Дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нпа о местных налогах и сборах

Опубликовано: 07.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 сентября 2020 г. N 03-02-07/1/76802 О предоставлении письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, на Министерство не возложены функции по разъяснению положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).

Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Такие письменные разъяснения даются указанному кругу лиц в связи с исполнением ими обязанностей соответственно налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов.

Письменные разъяснения, указанные в статье 34 2 Кодекса, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах.

Исходя из определения муниципальной услуги, приведенной в части 3 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ, муниципальная услуга является деятельностью, которая осуществляется по запросам заявителей.

Для целей применения Федерального закона N 210-ФЗ под заявителем понимается физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 указанного Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона N 210-ФЗ, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Круг лиц, которые имеют право на получение муниципальной услуги, уже, чем круг лиц, имеющих право на разъяснение нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Кроме того, различен и механизм дачи разъяснений.

Полагаем, что дача письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах на основании пункта 2 статьи 34 2 Кодекса не является муниципальной услугой.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

Как пояснил Минфин, дача письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не является муниципальной услугой.


Заместитель директора ДМАиК

Понравилась статья? Поделитесь!

ВОПРОС:

Является ли дача финансовым органом письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предусмотренная статьей 34.2. Налогового кодекса РФ, муниципальной услугой по смыслу норм Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»? (вопрос от муниципального образования Нижегородской области).

ОТВЕТ:

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (пункт 1 статьи 1 закона).

В частности, установлено, что в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации можно выделить следующие группы услуг:

  • государственные услуги, предоставляемые непосредственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
  • такие услуги предоставляются по запросам заявителей (физических или юридических лиц) в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ);
  • предоставление данных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ).
  • услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг:
  • к необходимым и обязательным услугам относятся услуги, в результате оказания которых заявитель может получить документ, необходимый в соответствии с нормативными правовыми актами при обращении за государственной услугой, а также услуги, обращение за которыми необходимо для получения государственной услуги в соответствии с нормативными правовыми актами.
  • перечень услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ).
  • услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ):
  • соответствующие услуги подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставлению в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ, в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
  • к данным услугам не относятся услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, указанные выше в пункте 2 данных разъяснений;
  • высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ) (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ).

Понятие «муниципальная услуга» определено в п. 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется:

  • по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги,
  • по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований,
  • в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), в установленных законом случаях.

Анализ норм Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в части вопросов местного значения свидетельствует о том, что ни в одном из перечней, установленных соответствующими статьями данного закона, не содержится упоминания о «даче финансовым органом письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах» (см. в т.ч. ст. 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения, ст. 15. Вопросы местного значения муниципального района и ст. 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа).

В текущем году в целях обеспечения систематизации Казначейством России сведений, размещенных в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг, в текущем году распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 № 2113-р был утверждён перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления (начало действия документа - 18.09.2019). Указанный перечень не содержит упоминания о деятельности, связанной с предоставлением финансовым органом письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Выборочный анализ действующих нормативных правовых актов муниципальных образований, размещённых в СПС «КонсультантПлюс Регион», также не выявил в составе перечней услуг, утверждённых на уровне муниципальных образований, подобных видов деятельности. Так, например, такой перечень в отношении муниципальных услуг утверждён постановлением администрации городского округа Навашинский Нижегородской области от 20 ноября 2018 г. № 897 «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями, участвующими в оказании муниципальных услуг на территории городского округа Навашинский Нижегородской области» (действует в редакции от 16.10.2019 № 983)[1].

Указанный перечень включает 58 муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями, участвующими в оказании муниципальных услуг на территории городского округа Навашинский Нижегородской области (см. приложение) в разрезе следующих сфер - услуги в сфере образования, услуги в сфере жилищных отношений, услуги в сфере культуры, услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, услуги в сфере земельных отношений, услуги в сфере градостроительства, услуги в сфере имущества и недвижимости, услуги в сфере строительства, услуги в сфере предпринимательской деятельности, иные услуги.

При этом в составе услуг в разрезе соответствующих направлений указаны такие виды деятельности как, например:

  • прием заявлений о зачислении детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), а также постановка на соответствующий учет;
  • предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках;
  • запись на обзорные, тематические и интерактивные экскурсии, проводимые историко-краеведческим музеем;
  • выдача выписки из домовой книги;
  • утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане;
  • выдача градостроительного плана земельного участка;
  • заключение (изменение), выдача дубликата договора социального найма жилого помещения;
  • выдача разрешения на размещение нестационарного торгового объекта мелкорозничной сети и т.п.

В перечне иных услуг указаны - выдача архивных справок, заверенных копий и выписок из архивных документов, выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выдача справки о наличии печного отопления и т.п.

Кроме того, в приложении к перечню отражены семь государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями, по переданным полномочиям на территории городского округа Навашинский Нижегородской области. В их числе - прием и выдача отдельных видов документов и разрешений.

Следует отметить, что соответствующие услуги предоставляются на основании Административных регламентов, являющихся неотъемлемой частью и обязательным элементом реализации норм Федерального закона № 210-ФЗ (см. главу 3 закона).

Что касается положений Налогового кодекса Российской Федерации, установленных статьёй 34.2. «Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов», то следует отметить следующее.

Сложившаяся практика реализации данной нормы свидетельствует о том, что разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу ст. 34.2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах[2] и не подлежат обязательному официальному опубликованию.

Размещение письменных разъяснений, в т.ч. Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России), в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования[3]. Такие письменные разъяснения необязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. В случае возникновения спорных вопросов налоговые органы руководствуются сложившейся судебной практикой и вступившими в законную силу судебными решениями[4].

РЕЗЮМЕ:

С учетом вышеизложенного, предоставление финансовым органом письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предусмотренное статьей 34.2. Налогового кодекса РФ, не является муниципальной услугой по смыслу норм Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

[1] СПС КонсультантПлюс Регион

[2] Письмо ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097 «О направлении письма Минфина России (вместе с Письмом Минфина России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 «О формировании единой правоприменительной практики»)

Ответ подготовила:

Заместитель директора Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Зенцова Елена

20-основа.jpg


У налогоплательщика есть право получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов. Порядку получения разъяснений и последствиям их исполнения посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Одним из способов снижения налоговых рисков является обращение налогоплательщика за разъяснениями в налоговый или финансовый орган…

Да, это так. В налоговом законодательстве достаточно много положений, которые могут по-разному пониматься налогоплательщиками и налоговыми органами. Эффект неопределенности усиливается от ежегодных поправок. Так, в 2018 году в первую часть НК РФ изменения были внесены шестнадцатью законами. Вторая часть НК РФ правилась сорок одним законом. Продолжается практика принятия законов в конце года.

Конечно, содержащиеся в нормах законодательства о налогах и сборах неясности, противоречия, пробелы, сомнения толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ). Но являются ли они неустранимыми, решается только судебными органами при рассмотрении конкретного дела.

Поэтому налогоплательщикам можно рекомендовать активно пользоваться своими правами на получение информации и разъяснений.

Как распределены обязанности по разъяснению и информированию между финансовыми и налоговыми органами?

Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Разъяснения должны представляться по вопросам соответственно законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (статья 34.2 НК РФ). Это своего рода толкование содержащихся в законодательстве положений.

На налоговые органы возложена обязанность по информированию налогоплательщиков (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

В чем отличие информирования от разъяснений?

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика или воспроизведение информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Механизм проведения налоговыми органами информационной работы отражен в регламентах, утвержденных приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ и приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н.

Вместе с тем смысловые отличия информирования и разъяснения фактически неразличимы.

Большинство писем УФНС, а особенно ФНС, по своему содержанию представляют разъяснение методологических вопросов.

Максимальный срок предоставления финансовыми органами разъяснений составляет два месяца со дня поступления запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 3 статьи 34.2 НК РФ).

Обязан ли финансовый орган предоставить ответ на полученный вопрос по существу?

Минфин не предоставляет разъяснения по вопросам заполнения налоговой отчетности. Такие вопросы направляются для рассмотрения в ФНС.

В ФНС может направляться обращение, относящееся к вопросам правоприменительной практики (пункт 9.20 Регламента Минфина, утвержденного приказом Минфина от 15.06.2012 № 82н, апелляционное определение Верховного суда от 18.01.2018 № АПЛ17-494).

Следует иметь в виду, что к обязанностям налоговых и финансовых органов не относится консультирование – предоставление советов и рекомендаций по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога (письмо ФНС от 27.12.2018 № ГД-4-19/25766@).

Кроме того, не проводится оценка конкретных хозяйственных ситуаций, экспертиза договоров, учредительных, иных документов организаций.

Таким образом, в предоставлении письменных разъяснений может быть отказано, если финансовый орган сочтет, что в запросе содержится просьба не о разъяснении законодательства, а о проведении консультации или экспертизы, например, на предмет применения того или иного режима налогообложения.

Как избежать отказа в предоставлении разъяснений?

Налогоплательщик, который руководствовался разъяснениями уполномоченных органов, при возникновении спора должен будет представить подтверждение полноты и достоверности информации, указанной им в запросе.

Но изложение информации, скажем, о видах выплат в пользу работников для целей получения разъяснения о порядке их налогообложения, не должно подменяться приложением трудовых договоров или локальных актов организации.

Обращение должно содержать вопрос методологического характера по применению НК РФ. Помимо полноты и достоверности изложенной информации, может быть приведено нормативное обоснование позиции налогоплательщика по рассматриваемому вопросу.

Какие основания отказать в предоставлении информации есть у налогового органа?

Не следует формулировать запрос как просьбу подтвердить правильность применения законодательства (подпункт 2 пункта 30 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н, письмо ФНС от 30.01.2018 № СД-4-3/1642).

Как и финансовый орган, налоговый орган вправе отказать в предоставлении информации, если речь идет о смоделированной ситуации (решение ФНС от 27.12.2017 № АС-3-9/8743@).

Отдельно отметим, что НК РФ предусмотрены специальные основания для рассмотрения налоговым органом заявлений налогоплательщика о предварительной оценке налоговых последствий (в рамках соглашений о ценообразовании и налоговом мониторинге).

Если запрос подписывает не директор общества, нужно ли прикладывать доверенность на представителя?

В принципе, нужно. Но на практике проверка полномочий лица, подписавшего запрос, осуществляется не всегда.

Другое дело, когда налоговый или финансовый орган с учетом статуса организации, направившей запрос, и содержания запроса делает вывод, что заданный вопрос относится к деятельности третьего лица. В этом случае в ответе на запрос будет предложено представить документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, о котором идет речь в запросе (письмо Минфина от 16.11.2018 № 03-03-06//1/82682).

Например, если вопрос касался ставки дивидендов в пользу иностранного учредителя, при том, что в составе участников организации, направившей запрос, таковой отсутствует. Иной распространенный случай – это запросы от аудиторских, консалтинговых компаний.

Что может поменяться в практике получения разъяснений?

В связи с принятием постановления Конституционного суда от 28.11.2017 № 34-П налогоплательщику можно посоветовать обращаться в Минфин или в налоговый орган, в том числе в случаях, если вопрос по налогообложению касается применения законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах.

Обязан ли налоговый или финансовый орган запрашивать другой государственный орган, если полученный запрос касается не налогового законодательства?

С другой стороны, в разъяснениях, подготовленных после постановления Конституционного суда от 28.11.2017 № 34-П, по прежнему содержатся положения, предлагающие налогоплательщику обратиться за получением разъяснений в иные государственные органы, или о том, что письмо налогоплательщика направлено для рассмотрения и ответа в иной госорган.

Обязан ли налогоплательщик исполнять полученное письмо Минфина или налогового органа?

Полученное в порядке статей 32, 34.2 НК РФ разъяснение не носит для налогоплательщика обязательного характера. Иными словами, он вправе его проигнорировать и занимать иную позицию.

Если налогоплательщик совершил правонарушение вследствие исполнения разъяснения, он освобождается от ответственности и выплаты пени?

Выполнение письменных разъяснений финансовых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении любого налогового правонарушения. Также это признается основанием, при наличии которого на сумму недоимки, возникшей у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), не начисляются пени (подпункт 3 пункта 1 статьи 111, пункт 8 статьи 75 НК РФ).

Причем смысл приведенных законоположений связывает возможность получения освобождения от начисления пени и от штрафа с выполнением налогоплательщиком письменных разъяснений любого финансового органа публичной власти, включая разъяснения финансового органа муниципального образования, а не только финансового органа государственной власти.

Но следует иметь в виду, что полномочия финансовых органов разных уровней власти ограничены толкованием правовых норм, принятых на соответствующем уровне. Скажем, органов местного самоуправления – нормами, принятыми на уровне муниципального образования. Их компетенция не охватывает нормы федерального налогового законодательства и налогового законодательства субъекта Российской Федерации (определение Конституционного суда от 08.11.2018 № 2725-О). Выполнение разъяснений финансового органа, которые предоставлены по вопросам, не относящимся к его компетенции, от пени и штрафа не освобождает.

Освобождает ли от ответственности и пени разъяснение налогового органа?

Да. Тем самым налогоплательщику можно рекомендовать обращаться с запросом как в финансовый, так и в налоговый орган.

Причем отсутствие ответа налогового органа на запрос налогоплательщика о применении законодательства может стать дополнительным фактором для признания последующего решения налогового органа по проверке недействительным: налоговый орган отказался предоставить информацию по существу запроса, а выразил свое мнение по спорной ситуации в решении по результатам проверки.

Такая позиция отражена в определении Верховного суда от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602.

Освобождает ли от ответственности разъяснение, размещенное в справочно-правовых системах?

Да, но с оговорками. Это разъяснения, которые изначально были размещены на сайте налоговых и финансовых органов.

Согласно приказу Минфина от 12.11.2015 № 435 публикация разъяснения осуществляется путем размещения извлечения из указанного разъяснения на официальном сайте Минфина России. При этом указываются: номер и дата разъяснения, краткое содержание вопроса, ответ на который содержит разъяснение, изложенный в разъяснении ответ на вопрос; фамилия, имя, отчество должностного лица Минфина, подписавшего разъяснение.

Разъяснения Минфина размещаются также в рубрике «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов» официального сайта Федеральной налоговой службы. Также на сайте размещаются письма самой ФНС. Это разъяснения, обязательные для применения территориальными налоговыми органами.

Кроме того, речь может идти о применении писем массового характера, адресованных неопределенному кругу лиц. В них используется словосочетание «доведите указанные разъяснения до налоговых органов и налогоплательщиков» или аналогичные словосочетания.

К подобным разъяснениям для «неопределенного круга лиц» также относятся письма, содержание которых носит универсальный характер, не зависящий от специфики конкретного налогоплательщика.
Обращаю внимание, что в подавляющем большинстве случаев размещаемые разъяснения налоговых и финансовых органов являются адресными, то есть подготовленными по запросу конкретной организации (физического лица).

При поиске разъяснений в интернете следует убедиться в корректности источников публикации (помимо официальных сайтов, средств массовой информации, учредителем которых выступает госорган, такими источниками могут являться справочно–правовые системы, средства массовой информации, специализирующиеся в сфере учета и налогообложения).

Является ли размещение писем госорганов в справочно–правовых системах официальной публикацией?

Данное понятие в отношении писем неприменимо. Как правило, справочно–правовые системы осуществляют взаимодействие с госорганами в рамках заключенных соглашений. Но это все равно не превращает размещение в подобных системах писем госорганов в их официальное опубликование. Однако данное обстоятельство само по себе не опровергает наличие собственно официального разъяснения.

При возникновении спора у налогоплательщика должны иметься доказательства: распечатанное письмо с указанием источника его размещения или соответствующая копия страницы сайта, заверенные подписью должностного лица налогоплательщика (с расшифровкой подписи), с указанием даты и времени получения информации. Такая распечатка («скриншот») может быть доказательством, в том числе в суде. Не лишним будет сохранить файл, содержащий снимок с экрана, на компьютере или ином носителе информации.

Налоговый орган или суд могут обратиться к тому же самому источнику информации, которым пользовался налогоплательщик, или иным образом удостовериться в наличии разъяснения (направив запрос в орган, издавший разъяснение).

Как поступать, если по конкретному вопросу существует несколько мнений, высказанных Минфином?

Нередко вывод об изменении позиции министерства не всегда справедлив. При наличии «разных» писем Минфина не учитывается трактовка тех или иных положений разъяснений, содержание вопроса, в ответ на который подготовлено разъяснение, произошедшие изменения в законодательстве за истекший период.
Разъяснения не являются нормативными актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию. Поэтому очень редко в последующих разъяснениях говорится о неприменении ранее изданных разъяснений.

Если налогоплательщик пользуется официальными интернет–сайтами государственных органов, справочными правовыми системами и отслеживает размещаемые разъяснения, то следует учитывать последнее по времени разъяснение.

При наличии в периоде совершения операции более позднего разъяснения, относящегося к той же самой ситуации, с иной позицией, налоговый орган или суд может не признать предшествующее разъяснение обстоятельством, освобождающим от ответственности и пени, если в результате его применения в последующем налоговом периоде налогоплательщик неправильно исчислил налог.

Как поступать при наличии расхождений в разъяснениях Минфина и ФНС?

Налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

В настоящее время существование разных позиций Минфина и ФНС, как правило, носит очень непродолжительный характер. Поэтому налогоплательщику рекомендуется дождаться согласованной позиции, в том числе направив свой запрос.

Может ли позиция налогового органа отличаться от позиции, изложенной в письме ФНС?

Налоговые органы порою игнорируют разъяснения ФНС, изданные, что называется «в пользу налогоплательщика». Сюда входят те разъяснения, которые размещены в разделе интернет-сайта ФНС как обязательные для применения налоговыми органами.

В случае возникновения такой ситуации в процессе рассмотрения материалов дела о налоговом правонарушении налогоплательщику как можно раньше следует сообщить об этом факте в ФНС (а если речь идет уже о принятом решении инспекции, то обжаловать его в ФНС).

Иначе, как иногда происходит, арбитражные суды вполне могут занять позицию не в пользу налогоплательщика, несмотря на положительные для него разъяснения Минфина и ФНС.

Как реализуются положения НК РФ об освобождении от ответственности?

Обстоятельства, освобождающие от ответственности, устанавливаются при наличии соответствующих документов, по смыслу и содержанию относящихся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов.

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений (причина) должно предшествовать совершению правонарушения (следствие).

По смыслу и содержанию разъяснение должно в полной мере соотноситься с условиями деятельности налогоплательщика в налоговом (отчетном, расчетном) периоде.

Если налогоплательщик в качестве возражений к акту проверки прикладывает разъяснение, то налоговым органом должно приниматься решение об отказе в привлечении к ответственности?

В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых.
Лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения. Наличие (отсутствие) обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, непосредственно влияет на возможность применения ответственности.

Проверка данных обстоятельств является обязанностью налоговых органов и суда.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В случае применения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ указывается на выполнение налогоплательщиком разъяснений и приводятся их реквизиты.

Решение об отказе в привлечении лица к ответственности выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа или судом.

от 7 июля 2020 года N 270

Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных нормативных правовых актов о налогах и сборах

1. Утвердить прилагаемый административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных нормативных правовых актов о налогах и сборах.

2. Настоящее постановление обнародовать на специально оборудованных стендах городского округа "Город Чита" и разместить в официальном сетевом издании городского округа "Город Чита" "Официальный сайт правовой информации городского округа "Город Чита" (http://msuchita.ru).

Приложение
к постановлению администрации
городского округа "Город Чита"
от 7 июля 2020 г. N 270

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ДАЧЕ ПИСЬМЕННЫХ РАЗЪЯСНЕНИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ И НАЛОГОВЫМ АГЕНТАМ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных нормативных правовых актов о налогах и сборах (далее - административный регламент) устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги.

В качестве лиц, имеющих право на получение муниципальной услуги, могут выступать налогоплательщики и налоговые агенты, заинтересованные в получении письменных разъяснений вопросов применения нормативных правовых актов городского округа "Город Чита" о налогах и сборах, либо их уполномоченные представители, обратившиеся в администрацию городского округа "Город Чита" с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (далее - заявитель).

Муниципальную услугу предоставляет администрация городского округа "Город Чита". Наименование органа администрации городского округа "Город Чита", непосредственно предоставляющего муниципальную услугу: Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" (далее - Уполномоченный орган).

1.2. Порядок информирования о предоставлении муниципальной услуги.

Информирование о предоставлении муниципальной услуги осуществляется при личном обращении:

в Уполномоченный орган по адресу: 672090, г. Чита, ул. Бутина, 39, кабинеты 221, 224 (приемная).

Телефон/факс: 8(3022) 35-29-44, 32-09-06.

Адрес электронной почты: E-mail: chitagf@yandex.ru.

График работы Уполномоченного органа:

понедельник - четверг с 08-30 до 17-45 час., пятница с 08-30 до 16-30.

Перерыв на обед: с 13-00 до 14-00 час., выходные: суббота, воскресенье.

В предпраздничные дни продолжительность времени работы Уполномоченного органа сокращается на один час.

Информация о местонахождении, графике работы и справочных телефонах Уполномоченного органа, а также о порядке предоставления муниципальной услуги и перечне документов, необходимых для ее получения, размещается:

- на официальном сайте администрации городского округа "Город Чита" (www.admin.msuchita.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- на информационных стендах в местах предоставления муниципальной услуги.

Указанная информация может быть получена в порядке консультирования.

1.3. Для получения информации по процедуре предоставления муниципальной услуги заявителем используются следующие формы консультирования:

- индивидуальное консультирование лично;

- индивидуальное консультирование по почте (по электронной почте);

- индивидуальное консультирование по телефону;

- публичное письменное консультирование;

- публичное устное консультирование.

1.4. Информация о местонахождении, графике работы, контактных координатах Уполномоченного органа (телефон/факс, адрес с указанием почтового индекса, адрес электронной почты, адрес официального сайта Уполномоченного органа) и справочных телефонах структурного подразделения Уполномоченного органа, непосредственно предоставляющего муниципальную услугу, представлена в приложении 1 к настоящему административному регламенту.

1.5. Индивидуальное консультирование лично (индивидуальное устное консультирование).

Время ожидания заявителя при индивидуальном устном консультировании не может превышать 15 минут.

Индивидуальное устное консультирование каждого заявителя должностным лицом Уполномоченного органа (далее - должностное лицо) не может превышать 10 минут.

В случае, если для подготовки ответа требуется продолжительное время, должностное лицо, осуществляющее индивидуальное устное консультирование, может предложить заявителю обратиться за необходимой информацией в письменном виде либо назначить другое удобное для заявителя время для устного консультирования.

1.6. Индивидуальное консультирование по почте (по электронной почте).

При индивидуальном консультировании по почте (по электронной почте) ответ на обращение заявителя направляется почтой в его адрес в случае обращения в письменной форме либо по электронной почте на адрес его электронной почты в случае обращения в форме электронного документа в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

Датой получения Уполномоченным органом обращения заявителя является дата его регистрации в системе автоматизации делопроизводства и электронного документооборота в порядке делопроизводства.

1.7. Индивидуальное консультирование по телефону.

Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил заявитель, фамилии, имени, отчестве (последнее - при наличии) и должности должностного лица, осуществляющего индивидуальное консультирование по телефону.

Время разговора не должно превышать 10 минут.

В том случае, если должностное лицо, осуществляющее индивидуальное консультирование по телефону, не может ответить на вопрос по содержанию, связанному с предоставлением муниципальной услуги, оно обязано проинформировать заявителя об организациях либо структурных подразделениях Уполномоченного органа, которые располагают необходимыми сведениями.

1.8. Публичное письменное консультирование.

Публичное письменное консультирование осуществляется путем размещения информационных материалов на стендах в местах предоставления муниципальной услуги, публикации информационных материалов в средствах массовой информации, включая публикацию на официальном сайте Уполномоченного органа (официальном сайте администрации городского округа "Город Чита").

Консультирование путем публикации информационных материалов на официальном сайте Уполномоченного органа (официальном сайте администрации городского округа "Город Чита"), в местных средствах массовой информации осуществляется Уполномоченным органом. Уполномоченный орган направляет информацию в местные средства массовой информации и контролирует ее размещение.

1.9. Публичное устное консультирование.

Публичное устное консультирование осуществляется уполномоченным должностным лицом с привлечением средств массовой информации.

1.10. Должностные лица структурных подразделений Уполномоченного органа, непосредственно предоставляющих муниципальную услугу, при ответе на заявителей обязаны:

1.10.1. При устном обращении заявителя (по телефону или лично) должностные лица, осуществляющие консультирование, дают ответ самостоятельно. Если должностное лицо, к которому обратился заявитель, не может ответить на вопрос самостоятельно, то оно может предложить заявителю обратиться письменно, либо назначить другое удобное для него время консультации, либо переадресовать (перевести) на другое должностное лицо или сообщить телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

1.10.2. Должностные лица, осуществляющие консультирование (по телефону или лично), должны корректно и внимательно относиться к заявителям. При ответе на телефонные звонки должностное лицо, осуществляющее консультирование, должно назвать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), занимаемую должность и наименование структурного подразделения Уполномоченного органа. Во время разговора необходимо произносить слова четко, избегать параллельных разговоров с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат. В конце консультирования должностное лицо, осуществляющее консультирование, должно кратко подвести итоги и перечислить меры, которые надо принять (кто именно, когда и что должен сделать).

1.10.3. Ответы на письменные обращения даются в простой, четкой и понятной форме в письменном виде и должны содержать:

- ответы на поставленные вопросы;

- должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего ответ;

- фамилию и инициалы исполнителя - лица, подготовившего ответ;

- наименование структурного подразделения Уполномоченного органа;

Логотип

  • Общая информация
  • Глава поселения
  • Биография главы
  • Отчеты о проделанной работе
  • Вакансии
  • Нормативно-правовые акты
  • Порядок поступления на муниципальную службу
  • Квалификационные требования
  • Должностные инструкции
  • Условия и результаты конкурсов
  • Доход муниципальных служащих
  • Сведения о доходах
  • График приема граждан
  • Регламент рассмотрения обращений
  • Работа с обращениями
  • Формы заявлений
  • Рассмотрение обращений
  • Интернет-приемная
  • Нормативная база
  • Антитеррористическая комиссия МО
  • Информация о деятельности АТК МО
  • Рекомендации гражданам и должностным лицам
  • Состав
  • Решения Собрания
  • Решения 2021
  • Решения 2020
  • Решения 2019
  • Решение 2018
  • Решения 2017
  • Решения 2016
  • Решения 2015
  • Решения 2014
  • Решения 2013
  • Решения 2012
  • Решения 2011
  • Решения 2010
  • Решения 2008
  • Решения 2007
  • Устав поселения
  • Документы
  • Программы
  • Программы за 2021 год
  • Программы за 2020 год
  • Программы за 2019 год
  • Программы за 2018 год
  • Программы за 2017 год
  • Программы за 2016 год
  • Программы за 2015 год
  • Программы за 2014 год
  • Программы за 2013 год
  • Программы за 2012 год
  • Программы за 2011 год
  • Программы за 2010 год
  • Сведения о расходах
  • Распоряжения 2019
  • Распоряжения 2018
  • Распоряжения 2017
  • Распоряжения 2016
  • Распоряжения 2015
  • Распоряжения 2014
  • Распоряжения 2013
  • Распоряжения 2012
  • Распоряжения 2011
  • Распоряжения 2010
  • Распоряжения 2009
  • Постановления 2021
  • Постановления 2020
  • Постановления 2019
  • Постановления 2018
  • Постановления 2017
  • Постановления 2016
  • Постановления 2015
  • Постановления 2014
  • Постановления 2013
  • Постановления 2012
  • Постановления 2011
  • Постановления 2010
  • Постановления 2009
  • Постановления 2008
  • Действующие регламенты
  • Независимая экспертиза проектов
  • Действующие регламенты
  • Независимая экспертиза проектов
  • Бюджет для граждан
  • Статистические данные
  • Бюджет поселения
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • Нормативные правовые и иные акты
  • Комиссия по противодействию коррупции
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические материалы
  • Формы документов для заполнения
  • Сведения о доходах муниципальных служащих
  • Сообщить о факте коррупции
Вы здесь: Муниципальные правовые акты
Административные регламенты
Предоставления услуг
Действующие регламенты
Постановление № 24 от 24.03.2020 года «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местн

Дополнительная информация

200x200

Постановление № 24 от 24.03.2020 года «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местн

Администрация Мешковского сельского поселения

Адрес: 346160, Ростовская область, Верхнедонской район,

БИК 046015001
в отделение Ростов-на-Дону

Глава поселения - Сокотова Елена Васильевна

Режим работы администрации:

понедельник - четверг: с . до .

Информация будет размещена в ближайшее время!

Читайте также: