Цифровизация федеральной налоговой службы

Опубликовано: 15.05.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.02.2020 2020-02-02

Статья просмотрена: 1146 раз

Библиографическое описание:

Лиманская, Е. Г. Цифровая трансформация налогового администрирования как инструмент повышения эффективности мониторинга налоговой нагрузки / Е. Г. Лиманская, Муламба Виктория Имадовна Каломбо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66948/ (дата обращения: 19.05.2021).

В настоящее время в связи с ростом налоговой нагрузки все больше возникает ситуаций нарушения налогового законодательства, обусловленные стремлением минимизации налоговых платежей, создавая «серые» и «черные» схемы уклонения от уплаты налогов [1].

Финансовые и налоговые потоки на сегодняшний день становится сложнее отслеживать, транснациональные цепочки формирования стоимости создают риски недополучения налоговых платежей в бюджет. Все данные аспекты ведут к необходимости трансформации налоговых органов к адаптивным цифровым платформам.

На сегодняшний день цифровизация и глобализация экономики привели к созданию новых моделей бизнеса, которые создают новые угрозы для формирования доходов бюджета.

Решение вопросов на международном уровне с «прозрачностью» бизнеса в офшорных зонах должно было привести к нивелированию налоговых рисков в недополучении налоговых платежей в бюджет. Но современный бизнес стал формировать свои финансовые потки в виртуальном пространстве, где они не видимы для налоговых органов. Отсюда возникает необходимость для мировых налоговых администраций в поиске новой системы налогообложения в цифровом мире. Данный подход позволит уйти от концепций стабильного представительства, пересмотра отношения к принципу «вытянутой руки», предоставив правительствам государств новые права в области налогообложения прибыли.

В последние годы происходит усиление цифровизации налогового администрирования, что позволяет отслеживать не только налоговые потоки хозяйствующих субъектов, но и проводить мониторинг их налоговой нагрузки, что позволит своевременно принимать меры, в случае значительного отклонения от среднестатистических показателей в аналогичной отрасли.

Для налоговых органов в среднесрочной перспективе предусмотрено стремление повысить прозрачность и уровень доверия общества/хозяйствующих субъектов через внедрение механизма автоматического соблюдения налогового законодательства. Для этого требуется развивать автоматизированные системы искусственного интеллекта, интегрировать с экосистемами налогоплательщиков с предоставлением им персонализированных про активных услуг.

Для реализации в качестве налоговых операторов данной среды налоговой администрации необходимо провести кадровые и организационные мероприятия, повышающие эффективность реализации цифровизации налоговой системы, в том числе и расширять взаимодействия и партнерство на международном уровне.

Если рассматривать уровень цифровизации налоговой системы, то на сегодняшний день, России стоит на первом месте цифровому налоговому администрированию. Тем не менее аспектов для развития достаточно много.

Важным аспектом является модернизация налогового законодательства под развитие технологий, и прежде всего использование больших данных Big Data, а также управления ими.

Существенное значение в собираемость налогов с 2013 года внесло применение АСК НДС, так как доля сомнительных вычетов снизилась и составила менее 1 %, при этом общая сумма поступлений налоговых платежей в бюджет выросло на 19,9 %.

Продолжающаяся цифровизация позволит снизить количество выездных проверок, большая часть камеральных проверок будут в удаленной форме проводится.

К 2024 году как результат цифровизации будет создание такой системы, которая позволит отслеживать весь оборот товаров от производителей до конечных потребителей. С этой целью планируется введение маркировки лиственных средств, табачных изделий, обуви, а также внедрение концепции физического интернета по грузоперевозкам, что позволит отследить движение любого товара от отправителя до конечного потребителя.

Результатом цифровизации явилось применение с 2017 года контрольно-кассовой техники, что позволило улучшить мониторинг налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, но этапы цифровизации продолжаются и следующим шагом является создание условий для легализации самозанятых лиц, что позволит вывести их доходы из «тени», тем самым сделать их бизнес «прозрачным» и законным, при этом повысив собираемость налогов в бюджет [2].

По оценкам Федеральной налоговой службы на сегодняшний день в российской экономике приблизительно 25 миллионов самозанятых граждан. Большая часть не против легализации бизнеса, но они не желают совершать регистрационные действия, регулярно сдавать отчетность и так далее. Об этом свидетельствуют данные исследования ФНС, проведенного в 2018 году.

На сегодняшний разработано и находится на стадии тестирования мобильное приложение, после скачивания которого на смартфон будет доступна регистрация без посещения налоговых органов. При этом сумма налога к уплате запланирована в размере менее 4 %.

Михаил Мишустин прокомментировал «Коммерсанту»: «Мобильное приложение позволяет идентифицироваться просто при помощи сканирования паспорта. Далее через это же приложение вы можете фиксировать свои продажи, наличные или безналичные, формируя чек и для себя, и для покупателя, он немедленно к вам приходит в электронном виде. Привязав к приложению банковскую карту, можно сразу уплачивать с каждой продажи соответствующий налог. В этот налог будет включено все. Никаких деклараций, никакой отчетности, вообще ничего больше — вы работаете юридически легально, ровно так же, как любое юридическое и физическое лицо в России. Вы вернулись в правовое поле, к вам нет и не может быть никаких вопросов» [3]. Данный пилотный проект для тестирования особого режима запускается на территориях, где проводилось тестирование контрольно-кассовой техники.

В качестве дополнительных стимулов планируются дополнительные стимулы, которые заключаются в предоставлении 10 тысяч рублей, что отражает уменьшение на эту сумму налоговых обязательств. Налоговый вычет в 1,5 %, но в пределах 10 тысяч рублей могут предоставить покупателям товаров и услуг у самозанятых, таким образом, появится стимул требовать чек.

Федеральная налоговая служба стремится получить право получения у банков информации о счетах физических лиц вне налоговых проверок, с целью мониторинга налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов.

При внедрении данного права будут отслеживаться и переводы с карты на карту между физическими лицами, не являющимися родственниками (установление родства в автоматическом режиме будет возможно после объединения баз записей ЗАГС), что даст возможность налоговым органам автоматически считать поступления средств на карты физлицам от физлиц (особенно регулярные) признаком незаконной предпринимательской деятельности.

Для того чтобы исключить возможность неправомерного наказания физических лиц, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, федеральная налоговая служба, получив доступ к счетам всех налогоплательщиков сможет их загрузить в АСК НДС-3, которая сверит их с данными работодателей и налоговых деклараций, и выявит возможные несоответствия.

Мониторинг налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов весьма важный процесс, который позволит снизить незаконные обороты, создание различных схем по уклонению от уплаты налогов. Но нарушение принципов свободы декларирования гражданами своих доходов, тотальный мониторинг движения средств по счетам, могут привести к целому ряду рисков и негативных последствий, таких как:. утечка данных, превышение полномочий конкретными налоговыми инспекторами, возвращение граждан обратно к наличным расчетам.

На разработке на сегодняшний день новый федеральный ресурс под названием «реестр населения», которым также занимается Федеральная Налоговая Служба. Данный реестр свяжет сведения о гражданах РФ и иностранцах, которые прибыли в Россию из различных государств. Данный реестр включит в себя: данные о физическом лице, об образовании, семейном положении, занятости, льготах, отраслевых идентификаторах, об ИНН, СНИЛС, других идентификаторах, которые нужны людям в повседневной жизни.

Дальше реестр будет интегрирован в АСК НДС-3, которая позволит расширить возможности налогового администрирования, что позволит предоставить более широкие возможности налоговой службе по анализу сведений об операциях по счетам как юридических, так и физических лиц, также позволит автоматически выстраивать цепочки движения денежных средств и уплаты НДС.

Продолжается процесс совершенствования обменом информацией между разными налоговыми юрисдикциями, что позволит все транзакции физических лиц и юридических лиц сделать известными администрациям основных налоговых органов.

Совершенствуется система мониторинга налогоплательщиков и на международном уровне, так позволит отслеживать денежные средства, которые будут находится в любой стране.

На сегодняшний день наблюдается автоматический обмен налоговой информацией, что является новой формой взаимодействия налоговых органов различных стран мира, когда определённая информация в установленном формате будет передаваться не по запросам, как это делалось раньше, а в автоматическом режиме, что позволит ввести всех налогоплательщиков в зону.

В Российской Федерации уже утвердили нормативную базу для обмена данными и 7 июня страна присоединилась к единой системе передачи данных (Common Transmission System, CTS) ОЭСР, что позволит технически обеспечить автоматический обмен информацией с зарубежными партнерами.

Федеральная налоговая служба расширила перечень государств -партнеров для данного обмена. Перечень стран составил около 100 юрисдикций, таких как: Британские Виргинские острова, Гибралтар, Каймановы острова, Кипр, Швейцария и многие другие. Данная информация, полученная по CTS, позволит определять наличие незадекларированных зарубежных финансовых счетов и активов, также сопоставить предоставленную российскими гражданами информацию по контролируемым иностранным компаниям (КИК).

Поэтому возможность проследить реальные схемы финансовых потоков и владения активами становится более реальной и доступной.

Цифровизация налогового администрирования и налоговой системы в целом позволит не только вывести экономику на новый уровень, но и сделать более эффективным мониторинг налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, снизив, как следствие, налоговые риски, а также приведет к сокращению количества выездных налоговых проверок.

При это результативность работы налоговых инспекторов вырастит в несколько раз, так на сегодняшний день, при неоконечном процессе цифровизации зафиксирован рост эффективности труда налоговых инспекторов с 96,5 руб налоговых поступлений в 2013 году до 123,4 руб в 2018 году.

Созданием информационной системы цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единую информационную систему с последующим анализом этих данных на основе современных технологий обработки больших массивов информации, активно занимается Федеральная налоговая служба России (ФНС).

В последнее время особенно заметна её последовательная работа по последовательному внедрению в практику налогового администрирования современных цифровых технологий. Это полностью соответствует Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Некоторые результаты применения цифровых инструментов

Применение цифровых инструментов налогового администрирования позволяет снижать административную нагрузку на бизнес, а также сохранять устойчивые темпы роста поступлений налоговых и иных доходов в бюджеты РФ.

Автоматизация контроля НДС

Высокую эффективность показала работа автоматизированной системы контроля налога на добавленную стоимость (далее – НДС), которая отслеживает формирование НДС по сделкам в масштабе всей страны, что составляет около 15 млрд операций в год.

Данная система позволяет не только контролировать налоговые вычеты по НДС, но и косвенно способствует увеличению поступлений доходов от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Контроль за фискальными операциями с помощью ККТ

Помимо этого, повышению уровня поступлений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований способствует осуществляемый ФНС России контроль за фискальными операциями в сфере розничной торговли с помощью современной контрольно-кассовой техники, которая передает налоговым органам данные о расчетах в режиме реального времени. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники позволяет более эффективно контролировать наличный денежный оборот в сфере малого и среднего предпринимательства.

Электронные сервисы и информационные системы ФНС

Эффективным аналитическим инструментом для органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны стать новые электронные сервисы «Прозрачный бизнес» и «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки«, которые размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Они позволяют получать в полном объеме информацию об исполнении налогоплательщиками субъекта Российской Федерации своих налоговых обязательств, в том числе организациями, получающими налоговые льготы, субсидии и государственные заказы.

Информационная система «Анализ имущественных налогов», к которой подключены более 18 тыс. органов местного самоуправления, позволяет анализировать структуру налогообложения, прогнозировать объем налоговых поступлений, осуществлять мониторинг налоговой задолженности.

С 1 января 2019 года в четырех субъектах Российской Федерации (в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан) в рамках эксперимента начал применяться специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход«. Этот специальный налоговый режим имеет привлекательный порядок уплаты налога через мобильное приложение, не требует представления налоговой отчетности и предусматривает низкую налоговую ставку. Это позволит легализовать деятельность самозанятых граждан, которые считают административную нагрузку в рамках действующих режимов налогообложения чрезмерной, и станет еще одним источником пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время в мобильном приложении для самозанятых граждан зарегистрировались более 40 тыс. человек, а предварительная сумма рассчитанного к уплате налога составляет более 52 млн рублей.

Ваше право

Задачи, проблемы, нерешенные вопросы

Вместе с тем отмечаются отдельные недостатки в работе электронных сервисов ФНС России, а также необходимость совершенствования форм статистической и налоговой отчетности как качественной основы для прогнозирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

О системе учета зарегистрированных имущественных прав граждан и организаций

Создание актуальной системы учета зарегистрированных имущественных прав граждан и организаций, используемой для учета объектов налогообложения имущественных налогов очень важная задача. Для её решения необходимо принятие федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» в целях обеспечения разграничения имущества, относящегося к движимому и недвижимому.

Кроме того, необходимо разработать предложения по совершенствованию процедуры внесения в Единый государственный реестр недвижимости первоначальных сведений об объектах недвижимости в части определения оптимального объема таких сведений, необходимого для идентификации объекта учета и признания его объектом налогообложения, а также предложения, предусматривающие возможность проведения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств.

Итого действия НПД и его распространение на другие субъекты Федерации

Предварительные итоги мониторинга реализации эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в целях принятия решения о распространении этого эксперимента на другие субъекты Российской Федерации планируется подвести до 1 августа 2019 года.

О введении системы маркировки минеральной воды

В течение 2019 года будет проведен анализ учтенных объемов производства и потребления минеральной воды с целью определения объемов производства и потребления фальсифицированной минеральной воды. По итогам анализа возможен ввод системы маркировки минеральной воды.

Бесплатная консультация
юриста по телефону:

26 сентября 2019 года в Общественной палате Российской Федерации Состоялся II ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ДИАЛОГ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ»

На мероприятии выступали представители ФНС России и Российского Союза налогоплательщиков. Обсуждали технологии, применяемые при взаимоотношениях налоговой службы с налогоплательщиками.

Дмитрий Станиславович Сатин — заместитель руководителя Федеральной налоговой службы рассказал, как ФНС России старается минимизировать личный контакт с налогоплательщиками, а если это необходимо, то делает это быстро и удобно.

Для этого налоговая служба провела большую работу по улучшению налоговой грамотности граждан и реализует клиентоориентированный подход.

«Создана технологическая основа для обработки больших данных. Службы способны администрировать данные в отношении 165 млн человек, как граждан Российской Федерации, так и налогоплательщиков — граждан других государств. При этом мы ежегодно обрабатываем 76 млн налоговых деклараций и 15 млрд счетов-фактур по НДС, информацию по 250 млн контролируемых сделок», — сообщил Дмитрий Станиславович.

Сегодня на официальном сайте ФНС России реализовано более 50 интерактивных сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов. Наиболее популярны у налогоплательщиков группы сервисов:

риски бизнеса — более 659 млн обращений с начала года,

сведения об ИНН физического лица — более 241 млн обращений,

проверка корректности заполнения счетов-фактур — более 122 млн обращений.

Сегодня мы рассматриваем ФНС как центр компетенции по сбору, обработке и хранению данных, а также предоставления налогоплательщикам своевременных услуг. В 2019 году служба продолжает реализацию нескольких приоритетных проектов, которые направлены на упрощение взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Одним из таких проектов, безусловно является внедрение онлайн касс на территории РФ. Недавно завершен третий этап.

Цифровые технологии налогового администрирования дают возможность малому бизнесу развиваться большими темпами. Этому прежде всего способствует создание равных условий, практический отказ от выездных проверок, возможность регистрации касс за 5 минут через сайт ФНС, полная ликвидация кассовой отчётности. В свою очередь онлайн ККТ сервис обеспечивает защиту прав потребителя за счет возможности получения чеков в электронной форме, которую можно быстро и удобно проверить через мобильное приложение.

Одной из целей реформ — является развитие института гражданского контроля за применением контрольно — кассовой техники. Появилось мобильное приложение по проверке чеков ККТ, а также впервые среди федеральных органов исполнительной власти ФНС реализовывает сервис API-проверка чека.

Сегодня через сервис API-проверка чеков ежедневно проверяются и запрашиваются более 720 тыс. фискальных документов. Более 80 организации и ИП подключились к этому сервису, создав свои собственные мобильные приложения, которые стимулируют развитие институтов гражданского контроля. Граждане, с свою очередь, которые установили такие мобильные приложения, получают выгоды в виде домашней аналитики расходов, акций, скидок, программ лояльностей.

Благодаря переходу на онлайн-кассы, удалось сократить количество проверок, за соблюдением законодательства по ККТ, понятно, что это благоприятно отражается на бизнес среде. Цифровые платформы формируют новую экономику и новый рынок труда.

Резкий рост количества самозанятых, сформировал запрос на расширение линейки специальных налоговых режимов.

Напомню, эксперимент по внедрению нового спецрежима «Налог на профессиональный доход» проводится в 4 регионах: Москва, Московская и Калужская области, республика Татарстан. Хочу отметить следующие специальные инновации:

Удаленная идентификация при постановке на учет;

Фиксация операций непосредственно в системе ФНС;

Онлайн расчет налога;

Формирование налога на основании финансового результата налогоплательщика без необходимости предоставления налоговой отчетности.

При подготовке введения НПД было учтено мнение граждан.

Они отмечали, что не хотят посещать налоговый орган и сдавать отчетность. Теперь любой самозанятый гражданин, используя мобильное приложение, без личного посещения налоговых органов, может встать на учет как плательщик налога на профессиональный доход, отражать доход, оплачивать налог, при этом не нужно сдавать никакой отчетности и декларации. Налоговый контроль и цифровые технологии — два в одном.

Помимо разработки самого приложения, был разработан открытый API, позволяющий самозанятым работать в своих привычных приложениях. С его помощью банки и электронные площадки, смогут интегрировать мобильные опции своих приложений. Уже сейчас к API подключены 22 площадки, в т.ч. «Яндек-Такси», «Сбербанк России», «Альфа банк», «1С», «Циан» и другие. В настоящее время мы рассматриваем подключение еще 33 площадок.

В соответствии с поручением президента за два года была создана новая информационная система для формирования единого государственного реестра гражданского состояния.

В ЕГР ЗАГС в едином облаке, к которому имеют доступ все органы ЗАГСа России, собираются новые данные о рождении, регистрации брака. Теперь граждане могут получить услугу ЗАГС территориально в любом органе, независимо от местопроживания. Также можно получать все необходимые сведения через портал «Госуслуги», при этом сокращаются сроки предоставления услуг, требующие запросы информации с других регионов, а также исключаются расхождения выдаваемых документов и электронной версии записи, что нередко случалось до введения этой системы. Теперь не нужно писать письма и месяц ждать ответ, все органы ЗАГС работают в единой информационной системе.

За последние несколько лет произошла цифровая трансформация налоговых органов. Закономерным итогом повышения цифровой зрелости является превращение налоговых органов и бизнеса в продуктивную цифровую платформу. Контрольная надзорная деятельность должна быть сосредоточена только на потенциальном нарушителе или тех, кто находится за пределами цифровой платформы, поэтому, цифровизация должна быть не только в налоговой сфере, но и в каждой компании. Это снижает вероятность общения с налоговым органом. Таким образом, внедряя цифровые технологии в деятельность налоговых администраций, мы строим новую экономику и получаем от этого новое знание.


Мониторинг big data становится чем–то вроде "ока Саурона" от ФНС. Финансы корпораций система уже отлично отслеживает, следующая цель — заглянуть в карманы домохозяйств.

Согласно оценке Boston Consulting Group, Россия на 5–8 лет отстаёт от государств — лидеров цифровой трансформации. При этом в налоговой сфере все наоборот — мы впереди планеты всей по уровню цифровизации. Наряду с Сингапуром, Канадой и Австралией Россия является членом Брисбенской группы — неформального клуба технологически передовых налоговых администраций мира.

Цифровые трансформации — 2020: электронный документооборот. Прямая трансляция

Правда, хвастаться этими инновациями никто не хочет. И банки, и часть финтех–компаний, опрошенных "ДП", отказались комментировать технологию слежки за денежными потоками. В срок так и не пришёл официальный ответ и от самой ФНС. Почти анекдот: столь современная, технологичная и "открытая" (как указано на сайте) структура принимает запросы от СМИ по факсу.

Найти все "фирмы–прокладки"

Основная боль налоговой системы — контроль уплаты НДС. Как рассказала Наталья Ненашева, управляющий партнёр консалтинговой компании Topline, каждый товар при движении от производителя или импортера к конечному потребителю проходит цепочку контрагентов. Ранее в ней возникали сбои из–за фирм–однодневок. Наличие таких "прокладок" в цепочке позволяло снять обязательства по НДС — реально действующие компании предъявляли налог к возмещению, а однодневки уклонялись от уплаты НДС в бюджет.

Отследить всю картину в режиме постоянно растущих объёмов данных было невозможно — мешал гигантский массив информации по 7,5 млн юрлиц, всем книгам покупок и продаж (только каждый квартал генерируется 1,5 млрд строк книг продаж и покупок). На выявление подобных схем вручную не хватило бы ни времени, ни человеческих ресурсов. По данным самой ФНС (здесь и далее — информация из открытых источников), после внедрения цифровых систем контроля рост собираемости НДС вырос на 500–600 млрд рублей.

Искусственный интеллект находит такие корреляции между данными, которые человек построить неспособен, так как прямой связи нет. Например, проблему с НДС решает автоматизированная система контроля, основанная на data–аналитике. Сейчас нужно включать в декларацию по НДС сведения из книг покупок и продаж. IT–системы автоматически сверяются с информацией от партнеров. Таким образом, налоговая отслеживает расхождения в цепочках. Когда алгоритм находит расхождения по счетам–фактурам контрагентов, он сам, без участия налогового инспектора, делает запрос банковской выписки и автоматически может выявлять налоговые правонарушения.

Анализ big data позволяет налоговым органам получать больше пользы и от уже "использованных" данных. По словам Натальи Ненашевой, проводится и цифровой анализ макроэкономических данных. Этот массив информации анализируется: по уровню зарплат, выручки и так далее. Сравниваются условно похожие фирмы и их налоговые отчисления. Если есть подозрительные компании, которые при одинаковых оборотах платят меньше, чем их "близнецы", то нейросеть подсказывает, где необходима проверка.

Цифровые трансформации — 2020: облака. Прямая трансляция

Эта же методика используется для борьбы с теневыми зарплатами. Одна из целей ФНС — находить компании, которые используют выплаты в конвертах. Искусственный интеллект выявляет несоответствие масштаба экономической деятельности компании и уровня оплаты труда.

Как говорится на сайте ФНС, все данные агрегируются внутри единой системы. Федеральное хранилище данных, или "единый налоговый файл", формируемый в ЦОДе (data–центре) налоговой, позволяет сопоставлять и анализировать между собой любые налоговые данные всей страны.

Вещи тоже следят

Ещё одной востребованной налоговиками технологией является интернет вещей (IoT). Ключевое направление для использования IoT в этой сфере — подключение кассовых аппаратов к налоговым администрациям. Как рассказали в IT–компании "Платформа ОФД", компания ежедневно обрабатывает и передает в ФНС свыше 40 млн кассовых чеков.

Онлайн–кассы контролируют оборот 2–2,5 трлн рублей в месяц (то есть 75–95% оборота розничной торговли в РФ). За счёт этого розница получается абсолютно "прозрачная". Как только проходит оплата покупки, все данные уходят в ФНС. Таким образом, налоговая получает данные в режиме онлайн, а система исключает ручную обработку данных и даёт автоматическую оценку рисков.

С помощью онлайн–касс ведомство получило возможность делать предиктивную аналитику, основанную на алгоритмах machine learning (машинное обучение). Эти массивы информации в дальнейшем будут применяться для расчёта индексов потребительских цен, территориального планирования, как сообщала сама ФНС в открытых источниках.

Стоит отметить, что машинное обучение несёт в себе определённые риски и заинтересованные лица могут проводить атаки на ИИ. Эксперт по информационной безопасности Алексей Лукацкий сообщает, что кибератаки строятся вокруг двух направлений: "Во–первых, злоумышленник, если такая задача будет поставлена, может украсть модель, по которой осуществляется принятие решений, и подогнать показатели фирмы так, чтобы модель не выявляла отклонения и аномалии. Во–вторых, он может дать на вход обучающей модели сфальсифицированные данные для того, чтобы она обучилась неправильно и принимала неправильные решения, не замечала какие–то аномалии", — говорит эксперт.

Пока на чёрных рынках нет даже намека на данные об алгоритмах. Тайну, обеспечивающую казну деньгами, государство хранит хорошо.

Физлица под присмотром

К концу 2020 года ФНС планирует оцифровать 540 млн сведений из архивов ЗАГС. После этого начнётся подготовка к запуску Единого регистра населения. Он сформирован на базе данных ЗАГС и будет аккумулировать информацию от различных ведомств, включая МВД, ФНС, Пенсионный фонд, Роструд и другие.

Как считает Наталья Ненашева, налоговой будут полезны данные о семейных связях. Одно из приоритетных направлений работы ФНС в 2020–м — борьба с необоснованным дроблением бизнеса, и такая информация поможет выявлять экономически необоснованные дробления компаний, так как ускорит автоматическое отслеживание аффилированности фирм.

"Если компания работает на УСН и превышает лимит выручки в 150 млн рублей, она лишается права на льготную ставку в 6%. Стремясь к оптимизации, часть общего потока выручки переводят на дочерние или аффилированные фирмы.

Если ФНС докажет, что экономической необходимости в создании такого “холдинга” нет, финансовые санкции очень существенны. На доходы дополнительно начисляют НДС, налог на прибыль и штраф в размере 40% от суммы умышленно (по мнению ФНС) неуплаченных налогов", — сообщает эксперт.

Учредитель АНО "Информационная культура" Иван Бегтин сообщает, что с помощью данных регистра можно будет составить картину о теневых доходах физлиц. "Когда есть много разных источников информации: о зарегистрированных автомобилях, недвижимости, иных дорогостоящих покупках, счетах и одновременно сведения о том, сколько человек заплатил налогов, появляется возможность сопоставить официальные доходы и расходы домохозяйств", — отмечает он.

По мнению эксперта, нововведение касается и фискальной политики. "Перераспределение налоговой нагрузки и более чёткое структурирование субъектов налогообложения как раз возможно за счёт big data. Если окажется, что существует категория граждан, у которых расходы существенно выше дохода, то налоговики могут предложить, например, ввести налог, основанный на расходах человека. Кроме того, можно будет выяснить, что у человека есть льготы, а доход его значительно превышает предполагаемый доход тех людей, которые эту льготу должны получать", — говорит Иван Бегтин.

Ранее глава ФНС Даниил Егоров сообщал, что эти данные позволят расширить возможности для анализа и принятия экономических решений — налоговая увидит жизнь не отдельных людей, а целых семей.

Большая ответственность

Правда, ФСБ уже высказывала претензии к этой идее создания единого реестра. Специалисты по информационной безопасности тоже оценивают её неоднозначно: с одной стороны, неизвестно ни об одной крупной утечке данных из налоговой. С другой — это достаточно лакомый кусок для любого злоумышленника, считает Алексей Лукацкий. "Если в одном месте будут собраны все данные о человеке, то для мошенников эта информация станет крайне ценной. Но сейчас говорить о том, насколько это будет защищено, невозможно", — говорит он.

Иван Бегтин подчёркивает: многое зависит от того, будет ли система функционировать только внутри налоговой или с ней будут работать и другие органы власти.

"Одна из проблем с пробивом граждан — это уязвимость данных МВД России. Если у таких ведомств будет доступ к регистру, то, конечно, информация выйдет на чёрный рынок", — считает эксперт. Стоит сказать, что ФНС использует современные технологии не только для повышения эффективности сбора налогов. Например, в апреле ведомство попробовало в работе технологию блокчейн. Была запущена платформа для выдачи беспроцентных кредитов малому и среднему бизнесу. Каждый участник становится звеном цепи, формируя свой узел в рамках распределённых реестров. Это решение исключило возможность повторной выдачи кредитов и обеспечило быструю проверку заёмщика на соответствие требованиям.

А летом, например, был создан омниканальный чат–бот "Таксик", который ответил уже на 80 тысяч вопросов физлиц. Он разработан с использованием технологий машинного обучения, нейросетей и лингвистического анализа. "Таксик" работает неплохо: на вопрос корреспондента "ДП", "куда идут мои налоги", без промедлений отвечает — "в бюджет". Но вот куда они пропадают из бюджета, рассказать уже не смог.

Учим законно снижать налоги с 2003 года

  • RSS-Канал
  • Facebook
  • Instagram
  • Ютуб Telegram
  • ВКонтакте

На повестке дня 40-страничный документ, который называется «План деятельности ФНС России на 2021 год». Этот План был утвержден Министерством финансов только 19 февраля 2021 года, и совсем недавно он появился в открытом доступе. Я внимательнейшим образом все 40 страниц проштудировал, и некоторые вещи вам из этого Плана процитирую. Советую дочитать статью до конца, потому что самое интересное припасено напоследок.

План деятельности ФНС России на 2021 год

Этот План деятельности ФНС России касается любых более-менее взрослых физических лиц, у которых есть какая-нибудь банковская карта. Также этот План касается всех бизнесменов. То есть этот План охватывает всех нас.

На что направлен План?

План направлен на развитие системы налогового администрирования, на развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров.

При этом первый раздел Плана посвящен, конечно же, налоговому контролю.

«Организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов с применением аналитических инструментов, выявление сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете налогов, сборов и страховых взносов»

Все эти системы направлены на то, чтобы аналитическим путем выявлять сокрытую налоговую базу и взыскивать соответствующие недоимки, пени и штрафы.

Будет сделана «Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительными органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Есть соглашение между ФНС и правоохранительными органами, согласно которому они должны информацией друг с другом делиться. Например, налоговики должны немедленно передавать информацию, если у вас сумма недоимки тянет на уголовное преступление. А полиция должны делиться своей информацией. Эта работа будет продолжена и усовершенствована.

И аналогично будет проведена совместная работа по выявлению объектов налогообложения с ФТС. Чтобы в результате этой аналитической работы от налоговиков не ушла ни одна копейка.

«Реализация отраслевых проектов по пресечению незаконных схем уклонения от уплаты налогов в сельскохозяйственной отрасли, а также в сфере осуществления автомобильных грузоперевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания».

Вспоминаю, когда 2-3 года назад они взялись за клининговые компании. И у меня тогда спрашивали: «Кто будет следующим?» Я тогда назвал эти 3 отрасли, также еще называл строительный бизнес. Почему-то строительный бизнес упущен. Должны были заняться и строительным бизнесом тоже.

Дальше усовершенствуют налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Здесь будет мониторинг и соответствующие разъяснение Минфина. Также нас ждет проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Про АИС «Налог-3»

«Внедрение в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3» в части реализации дашборда по управленческой отчетности и прикладной подсистемы «Экспедитор данных».

Что из себя представляет система АИС «Налог-3», а также что такое дашборд и подсистема «Экспедитор данных»? В АИС «Налог-3» можно найти абсолютно всю информацию о физических лицах, юридических лицах, ИП-шниках, по оборотам, доходам, расходам, налоговым платежам, вся история взаимосвязей и т.д. А дашборд – это панель управления. И эта панель управления будет усовершенствована так, чтобы министерства и ведомства с помощью подсистемы «Экспедитор данных» могли более эффективно за вами наблюдать. И это будет запущено в промышленную эксплуатацию в 2021 году.

Следующее, что будет запущено в промышленную эксплуатацию, касается бухгалтерской отчетности в АИС «Налог-3».

«Развитие прикладного программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего функции государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ресурс БФО) путем дополнения в ресурс БФО бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год».

Это будет введено, чтобы все министерства и ведомства видели всех как на ладони.

Давайте посмотрим, что у нас дальше.

«Разработка “Аналитического портала ФНС России” на официальном сайте ФНС России для отражения индикаторов эффективности работы ФНС России и налоговых индикаторов развития экономики на основании официальных данных, полученных в процессе администрирования».

И все то, что я перечислил, делается, чтобы вам, бизнесменам, стало легче. Давайте теперь взглянем на следующий раздел.

«Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля»

То есть нас всех будут подвергать риск-анализу и дистанционному автоматическому контролю. Для этого, внимание, запланировано кое-что интересное.

«Повышение качества налогового администрирования в части проведения дистанционного автоматизированного контроля. Обеспечение полноты учета выручки в целях правильного формирования налогооблагаемой базы».

Это будет введено приказом ФНС России. Также эта система будет введена в промышленную эксплуатацию в рамках АИС «Налог-3».

«Ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего автоматизацию функции контроля за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Полный автоматический контроль! А к этому будет подстыкована система, которая тоже в этом году вступит в промышленную эксплуатацию.

«Реализация мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров».

И все, доходы контролируются в автоматическом режиме. Выручка торговых и розничных сетей контролируется, прослеживаемость контролируется. Все это стыкуется. Ну, кайф!

Дальше налоговики усовершенствуют план работы с ФССП по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам.

Также будет создан единый государственный реестр арбитражных управляющих. И арбитражные управляющие подпадут под контроль налоговиков, чтобы никто не договорился с теми, кого они банкротят. Чтобы арбитражные управляющие качественно, в рамках субсидиарной ответственности, искали имущество. Система контроля арбитражных управляющих будет пристыкована к АИС «Налог-3» как подсистема.

Налоговики стыкуют разные модули, как космический корабль, наращивают объемы.

Аналогично будет введено в промышленную эксплуатацию программное обеспечение «Налоговые споры». Все тоже под козырьком теперь, налоговые споры будут под козырьком аналитиков из ФНС России, чтобы никто ни в коем случае там не мог договориться.

Дальше, коллеги. Также в промышленную эксплуатацию будет введена еще одна платформа.

«Автоматизация процесса досудебного обжалования на проведенные контрольно-надзорные мероприятия».

«Развитие платформы Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), расширение прозрачности процесса рассмотрения материалов жалобы на всех этапах ее «жизненного цикла», требование Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Как вам такое? «Разработка автоматизированных методов контроля за исполнением организациями финансового рынка положений главы 20.1 НК РФ «Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)».

Как я уже говорил, банки потихоньку начнут обмениваться информацией с налоговиками. И начнут с этого. Дальше поговорим о том, что автоматический обмен банковской информацией с налоговиками к концу года будет запущен. Я об этом сто раз уже говорил. Может быть, кто-то думал, что я шучу. Нет, я не шутил. Я об этом знал еще в прошлом году.

Пока что это были цветочки. Ягодки будут дальше. Я же обещал ответить на вопрос: «Зачем все это делается?» Все, что я читал, это, конечно же, приведет к более качественному обслуживанию налогоплательщиков, и в разделе «Организация работы с налогоплательщиками» запланировано многое.

«Обеспечение функционирования мониторинга, контроля качества и оценки результатов предоставления государственных услуг с сохранением уровня удовлетворенности не менее 90 процентов в 2020 году».

То есть налогоплательщики, будет удовлетворены качеством работы, услуг, предоставляемых ФНС России благодаря всем этим системам, не меньше чем на 90%. Или еще одно хорошее дело от налоговиков:

«Проведение Дня открытых дверей по информированию граждан о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, порядке и сроках уплаты налога на доходы физических лиц (в случае улучшения ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции)».

Это же здорово, что налоговики будут информировать, как платить налоги.

С 1 июля 2021 года будет утвержден формат электронной доверенности. Если декларация подписана не директором, то у подписавшего должна быть электронная доверенность, иначе у вас не примут декларацию.

Или, например, налоговики, придумали еще одну подсистему:

«Внедрение прикладной подсистемы “УСН-онлайн”, реализующей возможность аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности предоставления налоговой декларации субъектами МСП».

Все, за нас посчитают все налоги. Кнопку нажал, все списали.

Добрались наконец до конца документа. Эту информацию прочитайте внимательно. Это коснется всех вас. И в 2021 году это будет введено, внимание, в промышленную эксплуатацию.

«Создание цифровой платформы для обмена сведениями о налогоплательщике при оказании финансовых и иных услуг».

А кто оказывает нам финансовые и иные услуги? Банки. Но речь тут идет не только о них. Тут еще и иные услуги указаны. Какие? Не сказано. Может быть, услуги ломбардов и лизинговых компаний. Я не знаю, что они имеют в виду. Но с банками точно с 2021 года заработает цифровая платформа для обмена сведениями о налогоплательщике.

И естественно, налоговики, с помощью этой цифровой платформы начнут получать всю нужную им информацию о налогоплательщиках (физических и юридических лицах). Если, например, будут вопросы о происхождении денег на вашей карте, робот выставит требование дать пояснения. И если ваши требования не удовлетворят налоговиков, то вас ждут санкции и штрафы. Аналогично будет контролироваться крипта и электронные деньги. Эти системы будут запущены и введены в промышленную эксплуатацию в этом году.

«Создание цифровой аналитической платформы и передачи данных в органы государственной власти».

Отлично! То есть будет запущена цифровая платформа по сбору данных, как минимум, от организаций, оказывающих финансовые услуги, то есть от банков. А затем вся эта информация будет доступна органам государственной власти.

Для меня тут вообще ничего нового. Но для вас, возможно, есть новинки. Еще одна система будет запущена в опытную эксплуатацию.

«Развитие электронного документооборота в хозяйственной деятельности, в том числе перевод в электронную форму выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур».

Я вам больше скажу, планируется в ближайшие пару лет стандартизировать вообще все документы во всех организациях. И после этой стандартизации, когда система будет запущена, налоговики получат доступ к вашим «внутренностям». И как нам уже было объявлено (первый раз это было еще в апреле 2018 года) господином Мишустиным: «Мы сможем взимать налоги самостоятельно, без участия налогоплательщиков буквально с каждой транзакции». Я не цитирую Мишустина, но идею воспроизвел точно.

Ну, что вам еще сказать? Ну, конечно же, в эксплуатацию будет запущена «Автоматизация процессов налогообложения физических лиц с доходов в виде процентов по банковским вкладам». Ну, здоров же! Чик – денежку забрали. Кайф!

«Создание программного обеспечения и ИТ-инфраструктуры Ведомственного центра ФНС России».

Супер, у нас будет создан целый ведомственный центр.

«Развитие обеспечивающей подсистемы “Большой мониторинг” (ОП БМ) АИС «Налог-3». Честно, не знаю, что имеется в виду под системой «Большой мониторинг». Не знаю. Вот это для меня новое. Честно вам скажу.

Будет создана АИС «Налог-4». Тоже не знаю, что в ней будет.

«Разработка концепции автоматизированной информационной системы ФНС России четвертого поколения в условиях динамического внешнего окружения с учетом применения технологий импортозамещения».

Ну, наверное, хватит. Я коротко ознакомил вас с Планом деятельности ФНС России на 2021 год, утвержденным Министерством финансов.

И мы с вами видим, что все цели направлены на автоматический электронный цифровой налоговый контроль. Я не хочу за вас делать выводы. Мне, наоборот, интересно ваше мнение. Почитайте и напишите свое мнение в комментарии. Мы с вами прекрасно понимаем, к чему все эти системы контроля введут. Добавьте сюда все новые законы о контроле НДС, о стыковке счетов-фактур и деклараций по НДС с прослеживаемостью товаров. Добавьте сюда маркировку всего и вся. И все это будет встроено вот в эти подсистемы, системы.

Спасибо и удачи в делах.

Ссылка на документы:

Мы против обналички и незаконных схем снижения налогов.

Мы за легальное ведение бизнеса и призываем всех бизнесменов работать в соответствии с законами Российской Федерации.

Владимир Туров

Владимир Туров

Руководитель юридической компании «Туров и партнеры», практикующий и ведущий специалист по налоговому планированию, построению индивидуальных налоговых схем и холдингов, оптимизации финансовых потоков.

Читайте также: