Что такое налоговый оазис

Опубликовано: 07.05.2024

Сегодня всё чаще жители нашей страны слышат словосочетание «оффшорная зона». Многие его не понимают. Люди, которые никаким образом не связаны с бизнесом, экономикой или юриспруденцией с понятием «оффшорная зона» не сталкивались. Попробуем разобраться, что «это такое».

Страны оффшорной зоны

Определения

Оффшорная зона представляет собой страну или её часть, правительство которой предоставляет компаниям – нерезидентам льготные условия для проведения предпринимательской деятельности. Под компаниями-нерезидентами понимаются организации, предприятия, компании, фирмы, владельцами которых по документам являются иностранные граждане.

Например: владельцем компании является представитель России, но компании осуществляет свою деятельность на Кипре.

Другими словами компания зарегистрирована на Кипре и платит налоги Кипру, а не России. Вот это и называется оффшорной зоной.

Оффшорные зоны

Исходя из этого, можно отметить, что оффшорная зона в экономике представлена в виде финансового центра, который с удивительной лёгкостью привлекает иностранный капитал за счёт предоставления налоговых льгот.

Оффшорная зона – это зона экономического пространства, направленная на регистрацию и ведение коммерческой деятельности. Сегодня оффшорными зонами называют страны или мировые государства, которые предоставляют такую привилегию иностранным предприятиям и компаниям.

Как уже ранее отмечалось, вести бизнес в оффшорных зонах не просто рентабельно, а очень выгодно. Низкие налоговые ставки позволяют взимать максимальную прибыль. Но стоит отметить, что международные компании, работающие в оффшорной зоне, вынуждены в обязательном порядке соблюдать все законы, так как находятся под юрисдикцией другой страны, входящей в оффшорную зону.

Не стоит путать понятия офшор и оффшорную зону. Это разные понятия в экономике. Под первым в экономике понимается компания, работающая в оффшорной зоне. А второе понятие в экономике обозначает страну, где осуществляет свою деятельность компания – офшор.

оффшоры

  1. Все денежные средства компании и активы не подпадают под мировой валютный контроль и валютное регулирование.
  2. Низкий уровень налогообложения.
  3. Все активы компании в этой стране находятся «в безопасности».
  4. Возможность хранения финансовых средств и активов в самых крупных и стабильных банках мира. Отметим, что это преимущество весьма весомое. Так как крупные мировые банки в большей степени защищены от банкротства.
  5. Вся информация относительно владельцев компании, активов и акционеров сохраняется в тайне.
  6. Компаниям предоставляется свобода в ведении бухгалтерского учёта.
  7. Компании имеют полное право проводить любые финансовые операции с другими участниками оффшорной зоны.
  8. Конфиденциальность проводимых сделок.

Особенности

Оффшорные зоны стали популярны и востребованы благодаря своим особенностям.

Перечень особенностей оффшорных зон:

  • Упрощённая и ускоренная процедура регистрирования организаций. При регистрации потребуется заплатить определённый взнос. В каждой стране сумма «взноса» несущественно отличается.
  • Оплата подоходного налога и налога с прибыли осуществляется по заниженным тарифам.

Недостатком можно считать невозможность осуществления предпринимательской деятельности. Это делается для защиты национального бизнеса страны, где располагается оффшорная зона.

Преимущества оффшора

Преимущества оффшорных зон

Но если для предприятий и компаний участие в такой зоне лишь выгодно, то у многих людей возникает вопрос, а в чём же заинтересованность той страны, которая предоставляет международным компаниям такие привилегии.

Ответ прост. За счёт пониженного налогообложения зарегистрировать компанию в этой зоне стремятся многие международные организации.

Доход от регистрации достаточно велик, поэтому страна лишь выигрывает, улучшая притоком иностранных инвестиций свою внутреннюю экономику. Для регулирования и управления офшорами в стране создаются секретарские бюро. А это дополнительные рабочие места.

Поэтому оффшорная зона частично решает проблему с безработицей.

Список оффшорных зон

Если взглянуть на карту мира, то можно сильно удивиться, насколько территориально «разбросаны» страны с оффшорными зонами. Они присутствуют на каждом материке. В настоящее время этих стран более 50.

Ежегодно оффшорные зоны расширяются, дополняются новыми юрисдикциями (в экономике страну оффшорного пространства принято называть юрисдикцией).

Карта оффшорных зон

Карта оффшорных зон

В 2020 году самыми «низконалоговыми» мировыми юрисдикциями (странами оффшорной зоны) были:

  1. Шотландия.
  2. Великобритания.
  3. Кипр.
  4. Остров Мэн.

Звание мировых классических юрисдикций в [god34] году заслужили такие страны, как:

  1. Сейшельские острова.
  2. Маврикий.
  3. Доминика.
  4. Сент Китс и Невис.
  5. Ангилья.
  6. Британские Виргинские острова.

Список оффшорных зон в Европе состоит из:

  1. Латвии.
  2. Голландии.
  3. Швейцарии.
  4. Словакии.
  5. Польши.
  6. Великобритании.
  7. Чехии.
  8. Эстонии.
  9. Болгарии.

Но в Европе существуют свои правила регистрации. Например, в Эстонии больше приветствуют мировые компании, занимающиеся разработкой ИТ-технологий.

Голландия и Швейцария больше направлена на регистрацию холдинговых структур. Для ведения бизнеса в области туризма, сельского хозяйства, торговли более выгодными считаются условия, предоставляемые Чехией, Словакией и Болгарией.

Одними из самых крупных юрисдикций считаются азиатские. В народе их называют «азиатскими тиграми». Перечень азиатских мировых юрисдикций:

  1. Китай.
  2. Гонконг.
  3. Сингапур.

Гонконг

Эти юрисдикции подходят для организаций, которые занимаются разработкой и различного рода исследованиями.

Об открытии компании в Гонконге в этом видео:

Перечень других юрисдикций:

  1. Соединённые Штаты Америки.
  2. Южно-Африканская Республика.
  3. Канада.
  4. Острова Новой Зеландии.

Классификация

Согласно мировой классификации оффшорные зоны разделяются на два типа:

  1. В первой разновидности иностранные компании освобождаются от уплаты всех налогов с прибыли организации или компании. Взамен на «освобождение» организации ежегодно обязуются платить фиксированную стоимость.
  2. Во втором типе, зона предоставляет льготные условия для организаций. Этот тип называется в экономике финансовым центром. Уменьшение налоговой ставки позволяет более успешно вести бизнес.

Исходя из этой классификации, можно отметить, что оффшорные страны разделяются на тех, кто полностью освобождает организацию от налогов и на тех, кто лишь уменьшает налоговые ставки.

Классификация оффшоров

Стоит отметить, что регистрируя страну в оффшорных зонах второго типа, компании придётся платить такие виды налогов, как:

  • Налог на наследование.
  • Налог на прирост капитала.
  • Корпоративный.
  • Подоходный.
  • Налог на продажу.

Выбирая офшорную страну, стоит тщательно изучить местное законодательство в области регистрации и ведения коммерческой деятельности.

Многие экономисты утверждают, что регистрировать бизнес лучше всего в Бейлизе, Панаме, Сент Китсе или на Сейшельских или Британских Виргинских островах. Это страны, где полностью отсутствуют налоги. Регистрируя организацию в этих государствах, не потребуется предоставлять бухгалтерскую отчётность.

Эти государства признаны мировыми юрисдикциями. Это самые известные, востребованные республики. Регистрируя в этих государствах компанию, в дальнейшем не придётся переживать относительно конфиденциальности. Огромное преимущество этих юрисдикций – полное отсутствие контроля со стороны местного управления.

Британские Виргинские Острова

Британские Виргинские Острова

Самыми респектабельными мировыми юрисдикциями признаны: Шотландия, Мэн, Великобритания и Гонконг. В этих странах потребуется предъявлять финансовую отчётность.

Но взамен они иностранным организациям предоставляют весьма значимые налоговые льготы. Стоит учитывать, что местный контроль за организациями ведётся, поэтому иностранные организации всегда будут «под присмотром» у местных властей.

По мнению экспертов, желательно регистрировать свой бизнес в Эстонии, Швейцарии, Португалии, Черногории или Кипре. Эти юрисдикции предоставляют весьма приемлемые налоговые ставки.

оффшор Кипр

Заочно в этой классификации выделяется и третий вид юрисдикций, не требующий уплаты налогов лишь от некоторых видов деятельности. Имеются в виду сделки, которые осуществляются между участниками оффшорной зоны в определённой юрисдикции.

Такими странами мира являются:

  • Объединённые Арабские Эмираты,
  • Алжир,
  • Бразилия,
  • Марокко.

Чёрные списки

Как уже ранее отмечалось к выбору юрисдикции стоит подходить очень осторожно и основательно. Желательно перед выбором государства проконсультироваться с налоговым экспертом.

Оффшорные зоны

В России существует понятие «чёрного списка юрисдикций». В этот список, входят страны мира, которые, по мнению правительства, не способны предоставить низкие налоговые ставки и не соответствуют званию «оффшорной зоны» по экономическим требованиям.

Согласно этому списку, крайне нежелательно регистрировать компанию в:

  • Бахрейне.
  • Кайкосе.
  • Ангильи.
  • Барбуде.
  • Барбадосе.
  • Арубе.
  • Антигуа.
  • Гренаде.
  • Монтсеррате.
  • Пуэрто – Рико.
  • Невисе.
  • Либерии.
  • Науру.
  • Самоа.
  • Мальдивской Республике.

Согласно «чёрному» списку также стоит опасаться регистрации на таких островах, как:

  • Сейшельские.
  • Маршаловы.
  • Олдерни.
  • Джерси.
  • Мэн.
  • Виргинские.
  • Каймановы.
  • Нидерландские.
  • Виргинские в Соединённых Штатах Америки.

Налоговые ставки

Как уже ранее отмечалось, многие мировые юрисдикции «освобождают» иностранные компании от выплаты налогов. Но взамен этого требуется вносить «взнос» за регистрирование компании.

  • Великобритания – 20 %.
  • Кипр – 12 %.
  • Дания – 25 %.
  • Нидерланды – 25.5 %.
  • Лихтенштейн – 12 %.
  • Барбадос – от 1 до 2 %.
  • Маврикий – максимальная ставка равна 3 %.
  • Венгрия – 10 %.
  • Латвия – 15 %.
  • Остров Мэн – от 0 до 10 %.
  • Чехия – от 10 до 15 %.
  • Австралия – 30 %.
  • Канада – от 4 до 12%.

«Полезный» оффшор

Как уже ранее отмечалось, офшор способен увеличить рентабельность предприятия или организации. Но не все сферы бизнеса допустимы для работы в оффшорных зонах.

Видео о том, как выбрать оффшор:

Списки сфер бизнеса, где наличие офшора принесёт максимальную пользу:

  1. Экспортирование товаров.
  2. Импортирование товаров. Благодаря офшору можно значительно снизить налоги. Работая в этой сфере бизнеса, лучше заключать контракты с датскими, кипрскими и британскими организациями.
  3. Разработка программного обеспечения. Этой сферой бизнеса лучше заниматься при помощи панамской или доминиканской юрисдикции.
  4. Недвижимость.
  5. Сфера шоу-бизнеса.

«Налоговый оазис» в Решетихе
«Налоговый оазис» в Решетихе. Иллюстрация: Корпорация развития Нижегородской области

Два года назад в Нижегородской области созданы две «территории опережающего развития» — в Володарске и Решетихе. DK.RU узнал, какой бизнес сегодня начинает работу на их территории.

12 февраля 2019 года правительство РФ объявило о создании ТОСЭР в Володарске и Решетихе.

Сегодня в Володарской ТОСЭР зарегистрировано семь резидентов, а в Решетихе — два, — рассказал DK.RU инвестиционный уполномоченный от администрации Володарского района, и.о. первого заместителя главы администрации, начальник управления строительства и ЖКХ Александр Захаров.

Производство лакокрасочных и огнезащитных материалов компании «Лино файер» уже начало работу в Володарске.

Предприятие уже производит продукт — например, на фото система двухслойной конструктивной огнезащиты для металлических конструкций с огнестойкостью до 120 минут.

Здесь же построены корпуса компании «Гудшелл», в ближайшее время она начнет выпуск минераловатной теплоизоляции.

С нетерпением ожидается старт работы крупного резидента — маслоэкстракционного завода компании «Биотех», который будет использовать в качестве сырья не подсолнечник, а технические культуры — сою, люпин и рапс. Объем поставок сырья и производства продукции таков, что для завода потребуются железнодорожные подъездные пути. Сейчас ведется проектирование завода, решаются вопросы с предоставлением земельного участка.

Несмотря на ковидные ограничения, «Лино файер» и «Биотех» получили статус резидента в 2020 году. А также резидентами стали «Торговый дом «Володарский» — он планирует создание сыроварни; компания «Евромаф.ру» — производитель малых архитектурных форм (вазонов для цветов, лавочек, парковочных ограждений) и «Первая ткацкая фабрика» — она создаст производство окрашенных тканей. У этого предприятия большие экспортные планы.

Есть и ещё один интересный резидент в этой ТОСЭР — компания «Шамони»: она планирует построить в границах территории спортивную деревню.

В составе Решетихинской ТОСЭР с октября 2020 года уже работает компания «Текстильопт». Она выпускает сетки для спортивных игр и оснащения спортивных объектов. Ещё один резидент, Решетихинский инновационный центр, в этом году планирует запустить производство защитных противоградовых и затеняющих полотен для сельского хозяйства.

Все эти предприятия относятся к субъектам МСП. На тех, что начали работу, трудоустроено пока около 50 человек — в основном местные жители.

«Это цифра хорошая. Но верю, что это не предел. Ждём кратное увеличение рабочих мест, ведь в этом и смысл создания ТОСЭР. Например, «Первая ткацкая фабрика» планирует трудоустроить около 300 человек», — считает Александр Захаров.

Проблем с персоналом проблем возникнуть не должно, ведь в 15 минутах езды от ТОСЭР находится Дзержинск. А также Ильиногорск, где был крупнейший свинокомплекс и мясоперерабатывающий завод. Сейчас оттуда идёт отток рабочей силы в другие города, в том числе во Владимирскую область. Открытие новых производств даст людям работу там, где живут их родные и близкие.

Резидентом может стать практически любое производственное предприятие. Для ТОСЭР утвержден перечень ОКВЭДов, но он не исчерпывающий. И уже была практика, когда проводилась работа по включению ОКВЭДа потенциального резидента в уставные документы ТОСЭР, — говорит г-н Захаров.

Главное преимущество наших ТОСЭР, которое интересует бизнес — это прежде всего налоговые льготы:

«ТОСЭР — это такой «налоговый оазис», который позволяет в более короткий срок выйти на прибыльность».

Важный плюс – это стратегическое расположение: близость к М7 и железнодорожной ветке, через которые ведется связь с Москвой и другими крупными городами. В этом мы выигрываем даже у Татарстана. И конечно, трудовые ресурсы.

Чтобы начать работу, бизнесу необходимо подобрать подходящий участок, подключенный к электроэнергии, газу, воде; нужны действующие коммуникации. Поскольку участки создаются вновь, с учётом интересов инвестора, некоторые из них имеют другой вид разрешенного использования, поэтому требуется вносить изменения в правила землепользования застройки, а иногда и в генеральные планы поселений.

Необходимые мощности и объекты инженерной инфраструктуры создаются за счёт бюджета. Это задача органов МСУ — администрации Володарского района, поселков Володарск и Решетиха.

Александр Захаров, который стал инвестиционным уполномоченным по Володарскому району, курирует решение всех этих вопросов. Он на связи с инвесторами практически круглосуточно, организует и посещает вместе с будущими резидентами встречи и совещания в районной администрации.

А привлечение инвесторов — задача Корпорации развития Нижегородской области, у которой есть для этого множество возможностей и инструментов.

Тимур Халитов, директор Корпорации развития Нижегородской области:

— Инвестиционные уполномоченные, представляющие муниципальные образования Нижегородской области, работают с бизнесом непосредственно на местах. Они в ежедневном режиме помогают не только крупным инвесторам, но и представителям малого и среднего бизнеса, индивидуальным предпринимателям, которых в районах области большинство.

На сегодняшний день в регионе работают 82 инвестиционных уполномоченных. Среди них представители не только муниципалитетов, но и территориальных управлений федеральных органов власти, органов исполнительной власти региона.

Также инвестиционными уполномоченными выступают представители ресурсоснабжающих организаций: «МРСК Центра и Приволжья», «Газпром газораспределение Нижний Новгород», филиал ПАО «Федеральная Сетевая Компания», «Теплоэнерго». Это позволяет максимально эффективно решать, в том числе, технические вопросы, связанные с подведением инженерных коммуникаций.

Корпорация развития Нижегородской области

Инвестиционный портал: nn-invest.ru

Круглосуточная линия поддержки инвесторов: 8 (800) 350-12-52

налоговый рай

Тем, кто работает с девяти до пяти, обычно хватает помечтать о некоем месте, где летают херувимы, гурии и где сбываются все мечты. И поэтому они сидят в своем офисе и не «грешат» на всякий случай. Наш блог для тех людей, которые стремятся сами для себя на земле создать если не рай, то интересную, безопасную и комфортную жизнь. Так уж получилось, что на земле налоговых раев и райских кущ гораздо больше, чем во всех религиозных конфессиях и сектах вместе взятых. И я с гордостью рассказываю и буду рассказывать о всех актуальных новостях из райских налоговых зон, которые таковыми и остаются вопреки гласу труб архангелов из FATF и OECD.

Моя мама часто повторяла мне свою любимую присказку «Где родился, там и пригодился», но, когда она путешествует сама или видит мои фотографии из зарубежных бизнес-поездок и конференций, то у нее блестят глаза и я знаю, что она мной гордится. Поэтому, как бы Ваше окружение не сопротивлялось вашему желанию вести бизнес за границей или обрести там покой и нормальную среду для работы, они будут гордиться Вами, когда у вас все получится. А кто-то будет завидовать не белой завистью, поэтому НИКОМУ лишнему и тем более подробно не рассказывайте о структурировании своего международного бизнеса или оформлении ПМЖ в налоговом рае с территориальным налогообложением.

Люди, которые читают масс-медиа и верят им дословно, при слове оффшор рефлекторно вздрагивают и покрываются мурашками. Вы можете сколько угодно рассказывать им, что налоговый рай или налоговая гавань, куда вы собрались переехать на ПМЖ – это просто страна с территориальным налогообложением, где средства, которые вы заработали или храните в другой стране, не облагаются налогом по определению. Есть целый ряд стран с таким территориальным налогообложением, и что интересно, так это то, что в таких странах и климат мягчайший и благодатный и образование для детей на высоте.

Налоговым раем принято считать юрисдикции в которых отсутствуют любые типы корпоративных налогов, но для меня налоговый рай это теплые и безопасные страны, где человек зарабатывающий деньги, например в интернете или от хорошо организованного за границей бизнеса может жить спокойно и легально не платить налог на личную прибыль. Ведь он уже заплатил корпоративные налоги в развитой стране или открыл для своего интернет бизнеса компанию в стране без корпоративных налогов, например в Невисе. А живет себе тихо в Андорре, где нет налога на заграничные заработки.

Налоговый рай – это страна, где можно жить и наслаждаться заработанными деньгами, а не только страна с отсутствием некоторых или большинства корпоративных налогов или теми или иными налоговыми льготами. В странах налогового рая налоги распространяются только на прибыль, полученную от коммерческой деятельности непосредственно в этом раю. Если вы зарегистрируете компанию в Невисе и откроете в столице Невиса Чарльзтауне русский ресторан ( а его там еще нет и народ поверьте, придет со всего острова за водкой, весельем и экзотическими солеными огурцами), то от этого бизнеса вы налог заплатите. Но вот если вы напишите книгу о вышивании крестиком, поселитесь в Панаме и будете продавать ее через интернет через компанию в Невисе и банковский счет в Эстонии с мерчант аккоунтом там же, то все – никаких налогов на личную прибыль от продажи этой книжки не в Невисе, не в Панаме, и вы и дальше можете вышивать крестиком качаясь в гамаке у бирюзовых вод. Чем не рай?

А если вам вдруг надоест вышивать крестиком в гамаке и вести бизнес через интернет и в вас проснется желание организовать бизнес прямо на территории своего налогового рая, то рай, он и есть рай. В странах налогового рая как правило существуют налоговые льготы для определенных видов компаний или финансовой деятельности.

жизнь в налоговой гавани

Иногда налоговые льготы объясняются как ни странно искренним желанием правительства определенных стран качественно выполнить свою работу и действительно сделать жизнь своих сограждан и избирателей очень близкой к райской. Правительство таких стран делают механизм своей государственной системы налогообложения инструментом для предпринимателей, а не помехой и отстаивают права своих граждан при подписании межгосударственных соглашений до последней капли крови. Вышесказанное – о Сингапуре.

Кто то делит иностранные компании на оншоры, оффшоры, налоговые оффшоры, классические оффшоры, престижные оффшоры и прочие классификации большинство из которых справедливы. По аналогии и в райской тематике данной статьи можно назвать страны СНГ адом для бизнеса ( но ох как здесь хорошо чертям и прочей нечисти), Европейские и развитые страны – чистилищем ( остаются только самые сильные и готовые бороться за каждого клиента 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году! Естественно, есть исключения из правил как среди стран, так и среди отдельных лиц. Но исключения лишь подтверждают правила. Если вы готовы просто качественно работать ( но не круглосуточно), наслаждаться жизнью с семьей, видеть улыбки своих детей, море и солнце – то очень серьезно подумайте о жизни и бизнесе в налоговом раю.

Страны и правительства райских стран, тех, которые сейчас называют налоговыми гаванями и раем для бизнеса и частных лиц с высокими доходами уже многие годы не сидели, сложа руки, а налаживали выгодные внешние связи с целью привлечения зарубежных инвесторов. И создание комфортных налоговых условий в своей стране на самом деле лишь средство для привлечения лучших зарубежных умов и инвестиций. И сейчас эти страны с налоговыми льготами заинтересованы в инвестициях не меньше, чем много лет назад, когда составляли «оффшорное» законодательство.

На сегодняшний день «налоговыми гаванями» можно считать многие страны:

Страны, где нет большинства привычных налогов: Британские Виргинские Острова, Невис, Сейшелы, Доминика, Ангилья и другие

Страны, где пошлина накладывается исключительно на доход, от коммерческих операций на территории государства, где зарегистрирована ваша оффшорная компания (Панама, Гонконг, Либерия).

Страны, в которых налоги крайне малы, и которые являются участниками межгосударственного договора об отмене двойного обложения налогами ( Кипр, Великобритания, Ирландия).

Страны, где есть специальные пошлинные привилегии (о. Мэн, Нормандские острова).

Страны, где международные компании абсолютно не облагаются налогами (Антигуа, Барбадос, Ямайка).

Cтраны, с территориальным налогообложением, где можно жить и не платить личные подоходные налоги на заработанные за границей деньги Сингапур, Гонконг, Андорра, Панама, Белиз

Мы можем не верить в рай или в ад, но то, что оффшорный бизнес и значение налоговых гаваней приобрели мировой масштаб и значение – это факт.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Офшоры и ОЭЗ

Илья Плеханов, генеральный директор консалтинговой компании «Советник»

Однако «инвестиционного бума» в оффшорах не случилось. За редким исключением фирмы использовали их только как средство минимизации налогообложения. А при проверках работы местных властных структур контролеры обнаруживали все больше случаев, когда бюджетные средства расходовались не по назначению. Последний факт стал основным аргументом противников появления новых российских оффшоров.

Но законодатели не отказались от планов создания успешно работающих льготных зон. В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116–ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ) они постарались детально прописать работу фирмы-резидента от вхождения в зону до выхода из нее. По мысли государственных служащих, такая регламентация должна свести возможные злоупотребления к минимуму. Кроме этого, изменен и подход к налоговым и таможенным льготам. Теперь они направлены на стимулирование ввоза сырья и оборудования в ОЭЗ.

В декабре прошлого года премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о создании шести особых экономических зон. Технико-внедренческие ОЭЗ появятся в Санкт-Петербурге, Томске, подмосковных Дубне и Зеленограде. Промышленно-производственные – в городах Елабуга (Татарстан) и Липецк. В дальнейшем правительство предполагает создавать также туристско-рекреационные и портовые зоны с льготным режимом налогообложения. Оно уже готовит соответствующие поправки в Закон об ОЭЗ.

Реалии «старых» оффшоров

Легальность российских «свободных экономических зон» (СЭЗ) 90-х годов до сих пор под вопросом. Причина в том, что соответствующего федерального закона попросту не существовало. Как правило, оффшоры создавались решением властных структур на местах. Чаще всего их освобождали от уплаты региональных налогов и устанавливали фиксированную сумму, которую фирмы должны были регулярно перечислять в местный бюджет. В разных оффшорах ее размер отличался незначительно. В то время высокая инфляция была одной из главных проблем. Поэтому работающие в СЭЗ компании должны были платить бюджету в твердой валюте – как правило, в долларах США.

Особой популярностью у бизнесменов пользовались «закрытые административно-территориальные образования» (ЗАТО). В некоторых из них льготы составляли 75-99 процентов от начисляемых к уплате сумм налогов.

Федеральное правительство планировало, что СЭЗ будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса в регионах и помогут предприятиям пережить отмену государственного заказа. Кроме того, власть предполагала, что налоговые платежи резидентов оффшоров устранят дефицит бюджетов регионов. Помогать СЭЗ деньгами федеральное правительство не собиралось.

Администрации налоговых «оазисов» всеми силами призывали предпринимателей открывать у них новые фирмы. В результате в СЭЗ приходило действительно много компаний. Но на деле они не переводили свой бизнес в оффшор. До 40 процентов льготников фактически находились в Москве. Большинство из них занимались строительством, торговали нефтепродуктами или работали в сфере финансовых услуг. Льготные зоны были популярным местом для регистрации холдингов и групп компаний. Кроме этого, их широко использовали для построения сложных финансовых и налоговых схем. Например, всю прибыль холдинга переводили на компанию-резидента оффшорной зоны. Реальное производство находилось за тысячи километров от нее. Его «сдавали в аренду» льготной фирме. В результате холдинг существенно экономил на платежах в бюджет.

Выход найден – «закрутить гайки»

Разумеется, правительство вскоре осознало, что работа оффшорных зон не имеет ничего общего с целями их создания. Поэтому в 1999 году оно ввело правило «70-90-70». Суть новой нормы состояла в следующем. Пользоваться льготами могли только фирмы, не меньше 90 процентов основных средств которых находились в оффшорной зоне. Также на нее должно было приходиться не менее 70 процентов основной деятельности компании. Наконец, в СЭЗ должны были постоянно проживать как минимум 70 процентов работников организации. При этом доля их зарплаты в общем фонде оплаты труда по фирме должна была составлять те же 70 процентов.

Как и следовало ожидать, компании нашли легальный способ обойти эти требования. Имущество, которое находилось за пределами оффшора, они сдавали в аренду постоянным жителям СЭЗ и зарегистрированным в них компаниям.

В итоге потери бюджета из-за использования оффшоров для минимизации налогов значительно перевешивали их пользу для экономики. Это противоречие до последнего времени оставалось нерешенным.

Льготные зоны 90-х годов

В то время существовало несколько категорий оффшоров:

1. СЭЗ Федерального уровня, которыевключали:

  • внешнеторговые зоны («Шерри-зон» около аэропорта «Шереметьево»);
  • свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» (возле аэропорта "Внуково"), «Франко-Порт Терминал»;
  • научно-технические зоны (СЭЗ в Зеленограде со специализацией в области микроэлектроники, информатики и связи);
  • туристическо-курортные зоны («Кавказские Минеральные Воды»).
Ставки налогов в этих зонах были понижены, а таможенные процедуры упрощены.

2. СЭЗ для реализации отдельных экономических программ – «Экологическая мини-модель общества будущего» на Алтае, ПО «ЕлАЗ» в Татарстане, аэропорт «Ульяновск – Восточный».

3. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) или наукограды – территориальные образования, в которых разрабатывали и выпускали высокотехнологичное оружие (например, ядерное) и его компоненты.

4. СЭЗ оффшорного типа - территории со специальным налоговым режимом – Калмыкия, Ингушетия, СЭЗ «Алтай», ЭЭР «Алтай» и г. Барнаул в Алтайском Крае, Бурятия, города Углич и Курск. Позже «внутренние оффшоры» были организованы в Московской, Ленинградской, некоторых районах Новгородской и Калужской областей.

Компании-резиденты современных ОЭЗ смогут снизить свои общие издержки почти на 30 процентов. Только отмена административных барьеров уменьшит расходы фирм на 5-7 процентов в промышленно-производственных ОЭЗ и на 3-5 процентов - в технико-внедренческих. Так, взаимоотношения инвестора и властных структур будут строиться по принципу «одного окна». Его реализуют при помощи концентрации основных полномочий в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами.

На создание инфраструктуры ОЭЗ в бюджете 2006 года предусмотрены 8 миллиардов рублей. Государственное финансирование снизит издержки резидентов еще на 8-12 процентов. Концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3-7 процентов от стоимости инвестиционных проектов. Кроме этого, резиденты каждой из четырех технико-внедренческих зон получат по 100 миллионов рублей из государственного Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.

В будущем федеральное правительство намерено расширять льготы и финансирование для резидентов ОЭЗ. Разумеется, оно установит и контроль за целевым использованием денег. При этом бюджетные средства можно будет тратить только на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры оффшоров.

Скорее всего, контроль за деятельностью ОЭЗ не будет слишком жестким. Иначе их создание потеряет всякий смысл. За примером чрезмерного «закручивания гаек» далеко ходить не надо – в Белоруссии «свободные экономические зоны» существуют в течение последних десяти лет. За время своей работы они привлекли инвестиций на общую сумму всего в 159 миллионов долларов. При этом среди инвесторов нет ни одной крупной компании с мировым именем, которая могла бы создать репутацию белорусским СЭЗ.

Кто управляет ОЭЗ

В договоре о создании льготной зоны будет указан размер обязательств федерального центра, региона и муниципалитета по финансированию ее инфраструктуры, а также состав наблюдательного совета ОЭЗ. Последний и будет определять режим работы зоны. В него войдут представители:

  • Федерального агентства по управлению ОЭЗ;
  • отделений Торгово-промышленной палаты;
  • Российского союза промышленников и предпринимателей;
  • фирм-резидентов зоны;
  • муниципалитета и областной администрации.
Руководителя наблюдательного совета будут выбирать голосованием. При этом представитель резидентов зоны им стать не сможет.

Льготы туристических и портовых ОЭЗ

Резидентов туристическо-рекреационных зон планируют освобождать на пять лет от земельного и «имущественного» налогов. Также для таких фирм установят пониженную ставку ЕСН – всего 14 процентов с зарплаты до 280 тысяч рублей в год. Вдобавок регионы смогут предоставить им дополнительную 4-процентную льготу по налогу на прибыль.

Однако снижение сумм платежей в бюджет – не главное, что должно привлечь фирмы в оффшоры. Наиболее значимой помощью государства станут инвестиции в инфраструктуру отдыха – дороги, энергоснабжение и аэропорты. На статус туристических ОЭЗ претендуют прилегающая к озеру Байкал Иркутская область и Бурятия, а также Краснодарский край и Калининградская область.

Хорошие шансы стать портовыми ОЭЗ имеют Усть-Луга, Мурманск, Санкт-Петербург и Новороссийск. Наиболее вероятные кандидаты среди аэропортов – Красноярский и Домодедовский. «Портовые» резиденты смогут без импортных пошлин и НДС ввозить в зону стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров. Кроме этого, их освободят от акцизов на топливо и ГСМ.

Закон может быть принят в ближайшее время, но реальные работы по созданию инфраструктуры таких зон, скорее всего, начнутся не раньше 2007 года. В государственном бюджете на текущий год средства на них не предусмотрены.

Плюсы производственных и внедренческих зон

Промышленно-производственные ОЭЗ могут занимать площадь не более 20 квадратных километров, а технико-внедренческие – лишь 2. Срок существования особых экономических зон – 20 лет. Продлению он не подлежит.

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны вложить в развитие бизнеса 10 миллионов евро. При этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее миллиона евро. Для резидентов технико-внедренческих зон минимальная сумма вложений не установлена.

Для технико-внедренческих зон законодатели планируют снизить ставку ЕСН с 26 до 14 процентов. А за пользование земельными участками фирмы будут платить не больше двух процентов от их кадастровой стоимости в год.

Резидентов промышленно-производственных зон будут освобождать от местных налогов на пять лет. Кроме этого, в таких ОЭЗ можно будет применять специальный коэффициент к норме амортизации основных средств. Так компании смогут быстрее обновлять оборудование. Будет снято и 30-процентное ограничение по переносу убытков, которые фирма получила в одном налоговом периоде, на последующие.

На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Это значит, что иностранные товары можно размещать и использовать в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. А российские – с уплатой акцизов, но без вывозных таможенных пошлин.

Кроме этого, субъекты Федерации и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ, вправе устанавливать дополнительные льготы для их резидентов.

Агентство по управлению ОЭЗ заявило о намерении добиться для компаний, которые будут работать в ОЭЗ, отмены большинства федеральных налогов.

Резидентов ОЭЗ уже освободили от налога на имущество на пять лет с момента их постановки на учет. В течение такого же срока им не придется платить и земельный налог. Однако надеяться на то, что для льготных зон полностью отменят единый социальный налог, не стоит – это почти нереально. Невелика и вероятность, что резидентов ОЭЗ полностью освободят от какого-либо налогообложения. Таким образом, по уровню предоставляемых налоговых льгот новые российские ОЭЗ можно считать одними из самых консервативных в мире.

В ОЭЗ строго запрещено:

  • добывать полезные ископаемые и открывать металлургическое производство;
  • перерабатывать полезные ископаемые, лом черных и цветных металлов;
  • производить и перерабатывать подакцизные товары за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.
Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься резиденты ОЭЗ, определяет Правительство при создании зоны.

Таблица

Новые российские оффшоры

Место расположения ОЭЗ

Территория зоны

Специализация ОЭЗ

Государственные

инвестиции в инфраструктуру зоны

Два земельных участка общей площадью 200 гектаров

Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, медицинской техники. Разработка и производство аналитических приборов

Около 1,5 миллиарда рублей, в том числе 50 процентов из федерального бюджета

г. Дубна, Московская область

Два земельных участка общей площадью 187,7 гектара

Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии

2,5 миллиарда рублей, из них 65 процентов – за счет федерального бюджета

Два земельных участка общей площадью более 155 гектаров

Разработка и освоение микросхем, изделий интегральной оптики, оптоэлектроники и интеллектуальных систем навигации, биоинформационных и биосенсорных технологий. Организация сквозного цикла сверхточной сборки электронных изделий и аппаратуры

Около 5 миллиардов рублей, в том числе 50 процентов из федерального бюджета

Два земельных участка общей площадью 197 гектаров

Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов

Около 1,9 миллиарда рублей, из них 70 процентов – за счет федерального бюджета

10,3 квадратных километра

Производство бытовой техники и комплектующих к ней

Около 1,8 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета - 42 процента

г. Елабуга, Татарстан

20 квадратных километров

Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство

1,6 миллиарда рублей, из них 49 процентов за счет федерального бюджета

Начиная с 2005 года особые экономические зоны (государственные образования с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности) создаются в различных регионах Российской Федерации. Создаются с целью привлечения отечественных и зарубежных капиталов для развития и оздоровления экономики страны. На бумаге этих «зон» целых шестнадцать или восемнадцать (точного списка на сайте минэкономразвития нет). Еще десяток дожидаются своей очереди в «кабинетах». Однако нормально функционирует две – в Калининграде и Находке. Да и получить информацию об их деятельности худо или бедно можно. Про остальные же ни слова, ни полслова. Кроме заявлений первых лиц государства о том, что свободные экономические зоны просто жизненно необходимы стране. Да скупых отчетов о поездках очередной комиссии, например, в Стрельну или Зеленоград. Кто и зачем создает эти государственные образования?

Что же такое свободная экономическая зона?

Основной смысл свободной экономической зоны – это освоение новых территорий, создание там производства или развитие научной деятельности. Фактически особая экономическая зона - это часть территории РФ, на которой действует особый предпринимательский режим.

Зоны создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, создания в регионе транспортной инфраструктуры и пр. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» регулирует их образование и дальнейшую деятельность.

Вторым «регулятором» является ОАО «Особые экономические зоны», управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство.

Всего же в России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные. При этом, промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более трех квадратных километров.

Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований, а ее территория не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. В особой экономической зоне не допускается размещение объектов жилищного фонда (за исключением туристско-рекреационных СЭЗ). Кроме того, запрещена добыча полезных ископаемых и металлургическое производство, переработка полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Зона создается на 20 лет без права продления. Что характерно, закон не уточняет, что делать с ними потом. Продать, продолжить сдавать помещения и землю в аренду или попросту закрыть?

Преимущества особых экономических зон

По задумке властей, бизнесмены (в трактовке закона «резиденты») могут получить от государства различные послабления. В первую очередь, это налоговые преимущества: частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и пр.

Например, в соответствии с законом об ОЭЗ, «резиденты» производственно-промышленных зон на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов. Кроме этого есть и таможенные послабления: частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты и сырье, ввозимых для использования внутри зоны. Частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Также государство обещает и финансовую помощь: инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений. Не стоит забывать и об административном ресурсе: упрощенный порядок регистрации предприятий, да въехать-выехать иностранному «резиденту» такой зоны в страну будет проще.

На первый взгляд, преимуществ много. Но есть и недостатки. Которые с лихвой перечеркивают все плюсы.

Минусы

Во-первых, компания должна быть зарегистрирована в границах того муниципального образования, в котором создана зона. Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Как организовать работу такого предприятия – лично для меня загадка.

Зарегистрировать фирму недолго. А как быть с бизнес-процессами? Кроме того, существуют различные ограничения. Например, для промышленно-производственной деятельности минимальные капиталовложения составляют минимум 10 млн. евро, из которых 1 млн. евро должен быть вложен в течение первого года.

Для технико-внедренческой зоны минимальные капиталовложения не установлены. Но полностью запрещено производство, поскольку в рамках таких зон возможен выпуск только опытных партий, продукции.

При этом наличие денег и желания работать в свободной экономической зоне не являются гарантией того, что Вас туда впустят. Процедура получения статуса «резидента» мягко говоря, затянута и во многом непонятна: подача заявления, написание бизнес-плана, получение банковских гарантий, принятие решения и заключение договора. Все это может затянуться на месяцы, если не годы. А бизнес, как говориться, не стоит на месте. Стоит ли овчинка выделки?!

На пять с плюсом

Отчитался перед президентом генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Игорь Косов. Дескать, в России созданы и развиваются особые экономические зоны. Однако инвесторы (ни отечественные, ни иностранные) пока не спешат вкладывать деньги. Почему? Потому что они плохо информированы о возможностях свободных экономических зон! Да и конкуренты не дремлют: условия в Индии, Кореи, Сингапуре и Китае – на порядок лучше.

«Иностранные инвесторы очень тщательно сравнивают условия, которые созданы в российских и зарубежных ОЭЗ. И, к сожалению, далеко не всегда делают выбор в нашу пользу. Причины — организационно-управленческие проблемы и дефицит высококвалифицированных кадров в российских ОЭЗ» - отмечает Игорь Косов.

Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, оценивая перспективы ОЭЗ в России, отмечает, что для бизнеса такие проекты по идее выгодны, поскольку участие в них означает предоставление налоговых льгот. Проблема в том, что общий уровень налоговых сборов, климатических, коррупционных, инфляционных рисков в экономике велик настолько, что даже особые условия работы бизнеса в ОЭЗ делают их привлекательными только для реализации проектов, потенциально приносящих сверхприбыль или сопоставимую с ней по размеру.

Вот и получается, что обычному отечественному бизнесмену в принципе свободные экономические зоны не нужны. Есть масса других способов получить льготы от государства, не влезая в бодягу под названием «особая экономическая зона». Любой субъект РФ и так имеет право предоставить послабление по региональным налогам и так далее. Поэтому многим выгоднее получить именно эти льготы, а не затевать процесс приобретения статуса «резидента» в свободной экономической зоне.

Читайте также: