Что такое дань полюдье организованная система обложения налогами используя эти термины

Опубликовано: 19.09.2024



Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину, в становища. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

История

Полюдье — ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Продолжалось с ноября по январь.

Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию [1]

Однако, арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать [2]

Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! [3]

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся [4]



Однако, в 945 году, когда полюдье возглавлял сам великий князь Киевский Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани.

В походах 882—943 годов силы северных племенных союзов регулярно упоминаются летописью, силы южных — в случайном сочетании. Уже в 941 году, во время первого похода Игоря на Константинополь, летопись не расшифровывает племенной состав его войск, как не делает это и после налоговой реформы княгини Ольги, по приказу которой северные владения Руси были охвачены системой погостов, в которых сбор дани производили княжеские чиновники - тиуны. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе).

О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы:

Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год [5]

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.

Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf).

Полюдье имело крайне широкое распространение в социально-политических системах Евразии и Африки с близким к древнеславянскому уровнем политико-культурной сложности [6] .

Примечания

  1. ↑Константин Багрянородный. Об управлении империей
  2. ↑Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. М. 1986;
    Фрагменты из Ибн Хордадбеха по Гаркави
  3. ↑Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам
  4. ↑Гардизи
  5. ↑ Ибн-Русте
  6. ↑Кобищанов Ю.М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории, М., 1995.

Источники

  • Полюдье: всемирно-историческое явление. Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. — М., РОССПЭН, 2009. — 791 с.
  • Рыбаков Б. А.Рождение Руси

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дам (значения)
  • Балагер, Хоакин

Смотреть что такое "Полюдье" в других словарях:

ПОЛЮДЬЕ — ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… … Толковый словарь Даля

полюдье — объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 • дань (12) • объезд ( … Словарь синонимов

ПОЛЮДЬЕ — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ( людей ) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности … Юридический словарь

ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность … Большой Энциклопедический словарь

ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… … Юридическая энциклопедия

полюдье — ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения ( людей ) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… … Энциклопедический словарь

ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… … Русская история

Полюдье — ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… … Большая советская энциклопедия

Полюдье — (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПОЛЮДЬЕ — ( хождение по людям ) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… … Советская историческая энциклопедия

История | 5 - 9 классы

Что такое "дань", "полюдье", "организованная система обложения налогами"?

Используйте эти термины составляя рассказ о том как на Руси была проведена реформа взимания дани.

Ребят помогите Плиз.


Игорь занимался присоединением земель и сбором с них дани.

Для этого в ноябре он брал с собой дружину и " идя по людям " получал то, что хотел ( отсюда слово полюдье ).

Его поход продолжался до весны.

Маршрут : через Искоростень к Любичу и до Смоленска.

Десна до Чернигова и в Киев.

Везли мед, лен, воск, куницу, белку, горностая.

Собирали с дома.

Брали все, что можно было брать.

Как - то раз князь Игорь решил взять с древлян дважды.

Но те порубили всю его дружину.

, а Игоря казнили.


Помогите прошу нужно для теста срочно?

Помогите прошу нужно для теста срочно!

Установите соответствие между терминами и их определениями.

1) Наследственное земельное держание.

2) размер дани, установленный в Древней Руси.

3) объезд князем земель для сбора дани 4) община в Древней Руси.


10. Установите соответствие между понятиями и их определениями?

10. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Понятия Определения А) Полюдье 1) Размер дани и сама дань в Древней Руси, установленные реформой княгини Ольги Б) Дань 2) Места сбора дани, установленные реформой княгини Ольги А Б В Г В) Уроки 3) Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани Г) Погосты 4) Натуральный или денежный побор.


Ребят помогите плиз : ( Термины : Тысяцкий Воевода Полюдьем Князь?

Ребят помогите плиз : ( Термины : Тысяцкий Воевода Полюдьем Князь.


3. Установите соответствие между терминами и их определениями?

3. Установите соответствие между терминами и их определениями.

А)Вервь 1)Наследственное земельное держание б)Полюдье 2)Размер дани установленный в Древней Руси в)Уроки 3)Объезд князьями земель для сбора дани г)Вотчина 4)Община а Древней Руси.


Что такое дань , полюдье, погосты, уроки?

Что такое дань , полюдье, погосты, уроки?

Используя эти термины, составьте рассказ о том, как была проведена реформа взимания дани.

Чем эта реформа вызвана?

В чем состояла ее суть?


Соединить правильно?

Вервь Наследственное земельное держание

Полюдье Размер дани, установленный в Древней Руси.

Уроки Объезд князем земель для сбора дани

Вотчина Община в Древней Руси.


Как проходила форма сбора дани полюдье?

Как проходила форма сбора дани полюдье.


Как связаны между собой понятия : дань, полюдье, погосты, организованная система сбора дани, уроки?

Как связаны между собой понятия : дань, полюдье, погосты, организованная система сбора дани, уроки.


Что значит простыми словами : для обложения данью?

Что значит простыми словами : для обложения данью.


Что такое дань, полюдье , организованная система обложения налогами ?

Что такое дань, полюдье , организованная система обложения налогами ?

Используя эти термины , составьте рассказ о том , как на Руси была проведена реформа взимания дани.


Крестьян почти не считали за людей, они представляли лишь инструмент для наживания денег. Они платили больше налогов государству, отдавали оброк феодалам и помещикам, отрабатывали барщину и работали на полях хозяина. У них было меньше прав, чем у о..


Политика Наполеона состояла с гарантии сохранение гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, обеспечивал это "Кодекс Наполеона". С помощью этого кодекса, после революции во Франции стабилизировался государство и заложился юридический фу..


Ассирийское государство, существовавшее больше тысячи лет, вселяло ужас в соседние народы. Ассирийцы завоевали всю Месопотамию, Урарту, Сирию, подчинили Палестину и Египет. Вероятно, ассирийские цари первыми в истории создали дисциплинированную арм..


Прозвище Мудрый появилось после смерти князя, в 16 веке. Ярослав сделал очень многое для развития и процветания Руси. При нем было построено много храмов ( втч Софиевские соборы в Киеве) Кроме того , грамотно вел внешнюю политику страны, он заключа..


Вода(пить, варить, "Вейпить"). Рыболовство ( есть, продавать и т. Д. ). Мореплавание(торговать).


Они хотели полного освобождения от помещиков и оброка.


Иван Иванович Шувалов.


Германия была одна из центров циаилизационных государств.


В середине XIX века Италия была раздроблена на государства Апеннинского полуострова, каждое со своей формой правления. После революции 1848 года стало понятно, что Италию надо объединять силой вокруг одного государства, которым стал остров Сардиния.

Дань — подати, взимавшиеся со славян, населявших территорию Древней Руси.

До начала объединения древнерусских племен в государство население платило дань варягам и хазарам, совершавшим набеги на их территории.

Важнейшей функцией молодого древнерусского государства стала защита территорий от внешних врагов. Князю были нужны средства для содержания дружины, организации новых походов.

Дань с населения стала основным источником дохода княжеской казны.

Правление князя Олега.

Сначала дань взималась Олегом с подвластных ему ильменских племен, кривичей, мери.

С 883 года дань начинают платить древляне.

С 884 года — северяне и радимичи.

Олег установил систему сбора дани с покоренных племен.

  1. Налог платили с «дыма» — отдельного хозяйства, или с «рала» — плуга.
  2. Дань взималась натуральными продуктами, мехами, медом. Особенно ценились шкурки черной куницы и соболя. Иногда налог платили деньгами — арабскими металлическими монетами «шелягами».
  3. Население Новгорода было обязано выплачивать в княжескую казну ежегодно 300 гривен. Гривной называли серебряный слиток весом в 200 гр.
  4. Размер собираемой дани не был строго фиксированным. С новых покоренных племен князь Олег брал «легкую» дань, обещая защиту и покровительство.

Целью Олега было привлечение на свою сторону соседних славянских племен, оберегание территорий от разорения варягами и хазарами .

  1. Повоз и полюдье — два способа сбора дани.

Благодаря правильной налоговой политике князя Олега, в IX веке происходило постепенное объединение, расширение, укрепление древнерусского государства.

Повоз и полюдье.

Один из методов сбора дани назывался повоз. Заключался в обязанности населения по распоряжению князя доставлять продукты в определенное время в Киев на княжеский двор.

Основным способом взимания дани являлось полюдье — объезд князя с дружиной подвластных территорий.

  1. Совершалось полюдье ежегодно с ноября по февраль. Дороги становились проходимыми, легче было добраться в труднодоступные летом селения. Урожай был собран, население имело возможность платить.
  2. На пути князя с дружиной заранее устраивались становища. В них население окрестных земель свозило дань.
  3. Во время похода князь с дружиной полностью находились на содержании у местного населения.
  4. Князь во время полюдья вершил на своих землях суд, разбирал тяжбы и спорные вопросы.

Полюдье являлось способом поддержания и укрепления княжеской власти над славянскими племенами.

Реформы княгини Ольги.

В 945 году преемник Олега князь Игорь, совершавший полюдье, попытался взять с племени древлян дань в тройном размере. Древляне подняли восстание и убили Игоря.

Жена его, княгиня Ольга, подавила восстание и покарала древлян.

В 946 году она провела налоговую реформу и установила новую систему сбора дани:

  • князь перестал совершать полюдье, данники были обязаны сами свозить дань в назначенное место в определенное время;
  • были созданы специальные пункты сбора — погосты;
  • на погостах учреждалась должность тиуна, ответственного за прием и перевозку собранной дани в столицу;
  • был установлен урок — фиксированный размер взимаемой дани;
  • даннику, выполнившему урок, выдавалась специальная княжеская печать, запрещавшая повторно требовать с него плату.

Изменение системы сбора дани способствовало развитию дорог, возникновению новых поселений на местах погостов, укреплению местной власти. Полюдье постепенно превращалось в обязательный прямой налог .

В 966 году , во время князя Святослава Игоревича, взимание дани способом полюдья сократилось, но полностью не исчезло.

В 982 году с приходом к власти Владимира Святославича полюдье прекратилось.

Пошлины и сборы.

Кроме дани, взимаемой во время полюдья и на погостах, с населения собирались нерегулярные пошлины.

К торговым пошлинам относились:

  • мыт — оплата перевоза товара через заставы в городе и в горах;
  • перевоз — сбор за переправу через реки;
  • гостиную пошлину платили торговцы за возможность содержать в городе склады;
  • торговая — собиралась за торговлю на рынках;
  • вес и мера — пошлины за возможность взвесить и измерить товар.

Князь, в чью пользу собирались пошлины, должен был строить удобные переезды и мосты, обеспечивать безопасность купцов в дороге.

Судебные пошлины собирались за совершенные преступления:

  • за убийство бралась вира, размер платы зависел от обстоятельств;
  • за кражи, нанесение увечий в драке и другие преступления платили пошлину, называемую «продажа».

В 988 году князь Владимир принял христианскую веру. Для возведения храмов и содержания церквей нужны были средства. Новая специальная подать составляла одну десятую часть доходов и называлась «десятина».

К XIII веку полюдье полностью утратило свое значение как способ сбора дани. Большинство собираемых налогов оставалось в отдельных княжеских уделах. Это привело к ослаблению и распаду объединенного князем Олегом древнерусского государства.

Все, кто изучают историю восточных славян, сталкивались с термином "полюдье". Что же это такое? И как можно охарактеризовать данный процесс? Читайте об этом в нашей статье.

Признаки ранней государственности

Как вы думаете, полюдье в Древней Руси - это что? Начнем разбираться с этим вопросом вместе. В восьмом веке на земле, занимаемой племенами восточных славян, уже образовались сильные межплеменные союзы. Они долгое время соперничали друг с другом за главенство. Как показала история, серьезное влияние на другие племена оказал союз полян. С годами они подчинили большую часть славян.

Таким образом, мы можем наблюдать появление первых признаков зарождающегося государства:

  • единый вождь;
  • суд;
  • закон;
  • войско;
  • система сбора налогов.

А мы с вами переходим к обвыяснению того, каково определение полюдья. Это один из способов сбора налогов с племен в казну великого князя. Подобная система распространялась по всем европейским государствам в период их зарождения, но в силу национальных интересов имела разные названия. Однако суть их оставалась одной и той же – пополнение казны князя. Теперь вы знаете значение слова "полюдье".

Система налогов русских (восточных) славян

Как вы догадались, на Руси налоги тоже собирали. В принципе поборы, которые выражались в обязательных сборах, были частью устройства государственной системы. Ввиду того что князь собирал с людей золото, он перед ними нес определенные обязательства. Одно из них заключалось в том, что он должен был обеспечить мирную жизнь и покой для своих подданных. Иными словами, он должен был защищать свои племена от иноземных захватчиков. На протекцию каждого русича требовались средства.

Значит, для славянина полюдье в Древней Руси – это откуп или все-таки налог? Современным аналогом полюдья служит подоходный налог. Их разница заключается лишь в объеме и ресурсах. Например, однажды поляне отбили у хазар несколько славянских племен. За это они обложили их сборами в свою пользу. Однако эти поборы отличались гуманностью. Теперь славяне могли вносить плату не только золотом, а продуктами питания и самыми разнообразными изделиями ремесленников. Вот вам еще одно определение полюдья.

полюдье определение

Скрытая опасность

Идет время. Крестьяне выращивают зерновые культуры и собирают урожай. Ремесленники производят различные изделия. Племена между собой торгуют. Дружина охраняет границы. Великий князь издает законы. Налоги собираются, казна пополняется, а государство укрепляется. Однако система полюдья далека от совершенства, но она применялась ещё долгое время.

В осенний период князь вместе с дружиной начинал сбор дани. Полюдье в Древней Руси – это буквально означает ходить по людям, то есть ходить по дворам и собирать налог. Князь ходил до тех пор, пока не объедет все свои владения. Это было еще одно значение слова "полюдье".

Народ, помимо этой дани, платил ещё некоторую сумму для того, чтобы князь мог содержать дружину. Несправедливость царила повсюду, а всё потому, что отсутствовала конкретная сумма налога.

термин полюдье

Жадность Игоря сгубила

Как оказалось, полюдье в Древней Руси – это не только налог, но и причина гибели одного из князей. В одном из таких походов князь Игорь поделил полюдье древлян с дружиной и посчитал, что налог оказался недостаточным. Вместе они решили, что нужно взять с них выплату ещё раз. Дружина вновь вторглась на территорию древлян и потребовала повторной выплаты! Естественно, древляне были возмущены. Итогом повторного побора стало убийство дружины и самого князя.

Смерть князя грозила распадом государства. Но его мудрая и дальновидная супруга – княгиня Ольга - быстро осознала, что это серьезный повод изменить систему налогообложения. Так она решила установить точную сумму для платежей. Ольга быстрыми и решительными мерами успокоила взволнованные племена, а также восстановила единство среди племен на Руси.

полюдье значение слова

Реформа княжны

Итак, как уже было сказано выше, Ольга приступила к реформированию системы налогосбора. Первое, что она сделала, – это установила точную сумму. Как показала практика, данная мера позволила избежать злоупотреблений, а процесс взимания налога стал законным. Вдова также понимала, что хождение по людям – это опасность для будущего великого князя, поэтому очередным указом было утверждено решение, что ресурсы будут свозиться в определенное место, указанное из столицы. Так появилось явление погоста на Руси. Оттуда собранные средства переходили в руки представителей княжеской власти. Княгиня Ольга не только упростила систему налогообложения, но и сделала ее безопасной для сборщиков.

Таким образом, реформы княжны еще больше укрепили и сплотили государство и племена между собой, а споры и распри о несправедливости стали уходить в прошлое.

Другими словами, полюдье – это сбор налогов в период Древней Руси. Мы видим, как реформы княжны Ольги были введены вовремя. Эти меры не позволили развалиться молодому государству на отдельные враждующие племена.

ДАНЬ НАЛОГ - натуральный или денежный сбор с побеждённых в пользу победителя; одна из форм налога с подданных.

В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния феодальных от­но­ше­ний Дань раз­ви­ва­лась в двух на­прав­ле­ни­ях: с од­ной сто­ро­ны, пре­вра­ща­лась в государственный на­лог (по­душ­ный или по­зе­мель­ный), с дру­гой - в ре­зуль­та­те по­жа­ло­ва­ния ко­ро­ля­ми пра­ва сбо­ра до­хо­дов дру­жин­ни­кам и ду­хо­вен­ст­ву она транс­фор­ми­ро­ва­лась в феодальную рен­ту. Дань сыг­ра­ла зна­чительную роль в ста­нов­ле­нии фео­да­лиз­ма в стра­нах Северной Ев­ро­пы (бок­ленд, да­не­гельд - в Анг­лии, вейц­ла - в Скан­ди­навских стра­нах и т. д.).

На Ру­си Дань из­вест­на с середины IX века как пла­тёж в поль­зу ва­ря­гов и Ха­зар­ско­го ка­га­на­та, а с 880-х годов - в поль­зу ки­ев­ско­го кня­зя. Данью об­ла­га­лись отдельные пле­ме­на и груп­пы пле­мён. Взи­ма­лась на­ту­рой (ме­ха­ми, мё­дом и др.) или день­га­ми - пер­во­на­чаль­но с «ды­ма» (хо­зяй­ст­ва од­ной се­мьи), за­тем - с «плу­га» или «со­хи» (ок­лад­ной еди­ни­цы в 2 или 3 ра­бо­чие си­лы). По ме­ре ук­ре­п­ле­ния вла­сти кня­зя Дань ста­но­ви­лась обя­за­тель­ной и ис­поль­зо­ва­лась для со­дер­жа­ния дру­жи­ны. Со­би­ра­лась во вре­мя по­лю­дья (осен­не-зим­не­го объ­ез­да кня­зем тер­ри­то­рии сво­его кня­же­ст­ва). До XII века сбо­ром Дани за­ни­ма­лась кня­же­ская дру­жи­на. Специальные сбор­щи­ки Дани - «дань­ни­цы» - поя­ви­лись в русских кня­же­ст­вах и зем­лях не ра­нее XII века (с XIV века име­но­ва­лись «дан­щи­ка­ми»). По­ми­мо Дани в поль­зу кня­зя, «дан­щи­ки» взи­ма­ли так­же осо­бые «дан­ские по­шли­ны» в свою поль­зу. По ме­ре рос­та свет­ско­го и цер­ков­но-мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния в XII-XVII веках на­се­ле­ние круп­ных вот­чин час­то по­лу­ча­ло ос­во­бо­ж­де­ние от Дани по жа­ло­ван­ным гра­мо­там ве­ли­ких и удель­ных кня­зей, с 1547 года - ца­рей. Ино­гда сбор Дани и других пря­мых на­ло­гов от­да­вал­ся в ру­ки са­мо­го зем­ле­вла­дель­ца, ко­то­рый вно­сил пла­тёж в кня­же­скую каз­ну «об­ро­ком». Ка­ж­дый пра­вя­щий князь (ве­ли­кий или удель­ный) имел пра­во сбо­ра Дани со сво­их под­дан­ных. При этом её раз­ме­ры варь­и­ро­ва­лись по кня­же­ст­вам.

Осо­бой раз­но­вид­но­стью Дани в XIII-XV веках яв­лял­ся на­лог в поль­зу ха­нов Зо­ло­той Ор­ды - «вы­ход». В середине XIII - начале XIV веков его сбор осу­ще­ст­в­лял­ся бас­ка­ка­ми, но уже с по­след­ней тре­ти XIII века эта функ­ция по­сте­пен­но пе­ре­хо­ди­ла к великим князь­ям вла­ди­мир­ским, ко­то­рые ста­ли не­сти от­вет­ст­вен­ность за его уп­ла­ту. Дань, со­б­ран­ная с уде­лов, пе­ре­да­ва­лась великому кня­зю. Раз­мер «вы­хо­да», ус­та­нов­лен­ный для московских великих кня­зей, в конце XIV века со­став­лял 5 тысяч рублей, в 1-й тре­ти XV века - 7 тысяч рублей, в начале XVI века - 1 тысяча рублей. Наи­бо­лее ве­ро­ят­ный максимальный раз­мер «вы­хо­да» с «со­хи» рав­нял­ся пол­ти­не (100 де­нег). По­ла­га­ют, что Дань в Ор­ду до­став­ля­лась один раз в 7-8 лет. При ос­лаб­ле­нии вла­сти Ор­ды великий князь мог со­хра­нить со­б­ран­ную дань за со­бой, од­на­ко в этом слу­чае он дол­жен был по­де­лить­ся с удель­ны­ми князь­я­ми.

В XV-XVI веках Дань вхо­ди­ла в чис­ло обя­зательных на­ло­гов со всех ка­те­го­рий тяг­ло­го на­се­ле­ния, не поль­зо­вав­ших­ся по­дат­ным им­му­ни­те­том. В XVI веке сбо­ром Дани на­ря­ду с «дан­щи­ка­ми» (а обыч­но вме­сто них) ве­да­ли го­ро­до­вые при­каз­чи­ки. Во 2-й половине XVI-XVII веках «дан­ны­ми день­га­ми» или «чет­верт­ны­ми до­хо­да­ми» на­зы­ва­ли со­во­куп­ность пла­те­жей [Дань, на­ме­ст­ни­чий корм, день­ги за го­ро­до­вое, за­сеч­ное, а так­же и ям­чуж­ное (из­го­тов­ле­ние се­лит­ры) де­ла], по­сту­пав­ших в фи­нан­со­вые при­ка­зы (чет­вер­ти). Двор­цо­вые кре­сть­я­не пла­ти­ли «дан­ные день­ги» в за­ви­си­мо­сти от ме­ст­ных ус­ло­вий в раз­ме­ре от 30 до 70 рублей с «со­хи» («со­ха» в это вре­мя из­ме­ря­лась ко­ли­че­ст­вом зем­ли); чер­но­сош­ные - 48-200 руб.; по­сад­ские лю­ди - 30-58 руб. в рай­онах слу­жи­ло­го зем­ле­вла­де­ния, а на чёр­ных зем­лях - как чер­но­сош­ные кре­сть­я­не. «Дан­ные день­ги» от­ме­не­ны в 1679 году по­сле объ­е­ди­не­ния важ­ней­ших пря­мых на­ло­гов в один - «стре­лец­кие день­ги».

С XV-XVI веках в По­вол­жье, с XVII века в Си­би­ри с при­сое­ди­нён­ных на­ро­дов, за­ни­мав­ших­ся охот­ничь­им про­мыс­лом, взи­мал­ся ясак.

В XV-XVII веках ми­тро­по­лит (с 1589 года пат­ри­арх), ар­хи­епи­ско­пы и епи­ско­пы взи­ма­ли осо­бую цер­ков­ную Дань с при­чтов церк­вей, на­хо­див­ших­ся в пре­де­лах под­ве­дом­ст­вен­ной ие­рар­ху епар­хии. Эта Дань мог­ла взи­мать­ся в два приё­ма - зи­мой (ро­ж­де­ст­вен­ская) и ле­том (пет­ров­ская). Отдельные церк­ви ос­во­бо­ж­да­лись от Дани в жа­ло­ван­ных гра­мо­тах ие­рар­хов.

Читайте также: