Что с сайтом налоговой сегодня 2021

Опубликовано: 16.05.2024

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.


МОСКВА, 4 марта. /ТАСС/. Федеральная налоговая служба (ФНС) России внедрит цифровую платформу для обмена сведениями о налогоплательщиках на основании налоговых данных при оказании им финансовых и других услуг. Об этом говорится в Плане деятельности ФНС России на 2021 год, утвержденном Минфином РФ и размещенном на сайте ФНС.

Согласно плану, цифровая платформа оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России должна быть создана до конца года.

Механизм работы платформы

Как отметили в пресс-службе ФНС, цифровая платформа распределенного реестра ФНС России предназначена для предоставления доступа к информационным сервисам ФНС России, обеспечения доверенной информационной среды и повышения эффективности взаимодействия между органами государственной власти и бизнесом.

"Платформа построена на основе технологии распределенного реестра, которая позволяет в одном информационном пространстве объединять различных участников взаимодействия, как со стороны органов исполнительной власти, так и со стороны бизнеса, при этом обеспечивая на технологическом уровне защиту данных от любых несанкционированных изменений, их согласованность и целостность", - сказали в пресс-службе.

По данным ФНС, каждый участник процесса работает с данными своего узла распределенного реестра в соответствии с присвоенной ему ролью. Платформа обеспечивает автоматизацию процесса проверки данных, представляемых налогоплательщиками в кредитную организацию, размещение сведений на платформе о заключенных кредитных договорах (соглашениях). В настоящий момент с помощью платформы реализованы задачи и функции в целях исполнения поручений президента Российской Федерации по поддержке граждан и экономики страны от последствий распространения COVID-19", - подчеркнули в пресс-службе ведомства.

В ФНС отмечают, что в настоящее время поступают обращения ведущих кредитных организаций с предложениями о дальнейшем развитии платформы, среди которых расширение функционала платформы для новых государственных программ поддержки бизнеса и перенос существующих программ, развитие процессов безбумажного предоставления услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, в также формирование досье клиента и профилирование его рисков.

Платформа для передачи административных данных

Кроме того, согласно Плану деятельности ФНС на 2021 год, ведомство намерено разработать концепцию автоматизированной информационной системы ФНС четвертого поколения "Налог-4", а также создать цифровую аналитическую платформу для передачи административных данных в государственные органы.

Пресс-служба ФНС сообщает, что цифровая аналитическая платформа для электронного обмена данными с органами государственной власти и иными потребителями данных в настоящее время находится на этапе проектирования. "Состав сведений участвующих в информационном обмене будет определен исходя из существующих требований к предоставлению данных, в рамках действующих нормативно правовых актов и потребностей органов исполнительной власти (сведения содержащихся в налоговых декларациях, задолженности, данные ККТ и другие)", - сказали в пресс-службе.

Предполагается, что поставка данных будет осуществляться в автоматизированным режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами, в объеме требуемом для обеспечения деятельности государственных органов.

Налоговые индикаторы развития экономики

Согласно документу, ФНС планирует разработать "Аналитический портал", который будет, в том числе, отражать налоговые индикаторы развития экономики.

В пресс-службе ведомства отметили, что на обновленном портале "Аналитический портал" ФНС России, который должен заработать весной текущего года, вся информация будет сосредоточена по рубрикам, среди которых будет и раздел "налоговые индикаторы экономики". "В индикаторы планируется включить показатели, формируемые на основании отчетности, предоставляемой в ФНС России: количество ИП, организации, самозанятые граждане, субъекты МСП, количество компаний, участвующих в проекте налогового мониторинга, количество работников и объем полученных доходов, выручка организаций, в том числе по контрольно-кассовой технике, прибыль организаций", - сказали в ФНС.

В пресс-службе добавили, что все индикаторы будут отражаться в динамике и сопровождаться официальным комментарием ФНС - что они означают, для чего применяются, какие факторы влияют на изменение динамики и так далее, а вся информация будет представлена в графическом исполнении с возможностью просмотра данных за ряд лет.

Рассмотрение жалоб по видеосвязи

ФНС также планирует разработать порядок рассмотрения жалоб посредством видеосвязи.

Данная мера сократит временные и материальные затраты заявителей на участие в рассмотрении материалов жалоб и будет способствовать охране здоровья всех участников спора. Утвердить порядок планируется к июлю текущего года, отмечается в документе.

Новогодние праздники прошли, а вот сервера ФНС, похоже, до сих пор продолжают веселиться от души. Уже февраль, а масштабный сбой в системе налоговой победить не удается. Проверяйте свои личные кабинеты и держите всё под контролем.

Что за сбой?

Проблемы с серверами у ФНС начались сразу же после новогодних праздников. Как подтверждало само ведомство, сбой был связан с переходом на новое программное обеспечение АИС-3, но всё обещали быстро наладить. Однако, пока налоговики чинят одно, проблемы возникают с другим. И эти проблемы уже оборачиваются штрафами для добропорядочных компаний и граждан. Форумы буквально завалены сообщениями это подтверждающими.

Журнал ГРОШ собрал для Вас самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются налогоплательщики, чтобы Вы были в курсе и не стали оштрафованной жертвой технических неполадок.

Всех ИП перевели на общий режим налогообложения

Начало января индивидуальных предпринимателей встретило магией. Сперва несколько дней не работал личный кабинет из-за внутренней ошибки сервера. В него было просто не зайти. 14 января он, наконец, заработал. Взволнованные ИП-шники ринулись смотреть, что же там такое начудили. По каким-то неизвестным причинам всех ИП перевели с льготных упрощенных режимов налогообложения на общий ОСН. Напомню, что это тот режим, где присутствует куча бухотчетности, а также надо платить НДС, который к слову, с Нового года вырос до 20%. Впрочем, позже этот баг всё же исправили. Но на всякий случай в свой личный кабинет лучше заглянуть.

У некоторых ИП появилась задолженность

Странные задолженности – частый гость в личном кабинете. Но в середине января 2019 года из-за нового сбоя, её увидели в своих личных кабинетах куда больше налогоплательщиков. Вместо уплаченных взносов в ОМС и Пенсионный фонд отображалась большая задолженность. Причем сумма не совпадала с размером ранее уплаченных взносов.

У меня в ЛК ИП висят задолжности по ПСН, ОМС и ОПС, хотя все исправно оплачено с р/с еще 26 декабря и, самое главное, эти платежи видны в ЛК и не помечены как невыясненные – писали на форуме банки.ру

Переплата по налогу стала долгом

Другой сбой затронул уже “физиков” и связан он с подачей деклараций 3-НДФЛ, чтобы получить налоговый вычет. Об этом пишет “Клерк”. В декларации отражена сумма налога к возврату из бюджета. Однако в Личном кабинете на сайте налоговой сумма отображалась в виде долга перед бюджетом с истекшим сроком уплаты. Ещё одна распространенная проблема была связана с подачей декларации 3-НДФЛ. У некоторых кнопка, которая позволяла бы её подать, просто исчезала.

База налоговой не принимает отчетность

С куда более серьезной проблемой столкнулись юридические лица. И она актуальна до сих пор. Например, декларации по НДС нужно было подать до 25 января 2019 года, а по работникам до 21 января 2019 года, до 30 января 2019 – по страховым взносам. Увы, неработающая база налоговой внесла в сроки свои коррективы. Личные кабинеты висят, а налоговые отчеты не принимаются. Поскольку многие юридические лица отправляют отчетность онлайн через сервисы “Моё дело” или “Контур”, то вместо подтверждения приема документов в систему приходит ошибка или сообщение о том, что документ находится на обработке.

ФНС, конечно, решила успокоить бухгалтеров. Помогло не очень, если честно.


Казалось бы, даже если ты всё вовремя сдал и забыл – то какая разница, когда там налоговая обработает документы? Но не тут-то было, база налоговой стала учитывать документы не на дату отправки, а на дату их получения.

Вот что пишут на одном из форумов:

«Поздравьте, коллеги. Прилетело решение на 200 руб. ))) За невовремя сданную среднесписочную. Вообще-то, я отправила отчет 18.01.2019 )) А они приняли 28.01.2019.

Но это ещё цветочки. На Пикабу делятся историями, достойными экранизации в фильме ужасов. Уберите от экранов женщин и детей – не каждый сможет выдержать бюрократический ад.

День обещал был сложным еще с самого утра. Предстояло посещение гос. учреждения (что само по себе мероприятие не веселое), так ведь и ехать пришлось в налоговую. Те из Вас, кто хоть раз посещал налоговую, знают, что учреждение данное работает по принципу «мы вам ничего не должны и помогать вряд ли будем».

Меня в налоговую привел вопрос блокировки счета. Конечно, виноваты мы сами, не вовремя сдали положенную отчетность (но все же сдали!), но мера наказания полная блокировка счета – это через чур.

А дальше начинается самая неадекватная схема общения с гос. органами, которую я когда- либо встречала.

Ко мне спустился инспектор из отдела камеральных проверок. Вопрос у меня был один: Я отчетность сдала, с опозданием, но сдала, когда Вы разблокируете счет?

Казалось бы, вопрос логичен и правомерен. Я была практически ко всему готова, кроме ответа «Я не знаю». Немой вопрос у меня в глаза. И ответ, который поразил меня до глубины души. Электронная база, в которую должны были загрузить мою отчетность, не работает. Ни день, ни два, примерно три недели не работает. Поэтому снять блокировку они не могут, пока база не заработает.

Я девушка предусмотрительная, поэтому с собой у меня экземпляр отчета с электронной подписью и отметкой об отправке. И вот тут мы выясняем, что для налоговой, это не документ. Ведь он не попал к ним в базу. Сдаешь на бумажном носителе в саму налоговую и получаешь штамп о приемке – не является подтверждением сдачи отчетности, т.к. этого отчета нет в базе.

В их, уже три недели не работающей базе, нет моих отчетов, то что я их привезла с собой и подтвердила документально, что сдала отчетность – не является аргументом и руководством к действию по разблокировке счета.

Волосы начали тихо седеть и шевелиться. Спрашиваю: «Что делать? Как ускорить процесс?»

Говорит: «Никак. Ждите. Примерно месяц. Может больше»

Звоню зам. начальника этой инспекции (благо телефоны есть на информационном стенде). Описываю ситуацию, объясняю, что я, как налогоплательщик, свою обязанность выполнила, и ждать месяц, пока они разблокируют счет не могу. И вообще, почему не работающая база в налоговой, должна как-то усложнять мне жизнь?

И опять ответ, который выбивает меня из колеи : « Я Вам помочь не могу. Могу только выслушать»

Возникает вопрос, я что, позвонила в кабинет психологической разгрузки? Ведь хотелось бы получить нормальную консультацию, что мне делать, как решить свою проблему? Но руководству данной инспекции не до нас, они тебе не помогут, просто выслушают и повесят трубку.

У меня по итогу данной поездки несколько вопросов:

– Почему, при не работающей в течении 3 недель базы, Вы не придумали другой механизм обработки отчетности?

– Почему я, как налогоплательщик, должна страдать от того, что у Вас не работает база? Разве это моя проблема?

– Почему, заранее зная, что Ваша база не работает, вы не приостановили процесс блокировки счетов? Вы же знали, что разблокировать не сможете.

Я не одна такая, нас много. Горячая линия налоговой отвечает, что такие сбой наблюдаются по всей стране(!). Ну так если Вы знаете что проблема есть и она не в рамках одной конкретной налоговой, почему нет никакого механизма? Почему я должна месяц ждать разблокировки?

Вы наказываете налогоплательщиков, за несоблюдение сроков… А себя?”

Вот такие дела творятся нынче в налоговом ведомстве. Если сталкивались с подобными глюками и багами – пишите в комментариях, а заодно внимательно следите за тем, что у Вас отображается в личном кабинете. Теперь в век Госуслуг и единой информационной системы он стал куда важнее бумажек, которые мы подаем лично.

Налоговая начала тотальный контроль расходов граждан с 2021 года

С 2021 российская ФНС начала тотальный контроль расходов граждан. Если ранее в поле зрения попадали только денежные поступления и крупные расходные операции, например, покупка недвижимости или автомобиля, то теперь контролю будут подвергаться абсолютно все операции, вплоть до пополнения мобильного счета или оплаты коммунальных услуг. Для этих целей в ЛК налоговой был создан специальный сервис «Мои чеки онлайн», на котором сохраняются данные обо всех платежах, совершенных налогоплательщиками. Обо всем этом подробнее поговорим далее в статье.

  1. Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»
  2. ФНС начала контроль расходов граждан
  3. Как подтвердить свои расходы перед налоговой?
  4. Минусы контроля за расходами граждан

Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»

С середины февраля 2021 года ФНС запустила онлайн-сервис «Мои чеки онлайн», на котором и сохраняются данные о совершенных расходах. Сервис находится по адресу lkdr.nalog.ru . Свои учтенные расходы там может увидеть любой желающий, для этого нужно ввести свой номер телефона и подтвердить его кодом из СМС.

Сервис

После этого вы сможете увидеть список уже зарегистрированных чеков по своим покупкам. Примечательно, что в сервисе уже содержится информация о покупках, совершенных в прошлом, 2020 году, а некоторые граждане обнаружили даже операции за 2019 год.

Сервис «Мои чеки онлайн» создан недавно, пока еще не «обкатан», и сейчас там представлена информация не обо всех платежах и не по всем налогоплательщикам. Некоторые пользователи, проверяющие информацию по себе, писали, что по ним нет вообще никаких данных. Путем сопоставления комментариев, можно сделать выводы, что в момент запуска сервиса там была доступна информация только о покупках, совершенных при помощи расчетов картой в интернете. А по покупкам, оплаченных картой в розничной сети, данных не было.

Обсуждая нововведение, пользователи пришли к выводу, что в сервис подтянулись чеки, при оплате которых покупатель указывал номер телефона. Если указать еще и электронную почту (что вам предложит сервис) — подтянется больше покупок: добавятся те, в которых номер телефона не был указан, но был е-мейл.

Ранее в ФНС заявляли, что планируют интегрировать этот сервис с сервисом онлайн-касс, это означает, что в ЛК будут отображаться данные обо всех расходах, оплаченных не только картами, но и наличными через онлайн-кассы предпринимателей и предприятий.

Примечательно также, что в пресс-службе ФНС заявляли о том, что сервис будет добровольным — «электронные чеки будут храниться в облаке ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Но согласия о хранении своих чеков никто не давал, а информация уже собирается, хранится и отображается полным ходом.

Понятно, что сервис «Мои чеки онлайн» только тестируется, в дальнейшем туда будет добавляться все больше информации о совершенных покупках.

ФНС начала контроль расходов граждан

Из всего этого можно сделать вывод, что налоговая начала тотальный контроль над расходами налогоплательщиков. Если раньше ее интересовали только доходы, то теперь собирается огромная база данных расходов. Не составит проблем провести сравнение доходов с расходами и выявить несоответствия. Ведь если человек тратит больше, чем он официально зарабатывает, значит, у него имеется незадекларированный доход. Поиск таких доходов, на мой взгляд, и является главной целью ФНС.

Хотя в самой ФНС преподносят нововведение как дополнительное удобство для получения налоговых вычетов. Мол, теперь вся информация о расходах, предполагающих получение вычета, будет уже собрана, не нужно будет собирать никакие справки, и саму заявку на вычет можно будет подать онлайн. Действительно, это удобно. Но сам сервис вряд ли создавался именно с такой целью.

Как подтвердить свои расходы перед налоговой?

По сути, теперь ФНС может обращаться с запросами к гражданам, чьи расходы покажутся им несоответствующими доходам. Таких людей по факту может оказаться очень много, и по каким именно критериям будут отбирать тех, к которым появятся вопросы, неизвестно. Можно предположить, что начнут с людей, у которых несоответствие окажется самым существенным. Например, расходы в несколько раз будут превышать доходы.

Думаю, ни для кого не секрет, что в России много людей, получающих не только черную, но и серую зарплату. То есть, они оформлены на МРОТ или около того, а по факту получают в несколько раз больше. Так работают сотрудники не только маленьких, но и даже крупных компаний. Подобные схемы поставлены «на поток», и сам работник никак не может на это повлиять. Естественно, и расходы работника в этом случае будут соответствовать его реальной зарплате, а не той, что проходит по бухгалтерии. И что ему делать, в случае, если к нему «пристанет» ФНС? «Сдать» своего работодателя? Самостоятельно заплатить налог с серых доходов? Я вообще не представляю… У меня нет ответа на эти вопросы.

Многие имеют незадекларированные доходы с деятельности по оказанию разного рода частных услуг, сдачи недвижимости в аренду, подработок. В этом случае лучше всего стать самозанятым, декларировать доходы и платить маленький налог (при получении оплаты от физлиц — всего 4%). Все осуществляется через специальное приложение, ФНС посещать не нужно, а сумма налога невелика, в сравнении с той, что с вас могут потребовать при выявлении незадекларированных доходов (13% + штрафы).

Минусы контроля за расходами граждан

Желание ФНС взять под контроль расходы граждан, заставить всех декларировать доходы и платить налоги вполне понятно. Но методы, которыми она пытается этого достичь в российских условиях вызывают вопросы.

К примеру, в СМИ уже прошли новости о том, что россияне начали массово снимать деньги со счетов и переводить в наличные. Объем снятий в первом квартале 2021 года на 30% превысил даже аналогичный период кризисного 2020-го. По этому показателю Россия вышла в мировые лидеры, чуть выше показатель оказался только у Бразилии. Центробанк назвал ситуацию «парадоксом наличных» и удивился, почему так происходит. Разве в этом есть что-то удивительное? Вполне закономерная реакция на подобное нововведение. Люди будут стараться уходить от безналичных расчетов, минимизировать их. Причем даже те, кто имеет официальные доходы, по причине, которую я опишу далее.

Сформированные базы данных обязательно будут попадать на черный рынок, как это уже давно происходит с данными по картам, мобильным разговорам, персональными данными и т.д. То есть, при желании ее сможет купить любой. И эти данные смогут использовать, в лучшем случае, для персонализированной рекламы, в худшем — с какими-то криминальными целями.

Многие уже не раз сталкивались с телефонными мошенниками, купившими базы данных у банков и другие персональные данные. Уверен, что такие люди отнесутся очень негативно к тому, что теперь где-то «гуляют» и базы данных с их расходами. Даже если им нечего скрывать от налоговой.

Вот такие новости. Как дальше будут развиваться событий с контролем расходов со стороны ФНС — остается только наблюдать. Но уже сейчас можно констатировать, что контроль ужесточается и будет ужесточаться еще сильнее. А к какому результату это приведет — желаемому или противоположному — увидим.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!

С 1 июля 2021 года ФНС получат больше оснований и полномочий благодаря новому закону № 470-ФЗ от 29.12.2020г, который меняет правила налогового мониторинга.

Больше оснований для выездных проверок

Сейчас, до 1 июля, по отношению к организациям действуют более мягкие правила. Согласно п. 10 ст. 89 НК ПФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

  • вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

С 1 июля 2021 года с повторной проверкой налоговая сможет прийти также, если компания увеличит в поданной уточненке заявленную к возмещению сумму НДС или акциза.

Меньше оснований для камеральных проверок

С 1 июля 2021 г. предусмотрено такое изменение. Камеральная проверка будет осуществляться при налоговом мониторинге, если он закончен досрочно и не меньше чем за 3 месяца со дня подачи декларации (расчета) или уточненки. Это правило используется в отношении отчетов, представленных за отчетный (налоговый) период, наступивший после 1 июля 2021 г. (п. 3 ст. 1, п. 7 ст. 6 Закона № 470-ФЗ).

На данный момент согласно п. 1.1 ст. 88 НК РФ камералку проводят по таким основаниям:

  • декларация (расчет) переданы позже 1 июля года, идущего за периодом, за который был мониторинг;
  • декларация по НДС (акцизам) передана с размером налога (акциза) к возмещению;
  • корректировочная декларация (расчет) передана, и в ней уменьшение размера налога к уплате или увеличение размера полученного убытка;
  • мониторинг закончен досрочно.

Больше оснований для осмотра

Налоговики вправе производить осмотр территории и помещений налогоплательщика, а также просматривать и анализировать предметы и документы. Такое право предоставляется для выяснения всех обстоятельств и полноты охвата ситуации.

Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ осмотр может быть при:

  • выездной проверке;
  • камеральной проверке на основании декларации по НДС, если по п. 8 ст. 88 НК РФ заявлен НДС к возмещению или на основании п. 8.1. ст. 88 НК РФ в отчете обнаружены противоречия или несоответствия;
  • с июля 2021 г. будет еще одно основание для осмотра. Оно касается проверки декларации по НДС в рамках мониторинга, если в отчете есть: заявление на возмещение НДС; противоречия в нем самом или несоответствия с отчетами по НДС других налогоплательщиков (п. 8 ст. 88 НК РФ); несоответствия по п. 8.9 ст. 88 НК РФ.

Налоговый мониторинг – плюс или минус

Налоговый мониторинг – это новая схема между компаниями и налоговой, при которой не проводятся камеральные и выездные проверки. А с 1 июля такой налоговый контроль станет доступен большему числу организаций.

При осуществлении налогового мониторинга налоговики проверяют правильность расчета (удержания) и своевременность перечисления налогов, сборов и страхвзносов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг проводится инспекторами на основании заявления налогоплательщика.

Организация добровольно в режиме онлайн предоставляет доступ к своей первичке, бухгалтерскому и налоговому учету и другой информации. По итогам мероприятия ИФНС представляет мотивированное мнение, которое на основании п. 7 ст. 105.30 НК РФ обязательно к исполнению.

Как преимущество налогового мониторинга можно выделить то, что выездные проверки запрещены в период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, рассчитываемых и уплачиваемых налогоплательщиком самостоятельно). Также организации избавлены от камеральных проверок. Разумеется, при этом есть исключения – в п. 5.1 ст. 89 НК РФ:

  • выездную проверку проводит вышестоящая ИФНС (пп. 1);
  • налоговый мониторинг досрочно прекращен (пп. 2);
  • налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение ИФНС (пп. 3). С 1 июля 2021 г. уточняется, что в данном случае речь идет о мнении, не выполненном до 1 декабря года, идущего за периодом осуществления мониторинга;
  • налогоплательщик подал корректировочную декларацию (расчет) за период осуществления мониторинга, в которой снижен размер налога к перечислению (пп. 4). Данный момент будет уточнен с 1 июля 2021 г. Проверка будет возможна, когда в календарном году (за который мониторинг не осуществляется), хозяйствующий субъект подал корректировочную декларацию (расчет) за период проведения мониторинга. При этом в такой декларации содержится информация об уменьшении суммы к уплате, увеличении размера НДС или акциза к возмещению или увеличении размера убытка.

Пока налоговый мониторинг– это добровольная процедура, перейти на нее в праве любая организация, достаточно соблюдать 3 условия (ст. 3 105.26 НК), лимиты по которым снизят с 1 июля:

  • общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ – 300 млн рублей и выше (с 01.01.2021г – 100 млн рублей, сюда можно будет включить НДФЛ и взносы)
  • доходы по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей) размер активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой)
  • отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей)

Заявление о переходе на налоговый мониторинг можно будет подать не позднее 1 сентября. Период, за который проводится налоговый мониторинг – один календарный год, а срок проверки – год и девять месяцев (105.26 НК).

Что ждет дальше?

Будет ли ФНС в будущем склонять к налоговому мониторингу организации – пока прогнозировать трудно. Рекомендуем следить за изменениями по этому вопросу. Подробнее ознакомиться с понятием налогового мониторинга можно в Распоряжении Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга».

По итогам 2020 года по данным ФНС на налоговый мониторинг перешло всего 209 компаний (116 новых к 95 уже действующим участникам налогового мониторинга). Пока это преимущественно крупные холдинги.

«Налоговый мониторинг – не столь радостное и встречаемое с распростертыми руками налогоплательщиком действие со стороны налоговых органов. В буквальном смысле налоговый мониторинг – это форма контроля со стороны налоговых органов учета налоговых действий налогоплательщика в режиме онлайн, когда налоговый орган видит ежедневно, как налогоплательщик формирует налоговую базу и как верно или не очень верно исчисляет налоги. За доступ к налоговым данным налогоплательщика налоговый орган «поощряет» этого самого налогоплательщика отсутствием камеральных и выездных налоговых проверок. В переводе на русский язык вопрос: вы бы добровольно предоставили налоговикам доступ к своей базе 1С, чтобы они выдели и контролировали, как вы там начисляете налоги? Не думаю, что понимающий налогоплательщик «встанет в очередь» за налоговым мониторингом.»

Экспертное мнение к статье предоставила доцент кафедры Менеджмента и сервиса ОмГТУ, аттестованный практикующий аудитор Галюкшова Тамара Викторовна.

Поможем с 1С всегда! Бесплатная Линия консультации 24/7

Решим любые ваши вопросы по работе в 1С. Проконсультируем по телефону, почте, через сервис 1С-Коннект 24 часа в сутки / 7 дней в неделю / 20 минут в день.

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Читайте также: