Что такое пошлина кратко

Опубликовано: 16.05.2024

Таможенные платежи

Содержание:

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция - 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации * )
1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб. * 0,20 = 17688,00 руб.)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб. )


* - В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление - размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импортеРазмер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей 375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 15000 руб.
Свыше 10000000 рублей 22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и о льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Уплата таможенных платежей - порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

Порядок уплаты пошлин, налогов и других сборов строго регламентирован Налоговым кодексом РФ. Также он устанавливает величину суммы для каждого случая. Пошлина — это одна из разновидностей налогов. Данную плату начали взимать с граждан ещё в средневековье. Они должны были оплачивать проезд по мостам или дорогам, находящихся радом государств.

1. Что такое пошлина простыми словами

Пошлина (англ. «duty» – «сбор», «обязанность») — это одна из разновидностей денежного сбора, который взимают с граждан уполномоченные органы за выполнение определённых функций. Размер пошлины и конкретные функции органов регулируются действующим законодательством страны.

К пошлинам можно отнести судебные сборы, регистрационные, гербовые и другие. Если через границу перевозятся какие-либо товары, за это взимаются «таможенные пошлины». Но, некоторые из видов товаров можно перевозить беспошлинно. Понятие «сбор» и «пошлина» часто воспринимают как равнозначные.

Для уточнения, в некоторых законодательных актах, есть уточнение о том, что пошлина — это сбор, который граждане выплачивают государственным органам за услуги юридического характера. Например, выдачу документов или публичные услуги.

sВ некоторых странах, понятия «сбор» и «пошлина» разграничивают, основываясь на размер оплаты. Если данная сумма установлена без какого-либо соотношения с её стоимостью – это пошлина. Например, такие правила действуют во французском законодательстве.

2. Государственная пошлина

С полным списком государственных пошлин можно ознакомиться в статье 333.19-333.33 Налогового кодекса России. Все пошлины, которые предусмотрены действующим законодательством можно разделить на виды, опираясь на объект налогообложения:

  • Надзорные. Взимаются за предпринятые действия определёнными государственными учреждениями, которые осуществляют надзор и регулирование за отдельными разновидностями деятельности;
  • Судебные. Объединяют в себя все сборы, оплачиваемые в момент обращения в суд (речь идёт о всех разновидностях обращений);
  • Административные. Оплачиваются за административные процедуры, касающиеся миграционного законодательства;
  • Нотариальные. Касаются всех нотариальных действий;
  • Регистрационные. Взимаются за выполнение регистрации государственными органами субъектов предпринимательской деятельности, актов гражданского состояния, прав и др.

Каждая из статей, регулирующая эти разновидности пошлин, содержит перечень конкретных ситуаций, когда гражданин или организация обязуется оплатить государственную пошлину.

3. Кто является плательщиком государственной пошлины

Плательщиком сбора будет признано физическое или юридическое лицо (резидент или нерезидент РФ) в ситуации, когда они:

  • Выступают со стороны ответчика в судебных органах (в том числе общей юрисдикции) или по производствам, которые рассматривает мировой судья. Если будет принято решение в пользу истца, он будет освобождён от уплаты государственной пошлины;
  • Обратилась с целью получить юридические услуги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Если речь идёт об обращении за юридически значимыми действиями несколькими гражданами одновременно, они оплачивают госпошлину в равных долях, но только в том случае, если у них нет прав на льготы. Если же среди этих граждан есть человек, который освобождён от уплаты государственного сбора, его размер должен быть равномерно распределён между другими обратившимся участниками процесса.

Объекты госпошлины — это услуги государственных органов РФ местного управления или других органов, которые имеют право на совершение юридически значимых действий государственного характера.

4. Льготы при оплате государственной пошлины

На данный момент существует примерно 90 льгот, частично или полностью освобождающих граждан от уплаты государственной пошлины. Их классифицируют по категориям плательщиков, а также формам совершаемых действий. Также стоит учесть, что муниципалитеты, органы власти и другие органы субъектов РФ не имеют право на установление дополнительных льгот на своё усмотрение.

Льготы могут быть безусловными, условными, полными и частичными. Последние применяются для инвалидов 1-й и 2-й группы. С этих граждан взимается 50% от общей суммы сбора. Кроме этого от уплаты пошлины освобождены все организации, получающие финансирование из государственного бюджета, а также культурные учреждения. Полностью от госпошлин освобождены следующие категории граждан:

  • Инвалид или участник ВОВ;
  • Герой РФ;
  • Герой Советского Союза;
  • Полной кавалер ордена Славы;

Государственная пошлина оплачивается с привязкой к месту, где совершается юридически значимые действия. Это можно сделать в безналичной или наличной форме. В первом случае, необходимо получить платежное поручение с отметкой уполномоченного учреждения. Если оплата проводилась наличными, предоставляется квитанция, которую плательщик получил в банке, у должностного лица или в кассе другого органа, принявшего оплату.

5. Возврат средств в случае излишней оплаты

Возвратом суммы переплаты занимается орган Федерального казначейства. Прошение о возврате данных средств рассматривается судом или мировым судьей.

Подать заявление необходимо в налоговую по месту расположения суда, где будет рассматриваться дело. С данным прошением можно обратиться в течение 3-х лет с момента оплаты пошлины. Вернуть деньги должны не позднее, чем через 1 месяц с момента подачи заявления.

6. Таможенная пошлина

Таможенная пошлина разделена по видам в зависимости от условий транспортировки конкретного товара. Большое количество разновидностей обусловлено количеством стран, выступающих посредниками и сотрудниками в торговых международных отношениях.

Таможенные пошлины разделены по видам в зависимости от:

  • Способа вычисления. Здесь речь идёт о номинальных тарифных ставках, указанных в таможенном тарифе;
  • Типов ставок. Говоря о постоянном таможенном тарифе, ставки здесь установлены государством и являются неизменными. В переменном таможенном тарифе ставка может быть изменена. Это происходит на основании постановления органа местной власти. Здесь ставка зависит от ряда экономических показателей;
  • Способа начисления. В данном случае, пошлины делятся на адвалорные, комбинированные и специфические. Последние учитывают конкретную стоимость каждой единицы продукции. Адвалорная определена как произведение цены товара на установленный по закону процент сбора. Комбинированные – это сочетание двух вышеупомянутых видов;
  • Объекта налогообложения. Здесь выделяют транзитные, экспортные и импортные пошлины. Последние, это обязательный платёж, который установлен на все ввозимые товары в страну. Транзитной пошлиной облагается товар, который перевозят внутри государства. Экспортные пошлины также относятся к обязательным платежам, которыми облагают весь вывозимый товар за пределы РФ.

7. Импортная пошлина

Ввозная таможенная пошлина относится к обязательным платежам, которым облагают весь завезённый товар на территорию Евразийского экономического союза (ЕЭС). Комиссией ЕЭС определён размер ставки в данной разновидности сбора. Именно он действует на территории каждой страны участницы Союза.

Средняя таможенная ставка, которая применима в отношении привезённого в страну товара, составляет 75% от ставки ввозных таможенных сборов, относящихся к единому таможенному тарифу. 11 глава Таможенного кодекса определяет порядок уплаты таможенного сбора. Эта форма установлена протоколом о зачислении и распределении сумм всех таможенных пошлин.

8. Экспортная таможенная пошлина

Экспортная таможенная пошлина — это разновидность сбора применяется к товарам, которые вывозятся из РФ. Стоит учитывать, что данный вид обязательного платежа применяется только к тому товару, который был произведён в России. Это означает, что сбор не применим к импортному товару даже в том случае, если он пересекает территорию РФ.

Ставка для экспортной таможенной пошлины определена Таможенным кодексом. Но, если информация по конкретному случаю будет отсутствовать вопрос будет урегулирован внутренними законами государства. Стоит знать о том, что не все товары, которые отправляются на экспорт, облагаются налогом.

К необлагаемым товарам относится:

  • Иностранная валюта;
  • Личные вещи сотрудников посольства РФ в других странах;
  • Пожарно-технические материалы;
  • Гуманитарная помощь.

Оплачивать начисленную экспортную таможенную пошлину необходимо в кассу таможенных организаций. Но, чаще всего, граждане проводят платёж через банкоматы и кассы Сбербанка. Конкретных сроков уплаты этой разновидности пошлины законом не определено. Но, если деньги не поступят вовремя, должник будет наказан в соответствии с действующим законодательством.

9. Особые разновидности пошлин

К особым видам таможенных сборов относятся:

  • Сезонные пошлины. Актуальны только на определенный период года;
  • Специальные. Применяются с целью защитить российского производителя от ущерба и потенциальной угрозы. Также эти пошлины используют в качестве ответа на дискриминацию со стороны других союзов и отдельных государств, посягающих или ущемляющих интересы России на международном рынке. Кроме этого, данная разновидность сборов применяется как один из методов борьбы с недобросовестными действиями конкурентов;
  • Антидемпинговые. Цель этих пошлин, это охрана внутреннего рынка страны от ввоза товара по демпинговой цене. Демпинг означает продажу на рынке товара по искусственно завышенной стоимости, если сравнивать с аналогичным товаром в государстве экспортёре. Введение таких мер объясняется обнаружением признаков демпинговой политики со стороны нескольких организаций;
  • Карательные. Данные сборы могут превышать стандартные в несколько раз. Такая мера может применяться к конкретному государству с целью отстоять политические интересы;
  • Компенсационные. Относятся к импортному товару. Эта разновидность сборов необходима для нейтрализации или обеспечения возможности компенсировать воздействие субсидий со стороны компаний импортеров. При этом, пошлина не может превышать размер субсидии;
  • Скользящие. Применяются к товарам сельского хозяйства государствам из ЕС с целью увеличить прибыль аграриев.

В зависимости от происхождения существуют следующие разновидности таможенных сборов:

  • Конвекционные. Это разновидность сборов устанавливается в зависимости от соглашения между государствами. Например, говоря о странах членах ВТО, для них применяется одна пошлина, распространяющаяся практически на все разновидности товаров;
  • Автономные. Эта разновидность сборов устанавливается государством, опираясь на двусторонний или многосторонний договор. Такая пошлина часто бывает завышенной. Если размер сбора не устраивает партнёров, они могут обсудить этот вопрос и при достижении договоренности, использовать конвекционную пошлину.

В стране происхождения возможно наличие следующих разновидностей пошлин:

  • Преференциальная. Эта разновидность таможенных сборов является льготной. Её применяют только для некоторых стран, с которыми налажены дружеские торговые отношения;
  • Максимальная. Часто применяется для всех стран на стандартных условиях;
  • Минимальная. Может изменяться и сводиться к нулю, в зависимости от отношений со страной, которая собирается наладить поставки.

Говоря о таможенных пошлинах, они играют важную экономическую роль в жизни государства. С их помощью пополняется бюджет страны и появляются новые возможности для развития национального рынка. Роль государственной пошлины не такая значительная. Она взимается целью покрыть затраты государственных учреждений. Размер данного сбора должен находиться на уровне расходов, а не приносить прибыль государству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавлено в закладки: 0

Что такое государственная пошлина? Описание и определения понятие.

Государственная пошлина – это установленный согласно российского законодательства обязательный на всей территории страны платеж, который взимается за свершение юридических операций или при выдаче имеющегося юридической силой документа. Пошлина предусматривается при составлении различного рода исковых заявлений, заявлений третьих лиц, кассационных и апелляционных жалоб, а также при выполнении ряда других мероприятий юридического характера.

Гос.пошлины – денежный сбор, который взимается уполномоченными официальными органами во время выполнения ими определённого функций в размере, которые предусмотрены законодательством государства. К пошлинам относят, в частности, регистрационный и гербовый сбор, судебную пошлину. С провозимых через границу государства товаров взимают таможенную пошлину.

В Средние века пошлинами назывались сборы, которые взимались государством, городами и феодалами при пользовании дорогами и мостами, а также при ведении судебных процессов и выполнении других функций.

Значение госпошлины

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина — это сбор, который взимается с организаций и физических лиц во время их обращении в государственные органами, органами местного самоуправления, иными органами и (или) к должностным лицам, уполномоченные в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательным актом субъектов Российской Федерации и нормативным правовым актом органов местного самоуправления, за совершения в отношении этих лиц юридического значимого действия, предусмотренного Налоговым кодексом, за исключением действий, которое совершается консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

0990809

  • при обращения в суды общей юрисдикции, к мировым судьям;
  • при обращения в арбитражные суды;
  • при обращения в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционный (уставной) суд субъектов Российской Федерации;
  • нотариальные действия;
  • действия, которые связаны с регистрацией актов гражданского состояния;
  • действий, которые связаны с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
  • действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • действий которые уполномочены государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • действий которые уполномочены органами исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;
  • действий которые уполномочены органами исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий;
  • государственная регистрация юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины при:

  • праве использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, праве вывоза культурных ценностей, предмета коллекционирования по палеонтологии и минералогии;
  • выдаче разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
  • выдаче разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию РФ видов животных и растений, их частей или дериватов, которые подпадают под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, которые находятся под угрозой исчезновения.

index4
27 декабря 2009 года принят Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона “О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Принятый закон значительно увеличивает размер госпошлины, которая уплачивается за совершение юридически значимых действий. Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ вступил в силу по прошествии 1 месяца со дня его официального опубликования, а именно 29 января 2010 года, не включая отдельные положения, для которых предусмотриваются иные сроки.

Государственная пошлина включается в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считают разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключают в обязательности уплаты в бюджет, в распространения на нее общих условий установления, предполагающие определение плательщика и всех шести элементах налогообложения, которые перечислены в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов будет состоять в целевом ее характере и возмездное.

Государственная пошлина является государственным сбором и обязательна к уплате на всей территории России. Сумму пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляется по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организация, в том числе иностранная, и физическое лицо (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обратились за совершением юридически значимых действий, которые предусмотрены главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступали ответчиками в суде общей юрисдикции, арбитражном суде или по делам, которые рассматриваются мировым судьей, и если при этом решение суда принимается не в их пользу и истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

0807809

В случае обращения за совершением юридическими значимого действия одновременно несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивают плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившиеся за совершением юридически значимого действия, есть лица, которые освобождены от уплаты госпошлины, размер последней должен быть уменьшен пропорционально количеству лиц, которые освобождены от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственная пошлина уплачивается лицами, которые не освобождены от ее уплаты.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органы, органы местного самоуправления, иных органы, которые уполномоченны и должностных лиц. Налоговым кодексом установливается закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящая из 230 видов юридически значимого действия, которые можно объединять в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин

Налоговыми льготами при уплате государственной пошлины

По уплате в бюджет государственная пошлина главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, изложенные в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимого действия, так и в зависимости от категории плательщика и форм совершаемого действия. При этом органами власти субъектов Федерации и муниципалитетам не представляется право устанавливает дополнительные льготы.

679879
Льготы бывают: условными (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловными; частичными (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полными.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, которые полностью финансируются из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственная пошлина освобождены следующие категории физических лиц: Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации и полный кавалер ордена Славы; участник и инвалид Великой Отечественной войны.

Полным изложением всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможными в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращается к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

4563462
Государственная пошлина уплачивают по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичной формой уплаты подтверждены платежным поручением с отметкой банка или соответствующим территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющим открытие и ведение счетов), в том числе производящее расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличной формой уплаты госпошлины подтверждена либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанция, которая выдавается плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Мировое соглашение

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражного суда возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченная им государственной пошлины. Данное положению не применяется в случае, если мировым соглашением заключено в процесс исполнения судебного акт арбитражного суда.

gosp_
Налоговым кодексом предусмотривается также отдельные случаи, когда уплачена государственная пошлина не возвращается плательщик. В частности, не подлежит возврату уплачена государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчика требований истца после обращений последнего в арбитражный суд и вынесший определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждений мирового соглашений судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату и государственная пошлина, которая уплачена за государственную регистрацию заключение брака, расторжение брака, перемены имени, внесения исправлений и изменений в записи акта гражданского состояния, в случае, если впоследствии не было произведена государственной регистрацией соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправлений и изменения в записи акта гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственной пошлины, которая уплачена за государственную регистрацию прав, ограничения (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказ в государственной регистрации. В случае же прекращенный государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимый имущество, сделки с ним на основании соответствующего заявлений сторон договора возвращает половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченная или взысканной сумма госпошлины производится по заявление плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), которое уполномочено совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственной пошлины подлежит возврату в полном размере, к заявления прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежат возврату частично, — копии платежных документов.

Возврат излишне уплаченной суммы

Возврат излишне уплаченная (взысканная) суммы государственная пошлина осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченная (взысканная) суммы государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, а также мировым судьей, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождение суда, в котором рассматривалось дело. Заявлением о возврате излишне уплаченная (взысканная) сумма государственной пошлины может подаваться в течение трех лет со дня уплата указанная сумма. Возврат излишне уплаченная (взысканная) сумма государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подача указанного заявления о возврате.

8067879

Плательщику государственная пошлина имеет также право на зачет излишне уплаченная (взысканная) сумма государственная пошлина в счет суммы государственная пошлина, которая подлежит уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, которое предъявлено в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершение юридически значимого действие. Заявление о зачете суммы излишне уплаченная (взысканная) государственная пошлина может быть подано в течение трех лет со дня принятие соответствующего решения суда о возврате государственная пошлина из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджета.

Возврат или зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производит в порядке, который установлен главой 12 Налогового кодекса.

Согласно Налоговому кодексу, плательщик государственной пошлины предоставляет право получить отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованное лицо в пределах срока, установленный пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственная пошлина, в отношении которой предоставлено отсрочку или рассрочку, проценты не начисляются в течение всего сроку, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

Мы коротко рассмотрели определение термина государственные пошлины, возврат излишне уплаченной суммы, мировое соглашение, характеристика государственных пошлин, плательщики государственной пошлины, значение госпошлины. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Общая характеристика

К пошлинам относятся регистрационные взимания денег, судебные, таможенные пошлины и другие. Некоторые виды товара провозятся беспошлинно. Во избежание негативных результатов следует понимать смысл и предназначение этого вида государственного взимания, а также обязательств по оплате.

Основные понятия и размер

В средние века феодалы собирали плату за перемещение по дорогам, мостам, использование леса, угодий. В наше время взимание и перечисление средств осуществляется в государственную казну.

Налоговый кодекс Российской Федерации характеризует это понятие как взимание средств с граждан, организаций, компаний, предпринимателей при обращении в уполномоченные инстанции органов местного самоуправления и федеральной власти. Исключением являются консульские учреждения.

Направления госпошлин, объекты налогообложения:

Основными плательщиками налогов, пошлин являются граждане, организации, ИП.

Виды оплаты госпошлин:

  • Юридические действия. Это административные процедуры, регистрация ООО, ОАО, ИП, получение дублирующих документов, нотариальные операции.
  • Оплата судебных издержек.

Процедура исчисления и взимания пошлин должна определяться индивидуально в каждом конкретном случае и регламентироваться законом.

Сколько необходимо заплатить соответствующему государственному органу за определенные действия зависит от размеров, установленных законодательством РФ. Ставку может назначить государственный орган. В случае неисполнения прямого обязательства, например, при оплате госпошлины в ИФНС, последний, может обратиться в суд и присудить, принудительно взыскать сумму с процентами.

Последнюю, обновленную информацию с внесенными изменениями можно получить в Справочно-правовых системах Гарант и Консультант Плюс.

Размеры государственных пошлин

Государственная пошлина в гражданском процессе назначается при подаче иска по имуществу, административного искового заявления.

Подлежат оценке при стоимости иска:

  • До 20000. От исковой цены 4%, не меньше 400 руб.
  • 20001−100000. Это 800 руб. и дополнительно взимается три процента суммы, превышающей 20 тыс. руб.
  • 100001−200000 руб. Госпошлина составляет 3200 руб. и два процента величины свыше 100000 руб.
  • 200001 руб. — 1 млн руб. Сумма 5200 руб. и 1% свыше 200000 руб.
  • От 1 млн руб. 13200 руб. и 0,5% суммы, превышающей 1 млн руб.

При подаче заявления о вынесении судебного приказа взимается 50% стоимости. При подаче искового заявления на имущество без оценки составляет 300 руб. для граждан, для организаций — 6000 руб.

Госпошлина в суды общей юрисдикции по Налоговому кодексу указывает суммы пошлин по каждому действию. Действующая редакция ст. 333.21 НК РФ от 15.04.2019 описывает данные о размерах пошлин по делам, рассматриваемых Верховным или арбитражным судом.

Подача заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при стоимости иска:

  • До 100000 руб. Это 4% исковой стоимости, не менее 2 тыс. руб.
  • От 100001−200000 руб. Сумма 4000 руб. и 3% суммы, превышающей 100000 руб.
  • 200001−1000000. Сумма 7000 руб. и два процента суммы, превышающей 200000 руб.
  • 1000001−2000000. Пошлина 23000 и 1% от 1 млн руб.

Размер пошлины варьируется от 300 до 60000 руб. для населения, а для организаций, предпринимателей — от 6000−60000 руб.

Например, госпошлина в суд на взыскание алиментов в 2019 г. составляет 150 руб., а если иск подан на детей и свое содержание, размер пошлины удваивается (300 руб.). Чтобы расторгнуть брак нужно оплатить 600 руб.

Определены случаи освобождения от оплаты пошлины, льготы для отдельных категорий лиц. В зависимости от основания уплаты пошлина бывает фиксированной и индивидуальной.

Например, сумма пошлины в суд по неимущественному либо имущественному иску без оценки определяется для граждан в размере 100 руб., для компаний — 2000 руб. Для особого производства, заявлений о бракоразводном процессе, оспаривании актов величина определена в твердом денежном значении.

Иск до 10000 руб. может облагаться суммой четыре процента, но не менее 200 руб. Для личного расчета поможет специальный калькулятор, учитывающий величину, вид требований суда, а также особенности органов власти (Верховный, Конституционный, арбитражный или обычные суды) с учетом норм НК РФ.

Оплата и возмещение

Налоговый кодекс в части второй содержит необходимую информацию о госпошлинах. Она оплачивается по разным делам судами общей юрисдикции Российской Федерации, согласно гражданско-процессуальному кодексу (ГПК).

Налоговый период

Госпошлина включена в налоговую систему РФ, поэтому признается разновидностью налоговых платежей. Схожесть состоит в обязательности уплаты в государственную казну, распространении на нее общих правил, предусматривающих определение статуса плательщика. Отличие заключается в целевой характеристике и возмещении.

Пошлина подлежит уплате на всей территории страны. Суммы в разные периоды, согласно ст. 50, 56, 61, 611 и 612 Бюджетного кодекса, зачисляются полностью по нормативу 100% в доходную часть бюджета страны, субъектов России и местных бюджетов.

Статья 55 НК РФ не определяет налоговый период. Сроки уплаты предполагают оплату до момента совершения правового действия. Но существуют исключения. Это в срок 10 дней с момента вступления в силу решения суда, если лица являются ответчиками, а решение принято не в их пользу, истец освобожден от уплаты платежа.

Кодексом предусмотрены индивидуальные ставки в зависимости от органов, производящих юридически важные действия, характера сделок или выдаваемых документов. Установлены твердые, смешанные ставки налогообложения.

Исполнение обязательств

Оплата госпошлины осуществляется в любом отделении наличным или безналичным способом. Плательщик должен сохранить чек, квитанцию или платежное поручение об оплате.

Заполняется квитанция, в которой указывается КБК. Обычно данные предоставляются, но самостоятельно определить код можно в бюджетном классификаторе. В нее вносятся данные паспорта (серия, номер, место регистрации), свидетельства о рождении, военного билета или прочих документов, удостоверяющих личность.

Госпошлина в общие суды по НК РФ (ст. 339,19) должна устанавливаться в зависимости от величины искового заявления, а также от оценки имущества.

Сервис gos-poshlina.ru/ создан с целью упрощения, автоматизации процедуры оплаты госпошлины при обращении в суд, что обеспечивает быстрый доступ правосудию, а также позволяет экономить время. Для оплаты выбирают суд по наименованию и местонахождению, после чего реквизиты для платежа система формирует автоматически.

Платежные реквизиты индивидуальны для каждого региона, органа, поэтому получить информацию можно в конкретном органе обращения или на сайте. Плата может взиматься самостоятельно после получения плательщиком квитанции об оплате. Оплачивать можно через приложение, интернет-банкинг или банкоматы.

Возврат сумм

Вопросы возврата средств регламентированы ст. 333.40 Налогового кодекса.

Основания возврата пошлины:

  • Уплата платежа выше нормы. Осуществляется частичный возврат на разницу.
  • Отказ в приеме, возврат документов за совершение нотариальных действий. В случае договоренности может приниматься взаимозачет пошлины за повторное действие.
  • Заявление в суд не рассмотрено или прекращено дело.
  • Отказ плательщика от совершения оплаченных процедур.

При составлении мирового соглашения до решения судом возврату истцу подлежит половина уплаченной суммы. Это положение неактуально, если соглашение составлено в процессе исполнения судебного акта арбитража.

Не возвращается погашенное обязательство, когда условия истца удовлетворены ответной стороной после обращения последнего в арбитраж и вынесения решения о принятии заявления к производству, а также при утверждении соглашения судом общей юрисдикции.

Не возвращается оплата:

Плательщик заполняет заявление, затем передает его должностному лицу в компетентный орган. При возмещении суммы в полном объеме прилагаются оригинальные платежные документы, если возврат частичный — копии и оплаты.

Также допустим зачет излишне уплаченной суммы за аналогичные операции. Согласно НК РФ плательщик госпошлины вправе оформить рассрочку или отсрочку уплаты по прошению заинтересованного лица.

Большой перечень функций и действий государственных учреждений всех уровней, а также судебных инстанций облагаются госпошлиной. Величина платежа изменяется в зависимости от категории плательщика и действия.

ПОШЛИНЫ - обязательный платёж денежного характера, являющийся одним из источников дохода государственного бюджета, который граждане и организации уплачивают государственным органам или должностным лицам за оказание публичной услуги и оформление соответствующих документов.

Пошлины име­ют мно­го­ве­ко­вую ис­то­рию; од­на из ста­рей­ших пошлин - су­деб­ная; при­меня­лись пошлины до­рож­ные, мос­то­вые, шос­сей­ные и другие (за про­езд по до­ро­гам, мос­там), тор­го­вые, гос­ти­ные (за пра­во вес­ти тор­гов­лю на рын­ках, дер­жать тор­го­вые скла­ды, взве­ши­вать и из­ме­рять то­ва­ры и так далее), кре­по­ст­ные, или ак­то­вые (за вне­се­ние в официальные рее­ст­ры за­писи различных иму­щественных сде­лок, дей­ст­ви­тель­ность ко­то­рых обу­слов­ле­на фак­том та­ко­го за­сви­де­тель­ст­во­ва­ния), гер­бо­вые (за со­вер­ше­ние ак­тов, под­ле­жа­щих об­ло­же­нию, на осо­бой гер­бо­вой бу­ма­ге и/или пу­тём на­клей­ки специальных гер­бо­вых ма­рок), кан­це­ляр­ские, ра­нее име­но­вав­шие­ся пис­цо­вы­ми (за вы­да­чу различного ро­да удо­сто­ве­ре­ний и ко­пий до­ку­мен­тов), про­бир­ные (за клей­ме­ние из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов), ко­ра­бель­ные (за за­ход морского суд­на в порт или вы­ход его из пор­та) и так далее..

Не­ред­ко по­ня­тия пошлины и сбо­ра ис­поль­зу­ют­ся как рав­но­знач­ные (гер­бо­вые пошлины и гер­бо­вые сбо­ры, ста­ти­сти­че­ские пошлины и ста­ти­сти­че­ские сбо­ры и так далее). При этом, не ус­та­нав­ли­вая фор­маль­ных раз­ли­чий ме­ж­ду пошлинми и сбо­ра­ми, фи­нан­со­вое за­ко­но­да­тель­ст­во мо­жет уточ­нять, что по­шлин­ный ха­рак­тер име­ют сбо­ры, уп­ла­чи­вае­мые за ока­за­ние го­су­дар­ст­вен­ны­ми и му­ни­ци­паль­ны­ми ор­га­на­ми (в ря­де слу­ча­ев ины­ми субъ­ек­та­ми пуб­лич­ной вла­сти) пуб­лич­ных ус­луг, со­вер­ше­ние юри­ди­че­ски зна­чи­мых дей­ст­вий, вы­да­чу официальных до­ку­мен­тов и так далее. Так, в дей­ст­вую­щем в Российской Фе­де­ра­ции на­ло­го­вом за­ко­но­да­тель­ст­ве пошлины и сбо­ры не раз­лича­ют­ся, а государственные пошлины оп­ре­де­ля­ет­ся как сбор, взи­мае­мый с ус­та­нов­лен­ных лиц, при их об­ра­ще­нии в государственные ор­га­ны, ор­ганы ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, иные ор­га­ны или к долж­но­ст­ным ли­цам, ко­то­рые упол­но­мо­че­ны в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­дательными ак­та­ми Российской Фе­де­ра­ции, за­ко­но­дательными ак­та­ми субъ­ек­тов РФ и нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, за со­вер­ше­ни­ем в от­но­ше­нии этих лиц юри­ди­че­ски зна­чи­мых дей­ст­вий.

За­ко­но­да­тель­ст­во ря­да иностранных го­су­дарств про­во­дит раз­ли­чие ме­ж­ду пошлинами и сбо­ра­ми, ис­поль­зуя в ка­че­ст­ве кри­терия раз­гра­ни­че­ния на­ли­чие не­по­сред­ст­вен­ной свя­зи раз­ме­ра сбо­ра со стои­мо­стью пуб­лич­ных ус­луг, ока­зы­вае­мых пла­тель­щи­ку сбо­ра го­су­дар­ст­вен­ны­ми и му­ни­ци­паль­ны­ми ор­га­на­ми. Со­от­вет­ст­вен­но, пошлины от­ли­ча­ет то, что она ус­та­нав­ли­ва­ет­ся без оп­ре­де­лён­но­го со­от­но­ше­ния со стои­мо­стью ока­зан­ных ус­луг. Так, факт со­от­вет­ст­вия взы­ски­вае­мой сум­мы стои­мо­сти ока­зан­ных пуб­лич­ных ус­луг был ус­та­нов­лен в ка­че­ст­ве кри­те­рия оп­ре­де­ле­ния сбо­ра и его от­ли­чия от пошлины французским за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Пошлины, ус­та­нов­лен­ные ны­не в Российской Фе­дера­ции, раз­ли­ча­ют­ся по ис­точ­ни­ку их пра­во­во­го ус­та­нов­ле­ния. Так, од­ни из них (государственные пошлины) вклю­че­ны в сис­те­му на­ло­гов и сбо­ров, дру­гие (та­мо­жен­ные, па­тент­ные, ан­ти­дем­пин­го­вые, ком­пен­са­ци­он­ные, спе­ци­аль­ные) ус­та­нов­ле­ны ак­та­ми ино­го (от­рас­ле­во­го) за­ко­но­да­тель­ст­ва (та­мо­жен­но­го, гра­ж­дан­ско­го, внеш­не­тор­го­во­го и так далее). Об­щей ха­рак­те­ри­сти­кой пошлин по дан­но­му кри­те­рию мож­но вы­де­лить фе­де­раль­ный уро­вень пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. Ос­но­ва­ния для взи­ма­ния пошлин так­же раз­лич­ны и не мо­гут яв­лять­ся кри­те­ри­ем для их сис­те­ма­ти­за­ции.

Государственная пошлина ус­та­нов­ле­на На­ло­го­вым ко­дек­сом РФ и взи­ма­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с ним ор­га­на­ми государственной вла­сти и долж­но­стны­ми ли­ца­ми за со­вер­ше­ние юри­ди­че­ски зна­чи­мых дей­ст­вий. Она уп­ла­чи­ва­ет­ся по ши­ро­ко­му кру­гу ос­но­ва­ний: при об­ра­ще­нии в суд; за со­вер­ше­ние но­та­ри­аль­ных дей­ст­вий; за государственную ре­ги­ст­ра­цию ак­тов гражданского со­стоя­ния, государственную ре­ги­ст­ра­цию юри­дического ли­ца, по­ли­тической пар­тии, ре­лигиозной ор­га­ни­за­ции, СМИ и так далее; государственную ре­ги­ст­ра­цию прав на не­дви­жи­мость; вы­да­чу пас­пор­та гра­ж­да­ни­на РФ; за ре­ги­ст­ра­цию иностранного гра­ж­да­ни­на и ли­ца без гра­ж­дан­ст­ва, про­жи­ваю­ще­го на тер­ри­то­рии Российской Фе­де­ра­ции, по мес­ту жи­тель­ст­ва; за пра­во вы­во­за куль­тур­ных цен­но­стей; за со­вер­ше­ние дей­ст­вий при осу­ще­ст­в­ле­нии про­бир­но­го над­зо­ра и так далее.

Па­тент­ная пошлина пре­ду­смот­ре­на Гражданским ко­дек­сом РФ, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым Пра­ви­тель­ст­во РФ ус­та­нав­ли­ва­ет пе­ре­чень юри­ди­че­ски зна­чи­мых дей­ст­вий, за со­вер­ше­ние ко­то­рых уп­ла­чи­ва­ет­ся па­тент­ная пошлина: дей­ст­вия, свя­зан­ные с па­тен­том на изо­бре­те­ние, по­лез­ную мо­дель, промышленный об­ра­зец, с государственной ре­ги­ст­ра­ци­ей то­вар­но­го зна­ка и зна­ка об­слу­жи­ва­ния, с па­тен­том на се­лек­ци­он­ное дос­ти­же­ние и так далее.

Осо­бое ме­сто пошлины за­ни­ма­ют в ме­ха­низ­ме ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­ней тор­гов­ли. Та­мо­жен­но-та­риф­ный ме­тод та­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние та­мо­жен­ной пошлины, ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой вид та­мо­жен­но­го пла­те­жа, со­че­таю­ще­го чер­ты кос­вен­но­го на­ло­га и по­шли­ны. Та­мо­жен­ная пошлина оп­ре­де­ля­ет­ся как обя­за­тель­ный пла­тёж, взи­мае­мый та­мо­жен­ны­ми ор­га­на­ми в свя­зи с пе­ре­ме­ще­ни­ем то­ва­ров че­рез та­мо­жен­ную гра­ни­цу. Став­ки та­мо­жен­ных пошлин в со­от­вет­ст­вии с при­ня­той то­вар­ной но­мен­кла­ту­рой сис­те­ма­ти­зи­ру­ют­ся в та­мо­жен­ном та­ри­фе.

В це­лях опе­ра­тив­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­ней тор­гов­ли мо­гут при­ме­нять­ся вре­мен­ные и се­зон­ные став­ки та­мо­жен­ных по­шлин.

К не­та­риф­ным ме­рам государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­ней тор­гов­ли от­но­сят­ся ан­ти­дем­пин­го­вые, ком­пен­са­ци­он­ные и спе­ци­аль­ные пошлины, ко­то­рые взи­ма­ют­ся та­мо­жен­ны­ми ор­га­на­ми, но не­за­ви­си­мо от уп­ла­ты ввоз­ной та­мо­жен­ной по­шли­ны.

Ан­ти­дем­пин­го­вая пошлина ус­та­нав­ли­ва­ет­ся с це­лью про­ти­во­дей­ст­вия дем­пин­го­во­му им­пор­ту - вво­зу то­ва­ра по це­не ниже нор­маль­ной стои­мо­сти та­ко­го то­ва­ра; ком­пен­са­ци­он­ная пошлина - для то­го, что­бы ней­тра­ли­зо­вать воз­дей­ст­вие спе­ци­фической суб­си­дии иностранного го­су­дар­ст­ва на от­расль национальной эко­но­ми­ки; специальные пошлины пред­став­ля­ет со­бой ме­ру, при­ме­няе­мую пра­ви­тель­ством для ог­ра­ни­че­ния рез­ко возрос­ше­го им­пор­та. На­зван­ные пошлины при­ме­ня­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с ре­ше­ни­ем пра­ви­тель­ства, при­ни­мае­мым по ре­зуль­та­там спе­ци­аль­но про­во­ди­мо­го рас­сле­до­ва­ния. Для пре­дот­вра­ще­ния ущер­ба национальной эко­но­ми­ке ещё до за­вер­ше­ния рас­сле­до­ва­ния к им­пор­тё­рам мо­гут быть при­ме­не­ны пред­ва­ри­тель­ные пошлины. Пра­ви­тель­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ет мо­ни­то­ринг ан­ти­дем­пин­го­вых, ком­пен­са­ци­он­ных и специальных мер, по ре­зуль­та­там ко­то­ро­го став­ки пошлины мо­гут быть из­ме­не­ны.

Став­ки и иные эле­мен­ты пошлины, как пра­ви­ло, ус­та­нав­ли­ва­ют­ся ак­та­ми национального за­ко­но­да­тель­ст­ва. В та­мо­жен­ных сою­зах пол­но­мо­чия по ус­та­нов­ле­нию та­мо­жен­ных, ан­ти­дем­пин­го­вых, ком­пен­са­ци­он­ных и спе­ци­аль­ных пошлин пе­ре­да­ют­ся на над­на­цио­наль­ный уро­вень (например, Ев­ра­зий­ской эко­но­мической ко­мис­сии в Та­мо­жен­ном сою­зе в рам­ках Ев­рА­зЭС).

Читайте также: