Церковный налог карла великого

Опубликовано: 15.05.2024

Вопрос финансирования Церкви сегодня почему-то особенно занимает умы людей. Особо яростные атеисты готовы отобрать у Церкви всё её имущество, обложить её налогами, сделать практически нищей. Но тогда встаёт закономерный вопрос – за счёт чего она тогда должна существовать? Как проблема финансирования Церкви решалась в России и Европе раньше и сейчас – в нашем материале

Власти Германии приступили к разработке инициативы по введению нового религиозного сбора с населения – «налога на мечеть». То есть все граждане, считающие себя мусульманами, обязаны будут платить этот налог на содержание немецких мечетей. В противном случае вход туда для них будет закрыт.

Это делается по аналогии с «церковным налогом», существующим в ряде европейских стран, – Германии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Дании, Италии, Финляндии и Исландии. В этих странах Церковь существует на средства налогоплательщиков. Мы решили вспомнить особенности церковного налогообложения в «просвещённой» Европе, которые, возможно, удивят тех, кто привык обвинять Русскую Православную Церковь в стяжательстве или вмешательстве в дела государства.

Германия. В этой стране церковный налог высчитывается как процент от суммы подоходного налога – как правило, 8-9% в зависимости от коммуны. Это примерно 3-3,5% дохода физического лица. Им облагается любой крещёный немец. Для того чтобы перестать платить церковный налог, надо официально выйти из лона Церкви, отказавшись от совершения всех таинств, включая Исповедь и Причащение.

Кельн

В Кёльнском соборе. Фото: Noppasin Wongchum / Shutterstock.com

Как отмечает издание Breitbart, быстро растущий отток верующих и упадок католической веры в Германии вызваны как раз церковным налогом и растущей либерализацией церкви, тяготением её к протестантизму. Сегодня многие немецкие священнослужители – неверующие, а отношения между людьми внутри церкви становятся всё более формальными и утилитарными, пишет издание. Упадок веры и церкви в Германии в 2015 году был отмечен даже папой Франциском. Резкое снижение посещаемости воскресных месс, числа церковных браков, рукоположений заставили его говорить о разрушении католической веры в этой стране.

При этом в 2017 году церковь в Германии получила 7,1 млрд долларов налоговых поступлений (в рублях это бы составило около 413 млрд по тому курсу). И это несмотря на то, что с 1996 года официальное католическое население Германии сократилось с 27,5 до 23,6 млн человек – более чем на 14%. Только в 2016 году церковь покинули 162 тысячи граждан.

То есть в практически неверующей стране церковь получила лишь за год семь миллиардов долларов налогов. Запомним эту цифру.

В других европейских странах церковный налог несколько меньше. Так, в Австрии он составляет 1,1% дохода, там его может собирать любая официально признанная религиозная группа, однако пользуется этой возможностью в основном только католическая церковь. В Дании размер церковного налога составляет от 0,42 до 1,48% дохода верующего лица – в зависимости от коммуны. В 2013 году таким образом было собрано 6,3 млрд датских крон (если в рублях – это около 357,8 млрд). В Швейцарии платят 2,3% от дохода, в Финляндии – 1-2%, в Италии – 0,8%.

в церкви

Фото: www.globallookpress.com

В Швеции налог на церковь – 1%, причём платят его как верующие, так и неверующие. При том, что здесь религия отделена от государства. Любой гражданин, не указавший своё вероисповедание, по умолчанию платит налог в Церковь Швеции – он автоматически вычитается из зарплаты. Так что все шведские атеисты по налоговой статистике – члены церкви. Так, в 2013 году в Швеции насчитывалось 6,6 млн членов Церкви Швеции, из которых лишь 15% говорили, что верят в Иисуса Христа. Из них тех, кто хотя бы раз в месяц посещает богослужения, – 6%.

В Исландии ситуация схожа со Швецией. Церковный налог здесь тоже платят как верующие, так и неверующие. В 2015 году около 75% граждан были членами Евангелическо-лютеранской церкви, однако значительное число из них были атеистами, и лишь 12% регулярно (минимум раз в месяц) посещали церковь. При этом, согласно исследованию Gallup International, лишь 51% всего населения Исландии можно было назвать религиозным.

То есть в европейских странах, которые часть наших граждан до сих пор воспринимают как некий идеал справедливого общественного устройства, церковь спокойно вмешивается в дела государства, даже если официально она от этого государства отделена. Церковь собирает неплохие налоговые поступления, миллиарды долларов в год, причём налоги на её содержание платят в том числе неверующие. А там, где этим налогом облагаются только верующие, без его уплаты невозможно совершить ни одно церковное таинство. И такая традиция в Западной Европе идёт от VI-VIII веков. В частности, в 779 году Карл Великий превратил в обязательный для всех налог церковную десятину, которая до этого была добровольным приношением в церковь десятой доли доходов.

Карл

Карл Великий. Фото: www.globallookpress.com

А что в России?

В истории России также существовала церковная десятина, и её появление связано с именем святого князя Владимира, крестившего Русь. Принятие православной веры означает и принятие Православной Церкви, а её существование требует, в том числе, и материальных затрат – на строительство и благоустройство храмов, создание и распространение церковной литературы, написание икон, содержание клира и многое другое. На всё это требуются деньги, и в этом нет ничего зазорного.

Святой князь Владимир определил в качестве первого источника доходов Церкви десятую часть «от имения своего и от градов своих», как свидетельствует «Повесть временных лет». То есть десятину, прежде всего, стал платить глава государства. Другим источником доходов Церкви стали церковные суды: Церковь получила право рассуживать гражданские дела, от чего ей полагались отчисления в виде пошлин. Но десятина князя всё же оставалась главным ресурсом существования Русской Церкви.

князь Владимир

Святой князь Владимир. Фото: www.globallookpress.com

Вот что пишет историк Дмитрий Володихин о различии десятины на Руси и в Западной Европе того времени:

В Западной Европе на протяжении VI-VIII столетий церковная десятина превратилась в обременительный налог, обязательный для всех прихожан. Это вызывало ярость и ненависть к священству. В эпоху Реформации такая десятина, наряду с индульгенциями, симонией и иными «сосудами скверны», сыграла роль страшной бреши в позициях католичества. У нас, на Руси, весьма долго десятину платил только князь. Для времен двоеверия, борьбы с мятежами волхвов и прочими прелестями языческой старины такой порядок обеспечения Церкви был весьма полезным. Он лишал почвы настроения недовольства в обществе, настороженно относившемся к новой вере, он избавлял от лишних конфликтов.

После монголо-татарского нашествия русские князья стали беднее, а главным богатством Руси стала земля. Вот и церквям и монастырям вместо десятины дали земельные угодья, на которых они сами смогли бы строить хозяйства и обеспечивать себя.

«Распорядиться земельными владениями монашеская обитель сплошь и рядом могла гораздо лучше, нежели светский вотчинник. По своей грамотности, по обладанию книжными сокровищами духовенство стояло выше всех прочих слоёв русского общества. Оно развивало инженерную мысль, ставило смелые экономические эксперименты, осваивало доселе непроходимые дебри. Конечно, некоторым храмам и монастырям выплачивалась «руга» - постоянное денежное обеспечение от монарха, знатной семьи или же богатых горожан. Но всё-таки земля обеспечивала достаток священников и епископов гораздо надёжнее. От неё приходили деньги на благотворительность, покупку богослужебных предметов, строительство, да просто на жизнь попам и дьяконам», - пишет Володихин.

Интересно, что и в домонгольскую эпоху, и после неё на Руси, в отличие от Европы, деньги на содержание Церкви выделяли князья, знать и богатые горожане. Обеспечение Церкви было мудрым и справедливым, не в форме обременительного налога, как в Европе, а в форме пожертвования.

Петр 1

Пётр I. Фото: www.globallookpress.com

После петровских реформ в XVIII веке началась секуляризация церковных земель – государство их стало отбирать.

Вместо отобранных владений вся Церковь снизу доверху оказалась посаженной на государственное жалование. Время от времени его выплачивали скверно, иногда совсем не выплачивали. Множество монастырей оказалось «за штатом», иначе говоря, им не платили ни копейки, отдав на милость местных жителей. В Российской империи Церковь жила бедно. Ну а советская власть, забрав то, что ещё у Церкви сохранилось, приучала её к нищете, расстрелам и страданиям,

- свидетельствует Дмитрий Володихин.

А что же сейчас? Сейчас Русская Православная Церковь живёт, в основном, на пожертвования и средства от продажи свечей, икон, духовной литературы, продающихся на территориях различных храмов. Но это не торговля в привычном смысле слова. Так, в интервью изданию «Православие.ру» казначей Московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский) назвал главное отличие: полученный от продажи доход не является прибылью и не идёт на обогащение заинтересованных лиц – он полностью направляется на «уставную деятельность монастыря или прихода, в первую очередь – на социальное служение, а также на восстановление и украшение храма».

Иериней

Иеромонах Ириней (Пиковский). Фото: vk.com

Было бы странно запрещать Церкви принимать пожертвования или брать деньги за требы – священнодействия, совершаемые священником по нужде отдельных лиц. Откуда тогда она возьмёт деньги на восстановление и благоустройство храмов, на хлеб и вино для совершения Евхаристии, на зарплату тем же священникам, чей труд немалый? Тем более что в России это всё, в отличие от некоторых европейских стран, происходит на добровольной основе: налогов на содержание Церкви мы не платим, палкой в храм никто никого не гонит.

Историк Дмитрий Володихин считает, что Русская Церковь сегодня могла бы пойти по пути возрождения церковной десятины, которую мог бы платить «актив приходских общин в обмен на право получать полный отчёт о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы». Другой путь – передача всё большего имущества во владение или оперативное пользование Церкви. Конечно же, не с целью обогащения последней. А для более эффективного использования, например, земли и производства. Здесь нет ничего страшного, тем более что опыт такой у Русской Церкви был. И это лишь точка зрения.

В любом случае, обвинения Русской Православной Церкви в стяжательстве и вмешательстве в государственные дела несостоятельны, особенно в сравнении с Европой. Когда вам захочется поругать нашу Церковь, вспомните Германию, где, несмотря на огромный отток верующих от католической церкви, она получает миллиарды долларов в год через налоги простых граждан. Или Швецию с Исландией, где содержание церкви, в которой почти не осталось верующих, оплачивают атеисты.

Основные направления религиозной политики Карла Великого заложил его дед Карл Мартелл. Он утвердил практику раздачи бенефициев.

Бенефиций – земельный надел, название которого произошло от латинского слова «благодеяние». Предоставлялся участок в срочное владение лицу, за исполнение военной службы. В церкви – это должность при католическом храме, предоставляемая за особые заслуги.

Раздавая бенефиции, Карл добивался достижения нескольких целей. Главная из них – укрепление центральной власти в руках монарха. На важные церковные и светские должности ставились верные императору лица или родственники. Таким образом, власть сосредотачивалась в руках светского должностного лица. Церковнослужители оказываются в подчинении у короля и его светских постановлений. Аббаты и епископы превращаются в послов и советников короля, присутствуют при переговорах и ершат суд, вместе с королём подавляют народные волнения и принимают участие в войнах. Ни одна дворцовая интрига не проходит без вмешательства церковнослужителей.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Церковная политика Карла Великого 440 руб.
  • Реферат Церковная политика Карла Великого 280 руб.
  • Контрольная работа Церковная политика Карла Великого 210 руб.

Ещё один важный деятель религиозной политики франкских правителей – Винфрид (святой Бонифаций). Он посвятил свою жизнь проповеди на германских землях христианских проповедей. В своих проповедях он обязательно указывал на заслуги Карла Мартелла в христианизации язычников. Битва в 732 году при Пуатье показала роль франкского короля как защитника всех христиан. При угрозе нападения лангобардов папа обратился за защитой именно к королю франков.

Цели, задачи и характеристика реформ Карла

Идеологической основой преобразований Карла Великого стали идеи Августина Блаженного, высказанные в книге «О граде божьем». Карл верил в своё божественное предназначение и стремился стать создать Царство Божье на земле. Этой целью он оправдывал жестокие меры христианизации и завоеваний.

Божественной целью Карла Великого и его сына-преемника Людовика Благочестивого становится создание в Галлии идеальной церкви. Особому вниманию подвергалась религиозная практика в соблюдении истинных канонов римской церкви. Задачи преобразований:

  • образцовая жизнь духовенства;
  • соблюдение верующими христианских канонов;
  • унификация религиозной жизни.

Церковные каноны должны были регулировать светскую и духовную жизнь мирян и клириков. Представители духовенства, нарушающие запреты (носить оружие, взимать плату за обряды, проливать кровь и т.д.) лишались сана.

На мирское население налагались свои обязанности. К ним относились:

  • знать символы веры и главные молитвы;
  • соблюдать все посты;
  • периодически исповедоваться и причащаться;
  • не пропускать богослужение, особенно в христианские праздники.

В церковных канонах просматриваются моральные наставления для мирян. Строго наказывали за нарушение клятвы и ложные свидетельства, за пьянство и распутную жизнь, махинации в торговых сделках. Унификация религиозных правил привела к искоренению местных обычаев. На Аахенском соборе 802 года император поручил духовенству строго контролировать соблюдение канонов мирянами. Монастыри получают задание распространять римские тексты, при них открываются школы, библиотеки и скриптории.

Реформам была подвергнута структура церковной организации. Население делилось на приходы, относилось к конкретному храму и платило десятину.

Значение реформ

Результаты реформ Карла Великого религиозной жизни имели и отрицательные последствия. Если Карлу удалось силой личности поставить церковь под полный контроль, то уже его сын окажется под властью церкви. Основания для этого были заложены реформами Карла.

Монастыри превратились в опору власти императора. Взамен Карл предоставлял им большие привилегии. Это сближало церковь и государство: государство превратилось в церковное, а церковь – в государственную. Богатые пожертвования и большие полномочия превращали церковь в опасного соперника государству.

Карл Великий – чем он знаменит? Кто такие Каролинги? Завоевания, реформы и империя Карла Великого: какие земли в нее входили? Почему она распалась?

Карл Великий – король древнегерманских племен франков и лангобардов, герцог Баварии, живший в VIII-IX веках. С 800 года носил титул императора Запада. Карл основал династию Каролингов – одного из главных франкских аристократических кланов. Еще при жизни он получил титул «Великий».

Империя Карла Великого

Точный год рождения будущего короля неизвестен – в разных источниках указываются 742, 747 или 748 годы. Он пришел к власти как наследник своего отца – короля Пипина Короткого, чье имя обычно очень веселит школьников.

Карл и его родной брат Карломан поровну поделили королевство отца, которое занимало территории Северо-востока, Северо-запада и Юго-запада современной Франции, Бельгии, Нидерландов и западные районы Германии.

На протяжении всей жизни правитель вел большое количество войн: совершил поход в Италию, где подчинил владения племени лангобардов, воевал со славянами, скандинавами и арабами в Испании.

Самой долгой и кровопролитной была война с Саксонией – восточной частью нынешней Германии. Противостояние продолжалось более 30 лет – в результате в 804 году саксонские земли вошли в состав государства франков.

К концу правления Карла франкские земли занимали всю христианскую часть современной Западной Европы.

Реформы Карла Великого

По приказу правителя строились монастыри и города, церкви и дворцы.

Карл содействовал распространению христианства, усилив его влияние на подвластных территориях. При нем монастыри и церкви становятся центрами культуры.

В этот период было изменено пение молитв, составлен образец проповедей для священников. Богослужение было приведено к римскому образцу, поскольку Рим считался сердцем христианства Западной Европы.

Король воспитал при дворе церковную элиту и сам назначал священников и аббатов. Фактически он сам стал главой франкской церкви, получив неофициальное звание «короля-священника».

Для распространения христианского учения среди подданных строились школы, а потребность в большом количестве книг привела к реформе каролингского письма.

При Карле существовало несколько типов школ: Академия в Ахене – самая престижная придворная школа, где воспитывалась будущая церковная и политическая элита, епископальные и школы при монастырях, а также сельские. При дворе правитель собрал ведущих европейских ученых и мыслителей.

Именно в эпоху Карла Великого возникло Каролингское возрождение – период культурного и интеллектуального подъема Западной Европы.

Распад империи Карла Великого

К сожалению, за внешним благополучием и силой созданной Карлом империи обнаружилась ее непрочность. У многочисленных народов, населявших ее территории, не было общей культуры и языка, они находились на разных этапах развития.

Завоевателю приходилось постоянно устраивать военные походы, чтобы удерживать те или иные территории, не желающие подчиняться.

Власть Каролингов опиралась на многочисленных графов, епископов и местных владык, которые ждали момента, чтобы сделать свои владения независимыми и перехватить в них правление.

В 814 году Карла Великого не стало – по одной из версий, он подхватил воспаление легких после купания. Еще при жизни король составил документ, согласно которому три его сына – Карл, Пипин и Людовик – должны были поделить земли поровну. Однако в 810 году не стало Пипина, а в 811 – Карла Молодого. В 813 году Карл назначил сына Людовика своим наследником и соправителем.

Людовик, будучи императором, также поделил владения между сыновьями, которые после долгих междоусобиц решили разделить империю.

Так, в 843 году состоялся «Верденский раздел»: одному брату досталась современная Франция и часть Нидерландов, другому – земли нынешней Германии, а третьему – север Италии, швейцарские земли и значительная часть Нидерландов.

Карл великий родился 2 апреля 742 года, по-видимому, в Аахене. Еще мальчиком он был коронован 28 июля 754 года папою Стефаном II в соборе св. Дионисия Ареопагита (St. Denys) близ Парижа вместе со своим отцом Пипином и младшим братом Карломаном в короли Франконии и получил звание римского патриция. Он, как и его брат, женился еще при жизни отца на франкской девушке Гимильтруде и имел несколько детей от этого брака. По смерти Пипина (24 сент. 768 г.) Карл в. вместе с братом вступил в управление государством. В целях примирения с лангобардами он – вопреки увещанию папы Стефана III – развелся с женою и женился на дочери лангобардского короля Дезидерия Дезидерате, называемой также Ирмингардою. Но, увидев потом, что он сделал политическую ошибку, Карл в. отпустил и вторую жену и, по смерти первой жены, в 771 году женился на швабке Гильдегарде. По смерти Карломана (4 дек. 771 г.) и после того, как вдова его Герберга с обоими сыновьями бежала в Италию к Дезидерию, Карл в. на 30 году жизни сделался королем всей Франконии. С этого времени почти все его правление проходит в непрерывных походах, предпринимаемых большею частию для защиты христианской культуры.

В продолжение своего 46-летнего царствования он совершил 53 похода, 18 против саксов, 1 против аквитанцев. 5 против лангобардов, 7 против арабов в Испании, 1 против тюрингенцев, 4 против аваров, 2 против бретонцев, 1 против баварцев, 4 против живших к северу от Эльбы славян, 5 против сарацин в Италии, 3 против датчан и 2 против греков.

Обеспечение спокойного развития христианской культуры среди объединенных германских народностей и открытие новых широких путей для ее развития, – таковы были результаты всех этих войн. Особенно важное значение имели войны с саксами, продолжавшиеся с 772 до 804 года. Это была борьба не за земли и границы, а за принципы. Саксы были фанатичные поклонники Одина; ежегодно они появлялись на Рейне, жгли церкви и монастыри, избивали духовенство и приносили военнопленных в жертву своим богам. Между тем франки были ревностными христианами и борьба с саксами вызывалась необходимостию защищать христианскую культуру. Далее, между франками получил преобладание монархический принцип; тогда как в болотах саксов господствовало древне-республиканское устройство, и племена объединялись под властию свободно избранного вождя только во время войны. Этим объясняется продолжительность войны: если одно племя было покорено, борьбу при первом удобном случае начинало другое, а отсюда понятна и постепенно возраставшая ожесточенность воины. В конце концов богато одаренные саксы были включены в число христианских культурных народов. В 785 году приняли крещение главные вожди саксов Видукинд и Альбуан; с этого времени саксы стали участвовать во франкских рейхстагах на правах свободного народа и вынуждены были ввести и у себя церковную десятину, принятую уже во всей Франконии. Законы против языческих обычаев были очень строги, и только добровольное покаяние перед священником смягчало наказание (Сарit. de partibus Saxoniae М. G. Legg. I, 48 сл.). В целях взаимного сближения и объединения, в 804 году много саксов было поселено во франкских землях и много франков в саксонских.

Из саксонских миссионеров замечательны: аббат Штурм фульдский, сопровождавший Карла во время большинства походов, Виллегад из Нордгумбрии, действовавший с 772 года во Фрисландии, а с 779 г. на берегах Везера, а при восстании 782 года он вынужден был удалиться и вернулся в 785 году, умер же в сане епископа бременского в 789 г.; Людгер был первым епископом в 804 г. в Мюнстере; Гатумар, учившийся в Вюрцбурге, сакс, в 806 г. в Праге; Вихо около 783 г. в Оснабрюкке, Гериберт в 803 г. в Миндеее; Пацифик (Патто) в 785 г. в Вердене. Вообще, между 780 и 814 годами церковное деление страны саксов было закончено. Благодаря щедрой поддержке Карла в. и его приближенных, везде были выстроены церкви и монастыри. Тогда как борьба с саксами велась за распространение церкви, война с лангобардами была войною за церковную свободу. После того, как Карл в. отослал его дочь, Дезидерий сделался непримиримым врагом Карла. Он стал вынуждать папу Адриана помазать сыновей Карломана в короли Франконии и угрожал церковному государству и самому Риму. Осенью 773 года Карл в. предпринял поход на Италию. Когда осада Павии, где скрылся Дезидерий, затянулась, Карл в. в пасху 774 года отправился в Рим, где был принят с почестями, воздаваемыми экзархам и патрициям. Летом 774 года Павия сдалась, Дезидерий был заключен в монастырь, где и умер, а Карл в. в грамоте от 6 июня 774 года называет себя Rex Francorum et Langobardorum. Позднейшие походы Карла сюда (в 776, 780, 784 гг.) имели целию подавление восстаний и взятие Беневента. Для предупреждения дальнейших восстаний большие герцогства были разделены на мелкие графства и в важнейших городах были оставлены франкские гарнизоны. Походы 778 и 797 годов против арабов в Испании были предприняты для оказания просимой помощи христианам полуострова и для установления границ между христианской Франконией и мусульманской Испанией. Подозревая в измене баварского герцога Фассало, Карл в. в 787 г. напал на Баварию, заключил герцога в монастырь и разделил герцогство на графства. Благодаря этому, Бавария избавилась от опасности сделаться добычею славян. Когда авары напали на Баварию, Карл в. в 791 г. начал войну с этим хищным народом. Война окончилась в 803 году почти полным истреблением аваров. В 799 г. к Карлу в. в Прагу приехал папа Лев III, прося защитить его от враждебной дворянской партии в Риме. Карл в. отпустил папу в сопровождении многих архиепископов, епископов, герцогов и графов в Рим, поручил своим послам расследовать дело, в ноябре 800 года. сам явился в Рим и первого декабря председательствовал в храме св. Петра на судебном заседании по этому делу. Хотя неподсудность папы никакому суду и была признана, однако он был оправдан только после клятвы в своей невиновности. Так. обр. Карл в. выполнил свою обязанность римского патриция и защитил папу. В благодарность за это папа сделал его покровителем не одной папской области, а и всей церкви, восстановив исчезнувшее на западе в 476 г. императорское достоинство. В Рождество 800 года Карл в. присутствовал в церкви св. Петра при богослужении, совершаемом папою. В конце богослужения папа подошел к королю и надел на него корону, при радостных восклицаниях народа, и затем помазал его, как императора, а сына его Пипина, как короля. С этого времени в официальных актах титул Карла писался так: Karolus seremissimus augustus a Deo coronatus, magnus pacificus imperator, Romanum gubernans imperium, qui et per misericordiam Dei rex Francorum et Langobardorum. Принимая новое достоинство, Карл в. тем самым становился покровителем всего западного христианства и в силу этого приобретал некоторое верховенство не только над князьями своей страны, но и вне ее, поскольку оно нужно было для успехов христианства. Карл в. придавал такое значение новому титулу, что в 802 году потребовал вторичной присяги от всех свободных лиц в государстве. Одни источники (Алкуин, Ер. 206 еd. Jaffé 699, и Иоанн Диакон у Мurat. К. ital. SS. I, 2, 312) говорят, что Карл вел предварительные переговоры с папою о новом титуле, другие (Эйнгардт, Vita Саrol. с. 28) утверждают, что коронация явилась неожиданностью для Карла. Можно думать, что переговоры действительно велись, но тайно, чтобы не возбудить преждевременно неудовольствия в Византии. Византийское влияние, уже давно сведенное фактически почти к нулю, теперь было уничтожено и юридически, и византийский двор только в 812 году признал за Карлом в. титул Imperator et Basileus. В 805 году Карл в. завоевал Венецию, находившуюся в номинальной зависимости от Византии. В том же году он покорил некоторые славянские племена. Походом на датчан в 809 г. достигнута была безопасность северной границы. Владения Карла в. простирались теперь от Вислы до Атлантического океана и от Адриатики до Северного моря; в его землях говорили на немецком, французском, итальянском, монгольском, славянском, греческом, арабском и басском языках, а его влияние шло еще дальше. Его главенство признавал Эгберт Вессевс, объединивший семь англосаксонских государств и основавший английское королевство. Короли шотландских островов называли себя его подданными. Ему подчинились испанские эмиры Цейд и Абдалла и готский король в Астурии и Галиции – Альфонс. Ему подчинились Балеарские острова, желая найти защиту от мавританских разбойников. Халиф Гарун-аль-Рашид и патриарх иерусалимский Георгий поручили его покровительству святые места Палестины. Единство империи поддерживалось личностию императора, которому присягали все и от которого зависели графы отдельных округов. Средством объединения государства служили кроме того рейхстаги, которых при Карле в. было не менее 65. На них присутствовали духовные и светские князья и много частных свободных людей. Здесь вырабатывались обязательные для всего государства законы (Capitularia см. „Капитулярии» выше), которые и объявлялись особыми вестниками во всем государстве. Наряду с „капитуляриями» существовало в различных странах местное право; по приказанию Карла в. были записаны Lex Saxonum, Angliorum et Werinorum (в Тюрингии), Frisioiuim и пересмотрены прежде записанные Lex Salica, Ripnariorum, Bayoariorum, Alamannorum. Для контроля над местными властями каждый округ (Missotium), – пo крайней мере, раз в год – объезжали особые уполномоченные графы (Missi dominici): один духовный, другой светский. В целях возвышения уровня нравственности в духовенстве Карл в. постановил, чтобы клирики были монахами или канониками по правилам Хродеганга (Cap. 789 г. п. 71, М. 6. Legg. I, 65). Для обеспечения церкви существовала строго взыскиваемая десятина (Cap. Langob. 803 n. 19, 1. с. 111). Епископы должны были объезжать свои епархии и монастыри и давать отчет духовному послу. Духовенство пользовалось Privilegium fori (Cap. 803 г. n. 12, М. G. Legg. I, 110), и светские судьи могли вызывать их только с согласия епископа. Карл в. стремился улучшить церковное пение, он вызвал певцов из Рима и устроил певческие школы в Суассоне, Меце и Сен-Галлене. Насколько всестороння была его деятельность, показывают два предписания Карла в. (М. 6. Legg. I, 181, 176) ввести в его имениях образцовое хозяйство, чтобы они были рассадниками рациональной сельскохозяйственной культуры. Некоторые капитулярии (М. G. Legg. I, 183) касаются широко развившейся при нем торговли.

Много заботился Карл о развитии образования. Мнение, будто он не умел писать, основано на ошибочном понимании замечания Эйнгардта (Vita с. 25), которое в действительности говорит лишь о том, что Карл не обладал любимым в то время искусством разрисовывать инициалы. Он хорошо говорил по-латыни, понимал по-гречески и даже немного по-еврейски. Но более всего он любил родной немецкий язык, приказывал собирать древние сказания и песни, записи которых, к сожалению, потеряны, разрабатывал немецкую грамматику, установил немецкие названия для месяцев и т. п. Уже в первое путешествие в Италию (780–781 г.) он познакомился с Алкуином (см. „Энц.“ I, 540–542), пригласил его к своему двору вместе с Павлом Диаконом, грамматиком Петром пизанским и, вероятно, поэтом Теодульфом, готом по происхождению, впоследствии архиепископом орлеанcким. К этому ученому кружку, главою которого был Алкуин, впоследствии принадлежали Лейдрад из Нотики, впоследствии архиепископ лионский, Смарагд (аббат монастыря св. Михаила – Sr. Мiсhiel), Павлин, впоследствии архиепископ аквилейский, Ангильберт, аббат St. Requиer, Адальгард, аббат корвейский, Эйнгардт, биограф Карла, и архитектор Рикульф, впоследствии архиепископ майнцский, Ринбот, аббат Lorsch'а, впоследствии архиепископ трирский. В кружке участвовали сыновья и дочери Карла в. и сестра его Гизела. Из придворной школы и из монастырской школы в Туре, руководимой Алкуином, вышло много дельных и образованных государственных мужей и князей церкви, кафедры которых в свою очередь сделались рассадниками просвещения, так что к концу царствования Карда в. все государство покрылось сетью школ. Карл в. поручил Павлу Диакону составить сборник образцовых поучений на все годовые праздники (М. G. Legg. I, 45). Подобный же сборник был составлен Алкуином (Vita Аlс., еd. Jaffe 17, 28). Заботы Карла в. коснулись даже неповрежденности библейского текста (М. G. Legg. I, 65 и 131). Темную сторону в жизни Карла в. представляют его семейные отношения. Кроме трех упомянутых жен он имел еще шесть жен, из которых некоторые носят в источниках название соncubinae. Конкубинат по древнеримскому праву был явлением вполне законным; допускала его и церковная практика. По-видимому, Карл в. не дозволял себе двоеженства и брал другую жену только после смерти предшествующей. Выбор жен мотивировался отчасти политическими соображениями: Карл в. выбирал их из племен, с которыми перед этим велась война, – из лангобардов, алеманнов, восточных франков и саксов; брачные союзы, таким образом, служили к упрочению мира. Еще в 806 г. Карл в. завещевал государство своим трем сыновьям, рожденным от законного брака, Карлу, Пипину и Людовику, при чем государство должно было оставаться нераздельным (Сар. de divis. imperii, М. G. Legg. I, 140; Эйнгардт, Annal. ad ann. 806, М. 0. 88. I, 193). Но в 810 году умер Карл, а в следующем Пипин. В 811 же году Карл составил завещание относительно своего имущества (Эйнгардт, Vita 33) и на рейхстаге в Аахене в сентябре 813 года потребовал, чтобы собравшиеся здесь князья присягнули Людовику, как королю всего государства, а в следующем году состоялось его коронование. 22 января 814 года Карл заболел сильною лихорадкой и 28 января умер. Тело его в полном императорском облачении было положено в сидячем положении на вызолоченный трон с Евангелием на коленах и погребено в выстроенной им церкви в Аахене. Под императорским одеянием была одета покаянная одежда, которую он обыкновенно носил. 29 декабря 1165 г. по распоряжению Фридриха Варбароссы тело его было положено в мраморный саркофаг, при чем была прочитана булла антипапы Паcхалиcа о канонизации Карла в., и днем памяти его было назначено 28 января, под каким числом он и упоминается во многих мартирологах (Воll. А. 88. lan. II, 874). Этою канонизацией Фридрих Барбаросса, отлученный от церкви, хотел внушить народу, что он идет по тому же пути, по которому шел сам Карл великий, но канонизация эта не была признана всею церковию, и лишь в Аахене Карл чтится, как beatus. Уже вскоре после смерти личность Карла в., как и других великих людей, сделалась предметом поэтических народных сказаний, которые, по желанию Карла Толстого, были с трогательною наивностию записаны сангалленским монахом (М. С. 88. II, 726–763; Jaffé, Моn. Саrol. 631–700). Сказания о нем разбросаны и в других исторических памятниках (см. Wattenbach, Deutschl. Geschichtsquellen изд. 5, И, 178 примеч. 1). Появившаяся в XI веке Historia de vita Carolu Magni, ошибочно приписанная архиепископу реймсскому Туршину, носила уже вполне баснословный характер и служила одним из первых источников романтической героической поэзии (Роtthast, Bibl. hist. 554).

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Савоська Наталья Васильевна

Полугодовая контрольная работа к разделу "Средневековье" в 6 классе

ВложениеРазмер
srednie_veka_6_klass.docx 26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Полугодовая контрольная работа по истории Средневековья

Выбери правильный ответ.

1.Империю франков создал:

А) Хлодвиг б) Пипин короткий в) Карл Великий г) майордом

2.Война алой и белой розы произошла в:

А) Франции б) Англии в) Германии г) Чехии

3.Война, которая получила название »Самая долгая война в истории» шла …

А) 135 лет б) 105 лет в) 116 лет г) 126 лет

4.Парламент в Англии появился в

А) XI веке б) XII веке в) XV веке г) XIII веке

5. Грамота о прощении грехов называлась:

А) индульгенция б) десятина в) спекуляция г) феод

6.Империю, существовавшую с 800 по 840 г. создал:

А) Хлодвиг б) Пипин Короткий в) Карл Великий г) Урбан 1

7.Восстание по предводительством Яна Гуса произошло в

А) Чехии б) Польше в) Германии г) Франции

8. Прозвище «Паук» получил:

А) Карл Великий б) Людовик IX в) Карл VII г) Людовик XI

9. Парламент во Франции (Генеральные Штаты) появился в:

А) XI веке б) XIV веке в) XV веке г) XIII веке

10. Церковный налог назывался:

А) десятина б) индульгенция в) спекуляция г) феод

11.Законы франкского государства назывались…

А) Салическая Правда Б) Русская Правда В) Судебник Г) Судебное Уложение

12.Погодные изложения событий в Европе назывались…

А) летописи Б) аналлы В) саги Г) жития

13.За военную службу Карл Мартелл выдавал рыцарям…

А) бенефиций Б) зарплату В) вооружение Г) грамоту о прощении грехов

14.3-й крестовый поход еще известен как…

А) поход бедноты Б) поход 3-х королей В) поход детей Г) последний крестовый поход

15. Крестьянское восстание жакерия произошло в…

А) Англии Б) Германии В) Франции Г) Чехии

16. В период XI –XIIIвв было совершено:

А) 8 крестовых походов Б) 6 крестовых походов В) 3 крестовых похода Г) 5 крестовых походов

17.Состязания рыцарей назывались:

А) игры Б) турниры В) бои Г) парады

18.Правителя, который создал систему бенефиций, звали:

А) Пипин Короткий Б) Карл Великий В) Карл Мартелл Г) Людовик Святой

19. Первый крестовый поход известен как:

А) последний крестовый поход Б) поход детей В) поход 3-х королей Г) поход бедноты

20.Крестьянское восстание по предводительством Уотта Тайлера произошло в …

А) Англии Б) Франции В) Германии Г) Чехии

1.Соотнесите понятия и их значение:

1. Исторические источники

а) лицо, занимающее одну из высших должностей в христианской церкви;

6) религия многих народов Востока, связанная с верой в Аллаха и его пророка Мухаммеда;

в) вещественные, устные или письменные свидетельства, или памятники эпохи;

г) северные германцы - норвежцы, шведы, датчане;

д) изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых;

е) область, провинция в империи Карла I Великого, во главе с крупным феодалом, назначенным императором.

2. Соотнесите даты и события:

а) Столетняя война,

б) изобретение книгопечатания И. Гутенбергом,

в) подписание английским королем Великой Хартии Вольностей,

г) завоевание Англии герцогом Нормандским

3. Соотнесите понятия и их значение:

а) глава мужского монастыря;

в) общественный строй народов в средние века;

г) сподвижники короля Артура, рыцари;

д) эпоха в истории человечества между древним миром и новым временем;

е) человек, принявший ислам.

4. Соотнесите даты и события:

а) гуситские войны,

б) восстание Уота Тайлера,

в) разделение христианской церкви на западную и восточную (католическую и православную),

г) созыв Генеральных штатов во Франции.

5. Соотнесите даты и события стрелочками:

1.1453 г. а) освобождение Китая от власти монголов,

2.1386 г. б) Жакерия,

3.1265 г. в) образование английского парламента,

4. 1358 г. г) гибель Византийской империи.

Полугодовая контрольная работа по истории Средневековья

Выбери правильный ответ.

1.Империю франков создал:

А) Хлодвиг б) Пипин короткий в) Карл Великий г) майордом

2.Война алой и белой розы произошла в:

А) Франции б) Англии в) Германии г) Чехии

3.Война, которая получила название »Самая долгая война в истории» шла …

А) 135 лет б) 105 лет в) 116 лет г) 126 лет

4.Парламент в Англии появился в

А) XI веке б) XII веке в) XV веке г ) XIII веке

5. Грамота о прощении грехов называлась:

А) индульгенция б) десятина в) спекуляция г) феод

6.Империю, существовавшую с 800 по 840 г. создал:

А) Хлодвиг б) Пипин короткий в) Карл Великий г) Урбан 1

7.Восстание по предводительством Яна Гуса произошло в

А) Чехии б) Польше в) Германии г) Франции

8. Прозвище «Паук» получил:

А) Карл Великий б) Людовик IX в) Карл VII г) Людовик XI

9. Парламент во Франции (Генеральные Штаты) появился в:

А) XI веке б) XIV веке в) XV веке г) XIII веке

10. Церковный налог назывался:

А) десятина б) индульгенция в) спекуляция г) феод

11.Законы франкского государства назывались…

А) Салическая Правда Б) Русская Правда В) Судебник Г) Судебное Уложение

12.Погодные изложения событий в Европе назывались…

А) летописи Б) аналлы В) саги Г) жития

13.За военную службу Карл Мартелл выдавал рыцарям…

А) бенефиций Б) зарплату В) вооружение Г) грамоту о прощении грехов

14.3-й крестовый поход еще известен как…

А) поход бедноты Б) поход 3-х королей В) поход детей Г) последний крестовый поход

15. Крестьянское восстание жакерия произошло в…

А) Англии Б) Германии В) Франции Г) Чехии

16. В период XI –XIIIвв было совершено:

А) 8 крестовых походов Б) 6 крестовых походов В) 3 крестовых похода Г) 5 крестовых походов

17.Состязания рыцарей назывались:

А) игры Б) турниры В) бои Г) парады

18.Правителя, который создал систему бенефиций, звали:

А) Пипин Короткий Б) Карл Великий В) Карл Мартелл Г) Людовик Святой

19. Первый крестовый поход известен как:

А) последний крестовый поход Б) поход детей В) поход 3-х королей Г) поход бедноты

20.Крестьянское восстание по предводительством Уотта Тайлера произошло в …

А) Англии Б) Франции В) Германии Г) Чехии

1.Соотнесите понятия и их значение:

1. Исторические источники

а) лицо, занимающее одну из высших должностей в христианской церкви;

6) религия многих народов Востока, связанная с верой в Аллаха и его пророка Мухаммеда;

в) вещественные, устные или письменные свидетельства, или памятники эпохи;

г) северные германцы - норвежцы, шведы, датчане;

д) изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых;

е) область, провинция в империи Карла I Великого, во главе с крупным феодалом, назначенным императором.

2. Соотнесите даты и события:

а) Столетняя война,

б) изобретение книгопечатания И. Гутенбергом,

в) подписание английским королем Великой Хартии Вольностей,

г) завоевание Англии герцогом Нормандским

3. Соотнесите понятия и их значение:

а) глава мужского монастыря;

в) общественный строй народов в средние века;

г) сподвижники короля Артура, рыцари;

д) эпоха в истории человечества между древним миром и новым временем;

е) человек, принявший ислам.

4. Соотнесите даты и события:

а) гуситские войны,

б) восстание Уота Тайлера,

в) разделение христианской церкви на западную и восточную (католическую и православную),

г) созыв Генеральных штатов во Франции.

5. Соотнесите даты и события стрелочками:

1.1453 г. а) освобождение Китая от власти монголов,

2.1386 г. б) Жакерия,

3.1265 г. в) образование английского парламента,

4. 1358 г. г) гибель Византийской империи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс" авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап.

Контрольная работа №1 и №2 по теме " Комплексные числа" на курсах "Учитель профильной школы".


Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого бизнеса для студентов заочной формы обучения Специальность

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы поПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого.


Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК.04.02. Учет и анализ хозяйственной деятельности для студентов заочной формы обучения

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводстваМДК.04.02. Учет и анализ хо.


Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление структурным подразделением организации для студентов заочной формы

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление .


Контрольная работа по русскому языку по теме "Наречие" 7 класс, контрольная работа по русскому языку по теме "Частицы" 7 класс

Контрольная работа по теме "Наречие", контрольная работа по теме "Частицы".

Читайте также: