размер платы за НВОС по актуальным правилам

Экологический сбор

Кто обязан платить и отчитываться

В общем случае платить экологический сбор и сдавать отчетность должны компании и предприниматели, которые в отчетном году произвели либо импортировали товары, подлежащие обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Перечень таких товаров (в том числе упаковки) утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.20 № 3721-р.

ВНИМАНИЕ. При составлении отчетности за 2020 год нужно руководствоваться перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р - не смотря на то, что в 2021 году данный документ уже не действует.

Возможны три варианта.

  1. Организация или ИП не производит и не импортирует товары и упаковку из указанного перечня. Тогда платить экосбор и отчитываться по нему не нужно.
  2. Организация или ИП является производителем или импортером товара из перечня. В этом случае необходимо рассчитывать сумму сбора и сдавать отчетность. Но платить экосбор надо не всегда, а только если не выполнены нормативы по утилизации, установленные на отчетный год.
  3. Организация или ИП производит или импортирует упаковку из перечня. Экосбор за упаковку товаров платят производители этих товаров, если реализуют ее конечному потребителю. Экосбор в отношении многооборотной тары платит ее производитель (подробнее см.: « Экологический сбор за 2019 год: как подготовить отчет и рассчитать сумму сбора »).

Сумма экологического сбора за отчетный год — это произведение трех величин: массы товара и (или) упаковки, соответствующего норматива утилизации и ставки сбора. Пример расчета приведен в статье « Экологический сбор: кто, сколько, когда и как должен заплатить за 2017 год ».

Срок уплаты экосбора

До 15 апреля года, следующего за отчетным. Эта дата включается в срок (письмо Минприроды от 04.04.19 № 01-19-44/7874). Соответственно, крайний срок уплаты экосбора за 2020 год — 15 апреля 2021 года.

Автоматически сформировать платежку на уплату экосбора по данным из декларации и сдать всю отчетность по сбору Подать заявку

«Экологическая» статистика: форма № 2-ТП (отходы)

Кто обязан сдавать

Отчет № 2-ТП (отходы) относится к формам статистического наблюдения.

В общем случае этот отчет представляют организации и ИП, «осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления». Под данное определение подходит большинство компаний, оставляющих после себя какой-либо мусор.

Исключение сделано для тех, кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства . Они вправе не представлять форму № 2-ТП (отходы), если одновременно выполняются следующие условия:

  • образуются только ТКО в количестве менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором;
  • нет деятельности по обращению с отходами (обработки, утилизации, обезвреживания, размещения).

Должны ли арендаторы представлять форму № 2-ТП (отходы)

Возникают споры в отношении арендаторов, относящихся к малым и средним предприятиям, которые образуют ТКО менее 0,1 тонны и не ведут деятельность по обращению с отходами.

Если такой арендатор от своего имени заключил договор с региональным оператором, то все понятно — сдавать указанный отчет арендатор не должен.

Но часто встречается другая ситуация. По документам за вывоз мусора отвечает арендодатель, и именно он заключает договор с оператором. А арендатор просто передает отходы в собственность арендодателя. Должен ли арендатор сдавать форму № 2-ТП?

Существуют две противоположные точки зрения.

Согласно первой, сдавать отчет № 2-ТП необходимо, так как у арендатора нет прямого договора с оператором. Как следствие, не выполнено одно из условий, дающих право на освобождение от обязанностей по представлению данной формы.

Вторая точка зрения (которой придерживаемся и мы) заключается в следующем. Раз арендатор не является собственником отходов, то и отчитываться по форме № 2-ТП (отходы) ему не нужно. Тем более, что эту форму сдает собственник мусора — арендодатель (в случае, если он не является малым предприятием). Повторное представление отчета было бы бессмысленным.

Бесплатно заполнить и сдать новую форму 2‑ТП через интернет

Форма № 2-ТП (воздух)

Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:

  • более 10 тонн по одному объекту;
  • от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.

СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.

Форма № 2-ТП (рекультивация)

Отчет № 2-ТП (рекультивация) является формой статистического наблюдения. Это отчет обязаны представлять организации и предприниматели, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых (торфа и др.). Плюс к этому респондентами являются компании и ИП, которые проводят изыскательные, лесозаготовительные, мелиоративные или строительные работы. Наконец, указанную форму должны сдавать те, кто размещает твердые бытовые, промышленные и строительные отходы.

Отчет о результатах программы экологического контроля (ПЭК)

Этот отчет обязаны представлять организации и ИП, работающие на объектах, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и отнесены к I, II или III категории. Предварительно такие компании и ИП разрабатывают программу производственного экологического контроля (требования к ней утв. приказом Минприроды от 28.02.18 № 74). Для каждого объекта нужна отдельная программа. Затем заполняют отчеты — по одному на каждый объект.

Правила представления основных «экологических» отчетов

Формы отчетов по экологическому сбору, плате за НВОС и статистической «экологической» отчетности, сроки и правила их представления приведены в таблице.

ВНИМАНИЕ. Чтобы сдать отчетность в Росприроднадзор через интернет, нужно иметь сертификат электронной подписи.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Далее нужно выбрать один из способов представления:

Те, кто выберут второй способ, получат два преимущества:

Заполнить и сдать экологическую отчетность через оператора ЭДО Подать заявку

Таблица по основным формам «экологической» отчетности

Наименование отчета

Периодичность и сроки сдачи

Куда представлять

В каком виде отчитываться

Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043)

Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным (за 2020 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2021 года)

В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.

Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН

Если плата за НВОС за предыдущий отчетный период:

- превысила 25 тыс. руб., то через интернет;

- не превысила 25 тыс. руб., то можно сдать бумаге плюс представить экземпляр отчета на электронном носителе

Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509)

В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:

- разрешение и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- разрешение и лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

На бумаге или через интернет

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417)

Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2020 год нужно отчитаться до 1 апреля 2021 года включительно)

Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению.

Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва).

Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва)

В общем случае —через интернет.

При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчета в формате xml

Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010 . )

Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2020 год нужно отчитаться до 1 апреля 2021 года включительно)

Расчет суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488)

Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2020 год нужно отчитаться до 15 апреля 2021 года включительно)

Форма № 2-ТП (отходы)

Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным

В территориальный орган РПН по местонахождению респондента.

Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них

На бумаге или через интернет

Форма № 2-ТП (воздух)

Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчетным

В территориальный орган РПН по местонахождению респондента

На бумаге или через интернет

Форма № 2-ТП (рекультивация)

(утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676)

Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным

В территориальный орган РПН по местонахождению респондента

На бумаге или через интернет

Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261

Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчетным

На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет

Штрафы для нарушителей

Несвоевременная сдача декларации о плате за НВОС и декларации о воздействии на окружающую среду грозит штрафом по статье 8.5 КоАП РФ:

  • для должностных лиц и ИП — от 3 000 до 6 000 руб.;
  • для организаций — от 20 000 до 80 000 руб.

Неуплата экологического сбора наказывается штрафом по статье 8.41.1 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.;
  • для организаций — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 500 000 руб.

Непредставление либо несвоевременное представление декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) или отчета о выполнении норматива утилизации влечет штраф по части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
  • для ИП — от 50 000 до 70 000 руб.;
  • для организаций — от 70 000 до 150 000 руб.

Представление декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) или отчета о выполнении норматива утилизации не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями влечет штраф по части 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
  • для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 100 000 руб.;
  • для организаций — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.

Заполняйте и сдавайте всю экологическую отчетность в простом и удобном сервисе

Общие положения

Плательщики эконалога

Плательщики экологического налога определены в ст.240 НКУ. Согласно данной норме плательщиками эконалога являются:

1. Субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность , бюджетные учреждения , общественные и другие предприятия , учреждения и организации , постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
  • размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);
  • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

2. Субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения , общественные и другие предприятия, учреждения и организации , постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, а также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения при использовании ими топлива.

Уплата налога и предоставление отчетности для таких плательщиков возлагается на налоговых агентов, к которым относятся субъекты хозяйствования:

  • осуществляющие торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства и/или передают заказчику либо по его поручению другому лицу топливо, произведенное из давальческого сырья такого заказчика;
  • осуществляющие ввоз топлива на таможенную территорию Украины (п.241.2 ст.241 НКУ).

Не являются плательщиками эконалога (в соответствии с нормами ст.240 НКУ):

  • Субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:
  • а) до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучение за пределы Украины предприятию – производителю такого источника; б) осуществляют обращение с радиоактивными отходами, образовавшимися вследствие Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами. Такие субъекты не являются налогоплательщиками за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • Государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых является хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов, находящихся в собственности государства, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов. Эти предприятия не являются плательщиками налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;
  • Субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) исключительно отходы как вторичное сырье не являются плательщиками налога за размещение отходов;
  • Филиалы, отделения и другие обособленные подразделения. В связи с чем, головные предприятия, имеющие в своем составе филиалы и другие обособленные подразделения , которые имеют стационарные источники загрязнения, осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо осуществляют выбросы или сбросы загрязняющих веществ и размещают отходы, должны отчитываться и уплачивать налог за выбросы, сбросы и размещение отходов в таких подразделениях 1 .

1 См. категорию 120.01 Общедоступного информационно-справочного ресурса, размещенного на официальном сайте Миндоходов Украины (http://zir.minrd.gov.ua/main/bz/view/?src=ques).

Объект и база налогообложения

Согласно п.242.1 ст.242 НКУ объектом и базой налогообложения являются объемы и виды:

  • загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • загрязняющих веществ, сбрасываемых непосредственно в водные объекты;
  • (классы) размещенных отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования;
  • топлива, в том числе произведенного из давальческого сырья, реализованного или ввезенного на таможенную территорию Украины налоговыми агентами (за исключением объемов топлива, вывезенных с таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта или реэкспорта и/или переработки на таможенной территории Украины, удостоверенных надлежащим образом оформленной таможенной декларацией, и мазута, печного топлива, используемых в процессе производства тепло- и электроэнергии);
  • категория радиоактивных отходов, образующихся в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранящихся их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;
  • электрической энергии, выработанной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).

Ставки эконалога

Ставки эконалога установлены ст.243 – 248 НКУ в разрезе каждой из его разновидностей (см. Таблицу 1).

Таблица 1.Ставки эконалога (по видам загрязнений)

Расчет суммы эконалога

Порядок исчисления суммы эконалога подробно описан в ст.249 НКУ. Для каждого из установленных объектов налогообложения (см. «Объект и база налогообложения») предусмотрена своя формула расчета . При этом, если во время осуществления хозяйственной деятельности осуществляются разные виды загрязнения окружающей природной среды и/или загрязнение разными видами загрязняющих веществ, такой плательщик обязан определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения и/или по каждому виду загрязняющего вещества (см. Таблицу 3) в соответствующем приложении к Декларации по эконалогу.

Таблица 2. Расчет суммы эконалога (по видам загрязнений)

Расчет осуществляется в Приложении 1 к декларации:

Расчет осуществляется в Приложении 2 к декларации:

Расчет осуществляется в Приложении 3 к декларации:

Формула приведена в п.249.7 ст.249 НКУ

Расчет осуществляется в приложениях 5, 6 к Декларации.

Формула приведена в п.249.8 ст.249 НКУ.

Расчет осуществляется в Приложении 7 к Декларации.

* Указанное разрешение выдается субъекту хозяйствования, объект которого согласно законодательству относится к первой группе, – Минприроды по согласованию с Госсанэпидслужбой, субъекту хозяйствования, объект которого согласно законодательству относится ко второй или третьей группе, – областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями, органом исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды через разрешительные центры по согласованию с территориальными органами Госсанэпидслужбы (см. Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 302).

Сроки уплаты эконалога

Уплата эконалога осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (ст.250 НКУ). Срок уплаты налога не переносится в том случае, если он приходится на выходной или праздничный день.

Уплата эконалога импортерами топлива осуществляется до или в день представления таможенной декларации. Контроль за уплатой экологического налога налоговыми агентами, осуществляющими ввоз топлива на таможенную территорию Украины, осуществляется таможенными органами.

Уплата эконалога за образование радиоактивных отходов по решению налогоплательщика может производится ежемесячно в размере одной третьей части планового объема за квартал с перерасчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода.

Сроки и порядок представления отчетности

Базовый налоговый (отчетный) период для эконалога равен календарному кварталу (п.250.1 ст.250 НКУ). Следовательно, налогоплательщик обязан представить отчетность по эконалогу в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала (см. п.250.2 ст.250 НКУ и пп.49.18.2 ст.49 НКУ).

При этом, если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.

Сроки подачи Декларации по эконалогу одинаковы для всех налогоплательщиков, а вот места представления – различны и зависят от вида (объекта) загрязнения (см. Таблицу 4).

Таблица 3. Место представления Декларации по эконалогу
Вид загрязненияМесто предоставления декларации
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектахПо месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов. Если место представления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете, то в контролирующий орган, в котором такое предприятие, состоит на учете, представляются копии соответствующих налоговых деклараций в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода
Топливо, реализованное налоговыми агентамиПо месту нахождения налогового агента на налоговом учете в контролирующих органах
Образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срокаПо месту нахождения плательщика на налоговом учете в контролирующих органах

Кроме того, при представлении отчетности по эконалогу следует учитывать, что в случае если налогоплательщик:

  • имеет несколько стационарных источников загрязнения либо специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах нескольких населенных пунктов либо за их пределами (коды согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) разные), то он обязан представить в соответствующий контролирующий орган по месту расположения стационарного источника загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов налоговую декларацию по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно;
  • имеет несколько стационарных источников загрязнения либо специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах одного населенного пункта либо за его пределами (код согласно КОАТУУ один и тот же), он может представлять в соответствующий контролирующий орган одну налоговую декларацию по налогу за такие источники загрязнения;
  • состоит на налоговом учете в городе с районным делением, он может представлять одну налоговую декларацию по месту нахождения налогоплательщика на налоговом учете за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения;
  • не планирует с начала отчетного года осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, он должен уведомить об этом контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации с прочерками (и без приложений) в общем порядке.

Состав отчетности и порядок ее составления

Форма Декларации по эконалогу утверждена Приказом № 1010. Она состоит из непосредственно Податкової декларації екологічного податку и семи приложений:

  • Приложение 1 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за викиди в атмосферне повітря забруднюючих речовин стаціонарними джерелами забруднення;
  • Приложение 2 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за викиди в атмосферне повітря забруднюючих речовин пересувними джерелами забруднення;
  • Приложение 3 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за скиди забруднюючих речовин безпосередньо у водні об'єкти;
  • Приложение 4 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за розміщення відходів у спеціально відведених для цього місцях чи на об'єктах;
  • Приложение 5 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за утворення радіоактивних відходів (включаючи вже накопичені);
  • Приложение 6 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за утворення радіоактивних відходів і сплачується за придбання джерел(а) іонізуючого випромінювання;
  • Приложение 7 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за тимчасове зберігання радіоактивних відходів їх виробниками понад установлений особливими умовами ліцензії строк.

Приложения к декларации являются ее неотъемлемой составляющей. При отсутствии у плательщика эконалога соответствующего объекта налогообложения приложения, в которых рассчитывается эконалог по такому объекту, вместе с декларацией не подаются, а в строках декларации, в которые переносятся данные из этих приложений, ставятся прочерки.

Показатели декларации, в т.ч. в приложениях, отражают по данным, полученным в пределах отчетного квартала, т.е., нарастающим итогом не заполняют.

Декларация заполняетсяв гривнях с копейками.

При заполнении«шапки» Декларации отметка в поле «звітна», «звітна нова» или «уточнююча» проставляется в зависимости от того, какая декларация подается:

В графе «Порядковий № за рік» указывается порядковый номер поданной декларации. Номер определяется нарастающим итогом с начала года и зависит от количества поданных в течение года деклараций (учитываются все декларации: отчетные, новые отчетные и уточняющие). Порядковый номер проставляется также и во всех приложениях, которые подаются вместе с Декларацией (независимо от количества таких приложений).

Отметка в поле «копія». Заполняется в случае, если место загрязнения окружающей среды (стационарный источник или место размещения отходов) не совпадает с местом постановки на учет налогоплательщика. В этом случае оригинал декларации подается в налоговую по месту загрязнения (в таком случае в поле «копия» ничего не ставится), а копия – в налоговую по месту налогового учета плательщика налога (при этом в поле «копия» проставляется отметка «Х»).

Поле 3 «платник». Делается соответствующая отметка в одной из строк в зависимости от того, к каким субъектам хозяйствования относится плательщик. Предприятия, которые одновременно являются и налоговыми агентами, и плательщиками экологического налога проставляют две отметки: одну – в строке « юридическое лицо », другую – в строке «налоговый агент» и подают одну декларацию с данными, касающимися разных категорий плательщиков эконалога.

В поле 4 указывают место размещения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов, по которым плательщик отчитывается в соответствующий налоговый орган (по одному КОАТУУ). Если плательщик подает налоговую декларацию по неосновному месту учета, то такой плательщик в соответствующей строке поля 4 указывает код органа местного самоуправления по месту размещения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов (по неосновному месту учета плательщика) согласно КОАТУУ, по которым он подает декларацию в контролирующий орган по этому неосновному месту учета.

В табличную часть Декларации переносятся расчеты из соответствующих приложений, в которых предварительно рассчитываются размеры эконалога по отдельным объектам загрязнения окружающей природной среды, а затем суммируются (см. « Расчет суммы эконалога»).

Приведем пример формирования показателей в Декларации.

Пример. В течение отчетного квартала предприятие оптовой торговли осуществляло размещение и хранение отходов в специально отведенном месте, расположенном в пределах населенного пункта. Расчет эконалога осуществляется в Приложении № 4 к Декларации. В графе 5 указывается коэффициент 3, который применяется, если отходы размещаются в пределах населенного пункта или на расстоянии менее чем 3 км от его границ. Приложение №4 будет иметь следующий вид.

Кроме того, как в самой декларации, так и в приложениях предусмотрены отдельные строки для отражения недоплаты и переплаты налога, штрафов и пени.

Если ошибки в предыдущих отчетных периодах выявлены самостоятельно, то налогоплательщик в случае выявления занижения налогового обязательства (согласно п.50.1 ст.50 НКУ):

б) подать уточняющие декларации за каждый период, в котором допущены ошибки. В этом случае налогоплательщик уплачивает заниженное в прошлых налоговых периодах налоговое обязательство и штраф за такое занижение до подачи такой формы. Уплачиваемый размер штрафа равен 3 % от суммы заниженного налогового обязательства.

За непредставление или несвоевременное представление налоговых деклараций (расчетов), штраф в размере 170 грн. за каждый такой случай непредставления или несвоевременного представления. За те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года уже применялся штраф за такое нарушение, – в размере 1020 грн. (п.120.1 ст.120 НКУ).

Читайте также: