Налоги и специальные платежи недропользователей в рк презентация

Опубликовано: 29.04.2024

Тема: «Налогообложение недропользователей»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: «Налогообложение недропользователей»

Содержание 1.Экономическая сущность налогообложение недропользователей. 2. Специальные платежи недропользователей. 3. Налог на сверхприбыль. 4. Контракт о разделе продукции.

Экономическая сущность налогообложение недропользователей Плательщиками налога на сверхприбыль и специальных платежей (бонусов, роялти, доли РК по разделу продукции) являются физические и юридические лица, осуществляющие операции по недропользованию в РК. Недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых до заключения контракта на недропользование, производят отчисления за пользование недрами в доход республиканского бюджета в виде роялти, в размерах устанавливаемых Правительством.

Экономическая сущность налогообложение недропользователей Налогообложение недропользователей, исходя из основных видов контрактов разделяются на две модели: предусматривает уплату недропользователем всех видов налогов и других обязательных платежей. предусматривает уплату недропользователем доли РК по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других обязательных платежей, за исключением: акциза на сырую нефть и другие полезные ископаемые; налога на сверхприбыль; земельного налога; налога на имущество.

Специальные платежи недропользователей Специальным платежам недропользователей относятся: бонусы, роялти и доля РК по разделу продукции. Бонус Бонус - платеж, связанный с геологическим изучением добычи полезных ископаемых. Недр пользователь выплачивает следующие виды бонусов: подписной и коммерческого обнаружения. Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории. Размер подписного бонуса устанавливается в контракте с учетом экономической ценности передаваемых для недропользования месторождений. Подписной бонус подлежит уплате в бюджет не позднее 30-ти календарных дней с даты вступления контракта в силу. Декларация представляется недропользователем в налоговый орган до 15 числа месяца, следующего за месяцем в котором наступил срок уплаты.

Специальные платежи недропользователей Бонус коммерческого обнаружения устанавливается за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории . По контрактам на проведение разведки месторождений полезных ископаемых не предусматривающих последующей их добычи, бонус коммерческого обнаружения не устанавливается. Объектом налогообложения при исчислении размера бонуса коммерческого обнаружения является объем утвержденных уполномоченным государственным органом извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении Ставка бонуса коммерческого обнаружения устанавливается в процентах к стоимости утвержденных извлекаемых запасов по соответствующему коммерческому обнаружению, но не менее 0,1%. Срок уплаты бонуса коммерческого обнаружения устанавливается контрактом, а декларация представляется налоговый орган до 15 числа месяца, следующего за месяцем , в котором наступил срок уплаты.

Специальные платежи недропользователей Роялти Роялти - платеж за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований. Роялти уплачивается в денежной форме, но по решению Правительства РК может быть заменена натуральной формой оплаты. Объектом налогообложения является объем добытых полезных ископаемых или объем первого товарного продукта, полученных из фактически добытых полезных ископаемых. Базой исчисления роялти является стоимость полезных ископаемых. Ставка роялти устанавливается в контракте исходя из экономики проекта по всем видам полезных ископаемых. При этом минимальная ставка роялти должна быть не менее 0,5%. Налоговым периодом по уплате роялти является календарный месяц и уплачивается не позднее 15числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Налог на сверхприбыль Объектом обложения налогом на сверхприбыль является сумма чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период, по которому недропользователем получена внутренняя норма прибыли выше 20%. Годовой денежный поток недропользователя определяется как разница между полученным совокупным годовым доходом и затратами, произведенными им по деятельности, осуществляемой в рамках контракта. Налог на сверхприбыль уплачивается не позднее 15 апреля года, следующего за налоговым периодом. Декларация представляется не позднее 10 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Налог на сверхприбыль Ставки налога на сверхприбыль устанавливаются в процентах к чистому доходу в следующих размерах: Внутренняя норма прибыли (ВНП),% Ставка налога на сверхприбыль Менее или равна 20 0 Более 20, но менее или равна 22 4 Более 22, но менее или равна 24 8 Более 24, но менее или равна 26 12 Более 26, но менее или равна 28 18 Более 28, но менее или равна 30 24 Более 30 30

Контракт о разделе продукции. Контракт о разделе продукции является договором ,соответствии с которым РК предоставляет недропользователю на оплатной основе право на добычу полезных ископаемых на контрактной территории и ведение, связанных с этим работ за его счет и должен содержать следующие условия: общий объем продукции, подлежащий разделу; определение доли РК и прибыльной продукции недропользователя; форма раздела (натуральная, денежная) прибыльной продукции; определения части добытой продукции, которая передается в собственность недропользователю для возмещения затрат на выполнение работ по контракту; установление цены и определение стоимости продукции при получении доли продукции в денежном эквиваленте. Расчет доли РК по разделу продукции представляется недропользователем в налоговый орган не позднее 10 числа месяца следующего за налоговый периодом и уплачивается не позднее 15 числа.

Налогообложение недропользователей: порядок установления специальных
налогов и платежей недропользователей

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере недропользования уплачивают все налоги и платежи, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, а также дополнительно несут обязательства по уплате специальных налогов и платежей недропользователей.

К специальным налогам и платежам, уплачиваемым недропользователями, относятся:

1. налог на сверхприбыль;

б) коммерческого обнаружения;

4. доля Республики Казахстан по разделу продукции.

Бонусы являются фиксированными платежами недропользователя и выплачиваются в денежной форме в размерах и порядке, установленном в контракте на недропользование.

Исходя из индивидуальных условий проведения недропользования, выплачиваются следующие виды бонусов:

1) подписной бонус;

2. 2) бонус коммерческого обнаружения.

В соответствии с условиями и технико-экономическими расчетами заключаемого контракта, могут применяться один или оба вида бонусов.

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории и устанавливается при заключении контракта.

При этом стартовый размер подписного бонуса определяется Правительством Республики Казахстан, а окончательный размер устанавливается в контракте с учетом экономической ценности передаваемых для недропользования месторождений, но не ниже стартовых.

Подписной бонус подлежит уплате в бюджет в срок, установленный контрактом, но не позднее тридцати календарных дней с даты его вступления в силу, а декларация представляется недропользователем в территориальный налоговый орган по месту регистрации до пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

Бонус коммерческого обнаружения устанавливается за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящее к увеличению первоначально установленных извлекаемых запасов. По контрактам на проведение разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающих последующей их добычи, бонус коммерческого обнаружения не устанавливается.

Размер бонуса коммерческого обнаружения определяется исходя из объекта налогообложения, налоговой базы и налоговой ставки.

Для исчисления размера бонуса коммерческого обнаружения:

- объектом налогообложения является объем утвержденных, уполномоченным для этих целей государственным органом, извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении;

- налоговой базой является стоимость объема утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Стоимость извлекаемых запасов определяется исходя из биржевой цены данного полезного ископаемого на дату осуществления платежа;

- налоговая ставка устанавливается в процентах к стоимости утвержденных извлекаемых запасов по соответствующему коммерческому обнаружению, исходя из индивидуальных условий осуществления недропользования, в каждом контракте на недропользование, но не менее 0.1 процента.

Срок уплаты бонуса коммерческого обнаружения устанавливается контрактом, а налоговая декларация представляется недропользователем в территориальный налоговый орган по месту регистрации до пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

Плательщиками роялти являются недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых, включая их извлечение полезных из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, независимо от того, имела ли место их реализация в отчетном периоде.

Роялти уплачивается в отдельности по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан полезных ископаемых, независимо от того, были ли они реализованы (отгружены) покупателям или использованы на собственные нужды.

Роялти, установленные в контракте на недропользование, уплачиваются в денежной форме. Однако в ходе осуществления деятельности по контракту денежная форма выплаты роялти, может быть заменена натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением с компетентным органом. При этом натуральная форма выплаты роялти и доли Республики Казахстан по разделу продукции должна быть эквивалентна установленной в контракте для данных платежей денежной форме выплаты.

За нарушение сроков и полноты перечисления в бюджет средств за полученную продукцию получатель несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе к нему применяются штрафы, установленные законодательными актами Республики Казахстан.

Размер роялти определяется исходя из объекта налогообложения, налоговой базы и налоговой ставки.

Для исчисления размера роялти:

- объектом налогообложения является объем добытых полезных ископаемых или объем первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых.

- налоговой базой является стоимость полезных ископаемых, определенная в соответствии с Кодексом;

- налоговая ставка по всем видам полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, устанавливается в контракте исходя из экономики проекта. При этом минимальная ставка роялти не должна быть менее 0,5 процентов.

Ставки роялти по углеводородам устанавливаются по скользящей шкале как определенный процент, в зависимости от объемов добычи. При этом используется один из двух следующих методов:

от объема накопленной добычи углеводородов за весь период деятельности, предусмотренный контрактом;

от уровня накопленной добычи за каждый отдельный год деятельности по контракту.

Ставки роялти по твердым полезным ископаемым, включая золото, серебро, платину, другие драгоценные металлы и камни устанавливаются в фиксированном процентном выражении на весь период действия контракта.

По общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам устанавливаются фиксированные ставки роялти.

Объектом обложения роялти по всем видам полезных ископаемых является объем полезных ископаемых или первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых.

В целях исчисления роялти стоимость добытых недропользователем за отчетный период полезных ископаемых, за исключением золота, серебра и платины, определяется исходя из средневзвешенной цены реализации за отчетный период первого товарного продукта, полученного из добытых полезных ископаемых, без учета косвенных налогов и сумм фактических расходов на их транспортировку до пункта продажи (отгрузки).

Стоимость добытых недропользователем за отчетный период золота, серебра и платины определяется исходя из средних цен этих металлов, сложившихся за отчетный период на Лондонской бирже металлов.

Роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам устанавливаются для всех недропользователей, в том числе осуществляющих деятельность по контрактам на добычу других видов полезных ископаемых независимо от того, реализованы ли они потребителям или использованы для собственных нужд.

Роялти не уплачивается:

- физическими лицами по подземным водам, добываемым на земельных участках, принадлежащим им на праве личной собственности, при условии, что данные воды не реализуются на сторону и не используются на производство и технологические нужды при осуществлении предпринимательской деятельности;

- государственными учреждениями, осуществляющими добычу подземных вод для собственных хозяйственных нужд;

- недропользователями при обратной закачке попутно добытых подземных вод для поддержания пластового давления.

Роялти по всем видам полезным ископаемых уплачивается не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом по уплате роялти является календарный месяц. Если среднемесячные платежи за предыдущий квартал по роялти составляют менее 1000 месячных расчетных показателей, то отчетным периодом является квартал.

В случае отсутствия реализации первого товарного продукта в отчетном периоде, за средневзвешенную цену реализации принимается средневзвешенная цена реализации первого товарного продукта того периода, в котором имела место последняя реализация.

При полном отсутствии реализации первого товарного продукта для исчисления объекта обложения роялти за отчетный период за средневзвешенную цену реализации принимаются фактически сложившиеся затраты на добычу полезных ископаемых.

При этом недропользователь обязан произвести последующую корректировку сумм начисленных роялти в том отчетном периоде, когда имела место первая реализация исходя из фактической цены реализации первого товарного продукта.

При отсутствии реализации общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в отчетном периоде или в случае их полного использования для собственных нужд, за средневзвешенную цену реализации первого товарного продукта принимается фактически сложившаяся сумма затрат недропользователя на их добычу и первичную обработку, увеличенная на фактически сложившуюся в данном отчетном периоде норму рентабельности.

Декларация по роялти представляется недропользователем в налоговый орган по месту налоговой регистрации до десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи, за исключением осуществляющих деятельность по контрактам (соглашениям) о разделе продукции и контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых.

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является сумма чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за отчетный год, по которому недропользователем получена внутренняя норма прибыли (ВНП) выше двадцати процентов.

Налог на сверхприбыль исчисляется по установленным ставкам, исходя из достигнутого уровня ВНП на конец отчетного года.

ВНП исчисляется на основе откорректированных, на индекс инфляции годовых денежных потоков недропользователя:

Ставки налога на сверхприбыль устанавливаются в процентах к чистому доходу за отчетный год.

Налоговым периодом по налогу на сверхприбыль является календарный год.

Налог на сверхприбыль уплачивается до пятнадцатого апреля года, следующего за отчетным, а декларация представляется недропользователем в территориальный налоговый орган по месту регистрации до десятого апреля года, следующего за отчетным.

Законодательная база

Основные нормативные акты, которые регулируют деятельность в области недропользования:

1) Кодекс РК «О недрах и недропользовании» от 27 декабря 2017 года № 125-VI;

2) Закон РК от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

3) Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Общая информация

По своему экономическому значению и в целях установления соответствующих условий недропользования полезные ископаемые подразделяются на следующие группы:

1) подземные воды;

2) углеводородные полезные ископаемые (углеводороды);

3) твердые полезные ископаемые.

В статье будет рассмотрен порядок учета операций и налогообложение по недропользованию твердых полезных ископаемых.

Твердыми полезными ископаемыми признаются природные минеральные образования, органические вещества и их смеси, находящиеся в твердом состоянии в недрах или на земной поверхности.

Твердые полезные ископаемые подразделяются на рудные и нерудные. Рудными твердыми полезными ископаемыми признаются самородные металлы, руды черных, цветных, редких, радиоактивных металлов и редкоземельных элементов. Остальные твердые полезные ископаемые признаются нерудными.

Извлекаемые в ходе добычи твердые полезные ископаемые (полезные компоненты) являются собственностью недропользователя.

Положения бухгалтерского учета

Описание порядка ведения финансового учета в отношении разведки и оценки запасов полезных ископаемых описывается в МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых».

– ограниченного усовершенствования применяемых методов бухгалтерского учета в отношении затрат, связанных с разведкой и оценкой;

– от предприятий, которые признают активы, связанные с разведкой и оценкой, проверки таких активов на обесценение в соответствии с настоящим МСФО (IFRS) и измерения любого обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»;

– раскрытия информации, которая определяет и объясняет показатели финансовой отчетности предприятия, возникающие в результате разведки и оценки запасов полезных ископаемых, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и вероятность возникновения будущих потоков денежных средств от любых признанных активов, связанных с разведкой и оценкой.

Предприятие должно применять МСФО (IFRS) 6 при учете понесенных им затрат, связанных с разведкой и оценкой.

Настоящий МСФО (IFRS) 6 не рассматривает прочие аспекты учета, который ведут предприятия, занимающиеся разведкой и оценкой запасов полезных ископаемых. Предприятие не должно применять МСФО (IFRS) 6 при учете затрат, понесенных им:

– до начала работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, таких как затраты, понесенные до получения предприятием юридических прав на производство разведочных работ на определенной территории;

– после того, как стали очевидными техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых.

Оценка при признании

Активы, связанные с разведкой и оценкой, оцениваются по себестоимости.

Предприятие разрабатывает политику, определяющую состав затрат, которые признаются в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой, и последовательно применяет эту политику. При определении такой политики предприятие должно учитывать, до какой степени затраты могут быть связаны с обнаружением конкретных запасов полезных ископаемых. Примеры затрат, которые могут быть включены в первоначальную оценку активов, связанных с разведкой и оценкой:

– приобретение прав на производство разведочных работ;

– топографические, геологические, геохимические и геофизические исследования;

– отбор проб и образцов; и

– деятельность, относящаяся к оценке технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых.

Затраты, относящиеся к разработке запасов полезных ископаемых, не должны признаваться в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой. «Концепция» и МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» определяют методологические принципы признания активов, возникающих в результате разработки.

В соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» предприятие признает любые обязательства по удалению объектов основных средств и восстановлению природных ресурсов на соответствующей территории, возникшие в течение определенного периода вследствие ведения работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

Следовательно, МСФО (IFRS) 6 применим к недропользователям, которые осуществляют изучение недр. При учете операций по недропользованию прежде всего необходимо понимать экономическую сущность таких операций, другими словами – содержание должно иметь приоритет над его формой.

При разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом организациям может потребоваться удалить пустые породы («вскрышные породы»), чтобы получить доступ к запасам полезных ископаемых. Данная деятельность по удалению пустых пород известна как «вскрышные работы». Когда и каким образом следует отдельно учитывать две выгоды, получаемые от проведения вскрышных работ – в качестве запасов или в качестве активов рассматривает КРМФО (IFRIC) 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения».

Специализированный порядок учета операций по недропользованию

Разведка запасов и их добыча включают в себя следующие этапы:

1) ведение разведочных работ (до получения лицензии) – понесенные затраты по месторождению до получения права недропользования;

2) приобретение прав на разработку полезных ископаемых;

3) работы, связанные с освоением природных ресурсов;

4) вскрышные работы;

5) добыча запасов;

6) восстановительные работы.

Рассмотрим, каким образом отражаются расходы на каждом этапе разведки запасов и их добычи.

Ведение разведочных работ

Лицензия на добычу твердых полезных ископаемых выдается по территориям, определяемым программой управления государственным фондом недр.

Понесенные затраты по месторождению до получения права недропользования включают следующие расходы:

· поисковые и поисково-оценочные работы, связанные с конкретным месторождением (проектом), такие как:

– подготовка документации по проведению геологоразведочных работ, приобретение геологической и геофизической информации;

– проведение научно-исследовательских работ;

– технико-экономическое обоснование проекта, подготовка проектов контрактов;

· общие и административные расходы, связанные с конкретным месторождением (проектом), такие как:

– оплата труда и командировочные расходы работников, связанные с исполнением проекта;

– расходы, связанные с привлечением и обучением работников в связи с исполнением проекта;

· другие аналогичные расходы, связанные с конкретным месторождением (проектом).

Предусматриваются два метода определения затрат:

1) Метод результативных затрат – согласно данному методу, затраты капитализируются, если имеется доля результативности 50 % и выше. Если доля результативности меньше 50 %, затраты списываются на расходы текущего периода на этапе работ по месторождению до получения права недропользования.

2) Метод полных затрат – согласно данному методу, все затраты капитализируются на этапе работ по месторождению до получения права недропользования.

Пример

Предприятие – субъект крупного бизнеса, резидент РК, ведет учет по МСФО, занимается добычей полезных ископаемых открытым способом. За 9 месяцев 2019 года предприятие понесло расходы на этапе работ по месторождению до получения права недропользования в размере 15 000 000 тенге:

предварительная геологическая информация об участке недр – 8 000 000;

– юридические услуги – 2 000 000;

– расходы по обучению работников – 2 500 000;

– прочие расходы, связанные с консультационными услугами по месторождению, – 2 500 000.

Вероятность эффективности на этапе разведочных работ составила 43 %.

Предприятие может отражать такие расходы на следующих счетах бухгалтерского учета:

Компании необходимо в учетной политике определить, по какому методу будет учитывать понесенные затраты по месторождению до получения права недропользования, а также закрепить определение уровня результативности в зависимости от данных по месторождению, так как важным вопросом является первоначальное признание затрат и учет затрат, который влияет на финансовую отчетность недропользователя.

Приобретение прав на разработку полезных ископаемых

Следующим шагом является получение права недропользования. Права недропользования могут получить физические и юридические лица, включая иностранных лиц, которые первоначально получают участок недр на проведение разведки, и в случае успешного коммерческого обнаружения получает исключительное право на добычу полезных ископаемых.

Согласно пункту 16 МСФО (IFRS) 6 , некоторые активы, связанные с разведкой и оценкой, рассматриваются как нематериальные, в то время как другие активы являются материальными. В той мере, в которой потребление материального актива происходит при создании нематериального актива, сумма, отражающая такое потребление, составляет часть первоначальной стоимости нематериального актива. Тем не менее использование материального актива для создания нематериального актива не превращает материальный актив в нематериальный.

Следовательно, приобретение прав на разработку полезных ископаемых и заключение контрактов будет учитываться как актив и отражаться на счете 2730 «Прочие нематериальные активы». В случае отсутствия полезных ископаемых на территории приобретенное право на разработку полезных ископаемых будет списано на текущие расходы периода.

Пример

Предприятие – субъект крупного бизнеса, резидент РК, ведет учет по МСФО, занимается добычей полезных ископаемых открытым способом, приняло решение отказаться от дальнейшей разведки на добычу полезных ископаемых.

Понесенные затраты на разработку полезных ископаемых составила 112 000 000.

Корреспонденция счетов:

Работы, связанные с освоением природных ресурсов

К работам, связанным с освоением природных ресурсов, относятся:

– работы, связанные с разведкой полезных ископаемых, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученной в установленном порядке лицензией;

– работы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;

– разработка технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения, а также другие работы, имеющие отношение к освоению природных ресурсов.

Выявление и изучение месторождений твердых полезных ископаемых осуществляется в 3 этапа:

1) работы регионального геологического изучения недр и прогнозирования полезных ископаемых, конечным результатом которой является определение потенциала и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

2) поиски и оценка месторождений включает две стадии:

· поисковые – на поисковой стадии определяются ресурсы по показателям месторождений-аналогов;

· оценочные работы – на стадии оценочных работ выявляются запасы. Геолого-экономическая оценка объектов проводится по укрупненным показателям и временным разведочным кондициям;

3) разведка и освоение месторождений – состоит из двух стадий – разведки и эксплуатационной разведки.

Разведка предполагает определение и исследование контрактной территории, которая может содержать запасы минеральных ресурсов.

К затратам на разведку относятся:

1) амортизация основных средств, используемых в процессе ведения разведочных работ, расходы на топографические, геологические и геофизические исследования, заработная плата геологам, геофизическим группам и другим лицам, проводящим исследования, затраты по транспортировке грузов и персонала к месту работ и обратно, постройка временных зданий и сооружений, оплата камеральных, тематических работ и другие;

2) бурение скважин, заряжание их взрывчатым веществом, взрывание для выявления наличия или отсутствия полезных ископаемых и выявления новых залежей на разрабатываемых месторождениях.

Такие расходы называют геологическими и геофизическими расходами. Затраты, понесенные недропользователем на геологические и геофизические работы, относятся на расходы того периода, когда они фактически были понесены. На практике порядок учета затрат на геологические и геофизические расходы зависит от вида приобретенного права.

Если право приобретается только на осуществление разведки, понесенные затраты до момента установления коммерческого обнаружения капитализируются.

Капитализация затрат на геологоразведочные работы производится на само право как нематериальный актив 2730 «Прочие нематериальные активы» либо на счет 2610 «Разведочные и оценочные активы».

Если недропользователь выбирает метод полных затрат, расходы текущего периода на этом этапе не признаются. При этом активы недропользователя могут быть завышены. Поэтому, в соответствии с требованиями МСФО 36 (IAS) «Обесценение активов», необходимо в конце каждого периода тестировать все активы на обесценение.

Если по окончании срока действия лицензии в результате разведки не открыто коммерческое обнаружение, все ранее капитализированные затраты признаются расходами периода.

Капитализированные затраты на бурение скважин, заряжание их взрывчатым веществом будут учитываться как незавершенное строительство до тех пор, пока не будет завершено бурение и взрывание.

Если в процессе испытания обнаружены полезные ископаемые, запасы которых на данной площади квалифицируются как доказанные, скважины переводятся в основные средства, но до организации добычи на этом месторождении, в соответствии с производственным методом амортизации, по этим скважинам амортизация не начисляется.

Пример

Предприятие – субъект крупного бизнеса, резидент РК, ведет учет по МСФО, занимается добычей полезных ископаемых открытым способом, понесло затраты при бурении и взрывании скважин на сумму 150 000 000 тенге, при этом на месторождении были обнаружены полезные ископаемы.

По окончании бурения скважина будет переведена в состав основных средств.

Затраты на бурение скважины, на которой обнаружены полезные ископаемые, признаются расходами, если в течение ближайшего будущего не планируется организация добычи на данном месторождении в связи с тем, что установленные запасы ископаемых не оправдывают необходимые инвестиции на обустройство.

Пример

Предприятие – субъект крупного бизнеса, резидент РК, ведет учет по МСФО, занимается добычей полезных ископаемых открытым способом, понесло затраты при бурении и взрывании скважин на сумму 150 000 000 тенге, при этом на месторождении были обнаружены полезные ископаемы, но было установлено, что стоимость обнаруженных ископаемых ниже вложенных инвестиций.

Вскрышные работы

Вскрышные работы – один из технологических процессов открытых горных работ по выемке и перемещению пород (вскрыши), покрывающих и вмещающих полезное ископаемое, с целью подготовки запасов полезного ископаемого к выемке.

IFRIC 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения» применяется в отношении затрат на удаление пустых пород, которые возникают при открытых разработках на этапе эксплуатации месторождения («затраты на вскрышные работы на этапе добычи»).

На этапе освоения месторождения (до начала добычи) затраты на вскрышные работы, как правило, капитализируются в составе амортизируемой первоначальной стоимости относящихся к месторождению строительных, подготовительных и горно-капитальных работ. После начала эксплуатации месторождения данные капитализированные затраты амортизируются на систематической основе, обычно используя способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

Порода, удаленная при проведении вскрышных работ на этапе добычи, не обязательно представляет собой только шлаковые породы; зачастую это сочетание руды и пустых пород. Соотношение руды к пустой породе может варьироваться от настолько низкого, что добыча руды экономически нецелесообразна, до настолько высокого, что добыча будет прибыльной. Удаление пород с низким соотношением руды к пустым породам может дать некоторое количество пригодного материала, который может быть использован для производства запасов. При удалении этих пород также может быть получен доступ к более глубоким пластам пород, в которых соотношение руды к пустым породам выше. Таким образом, организация может извлечь двойную выгоду из проведения вскрышных работ: добыча пригодной к использованию руды, которая может быть использована для производства запасов, и улучшенный доступ к дополнительным объемам полезных ископаемых, которые могут быть добыты в будущих периодах.

Пример

Предприятие – субъект крупного бизнеса, резидент РК, ведет учет по МСФО, занимается добычей полезных ископаемых открытым способом.

В июне 2019 года предприятие начало разработку месторождения открытым способом. Породы, полученные при проведении горно-капитальных вскрышных работ, содержали глину и песок. Эти породы были направлены на переработку на строительные смеси.

После переработки глина и песок вернутся в предприятие в качестве запасов. Затраты на вскрышные работы, связанные с произведенными запасами, учитываются в соответствии с МСФО (IAS) 2«Запасы». Положения МСФО (IAS) 2 «Запасы» определяют порядок учета затрат на удаление пустых пород (затрат на вскрышные работы), понесенных в процессе добычи открытым способом в той мере, в какой они относятся к добыче текущего отчетного периода. Следовательно, в данном случае по вскрышным работам нужно включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты (включая погрузку и транспортировку вскрышных пород).

Добыча запасов

Добычными считаются работы по извлечению из недр и подъему на поверхность полезных ископаемых. Затраты на проведение добычных работ относятся полностью на себестоимость добытого полезного ископаемого. На подземных горных работах различают добычу из очистных выработок (очистных камер, блоков, панелей, участков), а также из нарезных выработок и попутную добычу руды при проведении горно-подготовительных работ. Себестоимость добычи из нарезных выработок планируется и учитывается вместе с добычей руды из очистных выработок.

Затраты на добычу включают как производственные расходы, связанные с извлечением ископаемых на поверхность, поддержанием рабочего процесса в эксплуатационных скважинах, со сбором, внутрипромысловой транспортировкой и подготовкой ископаемых, так и амортизацию стоимости права на запасы, разведочных и эксплуатационных скважин, соответствующего оборудования, сооружений и других основных средств, включая вспомогательное оборудование и сооружения.

Плательщиками специальных платежей и налогов недропользователей являются юридические и физические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие операции по недропользованию в Республике Казахстан, а также переработку техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности.

C 01.01.2009 года произошли существенные изменения в налогообложении недропользователей. Среди основных изменении – отмена стабильности налогового режима всех контрактов на недропользование, за исключением контрактов, утвержденных Президентом РК, отказ от контрактов о разделе продукции как вида контрактов на недропользование, а также введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взамен роялти.

Специальные платежи и налоги недропользователей включают:

1) специальные платежи недропользователей, которые в свою очередь подразделяются на:

а) подписной бонус;

б) бонус коммерческого обнаружения;

в) платеж по возмещению исторических затрат;

2)налог на добычу полезных ископаемых;

3) налог на сверхприбыль.

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за приобретение права недропользования на контрактной территории.

Бонус коммерческого обнаружения уплачивается недропользователем в рамках контрактов:

1) на добычу полезных ископаемых в следующих случаях:
за каждое коммерческое обнаружение полезных ископаемых на контрактной территории, ранее объявленное данным недропользователем на соответствующей контрактной территории в рамках контракта на разведку;

за обнаружение в ходе проведения дополнительной разведки месторождения, приводящее к увеличению первоначально установленных уполномоченным для этих целей государственным органом Республики Казахстан извлекаемых запасов полезных ископаемых;
2) на совмещенную разведку и добычу за каждое коммерческое обнаружение полезных ископаемых на контрактной территории, в том числе за обнаружение в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящее к увеличению первоначально установленных уполномоченным для этих целей государственным органом Республики Казахстан извлекаемых запасов полезных ископаемых.

Платеж по возмещению исторических затрат является фиксированным платежом недропользователя по возмещению суммарных затрат, понесенных государством на геологическое изучение контрактной территории и разведку месторождений до заключения контакта на недропользование.

Налог на добычу полезных ископаемых уплачивается недропользователем отдельно по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан минерального сырья, нефти, подземных вод и лечебных грязей.

В ходе осуществления деятельности по контракту на недропользование денежная форма выплаты налога на добычу полезных ископаемых по решению Правительства Республики Казахстан может быть заменена натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением, заключаемым между уполномоченным государственным органом и недропользователем.

Налог на сверхприбыль недропользователя – платеж за доход полученный сверх норматива, установленного налоговым кодексом.

Социальный налог.

Плательщиками социального налога являются юридические лица, в том числе иностранные, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, их филиалы и представительства, индивидуальные предприниматели.

Объектом обложения является заработная плата и другие выплаты работником, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан. Выплаты, включаемые в заработную плату, подлежат корректировке (в сторону уменьшения) в части обязательных пенсионных взносов физических лиц в накопительные пенсионные фонды, разных компенсационные выплат, доплат и надбавок, социальных пособий по временной нетрудоспособности беременности и родам, материальной помощи при рождении ребенка, погребении, выплат по социальной поддержке, выплат за счет грантов от других государств, оплаты общественных работ и профессионального обучения за счет бюджетных средств и грантов, некоторых других выплат.

Ставка налога – 11%. Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты уплачивают налог в 2-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты, за себя и однократном размере месячного расчетного показателя за каждого работника.

Уплачивается налог в бюджет ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за налоговым периодом (по данному налогу – месяцем).

Налоги на собственность

Данная группа налогов приобретает в условиях рыночной экономики заметное место в связи с теми реальными изменениями, которые происходят в отношениях собственности по мере развития процесса разгосударствления и приватизации.

К налогам на собственность относятся: земельный нало, налог на имущество физических и юридических лиц, налог на транспортные средства.

Налоги на собственность поступают в местные бюджеты.

Помимо фискальных, эти налоги имеют цель стимулирования эффективного использования собственности, поскольку ставки налогов устанавливаются по внешним признакам – размерам собственности, а не по ее доходности. Доход не всегда определяется объемом собственности (имущества): в ситуации, когда налог на собственность отсутствует, крупные собственники попадают в льготное положение с точки зрения налогообложения и не будут стремиться использовать собственность наиболее производительно. Налоги на собственность позволяют равномерно распределять налоговую ответственность перед обществом. Таким образом, данные налоги относятся к реальным налогам.

Земельный налог.

Земельный налог введен с 1992 г. Его цель – обеспечение экономическими методами рационального использования земель и формирование доходов бюджетов для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории.




Объектом обложения являются земельные участки (земельные доли), предоставленные налогоплательщикам в собственность, постоянное пользование или первичное безвозмездное временное пользование, различного назначения: сельскохозяйственного, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Не являются объектом обложения земельные участки общего пользования населенных пунктов, занятые сетью автодорог, находящиеся на консервации. Не подлежат обложению земли особо охраняемых природных территорий, лесного, водного фондов, земли запаса.

Плательщиками налога являются юридические и физические лица, лица, имеющие в собственности, постоянном или временном пользовании земельные участки.

Ставки налога дифференцированы в зависимости от качества земель, местоположения, водообеспечения и установлены на единицу земельной площади – гектар, квадратный метр.

Базовые ставки устанавливаются Налоговым кодексом РК. Максимальные ставки устанавливаются на земли населенных пунктов; эти ставки установлены за квадратный метр площади и дифференцированы по видам населенных пунктов: на земли, занятые нежилыми строениями сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами; отдельные ставки применяются для площадей, занятых под жилой фонд.

Минимальные ставки устанавливаются на неорошаемые земли пустынных, полупустынных, предгорно-пустынных и горных территорий на 1 гектар земельного участка.

Ставки на земли сельскохозяйственного, промышленного и другого отраслевого назначения, для нужд обороны, устанавливаются в зависимости от балла бонитета (показатель продуктивности, доброкачественности земли) – от 5 до свыше 100 баллов.

К базовым ставкам применяется коэффициент, устанавливаемый ежегодно Правительством РК. Местные, представительные органы имеют право изменять базовые ставки на 20% (больше или меньше).

Ставки на земли, используемые в коммерческих целях, установлены по базовым ставкам населенных пунктов (за исключением земель, занятых жилым фондом), увеличенным от 2-х до 10 раз.

Ряд категорий плательщиков с гуманитарным и социальным характером деятельности применяют к базовым ставкам коэффициент 0,1.

Не являются плательщиками земельного налога ряд государственных учреждений и предприятий, плательщики единого земельного налога, участники Великой Отечественной войны.

Сельскохозяйственными пользователями и владельцами участков налог вносится не позднее 1 октября текущего года, несельскохозяйственные пользователи – четыре раза в году, равными долями.

Налог на имущество

Налог на имущество является прямым реальным налогом, величина его зависит от стоимости имущества плательщиков, а не от его доходности. Налог призван побуждать владельцев имущества к его эффективному использованию.

Плательщиками налога являются юридические и физические лица, в том числе иностранные физические лица по объектам обложения (имуществу), используемому как в предпринимательской деятельности, так и не используемому в таком качестве.

Объектами обложения являются основные производственные и непроизводственные фонды юридических и физических лиц (кроме транспортных средств), жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, помещения физических лиц, не используемые в целях предпринимательской деятельности. Объекты обложения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оцениваются на основе среднегодовой остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета, а физических лиц – уполномоченным органом по оценке недвижимого имущества.

Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивается ежегодно по ставке 1,5% от среднегодовой стоимости объектов. Некоммерческие организации, государственные предприятия науки, культуры, социальной защиты и социального обеспечения, образования, природоохранной деятельности, общества инвалидов – уплачивают налог по ставке 0,1% к среднегодовой стоимости объектов обложения.

Налог на имущество физических лиц, не используемое в предпринимательской деятельности, уплачивается ежегодно до 1 октября по ставке от 0,1% до 1% в зависимости от стоимости имущества.

Источником уплаты налога на имущество является доход налогоплательщика, независимо от того, является он следствием использования имущества или получен иными способами.

Презентация на тему Налоговое право РК

Налоговое право РК» Верещагина

Налоговое право РК» Верещагина

«Налоговое право РК»

Верещагина Инна гр. Б-213

Понятие налога Налог – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательный денежный или натуральный платеж в бюджет, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный, безвозмездный…

Понятие налога Налог – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательный денежный или натуральный платеж в бюджет, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный, безвозмездный…

Налог – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательный денежный или натуральный платеж в бюджет, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный, безвозмездный (без эквивалентный) и стабильный характер.

В материальном смысле налог- это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные срок и в установленном порядке.

Как экономическая категория - это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.

В правовом смысле – это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (материальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и определенном…

В правовом смысле – это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (материальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и определенном…

В правовом смысле – это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (материальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.

Материальным признаком налога выступает то, что он выражает собой определенную сумму денег либо определенное кол-во вещей, определяемых родовыми признаками, которые налогоплательщик обязан отдать государству.

Юридические признаки налога:
- Налог-это установление государства
- Существует только в правовой форме
- Налог- это одностороннее установление государства
- Установление налога порождает налоговое обязательство
- Носит принудительный характер
- Посредством уплаты налога изъятие денег носит правомерный характер.

Элементы налога Основными элементами налога являются: 1

Элементы налога Основными элементами налога являются: 1

Основными элементами налога являются:
1. Субъект налога; 2. Объект налога; 3. Налоговая база; 4. Налоговая ставка; 5. Налоговый период; 6. Порядок исчисления налога; 7. Порядок уплаты налога; 8. Налоговые льготы;

Субъект налога – это лицо, обязанное платить налог.
Объект налога – это имущество и действия, с наличием которых у налогоплательщиков возникает налоговое обязательство.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физические или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которых определяется сумма налогов.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы.

Под налоговым периодом понимается период времени, по истечении которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего к уплате

Под налоговым периодом понимается период времени, по истечении которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего к уплате

Под налоговым периодом понимается период времени, по истечении которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего к уплате.

Порядок исчисления налога представляет собой совокупность действия соответствующего лица по определению суммы налога, подлежащего у уплате.

Порядок уплаты налога – это установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.

Налоговые льготы – это освобождение налогоплательщика от налогового бремени или уменьшение его тяжести по сравнению с обычным режимом налогообложения.

Виды налогов 1. Корпоративный подоходный налог; 2

Виды налогов 1. Корпоративный подоходный налог; 2

1. Корпоративный подоходный налог;
2. Индивидуальный подоходный налог;
3. Налог на добавленную стоимость;
4. Акцизы;
5. Налоги и специальные платежи недропользователей;
6. Социальный налог;
7. Земельный налог;
8. Налог на транспортные средства;
9. Налог на имущество.

Читайте также: