Цифровизация налоговой системы рк

Опубликовано: 29.04.2024

КГУ им. А. Байтурсынова

Бевз И.А., старший преподаватель кафедры информационных систем

Налоговый комитет Министерства Финансов Республики Казахстан (далее НК МФ РК) принял ряд эффективных информационных решений, нацеленных на создание абсолютно новых инструментов налогового администрирования. Так, введены система обработки налоговой отчетности (СОНО), web-приложения «Кабинет налогоплательщика»; функционирует web-портал "Электронного правительства" www.e.gov.kz.

Необходимость введения данных систем возникла в связи с активным развитием информационных технологий и расширением использования возможностей интернета. Их особенность в том, что они упрощают механизм взаимодействия с налогоплательщиками через интернет.

До 2009 года налоговые органы и налогоплательщики для представления разного вида налоговой отчетности использовали отдельные информационные системы: ИС НДС, ИСИД, ЭФНО, ИС МОП. В качестве передачи электронных форм налоговой отчетности использовалась собственная разработка НК МФ РК - система гарантированной доставки сообщений (СГДС). Эта система имела сложный интерфейс и требовала от налогоплательщиков специальной подготовки. Кроме того, в ходе эксплуатации данных систем, для налогоплательщиков возникали определенные проблемы и неудобства в виде «перегрузки» сервера региональных налоговых комитетов и проблематичности установки on-line соединений.

В связи с этим, НК МФ РК принял решение о переходе на новую информационную систему, где были учтены все требования и пожелания налогоплательщиков. Так, в апреле 2009 года налоговыми органами была введена в эксплуатацию новая система по представлению форм налоговой отчетности в электронном виде СОНО (Система Обработки Налоговой Отчетности), которая заменила несколько старых информационных систем.

Данная система работает успешно уже 4-й год и позволяет налогоплательщикам представлять налоговую отчетность следующими альтернативными способами:

- Заполнение и отправка форм налоговой отчетности посредством Web-приложения СОНО «Кабинет налогоплательщика»;

- Предоставление форм налоговой отчетности на бумажном носителе, распечатанных через клиентское приложение СОНО для налогоплательщика с Бар – кодом.

Основная цель создания системы обработки налоговой отчетности (СОНО) – увеличение доли налогоплательщиков, которые представляют налоговую отчетность в электронном виде. На сегодняшний день в Казахстане посредством электронной связи представляется более 80% налоговой отчетности.

Web-приложение «Кабинет налогоплательщика» - один из этапов в развитии сервисов электронного правительства. Данное web-приложение позволяет значительно повысить эффективность при исполнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Каждый налогоплательщик, имеющий доступ в интернет, может получить для себя персональный защищенный от несанкционированного доступа раздел на портале Налогового комитета МФ РК.

Налогоплательщик подключается к своему виртуальному кабинету через интернет и в оперативном режиме получает доступ к хранящейся базе данных о себе и своих взаимоотношениях с налоговой службой. Кроме того, он имеет возможность заполнять и представлять формы налоговой отчетности в электронном виде для последующей обработки в налоговом органе.

Web-приложение «Кабинет налогоплательщика» реализовано в целях расширения электронных услуг, предоставляемых налоговыми органами, и позволяет из любого удобного места для налогоплательщика, используя только интернет, получать такие услуги как:

- Подготовка и подача ФНО;

- Просмотр статусов обработки;

- Поиск и просмотр поданных ранее ФНО;

- Подача налогового заявления на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, пеней, штрафов;

- Подача налогового заявления для получения сведений об отсутствии и (или) наличии налоговой задолженности, задолженности по ОПВ и СО;

- Получение информации о зарегистрированных объектах налогообложения;

- Получение уведомления по результатам камерального контроля;

- Подача заявления на получение патента и ряд других услуг.

Интерфейс «Кабинета налогоплательщика» имеет удобную систему помощи, включающую в себя подробные инструкции по использованию функционала, как в текстовом, так и в видео формате.

Для работы в «Кабинете налогоплательщика» необходимо наличие электронно-цифровой подписи, или, другими словами, криптографического ключа. Выдача электронно-цифровой подписи (ЭЦП) осуществляется в налоговых органах по месту нахождения или жительства налогоплательщика. На сегодняшний день посредством электронно-цифровой подписи, выданной налоговыми органами, налогоплательщик имеет доступ только к электронным услугам Налогового комитета МФ РК.

Вместо разных сайтов по отдельным проблемам внедрен единый портал – www.salyk.kz, который предназначен для интерактивного взаимодействия налогоплательщиков с Налоговым комитетом МФ РК по всем вопросам. Портал несложный, постоянно обновляемый, информационно насыщенный и актуальный по содержанию.

На портале www.salyk.kz налогоплательщик всегда может найти свежие новости в области налогообложения, интерактивные опросы налогоплательщиков, зайти на форум Налогового комитета МФ РК, где освещены все актуальные вопросы, ознакомиться с налоговыми справочниками, календарем налогоплательщика, интерактивной картой налоговых органов. Полезными являются информационные сервисы: расчет индивидуального подоходного налога, расчет пени, расчет налога на транспорт, ввод и печать квитанции, формы налоговой отчетности, обновление программного обеспечения по сдаче ФНО, формы налоговых заявлений, поиск налогоплательщиков по РНН и другим критериям, поиск и публикация сведений по плательщикам НДС, перечень лжепредприятий. Портал доступен круглосуточно семь дней в неделю.

Налоговыми органами ведется постоянная работа по привлечению налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде. Для налогоплательщиков, не имеющих доступа к сети интернет, в Центрах приема и обработки информации налоговых органов установлено программное обеспечение «Терминал налогоплательщика», где всем желающим предоставлена возможность сдачи налоговой отчетности в электронном виде.

Сегодня налоговые органы продолжают работу по развитию электронного взаимодействия с налогоплательщиками, разрабатывая новые способы взаимодействия и совершенствуя уже имеющиеся. Хотелось бы отметить, что все новые информационные технологии направлены на улучшение взаимосвязи между налогоплательщиками и налоговыми службами, а также на повышение качества предоставления государственных услуг.

Алиев Мурат Капбарович – доктор экономических наук, профессор, академик МЭАЕ, зав.кафедрой Учета и аудита Казахского университета экономики, финансов и международной торговли.

Турдалы Жулдыз Нуржанкызы – докторант PhD Университета Адам / БФЭА

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы организации налогового учета и отчетности в системе налогового администрирования. Дана комплексная оценка практики налогового учета и представления отчетности с использованием современных механизмов взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Обоснована необходимость развития налогового администрирования с учетом цифровизации экономики.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговый учет, налоговая отчетность, налоговый контроль, информационные технологии, цифровизация, экономическая эффективность.

В рамках оценки механизма налогового администрирования по обеспечению полноты и своевременности налоговых поступлений в бюджет первоосновой всех мероприятий, в том числе и контрольных, выступает учет налогоплательщиков. Деятельность налоговых органов по регистрации и учету физических и юридических лиц осуществляется посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и иных сведений.

В связи с принятием нового Налогового Кодекса в Республике Казахстан, Комитетом государственных доходов масштабно реформируется система постановки на регистрационный учет в качестве налогоплательщика. Активно развивается перечень электронных сервисов, с помощью которых индивидуальным предпринимателям и некоторым категориям юридических лиц предоставляется возможность пройти регистрацию в качестве налогоплательщика через портал государственной корпорации «Правительство для граждан» при наличии у заявителя электронной цифровой подписи. Помимо этого регистрация в обычном режиме может осуществляться в явочном порядке в «Центр обслуживания населения» (ЦОН) и налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Начиная с 2017 года постановка на регистрационный учет в качестве индивидуального предпринимателя переведена на уведомительный порядок, согласно которому для регистрации физическое лицо представляет в налоговый орган уведомление о начале деятельности. При этом по вопросам сокращения разрешительных документов полностью исключена статья 37 Предпринимательского кодекса, определяющая понятие Свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также порядок его выдачи [1]. С целью создания комфортных условий для развития малого бизнеса отменен сбор за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя.

Электронный сервис Комитета государственных доходов «Экспресс–помощь» с пошаговой инструкцией для начинающих предпринимателей позволяет ознакомиться с порядком осуществления государственной регистрации, выбрать форму регистрации и режим налогообложения, а также знакомит с другими процедурными моментами [2]. Поэтому можно заключить, что деятельность налоговых органов по администрированию направлена именно на упрощение и либерализацию процедур регистрации налогоплательщиков, чтобы заложить действительно эффективную основу для качественного роста предпринимательской среды.

Механизм регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя всегда происходит одновременно с постановкой на налоговый учет. В ходе непрерывной работы по учету налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных, которая постоянно уточняется и дополняется. Сведения о количестве налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Республики Казахстан представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика количества налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Республики Казахстан, ед.

Юридические лица, всего

Примечание: составлено авторами на основе данных [3]

По данным таблицы 1, количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах в 2017 году составляет свыше 1,5 млн. ед. Наибольшее количество налогоплательщиков, зарегистрированных и состоящих на учете в налоговых органах приходилось на 2014 год. Мораторий на проведение налоговых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства вкупе с другими мерами государственной поддержки способствовали наиболее высокому темпу прироста количества налогоплательщиков в этот период. Так, в 2014 году прирост составил 7,6% (+115228 ед.), в 2015 году произошло снижение на 10,6% (–173280 ед.), в 2016 году наблюдается незначительный прирост на 1,8% (+20386 ед.), а уже в 2017 году продолжился поступательный прирост на 3,2% (+45151 ед.).

Вместе с тем, в 2015–2017 годах отмечается снижение некоторых категорий налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах. Сокращение налогоплательщиков обусловлено реорганизацией и ликвидацией в связи с нестабильным финансовым положением, а также снятием с учета большого количества индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, относящихся к субъектам среднего (уменьшение более чем в два раза) и крупного предпринимательства. Сокращение «среднего класса» с большей вероятностью можно объяснить тем, что они не выдержали конкуренции и перешли в малый бизнес.

Справляться с обслуживанием немалого количества налогоплательщиков стало проще и доступнее благодаря автоматизации части процессов налогового администрирования. В этой связи, Комитетом государственных доходов было принято решение о переходе на новые информационные системы, в которых учтены требования и пожелания налогоплательщиков. На сегодняшний день внедрены и действуют такие информационные системы и сервисы как виртуальный «Кабинет налогоплательщика», «ИС СОНО» система обработки налоговой отчетности, «ИС ЭСФ» электронные счета–фактуры, «ИС УКМ» контроль над производством и оборотом алкогольной продукции с использованием учётно–контрольных марок с голографическим защитным элементом, «ИС Акциз» контроль за производством и оборотом подакцизной продукции и отдельных видов нефтепродуктов [4].

Одной из особенностей этих информационных систем и сервисов является доступность и наличие личного информационного пространства налогоплательщика на web–pecypcax Комитета государственных доходов.

В частности, сервисы виртуальный «Кабинет налогоплательщика» и «ИС СОНО» интегрированы между собой и выполняют такой функционал, который позволяет налогоплательщикам получать большое количество услуг от подготовки и подачи налоговой отчетности, получения уведомлений и сведений о сумме налоговой задолженности или отсутствии до подачи жалобы на результаты налоговой проверки и получения уведомлений по результатам налогового контроля.

Налоговыми органами постоянно ведется работа по привлечению налогоплательщиков к представлению отчетности в электронном виде. Для налогоплательщиков, не имеющих доступа к сети интернет в налоговых органах установлено программное обеспечение «Терминал налогоплательщика», где каждый желающий может подать налоговую отчетность в электронном виде.

Способ сдачи налоговой отчетности в бумажной форме на сегодняшний день уже менее популярно и не может конкурировать с электронной формой. Об этом свидетельствуют данные по широкому распространению среди налогоплательщиков сдачи налоговой отчетности в электронной форме (рис.1).


Примечание: составлено авторами на основе данных [6]
Рисунок 1. Распространенность сдачи налоговой отчетности в электронной форме в зависимости от размера субъектов предпринимательства в Республике Казахстан за 2017 год.

Как видно из рисунка 1, субъекты крупного и среднего предпринимательства практически полностью перешли на электронные формы сдачи налоговой отчетности. Среди субъектов малого предпринимательства это также набирает популярность, поскольку ввиду упрощенных и доступных процедур не возникает необходимости содержать отдельного бухгалтера.

Онлайн–режим позволяет налоговым органам проводить оперативный контроль всех проделанных операций. В целях исключения коррупционных рисков и минимизации контакта сотрудников налоговых органов с налогоплательщиками внедрена автоматизированная система «ИС Акциз», которая предназначена для улучшения функций налогового администрирования и совершенствования контроля за производством и оборотом подакцизной продукции и отдельных видов нефтепродуктов.

Введение контрольных приборов учета на предприятиях–производителях этилового спирта, алкогольной продукции и отдельных видов нефтепродуктов позволяет осуществлять передачу сведений по объемам производства и реализации подакцизных товаров налоговым органам в режиме реального времени, что исключает возможность неучтенной подакцизной продукции.

С середины 2016 года запущен проект по поэтапному внедрению контрольно–кассовых машин с функцией фиксации и передачи данных в онлайн–режиме для налогоплательщиков, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, а также оказывающих некоторые виды услуг, что практически нивелирует необходимость проверки субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодня на портале «Оператора фискальных данных» зарегистрировано более 52 тыс. налогоплательщиков, количество онлайн контрольно–кассовых машин достигает 75 тыс. ед., пробито 635 млн. чеков на сумму более 2,5 трлн. тенге. Налоговые органы видят оборот и выручку, а электронный формат позволяет проводить полный контроль. Если раньше доля рейдовых проверок была очень большой, то внедряя онлайн контрольно–кассовые аппараты, исключается ряд проверок.

Отметим, что внедрение модернизируемых технологических процессов налогового администрирования позволяет сократить объем ручных операций, сроки обработки информации, максимально формализовать и автоматизировать процедуры, а также централизовать информационные ресурсы на государственном уровне, что дает возможность значительно улучшить качество обслуживания налогоплательщиков и снизить налоговые риски благодаря концентрации сотрудников налоговых органов на аналитической и контрольной работе.

По нашему мнению, переход на «цифровой» формат и использование современных информационных технологий нацелено на выстраивание новой парадигмы взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками в направлении клиентоориентированности. Учитывая, что в настоящее время еще не все процедуры в рамках налогового администрирования выполняются в доступном формате, то переход на полную цифровизацию потребует значительных организационных, трудовых и материальных затрат на реализацию различных инновационных решений.


Назначенный накануне на пост премьер-министра Михаил Мишустин, бывший глава федеральной налоговой службы (ФНС), назвал цифровую экономику одним из приоритетов своей работы, а также пообещал поддержку отечественным IT-разработчикам и, в частности, «Яндексу» – таковы первые заявления нового главы правительства.

D-Russia.ru предлагает вспомнить биографию премьера с точки зрения его «цифровых» достижений.

В 1989 году Мишустин окончил Московский станкоинструментальный институт (СТАНКИН) по специальности «системы автоматизированного проектирования». Специальности: инженер-системотехник, инженер-исследователь. Учёная степень: доктор экономических наук (2010).

С 1989 по 1992 год – аспирант СТАНКИН. В 1992 – 1995 гг. – директор тестовой лаборатории Международного компьютерного клуба, в 1995-1996 годах — заместитель генерального директора Международного компьютерного клуба, председатель правления Международного компьютерного клуба (влиятельная российская общественная организация, объединявшая квалифицированных специалистов, бизнесменов, энтузиастов).

С января 2007 по март 2008 года руководил Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ). ОЭЗ, напомним, начали создаваться в России после визита президента Владимира Путина в Бангалор, где он посетил технопарк индийской компании Infosys и остался под явным впечатлением. Тогдашний IT-министр Леонид Рейман в 2004 году заявил, что Россия может продавать за рубеж ПО и IT-сервисы на суммы, сопоставимые с теми, что выручает за сырьё. По первоначальному замыслу ОЭЗ в России создавались для развития в стране высокотехнологичного сектора, для создания программных продуктов на экспорт.

В апреле 2010 года Мишустин назначен руководителем Федеральной налоговой службы. Многие связывают выбор Мишустина президентом в качестве главы правительства с успехами ведомства в повышении собираемости налогов и прозрачности налогообложения. А это, в свою очередь, было достигнуто с помощью IT – об этом Мишустин говорил не раз, и это почувствовал каждый налогоплательщик: процедура уплаты налогов в России для граждан стала несложным онлайн-сервисом.

Отметим при этом, что ФНС тратила на развитие IT-систем немалые деньги, расходы ведомства на информатизацию последние годы были выше, чем у других ведомств. В 2018 году траты ФНС на IT составили 19,1 миллиарда рублей, в 2017-м – 17,7 миллиарда.

Результаты таковы, что, по данным ФНС, за последние пять лет при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учёта инфляции, выросли в 1,4 раза. Рост поступлений продолжается, несмотря на снижение цены на нефть.

Среди успешно работающих IT-сервисов и проектов ФНС наиболее часто выделяются: личный кабинет налогоплательщика, онлайн-кассы, маркировка товаров RFID-метками, единый реестр ЗАГС (основа для единого реестра населения Российской Федерации), мобильное приложение для регистрации самозанятых, «налог на Google»: налог на электронные услуги, которые оказывают иностранные производители программного обеспечения в Российской Федерации, автоматизированная система контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС всеми контрагентами), строительство ЦОДов ФНС, АИС «Налог-3».

В ноябре прошлого года первый заместитель председателя правительства РФ – министр финансов Антон Силуанов говорил: «Сегодня налоговая служба является крупнейшим агрегатором большого пула информации, которая представляется в общие базы данных государства. ФНС становится источником информации для аналитических баз данных, которые используются в статистике, министерствами экономики, финансов, а также другими ведомствами, которым нужны точные оперативные данные. Чем больше охват информации, тем более правильные управленческие решения мы сможем принимать».

Остановимся на некоторых проектах подробнее.

АИС «Налог-3»

Представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

• обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
• создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
• гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
• снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;
• совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
• обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
• обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства налоговых органов;
• повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
• повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов;
• снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
• снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
• снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
• переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
• обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

В ноябре Мишустин объявил, что ФНС России завершила внедрение АИС «Налог-3»: «Амбициозная задача централизовать разрозненные налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена».

«АИС «Налог-3», по данным ФНС, одна из крупнейших баз данных в мире – 705 Тбайт, и её объем постоянно растёт. В ФНС её называют цифровой экосистемой, которая позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг – «адаптировать систему налогового администрирования к трансформации экономики и бизнеса в новой реальности убер-экономики».

Контрольная деятельность

Цифровизация налогового администрирования, по словам главы ФНС, повлияла и на контрольную работу. В январе-сентябре 2019 года количество выездных проверок сократилось на 34,4% (с 10,9 тысячи до 7,1 тысячи). При этом проверяются только два налогоплательщика из 1000, а в малом бизнесе (это 60% налогоплательщиков) – один из 5000.

Основной акцент служба делает на добровольном уточнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Доля поступлений по аналитической работе за девять месяцев выросла до 35% в общих поступлениях по контрольно-аналитической работе, в прошлом году этот показатель составлял 25%. Без проведения налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 90 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем за девять месяцев 2018 года.

Происходит снижение количества жалоб на результаты выездных проверок, говорил в ходе отчёта в ноябре Мишустин. За девять месяцев их число снизилось почти в два раза – на 45,4% (с 4,3 тыс. до 2,4 тыс.). Количество судебных споров с бизнесом сократилось более чем на 20%.

В то же время сокращается задолженность. Показатель DTI (debt to income) «Отношение долга к поступлениям» (международный показатель, который характеризует эффективность работы с долгом) за девять месяцев составил 6,4%. Это самый низкий показатель за 15 лет. Совокупная задолженность снизилась на 24 млрд рублей, или на 1,3%.

«Дальнейшая стратегия службы в условиях цифровой трансформации экономики – это развитие бесконтактных технологий контроля, незаметных для плательщика. При этом новые технические возможности службы позволяют успешно создавать такие инструменты для работы со всеми категориями бизнеса», – заявил Михаил Мишустин.

Пример «незаметного» администрирования – налоговый мониторинг. Налогоплательщики открывают свои информационные системы, что позволяет налоговому органу контролировать миллионы операций в режиме реального времени без истребования документов. Взамен налоговые органы предоставляют компаниям мотивированные мнения по отдельным операциям. Уже составлено 45 мотивированных мнений на 121 миллиард рублей.

Внедрение налогового мониторинга во многом стало возможным благодаря реформе всей системы администрирования крупнейших налогоплательщиков. С 1 февраля 2019 года компании сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации и потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. В налоговых органах зарегистрированы 2 858 крупнейших налогоплательщиков, которые обеспечивают почти половину (47,6%) всех доходов консолидированного бюджета РФ (8 триллионов рублей).

Онлайн-кассы

В июле 2019 завершен третий этап реформы контрольно-кассовой техники (ККТ). Более 1,5 миллиона налогоплательщиков зарегистрировали 3,2 миллиона кассовых аппаратов, что в 2,5 раза больше дореформенного парка. Ежемесячно в режиме реального времени ФНС контролирует 3,3 триллиона рублей выручки. «Реформа ККТ позволила существенно снизить административную нагрузку на бизнес: ликвидирована кассовая отчётность, количество налоговых проверок относительно 2016 года сократилось в четыре раза», – заявляют в ФНС.

Мобильное приложение для самозанятых

С 1 января 2019 года в четырех регионах России проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход. С начала 2019 года по ноябрь 2019 в качестве самозанятых зарегистрировались 284 тысячи человек, общая сумма дохода составила 32,6 млрд рублей.

Главная цель проекта – дать возможность гражданам легализовать свои отношения с государством, получить доступ к программам кредитования и государственной поддержки. Ставки нового налогового режима – 4 и 6%. Две трети налога поступают в региональные бюджеты и одна треть – в фонд медицинского страхования.

Налог на Google

Налог на электронные услуги, которые оказывают России в том числе иностранные производители программного обеспечения в Российской Федерации, вступил в действие три года назад.

На первом этапе все иностранные производители программного обеспечения, оказывающие услуги физическим лицам в России в цифровой экономике, должны были платить НДС на эти электронные услуги, чтобы выровнять условия с российскими компаниями, которые также производят эти услуги. А с 1 января 2019 года они обязаны вставать на налоговый учёт и в том числе платить НДС самостоятельно в отношениях с юридическими лицами.

«За три года поступления от иностранных организаций составят около 82 миллиардов рублей. Это примерно на 1,4 миллиарда долларов США при наших минимальных вложениях, то есть в инфраструктуру, в разработку программного обеспечения у нас было вложено примерно несколько десятков миллионов рублей», — сказал Мишустин.

Единый реестр ЗАГС

По состоянию на май 2019 Федеральная налоговая служба зафиксировала 2 миллиона 700 тысяч записей актов гражданского состояния с 1 октября 2018 года, когда система была введена в промышленную эксплуатацию.

Единая облачная технология позволила фактически связать все ЗАГСы единой цепочкой. Причём их количество сократилось примерно с 6500 ЗАГСов – до начала соответствующих реформ – до 4200. Сегодня эта технология абсолютно централизована, говорил Мишустин.

Ведомство развивает систему совместно с Росстатом.

Личный кабинет налогоплательщика

Личные кабинеты физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, иностранной компании – сервисы, обеспечивающие онлайн-оплату налогов.

В личном кабинете гражданин видит свой профиль (электронный адрес, телефон, персональные данные), а также объекты налогообложения. Обычно это квартиры, земельные участки, транспортные средства и так далее. При несогласии гражданина с начисленными налогами их можно обжаловать через форму обратной связи на сайте, это работает.

Есть также линейка личных кабинетов юридического лица – для уплаты налогов компаниями, и личный кабинет индивидуального предпринимателя.

* Подготовлено с использованием гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина, 2020.

lock


Александр Алибиевич Ялбулганов

главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор


  • 30.04.2021
  • view
    139
  • keywords
  • ключевые слова:
  • налоговое законодательство еаэс ,
  • цифровизация налогового администрирования ,
  • электронный налогоплательщик ,
  • электронный документ налогоплательщика ,
  • личный кабинет налогоплательщика ,
  • система управления рисками ,
  • налоговый мониторинг
Использование современных информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности налоговых органов приводит к существенным изменениям в налоговом администрировании. Эти изменения находят отражение в налоговом законодательстве в виде закрепления правового статуса налогоплательщика, форм его взаимодействия с налоговыми органами, а также организации налогового контроля. На примере налогового законодательства государств ЕАЭС рассмотрены новые институты налогового права — электронный налогоплательщик, электронная подпись налогоплательщика, представление документов и информации в налоговый орган в электронном виде и в формате электронного документа. Проанализировано законодательное закрепление новых технологий налогового администрирования — личного кабинета налогоплательщика, риск-категорирования налогоплательщика, налогового мониторинга и др.

Сегодня цифровизация налогового администрирования становится условием успешной деятельности фискальных (налоговых и таможенных) органов каждого государства, а взаимодействие фискальных органов государств, входящих в различные интеграционные объединения, с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий — одним из условий дальнейшего развития таможенных и экономических союзов.

Специфика правового регулирования фискальных отношений состоит в том, что нововведения в технологиях и методах налогового и таможенного администрирования должны найти свое отражение в налоговом законодательстве. Любая неурегулированность в деятельности налоговой и таможенной администрации, вакуум в легальной регламентации налоговых отношений, образовавшийся вследствие внедрения новых технологий, неизбежно ведут к снижению эффективности фискальной политики, а в юридическом отношении предоставляют недобросовестным налогоплательщикам возможность использовать формирующиеся законодательные бреши в целях ухода от налогообложения с использованием принципа in dubio contra fiscum .

Еще недавно налоговые нормы государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не содержали и намека на цифровизацию налогового регулирования — теперь же налоговые кодексы стран-членов формируют «окрашенный в цифру» понятийный аппарат, включают в систему законодательства новые цифровые налогово-правовые институты.

Тематика цифровизации обозначена в налоговом законодательстве государств ЕАЭС по двум основным направлениям — во-первых, через внесение соответствующих изменений и дополнений в правовой статус налоговых органов, налогоплательщиков и иных обязанных субъектов налогового права (плательщиков сборов и других обязательных платежей, страховых взносов, налоговых агентов), а во-вторых, через развитие законодательного регулирования отношений, возникающих в процессе налогового администрирования и связанных с применением современных информационно-коммуникационных технологий.

Существенные изменения, обусловленные использованием современных технологий, вносятся в правовой статус налогоплательщика и находят свое отражение в рекомендациях, подготовленных для государств ЕАЭС (см. третью часть «Налоговое администрирование» модельного Налогового кодекса для государств — участников СНГ, 2019 г. 1 1 См.: постановление Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ «О третьей части „Налоговое администрирование“ модельного Налогового кодекса для государств — участников СНГ» № 49-11 (принято в Санкт-Петербурге 19 апреля 2019 г.). URL: http://cis.minsk.by/ (дата обращения: 20.04.2021). (далее — Модельный кодекс)), а также в действующем налоговом законодательстве этих государств.

Модельный кодекс (ст. 6) вводит в оборот понятие «электронный налогоплательщик» — это налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент), взаимодействующий с налоговыми органами эле

Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала план деятельности на 2021 год, утвержденный министром финансов Антоном Силуановым (.pdf). План содержит порядка 100 мероприятий, среди них совершенствование платформы по взаимодействию с банками, разработка новой версии автоматизированной информационной системы «Налог-4», создание системы передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы.

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Фото:АГН «Москва»

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра. «Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Фото:АГН «Москва»

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС. Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС. «Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны. Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений. Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане. При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3». Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.

Читайте также: