Чем было вызвано проведение кредитной и налоговой реформ 1930 1931 гг

Опубликовано: 12.05.2024

В начале 30-х годов была создана экономическая среда для перестройки кредитной системы. Рассмотрим предпосылки кредитной реформы.

Главная предпосылка ¾ проходившая в стране ускоренная индустриализация, что обусловило централизацию всех финансовых и денежных ресурсов, усиление перераспределительных функций кредитной системы. В данном случае ускоренную индустриализацию следует считать объективной предпосылкой. Были и субъективные предпосылки кредитной реформы. К ним можно отнести, во-первых, стремление партийно-государственного руководства усилить централизованное регулирование всех отраслей и сфер экономики, охватить прямым планово-административным воздействием все стороны воспроизводственного процесса (отход от принципов нэпа, утверждение жесткого централизма и командного стиля руководства требовали перестройки организации всей системы кредитования и кредитной системы); во-вторых, господствовавшие как в теории, так и на практике представления о перерождении кредита в централизованное плановое финансирование. Кроме того, наличие такой формы кредита, как коммерческое кредитование, делало его несовместимым с внедрением планирования во все сферы народного хозяйства.

Одной из причин необходимости перестройки кредитных отношений была многозвенность кредитной системы. Хотя в период индустриализации осуществлялись мероприятия по превращению специализированных банков в банки долгосрочного кредитования, разграничение функций между специализированными банками не было достаточно четким, причем каждый из них имел свой режим кредитования и свою систему контроля. Многозвенность кредитной системы приводила к параллелизму в работе банков.

Основные задачи реформы сводились к следующему:

¨ первая, основная ¾ сосредоточение всего краткосрочного кредита в Госбанке. Это означало ликвидацию взаимного коммерческого кредита и переход к прямому банковскому кредитованию;

¨ вторая ¾ развитие безналичных форм расчетов между предприятиями и организациями на основе сосредоточения всех денежных оборотов в едином банке;

¨ третья ¾ завершение реорганизации структуры кредитной системы с четким разграничением банков краткосрочного кредитования и долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.

ЦИК и СНК СССР 30 января 1930 г. приняли постановление «О кредитной реформе». С 1 апреля 1930 г. взаимное коммерческое кредитование хозяйственных органов и выдача векселей воспрещались. Необходимые денежные ресурсы хозяйственные органы могли получать только в учреждениях Государственного банка, который стал единым центром краткосрочного кредитования.

Новый механизм расчетов и кредитования имел определенные недостатки. На первых порах проведения реформы не все четко было отлажено, допускались ошибки: автоматизм в расчетах, автоматизм в кредитовании, «обезличивание» собственных и заемных средств в результате использования активно-пассивного счета контокоррента, ослабление контроля банка за финансовым состоянием своих клиентов и др.

Неудовлетворительная ситуация с кредитованием и расчетами вынудила принимать срочные меры. Постановлением СНК СССР от 14 января 1931 г. «О мерах по улучшению практики кредитной реформы» были введены три основные формы безналичных расчетов: акцептная, аккредитивная и особые счета. При этом был установлен важный принцип предварительного согласия плательщика на списание банком денег с его счета в оплату товаров и услуг. Тем самым был ликвидирован автоматизм в расчетах.

Были значительно изменены принципы банковского кредитования. Одновременно источники оборотных средств разграничивались на собственные и заемные, для которых устанавливались разные режимы использования, и единый контокоррент ликвидировался. В результате были преодолены и автоматизм в кредитовании, и обезличка собственных и заемных средств.

Завершающим этапом кредитной реформы стала реорганизация специализированных банков. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. «Об организации специальных банков долгосрочных вложений» было санкционировано создание четырех специальных банков на базе прежних отраслевых: Банка финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), Банка финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк), Банка финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк, позднее реорганизованный в Торгбанк) и Банка финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк). Для обслуживания внешнеэкономических связей был сохранен Внешторгбанк. Все специализированные банки были подчинены Наркомфину.

В результате проведения кредитной реформы кредитно-денежный механизм в целом стал адекватен сложившейся административно-командной системе управления.

С целью дальнейшего совершенствования кредитной системы в апреле 1959 г. банки долгосрочных вложений были реорганизованы. Сельхозбанк, Цекомбанк и местные коммунальные банки были закрыты, а их функции были переданы Госбанку и Промбанку, который был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР). Таким образом, с 1959 г. народное хозяйство СССР стали обслуживать Госбанк СССР и Стройбанк СССР.

19.5. Преобразование банковской системы России в 1987-1988 гг. Краткая характеристика современной кредитной системы

До 1987 г. банковская система включала три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Существовала также система гострудсберкасс. Главенствующее положение в банковской системе занимал Госбанк СССР.

Монопольное закрепление за одним банком функции краткосрочного кредитования, кассового и расчетного обслуживания хозяйства превращало Госбанк СССР в орган государственного управления и контроля. В условиях административно-командной системы управления экономикой кредитные отношения носили формальный характер. Госбанк обладал неограниченной монополией на кредитные ресурсы, которые распределялись централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась, по сути, к распределению кредитов в соответствии с инструкциями на цели, предусмотренные планом.

Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к цивилизованному рынку потребовала изменения роли банковской системы в экономике. Реорганизация банковской системы началась в 1987 г. Предусматривалось изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.

На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Центральное место в кредитной системе страны должен был занять Государственный банк. Предполагалось отделить эмиссионную деятельность банков от деятельности по кредитованию хозяйства. Функции кредитования предприятий и организаций и осуществления расчетов между ними были переданы соответствующим специализированным банкам: Промышленно-строительному банку (Промстройбанк) СССР, Агропромышленному банку (Агропромбанк) СССР, Банку жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк) СССР, Банку трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк) СССР, Банку внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) СССР.

Однако реорганизация не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку практически не затрагивала экономические отношения.

Реорганизация была проведена «сверху» административными методами. Кредитная система не приобрела необходимой гибкости, позволяющей осуществлять перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве. Одновременно произошло неоправданное увеличение численности управленческого аппарата банков. Не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь разделение сфер влияния специализированных банков по ведомственному принципу, что делало невозможным конкуренцию между ними.

Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он начался в 1988 г. созданием первых коммерческих банков. Особенность нового этапа заключалась в том, что он начался по инициативе «снизу». Основной задачей этого этапа стало создание четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции и предпринимательства в сфере движения финансовых ресурсов.

В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения Правительству и получил таким образом необходимую экономическую независимость. При обретении Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк Российской Федерации.

В ходе второго этапа банковской реформы не только реорганизовалась структура банков, но и происходили глубокие изменения в характере кредитных отношений, утверждались новые методы кредитной работы. В результате в России практически сформировалась двухуровневая банковская система:

¨ первый уровень ¾ Центральный банк Российской Федерации;

¨ второй ¾ коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров.

О налоговой реформе.

С ростом и укреплением обобществленного сектора народного хозяйства и резким сокращением частного сектора, с усилением планового начала в народном хозяйстве в целом и в отдельных предприятиях — действующая налоговая система перестала соответствовать состоянию и организации народного хозяйства.

Множественность налогов и неналоговых видов изъятий средств в бюджет наряду со значительной сложностью их исчисления и взимания создает затруднения в регулировании производства и обмена и, в частности, в проведении политики цен. Сложные взаимоотношения обобществленной промышленности и торговли с бюджетом затрудняют планирование отдельных отраслей и всего народного хозяйства в целом.

Необходимость внести в налоговую систему коренные изменения стала еще острее в связи с реорганизацией управления государственной промышленностью и с проведением кредитной реформы.

Исходя из этого, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР для устранения указанных недочетов, уничтожения множественности платежей и для внесения в налоговую систему большей четкости и ясности постановляют:

I. Утвердить и ввести в действие с 1 октября 1930 г. следующие положения:

1) положение о налоге с оборота предприятий обобществленного сектора;

2) положение об отчислении в доход государства прибылей государственных предприятий;

3) положение о подоходном налоге с предприятий обобществленного сектора;

4) положение о единой государственной пошлине;

5) положение о промысловом налоге с частных предприятий и промыслов;

6) положение о подоходном налоге с частных лиц.

II. Отменить с 1 октября 1930 г. нижеследующие государственные и местные налоги и сборы, неналоговые платежи и платежи в специальные средства:

1) надбавку к государственному промысловому налогу взамен гербового сбора с векселей;

2) акциз на этиловый (винный) спирт, хлебное вино (водку), водочные изделия, виноградную водку и коньяк;

4) акциз с дрожжей;

5) акциз со свекловичного сахара;

7) акциз со спичек;

8) акциз с табачных изделий;

9) акциз с папиросных гильз;

10) акциз с парфюмерных и косметических изделий;

11) акциз с нефтепродуктов;

12) акциз со свечей;

13) акциз с резиновых галош;

14) гербовый сбор;

15) нотариальные сборы;

16) судебные пошлины;

17) сборы за действия, совершаемые должностными лицами по приведению в исполнение судебных постановлений;

18) сбор за выдачу заграничных паспортов, разрешений и виз на выезд из Союза ССР и видов на жительство для иностранцев;

19) сбор (плату) за регистрацию актов гражданского состояния и сбор с заявлений о перемене имен и фамилий;

20) сборы за прописку;

21) курортные сборы;

22) государственный охотничий сбор;

23) сбор за инспектирование и анализ хлебофуражных продуктов;

24) сбор сверх основной пошлины по таксе за инспектирование зерна;

25) сбор за пробирные операции и анализ металлов;

26) сбор с паровых котлов, приборов, действующих под давлением, подъемников и подъемных механизмов;

27) сбор за торговую регистрацию;

28) государственный сбор за обязательную последующую регистрацию сделок;

29) сборы за поверку и клеймение мер и весов и медицинских максимальных термометров и за поверку рабочих и контрольных манометров;

30) сбор за производство горных отводов;

31) сборы со свеклы, перерабатываемой на заводах Сахаротреста и Укрсельцукра;

32) особый сбор с организаций, заготовляющих хлопок;

33) государственный сбор за освидетельствование государственными бракерами сельско-хозяйственного сырья и молочно-масляных продуктов;

34) налог с грузов, привозимых и вывозимых по железнодорожным и водным путям сообщения;

35) налог с ресторанов, столовых, пивных лавок и т. п. предприятий;

36) сбор с золото- и платинопромышленных предприятий;

37) сбор за ветеринарно-санитарный осмотр скота и сырых животных продуктов;

38) налог с промышленных садов и огородов;

39) целевой сбор со сплавляемой древесины;

40) целевой квартирный налог;

41) налоги с аукционных продаж;

42) налоги с плакатов, афиш и объявлений;

43) сборы с лиц, играющих на биллиарде;

44) сборы, взимаемые управлениями строительного контроля;

45) целевой сбор с радиоизделий, применяемых для приема радиовещательных станций;

46) абонементную плату, взимаемую с владельцев радиостанций частного пользования;

47) отчисления от прибылей на нужды профессионально-технического образования;

48) отчисления от прибылей государственных предприятий на образование специального капитала в учреждениях долгосрочного кредита;

49) отчисления от прибылей шерстеобрабатывающей промышленности на развитие овцеводства;

50) отчисления от товарной продукции авто- и авиатрестов;

51) отчисления от стоимости тракторов, сельско-хозяйственных машин и частей машин на организацию технической помощи пользователям сельско-хозяйственных машин;

52) взносы на работы по хозяйственному устройству государственных земельных имуществ;

53) начисления (целевые надбавки) на заготовительные и сбытовые цены;

54) начисления на продажную стоимость древесины (целевые надбавки);

55) взносы на содержание дополнительного надзора на рыбных промыслах;

56) долевое участие в расходах на местное дорожное строительство.

III. Отменить взимание с обобществленного сектора:

1) государственного промыслового налога;

2) платы за разработку месторождений каменного угля, нефти и рудных ископаемых;

3) платы за древесину (попенной платы) и местного налога с древесины с государственных учреждений и предприятий и с организаций потребительской, промысловой и жилищной кооперации и кооперации инвалидов;

4) платежей по обязательному страхованию.

Примечание. Учреждения, предприятия и организации, на которые распространяется отмена взимания страховых платежей, предусматриваются особым постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР.

IV. Прекратить размещение среди местной промышленности государственного внутреннего займа 1929 г.

V. Сложить с предприятий обобществленного сектора подлежащие уплате в 1930‑1931 окладном году суммы за 1929‑1930 г. тех из перечисленных в ст.ст. I‑IV платежей, сроки уплаты по которым выходят за пределы 1929‑1930 г.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на подлежащие уплате в 1929‑1930 г. суммы платежей, по которым плательщикам была предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты.

VI. Сложить с лиц, облагавшихся государственным подоходным налогом по расписаниям № 2 и 2‑а, платежи налога с дохода за 1929‑1930 г., подлежащие уплате в 1930‑1931 г.

VII. Поручить Народному комиссариату финансов Союза ССР в трехмесячный срок представить на утверждение Совета народных комиссаров Союза ССР перечень узаконений Союза ССР, утрачивающих силу с введением в действие настоящего постановления, а равно изменения в действующем законодательстве, вытекающие из этого постановления.

VIII. Предложить советам народных комиссаров союзных республик издать в трехмесячный срок перечни утрачивающих силу с введением в действие настоящего постановления узаконений союзных республик и внести соответственные изменения в законодательство республик.

Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин.

Зам. Председателя СНК Союза ССР Я. Рудзутак.

Секретарь ЦИК Союза ССР А. Енукидзе.

2 сентября 1930 г.

Распубликовано в № 244 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 4 сентября 1930 года.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 07.11.2020 2020-11-07

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Манакова, П. А. Кредитная и налоговая реформа в период коллективизации сельского хозяйства СССР / П. А. Манакова, Д. А. Жилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74721/ (дата обращения: 19.05.2021).

Если бы люди узнали и поняли, как работает кредитная реформа, революция наступила бы раньше завтрашнего дня.

Все мы прекрасно знаем, что в период коллективизации С/Х СССР, было принято и воплощено множество кредитных и налоговых реформ, самые основные каждый человек изучал ещё в школе, сейчас же хотелось бы более подробно описать эти реформы, чтобы каждый имел представление, как это было.

Для начала нужно разобраться что же такое кредитная реформа — комплекс государственных действий, нацеленных на перемены кредитной системы.

Кредитная реформа внесла крупнейшие изменения в жизнь государства, были созданы различные банки с долгосрочными вложениями (постановление ЦИК СНК СССР от 5 мая 1932 года «Об организации специальных банков долгосрочных вложений»).

Также были созданы банки, цель которых была направлена на финансирование капитальных строительств в различных видах сельского хозяйства (Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Всекобанк). После создания этих банков государством, был создан контроль за использованием взятых финансовых средств, чтобы они были направлены в правильное русло.

После всего были установлены формы и методы контроля Спецбанков. По постановлению СНК СССР от 27 апреля 1933 года финансирование могло проводиться только по установленным государством планов строительства по утвержденным сметам и ценами.

Кредитная реформа и перестройка системы финансирования капитальных вложений полностью обеспечили усиление планового начала в направлении денежных ресурсов.

Гонка за социалистическую перестройку хозяйства и усиление колхозного строя осуществлялась в форме прямой помощи колхозам из финансирования государственных бюджетов и в порядке использования важнейших финансовых рычагов.-налогов и сборах

За период 1929/30–1934 год было принято более 19,4 млрд рублей на нужды сельского хозяйства.

Основываясь на нормативных документах, определивших содержание преобразований, осуществлявшихся в ходе проведения кредитной реформы 1930–32 гг., можно выделить несколько ее этапов.

C:\Users\в\Desktop\gjkbyf\25806.jpg

Началом реформы банковской деятельности послужило постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930г. «О кредитной реформе» [42], согласно которому:

1) товарный кредит в обобществленном секторе народного хозяйства был заменен банковским кредитом. Это означало запрещение коммерческого кредита, получившего широкое распространение в годы НЭПа, замену его исключительно прямым банковским кредитованием.

2) вносились изменения в порядок кредитования государственной промышленности и кооперации. Так, в частности, был сделан акцент на непосредственное кредитование Госбанком предприятий, входящих в объединения и тресты, в отличие от обобщенного кредитования последних.

3) проводилась реорганизация системы сельскохозяйственного кредита, предполагавшая ее дальнейшую централизацию.

4) определялся порядок проведения реформы, в том числе ликвидация филиалов Всероссийского кооперативного банка и аналогичного Всеукраинского банка. Следует отметить, что этот порядок не включал всех этапов реформы, поскольку ее ход во многом определялся теми недостатками, которые были выявлены в период ее осуществления.

Налоговая реформа в период коллективизации сельского хозяйства СССР

Налоговая реформа — это реформа в системе налогообложения, принятие новых и отмена старых, видоизменений существующих налогов.

Налоговая реформа ставила перед собой следующие цели:

Налоговая политика стала мощным орудием для борьбы за социалистическое переустройство с/х. Налоговое обложение деревни было полностью перестроено для того, чтобы поддерживать организационно-хозяйственное укрепление колхозов, наладить заинтересованность колхозов, колхозников и трудовых единоличников — завтрашних колхозников — в развитии сельскохозяйственного производства. В этот же момент налоговая политика была направлена на помощь ликвидации капиталистических элементов деревни и уничтожению кулачества как класса.

Этим задачам была подчинена реформа сельскохозяйственного налога в 1930 году и перемены в системе, прошедшие в 1931–1933гг. Организация страховой работы на селе, была подчинена для укрепления колхозного строя и истребления кулачества как класса.

В 1931 году была проведена перестройка сельского обязательного окладного страхования. С 1 октября 1931 года вводятся дифференцированные ставки, пониженные для колхозов, а для кулацких хозяйств — установленные в двойном размере против ставок для трудовых единоличных хозяйств, вместо единых ставок страховых платежей.

На основе постановления ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 года «Об извращениях в работе по страхованию в деревне» страховые органы были увеличены политически проверенными кадрами в ходе которых было полностью отменено страхование имущества и посевов кулацких хозяйств. ЦК ВКП(б) потребовал особого усиления кредитования совхозов и коллективных хозяйств. В то же время расширялось добровольное страхование. Единовременные и социальные налоги стали рычагами для укрепления колхозного строя и устранения кулачества как класса.

«Размеры обложения «кулацких хозяйств» в 1931 г. с учетом всех видов налогов и сборов показывают, что уже при доходе в 1500 руб. и выше налоговые платежи превышали весь доход, и для их уплаты изымалась часть имущества, орудия и средства производства. На один такой двор в среднем приходилось сельскохозяйственного налога в 100 раз больше, чем на один колхозный двор» [1]

В 1932 году был введен единовременный налог с единоличных крестьянских хозяйств, в 1934 налог повторяется с дифференцированными ставками по отношению к разным категориям хозяйств. В 1931 году устанавливается обложение культжилсбором — особым сбором на нужды жилищного и культурного строительства с сельского и городского населения.

Налоговая политика в тот период стремилась целям наведения порядка и построения нового общества. И поставленные цели были достигнуты — страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал также иностранный бизнес по принципу концессии. После окончания войны налоги постепенно снижались или отменялись.

Заключение : в статье рассмотрено, как изменялись кредитная и налоговая реформа в период коллективизации сельского хозяйства СССР, на наглядных примерах разобрали, и объяснили, как всё происходило в тот период, какие были реформы и для чего они были применены. Эта статья очень доступно объясняет всю суть тех изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:29, реферат

Краткое описание

Кредитная реформа в социалистических странах направлены на развитие кредитных систем, совершенствование форм и методов кредитования. В зависимости от целей и задач они подразделяются на реформы, рассчитанные на изменение применяемых форм кредита и методов кредитования, и реформы, связанные со структурными изменениями в рамках существующих кредитных систем.

Содержание

Глава 1. Причины появления и суть реформы. Стр. 4

1.1. Этапы кредитной реформы. Стр. 6

Глава 2. Последствия реформы. Стр. 14

Заключение. Стр. 15

Список используемой литературы. Стр. 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

Министерство образования и науки РФ

бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

Кафедра экономики и менеджмента

по дисциплине: «Деньги. Кредит. Банки»

на тему: «Кредитная реформа 1930-1933 гг. ».

студентка 3 курса

группы ФиКУ - 091

Глава 1. Причины появления и суть реформы. Стр. 4

1.1. Этапы кредитной реформы. Стр. 6

Глава 2. Последствия реформы. Стр. 14

Заключение. Стр. 15

Список используемой литературы. Стр. 17

Кредитная реформа в социалистических странах направлены на развитие кредитных систем, совершенствование форм и методов кредитования. В зависимости от целей и задач они подразделяются на реформы, рассчитанные на изменение применяемых форм кредита и методов кредитования, и реформы, связанные со структурными изменениями в рамках существующих кредитных систем.

Примером реформ, направленных на совершенствование форм и методов кредитования в соответствии с назревшими потребностями развития экономики в СССР, является кредитная реформа 1930. Её необходимость была вызвана новыми экономическими условиями, в которых коммерческий кредит превратился в фактор, препятствующий укреплению принципов планомерного и централизованного управления социалистической экономикой, ослабляющий заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности, в снижении издержек производства и выполнении планов накоплений. Поэтому постановлением правительства СССР от 30 января 1930 коммерческий кредит был заменен прямым банковским.

Глава 1. Причины появления и суть реформы.

Одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед Россией в современных условиях, – инновационная модернизация экономики, предполагающая, в частности, значительные долгосрочные вложения в производство, усиление роли банков. В этих условиях особенно интересным представляется рассмотрение кредитной реформы 1930 – 1932 гг., осуществленной в ходе индустриализации СССР. Кредитная реформа была проведена в соответствии с требованиями административно-командной системы управления, создававшейся в стране в этот период. В то же время реформа проводилась на фоне мирового экономического кризиса, заставившего многие развитые страны в дальнейшем перейти к политике усиления государственного воздействия на экономические процессы. [1]

Целью написания статьи является раскрытие особенностей проведения и значения кредитной реформы 1930 – 1932 гг. для развития банков и экономической системы страны в целом. Поставленная цель предопределила необходимость решения следующего круга задач:

● раскрытие основных причин и условий перехода к проведению кредитной реформы;

● характеристика хода реформы в части норматив-

ной регламентации, специфики и особенностей проведения преобразований;

● рассмотрение последствий и значения реформы для развития банков и экономической системы страны в целом. [4, с.78]

Необходимо отметить довольно высокий уровень раз-вития банковского дела в стране, наличие разветвленной сети учреждений, созданных в период НЭПа. Реорганизация

банковской системы, начавшаяся в 1927 – 1929 гг., явилась по существу подготовительным этапом в преддверии перехода к кредитной реформе 1930 – 1932 гг. Это был процесс постепенного сосредоточения в Государственном банке СССР краткосрочного кредитования и безналичных расче тов . Значительным шагом на пути к проведению кредитной реформы стало создание в 1928 г. Банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК) на основе объединения Промбанка и Электробанка. В целом проводилась активная политика наращивания объемов долгосрочного банковского кредитования в стране, что было обусловлено развитием капитального строительства и задачами индустриализации. В результате за период с 1 октября 1926 г. по 1 октября 1929 г. объем долгосрочных кредитных вложений, осуществленных всеми кредитными учреждениями СССР, увеличился более чем в 7 раз и соста-

вил 5970 млн руб. [2]

Еще одной важной предпосылкой стал перевод на хозрасчет всех предприятий государственной промышленности в соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) от 5 декабря 1929 г. «о реорганизации управления промышленностью». Это создавало условия для установления прямых кредитных отношений между банками и предприятиями. Кроме того, перед реформой уже шел процесс вытеснения из хозяйственного оборота коммерческого кредита, основанного на векселях. Так, Постановление СНК СССР от 18 ноября 1929 г. «о рационализации краткосрочного кредитования и расчетов сельскохозяйственной и промысловой кооперации» предусматривало прямой и целевой характер банковского кредитования организаций, заготавливающих сельскохозяйственное сырье. В целом подтоварные и производственно-целевые ссуды на 1 октября 1929 г. составляли 42% в общей сумме краткосрочных вложений Госбанка СССР .

Главной причиной проведения кредитной реформы было формирование в СССР командно-административной системы управления экономикой, в связи с чем потребовалось завершение централизации банковской системы.

Весной 1929 г. был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства, одной из основных задач которого являлось создание крупной социалистической индустрии, что потребовало «планомерного

распределения денежных средств через бюджет в форме безвозвратного финансирования процесса индустриализации» . Важная роль отводилась Госбанку СССР, который должен был построить систему краткосрочно-

го кредитования. В этих условиях началось проведение кредитной реформы 1930 – 1932 гг., принципиально изменившей характер кредитных отношений в стране. [3, с.87]

1.1. Этапы кредитной реформы.

В литературе советского периода было принято выделять четыре этапа проведения кредитной реформы:

1. Ликвидация коммерческого кредита, полная замена его прямым банковским кредитом и сосредоточение краткосрочного кредитования в Госбанке СССР на основе Постановления от 30 января 1930 года.

2. Введение новых форм безналичных расчетов через Госбанк СССР и усиление его контрольных функций на основе Постановлений от 14 января и 20 марта 1931 года.

3. Установление принципов краткосрочного кредитования на основе разделения оборотных средств предприятий на собственные и заемные в соответствии с Постановлением от 23 июля 1931 года.

4. Завершение организации структуры банковской системы путем создания наряду с Госбанком СССР банков долгосрочного финансирования капиталовложений согласно Постановлению от 5 мая 1932 года.

Основываясь на нормативных документах, определивших содержание преобразований, осуществлявшихся в ходе проведения кредитной реформы 1930 – 1932 гг., рассмотрим ход ее проведения. [7,с.90]

Началом реформы банковской деятельности послужило Постановление цИК и СНК СССР от 30 января 1930 г. «о кредитной реформе» , согласно которому:

● товарный кредит в обобществленном секторе народного хозяйства был заменен банковским кредитом. Это означало запрещение коммерческого кредита, получившего широкое распространение в годы НЭПа, его замену исключительно прямым банковским кредитованием;

● вносились изменения в порядок кредитования государственной промышленности и кооперации. Так, в частности, был сделан акцент на непосредственное кредитование Госбанком предприятий, входящих в объединения и тресты, в отличие от обобщенного кредитования последних;

● проводилась реорганизация системы сельскохозяйственного кредита, предполагавшая ее дальнейшую централизацию;

● определялся порядок проведения реформы, в том числе ликвидация филиалов Всероссийского кооперативного банка и аналогичного Всеукраинского банка однако изначально определенный порядок проведения реформы не включал всех осуществленных впоследствии действий, на него во многом повлияли выявленные в ее ходе недостатки.

С принятием в январе 1930 г. постановления о кредитной реформе был завершен начатый в 1927 – 1928 гг. процесс сосредоточения краткосрочного кредитования в Госбанке СССР. Исключение составляла лишь система сельскохозяйственного кредита, сохранившая право предоставления кредитов на короткий срок. При этом центральный сельскохозяйственный банк был преобразован во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк, республиканские, краевые и областные сельскохозяйственные банки были превращены в его филиалы. Низовым звеном системы сельскохозяйственного кредита стали сельскохозяйственные кредитные товарищества, при этом Госбанк

СССР осуществлял их непосредственное кредитование. [3,с.123]

В июне 1930 г. было принято решение о ликвидации Комитета по делам банков при Народном комиссариате финансов СССР, а также совещаний по делам банков при народных комиссариатах финансов союзных рес-

публик и местных совещаний по делам банков. Таким образом, были ликвидированы созданные в период НЭПа возможности коллегиального рассмотрения вопросов организации банковской деятельности в стране, взят курс на жесткую регламентацию банковского дела.

В июле 1930 г. вышло Постановление цИК и СНК СССР «о договоре контокоррента», которым были введены контокоррентные счета. Согласно данному документу, было возможно заключение договора контокоррента между предприятиями, кредитными учреждениями, частными лицами, а также между кредитной организацией и ее клиентом. В соответствии с договором контокоррента стороны взаимно заносили на контокоррентный счет свои требования друг к другу, с тем, чтобы сторона, оказавшаяся

Необходимость кредитной реформы была обусловлена отходом от рыночной экономики и ориентацией на плановую экономику. Необходимо было создать условия кредитования и расчетов, адекватные плановой экономике, создать новый тип банковской системы.

Принципами кредитной реформы явились:

1) замена коммерческого и косвенного банковского кредита прямым банковским кредитованием и сосредоточение в Госбанке краткосрочного кредитования для плановых целей

2) устранение в прохождении кредита от банка до заемщика промежуточных звеньев, которые создавались в связи с коммерческим кредитом

3) организация безналичных расчетов через банк на основе сосредоточения в нем всего платежного оборота

4) перестройка организационной структуры банковской системы по функциональному признаку при строгом размежевании функций Госбанка и банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.

Механизм проведения кредитной реформы включал четыре этапа.

На первом этапе было ликвидировано коммерческое кредитования и введено прямое банковское кредитование. В результате произошли изменения в организации межхозяйственных расчетов, так как они стали осуществляться в безналичной форме через банк. Были внедрены новые формы безналичных расчетов, произошла отмена вексельной формы расчетов. Весь процесс краткосрочного кредитования был сосредоточен в Госбанке. Однако отсутствие нормирования оборотных средств и принципов их разграничения на собственные и заемные на общем счете предприятия, присвоение Госбанком несвойственных ему функций планирования производства и обращения продукции с автоматизмом огульного кредитования под план привели к ослаблению хозрасчета и финансовой дисциплины, к утрате банковским кредитом своих основных черт (срочность и возвратность).

Автоматизм в кредитовании и расчетах проявлялся в том, что предприятия получали кредиты под план. Предприятие -поставщик, отгрузившее товар покупателю, сразу получало в банке на свой счет всю стоимость отгруженной продукции. Счета поставщиков немедленно оплачивались банком вне зависимости от наличия средств на счете плательщика и не зависимо от его согласия. Автоматизм при кредитовании проявлялся в том, что заемщику был открыт контокоррент, с которого списывалась вся стоимость счетов за товарно-материальные ценности и на который поступали все денежные средства, причитающиеся клиенту. Банк автоматически покрывал весь разрыв в платежном обороте предприятия за счет кредита. Установленный лимит задолженности по кредитам, мог быть, автоматически превышен без соответствующего анализа причин превышения. Автоматизм в кредитовании привел к накоплению излишних и ненужных товарно-материальных ценностей, вызывал нарушение принципов хозрасчета.

Цель второго этапа, начатого в 1931 году, - ликвидация автоматизма при кредитовании и расчетах:

Ø вводилась акцептная форма безналичных расчетов, предполагающая согласие плательщика на оплату;

Ø поставщику предоставлялся кредит под расчетные документы в пути, компенсирующий отвлечение средств в расчеты, на срок документооборота до получения средств от плательщика.

Ø в практику стали внедряться аккредитивная форма расчетов и расчеты по особым счетам, гарантирующие оплату средств поставщику;

Ø кредитование осуществлялось в пределах лимитов;

Ø в практику кредитных отношений внедрялись санкции за нарушение оценочных показателей.

На третьем этапе23 июля 1931 года были внесены серьезные изменения в механизм кредитования. В итоге оборотные средства в пределах постоянной величины финансировались за счет собственных средств, а временная потребность в средствах - за счет кредитов банка. Объектами кредитования являлись производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары отгруженные, товары сверх норматива. Вместо контокоррента предприятиям открывались два счета - расчетный и ссудный. Кредитные отношения должны осуществляться на основе следующих принципов: целевой характер, срочность, возвратность, обеспеченность.

На четвертом этапе завершилась перестройка структуры банковской системы по функциональному принципу. Госбанк становится банком краткосрочного кредитования народного хозяйства, единым эмиссионным, расчетным и кассовым центром страны.

Вторым основным звеном банковской системы становятся банки финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений всех отраслей народного хозяйства. Финансирование капитальных затрат стали осуществлять четыре банка: Промбанк- банк финансирования капитального строительства и электрохозяйства; Сельхозбанк- банк финансирования социалистического земледелия; Всекобанк- банк финансирования капитального строительства кооперации Украинбанк – всеукраинский кооперативный банк; Цекомбанк - банк финансирования коммунального и жилищного строительства.

С 1930 года банки долгосрочных вложений стали предоставлять государственным предприятиям бюджетные средства, а с 1934 года все средства на капитальные вложения предоставлялись в безвозвратном порядке, что привело к снижению долгосрочных ссуд в общей сумме кредитов, хотя абсолютная сумма денежных кредитов, выданных колхозам и другим кооперативным организациям, значительно выросла. Финансирование плановых государственных капитальных вложений в безвозвратном порядке осуществлялось до 1965 г. В их задачи входило финансирование капитальных вложений, мобилизация средств на капвложения, организация контроля за их правильным и целевым использованием.

Выполнение операций по обслуживанию внешнеэкономических отношений осуществляло акционерное кредитное учреждение – Внешторгбанк.

Дата добавления: 2015-02-22 ; просмотров: 57 | Нарушение авторских прав

Читайте также: