Что понимается под безвозвратностью налогового платежа

Опубликовано: 15.05.2024

§ 1. Понятие налога. Основные начала и функции налогообложения

Становление рыночной экономики в Российской Федерации изменило структуру источников обеспечения государства финансовыми ресурсами. Основным источником государственных доходов на данном этапе развития экономики являются налоги.
Под государственным доходом понимаются финансовые (денежные) ресурсы, поступившие из различных источников в распоряжение государства, которые позволяют ему решать задачи публичного характера и осуществлять необходимые государственные функции.
Анализируя источники доходов в федеральный бюджет, можно сделать вывод о том, что в последние годы за счет налогов формируется 75—80% федерального бюджета*.
---------------------
* Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 227 “О федеральном бюджете на 2000 год”.

В зависимости от порядка формирования и взимания все обязательные платежи можно разделить на три основные группы: налоги, сборы и пошлины.
Налоги — это взносы, устанавливаемые государством, выступающим в качестве субъекта публичного права, так как оно защищает общезначимые интересы всего народа и действует от его имени. Исходя из этого следует сказать, что всеми вопросами налогообложения должна заниматься исключительно законодательная власть. Основные положения о налогах в нашей стране закреплены Конституцией РФ (ст. 57, 71, 72, 132). Конституционные нормы позволили создать федеральные законы Российской Федерации, которые стали главными источниками налогового права.
За рубежом правовая наука придает большое значение определению понятия налога, поскольку в нем отражена сущность и характерные особенности правоотношений, имеющих место в процессе взимания налогов. Однако в ранее принятом Законе РФ “Об основах налоговой системы” от 27 декабря 1991 г. не проводилось четкой грани между налогом и другими платежами. Согласно ст. 2 данного закона “под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами”*.
---------------------
* ВВС. — 1992 г. — № 11. — Ст. 527.

Следовательно, в нем дано единое определение для налога, сбора, пошлины и другого платежа как обязательного взноса в бюджет соответствующего уровня. Такое недостаточно четкое определение является следствием того, что налоги, пошлины и сборы — категории одного рода, имеющие общие признаки, характерные для всех платежей. К этим признакам законодатель относит такие, как законно установленная форма определения порядка и условий их взимания, обязательность уплаты, принудительный характер изъятия, связь платежа с бюджетом (или внебюджетным фондом), а также безэквивалентность критерия. Однако понятие “налог” следует отделять от понятий “сбор”, “пошлина” и других исходя из следующих причин.
Во-первых, сборы и пошлины взимаются государственными и местными органами за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Эти платежи — не элементы услуги, хотя и уплачиваются в связи с ее оказанием. Они не являются ценой услуги, их можно отменить, а органы (учреждения), собирающие эти платежи, будут продолжать заниматься своей основной деятельностью.
Во-вторых, эти платежи взимаются с тех лиц, которые вступают в правовые отношения с соответствующим органом (учреждением) по вопросам получения нужных ему услуг. Плательщик свободно выбирает государственный (или местный) орган и уплачивает необходимую пошлину.
Определение понятия налог носит многогранный характер. Оно является правовой категорией и в то же время в его структуре должны быть элементы прикладного характера.
В определении налога как правовой категории с позиции финансового права должно содержаться главное — поступление средств государству для удовлетворения общественных расходов (налог — основной источник бюджета). Эти поступления основаны на переходе части собственности от организаций и физических лиц к государству.
В прикладной категории налога следует отразить все его основные признаки — нецелевой, безвозмездный, безвозвратный, безусловный, обязательный платеж, вносимый организациями и физическими лицами в бюджет соответствующего уровня.
По нашему мнению, в Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ) в п. 1 ст. 8 дано наиболее сбалансированное определение налога, которое отражает его общие черты и выражает сущность категории налога.
“Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований”.
Таким образом, в понятие “налог” вложены следующие юридические элементы: с одной стороны, это взимание денежных средств для формирования доходной части государственного бюджета; а с другой — одна из форм фискальных платежей.
Из понятия “налог” видно, что оно основано на следующих признаках платежа: обязательность и индивидуальная безвозмездность с указанием формы взимания — отчуждения принадлежащих лицам денежных средств.
Уплата налогов происходит в денежной форме, налоги не могут быть уплачены в натуральной форме. Однако в настоящее время в условиях кризиса неплатежей и общего экономического кризиса делается исключение в виде так называемых “налоговых зачетов”*.
---------------------
* Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный) /Автор комментариев и сост. А.Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 1999. — С. 37.

Наиболее спорным является указание на то, что взимание налога происходит в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности денежных средств. Законодатель в посылке “в форме отчуждения” по-видимому имел в виду передачу части собственности в пользу государства*.
---------------------
* Отчуждать — передавать (имущество) в пользу другого лица, организации, государства (офиц.) /Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 199I. — С. 482.

В гражданском праве отчуждение — один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения принадлежащим ему имуществом, т.е. передача имущества в собственность другого лица. Различают отчуждение возмездное (купля-продажа) и безвозмездное (дарение). Однако закон предусматривает случаи отчуждения, которые осуществляются помимо воли собственника (т.е. в принудительном порядке по решению суда).
Однако с юридической точки зрения, наличие в соответствии с законодательством в понятии налога посылки “в форме отчуждения собственности” противоречит нормам Конституции РФ и принятому решению Конституционного Суда РФ по этой проблеме. В п. 3 ст. 35 Конституции РФ установлено, что “никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения”. С точки зрения судебной процедуры, взимание налогов с использованием формы отчуждения собственности влечет за собой предварительное предоставление налогоплательщику равноценного возмещения. А это противоречит основному признаку налога — индивидуальной безвозмездности.
В отличие от определения налога в понятии “сбор” отсутствует признак принудительного (индивидуально-безвозмездного) характера взимания; плательщику этих денежных средств предоставляется право участия или использования материальных и нематериальных объектов, т.е. появляется признак возмездного характера.
Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ “Под сбором понимается обязательный взнос, взыскиваемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)”.
Характерный признак сбора то, что его уплата является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, предоставление определенных прав или выдача разрешений (лицензий).
По мнению С.Д. Шаталова, отсутствие в определении упоминания о поступлении сумм сборов в бюджетную систему или внебюджетные фонды может явиться основанием для обсуждения вопросов о включении или невключении в налоговую систему многочисленных сборов неналогового характера, а также дискуссии о правомерности сборов неналогового характера*.
---------------------
* Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный). - М.: МЦФЭР. 1999. - С. 59.

В НК РФ не сформулированы понятия других платежей неналогового характера, таких, как государственная пошлина, таможенные платежи, таможенная пошлина и пр. Это позволяет использовать определения данных терминов из других источников.
Под государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами*.
---------------------
* Закон РФ “О государственной пошлине” от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 (в ред. от 13 апреля 1999 г. № 76-ФЗ).

Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 18, 19 ст. 18 Таможенного кодекса РФ).
В Российской Федерации реально существуют две формы налогового воздействия: налоговые и неналоговые платежи. В налоговом законодательстве нет разграничения между ними. Такая неопределенность делает возможным “отстранение от уплаты налогов собственника финансовых средств” и перекладывать налоговое бремя на третьи лица.
Основные начала и функции налогообложения. Правовое построение налоговой системы в Российской Федерации основано на руководящих началах, закрепленных в законах или подзаконных нормативных актах. Базовые основополагающие начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ.
К основным началам законодательства о налогах и сборах в первую очередь следует отнести: обязательность, безвозмездность и безвозвратность взимания налогов и сборов в государственный бюджет.
Обязательность представляет собой правовую обязанность налогоплательщика по отношению к государству. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации (ст. 2 НК РФ, часть первая). Эти отношения не зависят от воли участвующих в нем сторон. Налоговые обязательства возникают у налогоплательщика автоматически, если он обладает комплексом определенных признаков, указанных в законе. Но законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства плательщиков перед налоговым законом. В противном случае налицо верховенство законодательной власти в установлении налогов (ст. 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ). “Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшение положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют” (ст. 57 Конституции РФ).
Безвозмездность означает, что возникновение у налогоплательщика обязательства по передаче части своей собственности государству не влечет за собой возникновение у государства обязательства перед налогоплательщиком дать, сделать, предоставить что-либо именно ему. Налог — это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств. Государство обеспечивает жизнедеятельность всего общества. Поэтому перед конкретным налогоплательщиком государство не имеет никаких обязательств.
Безвозвратность означает, что, во-первых, при уплате налогов право собственности на часть денежных средств переходит от налогоплательщиков к государству. Во-вторых, переход права собственности на сумму налога является абсолютным и не порождает у государства обязательств по возврату этой суммы или ее эквивалента налогоплательщику.
Несмотря на властный характер указанной статьи, следует отметить, что налогообложение граждан не носит характера наказания, т.е. не является мерой ответственности за какие-либо правонарушения. Взимание налогов и сборов налогоплательщик должен понимать как плату за возможность существования и ведения хозяйственной деятельности на данной территории.
Согласно следующему основному началу законодательством о налогах и сборах не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места нахождения капитала. Налогообложение не должно носить дискриминационный характер и иметь различное применение исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных различий между плательщиками налогов.
Недопустимость произвольных налогов и сборов, не имеющих экономического основания, означает, что недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Установленные законом правила и процедуры взимания части собственности физических лиц и организаций в форме налогов и сборов не должны содержать основания, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, либо ограничивающие свободное перемещение в пределах Российской Федерации продукции (услуг) или финансовых средств налогоплательщика.
Государство, являющееся субъектом публичного права, взимает налоги от имени народа и подотчетно ему в расходовании собранных сумм. Поэтому прерогатива установления налогов и сборов и иных платежей принадлежит исключительно законодательной власти. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы или иные платежи (обладающие признаками, предусмотренными законом), если они не предусмотрены Налоговым кодексом РФ либо установлены в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Если в процессе правового регулирования налоговых отношений или при применении налогового закона возникают коллизии, то в НК РФ предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов и иных платежей).
Каково же значение налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?
Основные функции налогов: фискальная, регулирующая и контрольная.
Фискальная функция налогов является основной. Она связана с взиманием части доходов физических лиц и организаций с целью формирования средств в государственном бюджете и во внебюджетных фондах. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, обеспечение безопасности страны, содержание государственного аппарата и организаций непроизводственной сферы, не имеющих собственных доходов, но необходимых обществу (библиотеки, архивы, театры, музеи, научные и учебные учреждения), реализацию других государственных программ. Данная функция отражает основную роль налогов — формирование государственной казны с целью удовлетворения интересов, необходимых для существования общества и государства в целом.
Следующая важнейшая функция налогов в рыночной экономике — регулирующая. Дело в том, что в товарно-денежных отношениях проявляется специфическая особенность налогов — возможность государства регулировать социально-экономические процессы. Эффективно функционирующая рыночная экономика — это регулируемая экономика. И центральное место в системе регулирования принадлежит налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: регулирование рыночных и товарно-денежных отношений; регулирование развития народного хозяйства.
Первое направление регулирования рыночной системы непосредственно с налогами не связано. В данном случае в задачу государства входит создание “правил игры” на рынке. Для этого разрабатываются законы, нормативные акты и иные документы, регулирующие взаимоотношения всех субъектов рыночных отношений: производителей продукции, продавцов, покупателей; банков, фондов различного назначения; товарных и фондовых бирж, а также торговых домов, бирж труда и т.п.
Второе направление связано с регулированием социально-экономических процессов путем использования финансово-экономических методов воздействия государства на интересы граждан страны с целью развития экономики общества.
Не менее важной функцией налогов является контрольная функция. Ее цель — отслеживать полноту и своевременность поступления в государственный бюджет налогов, сборов и иных платежей, а также сопоставлять величину собранных средств с потребностями в них государства и возможностями налогоплательщиков. Результатом такого анализа являются рекомендации по реформированию налоговой системы и бюджетной политики. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок. В процессе налогообложения данные органы осуществляют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физических лиц, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земельных участков. Лишь такая форма проведения налогового контроля позволяет сделать налоги эффективным механизмом регулирования экономики страны.
Рассмотренные функции налоговой системы осуществляются практически одновременно, поэтому их разграничение носит условный характер. Ясно лишь одно: формы и методы государственного воздействия на экономику основаны на социально-экономических отношениях по поводу распределения и перераспределения доходов. Степень этого воздействия определяется социально-экономической направленностью развития данных отношений.

Налог считается установленным только в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Понятие установления налогов и сборов

Принято считать, что введение в действие налогов и сборов связано лишь с процессом их будущего взимания, а государство обладает правомочиями и не несет каких-либо обязанностей, за исключением процессуальных.

Однако такое мнение ошибочно, поскольку существует определенный порядок установления налогов и сборов. Обязанность по их внесению возникает у граждан и организаций только после того, как государство, а в некоторых случаях и муниципалитеты, соблюли эти правила.

Прямое понятие установления налогов и сборов в Федеральных законах отсутствует. Однако можно использовать особенности, присущие ему. Общие условия установления налогов и сборов определены в ст. 17 НК и, наряду с другими базовыми нормами служат основой для определения понятия установления обязательных платежей. Раскроем следующие принципы установления налогов:

1. Происходит на основании принятых решений уполномоченными органами. Они устанавливаются законодательными органами Российской Федерации, а также субъектами РФ. Наряду с ними, решения принимают представительные муниципальные органы. При этом, субъекты Федерации и местные власти имеют производные полномочия.

2. Конституция РФ и НК предполагают введение налогов и сборов при условии, если каждое действие, входящее в процесс, соответствует определенным правилам. Их несоблюдение служит одним из доказательств для признания таких норм противоречащими Основному закону. Необходимость повышенных требований связана с соблюдением баланса интересов частных и публичных лиц и образований.

3. Принятое решение, предполагающее введение налогов или сборов, должно соответствовать требованиям правовой формы. Она определена в НК РФ. Это сделано в целях обеспечения единства законодательства.

4. К содержанию решения тоже предусмотрены определенные требования. Оно должно содержать все необходимые части налога или сбора. В противном случае, оно даже не потребует отмены, поскольку отсутствие хотя бы одной обязательной части влечет автоматическую недействительность акта и не потребует доказательств в суде. Методы расчетов должны позволить исчислить сумму обязательств.

Исходя из указанных характеристик, условия установления налогов и сборов, можно определить, как особый процесс принятия решений уполномоченными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципалитетов, итогом которого становится принятие соответствующего всем требованиям акта, содержащего все необходимые элементы обязательного платежа.

Юридический состав налогов и сборов

Элементы налогов и сборов делятся на обязательные и необязательные. В соответствии со ст. 17 НК РФ, при установлении налогов должны быть определены следующие элементы: объект налогообложения, его база, налоговый период, ставка налога, порядок его исчисления, а также порядок и сроки уплат налога.

Особенности таких платежей связаны с необходимостью максимально четко определить обязанности субъектов налогообложения.

Отсутствие хотя бы одного из них создаст правовую неопределенность. Поэтому оно послужит основанием для отмены или изменения акта, устанавливающего налог. При установлении налогов учитывается фактическая способность вовлеченных в их расчет и уплату лиц исполнить все необходимые обязанности.

В случае со сборами, их юридический состав значительно меньше. Должен быть определен круг субъектов налогообложения (в случае с госпошлиной плательщиком средств выступает лицо, обращающееся за получением госуслуг), а остальные элементы зависят от предмета платежа.

Если речь идет о том, чтобы получить сведения из ЕГРП или ЕГРЮЛ, то пошлина предусматривает размер, не требующий порядка исчисления. В случаях, когда лицо обращается в суд, присутствует как размер, так и порядок исчисления. Используется как один из этих элементов, так и оба.

Другой особенностью является то, то уплата пошлины предшествует появлению объекта налогообложения. Без доказательств первого, не может возникнуть второй.

Особенности обязательных элементов налога и сбора

Методы формирования законодательства выразились в том, что каждый обязательный элемент того или иного налога выделен в самостоятельную статью НК РФ. В качестве примера, можно рассмотреть положения 2-й части этого документа, регулирующие НДФЛ.

Под ними понимаются все юридические и физические лица. В случае с НДФЛ речь идет только о последних.

2. Объект налогообложения.

Он состоит из юридических фактов, с возникновением которых закон связывает обязанность уплаты налогов и сборов налогоплательщиками. В случае с НДФЛ таким основанием является получение дохода, в частности, от продажи недвижимости или автомобилей.

3. Налоговая база.

Под ней понимаются стоимостные характеристики объекта налогообложения, выраженные в рублях. В ситуации с НДФЛ, ей является размер заработной платы. А при определении налога на имущество – кадастровая стоимость недвижимости, принадлежащей налогоплательщику.

4. Налоговый период.

В качестве него рассматривается календарный год, либо иной промежуток времени, в рамках которого определяется показатель налоговой базы. В случае с НДФЛ, речь идет о календарном годе, а в ситуации уплаты акцизов – 1 месяц.

5. Налоговая ставка.

Она представляет собой величину отчислений по налогам на единицу измерения налоговой базы. Она может быть, как фиксированной в рублях, так и выражаться в процентах. Первый случай встречается при транспортном налоге, а второй при уплате НДФЛ. Комбинированный тип ставки предусмотрен при подаче судебных исков, где предусматривается твердая сумма платежа и процент от суммы исковых требований.

Если этот элемент выражается в процентах, то выделяют пропорциональный (стабильный), прогрессивный (возрастающую с увеличением налоговой базы ставку), а также регрессивный (уменьшающуюся ставку, если база растет) метод регулирования ставки.

6. Порядок исчисления налога.

Это набор правил, который определяет то, на кого возложена обязанность расчета, подлежащего уплате денежных обязательств в бюджет. Сведения об этом порядке содержат соответствующие нормы НК. По общему правилу, налогоплательщик самостоятельно исчисляет количество подлежащих уплате денежных средств. Правила могут отличаться даже в рамках 1-го вида платежей. В случае с получением оплаты по трудовому договору, это делает работодатель, а при продаже недвижимости или автомобиля исчисление НДФЛ проводится самим субъектом налогообложения.

Возможны и случаи, когда размер подлежащих оплате денежных средств определяется налоговой инспекцией. Примером служит транспортный налог, квитанции об уплате которого она присылает.

7. Порядок и срок уплаты налога.

Что касается сроков внесения налога, то они могут быть указаны в виде календарной даты, либо исчисляться временными периодами (год, квартал, месяц). В НК представлены все варианты.

Помимо сроков, необходимо наличие порядка уплаты налога. Он состоит из характера действий, которые могут состоять во внесении нескольких платежей авансового типа, либо единовременной оплате всей суммы. Также должен указываться способ уплаты. Под ним понимается внесение наличных денежных или безналичных средств и учреждение, через которое происходит оплата.

Необязательные элементы налогов и сборов

В число этих элементов входят налоговые льготы и основания для их применения.

В качестве примера можно рассмотреть случаи опеки или утраты трудоспособности. Для граждан, осуществляющих ее над детьми, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ. При этом, речь не идет об автоматическом их применении.

Установление налоговых льгот предполагает представление налогоплательщиком соответствующих доказательств.

Также потребуется заявление. В качестве таковых могут выступать договоры опеки. В случае утраты трудоспособности потребуются документы уполномоченного органа. Только после изучения предусмотренных документов инспекция примет решение об применении льгот.

Помимо опеки, можно рассмотреть случаи льгот при взимании сборов. Примером служат дела, рассматриваемые судами по вопросам установления алиментов. В этих случаях, заявление не требует оплаты госпошлины.

Особенности процедуры установления налогов и сборов

Федеральные налоги устанавливаются законами, принимаемые Государственной Думой в форме поправок или дополнений в НК и действуют на всей российской территории. Региональные и местные налоги действуют на части российской территории, находящейся в пределах их административных границ. Последние могут приниматься по вопросам, находящимися в их ведении.

Согласно ст. 12 НК РФ, происходит разграничение полномочий при установлении местных налогов, а также при установлении региональных налогов. Согласно этим правилам, все указанные платежи должны быть составной частью НК. При этом, регулированию на местах подлежат налоговые ставки а также порядок и сроки уплаты налогов. Примером служит транспортный налог, ставка которого в каждом регионе своя.

Также к числу вопросов, решающихся на региональном и муниципальном уровнях относятся особенности определения налоговой базы, а также льготы, включая основания и порядок их использования (заявление или автоматическое применение), если такие вопросы находятся в ведении регионов и муниципалитетов.

Законодательными органами субъектов РФ принимаются решения об установлении налогов в форме законов. При установлении местного налога представительными органами муниципалитета, используется форма акта, предусмотренная его уставом.

Сведения о новом акте, включая его текст, должны публиковаться в официальных изданиях.

Порядок вступления в действие таких актов предполагает определенные сроки. Они не могут применяться ранее следующего налогового периода. Другим ограничением служит невозможность вступления в действие даже в следующем налоговом периоде, в случаях, когда сведения об акте, включая его текст, были опубликованы менее, чем за месяц до его начала.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 16:52, тест

Описание работы

Работа содержит тестовые задания по дисциплине "Налоги и налогообложение".

1. Какой нормативно-правовой акт обязывает налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги?
1. Конституция РФ
2. Налоговый кодекс РФ
3. Гражданский Кодекс РФ
4. Уголовный кодекс РФ
5. Кодекс об административных правонарушениях
2. В какой форме производится уплата налога (сбора)? Выберите наиболее полный ответ
1. В наличной денежной форме
2. В безналичной денежной форме
3. В денежной форме в валюте РФ
4. В денежной форме, преимущественно в валюте РФ. В исключительных случаях, предусмотренных законом, допускается уплата налога в натуральной форме
5. При помощи казначейских налоговых освобождений
3. Что понимается под безвозвратностью налогового платежа?
1. Возврат уплаченного налога невозможен
2. Возврат налога не производится по истечении срока исковой давности (3 года)
3. Налоги не возвращаются, а засчитываются в текущие платежи
4. Возврат налога возможен в случае предоставления в налоговый орган декларации, где сумма налога заявлена к возмещению
5. Возврат налога возможен в случае его переплаты, предоставления права на налоговые вычеты или реализации налоговой льготы, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ
4. Перечислите лиц, обязанных уплачивать налоги
1. Налогоплательщики
2. Налогоплательщики, налоговые агенты
3. Налогоплательщики, сборщики налогов, налоговые агенты
4. Налоговые агенты
5. Сборщики налогов
5. Что понимается под границей ответственности налогоплательщика и налогового агента?
1. Граница ответственности налогоплательщика об уплате налога определяется моментом исчисления налога налоговым агентом
2. Граница ответственности налогоплательщика об уплате налога определяется моментом удержания налога налоговым агентом
3. Граница ответственности налогоплательщика об уплате налога определяется моментом перечисления налога налоговым агентом в бюджетную систему РФ
4. Граница ответственности налогоплательщика об уплате налога определяется моментом отражения удержанных сумм налоговым агентом в налоговой декларации
5. Граница ответственности налогоплательщика об уплате налога определяется моментом предоставления налоговым агентом сведений в налоговый орган об удержанной сумме налога

6. В чем заключаются отличия налога от сбора?
1. В безэквивалентности налога, то есть уплата налога не сопровождается ответным индивидуальным обязательством государства
2. В наличии обязанности исчисления и уплаты налога налогоплательщиками при наличии объекта налогообложения по определенным срокам отчетности и срокам уплаты в порядке, установленном НК РФ
3. Целью установления сбора является компенсация дополнительных расходов государства, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг
4. Сборы носят разовый характер, в то время как налоги уплачиваются, как правило, периодически
5. Все вышеперечисленное верно
7. Какие из нижеприведенных платежей являются сборами (с точки зрения НК РФ)?
1. плата за загрязнение окружающей среды
2. государственная пошлина
3. платежи за пользование объектами животного мира
4. верно 2, 3
5. верно 1,2,3
8. В чем заключается сущность налога?
1. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса
2. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде добровольных взносов
3. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового национального продукта в виде обязательного взноса
4. Изъятие государством в пользу отдельных лиц определенной части стоимости валового национального продукта в виде обязательного взноса
5. Изъятие государством в пользу налоговых агентов определенной части стоимости валового национального продукта в виде обязательного взноса
9. В чем проявляется регулирующая функция налогов?
1. Установление «правил игры» для экономических субъектов
2. Регулирование предпринимательской активности
3. Регулирование налоговых рисков налогоплательщика
4. Влияние на организацию денежных потоков налогоплательщика
5. Верно все вышеперечисленное
10. Назовите причину совместного использования стимулирующей и контрольной функции налогов?
1. для определения возможности льготирования отдельных категорий налогоплательщиков
2. для предотвращения злоупотреблений при использованием налоговых льгот, нулевых ставок и иных преференций при уплате налогов
3. для формирования плановых доходов бюджета на следующий год с учетом льготирования отдельных категорий льготников
4. для реализации государственной программы поддержки отдельных лиц
5. для планирования сумм, которые необходимо затратить на возмещение сумм экспортного НДС

11. Назовите существенные элементы налога
1. объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога
2. объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговый период
3. объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговый период, налогоплательщики
4. объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы по налогу (сбору)
5. объект налогообложения, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налого

Файлы: 1 файл

nalogi_i_nalogooblozhenie.doc

78. Что из нижеперечисленного не включается в налоговую базу по НДС?

1. реализация на территории РФ товаров, работ, услуг

2. получение авансовых платежей

3. выдача займа другой организации

4. стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления

5. стоимость переданных товаров для собственных нужд, не включаемых в расходы по налогу на прибыль

79. определите, как будет формироваться налоговая база при реализации услуг с учетом субсидий

1. налоговая база формируется исходя из объема реализованной услуги с учетом общего тарифа без учета льготных тарифов

2. налоговая база формируется исходя из объема реализованной услуги и фактической цены реализации

3. налоговая база формируется исходя из объема реализованной услуги и рыночных цен

4. налоговая база формируется исходя из объема реализованной услуги и средних цен в стране

5. нет правильного ответа

80. Из представленных дат выберите ту, которая не может быть моментом определена налоговой базы по НДС (ст.167 НК РФ)

1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав

2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав

3. день сбора полного пакета документов при реализации продукции на экспорт

4. день пересечения границы таможенной территории РФ при экспорте продукции

5. 181-й день с момента выпуска в таможенном режиме экспорта, если пакет документов, подтверждающих экспорт, налогоплательщиком не собран

81. Какие налоговые ставки по НДС вы знаете?

5. все вышеперечисленное

82. Назовите, когда должна быть применена расчетная ставка по НДС:

1. при реализации продукции, работ, услуг,

2. при передаче продукции для собственного потребления

3. при получении денежных средств, связанных с предстоящей поставкой товаров, работ, услуг

83. В течение какого срока должен быть выставлен счет-фактура?

1. В пятидневный срок со дня реализации товаров, работ, услуг

2. В десятидневный срок со дня реализации товаров, работ, услуг

3. В шестидневный срок со дня реализации товаров, работ, услуг

4. В течение недели со дня реализации товаров, работ, услуг

5. В течение месяца со дня реализации товаров, работ, услуг

84. Что не является обязательным условием для применения налогового вычета по НДС

1. Товары (работы, услуги), имущественные права приобретены вами для операций, облагаемых НДС

2. Товары, работы, услуги оплачены поставщику

3. Товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы (приняты к учету)

4. Товары, работы, услуги будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС

5. Имеется надлежаще оформленный счет-фактура поставщика и соответствующие первичные документы

85. Назовите налоговый период по НДС

1. календарный месяц

5. календарный год

86. В какие сроки должен быть уплачен НДС налогоплательщиками?

1. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом

2. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем

3. Равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом

4. В пятидневный срок после установленного срока для предоставления налоговой декларации по НДС

5. В десятидневный срок после установленного срока для предоставления налоговой декларации по НДС

87. Назовите случаи, когда уплата НДС налогоплательщиками производится не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом

1. Уплата налога лицами, не являющимися налогоплательщиками

2. Уплата НДС на таможне при ввозе товаров на таможенную границу РФ

3. Уплата НДС налоговыми агентами

4. Уплата НДС при экспорте продукции

88. По итогам налогового периода за 3 квартал 2009 г. сумма налога на добавленную стоимость исчислена к возмещению из бюджета. Декларация представлена 15.10.2009 г. Определить максимальный срок возмещения налога и отражения сумм в лицевой карточке налогоплательщика

4. равными долями 20.10.2009 г., 20.11.2009 г. и 20.12.2009 г

89. Обязательно ли принятие решения по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в котором сумма НДС заявлена к возмещению?

1. Да, в любом случае;

2. Нет, Решение обязательно, если только при проведении проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах

3. Нет. Решение обязательно, если только налогоплательщиком написано заявление о возврате суммы на расчетный счет

4. Нет, решение обязательно, если только налогоплательщиком написано заявление о зачете суммы возмещения в счет уплаты других налогов

5. Нет, Решение обязательно, если налоговый орган выносит решение о частичном или полном отказе в возмещении налога

90. В какой период с даты принятия решения налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении?

1. в 7-ти дневный срок

2. в 5-ти дневный срок

3. в 10- дневный срок

4. может не сообщать

5. в течение месяца

91. Назовите лиц, которые не являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций

1. организации, не переведенные на ЕСХН и УСН

2. организации с деятельности, не переведенной на ЕНВД, если не совмещаются 2 специальных налоговых режима

3. организации, применяющие УСН или ЕСХН в установленном порядке

4. иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство или получающие доходы от долевого участия в других организациях

5. российские организации, получающие доходы от долевого участия в других организациях

92. Что является объектом налогообложения по налогу на прибыль?

1. Доходы, уменьшенные на расходы;

2. Доходы иностранного представительства, уменьшенные на расходы представительства;

3. Доходы иностранного представительства, полученные в РФ;

93. На какие группы делятся доходы в целях исчисления налога на прибыль?

1. доходы по обычным видам деятельности и внереализационные доходы

2. доходы по обычным видам деятельности и прочие доходы

3. прямые и косвенные доходы

4. постоянные и переменные доходы

5. доходы по обычным видам деятельности, прочие операционные доходы и прочие внереализационные доходы

94. Какие требования не обязательны для признания расходов по налогу на прибыль организации?

1. Экономическое обоснование

2. документальное подтверждение

3. направленность на получение дохода

4. расходы должны быть фактически произведены

5. расходы должны подтверждаться контрагентом налогоплательщика

95. На какие группы делятся расходы, связанные с производством и реализацией?

1. материальные расходы

2. расходы на оплату труда

3. суммы начисленной амортизации

4. прочие расходы

5. Все вышеперечисленное верно

96. При определении доходов в целях исчисления налога на прибыль из них исключаются суммы (выберите наиболее полный ответ):

3. Экспортные таможенные пошлины

4. НДС, акцизы и экспортные таможенные пошлины

5. Нет верного ответа

97. Как оцениваются материалы, полученные от демонтажа основных средств, при списании их на расходы?

1. По цене возможного использования

2. По рыночной цене

3. По средней цене, установленной в регионе

4. как сумма налога, исчисленная со стоимости, на которую были оценены поступившие от демонтажа материальные ценности

5. по средней цене для аналогичных материалов в организации

98. В целях исчисления налога на прибыль доходом от реализации признаются:

1. выручка от реализации только собственной продукции

2. выручка от реализации только приобретенной продукции

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав

4. выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных

5. Нет правильного ответа

99. Какие виды затрат на оплату труда не признаются расходом в целях налогообложения?

1. выплаты работникам, предусмотренные нормами законодательства РФ,

2. выплаты работникам, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами)

3. выплаты работникам, предусмотренные коллективными договорами

4. выплата премии директору, не предусмотренной трудовым договором

5. расходы, связанные с содержанием работников в соответствии с действующим законодательством

100. Какие способы начисления амортизации в целях исчисления налога на прибыль по основным средствам вы знаете?

1. линейный и нелинейный

2. способ уменьшаемого остатка

3. по сумме чисел лет полезного использования

4. пропорционально объему продукции

5. пропорциональный способ

101. На сколько амортизационных групп делится амортизируемое имущество?

102. Какое из утверждений не является верным при начислении амортизации?

1. Амортизация начисляется ежемесячно (за исключением перевода на консервацию на срок более 3-х месяцев или технического перевооружения более 12 мес.)

2. Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом).

3. Линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов

4. Изменение метода начисления амортизации с линейного на нелинейный допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет

5. Амортизация начисляется по каждому объекту основных средств при применении линейного метода

103. Каковы ограничения при применении кассового метода исчисления налога на прибыль?

1. Если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал

2. Если организация не является банком

3. если организация оказывает услуги по предоставлению за плату заемных средств

4. если организация является комиссионером

104. Организация, применяющая кассовый метод признания доходов и расходов по налогу на прибыль, заключила договор простого товарищества. Определите налоговые последствия по налогу на прибыль:

1. Организация имеет право на использование кассового метода, в том числе и по доходам, полученным по договору простого товарищества

2. Организация обязана перейти на метод начислений с начала следующего налогового периода

3. Организация обязана перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в котором был заключен такой договор

4. Организация обязана отказаться от ведения общих дел по договору простого товарищества

Императивность ― безусловная обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения (т.е. налог — это обязательный платеж). Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохрани­тельных и судебных органов, которые при нежелании налогопла­тельщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно.

Индивидуальная безвозмездность как признак отличает нало­говый платеж отсутствием для конкретного налогоплательщика эквивалентного объема выгоды от государственных услуг. Налоговый платеж — это однонаправленное движение потока финансовых, а в исключительных случаях и иных ресурсов от налогоплательщика к государству без наличия встречного персонифицированного потока государственных услуг. Безусловно, такой встречный поток есть в связи с реализацией государством своих функциональных обязан­ностей, но эти услуги предоставляются всем на общих основаниях, а для конкретного налогоплательщика поток встречных услуг не будет эквивалентен или пропорционален величине налогового пла­тежа. Именно данный признак в наибольшей степени отличает на­лог от сбора и других неналоговых платежей (штрафов, различных санкций и т.д.).

Признак уплаты в целях финансового обеспечения деятельно­сти государства характеризует цель взимания налогов как основного доходного источника формирования бюджета государства для обеспечения его деятельности.

Законность как признак отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплатель­щики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Признак относительной регулярности отличает налог опреде­ленной периодичностью его уплаты в строго отведенные законом сроки, т.е. налог — это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств при условии сохранения у налогоплательщика объекта на­логообложения.

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора от­сутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление опреде­ленного эквивалента «юридически значимых действий» в отноше­нии плательщика сбора. И это вполне объективная рокировка при­знаков.

На этом основании некоторые исследователи, в частности Б.Х. Алиев, предлагают использовать в качестве разграничивающе­го принцип нормативно-отраслевого регулирования, согласно которо­му налоговые платежи регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права. Такой подход позволяет внести определен­ную ясность в данное разграничение:

· налоговых обязательных платежей — налогов и сборов, непосредственно входящих в налоговую систему государства и (или) регулируемых налоговым законодательством;

· неналоговых обязательных платежей (квазиналогов), непосред­ственно не входящих в налоговую систему государства и (или) регулируемых не налоговым, а иным законодательством;

· разовых изъятий налогового характера — платежей, взимаемых в качестве наказаний за недобросовестное исполнение обя­занностей налогоплательщика (налоговых санкций — пеней, штрафов) и регулируемых налоговым законодательством;

· разовых изъятий неналогового характера — платежей, взимаемых в качестве наказаний за недобросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика (штрафов, конфискаций) и регулируемых не налоговым, а иным законодательством.

Большинство различных платежей достаточно логично вписыва­ется в это разграничение. Однако при такой классифицирующей ос­нове некоторые обязательные платежи, явно обладающие всеми при­знаками налогов или сборов, но не включенные в перечень ст. 13-15 НК, как, например, таможенные пошлины или плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и другие виды загрязнений, регулирование которых находится вне рамок налого­вого законодательства, следует относить к квазиналогам — ненало­говым обязательным платежам. Очевидно, что подобные разграни­чивающие классификации страдают определенными нестыковками и относиться к ним следует очень осторожно.

Государственная пошлина (cт. 333.16, 333.17 НК РФ) - это фе­деральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного само­управления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местно­го самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юриди­чески значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК (кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ):

1. при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды и др. суды;

2. при обращении за совершением нотариальных действий;

3. при обращении за государственной регистрацией актов гражданского состояния и других юридически значимых действий, совершаемых органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;

4. связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

5. по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

6. при осуществлении федерального пробирного надзора;

7. при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;

8. за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий;

9. за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации.

Характерные черты государствен­ной пошлины:

· обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;

· определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;

· фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам оп­ ределенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;

· учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществ­ления указанными выше органами и должностными лицами соот­ветствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

Соотношение понятий «налог», «сбор», «пошлина»

Современное российское законодательство оперирует понятиями «налог», «сбор», «пошлина», «иные обязательные платежи». И если четкое определение налога и сбора содержится в нормативных актах, в частности в НК РФ, то самостоятельное понятие пошлины в отечественном законодательстве отсутствует. Законодатель при употреблении термина «пошлина» определяет его через сбор, как в случае с государственной пошлиной[1]. Более того, правовой доктриной и судебной практикой пристальное внимание уделяется только понятию налога, при достаточно скромной проработке понятий сбора и пошлины.

В Конституции РФ термины «налог» и «сбор» используются всегда рядом, что указывает на их тесную взаимосвязь, с одной стороны, и неравнозначность, с другой. Например, в ст. 57 говорится об обязанности платить законно установленные налоги и сборы; п. «з» ст. 71 указывает, что федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации; п. «и» ч. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов; в соответствии с ч. 1 ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
В Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы» термин «налоговый платеж» употреблялся как собирательный для налогов, акцизов, пошлин, сборов, отчислений и т. д. Правовой режим каждого из подобных платежей в наименьшей степени зависел от его названия.
Н.И. Химичева определяет налоги как «обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные фонды) с определением их размеров и сроков уплаты»[2]. При этом отдельно автор выделяет группу платежей, к которым относит государственную и таможенную пошлины, отличие которых от налогов в том, что им свойствен возмездный характер, а обязательность их уплаты возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой[3].
Интересной представляется позиция А.Н. Шереметьевой по проблеме соотношения различных видов платежей. По ее мнению, платеж может быть отнесен к налогу при условии соответствия его следующим характеристикам:
— отсутствие права выбора, т. е. одно из существенных различий налогов от других платежей видится в том, что уплата неналоговых платежей связана со свободой плательщика выбирать вариант своего поведения (он может отказаться от определенных притязаний или действий и тогда не будет обременен платежом). Для налогов же такая возможность не характерна;
— односторонний характер установления;
— взыскание на условиях безвозвратности и безвозмездности;
— публичный характер, т. е. цель взимания налогов — обеспечение деятельности государства посредством поступления во все бюджеты денежных средств;
— отсутствие целевой направленности;
— обеспечение государственно-властным принуждением[4].
«Сборы представляют собой обязательные безэквивалентные платежи, взимаемые на основании закона в форме отчуждения принадлежащих плательщику на праве собственности денежных средств, уплачиваемые при осуществлении государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными государством органами и должностными лицами возложенных на них функций»[5].
По мнению Д.В. Винницкого, особенность сбора состоит в установлении «его размера на основе эквивалентности тем расходам, которые несет фиск при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение, или при производстве товаров (работ, услуг), передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора»[6].
Традиционно основным и по существу единственным отличием сбора от налога называют индивидуальную возмездность первого, выражающуюся в обязанности совершения юридически значимых действий по факту его уплаты. Указанный критерий применяется во многих зарубежных странах для отграничения сборов и пошлин от налогов. Так, например, в финансовом праве Швеции под сборами понимаются платежи, обусловленные специальной целью и характеризующиеся тем, что плательщик или третье лицо получает встречное предоставление в связи с его уплатой. В Германии пошлиной (gebubr) называется платеж, имеющий черты возмездности — вознаграждение за государственные услуги или за предоставление специального права, который, наряду с не характерными для российского финансового права возмездными платежами, уплачиваемыми за получение экономических преимуществ и компенсаций за освобождение от натуральных повинностей, входит в категорию «причинно обусловленных взиманий» (Kausalabgabe)[7].
Эти же авторы утверждают, что под данное определение подпадает и государственная пошлина, которая в правовой системе Российской Федерации выполняет дисциплинирующую функцию[8].
В.Н. Моисеев считает, что «понятие “сбор” является родовым по отношению к понятию “пошлина”», указывая при этом, что «проведение четкого разграничения между пошлинами и прочими сборами не представляется возможным, в связи с чем налоговое законодательство обоснованно не выделяет пошлины в отдельную категорию сборов». Например, таможенная пошлина является сбором в силу того, что отвечает всем условиям, характерным для платежей данного вида. И даже более выраженная регулятивная функция таможенной пошлины не дает полноценных оснований для выделения ее в отдельную категорию.
Более того, по его мнению, к сборам следует относить все обязательные платежи, внесение которых является условием совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий государственно-властного характера или предоставление специального права, и распространять на них правовое регулирование, предусмотренное НК РФ для сборов[9].
Под пошлиной ряд авторов понимают «обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера»[10] или «денежную повинность, взимаемую в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера»[11].
В финансовом праве зарубежных государств проводится различие между понятиями «сбор» и «пошлина». Так, в законодательстве Франции сбор и пошлину дифференцируют исходя из соотношения размера платежа со стоимостью оказанных плательщику услуг. Следовательно, сбором считается платеж, установленный в определенном соотношении с издержками соответствующего органа, в то время как при установлении пошлин такое соотношение не учитывается.
Если проанализировать соответствующие статьи НК РФ, посвященные размерам государственной пошлины, то можно сделать вывод о зависимости размера пошлины от ряда обстоятельств — суммы иска, характера жалобы, субъекта, который обращается в государственные органы, особенностей действий, по факту которых уплачивается пошлина, и т. д. Явно прослеживается определенное соотношение пошлины и характера оказываемых государством услуг.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о самостоятельном существовании таких правовых категорий, как «налог» и «сбор». При этом обособленность понятия «пошлина» категорично опровергается как на уровне научно-теоретических разработок, так и на законодательно-практическом уровне.
Однако в силу того, что понятие пошлины используется отдельно от понятий сбора и налога, необходимо дальнейшее глубокое изучение указанных категорий и проведение четкой дифференциации на законодательном уровне.

1. Налоговое право – это составная часть:

+ правовой системы РФ;

- правового статуса гражданина РФ;

2. К принципам налогового права относятся:

+ законность, всеобщность и справедливость налогообложения;

- обратная сила всех правовых норм в области налогообложения, избранность защиты только отдельных категорий налогоплательщиков;

- дифференцирование налогов по половому признаку, прогрессивная шкала налогообложения.

3. Источники налогового права – это:

+ система правовых актов разной юридической силы, в которых закреплены нормы налогового права;

- извещения об уплате налогов, получаемые налогоплательщиками;

- только Налоговый кодекс РФ.

4. К правам налоговых органов относятся:

+ осуществление налоговых проверок, проведение инвентаризации и наложение ареста на имущество налогоплательщика;

- допрос лиц, которые обладают ценными для налогового контроля сведениями, в качестве свидетелей; беспрепятственный осмотр жилых помещений помимо воли проживающих там лиц;

- разглашение налоговой тайны, проведение платного инструктажа о порядке заполнения налоговой декларации.

5. Правоотношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками по поводу налогообложения, составляют:

+ предмет налогового права;

- метод налогового права;

- принципы налогового права.

6. Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который платят граждане и юридические лица путем отчуждения своих денежных средств с целью обеспечить деятельность государства и муниципалитетов финансами, - это определение:

7. Основной функцией налогообложения является:

8. Нормативно-правовой акт, который устанавливает введение новой формы налоговой декларации, вступает в законную силу:

+ не ранее чем через два месяца после его опубликования;

- через один месяц после его опубликования;

- дата вступления в законную силу может составлять менее месяца, если это прямо указано в самом акте.

9. Часть суммы налога, сбора или страхового взноса, которую налогоплательщик не заплатил в надлежащий срок, называется:

10. Водный налог относится к:

11. В каком случае лица будут признаны взаимозависимыми?

+ если являются мужем и женой;

- если одна компания обладает 15%-ной долей в другой компании;

- если два работника на одинаковых должностях трудятся в одной организации.

12. Сообщение в налоговую о своем участии в иностранной организации, доля которого превышает 10%, является:

- о данном факте в налоговые органы РФ сообщать не нужно.

13. Если налогоплательщик уплатил необходимую сумму налога позднее установленного законом срока, он:

+ обязан уплатить пеню;

- обязан привести поручителя, который по договору возьмет на себя обязательство выплачивать налоги за налогоплательщика в случае последующих пропусков указанных сроков;

- вправе не уплачивать пеню, если предоставит в налоговый орган квитанции об оплате налога.

14. В какой срок налоговая обязана уведомить налогоплательщика, если принято решение отменить наложенный на его имущество арест:

+ в течение 5 дней после дня принятия указанного решения;

- не позднее 3 дней после дня принятия указанного решения;

- не позднее 24 часов с момента принятия указанного решения.

15. Если налогоплательщик уплатил сумму налога больше необходимой и не имеет недоимок, то излишне уплаченные денежные средства:

- идут в зачет следующего налогового периода;

- идут в доход государства/региона/муниципалитета (в зависимости от вида налога).

16. Сумма оплаты за предоставляемый бланк налоговой декларации:

+ отсутствует, т.к. бланк предоставляется налоговым органом бесплатно;

- включена в сумму налога;

- оплачивается налогоплательщиком отдельно перед получением этого бланка.

17. Если нормативно-правовой акт запрещает налогоплательщику совершить действие, которое разрешено Налоговым кодексом РФ, то действует:

+ Налоговый кодекс РФ;

- указанный нормативно-правовой акт;

- сложившийся правовой обычай.

18. Если конец срока выпадает на рабочую субботу, то днем окончания срока будет считаться:

+ данная рабочая суббота;

- ближайший рабочий будний день;

- рабочая пятница, предшествующая субботе.

19. Метод налогового права характеризуется:

+ приоритетом публичных интересов над частными;

- большим количеством диспозитивных норм;

20. Признаком налога не является:

- исключительно денежная форма уплаты;

- индивидуальная безвозмездность и безвозвратность.

Читайте также: