Что может заинтересовать налоговую

Опубликовано: 30.04.2024

В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации или же его главного бухгалтера. С августа 2016 года сотрудники налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.

  • Дача пояснений или допрос?
  • Когда могут вызвать в ИФНС?
  • Номинальный директор в качестве представителя компании
  • Какую цель преследует налоговая?
  • Какие вопросы могут задавать?
  • Неприятный диалог – неприятные последствия
  • Выводы

Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге «1С 8 в облаке» о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.

На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации.

Дача пояснений или допрос?

Разграничим для начала эти два понятия. Дача пояснений носит относительно «мягкий» характер. ИФНС направляет уведомление генеральному директору посетить налоговую службу, чтобы задать несколько вопросов о сданной отчетности или получить объяснения по той или иной финансовой операции.

В этом случае руководитель организации может самостоятельно посетить налоговую инспекцию или делегировать эту обязанность доверенному лицу: главному бухгалтеру, юристу или же любому штатному сотруднику, располагающему сведениями о хозяйственной деятельности организации. Если по факту уведомления никто ИФНС не посетил, то на генерального директора налагается штраф в размере от 2000 до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ).

Обойти стороной дачу пояснений и не платить штраф можно, следуя тексту Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. Согласно ему отказ от дачи пояснений генеральным директором, главным бухгалтером или иным доверенным лицом компании, при условии их явки по уведомлению, не является основанием для привлечения их к административной ответственности.

Нередки случаи, когда руководство компании предпочитает отделаться штрафом и не тратить свое время на общение с инспекторами, что по определению не может быть верным. Мы согласны – факт оплаченного административного штрафа является основанием считать вопрос исчерпанным. Однако инспекторы не приглашают к себе директора без веских на то причин. Следовательно, они могут прибегнуть к более серьезной мере – вызвать руководителя на допрос.

Допрос является обязательной процедурой при условии, что у генерального директора нет уважительной причины в нем не участвовать. На допрос вызывают не уведомлением, а повесткой, исходя из Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. В отличие от дачи пояснений, на допросе в обязательном порядке должен присутствовать генеральный директор.

Далее неявка без уважительной причины подразумевает под собой штраф в размере 1000 рублей, а за отказ от дачи показаний во время допроса придется заплатить 3000 рублей (ст. 128 НК РФ). Важно помнить, что размер штрафа в данном случае – мера несущественная. Но отказ налоговой службы в налоговом вычете по НДС может стоить куда больших финансовых потерь.

Когда могут вызвать в ИФНС?

В подавляющем большинстве случаев «приглашения» от налоговой службы поступают в ходе выездной или камеральной налоговой проверки. Инспекторы стараются придерживаться именно этих периодов, так как при обращении в суд с исковым заявлением на проверяемую компанию ФНС имеет больше шансов выиграть дело.

Все объясняется наличием свежих доказательств виновности хозяйствующего субъекта, если таковые будут найдены. К слову скажем, что обращения в суд со стороны налоговой службы в ходе проверки – это весьма распространенная практика, о чем следует помнить руководству компании.

Номинальный директор в качестве представителя компании

В России на протяжении последних 25 лет широко применятся практика назначения так называемых номинальных директоров. Номинальным называют директора, который числится руководителем организации во всех уставных документах, имеет право подписи и де-юре является официальным представителем фирмы.

Де-факто он не имеет никаких руководящих полномочий и выполняет исключительно те обязанности и поручения, которые ему спускаются от лица, назначившего его на эту должность. В рамках налоговых мероприятий отправка номинального директора на беседу с инспекторами – далеко не лучший вариант.

Дело в том, что инспекторы будут задавать вопросы, касающиеся финансовой деятельности компании. Номинальный директор с большой долей вероятности не сможет на них ответить, так как не располагает достоверными сведениями.

В диалоге с представителями некоторых компаний нам стало известно, что ставленники нередко обращаются к консультационной помощи по телефону непосредственно в ходе диалога с инспекторами, рассчитывая получить ответы на заданные вопросы. Такое поведение приводит к однозначному выводу со стороны сотрудников налоговой службы о несостоятельности данного лица в принятии решений, а значит, это служит поводом усомниться в законопослушности организации.

Однако в российском законодательстве нет такого понятия, как номинальный директор, ввиду чего отсутствует и факт нарушения закона. Собственно, поэтому данная практика существует и по сей день. Будет ли реальный руководитель доволен результатом такой дачи пояснений или допроса в ИФНС? Полагаем, что нет.

Какую цель преследует налоговая?

Если сотрудники службы намерены беседовать с вашей организацией через ее представителя, значит, у них появились подозрения о том, что ваша фирма сотрудничает с фирмами-однодневками и/или ведет искусственный документооборот с целью уклонения от уплаты налогов. Чтобы достичь цели, инспекторы ведут диалог с генеральным директором и бухгалтером организации по отдельности, однако вопросы задают по сути те же самые.

Если показания между ними будут разниться, это может стать веским основанием продолжить или назначить новую налоговую проверку, а далее – подать в суд на эту фирму. Более того, сотрудники налоговой службы вправе привлекать к диалогу ваших контрагентов для дачи разъяснений по той или иной хозяйственной операции.

Какие вопросы могут задавать?

Для того, чтобы вывести фирму на чистую воду, сотрудники налоговой задают на первый взгляд простые вопросы, на которые с легкостью сможет ответить реальны» директор и главный бухгалтер. Вот их краткий перечень.

  1. Кем подписывались и подавались документы на регистрацию юридического лица?
  2. Где находится компания, в которой вы являетесь руководителем?
  3. Кто является основными поставщиками и покупателями компании?
  4. Как и когда вы нашли ваших контрагентов?
  5. Какие меры предпринимаются в вашей компании для проверки контрагентов?
  6. Как осуществляется продажа товара (предоставления услуг)?
  7. По какому адресу хранится товар и как доставляется покупателям?
  8. Вы сами подписываете бухгалтерскую отчетность или это делает кто-то другой?
  9. Кто в вашей компании составляет трудовые договоры?
  10. Что входит в ваши должностные обязанности?

Подготовившись к данным вопросам, генеральный директор и главный бухгалтер могут согласовать между собой ответы на них, чтобы не дать лишний повод сотрудникам ИФНС уличить вашу организацию в преступной деятельности.

Неприятный диалог – неприятные последствия

Налоговая служба не обладает полномочиями МВД, поэтому даже самые провальные переговоры не доводят ситуацию до трагичных событий. Однако сотрудники ИФНС имеют широкий инструментарий очернить репутацию фирмы донельзя.

Во-первых, о вашей недобросовестности станет известно в первую очередь компаниям, с которыми вы работаете. Им будут направлены соответствующие письма, содержание которых сводится к тому, что вы – неблагонадежная организация и недобросовестный налогоплательщик.

Для кого-то подобные уведомления – это просто «бумажки», однако, работая с вами, эти фирмы могут не получить вычеты по НДС, что уже ударит по карману и репутации. Более того, если налоговая служба сможет доказать, что директор является номинальным, его потребуют заменить.

Игнорирование требований ФНС в данном случае бесполезно – со временем об этом станет известно общественности, так как данные будут занесены в ЕГРЮЛ. Так, на ноябрь 2016 года в Реестр было внесено порядка 18000 (!) записей «о несоответствии».

Выводы

Собранный и проанализированный нами материал показывает то, насколько компании должны быть заинтересованы в благоприятном исходе общения с ФНС. Любое официальное уведомление и приглашение со стороны фискального органа не должно оставаться без внимания. Мы глубоко убеждены в том, что оплата выписанных штрафов за неявку по повестке или уведомлению о необходимости посетить налоговую службу не решает проблему, так как инспекторам ничто не препятствует пригласить вас повторно.

Отправлять человека, не смыслящего в деятельности вашей организации, – еще одна большая ошибка. Она может стоить вам не только прибыльных контрактов, но и репутации самой организации как надежного поставщика и налогоплательщика.

Федеральная налоговая служба с 17 марта 2021 года получила расширенный доступ к банковской тайне.

Эта новость стала топовой буквально за несколько часов. Хотя, большинство полномочий было дано налоговикам еще в 2016 году.

Подпункт 1.1 статьи 86 НК РФ действует с сентября 2016 года. По нему банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов обычными гражданами.

Причем, это требование было в НК РФ с 2014 года, но в других формулировках и в других статьях кодекса. Налоговики имеют доступ к счетам граждан уже более шести лет.

Существенное отличие новых полномочий состоит всего лишь в том, что раньше налоговики могли получать данные о счетах клиентов только в рамках проверок. Теперь банки обязаны предоставить и вне рамок налоговой проверки.

Что это меняет? Почти ничего. И до этого пояснения вряд ли банк отказал бы ИФНС в информации. Более того, у банков не было прав на выяснение причин, из-за которых ИФНС направила им запрос.

Банки обязаны информировать налоговую на основании статьи 86 Налогового кодекса РФ:

  1. Об открытии и закрытии счетов, вкладов с 2016 года.
  2. Об изменении реквизитов счета граждан с 1 июля 2014 года.
  3. О предоставлении права компании или ИП использовать корпоративные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  4. О предоставлении права гражданину использовать персонифицированные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  5. Об остатках на счетах и выписки по счетам, открытым в драгоценных металлах, с 1 июня 2018 г.
  6. О счетах, привязанных к электронным кошелькам с 1 апреля 2020 года.

Когда ИФНС проводит налоговую проверку граждан

ФНС вправе запросить в банках информацию при проведении проверки конкретного физического лица.

Первое. Обычно, это происходит, когда граждане обращаются в налоговую за налоговым вычетом при покупке квартиры. Есть и другие вычеты на лечение, обучение, но они меньше по суммам.

Второе. Проверить могут любого гражданина на основании любой информации (в том числе поступившей от бдительного соседа) о том, что он о нелегально занимается предпринимательской деятельностью. Например, сдает квартиру или берет наличными за репетиторство.

Третье. Проверка может быть назначена, если банк предоставит налоговикам информацию о подозрительных денежных переводах, например, крупное (от 10 000 $ эквивалент в рублях) поступления из-за рубежа.

Четвертое. По запросу налоговики "увидят" информацию о постоянных, одинаковых платежах на карту.

Пятое. При внесении крупной суммы (от 10 000 $ эквивалент в рублях) на карту через банкомат.

Какие данные банки передают налоговикам

Налоговики получили право запрашивать у банков копии документов клиентов:

  • паспорта клиентов;
  • доверенности на распоряжение денежными средствами;
  • договора на открытие и закрытие счета;
  • карточек с образцами подписей.

Согласно новым полномочиям у налоговиков, как и раньше, нет прямого доступа к выпискам по операциям на счетах.

Получить эти сведения они могут только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС во время проверок.

На основании запроса банки обязаны выдавать налоговым органам:

  • справки о наличии счетов, вкладов и остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах;
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам;
  • справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Ответить на запрос банки должны в течение трех дней со дня получения запроса от ИФНС.


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Многих граждан в нашей стране волнует вопрос о том, какие суммы переводов на банковские карты могут заинтересовать налоговую инспекцию. Огромное количество людей ежедневно переводят деньги, ведь пользоваться картами удобно, но этот доход не облагается налогами, и он может быть расценен как доход от нелегальной трудовой деятельности.

Налоговая может заинтересоваться в том случае, если ваши расходы не соответствуют заявленным расходом. Например, официально безработный гражданин неожиданно получает переводы на крупные суммы денег, имеет дорогую машину и квартиру. Информация об объектах движимого и недвижимого имущества, зарегистрированных на граждан приходит в налоговую службы и по этим объектам потом в ФНС определяется налог на имущество физических лиц.

Также в налоговую службу информацию о гражданах может направлять служба Финансового мониторинга, если проводятся денежные операции на счетах свыше шестисот тысяч рублей.

Внимание банков и налоговой инспекции может привлечь следующее:

  • Поступление денежных средств, в которых отправитель указывает то, что поступает оплата за какие-то услуги либо товары. На основании этого можно считать, что гражданин ведет незарегистрированную и незаконную предпринимательскую деятельность, и банк может заблокировать счет физического лица без права его дальнейшей разблокировки;
  • Постоянное поступление на счет физического лица денежных средств кроме официального перевода оплаты труда;
  • Частые поступления денег на карту от одного лица или нескольких лиц, снятие денег с карты постоянно и в течение одного операционного дня;
  • Наличие признаков так называемых транзитных переводов, когда одно лицо сразу после зачисления денег переводит их другому лицу без каких-либо комментариев;
  • В ряде других случаев, обозначенных перечнем законодательства Российской Федерации.

Ошибочно думать, что блокируют банки счета и налоговая обращает внимание только при больших транзакциях. Заинтересовать налоговые органы могут и небольшие транзакции, которые попадают под нарушение норм действующего законодательства.

Контроль за финансовыми операциями россиян уже начался ?!

В последнее время Центральный банк России разрабатывает и внедряет разнообразные правила и указания как для государственных, так и для коммерческих банковских организаций. Содержат письма и официальные предложения от ЦБ России преследуют только одну цель и это отслеживание всех переводов, с целью выявления незаконных переводов денежных средств.

В нашей стране возможность переводу денежных средств с дебетовой карты на карту в нашей стране появилась всего лишь пару лет назад и люди во всех городах стали активно пользоваться ей, игнорируя наличные деньги. Например, в Сбербанке было осуществлено переводов более, чем на 37 миллиардов рублей и сделаны они были физическими лицами. Представители ведущих банков России утверждают то, что физические лица не только активно открывают банковские счета, но и пользуются ими для безналичной оплаты товаров и услуг.

Но для таких граждан подобные перечисления являются налогооблагаемым доходом (согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации) и именно эти граждане не торопятся уплачивать налоги с полученных доходов. По общему правилу, если гражданин, получивший доход, является резидентом РФ, то он должен уплатить НДФЛ с полученной суммы в размере 13% процентов. Нерезиденты платят налог в размере тридцати процентов.

Что говорит налоговая служба ?!

Еще с прошлого 2018 года ходили слухи о вводимом с первого июля 2018 года контроле о поступлениях денежных средств на дебетовые карты физических лиц. Некоторые новостные порталы опубликовали эту новость, но при этом без официального подтверждения. Что говорит на этот счет законодательство нашего государства? Вообще контроль за движениями денег и операциями, связанными с продажей или покупкой гражданами движимого и недвижимого имущества осуществляется налоговой службой и банковскими организациями уже давно.

По мнению юристов, специализирующихся на налоговых правонарушениях интерес ФНС может быть выявлен случайно или в ходе налоговой проверки. В свою очередь, представители ФНС отмечают, что массовая проверка всех физических лиц на предмет получения ими незадекларированного дохода пока не проводится. Но, как известно, в случае получения информации, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в отношении физических лиц (ст. 89 НК РФ). Поэтому пока можно не переживать, так как каких-то законодательных норм, жестко регламентирующих транзакции граждан не имеется.

Также представители Федеральной налоговой службы обращают внимание на то, что сведения о движении денежных средств по счету налогоплательщика не являются однозначным доказательством получения дохода налогоплательщиком. А выписка банковской организации о движении денежных средств по расчетному счету не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров или услуг и это просто не доказуемо.

Тем не менее в группе риска люди, получающие неофициальный доход или самозанятые граждане. Это риелторы, фрилансеры, люди получающие доходы в качестве рантье. На основании 86 статьи Налогового кодекса Российской Федерации представители налоговой службы могут запрашивать при необходимости сведения от банков о состоянии счетов, если лицо не является ИП или юридическим лицом. Судебная практика в нашей стране по привлечению физических лиц к ответственности за неуплату налога в подобных ситуациях и доначисления НДФЛ не развита, поскольку у налоговых органов просто нет механизмов обнаружения фактов получения гражданами таких доходов. Безналичные переводы между физическими лицами разрешены, и банки по своей воле не обязаны уведомлять налоговую о каждом платеже каждого своего клиента.

Марат Самитов, руководитель бухгалтерской компании «Авирта», рассказал, за что чаще всего штрафуют организации и как правильно взаимодействовать с налоговой.

Ошибка №1. Неправильный выбор организационно-правовой формы

Главная ошибка, которая может предопределить неудачу вашего проекта на самом старте, — неверно выбранная форма организации. Не ищите удобный вариант — ищите оптимальный для себя. Отличий между ИП и ООО много — еще больше условий, влияющих на ваш выбор. Собранность и грамотность на начальном этапе не только сэкономит средства, но, возможно, даже сохранит бизнес и вложения в непростое время.

Ошибка №2. Нарушение сроков сдачи декларации

О горящих дедлайнах в современном мире много говорить не приходится. Особенно внимательно к срокам нужно относиться бухгалтерам. Ведь в случае нарушений к ответственности и штрафам могут привлечь не только организацию, но и их самих.

Не стоит откладывать отчетность на последний день. Однако если это все же произошло, шанс уменьшить штраф у вас есть — найдите «смягчающие обстоятельства». Налоговики могут пропустить их мимо ушей, а вот суд внимательно выслушает историю об отсутствии злого умысла, рассмотрит документы о предбанкротном состоянии компании или примет во внимание незначительность периода просрочки.

Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

Ошибка №3. Оформление бывших сотрудников как самозанятых

Это напрямую противоречит федеральному закону о налоге на профессиональный доход, который гласит: если сотрудник работал в вашей компании, он не может в течение двух лет заключать с вами договор в качестве самозанятого.

Если кадр очень ценный, а лишнее общение с налоговой не входит в ваши планы, вам нужно оформить самозанятым его родственника. Или наоборот: сотрудник должен заключить договор на оказание услуг с каким-то другим вашим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В противном случае налоговая инспекция при проверке доначислит вам НДФЛ и страховые взносы со всех платежей. Придется платить все 43%.

Ошибка №4. Аванс без НДС

Один из самых популярных способов попасться налоговой инспекции — не начислять НДС с аванса, замаскировав его под обеспечительный платеж. Налоговая инспекция прекрасно знает эту схему и отслеживает ее по просмотрам банковских выписок, по договорам и вашим операциям. Тем не менее схема еще живет. Применять ее мы не советуем — если только вы не решили бросить налоговой вызов.

Ошибка №5. Покупка «бумажного НДС»

На дворе 2021 год, а малый бизнес по-прежнему оптимизирует налоги, используя агрессивные способы вывода наличных и безналичных денежных средств через бумажный НДС. Налоговая инспекция, обладая мощным программным комплексом, замечает таких предпринимателей и заставляет платить налог в бюджет за своих же бумажных поставщиков. Эта схема скоро однозначно уйдет в прошлое, но пока у нее есть свои поклонники — ведь это просто, быстро, да и шансы, что «пронесет» все же сохраняются.

Ошибка №6. Взаимозависимость компаний и дробление бизнеса

Само по себе дробление бизнеса не ошибка. Эта абсолютно легальная схема ведения дел, однако некоторые предприниматели все же используют ее незаконно. Руководители любят «разбивать» компанию на несколько маленьких, регистрируя новые юрлица или ИП и получая значительную налоговую экономию.

Используя свои информационные ресурсы, налоговики отслеживают подозрительных бизнесменов и интересуются причинами дробления компании. Если грамотно их сформулировать и подкрепить слова реальными бизнес-процессами, то в нелегком споре с налоговой можно выиграть.

У дробления бизнеса должна быть деловая цель, не связанная с экономией на налогах. Например, вам легче управлять делами при такой структуре. Дробить бизнес можно и из географических соображений, а также в целях оптимизации производства. Если вскроется фиктивность дробления, вероятность выигрыша в суде — 10%. Налоговые доначисления в этом случае могут исчисляться миллионами, поэтому не дробите бизнес, не озаботившись деловой целью.

Ошибка №7. Продажа за наличку

Схема, которую наиболее часто используют предприниматели, — торговля втемную: официально закупаете товар, но продаете его за наличные средства, не отражая нигде. При этом по данным бухгалтерского учета у вас в остатках числится большое количество товара.

Налоговые инспекторы будут настаивать, что он реализован и его нужно включить выручку и, соответственно, доначислить НДС и налог на прибыль. Если вы прибегаете к таким способам, озаботьтесь «списанием» товара. Остатки на вашем складе должны хотя бы стремиться к реальным.

Ошибка №8. Неуплата налога на имущество

Многие предприниматели или даже крупные организации имеют недвижимость, но оттягивают момент ее регистрации в Росреестре, чтобы не платить налог на имущество. Однако отсутствие регистрации не спасет вас от начисления налогов.

Если налоговые инспекторы докажут, что это имущество находится в эксплуатации — вы сдаете его в аренду или используете в качестве склада — налоговые инспекторы доначислят вам пени, штрафы и налог на имущество. Верховный суд встанет на сторону органов. Доказать свою правоту у вас не получится.

Ошибка №9. НДС на упрощенке

Упрощенная система налогообложения абсолютно законна. Но в ней, как и в случае с дроблением бизнеса, есть свои нюансы — этот режим не для всех. Работать «на упрощенке» могут и ИП, и ООО, но с ограничениями — по виду деятельности, по количеству сотрудников, по оборотам и филиалам (их, например, вообще быть не должно). Проверить эту информацию несложно, поэтому, решив действовать по такой схеме, изучите все ее условия.

Ошибка №10. ИП-управляющий

Решение само по себе неоднозначное: кто-то успешно работает в этом формате, кто-то обжигается. К неудачам чаще всего приводит так называемая подмена понятий. Оформив ИП вместо директорской позиции, руководители начинают отправлять на него большие суммы. Так они экономят на страховых взносах, уменьшают налог на прибыль и выводят кеш. Никакого экономического эффекта от внедрения этой схемы организация не получает.

Налоговая инспекция легко докажет то, что это не реальное управление бизнесом, а просто вывод средств и обход налогов, но есть нюансы. Если вы все-таки решили поставить во главе своей организации ИП-управляющего, вам нужно заключить договор, прописать KPI и мотивацию этого управляющего.

Затем ежемесячно нужно показывать в актах, почему именно эта сумма выплачивается управляющему и от каких достигнутых бизнес-показателей она зависит. Такая деятельность будет прозрачна не только для вас и сотрудника, но и для налогового органа. Вас не смогут обвинить в аффилированности с этим ИП.

Несмотря на разницу компаний, ошибки, которые они совершают, очень схожи, поэтому внимательно изучайте чужой опыт.

Выездная налоговая проверка нередко становится настоящим испытанием для ритейлера и чревата значительными доначислениями, пени и штрафами. Опыт взаимодействия с налоговой помогает выработать определенные правила, позволяющие снизить риски необоснованных выплат, сэкономить значительные средства и успешно пройти проверку.

Налоговые проверки: как готовиться и как повлиять на результат

Сокращение количества выездных налоговых проверок — одна из основных тенденций налогового контроля. «Число налоговых проверок сокращается, но при этом прямо пропорционально сокращению растет ценник — размер доначислений, — отмечает налоговый менеджер компании Schneider Electric Алиса Назаренкова. — Этот тренд говорит о том, что теперь налоговый орган готовится к проверке задолго до того, как она официально начинается, проводя предпроверочный анализ и встречи с сотрудниками. Плюс в ходе самой проверки часто используется еще один механизм контроля — допросы сотрудников. Получается, что во время проверки поднимается огромный массив вопросов, на которые налогоплательщику надо правильно ответить».

В рамках секции «Английские дебаты» III конференции CFO Russia «Налоговое планирование в ритейле» были рассмотрены возможные сценарии развития ситуации при выездных налоговых проверках. Участники поделились мнениями о том, как готовиться к выездным проверкам, какие приоритеты выставлять, как вести себя с налоговыми органами и какие перспективы имеет обжалование актов.

До выездной проверки

Выездная проверка имеет три основных этапа — преданализ, собственно проведение налоговой проверки, составление и оспаривание акта.

До выездной проверки ИФНС проводят преданализ в соответствии с Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. По результатам преданализа сотрудники инспекции составляют отчет. Преданализ определяет целесообразность и направление проверки.

Во время преданализа налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика требование о предоставлении документов и информации вне рамок налоговой проверки, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ. В связи с этим у ритейлеров возникает масса вопросов о том, как реагировать на такие требования, представлять документы и информацию или нет, и сможет ли преданализ повлиять на результаты выездной проверки.

Налоговые проверки: как готовиться и как повлиять на результат

Преданализ и чего от него ждать?

Руслан Шведков

Финансовый директор BNS Group Руслан Шведков: «За последние несколько лет я пережил четыре выездные проверки и, основываясь на своем опыте, могу рассказать, что такое преданализ и проверка.

Как выглядит схема преданализа? – Получаем запрос на предоставление документов и информации вне рамок налоговой проверки со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ, где на двенадцати листах написано, какие документы от нас хотят получить. Понимаем, что проводится преданализ. В рамках этого преданализа нас вызывают в налоговую инспекцию. Приходим, отвечаем на вопросы, даем необходимые пояснения, выясняем, к каким контрагентам и по каким вопросам может быть проявлен интерес в рамках проверки. Далее по результатам преданализа специалистами налоговой составляется предварительная сумма для начисления, которая пойдет на утверждение в вышестоящие органы. Там эту сумму, скорее всего, утвердят, поэтому компании надо быть морально готовой к тому, что эта сумма и будет взыскана по результатам выездной проверки.

Минус 10 млн руб. — это максимум, на который можно сократить начисления по итогам конструктивной работы с налоговой.

Если вам в преданализе написали к доначислению 40 млн руб., меньше чем за 30 млн руб. вас не отпустят. По сути, когда документ попадает на преданализ, судьба проверки решена. Переломить систему нельзя, надо приспособиться, не только знать налоговый кодекс, но и понимать, как работает механизм и что в рамках этого механизма можно сделать. Если сейчас все решается на уровне преданализа, надо постараться разрешить сложные ситуации уже на этом уровне».

Ольга Головина

С этим мнением не соглашается главный бухгалтер сети Selgros Cash&Carry Ольга Головина: «Широко рекламируемая система с преданализом на самом деле не работает. Приведу пример. В январе прошлого года в нашу компанию поступило требование из налоговой на предоставление информации о контрагентах. В списке преданализа было около 30 компаний. Информация была собрана, и в марте нас пригласили прийти лично в налоговую инспекцию по вопросам преданализа. Приходим, на допросе предъявляют уже другой список, в котором фигурирует примерно 40 контрагентов, и говорят, что нужны пояснения уже по этому списку. Спрашиваем — что нужно сделать, чтобы снять вопросы по этим компаниям. Инспектор просит, чтобы поставщики сами позвонили в ИФНС. Мы разделили список по менеджерам, обзвонили все компании и попросили их связаться с ИФНС, чтобы снять возникшие к ним вопросы.

Далее пошла обратная связь. Поставщики один за другим стали отвечать нам, что они звонят в ИФНС, но занимающийся этим вопросом инспектор ушел в отпуск. Полгода никаких вестей от ИФНС не было, однако в конце сентября объявили налоговую проверку. В рамках выездной проверки пришел запрос, но уже с третьим списком. Причем если некоторые фирмы еще могут вызвать какие-то вопросы, то по другим вообще не ясно, в связи с чем они смогли попасть в этот «сомнительный список». Ощущение такое, что плана проверки у них нет, ищут вслепую, в надежде, что среди большого количества поставщиков что-нибудь сомнительное да найдется. Поэтому вывод такой. Может быть, для компаний, имеющих 100 контрагентов, схема с преданализом работает, но для тех, у кого их тысячи, как у нас, классическая схема преданализа не действует».

Марина Бычкова

На требования преданализа надо реагировать в зависимости от ситуации, считает главный бухгалтер компании «Утконос» Марина Бычкова: «Во время преданализа нас тоже закидывают всякими требованиями, при этом надо отметить, что требования стали составляться более грамотно, чем несколько лет назад, и уже сложнее от них отмахнуться и сказать, что запросы необоснованные. А если случаются необоснованные требования, мы мотивированно отказываемся предоставлять документы, и, к чести налоговой, негативных последствий таких отказов пока не было».

В любом случае, участники дебатов рекомендуют сотрудничать с инспекцией и выполнять все требования, способные помочь налоговому органу выявлять нарушения.

Насколько неоспорим акт?

Еще один животрепещущий вопрос — насколько неоспорим акт проверки? Является ли акт проверки четким водоразделом между тем, что можно и что уже нельзя изменить? Необходимо ли до составления акта предпринимать все возможные усилия, чтобы в акт попали только те эпизоды, с которыми компания внутренне согласна, или лучше побороться потом, в суде?

Когда есть акт, ничего уже не изменишь, считает Руслан Шведков: «Все, что будет написано в акте, суд утвердит, и позиция суда однозначна — что бы мы ни сказали, нас уже никто не слушает. При рассмотрении налоговой апелляции вышестоящая организация перепишет акт и решение нижестоящей, суды перепишут постановления друг друга и так далее. Надо жить по кодексу, но при этом учитывать существующие реалии, и если ты едешь по главной дороге на велосипеде, а со второстепенной дороги вылетает грузовик, то лучше уступить дорогу».

Но не все согласны с этим мнением. «Даже когда акт уже есть, еще можно что-то изменить, и у нас это получалось, — рассказывает Марина Бычкова. — Мы составили обоснованные возражения на акт проверки, и с нас сняли существенную часть суммы».

Есть даже примеры кардинального изменения акта после оспаривания ритейлером.

«Из шести выездных налоговых проверок, которые я прошла, в двух случаях удавалось после акта сбивать сумму доначислений до нуля, — говорит Ольга Головина. — В этих актах было много путаницы. Не каждый инспектор имеет достаточно времени для проверки акта, так как одновременно ведет несколько проверок».

Давайте вместе что-нибудь найдем

Софья Тараева

Бывают такие ситуации, которые лучше разрешить заранее. Например, налоговая объявляет нам о каком-то из партнеров: «У нас на них план — 1,5 млрд руб.». Отвечаем, что таких денег у этой компании нет. Они говорят: «Не знаем, нам управление спустило, может быть, управление ошиблось». В результате они понимают, что миллиарда не будет, и предлагают: «Давайте вместе что-нибудь найдем». И тут два варианта — либо вы ищете вместе с ними, по согласованию, и сумма всех устраивает, либо отдаете все на откуп проверяющих. На наш взгляд, первый сценарий более эффективный.

Возможность обсудить с инспекцией результаты и выводы заранее, с нашей точки зрения, существует. Ни одна инспекция не хочет, чтобы ее результаты были предметом рассмотрения вышестоящей организации: это влечет порчу статистики. В суд они тоже не стремятся идти, потому что у них недостаточно временных и людских ресурсов. Гораздо комфортнее согласовать приемлемую сумму, даже если это минус 10 млн руб. от первоначального плана. Итак, договоренности на уровне налоговой инспекции, пока акт еще не выпустили, обычно работают, и в целом это устраивает и инспекцию, и руководство компании. При этом нужно понимать, что есть спор о факте и спор о праве. С фактами нужно разобраться на берегу, потому что споры о факте выносить в суд бесполезно, налогоплательщик их не отыграет. А вот споры о праве могут остаться в акте, с ними можно поспорить, если понимать, что это будет полезно для будущих требований и проверок».

Другие игроки подтверждают, что в интересах проверяющих написать столько, сколько компания готова отдать. Иначе компания уйдет в банкротство, и с нее вообще нечего будет получить.

Тенденция последних лет — включение в проверяющую группу сотрудников Следственного комитета. Специалисты объясняют такое усиление состава дополнительным стимулом к оплате штрафа. «Мотивация налоговиков завязана не на то, что они написали, а на то, что они собрали, — поясняет Руслан Шведков. — Поэтому автоматическое включение в проверяющую группу сотрудников отдела урегулирования задолженности Следственного комитета связано с опасением, что компания может не заплатить».

Давайте вместе что-нибудь найдем

Пойти и поискать в шкафу

Еще один неоднозначный вопрос — как отвечать на требования о предоставлении документов, если эти документы выходят за рамки проверки либо отсутствуют у компании.

«Когда запрашивают документы, которых у вас нет, самое лучшее — пойти и поискать в шкафу, там обычно есть много всего интересного, что может хоть каким-то образом помочь налоговому инспектору понять, что вы ничего не скрываете, и сформировать свою позицию, — считает Софья Тараева. — У нас был негативный опыт, когда мы не давали инспекции документы, формально не имевшие отношения к первичным документам. В суде была заявлена четкая позиция налогового органа о том, что мы препятствовали проведению проверки, и налоговый орган не имел возможности оценить реальность наших операций. Суд принял это утверждение и выставил нам обвинение в том, что налогоплательщик препятствовал формированию правильного вывода. Это было неприятно. И с тех пор мы так не делаем. Мой совет — документы выдавать на проверке, а не держать до суда, потому что суд может эти документы уже не принять к рассмотрению».

Участники дискуссии сходятся на том, что должен быть разумный компромисс — если есть документы, нужно показывать, но если предоставление осложняется объективными обстоятельствами, например, давно не работают с контрагентом и все сотрудники с обеих сторон уволились, либо объем документов слишком большой (например, требуются все счета-фактуры и пропуска въезжающих на территорию склада поставщиков за три года), то можно обоснованно отказать.

Налоговые проверки: как готовиться и как повлиять на результат

Как склеить сложные разрывы

Понятие «налоговые разрывы» в отчетности по НДС используется для обозначения суммовой разницы в декларации налогоплательщика и документах контрагентов. Например, у налогоплательщика отражена счет-фактура, которая не отражена в налоговой декларации контрагента. То есть это операции, по которым есть вычеты, но не уплачен НДС. Если сделка совершена с участием более двух субъектов и по ней на одном из этапов выявлены расхождения по НДС, это будет считаться сложным разрывом. Позиция налоговой с отношении ритейлера такова: «Ваш контрагент нарушил — заплатите».

Как ритейлеру избежать сложных разрывов и нужно ли оправдывать своих контрагентов, к которым появились вопросы налоговой?

Надо самим заранее и внимательно проверять своих контрагентов, считает Ольга Головина: «Нас по поводу нарушений наших контрагентов вызывали в налоговую трижды. Первый раз со стороны контрагента пришел директор, сказал, что все решит, и через пару дней «сбросил» свою фирму на учредителя. Когда мы начали проверять документы, подписи этого директора нигде не оказалось. В таком случае нам оставалось только заплатить. Позднее мы стали тщательно проверять подписи всех контрагентов. Если директор фирмы-поставщика подписал договор лично, ему можно сказать: «Решайте свои вопросы с ИФНС и своими партнерами, если не решите, сотрудничество с вами прекращаем». Два раза из трех контрагенты сами разрешали все вопросы с налоговой».

Надо уметь правильно объяснять свою позицию, считает Марина Бычкова: «Мы проверили своего контрагента, выяснили, что он куда-то отсылал деньги с непонятным назначением платежа, и писали в возражении, что не имеем таких возможностей доступа к информации контрагента, которые имеет инспекция. Мы со своей стороны проявили осмотрительность, реальность сделки не оспариваем, но доказать нарушения не можем. И эту позицию налоговая приняла».

Бывают примеры, когда не удается договориться. «Нас вызвали в налоговую и сказали: «На вашего контрагента пришла докладная из Сургута, что он перечислил сумму через посредников в Сургут и там обналичил, таким образом, у вас возник разрыв, будете добры, заплатите деньги, — рассказывает Руслан Шведков. — Начинаю разбираться, выясняется, что у контрагента произошел конфликт между акционерами, кто-то из них увез и обналичил деньги. Спрашиваю налоговую: «А мы здесь при чем?» На что мне отвечают: «Разве для вас это большая сумма? Заплатите и живите спокойно. А то бумага пойдет в управление, управлению придется отписываться перед ФНС, и проблема затянется». Я тогда решил не платить, за что получил выездную налоговую проверку».

Обязанность проверять контрагента законом не установлена, но с учетом статьи 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению этой статьи ритейлеру лучше проявлять должную осмотрительность, чтобы самому убедиться, что контрагент является добросовестным и ведет законную деятельность. При этом сбор документов о контрагентах, подтверждающих должную осмотрительность компании, рекомендуется вести постоянно, потому что в процессе налоговой проверки нужные документы собрать будет очень сложно.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что следует действовать, исходя из принципов разумности и индивидуального подхода к каждой ситуации, но ни в коем случае не агрессивно, по возможности помогая налоговому органу.

Избежать лишних налоговых проверок, а также сэкономить значительные средства на уплате налоговых штрафов и пеней позволяет переход к налоговому мониторингу.

Напомним, что выпущена бета-версия прикладного решения «1С:Налоговый мониторинг». Программный продукт предназначен для ведения бухгалтерского, налогового учета и учета по МСФО, автоматизации взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в ходе налогового мониторинга предприятий, не имеющих дочерних обществ.

Читайте также: