Что такое нио в налоговом праве

Опубликовано: 07.05.2024

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика НК РФ

    Алексей Алексеевич МАСЛОВ,
    налоговый юрист (г. Москва)

    В ситуации, когда и налогоплательщики с налоговыми органами, и арбитражные суды, пытаясь разобраться в хитросплетениях налогового законодательства, зачастую оказываются в тупике, вопрос о способах преодоления пробелов становится особенно актуальным. Закрепленная в п. 7 ст. 3 НК РФ презумпция приоритета интересов налогоплательщика при толковании норм законодательства о налогах и сборах не является универсальным методом восполнения нормативных пробелов, поскольку при возможности устранения неясности какого-либо положения закона путем толкования нельзя говорить о существовании пробела в законодательстве. Речь может идти лишь о так называемых "квазипробелах". Правило о применении институтов, понятий и терминов неналоговых отраслей законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ) также разъясняет порядок толкования правовых норм, но не указывает путей преодоления пробелов.
    Теория права различает два основных метода преодоления пробелов в актах законодательства: аналогию права и аналогию закона. В отличие от ряда других кодифицированных актов российского законодательства Налоговый кодекс РФ обходит стороной вопрос допустимости применения его норм по аналогии. В Кодексе нет прямого запрета на применение аналогии, подобного содержащемуся в ст. 3 УК РФ. Однако нет в НК РФ и нормы, аналогичной ст. 6 ГК РФ, прямо предписывающей применять налоговое законодательство по аналогии.

    В юридической литературе господствует точка зрения о недопустимости применения норм налогового законодательства по аналогии, основанная в большей степени на публично-правовом характере налогового права. Утверждая подобное, специалисты чаще всего ссылаются на п. 7 Приложения к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 31.05.99 № 41 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства, регулирующего особенности налогообложения банков". Там сказано, что "налоговое законодательство не предусматривает возможности применять нормы закона по аналогии" 1 .
    Между тем запрет на применение норм налогового законодательства по аналогии сделал бы невозможным реализацию ряда прав, предоставленных НК РФ налогоплательщикам, а также фактически парализовал бы деятельность налоговых органов. Например, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных штрафов. Данной норме корреспондирует положение подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, согласно которому налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных или излишне взысканных штрафов "в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом". В то же время ст. 78 и 79 НК РФ установлен порядок возврата сумм налогов, сборов и пени, но не штрафов.
    Подобный пробел можно преодолеть, лишь применив к возврату излишне уплаченных (взысканных) штрафов нормы, регулирующие сходные отношения, т. е. посредством аналогии закона. В противном случае налогоплательщик вообще будет лишен возможности реализовать право на возврат излишне взысканных с него штрафов, что в конечном итоге идет вразрез с положениями Конституции РФ.

    Как можно заметить, у вышеназванных групп отношений есть одна общая черта: преобладание материальных норм над процессуальными. В то время как отношения по осуществлению налогового контроля и по обжалованию актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц носят ярко выраженный процессуальный характер. Их правовое регулирование, как правило, осуществляется посредством процедурных норм.

    Все вышеизложенное позволяет выработать общий принцип допустимости применения норм налогового законодательства по аналогии. Аналогия возможна, только когда законом определены соответствующие права и обязанности участников налоговых правоотношений, но не предусмотрен порядок их реализации. Иными словами, посредством применения аналогии закона можно преодолевать пробелы процессуальные, но не материальные 8 .
    Конечно же, нельзя утверждать, что процессуальные и материальные налоговые нормы можно четко разделить лишь на основе регулируемого ими вида отношений. Например, если речь идет о порядке привлечения к налоговой ответственности либо о порядке производства по делу о налоговом правонарушении, следует признать допустимым применение института аналогии.
    В частности, п. 1 ст. 10 НК РФ закреплено, что привлечение к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ "никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как… в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом". Однако порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, предусмотренный НК РФ (ст. 100-101), сформулирован только применительно к налоговым правонарушениям, выявленным в результате выездной налоговой проверки.
    Но это не свидетельствует о невозможности привлечения к ответственности по итогам камеральной проверки. Деяние становится наказуемым в силу его противоречия нормам закона, и его наказуемость не зависит от формы налогового контроля. Следовательно, единственный вариант привлечения к ответственности по итогам камеральной проверки - применение по аналогии норм, регулирующих сходные отношения, т. е. порядка производства по делам о налоговых правонарушениях, сформулированного законодателем применительно к выездным проверкам.
    Институт процессуальной аналогии помогает преодолевать весьма распространенные пробелы в нормативном регулировании, возникающие в ситуации, когда законодатель, предоставив налогоплательщику определенное право, делегирует установление порядка его реализации либо конкретизацию данного права федеральным органам исполнительной власти, которые принимают соответствующий подзаконный акт со значительным опозданием. По мнению автора, налогоплательщик не может лишиться возможности воспользоваться предоставленным ему правом из-за невыполнения или несвоевременного выполнения органом исполнительной власти предписаний законодателя.
    Так, в соответствии с подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. Однако указанный порядок был установлен Правительством РФ только в ноябре 2002 г. 9 Причем Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 № 814 определяет не сами нормы естественной убыли, а перечень соответствующих органов, которым предписано их утвердить до 01.01.2003.
    Комментируя сложившуюся ситуацию, сотрудники налоговых органов рекомендовали до утверждения нормативов вообще не учитывать расходы в виде потерь. Однако право на уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы потерь от недостачи или порчи товарно-материальных ценностей предоставлено организациям законом. И в отсутствие установленных в надлежащем порядке норм налогоплательщики могут по аналогии воспользоваться не подлежащими в данном случае применению ведомственными актами, определявшими нормативы потерь до 01.01.2002.
    В похожей ситуации на необходимость применения аналогии указал и ФАС Северо-Западного округа. Пунктом 3 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" было установлено, что возмещение НДС при производстве товаров, реализуемых в рамках безвозмездной помощи, производится в порядке, определяемом Правительством РФ. Соответствующее постановление было принято только через полтора года. Однако суд указал, что отсутствие разработанного порядка применения льготы не лишает налогоплательщика права на ее применение. Налогоплательщик совершенно обоснованно руководствовался общим порядком возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам, т. е. правильно воспользовался по аналогии нормами Закона об НДС 10 .
    Разумеется, использование института аналогии не позволит решить всех проблем, возникающих в ходе применения положений налогового законодательства при разрешении споров. Однако уяснение определенных правил применения норм налоговых законов по аналогии по крайней мере будет способствовать формированию единообразной и последовательной арбитражной практики.

    1 См., например, Зарипов В. М. Зачет излишне уплаченного налога сроками не ограничен // Налоговые споры. Тематический выпуск журнала "Арбитражная практика". Октябрь 2002. С. 125. Не соглашаясь с доводом В. М. Зарипова о невозможности применения норм налогового законодательства по аналогии, автор тем не менее поддерживает его вывод о недопустимости распространения трехлетнего срока возврата излишне уплаченного налога на случаи зачета излишне уплаченных сумм, поскольку в ст. 78 НК РФ налицо так называемый "преднамеренный" пробел, сознательно допущенный законодателем и не нуждающийся в восполнении.

    2 Постановление ФАС Московского округа от 19.09.2001 № КА-А40/5203-01.

    3 Постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2003 № А52/2603/2002/2, от 14.10.2002 № А52/1297/2002/2.

    4 Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

    5 Постановления Конституционного Суда РФ от 18.02.97 № 3-П "По делу о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" и от 11.11.97 № 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года".

    6 Исключение составляет уступка права требования, налоговая база при которой определяется в порядке, установленном ст. 155 НК РФ. Хотя низкий уровень законодательной техники, которым отличается данная статья, вызывает сомнения в отношении возможности ее применения в ряде случаев на практике.

    7 Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. С. 409.

    8 Данная точка зрения ранее была сформулирована в работе "Взыскание налогов: разрешение спорных ситуаций, арбитражная практика". Маслов А. А., Шаповалов С. Ю. (под общей ред. С. Ю. Шаповалова). М.: ТаксХелп, 2003. С. 14.

    9 Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 № 814.

    10 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2003 № А05-7220/02-395/13

    Электрокар NIO на гонке Formula E в США в 2018 году

    Стоимость бумаг 17 января 2020 года: $4,67 за акцию

    Стоимость 15 января 2021 года: $56,27 за акцию

    Динамика: +1105%

    Причина роста: мода на электрокары, глобальный курс на чистые источники энергии

    Перспективы: новые технологии, возможный выход на массовый рынок

    Риски: убыточность, высокая конкуренция

    Акции китайского производителя электромобилей NIO за последний год подорожали на 1105%. Резкий рост стоимости сделал NIO пятым по величине производителем автомобилей в мире с капитализацией $87,72 млрд. На своем пути вверх компания оставила позади таких видных представителей отрасли, как Daimler и General Motors.

    Однако настолько невероятная динамика котировок вызвала серьезные опасения. Даже самая хайповая компания 2020 года — Tesla — подорожала на 743%. Многие участники рынка полагают, что акции NIO сильно переоценены и могут обвалиться в любой момент. Разбираемся, так ли это.


    NIO основал в 2014 году Ли Бин, он же Уильям Ли — этот псевдоним китайский бизнесмен взял для общения с западными коллегами. Новорожденную компанию поддержали такие бизнес-гиганты, как Baidu, Alibaba и Tencent.

    Первоначально компания называлась NextEV. Cразу же после основания она развернула дорогостоящую рекламную кампанию, начав участвовать в гоночном чемпионате «Формула-Е» для машин с электромотором. В первом же сезоне китайцы стали чемпионами.

    Первая модель электрокара для продажи дебютировала в 2016 году. Это была двухместная спортивная автомашина на электрической тяге — на тот момент самый быстрый электромобиль в мире. В день презентации на свет появился бренд NIO, а машину назвали NIO EP9. Всего NIO изготовила 16 таких автомашин. Первые шесть из них продали по £2,5 млн каждую.

    NIO вышла на IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже в сентябре 2018 года — первая среди аналогичных компаний Китая. Уильяма Ли называют крестным отцом китайской индустрии электромобилей и «китайским Илоном Маском». На 15 января 2021 года Forbes оценивал его состояние в $9,2 млрд.

    Акции NIO не торгуются на российских биржах. В то же время бумаги можно купить у некоторых брокеров, если у вас есть статус квалифицированного инвестора.

    Что играет против NIO

    Отсутствие прибыли

    NIO до сих пор убыточна. Львиную долю от выручки NIO «сжирает» себестоимость электромобилей. В третьем квартале 2020 года она составила $580,3 млн при выручке $666,6 млн. Оставшуюся прибыль перекрыли операционные издержки (-$225,6 млн), из которых $87 млн компания пустила на НИОКР.

    Впрочем, убыточность — не редкость для стартапов в первые годы развития. Инвесторы это понимают и покупают акции в расчете на будущий рост финансовых показателей. К тому же выручка NIO неуклонно растет, а убытки снижаются — проект понемногу сокращает себестоимость и берет под контроль издержки.


    Еще одной проблемой для NIO до недавнего времени был затяжной спад на автомобильном рынке Китая. В 2019 году продажи электромобилей в стране снизились на 4% по сравнению с предыдущим годом — до 1,21 млн автомобилей. Пандемия коронавируса еще больше ударила по китайским автопроизводителям: в первом квартале общие продажи в секторе упали на 43%.

    На фоне строгой изоляции населения поставки машин NIO за первые три месяца 2020-го обвалились вдвое — до 3838 единиц против 8224 единиц в предыдущем квартале. Компания была близка к банкротству.

    Однако уже во втором квартале продажи показали мощный отскок — по окончании карантина спрос на электромобили в Китае резко взлетел. Результаты более чем обнадеживают — в четвертом квартале 2020-го продажи NIO выросли на 111% — до рекордного максимума 17,4 тыс. машин. К тому же компания получила финансирование от государственных инвесторов — примерно $1,4 млрд.

    На конец третьего квартала на счетах NIO скопилось $2,85 млрд наличности, что примерно на $1,5 млрд превышает сумму краткосрочных и долгосрочных долгов. Годом ранее чистый долг NIO превышал $1 млрд.

    Генеральный директор и председатель совета директоров NIO Уильям Ли

    Высокая конкуренция

    Конкуренция в сегменте электромобилей Китая невероятно высока. На апрель 2019 году в стране было зарегистрировано около 500 таких стартапов. А в 2020 году на китайском рынке закрепилась Tesla, построив там свой завод.

    Среди китайских автопроизводителей ближайшими конкурентами NIO являются Li Auto и Xpeng, а также крупнейший производитель электромобилей в Китае и четвертый в мире — BYD. В четвертом квартале 2020 года BYD продал 77,1 тыс. электрокаров, что на 73% больше, чем NIO, Li Auto и Xpeng вместе взятые.

    Но главным конкурентом NIO все же считается Tesla: ожидается, что на китайском рынке новый седан NIO будет соперничать с Tesla Model Y. В самой NIO, впрочем, не «рассматривают Tesla как главного конкурента». Цель NIO на ближайшие годы — вытеснить с рынка «бензиновых» автопроизводителей, говорит гендиректор компании, имея в виду, в частности, внедорожники BMW X3 и Audi Q5.


    Что поможет акциям NIO

    Заинтересованность правительства Китая

    На китайском рынке места хватит всем действующим игрокам — и Tesla, и NIO, и BMW, и представителям других брендов, считает аналитик инвесткомпании «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Эксперт отмечает, что этому поможет программа субсидирования производства электромобилей. Ожидалось, что она завершится в конце 2020 года, но власти Китая продлили ее до 2022 года.

    У себя на родине компанию NIO называют «Вэйлай» («голубое небо все ближе»), и не без оснований. «Вэйлай» — напоминание о загрязненном воздухе, скрывающем цвет неба. В Китае ожидают, что электромобили постепенно заменят бензиновые машины на дорогах страны, а это очистит воздух. По расчетам властей, к 2025 году доля электромобилей в общем объеме продаж авто достигнет 20% против 5% на данный момент.

    Инновации

    9 января компания провела четвертый ежегодный День NIO. На нем она взорвала общественность новостью о своем сотрудничестве с производителем микропроцессоров NVIDIA. Производитель рассказал, что с 2022 года переведет весь свой модельный ряд на новейшие чипы Orin от NVIDIA.

    Эти устройства отвечают за автопилотирование — самую сложную часть программной начинки электромобилей. Каждая отдельная микросхема Orin способна обрабатывать до 254 трлн операций в секунду. Для сравнения, чип собственной разработки Tesla выдает лишь 144 трлн операций в секунду. Машины NIO будут работать на четырех чипах, то есть общая производительность превысит 1000 трлн операций в секунду. Это сопоставимо с реакцией человеческого мозга.

    Завод NIO в Хэфэ́й в провинции Аньхой КНР

    NIO также представила аккумулятор большей емкости — на 150 кВт⋅ч, которая позволяет проехать около 1000 км без подзарядки. Ранее компания использовала аккумулятор на 100 кВт⋅ч. На аккумуляторе Tesla электромобиль проезжает около 425 км для стандартной версии и около 570 км для версии с большим запасом хода.

    При этом NIO выступает за замену батарей как более быструю альтернативу подзарядке. Компания зарегистрировала несколько сотен патентов этой технологии, доведя скорость замены батарей до нескольких минут, что в несколько раз быстрее самой быстрой подзарядки.

    В такой технологии есть еще один плюс — по мере совершенствования аккумуляторов владелец авто может заменять их на новые, а не ездить на морально устаревших. Сейчас NIO строит станции по замене батарей. На текущий момент станций уже 177, а к концу года планируется увеличить их число до 500, сообщил Ли.

    Но главным событием Дня NIO стал новый люксовый седан ET7. В компании сравнили его с уютной гостиной с новыми возможностями автономного вождения и дополнительными функциями — такими как сиденья, которые могут сделать массаж.

    Возможный выход на массовый рынок

    Сейчас NIO представлена на рынке моделями премиум-класса — в ее активе три внедорожника по цене свыше $46,2 тыс. и недавно представленный седан ET7, стоимость которого составит от $69,2 тыс. до $81,2 тыс. в зависимости от конфигурации.

    Седан NIO ET7

    Все это не позволяет NIO претендовать на место на массовом рынке электромобилей. Для сравнения, стоимость Tesla Model 3 после субсидий составляет около $38,65 тыс. Правда, недавно гендиректор NIO Уильям Ли заявил, что не исключает выхода на массовый рынок электромобилей — но под другой торговой маркой.

    «По мере развития технологий электромобилей и снижения стоимости аккумуляторов мы, возможно, выйдем на массовый рынок. Но определенно не с брендом NIO», — заявил журналистам Ли, не сообщив подробностей.

    Тем не менее NIO уже сейчас может получать субсидии от государства, несмотря на стоимость ее машин выше необходимого порога в $46,4 тыс. Субсидии даются на более дорогие машины, только если у них — как у NIO — предусмотрена возможность замены батарей.

    Фото:Hadrian / Shutterstock

    Динамика акций NIO пока больше походит на хайп, но именно среди китайских компаний стоит искать будущих лидеров перерождения отрасли. Поэтому долгосрочный инвестор вполне может рассматривать NIO для своего портфеля, но «лучше в рамках более широкого пакета акций автопроизводителей новой волны», советует управляющий партнер EXANTE Алексей Кириенко.

    «Пока же стоит воспринимать NIO как своего рода «аналог Tesla для бедных», но не в плане производимой продукции, а как акцию для тех, кто хочет сделать ставку на электромобили, но не решается покупать акции Tesla около $850 после восьмикратного роста за год. NIO выросла сильнее — примерно в 12 раз — но это больше походит на начало долгого пути вверх», — пояснил эксперт.


    Инвестиционный стратег компании «Алор Брокер» Павел Веревкин сравнивает текущую ситуацию с истерией вокруг интернет-компаний конца 1990-х и советует быть осторожными с акциями производителей электрокаров.

    «При капитализации NIO около $88 млрд компания все еще приносит убыток более $1 млрд. И даже в случае, если NIO удастся выйти на прибыль, ей потребуются титанические усилия, чтобы оправдать свою капитализацию. Покупая подобные компании, стоит трезво осознавать, что это хайп, и сколько он еще продлится — никто не знает», — предупредил эксперт.

    Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

    НИО это:

    Субъект налога: организации, включая иностранные, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения

    Не признаются налогоплательщиками: организации, являющиеся организаторами Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, а также организации, применяющие специальные режимы налогообложения.

    Объект налога:

    Российские организации – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве ОС;

    Иностранные организации, с постоянными представительствами в РФ – движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам ОС;

    Иностранные организации без постоянных представительств – находящееся на территории России и принадлежащее на праве собственности недвижимое имущество.

    Не является объектом налогообложения НИО:

    Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты);

    Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления.

    Налоговая база – среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложение величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу:


    По итогам отчетных периодов определяется средняя стоимость имущества.

    Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца в отчетном периоде и первое число месяца следующего отчетного периода, на число месяцев в отчетом периоде, увеличенное на единицу:


    Налоговая ставка – устанавливается на федеральном уровне как предел = 2,2%. Фактическую ставку устанавливают субъекты РФ, в пределах установленных НК РФ (до 2,2%).

    Сегодня 50% субъектов установили предельную ставку = 2,2% (в т.ч. Омская обл.).

    Допускается дифференциация ставок в зависимости от категории налогоплательщиков и/или имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    Налоговые льготы. Освобождаются от уплаты налога:

    Организации уголовно-исполнительной системы (колонии, тюрьмы);

    Общероссийские общественные организации инвалидов;

    Памятники истории и культуры федерального значения;

    Ж/д пути общего пользования, федеральные автодороги, магистральные трубопроводы, линии электропередач;

    Имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

    Ядерных установок и др.

    Налоговый период – календарный год.

    Отчетный период:

    Порядок исчисления:

    Сумма налога к уплате определяется по итогам налогового периода, как разница между суммой налога, исчисленной как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, и суммами авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода:

    НИО = НБ * НС – Авансы

    По итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма авансового платежа. Порядок исчисления авансов:

    Исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период:

    Аванс = ССИ * НС / 4

    Сроки уплаты – порядок и сроки уплаты устанавливаются законами субъектов РФ.

    По итогам отчетного периода - не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (для авансов);

    По итогам налогового периода – не позднее 30 марта, года, следующего за отчетным периодом.

    Полномочия субъекта РФ. Законодательные органы субъекта РФ определяют:

    Порядок и сроки уплаты;

    Налоговые льготы (можно только расширять, сокращать нельзя);

    Налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ (до 2,2%).

    Пример задачи:

    На балансе организации есть следующие основные средства:

    Здание – стоимость на 01.01 = 4 800 000 руб., ежемесячная амортизация = 25 000 руб.

    Оборудование – стоимость на 01.01 = 1 500 000 руб., ежемесячная амортизация = 20 000 руб.

    В марте был приобретен автомобиль = 900 000 руб. Срок полезного использования = 5 лет

    Способ амортизации – линейный.

    Определить НИО – авансовый платеж за 1 квартал года.

    Решение:

    ССИ за 1 квартал = ((4 800 000 + 1 500 000) (на 01.01) + (4 800 000 – 25 000 + 1 500 000 – 20 000) (на 01.02) + (4 800 000 – 25 000 * 2 + 1 500 000 – 20 000 * 2) (на 01.03) + (4 800 000 – 25 000 * 3 + 1 500 000 – 20 000 * 3 + 900 000) (на (01.04)) / (3 + 1) = 25 830 000 / (3+1) = 6 457 500 руб.

    Размер авансового платежа = 6 457 500 * 2,2% / 4 = 35 516 руб.

    Читайте также: