Что в индейском государстве муисков оставляли у дверей неплательщиков налогов

Опубликовано: 13.05.2024

Время было дикое. Сегодня рядовому неплательщику налогов грозит штраф, а раньше за это можно было и в рабство попасть. Такие дела.

До XVI века

На Руси было много всевозможных налогов, а трехсотлетнее татаро-монгольское иго привело к тому, что их стало ещё больше. Народ платил подати своим князьям, ханским баскакам, монастырям. Чем больше воевала Русь тем больше появлялось новых поборов. А что касается наказаний, то в исторических источниках того времени упоминались битье кнутом и батогами. Но часто неплательщики просто сбегали, и их уже никто не искал. Когда татаро-монголы ввели поголовную дань, налог взимался силой за счет имеющегося имущества, ну а если больше не было ничего, то несостоявшихся плательщиков уводили в рабство.

В целом же, вплоть до XVI века в исторических уголовных документах отсутствовали статьи об ответственности за налоговые преступления - вопросы решались на местах по-разному.

XVI век

Впервые упоминания о наказаниях за неуплату налогов появились в Судебнике 1550 года. Он устанавливал, что, если оброк не платился в указанный срок, то его полагалось платить в двойном размере.

Позже на Земском соборе в 1619 году приняли решение провести перепись "тяглового населения". В то время основным источником пополнения казны были косвенные налоги - таможенные и кабацкие сборы. За них были ответственны головы и целовальники, и если они были уличены в воровстве и корысти, то им грозила смертная казнь.

Тем временем на местах ответственность за взимание сборов в соответствии с установленным окладом нес воевода. При недоборе денег ему грозили "доправление", пеня, опала, ссылка или смертная казнь.

После переписи населения, информация о налогах стала записываться в писцовые книги, налоговые нарушения стали отслеживаться, и вариантов наказаний стало больше.

В Соборном уложении 1649 года появился термин "правеж" - наказание, которому подвергались неплатежеспособные должники и неплательщики. Битье осуществлялось публично у приказа, на торгу. Неплательщика били по икрам тонким гибким прутом - "правежем". Битье кнутом и взыскание налогов в тройном размере устанавливалось для московских чинов, городовых дворян, детей боярских и иноземцев за незаконный провоз под своим прикрытием торговых людей с товарами, с которых нужно было платить пошлины. Если верить документу, то правеж заключался в том, что должника, который не хотел платить, утром, ещё до начала работы приказов, выводили перед приказной избой, обнажали ему икры и били по ним. Процедура длилась целый день, до тех пор, пока судьи не уедут из приказа.

Век XVII и Пётр I

В начале правления Петра I у России появилось множество расходов - страна непрерывно участвовала в войнах, и на это требовалось все больше денег. Повинностей для населения становилось больше - их стало около 30, а следили за неплательщиками налогов крайне сурово. Бюджет испытывал огромный дефицит, и в 1719 году Сенат решил провести перепись населения. За утайку информации, в том числе об имуществе, старостам и выборным людям грозила смертная казнь. Это было необходимо, чтобы заменить подворный налог подушной податью, которая собиралась также со стариков и детей.

При Петре I «правеж» был упразднен в пользу долговых тюрем — туда могли попасть за неуплату налогов, долги кредиторам, невыплату судебных издержек или зарплаты в срок. Заключенные в долговых ямах обычно содержались за счет своих кредиторов и не выходили оттуда, пока не был погашен долг или не заканчивались кормовые деньги.

За неуплату налогов и долгов как неплательщиков, «так и поручиков их» (по откупам, подрядам, государственным недоимкам, частным долгам) указано было отсылать на работу в Петербург, в Адмиралтейство, в галерную работу, а женщин - в прядильный дом и за работу засчитывать долговых денег по 1 руб. в месяц и давать корм наравне с каторжными. За неуплату налогов ссылали в Азов, в Сибирь на строительство городов-крепостей.

По указу от 19 мая 1769 года за недоимку стало отвечать все селение. Старост и выборных забирали под караул и использовали в тяжелой работе без платежа указанных денег вплоть до полной уплаты податей. Это стало называться круговой порукой.

С. А. Созина. Муиски. Еще одна цивилизация древней Америки. М. 1969. Ин­ститут Латинской Америки АН СССР, тираж 500 экз.

Монография С. А. Созиной — первая в советской, да, пожалуй, и в зарубежной историографии, обобщающая работа о социально-экономических институтах муисков Колумбии в доиспанский период. В научный оборот вводится совершенно новая для нашего читателя, крайне интересная и оригинальная культура древней Америки, во всем ее многообразии, сложности и противоречивости. А это очень важно именно в данный момент, поскольку древнеамериканские материалы призваны сыграть дале­ко не последнюю роль в решении ряда крупнейших теоретических проблем древней истории человечества. Написанная хорошим литературным языком, книга С. А. Сози­ной отличается похвальной четкостью структуры и последовательностью изложения, следуя в данном случае традициям многих советских исторических исследований, посвященных характеристике древних цивилизаций и культур[1].

В структурном отношении рецензируемая монография состоит из введення, че­тырех глав и заключения. Во введении, озаглавленном «Вторжение в “Долину Замков“», дается краткий очерк завоевания территории муисков испанцами. Написанный живо и интересно, в хорошем популярном стиле, он как бы подготавливает читателя к последующему восприятию сложного материала исторических источников. Здесь вызывает лишь возражение тезис автора о том, что у ацтеков культ солнца вопло­щался в Кецалькоатле (стр. 19). Хорошо известно, что последний считался в пантеоне древних мексиканцев богом ветра, а также покровителем культуры, науки и искусст­ва[2]. Мне кажется явно преувеличенной и та роль, которую сыграла в Конкисте ле­генда об отождествлении индейцами конкистадоров с «сынами солнца» (стр. 19). Хотя эта версия имеет широкое хождение в зарубежной и отечественной литературе, не исключено, что сама легенда была во многом инспирирована католическими мо­нахами для ускорения христианизации индейцев. Если все индейские народы воспри­няли Э. Кортеса, Ф. Писарро, X. Кесаду и других конкистадоров как «сыновей солн­ца», то почему же тогда юкатанские майя, у которых был весьма популярен бог Кецалькоатль и существовало поклонение солнцу, с первой же встречи оказали испан­цам весьма ожесточенное сопротивление. Как известно, майя боролись с чужеземца­ми свыше двадцати лет. Видимо, быстрая гибель индейских государств объясняется совсем иными причинами — особенностями социально-политической структуры, об­щей исторической обстановкой, не говоря уже о громадной разнице в вооружении и военной тактике обоих враждующих лагерей.

Первая глава — историографическая — посвящена характеристике важнейших письменных источников, исторических и этнографических исследований XIX—XX вв. и археологических работ. Автор весьма удачно осуществляет критический анализ испанских хроник, выясняя в каждом конкретном случае их достоверность и пригод­ность для исторических построений. Нельзя не согласиться и с авторской оценкой весьма распространенной на Западе со времен У. Прескотта точки зрения о некоем романтическом, «рыцарском» характере Конкисты и наделении ее исполнителей эпи­тетом «благородных странствующих рыцарей» (стр. 38). С. А. Созина вполне справед­ливо подвергает этот тезис уничтожающей критике. Интересны мысли о «вкладе» испанской средневековой цензуры в историографию Конкисты: урезывание, «исправ­ление» и запрет на публикации целого ряда неугодных королю и церкви хроник (стр. 22). Весьма отрадно, что в историографический отдел монографии включен также очерк об археологическом изучении культуры муисков. Автор кратко излагает итоги важнейших исследований по археологии Колумбии, справедливо отмечая край­нюю их недостаточность для освещения сколько-нибудь широких проблем. Тем не менее, на мой взгляд, даже принимая во внимание вышесказанное, археологические источники, в отличие от данных хроник, использованы автором далеко не полностью. Мне кажется, что археологические материалы призваны сыграть решающую роль в освещении по меньшей мере трех важнейших проблем культуры муисков: ее про­исхождение, проблема города (наличие его или отсутствие) и проблема социального и имущественного расслоения по данным могильников.

Что касается первой проблемы, то автор предпочел сослаться на гипотезу Переса де Баррадоса, В. Крикеберга и В. Лемана о приходе предков муисков из Центральной Америки в результате сложного перемещения с севера на юг целой группы народов и племен: в VI в. — ольмеков и в XII в. — ацтеков (стр. 45). Сам факт неоднократных переселений и передвижений больших этнических массивов на территории Америки, в том числе и в Мезоамерике, давно доказан и не вызывает особых сомнений. Однако тезис о приходе предков муисков в Колумбию из Центральной Америки без допол­нительной археологической аргументации выглядит крайне неубедительно. Нельзя принимать на веру и высказывание о якобы имевшем в VI в. переселении ольмеков, вызвавшем цепную реакцию войн и передвижений племен Центральной Америки в южном направлении. Ольмеки сами по себе одна из крупнейших загадок амери­канской археологии; многое еще остается неясным относительно их происхождения, основных этапов развития, хронологии и т. д. Тем не менее в настоящее время обще­признанно, что «исторические ольмеки» испанских и индейских хроник появляются как активные участники мезоамериканской истории не ранее VIII в. В то же время знаменитая археологическая культура Ла Венты, называемая по традиции «ольмекской», переживает свой расцвет в конце I тысячелетия до н. э. — первых веках нашей эры. Таким образом, сама дата VI в. н. э. для подобного переселения представляется маловероятной.

Во второй главе речь идет о хозяйстве муисков: в ней рассматриваются природ­ные условия страны, содержится пространная характеристика земледелия, ремесел и торговли муисков. В целом выводы автора, основанные на обильных фактах, вы­глядят весьма убедительно. Вряд ли приходится сомневаться, что ключ к пониманию высокого развития местной культуры следует искать в наличии интенсивного ирри­гационного и террасового земледелия, высокой агротехнике и успехах селекции.

Однако никак нельзя согласиться с таким, например, утверждением автора: «От­меченное Ф. Энгельсом на материале народов Старого Света первое крупное общест­венное разделение труда — т. е. выделение массы скотоводческих племен из среды земледельческих — не имело место в истории муисков. В древней Америке мы наблюдаем своеобразный путь. Здесь расширение сферы производительной деятель­ности произошло за счет отделения ремесла от земледелия» (стр. 66). На мой взгляд, первому общественному разделению труда по Ф. Энгельсу в истории Нового Света соответствует выделение земледельческих племен из массы охотников, рыболовов и собирателей и появление, тем самым, центров с производящей экономикой[3]. Но дело даже не в этом. С. А. Созина ссылается на высокий уровень развития ремесла среди ювелиров и гончаров муисков (стр. 66—74). Однако хорошо известно, что ювелиры-ремесленники обслуживали главным образом нужды двора и культа, и в товарном производстве их продукция занимает весьма скромное место. Что же касается гонча­ров, то сам автор за недостатком фактов вынуждена была признать: «К сожалению, трудно сказать, превратилось ли гончарное производство у муисков в профессию, вы­делились ли гончары-муиски из среды общинников. » (стр. 74). Таким образом, тезис об отделении ремесла от земледелия в обществе муисков выглядит явно преждевре­менным. Более того, для древней Америки в целом, так же как и для большинства раннеклассовых обществ Ближнего Востока и Африки, было как раз характерно сое­динение ремесла и земледелия в рамках сельской общины и притом в течение весьма длительного времени уже после появления государства [4].

Третья глава — «Социальный строй и зарождение государственности» — наиболее крупный и важный по содержанию раздел рецензируемой монографии. Автору в це­лом удалось правильно оценить уровень социально-политического развития общества муисков и сопоставить его с соответствующими социальными структурами из других областей Америки и Старого Света. Можно полностью присоединиться к следующе­му выводу С. А. Созиной, как бы подводящему общий итог ее исследованию: «В сере­дине XVI в. муиски переживали переходную стацию развития, находясь между первобытнообщинными и классовыми формами общественных отношений» (стр. 91). Не вызывает возражений и высказывание о том, что общество муисков «стояло на по­роге цивилизации» (стр. 89). Но автор вдруг проявляет странную непоследователь­ность и уже несколькими строками ниже уверяет читателя в том, что «ц и в и л и з а ­ц и я (разрядка моя — В. Г.) муисков не частный случай в древнеамериканской истории, а типичный для Нового Света о б р а з е ц р а н н е к л а с с о в о й г о с у д а р с т в е н н о с т и (разрядка моя — В. Г.), формировавшейся в специфических истори­ческих условиях» (стр. 91). Развивая дальше это положение, С. А. Созина со всей категоричностью подчеркивает, что «территориально-политические объединения» муисков можно определить «как примитивные государства», «варварские государст­венные объединения» (стр. 92). В качестве наиболее близкой параллели обществу му­исков автор называет варварские королевства древних германцев, исследованные А. И. Неусыхиным (стр. 142)[5]. Последний, в частности, пишет: «Варварское королев­ство раннего периода — еще не государство в смысле наличия в таком королевстве аппарата политического господства одного класса над другим, что объясняется отсут­ствием резко выраженного социального государства, какого-либо класса внутри такого королевства»[6]. На мой взгляд, такие термины, как «варварское государство», «вар­варское королевство», только запутывают суть вопроса. По-видимому, именно нали­чие такой путаницы в нашей литературе, при сложности и трудности самой пробле­мы становления ранних этапов государственности, и привело автора рецензируемой монографии к ряду непоследовательных высказываний. Необходимо крайне бережно относиться к таким основополагающим понятиям, как «цивилизация» и «государство». По всей совокупности имеющихся сейчас данных можно говорить о том, что муиски находились на пороге цивилизации накануне сложения государственности, что, как было показано выше, признает, кстати, и автор монографии. Между тем за послед­нее время и в популярной и специальной литературе зачастую термин «цивилизация» прилагается чуть ли не к любой древней культуре, начиная со времен неолита (на­помню знаменитую полемику Г. Чайлда со сторонниками существования города и цивилизации в неолитическом Иерихоне). Возможно, такое употребление данного термина в сугубо популярных журнальных статьях и в книгах и допустимо, но авто­ру специальной монографии следует помнить, что Л. Морган и Ф. Энгельс[7] (а позднее и Г. Чайлд)[8] понимали под цивилизацией культуру классового общества со сложив­шимся государством. Важнейшие признаки цивилизации — наличие городов и пись­менности — сохранили все свое значение до сих пор. Между тем. как признает сам автор (стр. 50—51), у муисков не было ни городов, ни письменности, хотя какие-то тенденции к формированию и того и другого уже намечались. Отсюда следует, что культура муисков соответствует протогородскому уровню развития, как его опреде­ляет, например, В. М. Массон[9] или же протоклассическому периоду в схеме разви­тия древних культур Мезоамерики. Тот факт, что муиски по своему социально-эко­номическому уровню стояли на ступень ниже, чем майя, ацтеки и инки, отнюдь не снижает общей важной роли этой культуры в истории доколумбовой Америки. Из­вестно, что наиболее трудным и плохо изученным периодом до сих пор остается пе­риод перехода от первобытнообщинного строя к раннеклассовому. И безусловная за­слуга автора состоит в том, что она представила своего рода эталон, модель для изу­чения этого сложного переломного момента в истории народов Америки — культуру муисков. Более того, материалы по муискам имеют немаловажное значение и для решения многих общих проблем древних обществ Старого Света. У всех, безусловно, свежи в памяти оживленные дискуссии по «азиатскому» способу производства, про­шедшие в 60-х годах в ряде гуманитарных институтов АН СССР. Несмотря на бо­гатство новых исторических фактов и оригинальные суждения, прийти к единству взглядов о характере древнейших государственных образований Азии и Африки не удалось, хотя дискуссии эти и принесли несомненную пользу. Причем одной из при­чин отсутствия согласованного решения справедливо считают недостаток сравнитель­ного материала из других регионов древнего мира и, в частности, из Америки. Сле­дует со всей прямотой сказать, что решить архисложную проблему «азиатского» способа производства только на американских материалах тоже невозможно: по сте­пени археологической изученности и освещению письменными источниками доколумбовы культуры Нового Света во многом уступают еще Древнему Востоку. Однако известную помощь в данном вопросе американские источники могут и должны ока­зать. Только совместные усилия большой армии ученых-специалистов по самым раз­личным регионам древнего мира могут привести к успешному решению поставлен­ной задачи. Вот почему каждая работа, посвященная анализу какой-либо конкретной культуры или цивилизации, имеет, помимо всего прочего, и большое теоретическое значение. Это своего рода весомый слиток чистого металла фактов, очищенный oт лишних примесей и накипи. Именно с такой точки зрения и следует оценивать но­вую монографию С. А. Созиной, представляющую несомненный вклад в советскую американистику[10].

Источник – «Советская Археология», № 4, 1970. Изд-во «Наука», Институт археологии РАН, Москва.

[1] В этом плане монография о муисках очень напоминает мне недавно вышедшую и весьма интересную работу: Н. Б. К о ч а к о в а. Города-государства йорубов. М., 1968.

[2] А. Сasо. El Pueblo del Sol. México, 1953, стр. 37—41.

[3] В. И. Гуляев. Новые данные о происхождении земледельческих культур Мезоамерики. СЭ, 1966, 1.

[4] К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. К. Маркс. Экономические рукописи 1857—1859 годов. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 46, 1, М., 1968, стр. 463, 464.

[5] А. И. Неусыхин. Переходная стадия развития от родо-племенного строя к раннефеодальному. ВИ, 1967, 1.

[7] Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, М., 1961, стр. 156—178.

[8] Г. Чайлд. Прогресс и археология. М., 1949, стр. 29—32.

[9] В. М. Массон. Протогородская цивилизация юга Средней Азии. СА, 1967, 3, стр. 165—190; кстати, этот автор тоже неправильно употребляет здесь термин «цивилизация».

[10] Я сознательно опускаю здесь разбор четвертой главы монографии С. А. Созиной о религии муисков, поскольку целиком согласен с основными выводами автора. Главные же итоги исследования, содержащиеся в заключении, разбирались мной при анализе соответствующих глав.

Индейцы племени лакота приняли решение создать собственное государство и выйти из состава США. В понедельник делегация племени в одностороннем порядке разорвала все договоры, заключенные с американским правительством почти 150 лет назад, которые "постоянно нарушались со стороны США" и, таким образом представляют собой ничто иное, как "пустые слова на дешевой бумаге".

Территория расселения индейцев лакота (около 100 тыс. человек), которые входят в группу индейских племен сиу, проходит по штатам Небраска, Южная Дакота, Северная Дакота, Монтана и Вайоминг. О появлении новой страны на территории этих штатов индейцы уже успели объявить в посольствах Чили, Боливии, Венесуэлы и ЮАР.

В скором времени в новой стране собираются выпустить свои паспорта и водительские права, а также освободить от налогов всех, кто признает себя гражданами нового государства.

"Мы более не являемся гражданами США, и все, кто живет в зоне пяти племен, представляющей территорию нашей страны, могут свободно присоединиться к нам", - заявляет активист движения борьбы за права индейцев Рассел Минз (Russell Means).

Пока правительство США никак не отреагировало на действия коренных жителей страны.

Впрочем, как отмечает "Правда.Ru", независимость индейцам, скорее всего, не грозит. Еще в 1974 году они издали свою декларацию о независимости по аналогии с известным документом, провозгласившим независимость США от Великобритании. Однако, ни декларация, ни отсылы к Венской Конвенции 1980 года и 6-й статье американской конституции им не помогли.

Буквально на прошлой неделе правительство США получило обвинение в расовой дискриминации от 250 американских правозащитных организаций. В докладе, получившем название "Закрывая глаза на несправедливость", сказано, что около 5,4 млн. граждан лишены права голоса; из них подавляющее большинство относится к национальным меньшинствам.

Как заявил один из организаторов первой женевской конференции по правам индейцев в 1977 году Филис Янг (Phyllis Young): "У нас есть 33 договора, которым не следуют США. Они продолжают забирать у нас землю, воду, детей".

Индейцы жалуются на то, что их представителей не приглашают на различные конференции, в том числе непосредственно затрагивающие их интересы.

"Нас часто не принимают в расчет из-за предвзятого мнения о наших интересах и способностях, - сказал Тед Мозес (Ted Moses), вождь одного из канадских племен индейцев. - Например, мы не участвуем в научно-исследовательских программах. Наоборот, нас рассматривают как объект исследований".

Четыре года назад от имени 300 тысяч коренных жителей в федеральный суд США поступил самый крупный коллективный иск за всю историю страны. Индейцы требовали от правительства вернуть им долг в размере 137,2 млрд долларов в качестве компенсации за использование своих земель,

Согласно акту Дауэса 1887 года, индейские земли были переданы ряду компаний. Земля была разделена на участки, и каждой индейской семье полагался свой участок, что противоречило их исконным традициям, согласно которым вся земля принадлежала тому или иному племени. Акт Дауэса предполагал выплату индейцам компенсаций за использование их земель. При этом документ установил это правило "на вечные времена".

Несмотря на гигантское досье адвокатов, доказывающее правоту индейских племен, в министерстве внутренних дел заявили, что не намерены бросать миллиарды долларов налогоплательщиков на удовлетворение необоснованных требований.

Однако иногда индейцам удается отстоять свои права. В частности, в прошлом году американской администрации пришлось отложить запланированный сверхмощный взрыв на бывшем ядерном полигоне, расположенном в штате Невада. Индейцы племени Западных Шошон, которые проживают на территории этого штата, выступили с протестом этого действия, так как они уверены, что в результате взрыва с полигона на их земли может попасть радиоактивная пыль.

Сегодня в Америке насчитывается 542 суверенных нации - по количеству индейских племен, численностью 2 миллиона человек. Самыми многочисленными племенами являются чироки, навахо и сиу (включающее в себя племя лакота). За каждым племенем формально закреплена территория (резервация), где индейцы вправе осуществлять местное самоуправление. Но фактически полномочия советов племен не простираются дальше надзора за залами игральных автоматов и решения простейших конфликтов. Каждый индеец, совершивший уголовное преступление, подпадает под юрисдикцию местного американского суда, а совет племени вправе лишь ходатайствовать о снисхождении или применении к виновному специфически индейских видов наказания.

Сегодня, 16 мая, состоялось экстренное заседание глав МИДов стран—членов Организации исламского сотрудничества (ОИС). На встрече, организованной по инициативе Саудовской Аравии, обсуждалась ситуация в секторе Газа. По итогам заседания его участники осудили действия Израиля и призвали Совет Безопасности ООН вмешаться в конфликт.

ОИС была основана в 1969 году. В нее входят 57 государств. Штаб-квартира ОИС находится в Джидде.

«Рассмотрев последние события на оккупированных палестинских территориях, включая Восточный Иерусалим. ОИС самым решительным образом осуждает варварские нападения оккупационных властей Израиля на палестинский народ, его земли и святые места»,— говорится в совместном заявлении.

Сегодня, 16 мая, состоится очередное экстренное заседание Совета Безопасности ООН. На нем будет обсуждаться израильско-палестинский конфликт. Предыдущие два заседания, прошедшие на прошлой неделе, завершились без результатов. Генсек ООН Антониу Гутерриш неоднократно заявлял о необходимости прекращения огня и решении конфликта путем переговоров.

О попытках урегулировать конфликт — в материале “Ъ” «Посредники пожаловали в наши палестины».


На фото: здание в секторе Газа, разрушенное при обстреле ВВС Израиля ">

Взаимные бомбардировки Израиля и палестинских группировок из сектора Газа начались на фоне беспорядков в Иерусалиме и других городах, при которых пострадали несколько сотен человек
На фото: здание в секторе Газа, разрушенное при обстреле ВВС Израиля

Фото: Reuters / Suhaib Salem


На фото: медики оказывают помощь жителям Ашкелона на юге Израиля">

Отдельные арабо-израильские стычки вылились в массовые беспорядки 10 мая. В этот день отмечался День Иерусалима в честь перехода восточной части города под контроль Израиля после Шестидневной войны
На фото: медики оказывают помощь жителям Ашкелона на юге Израиля

Фото: Reuters / Amir Cohen


На фото: последствия обстрелов в секторе Газа ">

Палестинское движение «Хамас» начало военную операцию против Израиля под названием «Меч Аль-Кудса» 10 мая, выдвинув ультиматум: если силы безопасности не будут выведены с Храмовой горы и из района Шейх-Джаррах в Иерусалиме, где в последние дни проходили ожесточенные столкновения между палестинцами и полицией Израиля, группировка начнет мстить. Израиль начал ответную операцию в секторе Газа под названием «Стражи стены»
На фото: последствия обстрелов в секторе Газа

Фото: Reuters / Ibraheem Abu Mustafa


На фото: израильская система ПРО «Железный купол» сбивает палестинские ракеты ">

Утром 12 мая израильские военные заявили, что всего с начала обострения по Израилю из сектора Газа было выпущено более тысячи ракет
На фото: израильская система ПРО «Железный купол» сбивает палестинские ракеты

Фото: Reuters / Nir Elias


На фото: воздушная тревога в израильском Ашкелоне ">

По данным израильской стороны, в ходе обстрелов погибли пять человек (по двое — в Лоде и Ашкелоне и один в — Ришон Ле-Ционе). Пострадали более 200 израильтян
На фото: воздушная тревога в израильском Ашкелоне

Фото: Reuters / Nir Elias


На фото: люди бегут в укрытие во время воздушной тревоги в Ашкелоне ">

По данным израильских военных, из тысячи ракет около 200 не долетели до Израиля и разорвались на территории сектора Газа
На фото: люди бегут в укрытие во время воздушной тревоги в Ашкелоне

Фото: Reuters / Nir Elias


На фото: эвакуация местных жителей в секторе Газа ">

В результате израильских ударов в секторе Газа погибли более 40 человек, около 700 получили ранения
На фото: эвакуация местных жителей в секторе Газа

Фото: Reuters / Mohammed Salem

Палестинского ребенка везут в госпиталь после ранения при израильском авиаударе в секторе Газа

Палестинского ребенка везут в госпиталь после ранения при израильском авиаударе в секторе Газа

Фото: Reuters / Mohammed Salem

Медики эвакуируют женщину с места авиаудара «Хамаса» по израильскому Ашкелону

Медики эвакуируют женщину с места авиаудара «Хамаса» по израильскому Ашкелону

Фото: Reuters / Amir Cohen

Сожженная во время беспорядков машина в израильском Лоде

Сожженная во время беспорядков машина в израильском Лоде

Фото: Heidi Levine / AP


На фото: последствия израильского авиаудара в секторе Газа ">

Израильтяне заявили о планах расширения военной операции. О наземной фазе речи пока не идет, но израильская армия начала призыв 5 тыс. военнослужащих резерва, а также восьми рот резервистов пограничной полиции (МАГАВ)
На фото: последствия израильского авиаудара в секторе Газа

Фото: Reuters / Mohammed Salem


На фото: похороны убитого при израильской бомбардировке палестинца в лагере беженцев в секторе Газа ">

Из СМИ известно, что власти Израиля отклонили традиционное предложение Египта выступить в качестве посредника на переговорах с «Хамасом» о прекращении огня
На фото: похороны убитого при израильской бомбардировке палестинца в лагере беженцев в секторе Газа

Фото: Adel Hana / AP


На фото: палестинские протестующие во время столкновений с израильскими силовиками в Хеброне ">

Предыдущая масштабная военная операция в Газе («Нерушимая скала») проводилась летом 2014 года и продолжалась почти полтора месяца
На фото: палестинские протестующие во время столкновений с израильскими силовиками в Хеброне

Фото: Reuters / Mussa Qawasma


На фото: беспорядки в Хеброне на Западном берегу реки Иордан ">

Армия Израиля заявила, что ликвидировала ключевые фигуры разведки «Хамаса»: главу отдела безопасности военной разведки Хассана Каоджи и его заместителя главу контрразведки Вали Иссу
На фото: беспорядки в Хеброне на Западном берегу реки Иордан

Фото: Reuters / Mussa Qawasma


На фото: последствия палестинских бомбардировок в израильском Холоне ">

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что палестинские группировки «Хамас» и «Исламский джихад» заплатят высокую цену за действия против Израиля. Глава политбюро «Хамаса» Исмаил Хания возложил всю ответственность за происходящее в регионе на Израиль
На фото: последствия палестинских бомбардировок в израильском Холоне

Фото: Reuters / Ronen Zvulun

Пожарные тушат здание в секторе Газа, загоревшееся в результате бомбардировки

Пожарные тушат здание в секторе Газа, загоревшееся в результате бомбардировки

Фото: Adel Hana / AP

Пожар на нефтепроводе после авиаударов в районе израильского Ашкелона

Пожар на нефтепроводе после авиаударов в районе израильского Ашкелона

Фото: Reuters / Ilan Rosenberg

В израильском Лоде (на фото) было введено чрезвычайное положение

В израильском Лоде (на фото) было введено чрезвычайное положение

Фото: Heidi Levine / AP

Разрушенное при авиаударе здание в лагере беженцев в секторе Газа

Разрушенное при авиаударе здание в лагере беженцев в секторе Газа

Фото: Khalil Hamra / AP


На фото: здание в секторе Газа, разрушенное при обстреле ВВС Израиля ">


На фото: медики оказывают помощь жителям Ашкелона на юге Израиля">


На фото: последствия обстрелов в секторе Газа ">


На фото: израильская система ПРО «Железный купол» сбивает палестинские ракеты ">


На фото: воздушная тревога в израильском Ашкелоне ">


На фото: люди бегут в укрытие во время воздушной тревоги в Ашкелоне ">


На фото: эвакуация местных жителей в секторе Газа ">

Палестинского ребенка везут в госпиталь после ранения при израильском авиаударе в секторе Газа

Медики эвакуируют женщину с места авиаудара «Хамаса» по израильскому Ашкелону

Сожженная во время беспорядков машина в израильском Лоде


На фото: последствия израильского авиаудара в секторе Газа ">


На фото: похороны убитого при израильской бомбардировке палестинца в лагере беженцев в секторе Газа ">


На фото: палестинские протестующие во время столкновений с израильскими силовиками в Хеброне ">


На фото: беспорядки в Хеброне на Западном берегу реки Иордан ">


На фото: последствия палестинских бомбардировок в израильском Холоне ">

Пожарные тушат здание в секторе Газа, загоревшееся в результате бомбардировки

Пожар на нефтепроводе после авиаударов в районе израильского Ашкелона

В израильском Лоде (на фото) было введено чрезвычайное положение

Разрушенное при авиаударе здание в лагере беженцев в секторе Газа

Взаимные бомбардировки Израиля и палестинских группировок из сектора Газа начались на фоне беспорядков в Иерусалиме и других городах, при которых пострадали несколько сотен человек
На фото: здание в секторе Газа, разрушенное при обстреле ВВС Израиля

Фото: Reuters / Suhaib Salem

Отдельные арабо-израильские стычки вылились в массовые беспорядки 10 мая. В этот день отмечался День Иерусалима в честь перехода восточной части города под контроль Израиля после Шестидневной войны
На фото: медики оказывают помощь жителям Ашкелона на юге Израиля

Фото: Reuters / Amir Cohen

Палестинское движение «Хамас» начало военную операцию против Израиля под названием «Меч Аль-Кудса» 10 мая, выдвинув ультиматум: если силы безопасности не будут выведены с Храмовой горы и из района Шейх-Джаррах в Иерусалиме, где в последние дни проходили ожесточенные столкновения между палестинцами и полицией Израиля, группировка начнет мстить. Израиль начал ответную операцию в секторе Газа под названием «Стражи стены»
На фото: последствия обстрелов в секторе Газа

Фото: Reuters / Ibraheem Abu Mustafa

Утром 12 мая израильские военные заявили, что всего с начала обострения по Израилю из сектора Газа было выпущено более тысячи ракет
На фото: израильская система ПРО «Железный купол» сбивает палестинские ракеты

Фото: Reuters / Nir Elias

По данным израильской стороны, в ходе обстрелов погибли пять человек (по двое — в Лоде и Ашкелоне и один в — Ришон Ле-Ционе). Пострадали более 200 израильтян
На фото: воздушная тревога в израильском Ашкелоне

Фото: Reuters / Nir Elias

По данным израильских военных, из тысячи ракет около 200 не долетели до Израиля и разорвались на территории сектора Газа
На фото: люди бегут в укрытие во время воздушной тревоги в Ашкелоне

Фото: Reuters / Nir Elias

В результате израильских ударов в секторе Газа погибли более 40 человек, около 700 получили ранения
На фото: эвакуация местных жителей в секторе Газа

Фото: Reuters / Mohammed Salem

Палестинского ребенка везут в госпиталь после ранения при израильском авиаударе в секторе Газа

Фото: Reuters / Mohammed Salem

Медики эвакуируют женщину с места авиаудара «Хамаса» по израильскому Ашкелону

Фото: Reuters / Amir Cohen

Сожженная во время беспорядков машина в израильском Лоде

Фото: Heidi Levine / AP

Израильтяне заявили о планах расширения военной операции. О наземной фазе речи пока не идет, но израильская армия начала призыв 5 тыс. военнослужащих резерва, а также восьми рот резервистов пограничной полиции (МАГАВ)
На фото: последствия израильского авиаудара в секторе Газа

Фото: Reuters / Mohammed Salem

Из СМИ известно, что власти Израиля отклонили традиционное предложение Египта выступить в качестве посредника на переговорах с «Хамасом» о прекращении огня
На фото: похороны убитого при израильской бомбардировке палестинца в лагере беженцев в секторе Газа

Фото: Adel Hana / AP

Предыдущая масштабная военная операция в Газе («Нерушимая скала») проводилась летом 2014 года и продолжалась почти полтора месяца
На фото: палестинские протестующие во время столкновений с израильскими силовиками в Хеброне

Фото: Reuters / Mussa Qawasma

Армия Израиля заявила, что ликвидировала ключевые фигуры разведки «Хамаса»: главу отдела безопасности военной разведки Хассана Каоджи и его заместителя главу контрразведки Вали Иссу
На фото: беспорядки в Хеброне на Западном берегу реки Иордан

Фото: Reuters / Mussa Qawasma

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что палестинские группировки «Хамас» и «Исламский джихад» заплатят высокую цену за действия против Израиля. Глава политбюро «Хамаса» Исмаил Хания возложил всю ответственность за происходящее в регионе на Израиль
На фото: последствия палестинских бомбардировок в израильском Холоне

Фото: Reuters / Ronen Zvulun

Пожарные тушат здание в секторе Газа, загоревшееся в результате бомбардировки

Фото: Adel Hana / AP

Пожар на нефтепроводе после авиаударов в районе израильского Ашкелона

Фото: Reuters / Ilan Rosenberg

В израильском Лоде (на фото) было введено чрезвычайное положение

Фото: Heidi Levine / AP

Разрушенное при авиаударе здание в лагере беженцев в секторе Газа


Великий Вождь из Вашингтона извещает, что желает купить нашу землю. Великий Вождь также посылает нам весть дружбы и доброй воли.

Он очень добр, ибо мы знаем, что наша дружба — слишком малая плата за его расположение. Однако мы обдумаем Ваше предложение, ибо понимаем, что если не продадим землю, бледнолицый придет с ружьями и отберет её силой.

Как вы сможете купить небо или тепло земли? Эта мысль нам непонятна. Если мы не распоряжаемся свежестью воздуха и всплесками воды, то как вы можете купить их у нас?

Для моего народа каждая пядь этой земли священна. Каждая сверкающая сосновая шишка, каждый песчаный берег, каждый клочок туман в темном лесу, каждая поляна и каждая жужжащая мошка — все они святы для памяти и чувств моего народа. Сок, текущий в стволах деревьев, несет в себе память краснокожих.

Вступив на путь среди звезд, усопшие бледнолицые забывают страну своего рождения. Наши усопшие никогда не забывают этой прекрасной земли, ибо она — мать краснокожих. Мы — часть этой земли, и она часть нас самих. Душистые цветы — наши сестры, олень, конь, большой орел — наши братья. Горные вершины, сочные луга, теплое тело мустанга и человек — все они одна семья.

Когда Великий вождь из Вашингтона говорит, что хочет купить у нас землю, он требует от нас слишком многого. Великий вождь извещает, что он оставит нам место, чтобы мы жили в удобстве. Он станет нам отцом, а мы станем его детьми. Но всё не так просто, ибо для нас эта земля — священна.

Эта сверкающая вода, текущая в ручьях и реках, — не просто вода, а кровь наших предков. Если мы продадим вам землю, вы должны помнить, что она священна. Вы должны учить своих детей тому, что она священна, и любой призрачный отблеск в чистых водах озер повествует о делах жизни и памяти моего народа. Журчание воды — это голос отца моего народа. Реки — наши братья, они утоляют нашу жажду. Реки переносят наши каноэ и кормят наших детей. Если мы продадим вам землю, вы должны помнить и учить ваших детей, что реки — наши братья и ваши братья; и впредь вы должны относиться к рекам с той же добротой, с какой относитесь к своему брату.

Краснокожий всегда отступал перед идущим вперед бледнолицым, как горный туман отступает перед утренним солнцем. Но прах наших отцов свят. Их могилы — священные места, и потому эти холмы, деревья и участки земли стали для нас святыми. Мы знаем, что бледнолицый не принимает наших мыслей. Для него один участок земли ничем не отличается от другого, ибо он — чужак, который приходит ночью и берет от земли всё, что захочет. Для него земля не брат, а враг, и он идет вперед, покоряя её. Он оставляет могилы отцов позади, но это его не заботит. Он похищает землю у своих детей, но это его не заботит. Он забывает о могилах отцов и о правах своих детей. Он относится к своей матери-земле и к своему брату-небу как к вещам, которые можно купить, ограбить и продать, как овцу или яркие бусы. Его жадность пожирает землю и оставляет за собой пустыню.

Я не понимаю… Наши мысли отличны от ваших. Зрелище ваших городов — боль для взора краснокожего. Возможно, что так происходит потому, что краснокожие — дикари, и они многого не понимают. В городах бледнолицего нет тишины. В них нет такого места, где можно послушать, как весной распускаются почки, как шелестят крылья насекомых. Возможно, что я просто дикарь и многого не понимаю. Мне кажется, что шум только оскорбляет слух. Разве это жизнь, если человек не может расслышать одинокий крик блуждающего огонька или ночной спор лягушек у пруда? Я — краснокожий, я многого не понимаю. Индейцы предпочитают мягкое звучание ветра над водами пруда, запах этого ветра, омытого полуденным дождем и пропитанного ароматом сосновой смолы.

Для краснокожего воздух — сокровище, ибо одним (им) дышит все живое: и зверь, и дерево, и человек дышат одним дыханием. Бледнолицый не замечает воздуха, которым дышит. Он не ощущает зловония, как человек, который умирает уже много дней. Но если мы продадим вам свою землю, вы должны помнить, что для нас воздух — сокровище, что воздух делится своим духом со всем живым. Тот ветер, который вдохнул дыхание в наших дедов, принимает их последний вздох. И этому ветру предстоит наполнить духом жизни наших детей. Если мы продадим вам свою землю, вы должны держаться в стороне от неё и относиться к ней как священной, как к тому месту, куда даже бледнолицый сможет прийти, чтобы ощутить вкус ветра, сладкий от луговых цветов.

Мы обдумаем ваше предложение купить нашу землю. Если мы решим принять его, я поставлю одно условие: бледнолицый должен относиться к животным этой земли как к своим братьям. Я — дикарь, я не могу думать иначе. Я видел тысячи мертвых бизонов в прериях — их оставил бледнолицый, стрелявший из проходившего мимо поезда. Я — дикарь, и я не могу понять, как дымящийся железный конь может быть важнее бизона, которого мы убиваем, только оказавшись на краю гибели. Что будет с человеком, если не станет зверей? Если все звери погибнут, люди умрут от полного одиночества духа. Чтобы ни случилось с животными, это случается и с человеком. Всё взаимосвязано.

Вы должны учить своих детей тому, что земля у их ног — прах наших предков. Тогда они будут почитать эту землю и рассказывать своим детям, что в земле кроются жизни нашего рода. Учите своих детей тому, чему учим своих детей мы, а мы говорим им, что земля — наша мать. Что бы ни случилось с землей, это случается и с её детьми. Когда человек плюет на землю, он плюет в самого себя.

Вот что мы знаем: не земля принадлежит человеку, а человек принадлежит земле. Вот что мы знаем: всё в мире взаимосвязано, как кровь, которая объединяет целый род. Всё взаимосвязано. Чтобы ни случалось с землей, это случается и с её детьми. Не человек плетёт паутину жизни — он лишь одна нить в ней. Если он делает что-то с паутиной, то делает это и самим собой.

И всё же мы обдумаем ваше предложение уйти в ту резервацию, которую вы приготовили для моего народа. Мы будем жить в стороне от вас, мы будем жить спокойно. Не так уж важно, где мы проведем остаток своих дней. Наши дети уже видели своих отцов униженными поражением. Наши воины уже ощутили стыд. После поражения их жизнь обернулась праздностью, и они губят свои тела сладкой пищей и крепкими напитками. Не так уж важно, где мы проведем остаток своих дней. Их осталось не так много. Лишь несколько часов, всего несколько зим, и не останется ни одного сына великих племен, которые когда-то так любили эту землю и которые сейчас скитаются малыми группами в лесах. Никто не сможет оплакивать тот народ, который когда-то был столь же могуч и полон надежд, как ваш. Зачем же мне оплакивать смерть своего народа? Племя — это всего лишь люди, ничего больше. Люди приходят и уходят как морские волны.

Даже бледнолицый, чей Бог идет рядом и говорит с ним, как друг, не может избежать всеобщей судьбы. В конце концов, быть может, мы еще станем братьями — посмотрим. Но мы знаем нечто такое, что бледнолицему предстоит когда-нибудь узнать: у нас с вами один Бог. Сейчас вы считаете, что владеете своим Богом точно так же, как хотите овладеть нашей землей, но это не так. Он — Бог всех людей и равно сострадает и краснокожим, и бледнолицым. Для Него эта земля — сокровище, и причинять вред этой земле означает поднимать руку на её Творца. Бледнолицые тоже уйдут, хотя быть может позже, чем остальные племена. Продолжайте пачкать свое ложе, и однажды ночью вы задохнетесь в собственных отбросах. Но в своей гибели вы будет ярко пылать, объятые пламенем мощи Бога, который привел вас на эти земли и по некой особой причине наделил вас господством над этой землей и над краснокожими.

Для нас такая судьба — загадка, ибо мы не понимаем, зачем нужно убивать бизонов, зачем приручать диких лошадей, зачем нарушать таинственные думы леса тяжелым запахом толпы людей, зачем пятнать склоны холмов говорящими проводами.

Где заросли? Их нет. Где орёл? Его нет. Почему нужно прощаться с быстрым пони и охотой? Это — конец жизни и начало выживания.

Мы обдумаем ваше предложение купить нашу землю. Если мы согласимся, то будем в безопасности в обещанной вами резервации. Так мы сможем прожить короткий остаток своих дней так, как захочется нам. Когда с этой земли исчезнет последний краснокожий, а памятью о нём будет только тень облака, парящего над прерией, в этих берегах и лесах по-прежнему сохранится дух моего народа, ибо он любит эту землю, как новорожденный любит сердцебиение своей матери. Если мы продадим вам эту землю, любите её так, как любили её мы. Заботьтесь о ней так, как заботились о ней мы. Сохраните в своей памяти вид этой земли, какой она была, когда вы забрали её. И всеми своими силами, всеми своими мыслями, всем сердцем сберегите её для своих детей — и любите её так… как Бог любит всех нас.

Мы знаем одно: у нас с вами один Бог. Для Него эта земля — сокровище. Даже бледнолицем не избежать всеобщей судьбы. В конце концов мы еще можем стать братьями. Посмотрим.

Читайте также: