Что за налог одн

Опубликовано: 11.05.2024

Решения общего собрания собственников МКД о распределении коммунальных услуг на ОДН сверх норматива
joyfull / Depositphotos.com

Принятие собственниками помещений в МКД решения о распределении сверхнормативного потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса (Определение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2020 г. № 301-ЭС20-11644).

На это указали суды в деле об оспаривании предписания: орган ГЖН потребовал от УК произвести перерасчет и "вернуть" собственникам все платежи за коммунальные ресурсы, израсходованные на содержание общего имущества (далее – КР на СОИ) сверх утвержденных нормативов.

УК, – а у нее было решение ОСС о распределении всего объема коммунальных услуг ОДН между собственниками, – оспорила предписание в суде, но безуспешно:

  • на ОСС спорного дома принято решение: "Распределять объем коммунальной услуги на ОДН (в том числе по ст. 156 Жилищного кодекса) в размере превышения объема коммунальных услуг, предоставленных на ОДН, определенного исходя из показаний ОДПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на ОДН";
  • при этом Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 258-ФЗ внесены изменения в статью 156 ЖК РФ, согласно которым общему собранию собственников помещений в МКД предоставлено право самостоятельно определять размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату КР на СОИ, даже при наличии утвержденных нормативов;
  • вместе с тем, упомянутое решение ОСС не может быть реализовано и принято во внимание в части порядка начисления платы за КР на СОИ;
  • дело в том, что с 1 января 2017 года коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, "перешли из разряда коммунальных услуг в жилищные услуги", и с этого времени плата за такие коммунальные ресурсы является составляющей платы за содержание жилого помещения;
  • законодатель на федеральном уровне разграничивает понятия "коммунальная услуга" и "коммунальный ресурс", следовательно, принятие собственниками решения в отношении коммунальной услуги не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса;
  • кроме того, ст. 156 ЖК РФ позволяет собственникам помещений МКД принимать решения об установлении порядка начисления платы за КР на СОИ, однако указанная статья не регламентирует порядок распределения сверхнормативного потребления КР на СОИ. При этом согласно спорному протоколу ОСС собственниками помещений МКД принято решение о распределении объема коммунальной услуги на ОДН (сверхнормативного потребления), однако не определено, каким именно образом (способом) распределять указанный объем;
  • при таких обстоятельствах орган ГЖН пришел к обоснованному выводу о том, что решение о распределении сверхнормативного потребления КР и способе такого распределения между всеми жителями дома на общем собрании собственников помещения дома не принималось, в связи с чем УК допустила нарушение порядка начисления платы за коммунальные ресурсы;
  • при этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод УК о том, что решение о распределении именно сверхнормативного КР на СОИ (а не комуслуг на ОДН) было впоследствии принято собственниками помещений на новом ОСС, так как оригинал протокола указанного ОСС и приложений к нему (они должны храниться в органе ГЖН) не представлены в материалы дела.

Верховный Суд РФ отказал УК в пересмотре дела, отметив, что УК неправомерно в отсутствие решения ОСС самостоятельно распределяла коммунальные ресурсы в размере, превышающем установленные нормативы.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

ОДН и нормативы c 01 января 2017 года

Совсем недавно я публиковала статью про начисление расходов на общедомовые нужды и вот с 1 января 2017г. порядок начисления расходов на ОДН меняется — об этом далее.

Что изменится в начислении ОДН?

Плата за ОДН теперь однозначно во всех случаях будет начисляться и указываться в счете, выставляемом УК или ТСЖ , и являться частью платы за содержание жилого помещения (п. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Раньше плата ОДН была в составе платы за коммунальные услуги. Энергоснабжающая организация отныне не сможет включать ОДН в счет за воду или электроэнергию исходя из площади помещений.

Плата за ОДН не может превышать норматив потребления на общедомовые нужды , установленный региональным законодательством. Нормативы можно найти на сайте администрации или Региональной службы. Во многих регионах они до сих пор еще не приняты, в обязательном порядке должны быть утверждены к 01 июня 2017 года.

Порядок расчет норматива по ОДН (нового) я не нашла, по всей видимости расчет будет произведен согласно старому постановлению 306, по формулам 27, 37, либо будет утвержден новый порядок регионами. Как следует из свежих пояснений Минстроя размер расходов на содержание общего имущества должен определяться:

исходя из площади общего имущества, информация о которой указана в техническом паспорте на дом и исходя из вида помещений, указанных в п. 1, 2 ст. 36 ЖК РФ, а для применения нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях использования общего имущества — согласно п. 27 Приложения N 1 к Правилам N 306.

Пункт 1 и 2 статьи 36 ЖК к общему имуществу относит:

А если норматив превышает фактическую сумму по общедомовому счетчику?

Фактические расходы по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производимые ежемесячно исполнителями, не учитываются в целях перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, в том числе в части платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества.

14 февраля 2017 года Минстрой опубликовал очередное письмо, в котором однозначно указывает, что после 01 июня уплата ОДН должна производиться не ниже норматива.

Но, существует проект закона, согласно которому в п. 9.2 ст. 156 подготовлены изменения:

Оплата холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ не в соответствии с нормативами потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а в соответствии с фактическим потреблением, может осуществляться в случае, если соответствующее решение будет принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме .

Проект еще не внесен в Госдуму и произойдет это событие или нет не понятно, изменения можно отслеживать на сайте (номер проекта 00/03-23656/03-15/67-13-4 — ввести в форму поиска). Недавно (11.04.2017г.) Минстрой дал по этому поводу пояснения, о чем я написала в другой статье.

Итак, закон был принят и с 10.08.2017 года изменения вступают в силу. А вот выдержка из ФЗ:

Как суммы ОДН должны быть указаны в квитанции?

Каким образом отразятся поправки на жильцах — пока что не понятно, нужно ждать утверждения нормативов по всем регионам, практики начисления и оспаривания рассчитанных сумм по ОДН (если будут превышены нормативы), думаю существенно ничего не поменяется и расходы по ОДН так и будут выплачиваться за счет жильцов, а не УК или ТСЖ как того якобы хотел Минстрой, внеся данные поправки в закон.

  • Vk.com
  • Facebook
  • Twitter
  • WhatsApp
  • Skype
  • Печать
  • Telegram

Похожее

Что подразумевает Минстроительства и ЖКХ под коммунальным ресурсом( горячая вода), которая как бы тратится на содержание ОДИ?
Тепло, эл.энергия вроде на ОДИ расходуется , но вода куда сливается (подвалы сухие, в квартирах г/в не спускается день и ночь жителями просто так. Что за муть создало министерство и правительство для народа?

Имеет ли право У К проводить перерасчет О Д Н за воду за 2014-16 годы в связи с вступлением в силу изменений от 27, 02, 2017 года

нет, не имеет права

Прошу прощения, но в Вашей статье речь идет о расчете нормативов (руб/кв.м) а не оплаты за потребленный на СОИ объем ресурса (руб). Для этого были Правила 354, теперь они на расчет объема ресурсов на СОИД не распространяются. В статье ответа на этот вопрос нет.

Подскажите, пожалуйста, по каким Правилам будет рассчитываться оплата ОДН с 01.01.2017г. Укажите если можно пункты этих Правил. Ни ЖК РФ, ни Правила 491, 306 не содержат методик и формул для расчета именно оплаты за ОДН. Правила 354, единственные содержащие формулы для расчетов, тоже не годятся, так как ОДН не коммунальная услуга. И прокомментируйте, пожалуйста, определение Верховного Суда РФ от 03.09.2011 № 48-АПГ14-6.
Спасибо.

в моей статье написан ответ на ваш вопрос относительно формулы расчета. На счет определения ВС — чтобы проанализировать дело нужно изучить все с самого начала, включая постановление местной администрации — у меня такого желания нет

По вопросам ОДН обратились в Роспотребнадзор, как посоветовала ГЖИ. Писали в Минстрой наше письмо перенправили обратно в ГЖИ. Писали в Правительство РФ ответа нет пока.

Здравствуйте Ольга, спасибо Вам за ответ. Как Высчитаете, стоит ли попробывать обратиться в Роспотребнадзор в защиту прав потребителя услуг, раз расходы по ОДН включены в состав платы за содержание жилого помещения. УК с ресурсниками рассчитывается по счетчику. У нас ситуация в доме все что мы оплатили УК на ОДН остается на ее счетах. В ресурсоснабжающую организацию деньги не перечисляются. Так как без ОДН общая сумма выставленная по квитанциям по всему получается выше, чем фактически потребленное количество по ОДПУ (за счет того, что в нескольких квартирах не установлены приборы учета, а нормативы сейчас высокие). ГЖИ нам порекомендовало, так как разводят руками и сказали, что ни чем помочь не могут, пока не внесут изменение в законодательство.

1. Меня зовут Наталья
2. Ваши права «потребителя услуг» не нарушены. Роспотребнадзор вам не поможет. УК действует по закону. Нужно ждать изменений в закон — если таковые вообще будут

Что такое общедомовые нужды и как с этим бороться?

ОДН – всего три буквы, а столько проблем. Общедомовые нужды стали неотъемлемой частью квартплаты. Разобраться в том, что скрывается за этими буквами и как определяется сумма, которую включают в счет жильцам, поможет наша статья.

Что такое общедомовые нужды и как с этим бороться?

На сегодняшний день расчет ОДН является одной из самых непонятных тем в ЖКХ. Общедомовые нужды (ОДН) или содержание общего имущества (СОИ) – это коммунальные услуги, в которые входит обслуживание общих территорий дома.


В соответствии с п. 1 статьи №36 Жилищного кодекса, к имуществу общедомового пользования относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего использования. В число таких помещений входят:

– межквартирные лестничные площадки и коридоры;

– лифты и лифтовые шахты;

– крыши и технические этажи дома;

– чердаки и подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации ;

– земельный участок, на котором расположен дом, включая элементы благоустройства, расположенные на территории дома (например, клумбы или детский двор).

ВАЖНО! Если на чердаках и в подвалах есть свет, техническое оборудование и устройства, которые потребляют электроэнергию, то управляющие компании вправе включить эти площади в расчет платы за ОДН.

Обслуживание общих территорий включает в себя расход различных ресурсов – электроэнергии, тепла, холодного и горячего водоснабжения. В квитанциях эти услуги выглядят так:

Но что скрывают за собой пресловутые и не всегда маленькие цифры в квитанциях?

Например, в электроэнергию на содержание общего имущества входят: энергия, которая потребляется домофонами; освещение мест общественного пользования – тамбуров, лестничных площадок и приподъездных территорий; технологические потери по внутридомовым сетям; энергия, потребляемая лифтами и различным электрооборудованием, которое используется на общедомовые нужды. Это могут быть видеокамеры, насосы, системы автоматического регулирования тепла и другое.

В холодную воду на содержание общего имущества входят: вода на полив газонов и палисадников, на мытье лестничных площадок; внутридомовые потери в системах водоснабжения; промывка коммуникационных сетей.

Каждый собственник квартиры платит за ОДН пропорционально площади своей квартиры, чем больше площадь, тем больше плата.

  • Если дом оборудован общедомовым прибором учета, ОДН будет определяться как разница между объемом, который показал прибор учета, и суммой показаний индивидуальных (квартирных) счетчиков и расходов по нормативу в каждой квартире, не оборудованной приборами учета. Эта разница равномерно распределяется между собственниками жилья, пропорционально площади их квартир.

  • Если отсутствует общедомовой счетчик, то объем общедомовых нужд начисляется с использованием норматива, который определяет администрация или ресурсоснабжающие организации в регионе. Таким образом, расчет размера платы на общедомовые нужды выглядит как произведение объема ОДН и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.

Как определить площадь мест общего пользования. И как управляющие компании обманывают жильцов

Многие управляющие компании намеренно завышают площади домов в квитанциях, чтобы собрать с граждан побольше денег на ОДН. Прикрываются коммунальщики разного рода «справками» от кадастровых инженеров, хотя обязаны производить расчет платы за ОДН, используя официальные данные из технических паспортов.

Площадь дома обычно указывается в квитанции на оплату ЖКУ.


Но в квитанциях управляющая компания может указать неверную площадь! И начислить лишнего. Сотни таких случаев выявили Центры защиты прав граждан.

– Очень много обращений по поводу завышенной платы на ОДН. По всей стране! Управляющие компании приписывают к площади мест общего пользования площадь чердаков и подвалов, где нет никаких коммуникаций, либо попросту завышают площадь без каких-либо причин, – говорит руководитель сети Центров защиты прав граждан Виталий Елькин.

Единственно законной и правильной является площадь МКД, указанная в техническом паспорте дома. Если «метры» в техническом паспорте вызывают сомнения, можно запросить копию технического паспорта в администрации, у застройщика, либо заказать в БТИ (платно).

Куда жаловаться, если управляющая компания начисляет ОДН по завышенным площадям

1. Непосредственно в управляющую компанию, так как, согласно статьям 156 и 157 ЖК, при необоснованном завышении платы за ЖКУ, собственник/наниматель квартиры имеет право потребовать с УК уплаты штрафа в размере 50% от размера превышения платы. Данное требование должно быть заявлено в УК до устранения ошибки в расчете.

2. В Государственную жилищную инспекцию. Государственным контролем (надзором) за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами №354 и №491, занимается именно ГЖИ.

ОДН и нормативы c 01 января 2017 года

Совсем недавно я публиковала статью про начисление расходов на общедомовые нужды и вот с 1 января 2017г. порядок начисления расходов на ОДН меняется — об этом далее.

Что изменится в начислении ОДН?

Плата за ОДН теперь однозначно во всех случаях будет начисляться и указываться в счете, выставляемом УК или ТСЖ , и являться частью платы за содержание жилого помещения (п. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Раньше плата ОДН была в составе платы за коммунальные услуги. Энергоснабжающая организация отныне не сможет включать ОДН в счет за воду или электроэнергию исходя из площади помещений.

Плата за ОДН не может превышать норматив потребления на общедомовые нужды , установленный региональным законодательством. Нормативы можно найти на сайте администрации или Региональной службы. Во многих регионах они до сих пор еще не приняты, в обязательном порядке должны быть утверждены к 01 июня 2017 года.

Порядок расчет норматива по ОДН (нового) я не нашла, по всей видимости расчет будет произведен согласно старому постановлению 306, по формулам 27, 37, либо будет утвержден новый порядок регионами. Как следует из свежих пояснений Минстроя размер расходов на содержание общего имущества должен определяться:

исходя из площади общего имущества, информация о которой указана в техническом паспорте на дом и исходя из вида помещений, указанных в п. 1, 2 ст. 36 ЖК РФ, а для применения нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях использования общего имущества — согласно п. 27 Приложения N 1 к Правилам N 306.

Пункт 1 и 2 статьи 36 ЖК к общему имуществу относит:

А если норматив превышает фактическую сумму по общедомовому счетчику?

Фактические расходы по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производимые ежемесячно исполнителями, не учитываются в целях перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, в том числе в части платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества.

14 февраля 2017 года Минстрой опубликовал очередное письмо, в котором однозначно указывает, что после 01 июня уплата ОДН должна производиться не ниже норматива.

Но, существует проект закона, согласно которому в п. 9.2 ст. 156 подготовлены изменения:

Оплата холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ не в соответствии с нормативами потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а в соответствии с фактическим потреблением, может осуществляться в случае, если соответствующее решение будет принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме .

Проект еще не внесен в Госдуму и произойдет это событие или нет не понятно, изменения можно отслеживать на сайте (номер проекта 00/03-23656/03-15/67-13-4 — ввести в форму поиска). Недавно (11.04.2017г.) Минстрой дал по этому поводу пояснения, о чем я написала в другой статье.

Итак, закон был принят и с 10.08.2017 года изменения вступают в силу. А вот выдержка из ФЗ:

Как суммы ОДН должны быть указаны в квитанции?

Каким образом отразятся поправки на жильцах — пока что не понятно, нужно ждать утверждения нормативов по всем регионам, практики начисления и оспаривания рассчитанных сумм по ОДН (если будут превышены нормативы), думаю существенно ничего не поменяется и расходы по ОДН так и будут выплачиваться за счет жильцов, а не УК или ТСЖ как того якобы хотел Минстрой, внеся данные поправки в закон.

  • Vk.com
  • Facebook
  • Twitter
  • WhatsApp
  • Skype
  • Печать
  • Telegram

Похожее

Что подразумевает Минстроительства и ЖКХ под коммунальным ресурсом( горячая вода), которая как бы тратится на содержание ОДИ?
Тепло, эл.энергия вроде на ОДИ расходуется , но вода куда сливается (подвалы сухие, в квартирах г/в не спускается день и ночь жителями просто так. Что за муть создало министерство и правительство для народа?

Имеет ли право У К проводить перерасчет О Д Н за воду за 2014-16 годы в связи с вступлением в силу изменений от 27, 02, 2017 года

нет, не имеет права

Прошу прощения, но в Вашей статье речь идет о расчете нормативов (руб/кв.м) а не оплаты за потребленный на СОИ объем ресурса (руб). Для этого были Правила 354, теперь они на расчет объема ресурсов на СОИД не распространяются. В статье ответа на этот вопрос нет.

Подскажите, пожалуйста, по каким Правилам будет рассчитываться оплата ОДН с 01.01.2017г. Укажите если можно пункты этих Правил. Ни ЖК РФ, ни Правила 491, 306 не содержат методик и формул для расчета именно оплаты за ОДН. Правила 354, единственные содержащие формулы для расчетов, тоже не годятся, так как ОДН не коммунальная услуга. И прокомментируйте, пожалуйста, определение Верховного Суда РФ от 03.09.2011 № 48-АПГ14-6.
Спасибо.

в моей статье написан ответ на ваш вопрос относительно формулы расчета. На счет определения ВС — чтобы проанализировать дело нужно изучить все с самого начала, включая постановление местной администрации — у меня такого желания нет

По вопросам ОДН обратились в Роспотребнадзор, как посоветовала ГЖИ. Писали в Минстрой наше письмо перенправили обратно в ГЖИ. Писали в Правительство РФ ответа нет пока.

Здравствуйте Ольга, спасибо Вам за ответ. Как Высчитаете, стоит ли попробывать обратиться в Роспотребнадзор в защиту прав потребителя услуг, раз расходы по ОДН включены в состав платы за содержание жилого помещения. УК с ресурсниками рассчитывается по счетчику. У нас ситуация в доме все что мы оплатили УК на ОДН остается на ее счетах. В ресурсоснабжающую организацию деньги не перечисляются. Так как без ОДН общая сумма выставленная по квитанциям по всему получается выше, чем фактически потребленное количество по ОДПУ (за счет того, что в нескольких квартирах не установлены приборы учета, а нормативы сейчас высокие). ГЖИ нам порекомендовало, так как разводят руками и сказали, что ни чем помочь не могут, пока не внесут изменение в законодательство.

1. Меня зовут Наталья
2. Ваши права «потребителя услуг» не нарушены. Роспотребнадзор вам не поможет. УК действует по закону. Нужно ждать изменений в закон — если таковые вообще будут

Законодательство

Федеральным законом РФ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 176-ФЗ от 29.06.2015 г. внесены изменения в действующее законодательство, при котором с 01.01.2017 г. плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений, в случаях, когда собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за отдельные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, с 1 января 2017 года все потребители в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, кооперативов, должны вносить плату за коммунальную услугу-электроэнергию только исходя из объемов электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, а плату за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме должны вносить управляющей организации, ТСЖ, кооперативу в составе платы за содержание жилого помещения.

Основополагающими нормативными документами по вопросу расчетов за поставленную в многоквартирные жилые дома электрическую энергию, в том числе приходящуюся на общедомовые нужды, являются (см. раздел «Нормативные документы»):

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Жилищный кодекс РФ.
  3. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354.
  4. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012г. № 124.
  5. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.
  6. Федеральный закон от 23.11.2009г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с данными прибора учета.

Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности (ст. 158 ЖК РФ).

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», гласит о том, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

До 1 сентября 2012 г. коммунальные услуги предоставлялись в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307. При этом, расчет за коммунальные ресурсы, в том числе и за потребленную электроэнергию, производился по показаниям общедомовых приборов учета, ОДН распределялся пропорционально потреблению не только на потребителей - физических лиц, имеющих индивидуальные приборы учета, но и на потребителей – физических лиц, у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета (рассчитывающихся по нормативам потребления электроэнергии), а также на нежилые помещения, находящиеся под учетом общедомового прибора учета.

С 1 сентября 2012 г., согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади, принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

Согласно изменениям, внесенным Постановлением Правительства РФ N 1498 от 26.12.2016 г. в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 г., изменился алгоритм предъявления отрицательного ОДН:

Плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях в доме.

Как поступает в дом электроэнергия

Общее количество электроэнергии, поступающее через входное распределительное устройство во внутридомовые сети дома, фиксируется общедомовым прибором учета, а затем поступает в квартиры и места общего пользования. Электрическая энергия, поступившая в квартиру, измеряется индивидуальными приборами учета.

Вся остальная энергия расходуется для работы приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Взаимодействие сторон

Исполнитель коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК) самостоятельно или с привлечением других лиц должен обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю (пункт 31 «в» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354).

Обязанность съема показаний общедомового прибора учета в период с 20-го по 25-е число текущего месяца и занесением в журнал учета возложена на исполнителя коммунальных услуг.

Читайте также: