Увеличение государственных закупок при неизменных налогах ведет к

Опубликовано: 16.05.2024

Для того чтобы лучше разобраться в проблеме макроэкономического равновесия, рассмотрим совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD—AS).

Совокупный спрос (AD — aggregate demand) — это сумма всех видов спроса, или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. Совокупный спрос отражает зависимость между уровнем цен и объемом произведенного продукта, который потребители готовы купить при данном уровне цен. Графически совокупный спрос изображен на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Кривая совокупного спроса

Совокупный спрос включает в себя следующие основные составляющие:

¦ спрос на потребительские товары и услуги (С). При увеличении уровня цен потребительский спрос сокращается, т.е. снижается покупательская способность накопленных доходов;

¦ спрос на инвестиционные товары (Г)—рост цен приводит к повышению процентной ставки, так как увеличивается спрос на деньги. Увеличение же процентных ставок сокращает объем реальных плановых инвестиций;

¦ спрос на товары и услуги со стороны государства (G), так называемые государственные закупки. Увеличение уровня цен в стране сокращает государственные закупки, так как выделение средств из бюджета на государственные закупки осуществляется в фиксированном стоимостном выражении;

¦ чистый экспорт — разница между экспортом и импортом (X). При увеличении уровня цен в данной стране объем ее экспортных операций уменьшается, а уровень импорта повышается, т.е. товары, произведенные в данной стране, становятся дороже иностранных.

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой

AD = C + I+G + X. (4.1)

Если посмотреть на формулу (4.1) более внимательно, то можно увидеть, что она соответствует формуле (2.1) расчета ВВП по расходам, которую мы рассматривали в главе 2.

Все основные составляющие находятся в обратной зависимости от уровня цен, что определяет отрицательный наклон кривой AD. Таким образом, спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:

где Р — уровень цен в экономике;

Y — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М — количество денег в обращении;

V — скорость обращения денег.

Из формулы (4.2) следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана:

с эффектом процентной ставки (эффект Кейнса) — с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос;

эффектом богатства (эффект Пигу) -— рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижаются объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос; эффектом импортных закупок — рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на им- . портные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.

Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся:

¦ факторы, влияющие на потребительские расходы домохо-зяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания, так как оптимистические экономические ожидания потребителей и фирм увеличивают плановый объем потребляемого национального продукта;

¦ факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;

¦ изменения в государственной политике, определяющей государственные расходы; кроме того, на совокупный спрос влияет изменение объема денежной массы в экономике, производимое центральным банком, и увеличение или уменьшение уровня налогообложения;

¦ изменения в мировой экономике, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке, экономический рост в других странах, также оказывает влияние на совокупный спрос.

Изменения совокупного спроса отражены на рис. 4.1. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево — его уменьшение.

Совокупное предложение (AS — aggregate supply) — это вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведенная (предложенная) в обществе. Оно показывает взаимосвязь величины реального национального продукта и уровня цен, при котором производится продукт.

Графически взаимосвязь между уровнем цен и объемом выпуска изображается в виде кривой совокупного предложения.

На характер кривой AS также влияют ценовые и неценовые факторы. Как и в отношении кривой AD, ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения и обусловливают движение вдоль кривой AS. Неценовые факторы вызывают сдвиг кривой влево или вправо. К неценовым факторам предложения относят изменения в технологии, в ценах ресурсов и их объемах, в налогообложении фирм и структуре экономики. Так, повышение цен на энергоносители приведет к росту издержек и снижению объема предложения (кривая AS сдвигается влево). Высокий урожай означает увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой вправо). Рост или снижение налогов соответственно вызывают уменьшение или увеличение совокупного предложения.

Форма кривой предложения трактуется по-разному в классической и кейнсианской экономических школах. В классической модели экономика рассматривается в долгосрочном периоде. Это период, в течение которого номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются достаточно сильно, являются «гибкими». Реальные величины (объем выпуска продукции, уровень занятости, реальная ставка процента) меняются медленно и принимаются за постоянные. Экономика функционирует на полную мощность при полной занятости средств производства и ресурсов труда. Кривая совокупного предложения AS выглядит как вертикальная линия, отражая тот факт, что в этих условиях невозможно достичь дальнейшего увеличения об^ма производства, даже если это стимулируется увеличением совокупного спроса. Его рост в данном случае вызывает инфляцию, но не рост ВНП или занятости. Классическая кривая AS характеризует естественный (потенциальный) объем производства (ВНП), т.е. уровень ВНП при естественном уровне безработицы, или максимально высокий уровень ВНП, который может быть создан при имеющихся в обществе технологиях, трудовых и природных ресурсах без роста темпов инфляции.

Кривая совокупного предложения может передвигаться влево и вправо в зависимости от развития производственного потенциала, производительности, технологии производства, т.е. тех факторов, которые влияют на движение естественного уровня ВНП.

Кейнсианская модель рассматривает экономику в краткосрочном периоде. Это такой период (длительностью от одного до трех лет), который необходим для выравнивания цен на конечную продукцию и факторы производства. В течение этого периода предприниматели могут получать прибыль в результате превышения цен на конечную продукцию при отставании цен на факторы производства, прежде всего на рабочую силу. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) рассматриваются как «жесткие». Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости) — как «гибкие». Эта модель исходит из неполной занятости экономики. В таких условиях кривая совокупного предложения AS либо горизонтальна, либо имеет восходящий характер. Горизонтальный отрезок прямой отражает глубокий спад в экономике, недоиспользование производственных и трудовых ресурсов. Расширение производства в такой ситуации не сопровождается повышением издержек производства и цен на ресурсы и готовую продукцию. Восходящий отрезок кривой совокупного предложения отражает ситуацию, когда рост объема национального производства сопровождается некоторым увеличением цен. Это может происходить из-за неравномерности развития отдельных отраслей, использования для расширения производства менее эффективных ресурсов, что повышает уровень издержек и цен на конечную продукцию в условиях ее роста.

Рис. 4.2. Кривая совокупного предложения

И классическая, и кейнсианская концепции описывают воспроизводственные ситуации, которые вполне возможны в реальной действительности. Поэтому три формы кривой предложения принято объединять в одну линию, имеющую три отрезка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (восходящий) и классический (вертикальный).

4.3. Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением

Пересечение кривых совокупного спроса AD и совокупного предложения AS дает точку общего экономического равновесия (N). Условия этого равновесия будут различны в зависимости от того, на каком отрезке кривая совокупного предложения AS пересекается с кривой совокупного спроса AD (рис. 4.3).

Рис. 4.3.Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением

Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены равновесному объему производства.

При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает в первую очередь ценовой механизм.

В данной модели возможны два варианта:

1) совокупное предложение превышает совокупный спрос. В этом случае сбыт товаров затруднен, увеличиваются запасы, тормозится рост производства, возможно начало спада производства;

2) совокупный спрос обгоняет совокупное предложение. Тогда наступает обратная ситуация: запасы сокращаются, а неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.

Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны. Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках. Изменения в равновесии происходят при увеличении (или снижении) совокупного спроса или совокупного предложения. Графически изменения в равновесии отображаются смещением кривых совокупного спроса (AD) или совокупного предложения (AS).

Рассмотрим изменения в равновесии при увеличении совокупного спроса на трех отрезках кривой совокупного предложения.

Увеличение совокупного спроса на горизонтальном (кейнсианском) отрезке приведет к повышению уровня занятости и соответственно к увеличению объема реального национального продукта.

Пересечение кривых AS и AD на краткосрочном участке (промежуточном отрезке) означает, что экономика находится в краткосрочном равновесии, при котором уровень цен на конечную продукцию и реальный национальный продукт устанавливается на основе равенства совокупного спроса и совокупного предложения. Равновесие в этом случае достигается в результате постоянных колебаний спроса и предложения. Увеличение совокупного спроса повлечет за собой как увеличение реального объема производства, так и повышение уровня цен. Если спрос AD превышает предложение AS, то для достижения равновесного состояния необходимо либо при неизменных объемах производства повысить цены, либо расширить выпуск продукции. Если предложение AS превышает спрос AD, то следует либо сократить производство, либо понизить цены.

Увеличение совокупного спроса на классическом (вертикальном) отрезке не влияет на объем реального объема производства, так как данный отрезок подразумевает полную занятость. В данном случае лишь поднимутся цены.

В результате сказанного выше возникает вопрос: сколь долго может сохраняться равновесие в экономике, если представить, что оно достигнуто? С изменением фаз экономического цикла, конъюнктуры рынка, доходов в обществе происходят сдвиги в спросе. Все это свидетельствует о том, что равновесное состояние не может долго оставаться неизменным. Согласование спроса и предложения, взаимосвязь основных элементов национальной экономики могут быть достигнуты лишь в динамическом развитии, а краткосрочное (текущее) равновесие является лишь его предпосылкой.

Равновесие в экономике — это такое состояние системы, в которое она постоянно возвращается в соответствии со своими собственными закономерностями. В случае нарушения равновесного состояния существенное значение приобретает общая направленность процесса, т.е. важно знать, усиливается или ослабевает макроэкономическое неравновесие.

Еще одной макроэкономической моделью, отражающей соотношение совокупного спроса и совокупного предложения, является кейнсианская модель «Доходы — расходы». На протяжении нескольких десятилетий XX в. в основе макроэкономической политики ведущих государств мира лежала теория Дж. М. Кейнса, согласно которой главная причина экономических кризисов заключается в недостаточности совокупного спроса. Недостаточность совокупного спроса вызвали две основные причины:

1) действие основного психологического закона, согласно которому по мере роста дохода люди увеличивают ту ее долю, которая идет на сбережения. Для описания этой закономерности используются показатели склонности к потреблению и к сбережению:

предельная склонность к потреблению (МРС = АС: А У) показывает изменение величины потребления в зависимости от изменения дохода,

предельная склонность к сбережению (MPS = AS : AY) определяет изменение величины сбережения в зависимости, от изменения дохода;

2) невысокая норма прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента (это снижает инвестиционный спрос со стороны фирм).

В этих условиях задача государства состоит в том, чтобы компенсировать при помощи государственных расходов падение совокупного спроса.

В кейнсианской модели «Доходы — расходы» равновесие рынка достигается, когда совокупные расходы АЕ равняются совокупным доходам N1 (национальному доходу), а N1 = DI (располагаемому доходу).

N1 = DI обозначим через Y. Поток расходов представляет собой совокупный спрос, а поток доходов — совокупное предложение. Для построения модели необходимо записать следующие равенства: АЕ = У, AD = AE,AS= Y,

От G и NX (спроса со стороны государства и внешнего рынка) мы абстрагируемся.

AE=C + I; Y=C + S; С +1 = С + S; I = S. (4.4)

Строим систему координат (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Модель равновесия «Доходы — расходы»

Для определения точки равновесия необходимо провести линию под углом 45°. Все точки этой прямой находятся в равновесии — расходы равны доходам. Чтобы найти необходимую нам точку равновесия, надо построить линию потребления:

где Сех — экзогенное, т.е. не зависящее от изменения дохода потребление (допустим, оно будет равняться 100 ед.);

МРС — предельная склонность к потреблению (примем ее за 0,8);

Y — располагаемый доход.

Построим линию С. Примем Y за ноль. Тогда С будет равняться С экзогенному (100). Придадим Y, к примеру, значение 200 ед. Тогда С= 100+ (0,8x200) = 260.

Точка пересечения прямой потребления с линией под углом в 45° называется критической точкой, в которой весь доход потребляется. При значениях потребления выше этой точки часть доходов идет на сбережения. Если же потребление превышает располагаемый доход (область, расположенная слева от критической точки), то оно осуществляется отчасти за счет прежних сбережений.

Теперь необходимо построить линию сбережения и найти точку, где инвестиции равны сбережениям. Строим линию сбережения S = Sex+ MPS х Y. При Y=0 эта линия будет проходить через точку (-C), так как все сбережения будут идти на потребление. Там, где критическая точка проектируется на ось ОХ, S = 0.

Теперь нужно найти точку пересечения линии сбережений с линией инвестиций. Инвестиционный спрос достаточно изменчив. Его размер определяется ожидаемой нормой чистой прибыли, реальной ставкой процента, технологией производства, уровнем налогообложения и другими факторами. В нашем примере сделаем допущение, что инвестиционный спрос равен 50 ед. при всех уровнях дохода. Спроецировав точку пересечения линии S и линии I на линию под углом 45°, мы и найдем точку равновесия. Прямая АЕ = С + I также пройдет через эту точку (параллельно линии С).

Определение точки общего равновесия необходимо для прогнозирования развития экономики. Если в данный момент фактический национальный доход меньше равновесного, можно предполагать, что экономика будет расширяться. Если же размер национального дохода превышает равновесный уровень, можно предполагать, что в дальнейшем произойдет сокращение производства. Возникает вопрос, на какую величину изменится национальный доход вследствие изменений в расходах? .

Мультипликатор расходов — это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз конечная сумма прироста или сокращения планируемых расходов, образующих национальный доход, превысит первоначальную сумму расходов.

Формула простого мультипликатора

MULT= 1 : (1 - МРС) = 1 : MPS. (4.6)

Рассмотрим процесс мультиплицирования на простом примере. Допустим, инвестиции в обществе возросли на 1000 ед. С одной стороны, это расходы, с другой — доходы. Эти денежные средства материализуются в виде рабочей силы, оборудования, сырья и других товаров. Владельцы этих факторов производства получат доход, также равный 1000 ед. При МРС = 0,8 они направят на потребление 800 ед., а на сбережения — 200 ед.; 800 ед. также для кого-то станут расходами, а для кого-то — доходами (табл 4.1)

Процесс мультиплицирования Круг Прирост продаж Доход домохозяйств Прирост потребления Прирост сбережений 1 1 ООО 1 000 800 200 2 800 800 640 160 3 640 640 512 128 и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. Всего 5 000 5 000 4 000 1 000

В итоге первоначальное инвестирование в 1000 единиц привело к увеличению национального дохода до 5000 тыс. единиц (при мультипликаторе, равном 1 : 0,2 = 5), т.е. 1000 х 5 = 5000.

С процессом мультипликации тесно связан принцип акселерации. Суть его заключается в том, что рост доходов в результате мультиплицирующего эффекта первоначальных инвестиций вызывает увеличение спроса на потребительские товары, что в свою очередь обусловливает рост спроса на средства производства, причем в гораздо большей степени. Это связано с тем, что оборудование предприятий (основной капитал) является дорогостоящим и требует значительных капитальных затрат.

Мерой масштабов акселерации является акселератор — числовой множитель, на который каждую денежную единицу приращенного дохода увеличивает инвестиции. Он рассчитывается по формуле

где а — коэффициент акселерации;

I — прирост новых инвестиций; Yt,-Yt-1— прирост дохода.

Нужно отметить, что принципы мультипликации и акселерации обладают двусторонним действием. Увеличение населением сбережений в условиях неполной занятости и недостаточного спроса порождает «парадокс бережливости» — уменьшаются сбережения и инвестиции в обществе в целом. Даже небольшое сокращение инвестиций дает обратный мультиплицирующий эффект — многократное снижение национального дохода. Действие акселератора также может порождать не только повышательную тенденцию в инвестиционных расходах, но и приводить к падению спроса на основной капитал при условии снижения темпов роста спроса на потребительские товары.

Исследователи объясняют процессы расширения и сокращения деловой активности сочетанием действия мультипликатора и акселератора и считают, что можно найти такое сочетание этих коэффициентов, которое обеспечит незатухающий рост экономики

Рассмотрим механизм воздействия изменения государственных закупок на совокупный спрос. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 дол. (повысило заработную плату чиновнику или учителю или купило дополнительное оборудование для своего предприятия, или начало строить автостраду и т.п.), т.е.
= 100 дол. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход — часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: "Основной психологический закон . состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход". Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (marginal propensity to consume — mpc).


Отношение прироста сбережений к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к сбережению (marginal propensity to save — mps).


Очевидно, что сумма mрс и mps равна единице:


Величины mрс и mps для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Предположим, что экономические агенты тратят на увеличение потребления 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают. Это означает, что mрс = 0,8, a mps = 0,2.

Когда государство увеличивает свои закупки на 100 дол., то этим оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 дол., из которого 80 дол. он потратит на увеличение потребления и 20 дол. — на увеличение сбережений. Потратив 80 дол., он создаст дополнительный доход другому агенту, из которого последний 64 дол. (80 х 0,8 = 64) потратит на увеличение потребления и 16 дол. (80 х 0,2 = 16) — на прирост сбережений. Полученные 64 дол. дополнительного дохода продавец также потратит на дополнительные потребление (51,2 дол.) и сбережения (12,8 дол.). Далее этот процесс будет развиваться по тем же законам и может быть представлен в виде пирамиды (рис. 12.1).


Рис. 12.1. Механизм эффекта мультипликатора

Общий прирост совокупного дохода (
) в результате роста государственных закупок составит сумму приростов доходов всех экономических агентов:


Поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженному на предельную склонность к потреблению (mрс), то изменение совокупного дохода равно


В скобках получаем бесконечно убывающую геометрическую прогрессию (а это и есть математический смысл мультипликатора) со знаменателем меньше единицы (mрс


Подставим численные значения:


Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 дол. совокупный доход вырос пятикратно. Величина 1/(1 — mрс) называется мультипликатором автономных расходов
(в данном случае государственных закупок —
, но по этой же формуле рассчитывается мультипликатор автономных потребительских
и автономных инвестиционных
расходов):


Мультипликатор автономных расходов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при росте (уменьшении) автономных расходов (А) на единицу.



Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.

Влияние налогов

Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов — косвенно, через изменение потребительских расходов.

Рассмотрим воздействие на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов
, которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (Вспомним, что располагаемый доход Yd равен личному доходу Y за вычетом индивидуальных налогов , т.е.
) Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход. Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается на 100 дол. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если mрс = 0,8, то при увеличении располагаемого дохода на 100 дол. потребление увеличивается на 80 дол. (100 х 0,8 = 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 — 0,8) = 1/0,2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100 дол. составит 400 дол.
, а не 500 дол., как в случае изменения государственных закупок на те же 100 дол., т.е. мультипликативный эффект меньше. Это объясняется тем, что мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим формулу мультипликатора автономных налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение прежде всего потребительских расходов. Поскольку




Подставим формулу (2) в формулу (1) и, несколько перегруппировав, получим


Величина
и есть мультипликатор автономных налогов.

Поскольку
есть не что иное, как
(предельная склонность к сбережению), то мультипликатор автономных налогов можно записать и как (
:


В нашем примере он равен -4 (-0,8 / (1 - 0,8) = -0,8 / 0,2 = -4).

Мультипликатор налогов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличении) налогов на единицу:


Следует обратить внимание на два момента:

• мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов — к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100 дол.


=-100) привело к увеличению совокупного дохода на 400 дол.:


• по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 дол., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 дол.:


а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 дол.:


В результате совокупный доход увеличивается на 100 дол., т.е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Влияние трансфертов

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы "антиналоги". Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол. При предельной склонности к потреблению, равной 0,8, потребление увеличится на 80 дол.:


а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5:


то совокупный доход увеличится на 400 дол.:


Cнова мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени, по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т.е. не со 100 дол., а с 80 дол., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 дол., а только 400 дол.

Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода:


Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:


а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:


Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна


Таким образом, величина простого мультипликатора любого инструмента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбережению) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных налогов или трансфертов.

Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу:

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) — прямое.

Социальные трансфертные выплаты — трансферты домохозяйствам — воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам — субсидии — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Построенная модель позволяет нам получить первые выводы относительно эффективности политики, осуществляемой правительством, а именно, данная модель поможет нам проанализировать последствия политики в области государственных закупок, государственных трансфертов и налогов. Подобная политика носит название фискальной политики.

А. Увеличение государственных закупок.

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Рост Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике
на величину Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике
ведет к такому же росту автономных расходов, а значит, в результате выпуск изменится пропорционально мультипликатору:

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Графически рост государственных закупок сдвигает вверх кривую совокупного спроса на величину , в результате при прежнем уровне выпуска мы наблюдаем избыточный спрос, что ведет к росту выпуска (рисунок 6).

Б. Увеличение государственных трансфертных платежей.

Заметим, что увеличение трансфертов на единицу влечет увеличение автономных расходов лишь на величину предельной склонности к потреблению с, которая меньше единицы. В результате эффект от увеличения госзакупок на единицу будет в Me раз меньше, чем от повышения госзакупок на такую же величину:

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

В. Увеличение ставки подоходного налога.

Ставка подоходного налога не оказывает влияния на автономные расходы, а изменяет величину мультипликатора. Геометрически увеличение ставки подоходного налога влечет уменьшение угла наклона кривой совокупного спроса. В результате при прежней величине дохода в экономике наблюдается избыточное предложение, что стимулирует фирмы к снижению выпуска (рисунок 7).

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Выводы. Фискальная политика может использоваться для стабилизации экономики:

  • При спаде производства следует уменьшать ставку подоходного налога или увеличивать государственные расходы, причем эффект от увеличения госзакупок будет выше, чем при таком же увеличении государственных трансфертов.
  • В случае «перегрева» экономики (экономика на подъеме), повышая налоги или сокращая государственные расходы, мы можем вернуть экономику в состояние полной занятости.
  • Влияние фискальной политики на профицит государственного бюджета

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

К доходам государства мы относим налоговые поступления, а к расходам — государственные трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Превышение расходов над доходами называют бюджетным дефицитом . При принятых выше предположениях относительно фискальной политики выражение для бюджетного дефицита принимает следующий вид:

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Превышение доходов бюджета над его расходами или отрицательный бюджетный дефицит называют профицитом бюджета

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Проанализируем, как различные варианты фискальной политики сказываются на величине профицита бюджета.

А. Увеличение государственных закупок.

С одной стороны, госзакупки являются расходной статьей государственного бюджета и, следовательно, увеличение госзакупок должно вести к сокращению профицита бюджета. С другой стороны, имеет место косвенный эффект воздействия госзакупок на бюджет, поскольку увеличение госзакупок положительно влияет на равновесный доход и, значит, увеличатся налоговые поступления, что вызовет обратную тенденцию (увеличение профицита. Несложно убедиться в том, что профицит все же сократится.

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

откуда находим, что

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Итак, прямой эффект от повышения госзакупок является доминирующим.

Б. Увеличение государственных трансфертных платежей.

Увеличение государственных трансфертов также приведет к сокращению профицита госбюджета, причем снижение профицита будет большим, чем в результате повышения госзакупок на такую же величину:

  • прямое воздействие от увеличения трансфертов в точности совпадает с прямым эффектом от роста госзакупок,
  • косвенный эффект будет меньше, поскольку равновесный доход увеличится не так сильно, как при аналогичном изменении госзакупок.

В. Увеличение ставки подоходного налога.

  • Прямой эффект: в результате повышения ставки подоходного налога растут налоговые поступления для данного уровня выпуска, что положительно влияет на профицит бюджета.
  • Косвенный эффект: рост ставки подоходного налога ведет к падению равновесного дохода, что сокращает налоговую базу. Доминирующим будет прямой эффект, что приведет к росту профицита бюджета:

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Выводы. Как увеличение государственных расходов, так и снижение налогов (как паушальных, так и пропорциональных) ведет к снижению профицита государственного бюджета. Таким образом, стимулирующая фискальная политика или, как ее называют фискальная экспансия, негативно влияет на профицит бюджета. И, наоборот, фискальная политика, направленная на снижение выпуска (жесткая фискальная политика) ведет к росту профицита бюджета.

  • Мультипликатор сбалансированного бюджета

Рассмотрим увеличение государственных закупок финансируемое за счет роста налоговых поступлений. При этом будем считать, что в экономике действуют лишь паушальные налоги:

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Совокупный спрос при каждом уровне дохода увеличится на величину, равную поскольку

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

В результате кривая совокупного спроса сдвинется вверх и равновесный выпуск увеличится.

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

откуда, с учетом сбалансированности бюджета, находим:

Влияние фискальной политики на равновесие в макроэкономике

Вывод. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, то есть рост госзакупок на единицу ведет к увеличению равновесного выпуска ровно на такую же величину.

Эта лекция взята со страницы помощи по макроэкономике:

Возможно эти страницы вам будут полезны:


Помощь студентам в учёбе

Помощь студентам в учёбе

Помощь студентам в учёбе

Помощь студентам в учёбе

Изучу , оценю , оплатите , через 2-3 дня всё будет на «4» или «5» !

Откройте сайт на смартфоне, нажмите на кнопку «написать в чат» и чат в whatsapp запустится автоматически.

Помощь студентам в учёбе


Помощь студентам в учёбе
f9219603113@gmail.com



Помощь студентам в учёбе

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.9219603113.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

date image
2014-02-09 views image
3025

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Фискальная политика состоит в изменении налогов и государственных расходов с целью стабилизации производства, уровня занятости и цен, т.о. инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы (закупки).

Для осуществления государственных расходов государство формирует с помощью налоговых поступлений централизованный денежный фонд, называемый государственным бюджетом.

Таблица 12. Структура государственного бюджета

Доходы Расходы
Налоги (ТA) Государственные закупки (расходы) (G)
Государственные трансферты (TR)
Баланс Баланс

Баланс величины расходов и доходов государственного бюджета означает что бюджет сбалансирован. Однако бюджет не всегда является сбалансированным. При превышении доходов над расходами возникает бюджетный излишек. При превышении расходов над его доходами создается бюджетный дефицит.

Различают следующие виды бюджетного дефицита:

1) Пассивный дефицит – это дефицит бюджета, вызванный непосредственно автономным движением национального дохода (т.е. без государственного маневрирования государственными расходами и налогами);

2) Активный дефицит – это дефицит бюджета, вызываемый оперативным маневрированием ставками налогов и уровнем расходов;

3) Структурный дефицит – это дефицит, определяемый как разность между доходами и расходами при определенной фискальной политике и заданном уровне безработицы;

4) Циклический дефицит – это дефицит, определяемый как разность между фактически наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Когда экономическая система входит в период спада, а уровень безработицы увеличивается выше базового, реально наблюдаемый дефицит бюджета превышает уровень структурного дефицита, что происходит из-за роста трансфертных выплат и падения налогов.

Для анализа того, каким образом манипулирование государственными расходами и налогами позволяет реализовать стабилизационную функцию государства используют кейнсианскую макромодель, включив в нее государственный сектор.

Наличие государственного сектора влечет два важных изменения в данной модели. Во-первых, следует принять во внимание, что государственные закупки являются компонентой планируемых расходов: AЕ = C+I+G. Во-вторых, появляется различие между доходом и личным располагаемым доходом, поскольку государство собирает налоги и осуществляет трансфертные платежи. В результате располагаемый доход будет равен: YD = Y+TR-TA. Соответственно, потребление можно записать как функцию располагаемого дохода:

Предположим, что госзакупки и государственные трансфертные платежи задаются экзогенно и . В дальнейшем мы будем рассматривать два вида налогов: аккордные, то есть, фиксированные налоги, не зависящие от уровня дохода ( ) и пропорциональные зависящие от дохода. Это налоги умноженные на ставку подоходного налога t ( , где 0£t

Влияние государственных закупок на совокупный спрос

Государство, осуществляя государственные закупки, воздействует на изменение совокупного спроса. Чем выше величина государственных закупок, тем больше увеличивается совокупный спрос, и, следовательно, растет национальный продукт.

Графически рост государственных закупок сдвигает вверх кривую совокупного спроса на величину , в результате при прежнем уровне выпуска мы наблюдаем избыточный спрос, что ведет к росту выпуска (рисунок 79).




Изменения государственных расходов подвержены действию эффекта мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает насколько изменяется объем национального продукта при изменении величины государственных расходов. Формула изменения выпуска пропорционально мультипликатору государственных расходов имеет следующий вид.

Изменение объема государственных расходов приводит в движение процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении частных инвестиций.

Следует отметить, что при рассмотрении влияния государственных закупок на национальный доход в предыдущей формуле мы абстрагировались от существования пропорциональных налогов, допустив существование только аккордных налогов. Если же в анализе учесть одновременное существование аккордных и пропорциональных налогов, то мультипликатор налогов примет иной вид. Мультипликатор государственных расходов уменьшается в связи с уменьшение предельной склонности к потреблению на множитель (1 – t). В результате приращение выпуска национального продукта будет определятся следующей формулой: .

Влияние налогов на совокупный спрос.

Изменяя налоги, государство, оказывает воздействие на изменение совокупного спроса и национального продукта. С ростом налогов сокращаются потребительские расходы, совокупный спрос и объем выпуска.

Итак, наличие подоходного налога, приводит к уменьшению эффекта мультипликатора. Это связано с величиной косвенных эффектов. Действительно прямой эффект не зависит от налогов: увеличение автономных расходов на единицу ведет при неизменном доходе к такому же росту совокупных планируемых расходов и требует адекватного увеличения выпуска. Однако когда выпуск растет на единицу, то при наличии пропорциональных налогов это означает, что располагаемый доход увеличится лишь на (1-t), то есть, меньше, чем на единицу, а значит, и изменения в спросе и выпуске будут также меньше. Итак, тот факт, что часть дохода на каждом шаге уходит от потребителя к государству и не оказывает дальнейшего влияния на выпуск, приводит к снижению величины мультипликатора.

Влияние на равновесие увеличения государственных трансфертных платежей.

Увеличение трансфертов на единицу влечет увеличение автономных расходов лишь на величину предельной склонности к потреблению mpc, которая меньше единицы. Это объясняется тем, что трансферты влияют на планируемые расходы не непосредственно, как государственные закупки, а опосредованно через потребление. Количественная оценка изменения объема выпуска при изменении трансфертных платежей выражается формулой .

Пропорциональные налоги выполняют роль автоматического стабилизатора экономики. Под автоматическим стабилизатором понимается механизм, который ослабляет реакцию выпуска на изменения в автономных расходах. При наличии подоходного налога, уменьшается величина мультипликатора автономных расходов, и потому, следует ожидать меньшего роста/падения выпуска в ответ на такое же увеличение/падение автономных расходов.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика может использоваться для стабилизации экономики. В частности, когда наблюдается спад производства, то следует уменьшать ставку подоходного налога или увеличивать государственные расходы, причем эффект от увеличения государственных закупок будет выше, чем при таком же увеличении государственных трансфертов. В случае, когда, напротив, наблюдается “перегрев” экономики (экономика на подъеме), то, повышая налоги или сокращая государственные расходы, можно вернуть экономику в состояние полной занятости.

Существует три основных типа фискальной политики:

1) политика неравновесного бюджета (бюджетного дефицита и профицита);

2) политика равновесного бюджета;

3) политика встроенных стабилизаторов.

Первый и второй типы фискальной политики относятся к дискреционной фискальной политике, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

В зависимости от направления воздействия на совокупный спрос различают:

1) стимулирующую фискальную политику – она применяется в период спада в целях повышения занятости. Стимулирующая фискальная политика приводит к бюджетному дефициту.

2) сдерживающую фискальную политику, которая реализуется в период подъема с целью ограничения роста совокупного спроса и уровня инфляции. Сдерживающая фискальная политика приводит к бюджетному излишку.

Политика неравновесного бюджета

Данная политика предполагает варьирование:

1) государственными расходами при постоянстве уровня налогообложения;

2) изменение налогов при постоянстве государственных расходов;

3) разнонаправленное изменение налогов и государственных расходов.

Результаты применение этих вариантов политики в случае, когда целью государства является снижение безработицы представлены в таблице.

Таблица.13. Результаты фискальных мероприятий на экономику

Варьирование инструментами Состояние сальдо бюджета Изменение совокупного спроса Изменение национального продукта и занятости
Увеличение государственных расходов Дефицит Растет Увеличивается
Снижение налогов Дефицит Растет Увеличивается
Снижение налогов и увеличение государственных расходов Дефицит Растет Увеличивается

Из таблицы видно, что, и увеличение государственных закупок, и снижение налогов ведет к дефициту государственного бюджета. Таким образом, стимулирующая фискальная политика или, как ее называют фискальная экспансия, негативно влияет на состояние бюджета. И, наоборот, фискальная политика, направленная на снижение выпуска (жесткая фискальная политика) ведет к росту профицита бюджета.

Величина изменения налогов или государственных расходов фиксирует сумму, необходимую для ликвидации дефляционного или инфляционного разрыва.

Политика равновесного бюджета

Политика равновесного бюджета предполагает одновременное изменение как государственных расходов, так и государственных доходов. Применение данной политики оказывает воздействие на изменение уровня национального дохода в связи с тем, что эффект роста государственных расходов превышает эффект действия налогообложения. Это обусловлено разной величиной мультипликаторов государственных расходов и налогов. Результаты от проведения данной политики, если целью государства является снижение безработицы представлены в таблице.

Таблица.14. Результаты фискальных мероприятий на экономику

Однонаправленное и одновременное изменение государственных расходов и налогов Состояние сальдо бюджета Изменение совокупного спроса Изменение национального продукта и занятости
Увеличение государственных расходов Доходы равны расходам, сальдо равно нулю Растет Увеличивается
Увеличение налогов Сокращается Снижается
Общее изменение спроса и выпуска Растет Увеличивается

Данная политика отражает стремление правительства проводить нейтральную фискальную политику по отношению к состоянию бюджета. Это значит, что увеличение государственных закупок должно финансироваться за счет роста налоговых поступлений. Но при этом, известно, что рост государственных закупок приводит к увеличению равновесного выпуска, а снижение налогов – к уменьшению равновесного дохода. Увеличение государственных закупок на единицу ведет к такому же увеличению совокупных планируемых расходов, а снижение налогов на единицу приведет к сокращению планируемых расходов лишь на mpс, поскольку налоги влияют на планируемые расходы опосредованно через потребление. Таким образом, величина совокупных планируемых расходов при каждом уровне дохода увеличится на величину, равную mp , поскольку .

В результате кривая совокупных планируемых расходов сдвинется вверх и равновесный выпуск увеличится. Рост налогов и государственных расходов на одинаковую величину вызывает рост национального дохода, равный изменению уровня бюджета на туже самую величину, т.е. .

Отсюда, можно определить мультипликатор сбалансированного бюджета. Общая величина прироста выпуска будет определятся как сумма двух ниже представленных выражений:

Итак, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, то есть рост государственных закупок на единицу (при одновременном повышении налогов) ведет к увеличению равновесного выпуска ровно на такую же величину.

Политика встроенных стабилизаторов

Данная политика рассматривает налоги и расходы как автоматически действующие механизмы, способные компенсировать колебания национального дохода: смягчать падение и тормозить бум.

Политика встроенных стабилизаторов реализуется без дискретного вмешательства государства. Автоматизм достигается за счет самого факта существования налогов и трансфертов. Основными автоматическими стабилизаторами являются налоги и пособия по безработице.

Постоянство налоговых ставок ведет в периоды подъема к росту налоговых поступлений, что способствует снижению стимула к росту производства и сдерживает черезмерный спрос. В период спадов постоянство налоговых ставок ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет и снижению налоговых изъятий у частных лиц, что приводит к созданию нового спроса.

Применение прогрессивной ставки налога усиливает регулирующие возможности подоходного налога, т.к. темпы изменения налоговых изъятий опережают темпы изменения национального дохода.

Применение данной фискальной политики позволяет оперативно воздействовать на колебания национального дохода, без проблем коллективного согласования выбора времени и объема воздействия на совокупный спрос. Но в тоже время, эта политика не в состоянии вызвать действительный, кардинальный подъем национального производства и занятости.

Читайте также: