Рост налогов в кейнсианской модели приведет к сдвигу кривой совокупного спроса

Опубликовано: 18.09.2024

Помощь студентам

Рынок в масштабе всей национальной экономики представляет собой единство и взаимодействие всех разнообразных рынков товаров и услуг и масштабов: спроса, предложения, цены.

Для анализа равновесия в национальной экономике необходимо объединить в единое целое различные по объему и объектам индивидуальные спрос и предложение в совокупный спрос и совокупное предложение десятки тысяч разнообразных цен на различные потребительские товары и услуги, инвестиционные товары, сырье, денежные средства и т.д. в единую совокупную цену или уровень цен. Объем производства в модели макроэкономического равновесия характеризует весь реальный объем национального производства.

Совокупный спрос (АD) – это количество товаров и услуг, объем национального производства, который может быть реализован при данном уровне цен. Его величина характеризует реальную покупательную способность всех субъектов экономических отношений в данный момент – потребителей, предприятий и государства. Для закрытой экономики величина совокупного спроса равняется сумме потребительских расходов (С), инвестиций (In) и государственных расходов (G). Взаимосвязь между ними описывается следующим образом:

В открытой экономике совокупный спрос увеличивается на величину чистого экспорта (Х n); равного экспорту (X) – импорт (М). То есть:

Между совокупным спросом и общим уровнем цен существует обратная зависимость: чем выше уровень цен, тем меньше совокупный спрос (см. рис. 10.1).

Зависимость между совокупным спросом и общим уровнем цен

Р – уровень цен;
GNP – реальный объем национального производства;
АD – совокупный спрос.

Совокупный спрос зависит от ряда факторов, не связанных непосредственно с изменением цен. Это может быть изменение доходов потребителей, изменение системы налогообложения, возможности и условия предоставления кредита, состояние денежного обращения, стабильность экономической ситуации и т.д.

Эти факторы изменяют совокупный спрос, вызывая уменьшение или увеличение совокупных расходов общества при одном и том же уровне цен. Соответственно происходит отклонение (сдвиг) кривой спроса влево или вправо. К таким неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относятся все факторы, изменяющие количественные размеры каждой из составляющих совокупного спроса. Изменение каждой из этих составляющих совокупного спроса или нескольких из них приведет к соответствующему изменению и всей величины совокупного спроса.

1. Изменения в расходах потребителей, не связанные с изменениями в ценах на товары и услуги. Поведение потребителей на рынке определяется многими факторами: уровнем благосостояния и ожиданиями потребителей, наличием или отсутствием задолженностей, уровнем ставки подоходного налога и т.д. Так, ожидание увеличения доходов в будущем периоде может стимулировать рост потребительских расходов в настоящее время, что приведет к росту общей величины совокупного спроса и к сдвигу кривой совокупного спроса вправо (рис. 10.2).

Изменение кривой совокупного спроса под влиянием роста потребительских расходов

АО – совокупный спрос до увеличения потребительских расходов;
AD1 – совокупный спрос после увеличения потребительских расходов;
AD1 > AD

С другой стороны, повышение ставки подоходного налога или высокая потребительская задолженность, уменьшают реальную покупательскую способность населения, уменьшают и совокупный спрос, сдвигают кривую спроса влево.

2. Инвестиционные расходы. На величину инвестиционных расходов влияют уровень процентной ставки, ожидаемая прибыль от инвестиций, уровень налогов, взимаемых с предприятий, эффективность применяемой технологии, наличие или отсутствие избыточных производственных мощностей, прогнозы ожидаемой емкости потребительского рынка и т.д. Необходимость технической модернизации производства будет стимулировать инвестиции и увеличивать совокупный спрос. Если же возрастает налог на прибыль, то уменьшение инвестиций приведет к сокращению и всей величины совокупного спроса и сдвигу его влево (рис. 10.3).

3. Государственные расходы. Государство, сокращая или увеличивая расходы на военно-промышленный комплекс, строительство, на реализацию социальных программ и научных исследований, активно и непосредственно воздействует на динамику совокупного спроса.

Изменение кривой совокупного спроса при уменьшении инвестиционных расходов

АD – совокупный спрос до уменьшения инвестиций;
АD1 – cовокупный спрос после уменьшения инвестиций ;
АD1 Qe.
Qe – реальный номинальный продукт.

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков: кейнсианского –горизонтального (А), классического – вертикального (С) и промежуточного (В). Рассмотрим каждый из них.

Кейнсианский отрезок. Горизонтальное положение этого отрезка свидетельствует о том, что увеличение реального объема производства не сопровождается ростом цен и происходит при стабильном их уровне. Реальный объем номинального продукта (Qе), произведенного в рамках кейнсианского отрезка меньше потенциального (Qf), достигаемого в условиях полной занятости. Это связано с тем, что в экономике имеются неиспользуемые материальные и трудовые ресурсы. Вовлечение их в производство в такой ситуации практически не будет оказывать никакого давления на уровень цен.

Классический отрезок. Характеризует реальный объем производства, равный потенциальному (Qf), произведенному в условиях полной занятости. Экономика использует полностью имеющийся в данный момент времени свои производственные возможности и даже увеличение уровня цен не приведет к реальному росту производства.

Промежуточный отрезок. На этом отрезке совокупного предложения (между Qе и Qf) увеличение реального объема производства сопровождается ростом цен. Это связано с тем, что национальная экономика представляет собой совокупность рынков разнообразных товаров и услуг. Одни из них могут достигать потенциального объема производства, а другие могут иметь неиспользованные производственные мощности и значительную безработицу. Перераспределение ресурсов будет в этом случае сопровождаться вовлечением в производство менее квалифицированной рабочей силы, что повлечет рост издержек производства на единицу продукции и рост цен на готовые товары.

Рассмотренная кривая совокупного предложения характеризует зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства. Уменьшение или увеличение совокупного предложения может происходить независимо от изменения уровня цен, и вся кривая совокупного предложения будет сдвигаться влево или вправо.

На совокупное предложение влияют и неценовые факторы:

1. Изменение цен на используемые факторы производства. При прочих равных условиях повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции, и соответственно к сокращению совокупного предложения. Динамика цен на ресурсы зависит от наличия или отсутствия внутренних ресурсов – земли, труда, капитала, цен на импортные ресурсы и т.д. Так замена фирмой оборудования или технологии на более производительные или экономичные, снижая издержки производства на единицу продукции, также будет способствовать росту совокупного предложения.

Изменение совокупного предложения в результате модернизации оборудования

АS – совокупное предложение до модернизации оборудования;
АS1 – совокупное предложение после модернизации оборудования;
AS1>АS

2. Изменения в производительности. Увеличение производительности факторов производства означает, что при данном их объеме и при прочих равных условиях можно получить больший реальный объем производства и больший объем совокупного предложения.

3. Изменение правовых норм. Изменения в законодательстве, касающиеся регулирования деятельности предприятий, их налогообложения, порядка и условий выдачи ссуд и дотаций и т. д., непосредственным образом влияют на уровень издержек производства. Так, увеличение налога на прибыль увеличит при прочих равных условиях издержки производства и приведет к уменьшению совокупного предложения.

Уважаемые студенты!
Специалисты нашего сайта готовы оказать помощь в учёбе по разным предметам:
✔ Решение задач
✔ Выполнение учебных работ
✔ Помощь на экзаменах

Известно, что кривая IS (модель IS-LM) - это графическое отображение отрицательной зависимости между нормой процента и ВНП на рынке товаров и услуг (см. гл. 13 «Макроэкономическое равновесие»). При изменении уровня государственных расходов или налогов кривая совокупного спроса (AD) сдвигается вдоль кривой совокупного предложения (AS). При наклонной кривой AS в краткосрочном периоде происходят изменения в объеме производства и уровне цен.

Допустим, что в соответствии с выбранным направлением фискальной политики предполагается увеличение государственных расходов.

В краткосрочном периоде следствием роста государственных расходов будет сдвиг кривой AD вправо вверх, вдоль наклонной кривой AS, из положения AD1 в положение AD2 (рис. 16.6, г). Номинальный ВНП возрастает (реальный ВНП возрастает с Y^1 до У2, цены увеличиваются с Р1 до Р2).

Рис. 16.6. Рост государственных расходов и изменения на денежном рынке (а), на рынке частных плановых инвестиций (б), в модели IS LM (в), в модели AD AS (г)

При росте номинального ВНП кривая спроса на деньги сдвигается вправо вверх из положения MD1 в положение MD2 при неизменном денежном предложении MS (рис. 16.6, а). Следствием этого будет рост процентных ставок с r1 до r2.

Рост ставки процента сопровождается сдвигом вправо вниз вдоль графика частных плановых инвестиций (рис. 16.6, б). Уровень частных плановых инвестиций начинает падать с I1 до I2. Таким образом, рост государственных расходов вызвал уменьшение частных плановых инвестиций, что может приводить к сдерживанию роста производства. Этот эффект получил в экономической теории название «эффекта вытеснения».

В модели IS-LM при увеличении государственных расходов кривая IS сдвигается вправо верх от IS1 до IS2 (рис. 16.6, в). В соответствии с мультипликатором государственных расходов увеличение государственных расходов вызывает рост ВНП в размере:

где G - прирост государственных расходов; МРС - предельная склонность к потреблению.

Следовательно, кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное G : (1 - МРС). Экономическое равновесие устанавливается в точке E2(рис. 16.6, в).

Заметим, что рост ВНП в ответ на увеличение государственных расходов можно показать и с помощью модели «кейнсианского креста», и с помощью модели IS-LM. В модели «кейнсианского креста» рост государственных расходов приводит к гораздо большему росту ВНП. Это связано с тем, что модель «кейнсианского креста» предполагает изменение лишь государственных расходов при постоянных инвестициях в частном секторе и потреблении. Модель IS-LM учитывает «эффект вытеснения» при росте ставки процента в ответ на увеличение государственных расходов.

Таким образом, фискальная политика, предполагающая рост государственных расходов, вызывает в краткосрочном периоде: 1) увеличение номинального ВНП (объема производства) в соответствии с мультипликатором государственных расходов; 2) повышение процентных ставок; 3) появление «эффекта вытеснения» государственными расходами частных плановых инвестиций.

Первоначально экономика находилась в состоянии равновесия в точке Т1 (см. рис. 16.6, г), объем производства - на уровне Y1 , уровень цен – Р1. Денежный рынок находится в состоянии равновесия в точке Е1 (см. рис. 16.6, а) с денежной массой M1 и спросом на деньги MD1, при уровне процентной ставки r1 Этой процентной ставке соответствует уровень частных плановых инвестиций I1 (см. рис. 16.6, б). Равновесие в модели IS-LM достигалось в точке E1(см. рис. 16.6, в) с доходом Y1 и процентной ставкой r1 Новое равновесие в краткосрочном периоде (после увеличения государственных расходов) достигается в точке Т2 (см. рис. 16.6, г), где объем производства - на уровне Y2, цена - Р2. Денежный рынок достигает при этом равновесия в точке E2(см. рис. 16.6, а). В модели IS-LM - в точке Е2 (см. рис. 16.6, в). Уровень частных плановых инвестиций - I2 (см. рис. 16.6, б).

Рассмотрим теперь влияние расширительной (экспансионистской) фискальной политики на национальную экономику в долгосрочном периоде (рис. 16.7).

Расширительная финансовая политика и изменения на денежном рынке (а), на рынке частных плановых инвестиций (б), в модели AD - AS (в)

Рис. 16.7. Расширительная финансовая политика и изменения на денежном рынке (а), на рынке частных плановых инвестиций (б), в модели AD - AS (в)

Напомним, что на рис. 16.7, в точка Т2 - это точка краткосрочного равновесия экономической системы, в котором долго она находиться не может. По сравнению с начальным равновесием в точке Т1 объем товаров и услуг выше естественного уровня (т.е. максимально возможного для данной экономики при существующих факторах производства), уровень цен на конечные товары и услуги также выше. С течением времени уровень цен конечных товаров и услуг начинает влиять на рост факторных цен (цены на факторы производства). При этом уровень цен продолжает расти с Р2 до Р3 (см. рис. 16.7, б, в), а объем производства падает до естественного уровня (как следствие роста факторных цен) с Y2 до Y1 Экономика характеризуется новой точкой долгосрочного равновесия - точкой Т3 с более высоким уровнем цен и меньшим, чем в точке Т2, объемом производства. Рост цен может при этом компенсировать снижение реального объема производства таким образом, что номинальный объем ВНП продолжает расти. Кривая спроса на деньги продолжает сдвигаться вправо вверх из положения MD2 в положение MD3 (рис. 16.7, а) вдоль неизменной кривой денежного предложения MS. Это вызывает дальнейший рост процентной ставки с r2 до r3 и дальнейшее «вытеснение» частных плановых инвестиций. Они уменьшаются с I2 до I3 (рис. 16.7, б). Таким образом, в долгосрочном периоде «эффект вытеснения» усиливается по сравнению с краткосрочным периодом.

Следовательно, в долгосрочном периоде расширительная фискальная политика приводит: 1) к росту цен; 2) усилению «эффекта вытеснения»; 3) возврату реального объема производства к естественному уровню.

Некоторые особенности «эффекта вытеснения»

Итак, «эффект вытеснения» вызывается «ростом государственных расходов». Вместе с тем, этот эффект может быть следствием любого из направлений расширительной фискальной политики (снижением ставки налогов, уменьшением налогооблагаемой базы и т.п.).

Фискальная политика, направленная на сдерживание экономического роста, уменьшает совокупный спрос и приводит к противоположному результату: номинальный ВНП падает, спрос на денежном рынке уменьшается и при неизменном денежном предложении приводит к падению процентных ставок. Реальные частные плановые инвестиции увеличиваются, частично предотвращая действие «сдерживающей» фискальной политики. «Эффект вытеснения» заменяется «эффектом привлечения», увеличения частных плановых инвестиций.

Можно отметить еще одну особенность «эффекта вытеснения»,которая показывает, что денежно-кредитная и фискальная политика тесно взаимосвязаны: степень воздействия «эффекта вытеснения» отражается наклоном кривой LM в модели IS-LM (рис. 16.8). В свою очередь, наклон кривой LM зависит от цели выбранной денежно-кредитной политики.

Наклон кривой LM и

Рис. 16.8. Наклон кривой LM и "эффект вытеснения"

На рис. 16.8, б представлены кривые LM, которые соответствуют денежно-кредитной политике, направленной на фиксацию денежной массы в обращении (кривая LM1) и на фиксацию уровня процентной ставки (кривая LM2). Кривая LM1 - промежуточный вариант, при котором может меняться и уровень денежной массы в обращении, и уровень процентной ставки.

Предположим, что денежно-кредитная политика государства описывается кривой LM1 Сдвиг кривой IS из положения IS1 в положение IS2 (например, вследствие роста государственных расходов) вдоль кривой LM2 (см. рис. 16.8, б) приводит экономическую систему в новое равновесие, при котором процентная ставка возрастает с r0 до r1 и вытесняет частные плановые инвестиции в размере I0 – I1 (см. рис. 16.8, а).

Если денежно-кредитная политика государства описывается кривой LM2, то сдвиг кривой IS из положения IS1 в положение IS2 вдоль кривой LM2 (см. рис. 16.8, б) соответствует положению равновесия экономической системы, при котором процентная ставка останется прежней - r0 = r2 (см. рис. 16.8, а). «Эффекта вытеснения» не будет, а I2 = I0.

Денежно-кредитная политика, описываемая кривой LM3, приводит к тому, что расширительная фискальная политика вызывает значительно меньшее сокращение частных плановых инвестиций по сравнению с первым случаем, т.е. (I0 - I3) > (I0 - I1) (см. рис. 16.8, а).

Иными словами, мероприятия в области денежно-кредитной и фискальной политики государства отнюдь не независимы друг от друга, более того, их взаимодействие может нейтрализовать влияние той или иной экономической политики на цены, доход, процентные ставки и т.д.

Бюджетная политика государства

Под «бюджетной политикой государства» понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.

В экономической теории известно несколько концепций бюджетной политики государства.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развитие национальной экономики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющую антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения возможного профицита правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этого будет усиление инфляции.

Вторая концепция бюджетной политики базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно, за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая при реализации данной концепции, - это то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появившийся в период спада дефицит бюджета и, соответственно, государственный долг в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция ориентируется на идею так называемых «функциональных финансов». В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом бюджета. Иными словами, стабильность и устойчивое развитие экономики является первоочередной задачей, а сбалансированность бюджета является в данной концепции второстепенной проблемой. Почему?

Во-первых, налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания экономики, макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

Во-вторых, при определенных правах правительства в установлении налогов и создании денег его возможности финансировать дефицит бюджета практически безграничны.

В-третьих, считается, что проблемы, порождаемые государственным долгом, не столь обременительны для нормально функционирующей экономики.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежно-кредитной политики страны. Но такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. Кроме того, такая политика предполагает управляемость экономики и предсказуемость последствия проводимых государством мероприятий в области финансов, денег и кредита.

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты все-таки приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционирует в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но в последние годы особо крупные масштабы дефицита бюджета заставили правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.

Что же касается российской бюджетной политики, то она длительное время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности бюджета являлось «альфой и омегой» нашего экономического развития. В настоящее время российская бюджетная политика в большей степени ориентируется на положения второй из перечисленных концепций.

Особенности территориальных финансов Российской Федерации. В настоящее время система Российской Федерации строится по принципу фискального федерализма (разграничение финансов различных уровней). Неуклонно повышается роль региональных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории, осуществляют руководство жилищным строительством, коммунальным хозяйством, образованием и здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства.

С помощью региональных финансов государство, осуществляет выравнивание уровней социального и экономического развития территорий, которые в результате исторических, географических или других условий отстали в своем социально-экономическом развитии от других регионов страны. С этой целью могут разрабатываться региональные программы.

В известной мере это нашло отражение в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (от 06.06.91) и Федеральном Законе «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15.04.93).

Впервые здесь закреплено понятие «самоуправление», призванное обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально-экономического развития территорий, охраны окружающей среды, реализации гражданских прав. Отражена экономическая основа местного самоуправления, которую составляют природные ресурсы территории, собственность административно-территориальных образований, а также иная собственность, служащая источником получения доходов местного бюджета.

Законами регламентируются взаимоотношения (которые строятся на договорной основе) местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Все предприятия должны участвовать в формировании местного бюджета, передавая в них часть прибыли.

В числе новых прав местных органов власти выделяют право на участие во внешнеэкономических связях. Они осуществляются на принципах валютной самоокупаемости.

Основной составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты. В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, автономных округов и областей, городов, районов в городах и сельских органов власти.

Местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в этот процесс не допускается.

Доходы региональных и местных бюджетов формируются, во-первых, за счет закрепленных (собственных) доходов - это налоги и сборы соответствующего уровня, где в число главных входят отчисления от налогов на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль предприятий; и, во-вторых, за счет регулирующих доходов - поступлений из вышестоящих бюджетов. Соотношение между этими двумя источниками зависит от функций, возложенных на региональные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов.

В структуре расходов региональных бюджетов преобладают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, предприятия транспорта и топливной промышленности, на развитие социально-культурной сферы.

Вторым элементом региональных финансов выступают средства хозяйствующих субъектов: финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Так, в настоящее время удельный вес предприятий в финансировании жилищного фонда составляет 75%, коммунального хозяйства - 25%, учреждений здравоохранения - 24%, подготовки кадров - 33% . Источником этих средств выступает часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятий, образующая целевые фонды, в том числе и фонды социального развития.

Третьим звеном региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды целевого назначения. Они формируются за счет добровольных взносов предприятий и населения, специальных сборов, заемных ресурсов, поступлений из центральных внебюджетных фондов


Учебный портал

Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 4 Макроэкономическое равновесие » 4.2 Совокупный спрос и совокупное предложение

4.2 Совокупный спрос и совокупное предложение

Для того чтобы лучше разобраться в проблеме макроэкономического равновесия, рассмотрим совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD—AS).

Совокупный спрос (AD — aggregate demand) — это сумма всех видов спроса, или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. Совокупный спрос отражает зависимость между уровнем цен и объемом произведенного продукта, который потребители готовы купить при данном уровне цен. Графически совокупный спрос изображен на рис. 4.1.

Кривая совокупного спроса

Рис. 4.1. Кривая совокупного спроса

Совокупный спрос включает в себя следующие основные составляющие:

• спрос на потребительские товары и услуги (С). При увеличении уровня цен потребительский спрос сокращается, т.е. снижается покупательская способность накопленных доходов;

• спрос на инвестиционные товары (I)—рост цен приводит к повышению процентной ставки, так как увеличивается спрос на деньги. Увеличение же процентных ставок сокращает объем реальных плановых инвестиций;

• спрос на товары и услуги со стороны государства (G), так называемые государственные закупки. Увеличение уровня цен в стране сокращает государственные закупки, так как выделение средств из бюджета на государственные закупки осуществляется в фиксированном стоимостном выражении;

• чистый экспорт — разница между экспортом и импортом (X). При увеличении уровня цен в данной стране объем ее экспортных операций уменьшается, а уровень импорта повышается, т.е. товары, произведенные в данной стране, становятся дороже иностранных.

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

Cовокупный спрос

Если посмотреть на формулу (4.1) более внимательно, то можно увидеть, что она соответствует формуле (2.1) расчета ВВП по расходам, которую мы рассматривали в главе 2.

Все основные составляющие находятся в обратной зависимости от уровня цен, что определяет отрицательный наклон кривой AD. Таким образом, спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:

Cовокупный спрос

Из формулы (4.2) следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана:

• с эффектом процентной ставки (эффект Кейнса) — с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос;

• эффектом богатства (эффект Пигу) — рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижаются объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос;

• эффектом импортных закупок — рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на им- . портные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.

Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся:

• факторы, влияющие на потребительские расходы домохо-зяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания, так как оптимистические экономические ожидания потребителей и фирм увеличивают плановый объем потребляемого национального продукта;

• факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;

• изменения в государственной политике, определяющей государственные расходы; кроме того, на совокупный спрос влияет изменение объема денежной массы в экономике, производимое центральным банком, и увеличение или уменьшение уровня налогообложения;

• изменения в мировой экономике, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке, экономический рост в других странах, также оказывает влияние на совокупный спрос.

Изменения совокупного спроса отражены на рис. 4.1. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево — его уменьшение.

Совокупное предложение (AS — aggregate supply) — это вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведенная (предложенная) в обществе. Оно показывает взаимосвязь величины реального национального продукта и уровня цен, при котором производится продукт.

Графически взаимосвязь между уровнем цен и объемом выпуска изображается в виде кривой совокупного предложения.

На характер кривой AS также влияют ценовые и неценовые факторы. Как и в отношении кривой AD, ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения и обусловливают движение вдоль кривой AS. Неценовые факторы вызывают сдвиг кривой влево или вправо. К неценовым факторам предложения относят изменения в технологии, в ценах ресурсов и их объемах, в налогообложении фирм и структуре экономики. Так, повышение цен на энергоносители приведет к росту издержек и снижению объема предложения (кривая AS сдвигается влево). Высокий урожай означает увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой вправо). Рост или снижение налогов соответственно вызывают уменьшение или увеличение совокупного предложения.

Форма кривой предложения трактуется по-разному в классической и кейнсианской экономических школах. В классической модели экономика рассматривается в долгосрочном периоде. Это период, в течение которого номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются достаточно сильно, являются «гибкими». Реальные величины (объем выпуска продукции, уровень занятости, реальная ставка процента) меняются медленно и принимаются за постоянные. Экономика функционирует на полную мощность при полной занятости средств производства и ресурсов труда. Кривая совокупного предложения AS выглядит как вертикальная линия, отражая тот факт, что в этих условиях невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства, даже если это стимулируется увеличением совокупного спроса. Его рост в данном случае вызывает инфляцию, но не рост ВНП или занятости. Классическая кривая AS характеризует естественный (потенциальный) объем производства (ВНП), т.е. уровень ВНП при естественном уровне безработицы, или максимально высокий уровень ВНП, который может быть создан при имеющихся в обществе технологиях, трудовых и природных ресурсах без роста темпов инфляции.

Кривая совокупного предложения может передвигаться влево и вправо в зависимости от развития производственного потенциала, производительности, технологии производства, т.е. тех факторов, которые влияют на движение естественного уровня ВНП.

Кейнсианская модель рассматривает экономику в краткосрочном периоде. Это такой период (длительностью от одного до трех лет), который необходим для выравнивания цен на конечную продукцию и факторы производства. В течение этого периода предприниматели могут получать прибыль в результате превышения цен на конечную продукцию при отставании цен на факторы производства, прежде всего на рабочую силу. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) рассматриваются как «жесткие». Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости) — как «гибкие». Эта модель исходит из неполной занятости экономики. В таких условиях кривая совокупного предложения AS либо горизонтальна, либо имеет восходящий характер. Горизонтальный отрезок прямой отражает глубокий спад в экономике, недоиспользование производственных и трудовых ресурсов. Расширение производства в такой ситуации не сопровождается повышением издержек производства и цен на ресурсы и готовую продукцию. Восходящий отрезок кривой совокупного предложения отражает ситуацию, когда рост объема национального производства сопровождается некоторым увеличением цен. Это может происходить из-за неравномерности развития отдельных отраслей, использования для расширения производства менее эффективных ресурсов, что повышает уровень издержек и цен на конечную продукцию в условиях ее роста.

Кривая совокупного предложения

Рис. 4.2. Кривая совокупного предложения

И классическая, и кейнсианская концепции описывают воспроизводственные ситуации, которые вполне возможны в реальной действительности. Поэтому три формы кривой предложения принято объединять в одну линию, имеющую три отрезка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (восходящий) и классический (вертикальный).

(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Кейнсианская теория

Кейнсианство – это экономическая теория общих расходов в экономике и их влияния на объем производства и инфляцию. Она была разработана британским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом в 1930-х годах в попытке понять Великую депрессию. Кейнс выступал за увеличение государственных расходов и снижение налогов , чтобы стимулировать спрос и вывести мировую экономику из депрессии.

Позже, кейнсианская модель стала использоваться для обозначения концепции, согласно которой можно достичь оптимальных экономических показателей и предотвратить экономический спад путем воздействия на совокупный спрос через экономическое вмешательство государства . Кейнсианство считается теорией спроса, которая фокусируется на краткосрочных изменениях в экономике.

Основные идеи кейнсианства следующие:

  • Кейнсианская теория фокусируется на использовании активной государственной политики для управления совокупным спросом с целью устранения или предотвращения экономических спадов.
  • Джон Мейнард Кейнс создал свою теорию в ответ на Великую депрессию и очень критично относился к классическим экономическим аргументам о том, что естественных экономических сил и стимулов будет достаточно, чтобы помочь экономике восстановиться.
  • Активная фискальная и денежно-кредитная политика являются основными инструментами, рекомендованными кейнсианскими экономистами для управления экономикой и борьбы с безработицей.

Кейнсианская революция

Кейнсианская модель экономики представляла собой новый взгляд на расходы, объем производства и инфляцию. Ранее, классическое экономическое мнение считало, что циклические колебания в сфере занятости и экономического производства будут скромными и саморегулирующимися .

Согласно классической теории, если совокупный спрос в экономике снизится, то возникшая в результате этого слабость производства приведет к снижению цен и заработной платы. Более низкий уровень инфляции и заработной платы побудил бы работодателей делать капиталовложения и нанимать больше людей, стимулируя занятость и восстанавливая экономический рост. Однако глубина и тяжесть Великой депрессии подвергли сомнению эту гипотезу.

Кейнс утверждал в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег», что во время рецессии структурная жесткость и некоторые характеристики рыночной экономики усилят экономическую слабость и приведут к дальнейшему падению совокупного спроса .

Например, кейнсианская теория оспаривает мнение некоторых экономистов о том, что более низкая заработная плата может восстановить полную занятость, утверждая, что работодатели не будут нанимать работников для производства товаров, которые не могут быть проданы из-за слабого спроса.

Аналогичным образом, плохие условия ведения бизнеса могут привести к тому, что компании будут сокращать вложения, а не использовать более низкие цены для инвестиций в новые заводы и оборудование. Это также приведет к сокращению общих расходов и занятости.

В чем состоит суть кейнсианства?

Суть кейнсианства состоит в том, что если потребители не способны оживить совокупный спрос в масштабах экономики страны, это должно сделать государство.

Кейнсианскую модель макроэкономического равновесия иногда называют « экономикой депрессии », поскольку общая теория Кейнса была написана во времена глубокой депрессии не только на его родине в Великобритании, но и во всем мире. Знаменитая книга Кейнса 1936 года была основана на непосредственно наблюдаемых экономических явлениях, возникших во время Великой депрессии, которые не могли быть объяснены классической экономической теорией.

В классической экономической теории утверждается, что производство и цены в конечном счете вернутся к состоянию равновесия, но Великая депрессия, казалось, этому противоречила. Объем производства был низким, а безработица оставалась высокой. Великая депрессия заставила Кейнса по-иному взглянуть на природу экономики. Он создал применимую теорию, которая могла бы иметь последствия для общества в условиях экономического кризиса .

Кейнс отверг идею о том, что экономика вернется к естественному состоянию равновесия . Вместо этого он утверждал, что, как только по какой-либо причине наступит экономический спад, страх и уныние, которые он порождает среди предпринимателей и инвесторов, будут стремиться к самореализации и могут привести к длительному периоду депрессивной экономической активности и безработицы .

В ответ на это Кейнс выступил за антициклическую налогово-бюджетную политику , в рамках которой в периоды экономического кризиса правительство должно осуществлять дефицитные расходы , чтобы компенсировать сокращение инвестиций и увеличить потребительские расходы для стабилизации совокупного спроса.

Кейнсианский крест

Кейнсианский крест – это графическая модель центральных идей в общей теории Джона Кейнса. Кейнсианский крест отображает совокупный доход (помеченный как Y на горизонтальной оси) и запланированные общие расходы или совокупные расходы (помечен как AD на вертикальной оси).

На модели кейнсианского креста наклонная синяя линия представляет совокупные расходы на товары и услуги всех домохозяйств и фирм в зависимости от их дохода. Черная линия (45 градусов) представляет собой кривую совокупного предложения . Совокупные расходы и совокупный доход измеряются путем деления денежной стоимости всех товаров, произведенных в экономике в данном году, на индекс цен. Результат называется реальным валовым внутренним продуктом (ВВП).

Кейнсианский отрезок на кривой совокупного предложения является горизонтальным отрезком кривой совокупного предложения, на котором уровень цен остается постоянным, когда объем реального валового национального продукта (ВНП) менятется. На диаграмме равновесный уровень доходов и расходов определяется там, где кривая совокупного спроса пересекает линию 45 градусов.

Совокупная занятость определяется спросом на рабочую силу. Модель кейнсианского креста предполагает, что равновесие наступает при неполной занятости, и это предположение оправдано обращением к эмпирической связи между занятостью и ВВП, известной как закон Оукена.

Кейнсианская модель доходов и расходов

Джон Мейнард Кейнс сильно критиковал британское правительство того времени. Оно сократило расходы на социальное обеспечение и подняло налоги, чтобы сбалансировать национальный бюджет. Кейнс сказал, что это не будет стимулировать людей тратить свои деньги , тем самым оставляя экономику без стимулов и неспособной восстановиться и вернуться к успешному состоянию. Вместо этого он предложил правительству тратить больше денег , что повысило бы потребительский спрос в экономике. Это, в свою очередь, приведет к росту общей экономической активности, естественным результатом которой станет восстановление экономики и сокращение безработицы .

Кейнс также критиковал идею чрезмерных сбережений, если только они не были направлены на конкретные цели, такие как пенсии или образование. Он считал, что это опасно для экономики, потому что чем больше денег застаивается, тем меньше денег в экономике стимулирует рост. Это была еще одна из теорий Кейнса, направленных на предотвращение глубоких экономических депрессий.

И классические экономисты, и сторонники свободного рынка подвергли критике такой подход. Эти две философские школы утверждают, что рынок саморегулируется, и предприятия, реагирующие на экономические стимулы, неизбежно вернут его в состояние равновесия. С другой стороны, Кейнс, писавший в то время, когда мир был погружен в период глубокой экономической депрессии, не был столь оптимистичен в отношении естественного равновесия рынка. Он считал, что правительство находится в лучшем положении, чем рыночные силы, когда речь заходит о создании устойчивой экономики.

Кейнсианская функция потребления

Кейнсианская функция потребления описывает связь между потреблением и располагаемым доходом. Эта концепция была введена в макроэкономику Джоном Мейнардом Кейнсом в 1936 году, который использовал ее для разработки понятия мультипликатора государственных расходов.

Кейнсианский мультипликатор является одним из главных компонентов кейнсианской теории. Согласно теории фискального стимулирования Кейнса, государственные расходы в конечном итоге приводят к увеличению деловой активности и еще большим расходам . Кейнсианская модель экономического роста предполагает, что расходы увеличивают совокупный объем производства и генерируют больший доход. Если работники готовы тратить свой дополнительный доход, то результирующий рост валового внутреннего продукта (ВВП) может быть даже больше, чем первоначальная сумма стимулов.

1. Совокупный спрос. Закон совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.Рыночная экономика, состоящая из множества локальных, индивидуальных рынков, сама является одним огромным рынком. Как вам известно из микроэкономики (см. тему 5), для нормального функционирования рынка необходимо достижение между спросом и предложением, поэтому и в масштабах всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие. При этом экономическая теория рассматривает два случая равновесия:

- равновесие при изменяющихся ценах (классическая модель: «совокупный спрос – совокупное предложение») и

- равновесие в условиях постоянных цен (кейнсианские модели: «совокупные расходы – ВНП», «сбережения – инвестиции»).

· Совокупный спрос (AD, англ. aggregate demand) – это тот реальный объем национального производства, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при каждом возможном уровне цен. Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом производства, на который предъявляется спрос, - обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем производства, который будет куплен. Причиной обратной зависимости являются три эффекта: 1) эффект богатства (реальных кассовых остатков), который заключается в том, что инфляция сокращает реальную стоимость или покупательную способность финансовых активов с фиксированной стоимостью; 2) эффект процентной ставки, который заключается в том, что удорожание кредита как следствие роста цен и роста спроса на деньги снижает инвестиционный спрос и потребительские расходы; 3) эффект импортных товаров – при росте цен на отечественные товары потребители переключаются на импортные, относительно подешевевшие, объем ВНП падает.

Зависимость описывается кривой совокупного спроса.

Координатами совокупного спроса AD будут: реальный ВНП — ось абсцисс и уровень цен (дефлятор ВНП) — ось ординат. Кривая AD показывает изменение совокупного уровня всех расходов в зависимости от уровня цен (рис. 20). Изменение реального объема производства, который готовы купить хозяйствующие субъекты в связи с изменением уровня цен, отражается движением вдоль кривой совокупного спроса.

Рис. 20. График совокупного спроса

Кроме уровня цен на совокупный спрос влияют следующие неценовые факторы:

1. Изменения в расходах домашних хозяйств под влиянием:

- изменения реальной стоимости богатства, если, например, повысился курс имеющихся у потребителя акций, приведший к росту его благосостояния, то его текущий спрос возрастет,

- ожиданий потребителей, естественно ожидание роста цен в будущем приведет к увеличению спроса сегодня, и наоборот,

- задолженностей потребителей, чем больше задолженностей потребителей по кредитам, тем меньше их текущий спрос,

- подоходного налога, очевидно, что повышение налогов сокращает располагаемый доход и спрос, и наоборот.

2. Изменения в инвестиционных расходах в связи с изменениями:

- процентной ставки, чем выше процентная ставка за кредит, тем ниже инвестиционный спрос,

- ожидаемой нормы прибыли от инвестиций, чем прибыльней инвестиционные проекты, тем больше инвестиционный спрос,

- налогов на предприятия, очевидно, что повышение налогов снижает инвестиции, и наоборот,

- технологии, появление новых, высокоэффективных технологий увеличивает спрос на инвестиции.-

3. Изменения в государственных расходах: увеличиваются расходы государства – растет спрос, уменьшаются – спрос падает.

4. Изменения в расходах на чистый экспорт в связи с изменением:

- национального дохода в зарубежных странах,

- валютных курсов, если курс национальной валюты падает, это значит, что товары для иностранных покупателей становятся дешевле и спрос на них растет.

Под воздействием неценовых факторов происходят изменения совокупного спроса, что иллюстрируется сдвигами кривой совокупного спроса.

2. Совокупное предложение. Закон совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.Совокупное предложение (AS, англ. aggregate supply) – это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. \более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий - сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость.

Кривая совокупного предложения AS отражает изменение совокупного реального объема производства в связи с изменением уровня цен. Точка Yf характеризует потенциальный объем ВНП, т.е. объем, который достижим при «естественном» уровне безработицы. Кривая AS — синтез кейнсианской (по первому и второму участку) и классической (по третьему участку) школ (рис. 21).

Рис. 21. График совокупного предложения

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

Первый — кейнсианский (горизонтальный) — расширение производства идет без увеличения цен, так как есть резервы в виде недогруженных мощностей, неполной занятости рабочей силы. В условиях высокого уровня безработицы предприниматели нанимают дополнительную рабочую силу, не увеличивая заработную плату, издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены.

Второй участок — промежуточный (восходящий) — расширение объема производства требует увеличения цен для привлечения дополнительных средств. Безработица начинает сокращаться, свободных рабочих рук становится меньше, а предприниматели, чтобы привлечь дополнительную рабочую силу, должны платить больше. Растет заработная плата, растут издержки производства, повышаются цены.

Третий участок — классический (вертикальный) — расширение объема производства будет невозможно, поскольку задействованы все ресурсы и существует полная занятость (см. тему 12), вырастут только цены. Объем производства измениться не может, он постоянен (в краткосрочном периоде). Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать только «переманив» работников более высокой заработной платой. Цены повысятся, но увеличение производства на одном месте приведет к сокращению производства в другом (вспомните КПВ, тема 2) и национальный объем производства не изменится.

Под воздействием неценовых факторов (детерминант) совокупный спрос изменяется, что иллюстрируется сдвигом кривой AS:

- изменение цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, изменение демографической ситуации, появление импортных ресурсов и т.п. отразится на цене ресурсов, издержках производства, следовательно, и на объеме предложения;

- изменения в производительности ресурсов. Повышение производительности ресурса означает, что при тех же ресурсах можно получить больший объем производства (предложения);

- изменения в налогообложении предпринимателей. Рост налогов сокращает производство, уменьшение налогов – увеличивает производство.

3. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения.Макроэкономическоеравновесие достигается при равенстве совокупного спроса совокупному предложению, т.е. графически при пересечении кривых совокупного спроса и совокупного предложения, при равновесном уровне цены и равновесном объеме национального производства (ВНП).


Рис. 21. Модель макроэкономического равновесия

Равновесие может изменяться под влиянием колебаний в совокупном спросе и совокупном предложении.

1. Последствия изменений совокупного спроса при неизменности совокупного предложения зависят от того, на каком отрезке совокупного предложения оно происходит:

а) увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке совокупного предложения приведет к увеличению реального объема ВНП, снижению безработицы, но цены останутся неизменными. Соответственно, сокращение совокупного спроса уменьшит ВНП, приведет к увеличению безработицы, но не затронет цены;

б) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке совокупного предложения приведет к росту ВНП, снижению безработицы и будет сопровождаться ростом цен. Соответственно, сокращение совокупного спроса приведет к снижению ВНП, росту безработицы, но не изменит цены;

в) увеличение совокупного спроса на вертикальном отрезке совокупного предложения приведет не повлияет ни на реальный объем ВНП, ни на уровень занятости (безработица находится на «естественном» уровне), а цены возрастут. При уменьшении совокупного спроса – объем ВНП и уровень занятости останутся постоянными, но цены не снизятся.

Постоянство цен на промежуточном и классическом отрезках совокупного предложения при снижении совокупного спроса называется эффектом «храповика».

2. Последствия изменения совокупного предложения при неизменности совокупного спроса:

а) увеличение совокупного предложения приведет к увеличению реального объема ВНП, снижению безработицы и уменьшению уровня цен;

б) сокращение совокупного предложения приведет к снижению ВНП и росту цен, обусловленному ростом издержек производства, т.е. вызовет инфляцию предложения;

Состояние экономики, при котором объем национального производства сокращается, растет безработица и растут цены называется стагфляцией.

Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор А.В.Сидорович. – М.: МГУ, “ДИС”, 2007. – Гл. 23.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.– М.: ИНФРА-М, 2005. - Т.1, гл. 11.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое совокупный спрос? Под влиянием каких факторов он формируется? Почему кривая совокупного спроса имеет нисходящий характер?

2. Какие факторы неценового характера влияют на совокупный спрос? Что происходит с кривой совокупного спроса под воздействием неценовых факторов?

3. Что такое совокупное предложение? Начертите кривую. Из каких отрезков состоит эта кривая? Охарактеризуйте их.

4. Какие факторы неценового характера влияют на совокупное предложение. Что происходит с кривой совокупного предложения под воздействием неценовых факторов?

5. При каких условиях достигается общее рыночное равновесие?

Читайте также: