Что такое налог в гаванях афинского порта пирей

Опубликовано: 20.09.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Цели и задачи:

1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»;

2. Показать роль Афин в истории Древней Греции;

3. Углубить знания учащихся об античной демократии;

4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

5. Работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "В гаванях Афинского порта Пирей"»

Конспект урока по теме: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Тема урока: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Цели и задачи:

1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»;

2. Показать роль Афин в истории Древней Греции;

3. Углубить знания учащихся об античной демократии;

4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

5. Работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Оборудование:

1) А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2) О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира.

Основные понятия: верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник

I. Оргмомент (1 мин)

II. Проверка домашнего задания (опрос + тест) (25 мин.)

III. Изучение нового материала (15 мин.)

1. В военных гаванях (3-4 мин)

2. В торговой гавани (3-4 мин)

3. Тяжелая участь рабов (3-4 мин)

IV. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)

V. Домашнее задание

I. Оргмомент (1 мин.)

- проверка их явки и готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания (25 мин.)(опрос)

1. Повторение домашнего задания (3 мин)

2. Опрос (17 мин)- 2 раза

- Кто предвидел вторжение персов? (Фемистокл)

- В чем состояло спасение Эллады, по мнению Фемистокла? (Создание военного флота)

- К чему призывал греков Фемистокл, живших в разных городах? (Прекратить вражду и объединиться для борьбы с опасным врагом).

- Из скольких эллинских государств состоял союз? (30)

- В каком году царь Ксеркс повел свои полчища в Элладу? (В 480 г. до н.э.)

- Кто составлял основу армии Ксеркса? (покоренные народы)

- Что Ксеркс приказал сделать со строителями, которые строили мост, соединявший берега Азии и Европы? И какое наказание назначил морю? (Велел отрубить головы строителям и приказал стегать море кнутами)

- Куда первоначально вторглось войско Ксеркса? (в Северную Грецию)

- Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье? (царь Леонид)

- Почему персам удалось победить греков в Фермопильском ущелье? (Потому что к Ксерксу пришел местный житель и за награду показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл защитникам Фермопил)

- Какой подвиг совершили 300 спартанцев? ( Царь Леонид остался с тремястами спартанцами на верную смерть, в то время как основному войску приказал отступать, прикрывая их)

- На чем настаивали многие командиры на общем совете военачальников? (отвод флота к Коринфскому перешейку)

- А кто был против этого? (Фемистокл)

- Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

- Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

3. Тест «Греко-персидские войны» (5 мин)

III. Изучение нового материала (15 мин)

- Итак, после побед при Саламине и Платеях, жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать захваченные персами острова Эгейского моря и города Малой Азии. Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств – Афинский морской союз. Таким образом, ребята мы с вами переходим к изучению новой главы учебника: «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии».

- Кто мне может сказать, что такое «демократия»? (власть народа). Власть демоса - демократия была установлена в освобожденных от власти персов полисах.

- Как вы думаете, где демократия достигла наибольшего расцвета? (В Афинах)

- И сейчас мы с вами выясним, как жили жители афинского порта Пирей.

- А для начала прочитайте 1 абзац §36 и ответьте на вопрос: Что же представлял собой порт

Откройте с.172, рассмотрите план расположения порта.

- Что означает красная линия с зубчиками? (стены укреплений)

- Как они расположены на плане? (стены укреплений располагались вокруг порта, загораживали его со всех сторон)

- Что показывают две параллельные линии на плане? (дорога, соединявшая Афины с Пиреем, с обеих сторон были обнесены Длинными стенами)

- Сколько гаваней находилось в Пирее? (3 гавани – две морские и одна торговая)

1. В военных гаванях

Сейчас мы с вами поподробнее узнаем о жизни в военных гаванях, для этого читаем п.1 §36 и ответим на вопросы:

- Кто служил на военных кораблях (только афинские граждане)

- Кто по закону считался гражданином? (коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами)

- Объясните значение слова «верфь? (место, где чинили старые и строили новые корабли)

- Что должны были сделать богатейшие граждане по афинским законам? (за свой счет снарядить по боевому кораблю)

- Предположите, на основе этого факта кому принадлежала власть в Афинах? (богатым людям, знати)

2. В торговой гавани

Прочитать п.2 и узнайте, что же представляет собой торговая гавань.

А теперь рассмотрите иллюстрацию на странице 173 и ответьте на вопросы:

- Как вы можете доказать, что это торговая гавань?

- Теперь давайте оглядимся по сторонам, поодаль, на заднем плане, что увидели? (стены, огораживающие порт)

- На пристани чем заняты люди?

- Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

- Чем купец мог его загрузить? (прочитать абзац 1 стр.173)

- Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось греками? (прочитать п.2 на стр.172)

- За счет чего пополнялась казна Афинского государства? (За счет налогов, взимались с купцов, торговавших в Афинах, переселенцев за право жить в Афинах)

- Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах? (граждане, переселенцы, рабы)

3. Тяжелая участь рабов

Прочитать п.3 и ответить на вопросы:

- Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках)

- Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продавать, как скот)

- Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами)

- Кого называли вольноотпущенниками? (рабов, которые отпускали владельцы на свободу)

IV. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)

1. Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции? (здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаются богатства)

2. Какой город был соединен с портом Пирей специальной укрепленной дорогой?

3. Какие гавани были в порту?

4. Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

5. На какие группы делилось население порта?

6. Какая из групп была самой бесправной?

7. Где использовали труд людей этой группы?

V. Домашнее задание

1. Прочитать § 36;

2. Подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей

Ответы. Тест 6. 1 — А; 2 — Б; 3 — БАВ; 4 — БВАЕДГ; 5 — В.

1. Военный союз приморских греческих государств, созданный Афинами для борьбы с персами, называют Афинским … союзом:
а) морским +
б) сухопутным
в) воздушным

2. Почётная обязанность богатейших граждан Афин:
а) приобретать дорогие товары
б) за свой счёт снарядить по боевому кораблю +
в) платить налог за право жить в Афинах

3. Сосуд из обожжённой глины, в котором греки хранили вино и масло:
а) горшок
б) вазон
в) амфора +

4. Что афиняне покупали в торговой гавани у заморских купцов:
а) слоновую кость +
б) мраморные статуи
в) сосуды из глины

5. Что афиняне покупали в торговой гавани у заморских купцов:
а) коз, овец
б) мраморные статуи
в) рабов +

6. На военных афинских кораблях служили:
а) отпущенные на свободу рабы
б) только афинские граждане +
в) наёмные воины

7. Из Афин на продажу в основном везли:
а) слоновую кость
б) золотые изделия
в) глиняные сосуды +

8. Из Афин на продажу в основном везли:
а) изделия из серебра +
б) говядину
в) драгоценные камни

9. Рабы в Афинах:
а) могли быть безнаказанно убиты афинскими гражданами
б) использовались только в земледелии и ремесленных мастерских
в) не могли иметь семью +

10. Рабы в Афинах:
а) могли быть безнаказанно убиты афинскими гражданами
б) не могли менять место жительства +
в) использовались только в земледелии и ремесленных мастерских

11. Афинскими гражданами по закону считались:
а) коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами Афин +
б) коренные афиняне, у которых хотя бы один родитель был гражданином Афин
в) все жители Афин

12. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) порох
б) папирус +
в) бумагу

13. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) рабов +
б) мясо
в) песок

14. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) хлопок
б) лен
в) зерно +

15. Рабы в Афинах:
а) не могли участвовать в выборах Совета пятисот +
б) использовались только в домашнем хозяйстве
в) участвовали в выборах в Народное собрание

16. Рабы в Афинах:
а) использовались только в домашнем хозяйстве
б) часто теряли имя +
в) участвовали в выборах в Народное собрание

17. Узкие немощеные улочки, спёртый воздух, глухие стены домов с запертыми калитками – это район Афин:
а) Акрополь
б) Эрехтейон
в) Керамик +

18. На Агоре находились(лся):
необходимо указать лишнее.
а) шумный рынок
б) гончарные мастерские +
в) круглое здание для дежурных Совета пятисот

19. Иногда афинские рабовладельцы отпускали своих рабов на свободу. Такие люди назывались:
а) вольными
б) вольноотпущенными
в) вольноотпущенниками +

20. Плата купца за право торговать в Афинах:
а) взнос
б) пошлина +
в) дань

21. Что продавали афиняне в торговой гавани заморским купцам:
а) вино +
б) апельсины
в) папирус

22. Что продавали афиняне в торговой гавани заморским купцам:
а) лимоны
б) оливковое масло +
в) зерно

23. Какой город являлся главным портом Афинского государства в V (5) веке до н.э.:
а) Херсонес
б) Ольвия
в) Пирей +

24. Как называлась глиняная бочка для хранения зерна:
а) кувшин
б) пифос +
в) амфора

25. Переселенцы должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве, так ли это:
а) иногда
б) нет
в) да +

26. Как назывался сосуд для хранения вина и масла:
а) гидрия
б) амфора
в) килик

27. Как назывались помещения, где рабочие чинили старые и строили новые корабли:
а) верфи +
б) мастерские
в) цеха

28. Что такое кариатиды:
а) дорогие украшения
б) стрелы
в) каменные фигуры юных девушек +

29. Что такое Эрехтейон:
а) храм, посвящённый Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею +
б) один из холмов Афин
в) здание, в котором располагался совет пятисот

30. Что такое портик:
а) фронтон здания
б) полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживали колонны +
в) главный храм Зевса

Автор: Андреева Гульнур Зиннуровна

Организация: МБОУ СОШ им. П.Е.Воробьева

Населенный пункт: республика Татарстан, с. Нижняя Русь

Цель : дать представление о роли Афин в истории Древней Греции, категориях населения, жизни населения афинского порта Пирей рассмотреть условия жизни рабов в Афинах.

Задачи : выявить источники рабства, развивать умения работать с учебником, с историческими документами, выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, воспитывать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути развития греков; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условий и образа жизни, занятий афинян.

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: проектор, мультимидейная презентация, раздаточные материалы, учебник Всеобщая история Вигасин А.А.

Тип урока : урок открытия новых знаний

Вид урока: урок экскурсия

I.Организационный момент .( слайд 1)

- Сегодня урок отменяется! Мы все вместе с вами поплывем вот на этом корабле с белыми парусами и совершим морское путешествие. У вас на столах ленточки завяжите их , с этой минуты вы юнги нашего корабля. А капитаном корабля буду я, Гульнур Зиннуровна.

II. Мотивационно- целевой этап.

- Место поездки вы должны отгадывать. Эта страна находится в Балканском полуострове, омывается Эгейским и Средиземными морями

- ( Греция). Но в Греции много полисов, нам нужен один. В гавани какого полиса мы остановимся? Это самый могущественный полис, где впервые зародилась демократия…

Как же мы сформулируем нашу тему?( слайд2)

Тема: В гаванях афинского порта Пирей.

- Что нужно иметь, чтобы попасть в корабль?

- правильно пропуски. У Вас на столах есть билеты , они не простые а с заданиями. Это и есть Ваш пропуск в корабль

1. Демос ( народ )( слайд 3)

2. Демократия ( власть народа )

3. Олимп ( Олимпийские гора , где проводились первые игры )

4.Мильтиад ( военный начальник Афинян )

5.Дарий I( персидский Царь )

6. Эллада ( Греция )

Молодцы ребята, добро пожаловать на наш корабль. Мы отплываем из нашей гавани.

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с историей афинского порта Пирей.( Слайд 4)

  1. Порт Пирей
  2. Военные гавани порта
  3. Торговая гавань
  4. Тяжелая участь рабов

Основное препятствие ( слайд 5)

Но, у меня есть очень интересная для Вас информация! Побывавшие в Пиреи чужестранцы разделились во мнении: одни неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным жителям. Кто же был прав в оценке греческого города? Подумайте, и старайтесь найти ответ в течении нашего путешествия!

Ой, кажется Мы подплываем к берегу.

Ребята, нам не дают сойти с корабля?

-Что должны сделать чужестранцы, чтобы попасть в порт?

- Да, заплатить пошлину.

- А пошлина у нас состоит из следующих вопросов:

- Что мы можем увидеть у берега? ( порт, много кораблей, людей)

- Кто же нас может встретить, что мы услышим?

-Ура, ребята нас пустили в порт.

IV. Изучение нового материала.

Перед нами порт Пирей.

Военные гавани порта ( слайд 6)

Учитель: в Vв.д.н.э главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афины, дороги соединяющей Афины с Пиреем были соединены Длинными стенами. Со стороны суши соорудили каменные стены.

- Как вы думаете, кто защищал порт со стороны моря?

- В Пиреи находились две военные и одна торговая гавани.

( слайд 7)

Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только, афинские граждане.

Вопрос к группам: Первое препятствие

Кого еще можно было увидеть на военных гаванях и чем они занимались ? , читаем 172 стр. 1,2 абзац.( Слайд 8,9)

Вывод: Какую роль играли военные порты ? ( защитную)

- Физкультминутка:( слайд 10)

Ану-ка, ребята все вместе дружно встали посмотрим на небо, не ожидается ли ураган, ведь нам обратно вернутся.

- посмотрели на право,

-посмотрели на лево,

- посмотрели друг- на друга,

- волны качаются раз,

- волны качаются два,

- волны качаются три и успокоились, на море полный штиль.

Продолжаем с Вами знакомиться Пиреем.

На экране картина, Торговая гавань.

Задание на группы

Перед нами порт Пирей. (Слайд 11)

Второе препятствие( слайд 12)

  1. Как можно узнать, что действие происходит на торговой площади?
  2. Предположите, что находится в мешках, привезенных в Афины?
  1. Какой товар идет собственными ногами?
  2. Каково содержимое амфор вывозимых из Афин на продажу?
  3. Что вывозили купцы из Афины, что ввозили?
  4. С какими странами торговали? Стр.172, 2пункт,2 абзац

(слайд 13)

Учитель : Все купцы приехавшие в Афины с товаром, должны были заплатить в государственную казну особый взнос- пошлину за право торговать. Среди купцов были и переселенцы ( метеки) из других городов, проживавшие в Афинах. Они говорили по- греческий, одевались как греки, поклонялись тем же богам,платили пошлину за право торговать и платили за права жить в Афинском государстве. Граждане Афин такого налога не платили.(Слайд 14)

-Почему , несмотря на уплату налога, метекам выгодно было жить в Афинах? ( Ведь они не считались гражданами полиса, а значит , не участвовали в управлении государством.) ( Слайд 15)

- Докажите, что морская торговля способствовал могуществу и богатству Афин . ( Деньги шли в казну Афинского государства.)

Вывод: Почему торговый путь называли в Греции «Ртом Афины», справедлива ли это? Почему ? ( слайд 15)

Потому что ,именно торговый путь приносил большую прибыль от продажи: вин, оливкового масла, рабов и от уплаты налогов.

Тяжелая участь рабов. (Слайд 16)

Обратите внимание на людей, которые сходят с корабля. Как вы думаете, кто это?

- Задание на группу:

Четвертое препятствие( слайд 17)

1 .Основным источником рабства являлся? стр.174 1 абзац

2. Чем рабы отличались от остальных людей?стр.174 посл. абзац

3. Где применялся труд рабов?стр.174 2-4 абзацы

4. Кто такие вольноотпущенники? Стр. 175

5. Всели афиняне могли владеть рабами? Стр. 174 документ

6. Могли ли стать бедные афиняне рабами( нет, отменено было долговое рабство)

Вывод: Какое единственное право было у рабов по законам Афин?

V.Первичное закрепление

- Ребята, вот и закончилось наше путешествие, наш корабль приплывает в нашу гавань.

И все- таки вернемся к вопросу: ( слайд 18)

Побывавшие в Пиреи чужестранцы разделились во мнении: одни неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным жителям. Кто же был прав в оценке греческого города?

-С каким мнением вы согласитесь? Почему?

VI. Домашнее задание( слайд 19)

- Нарисовать рисунок «Один день в Пиреи» или

- Составить рассказ на эту тему

VII.Рефлексия

Ребята, помните, наш корабль был белого цвета, а теперь я попрошу вас разукрасить наш кораблик в яркие краски. У вас на столах есть разноцветные детали прикрепите их на корабль.

Вот какой замечательный, яркий получился наш корабль! Пусть он поможет Вам дальше путешествовать по морю «Знаний!»

Попутного вам ветра, ребята!

ЦЕЛЬ: — способствовать формированию представления о роли афинского порта Пирей, его гаванях, торговле.

— развитие навыков работы с картой, схемой, наглядным материалом; развитие речи, памяти, работы с историческими источниками и понятиями;

— воспитание негативного отношения к рабству, уважения к культуре других народов.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний по теме «Греко-персидские войны»

1. Индивид. опрос –

а) Объясните: стадион, ипподром, атлет, пятиборье, стратег, фаланга.

б) Укажите даты событий: Марафонская битва, Саламинский бой, Первые олимпийские игры.

— Когда греки праздновали тысячелетие каждого из названных событий?

в) Карточки: вопросы по рисунку, вопросы к тексту.

С каким событием в истории Древней Греции мы познакомились на прошлых уроках? Почему маленькая раздробленная Греция победила мощное Персидское царство?

3. Ввод новой темы.

— вводное слово учителя

Одним из городов, пострадавших от войны, были Афины. Но именно они в 5 в. до н.э. стали центром восстановления Греции и возобновления прежнего ее величия.

Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок- экскурсия.

Сл.1 Мы отправимся в древний город Пирей, который был афинским портом.

Наша с вами цель в путешествии – посмотреть, что собой представлял город – порт, какую роль он играл в жизни греков.

Когда вы попадаете в новое место, что вы пытаетесь о нем узнать?

Наши задачи – узнать, как выглядел порт, чем торговали жители Афин и Пирея, какие категории людей жили в Афинах и Пирее.

Итак, мы отправляемся в путь.

1 задание: — работа со схемой города Пирей.

Сл.2 Поскольку сами Афины расположены в стороне от моря, то жителями города был построен специальный город-порт. Им стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин.

Сначала афинским портом была Фалерская бухта, она была ближе к Афинам, но когда значение моря в жизни афинян возросло, порт перенесли в Пирей.

Посмотрите на местоположение города и попробуйте ответить, почему?

(Предполагаемый ответ — город расположен на небольшом полуострове, который со всех сторон окружен морем. В нем много гаваней, для того, чтобы корабли могли близко подойти к берегу.)

Сл.3 –А что такое гавань? ( место стоянки кораблей )

Сл.4 а,б,в – Дорога, соединяющая Пирей с Афинами, была защищены длинными стенами, которые в высоту достигали до 10 м.

Сл.4 г,д,е — Сколько гаваней вы видите в Пирее? ( в Пирее было две военные гавани и одна торговая ).

Давайте вначале побываем в военной гавани.

Сл.5 — работа со схемой.

Зачем Афинянам нужны военные гавани? – в них стоял военный флот афинян.

— как назывались военные корабли афинян? – триеры

— в чем преимущество триер?

На военных кораблях служили граждане .

— Как вы думаете, кого в Афинах называли гражданами? (афиняне, у которых оба родителя были гражданами Афин).

В гаванях было много бедных граждан, которые пришли сюда на заработки.

-Какую работу они могли выполнять? (Они работали гребцами, матросами, чинили и строили корабли на верфях (место в порту, где строили и чинили корабли).

Но в гаванях можно было встретить и богача. Он пришел на верфь, чтобы выполнить почетную и разорительную обязанность – на свои деньги снарядить боевой корабль. Таков был закон в Афинах.

Теперь давайте пройдем в торговую гавань. В Греции ее называли «ртом Афин».

— работа с картиной.

Посмотрите, перед нами торговая гавань Пирея.

Сюда приезжали корабли со всего света, привозили ткани, слоновую кость.

Перед разгрузкой купец, привезший товар в Афины платил пошлину за право торговать в Афинах.

Чем торговали афиняне?

Кувшины – вино и оливковое масло,

Мужчины выгружают рыбу.

Афиняне торговали вином, оливковым маслом, изделиями ремесла. Самым лучшим изделием афинских ремесленников были вазы – амфоры. (сл.8)

Посмотрите, на переднем плане люди несут мешки, как вы думаете, что в них?

Откуда привозили зерно в Афины? – из колоний.

А что еще могли привозить?

Итак, почему торговую гавань Пирея называли «ртом Афин»?

Сл.9 Кого же можно было встретить в торговой гавани? Кто составлял афинское общество? (сл.10-13)

— А кто еще нам мог встретиться?

— Могли ли быть в Афинах рабы-греки? Откуда привозили рабов? Кто становился рабом в Афинах?

— Где применялся труд рабов?

  1. Закрепление .

Работа по слайдам презентации.

Зачем Афинам понадобилось строить специальный город – порт?

Почему был выбран Пирей?

Какие гавани были в Пирее?

Как афиняне защитили военные гавани и зачем?

Чем торговали в Пирее?

Какие категории населения проживали в Афинах?

Кто такие граждане, переселенцы, рабы?

5. домашнее задание §36, написать сочинение «Мои впечатления от посещения Пирея»

Тема: В гаванях афинского порта Пирей.

Цель: сформировать представление об афинском порте Пирей и его роли в истории Древней Греции; раскрыть противоречивый характер афинской демократии.

Задачи урока:

  • Выяснить роль торговых и военных гаваней в жизни Афин; сравнить положение граждан и негражданского населения Афин.
  • развивать умения извлекать информацию из источников, вырабатывать навык критического анализа получаемой на уроке информации;
  • воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Основная педагогическая технология: ТРКМ

Содержимое разработки

Тема: В гаванях афинского порта Пирей.

Цель: сформировать представление об афинском порте Пирей и его роли в истории Древней Греции; раскрыть противоречивый характер афинской демократии.

Задачи урока:

Выяснить роль торговых и военных гаваней в жизни Афин; сравнить положение граждан и негражданского населения Афин.

развивать умения извлекать информацию из источников, вырабатывать навык критического анализа получаемой на уроке информации;

воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Основная педагогическая технология: ТРКМ

Предметные у. у. д

Метапредметные у. у. д

Личностные у. у. д

Узнают: какую роль в жизни Афин играли военная и торговая гавани; кто относился к гражданам и негражданскому населению

Определят: значение терминов порт, гавань, верфь, амфора, пошлина.

Научатся: работать с текстом учебника, картой, заполнять таблицу; высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: овладеют умением смыслового восприятия познавательного текста, структурируют знания, осуществят анализ текста и представят информацию в виде таблицы.

Регулятивные: самостоятельно сформулируют учебную цель урока, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, дадут самооценку своей работе.

Коммуникативные: сумеют задавать вопросы, высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

Сформируется уважительного отношения к истории, культуре, ценностям народов мира; толерантности; выразят положительное отношение к процессу познания: проявят внимание, удивление, желание больше узнать

Образовательные ресурсы: презентация, учебник, раздаточный материал, печатная тетрадь.

Технологическая карта урока.

Энергизатор.

Я хочу, чтобы ваш день начался с улыбки. Я дарю вам свою улыбку, потому что я люблю вас. У вас такие светлые улыбки. Поделитесь своей улыбкой с нами, улыбнитесь друг другу.

Стадия вызова

Актуализация знаний.

Перед вами лежит оценочный лист. В случае правильного ответа на заданный вопрос в колонке домашнее задание вы ставите себе +. Те кто наберёт 1-2 плюса получают оценку «3». Те кто 3-4плюса получают оценку «4», а тек то наберут 5 и больше получают оценку «5».

Итак преступим.

1. Как звали царя, при котором Персия попыталась подчинить себе города Эллады? (Дарий I)

2. Какие города Греции отказались подчиниться власти персидского царя? (Афины и Спарта)

3. В каком году персидские войска высадились Греции? (в 490 г. до н.э.)

4. Где произошло сражение межу персами и греками (г. Марафон)

5. Кто командовал войском афинян? (Мильтиад)

6. Кто убедил афинян построить сильный военный флот? (Фемистокл)

7. В каком году состоялась битва в Фермопильском ущелье? (в 480 г. до н.э.)

8. Кто командовал спартанцами в этой битве? (царь Леонид)

9. Где состоялось морское сражение греческого и персидских флотов?

(у острова Саламин)

10. Кто победил в греко-персидских войнах? (греки)

Сейчас я зачитаю строки из поэмы древнегреческого поэта Эсхила, а вы должны ответить на 4 вопроса:

1.О каком событии идет речь? Саламинская битва

2.Когда состоялось это событие? 480 г. до н.э.

3.Кто победил в этой битве? Афиняне

4.В чем причина победы? сильный флот

«Был слышен громкий крик: «Вперед, сыны Эллады! Спасайте Родину, спасайте жен, детей своих, богов отцовских, храмы, гробницы предков: бой теперь за все»!

В 5 в. до н.э. афиняне имели самый сильный флот в Элладе, который насчитывал 400 триер.

Пробуждение интереса к теме

1.Как вы думаете, имея такой большой флот, надо было иметь место для его укрытия?

2.Как вы думаете, как называется место, где укрывается флот?

3.Как вы думаете, что такое «порт». Порт — место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей.

В Афинах был построен самый большой в Элладе порт Пирей.

4.Как вы думаете, а в порту кроме военных какие еще могут стоять корабли?

5.Каждый порт имеет гавань. Как вы думаете, что такое гавань? Гавань- прибрежное водное пространство где обеспечивается надежное укрытие судов.

Определение темы и задач изучения предстоящего учебного материала.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? В гаванях афинского порта Пирей.

А теперь, давайте спроектируем задачи на урок, что мы сегодня должны выяснить?

Какую роль играла военная гавань?

Какую роль играл торговая гавань?

Кто проживал на территории порта?

Стадия осмысления

В Афинах был построен самый большой в Элладе порт Пирей.с.172 учебника, рассмотрите схему «План Пирея», каким цветом изображен порт Пирей. Как вы думаете, а что обозначает линия с зубчиками, нарисованная вокруг порта? Почему она двойная. В раздаточном материале найдите план Пирея и покажите где порт? Где гавани?

Какую роль играла военная гавань?

Задание 1. Прочитайте текст. В V (5-ом) веке до н.э. главным портом афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились 2 военные и одна торговая гавань. В гаванях находились верфи – места, где чинили старые и строили новые корабли. Пирейские бухты закрытые, они прекрасно защищены от волн и ветров. Гавани были совершенно безопасными в шторм и непогоду. На ночь входы запирались цепями, чтобы предотвратить вторжение вражеских кораблей. Военная гавань обеспечивала безопасность государства.

Определите, верны ли утверждения.

1. Военная гавань обеспечивала безопасность государства.

2.Афины соединялись с Пиреем Большой стеной.

3.В Пирее находились 1 военная и 2 торговые гавани.

5. Верфи – места, где чинили старые и строили новые корабли

Ответы занесите в таблицу: верный ответ –Х; неверный ответ – О.

Читайте также: