Целовальники участвовали в сборе таможенных пошлин по способу который назывался

Опубликовано: 12.05.2024

Целовальники — должностные лица Московской Руси, выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название.

В истории развития этого института можно различить 2 периода: до XVII века, когда целовальники исполняют свои функции самостоятельно, и после XVII века — когда они действуют под началом воеводы или вообще приказных. Впервые целовальники упоминаются в Судебнике 1497 года, и затем в уставных новгородских грамотах Василия III. Под 1508 летописец сообщает, что для избежания кривды на суде великий князь приказал тиунам судить с целовальниками, по 4 на каждый месяц. В первой половине XVI века, до совершеннолетия Грозного, города и уезд получают почти повсеместно право выбирать своих излюбленных людей, в том числе и целовальников, для губного дела, а с 1555 вводится во многих местах земское самоуправление; деятельность целовальников расширяется, и они от своих избирателей за несение обязанностей получают подмогу, например, в уделе Владимира Андреевича, в Вышковском стане, по полтине с сохи. Целовальники в это время действуют самостоятельно или помогают земским, губным и другим старостам на суде, в поимке воров, разбойников, при сборе податей, торговых и таможенных пошлин, сдают эти сборы из наддачи на откуп и т. д.

После Смутного времени начинается второй период: целовальники переходят на положение чиновников, но без соответствующих прав. Правительство стремится все свои многочисленные хозяйственные функции по различным сборам и торговым операциям сдать выборным старостам и целовальникам и требует от них гарантий, что сборы следующего года будут не меньше, чем в предыдущем или даже больше; при этом не принимается во внимание, что многие сборы, как неокладные, не могут быть фиксированы. За недобор или неаккуратность целовальников ожидал правёж. В уезде деятельность целовальников была ограничена по сравнению с городами. Повинность уездов и посадов поставлять целовальников была очень разорительна, на что они постоянно жаловались.

Впоследствии, начиная с XIX века, целовальниками называют продавцов в винных лавках. Продавцы клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы целовали крест.

Последнее упоминание о профессии целовальника встречается в перечне профессиональных болезней, утвержденном ВЦСПС в 1924 году.

ЦЕЛОВАЛЬНИК
О. Платонов. Святая Русь: энциклопедический словарь, 2001 г.

выборная должность в России в к. XV-XVIII вв. Вступая в должность, целовальник давал присягу, целовал крест (отсюда происходит название "целовальник").

Впервые упоминается в Судебнике 1497 в качестве лица, участвующего в суде наместников и волостелей.

Укрепление местных сословных институтов в 1530-50-х привело к росту значения выборных должностных лиц (старост, голов и целовальников) в местном управлении. Земские и губные целовальники в XVI в. являлись помощниками земских и губных старост, таможенные и кабацкие целовальники - помощниками таможенных и кабацких голов. С н. XVII в. расширяются их обязанности по финансовой части - выборные старосты и целовальники принимают на себя ответственность за недоборы.

Наряду с головами и старостами они отвечали перед центральной и затем местной администрацией за исправное поступление различных статей денежных доходов и участвовали в судебном полицейском надзоре за населением. Целовальники выбирались на год из тяглых людей (посадских, черносошных и дворцовых крестьян) самим тяглым населением. В XVII в. целовальники становятся исключительно чиновниками и подчиняются приказам и воеводам.

После перестройки земского управления сохранились только кабацкие целовальники, но и их вскоре заменили служители винных откупщиков. По традиции, этих служителей, а также продавцов в казенных винных лавках 2-й пол. XIX - н. XX в. продолжали называть целовальниками, хотя в просторечии под именем целовальников уцелела только одна из последних их должностей - сидельцев в царевых кабаках.

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 50

История таможенного дела и таможенной политики России

Вступительное слово Его Превосходительства, Полковника Амара Бангура, Чрезвычайного и Полномочного Посла Гвинейской Республики в Российской Федерации

AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE

DE GUINEE AMOSCOU

119034 – Pomerantsev per 6

Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31

Fax (7502) 220 21 38

15 августа 2005 года

№ . /AGM/05

В современных условиях прогресс и экономическое развитие зависят от торговых отношений всех стран. Россия по своему географическому положению представляет большой интерес для стран африканского континента, стремящихся к независимости и к подъему жизни своего населения.

Торговые отношения во многом зависят от таможенных законодательных актов и тех экономических льгот, которые дают определенные экономические отношения. Мы имеем большой интерес к торговле с Российской Федерацией, и поэтому очень внимательно следим за благоприятными условиями таможенных торговых отношений.

Новая книга автора Валентины Пиляевой, которая меня очень заинтересовала, сейчас перед вами. Эта книга представляет интерес не только для студентов, преподавателей высших учебных заведений, работников таможенных служб, но и для всех лиц, которые хотели бы понять, как развивается Россия в области таможенного законодательства, ознакомиться с историей таможни и таможенной политики России. Весь материал написан в легкой и доступной форме. В книге имеется хронологическая таблица, которая в краткой форме дает все представление о таможенной политике России. Можно прочитать исторические материалы, которые имеются в приложении. Современные рыночные отношения имеют свою историю.

После 1917 г. история таможенной политики между СССР и Гвинейской Республикой началась в 1959 г. Я назову только несколько исторических примеров, начиная с 1959 по 1965 гг., которые показывают, что взаимоотношения между нашими странами в области таможенной политики носят теплый и доброжелательный характер.

13 февраля 1959 г. в Конакри было подписано соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой. Соглашением предусматривалось взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в вопросах торговли.

24 августа 1959 г. было подписано соглашение между правительством СССР и правительством Гвинейской Республики об экономическом сотрудничестве.

1 марта 1960 г. в Конакри состоялось подписание протокола, согласно которому Советский Союз обеспечит в 1960 – 1963 гг. оказание технического содействия Гвинее в строительстве промышленных предприятий в проведении геологических работ.

8 сентября 1960 г. было подписано долгосрочное соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой.

16 февраля 1961 г. было подписано советско-гвинейское коммюнике в связи с пребыванием в Гвинее Л. И. Брежнева. В нем отмечается, что заключение долгосрочного соглашения о товарообороте и платежах на 1961 – 1965 гг. создает хорошую основу для дальнейшего роста товарооборота. При этом советская сторона заявила, что она готова расширить поставки в Гвинею необходимых ей товаров, машин и оборудования, нефтепродуктов, потребительских и продовольственных товаров, а также увеличить закупку традиционных товаров гвинейского экспорта.

19 февраля 1963 г. в Конакри между СССР и Гвинеей подписан протокол о товарообороте на 1963 г.

17 января 1964 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1964 г.

24 апреля 1965 г. в Конакри подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1965 г.

31 июля 1965 г. подписано коммюнике о переговорах правительственных делегаций СССР и Гвинеи. Касаясь торгово-экономических отношений, стороны выразили удовлетворение тем, что экономическое и техническое сотрудничество между обеими странами успешно развивается. Построен и введен в эксплуатацию ряд объектов в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, которые содействуют развитию национальной экономики Гвинеи. Стороны выразили желание и дальше развивать и укреплять сотрудничество в области экономики, техники и др.

18 ноября 1965 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинейской Республикой на 1966 г. Гвинея будет экспортировать в СССР ананасы, кофе, масличные семена, бокситы и др. Советский Союз будет экспортировать в Гвинею машины и оборудование, нефтепродукты, медикаменты, часы, радиоприемники и другие товары.

Россия очень богатая и интересная страна, которая имеет свою историю. Я впервые увидел Россию, когда она называлась Союзом Советских Социалистических Республик, это был 1961 г. Уже тогда я стал интересоваться не только современными достижениями вашей страны, но и ее историей. Я получил прекрасное образование в вашей стране, благодаря которому я в Гвинейской Республике стал Генеральным секретарем военно-морского флота, а впоследствии был командиром военного корабля, командиром военной базы, командиром морского флота, бригадным командиром военных кораблей, одиннадцать лет был начальником военно-морского флота Гвинейской Республики, пять лет был военным атташе в Китайской Народной Республике. Прошло много лет и Правительство моей страны – Гвинейской Республики назначило меня Послом в Российскую Федерацию. Я был очень рад, что снова увижу своих знакомых, своих близких, которых я помнил все эти долгие годы.

Интересуясь правовой литературой современной России, я попросил автора Валентину Пиляеву сделать персональную выставку ее книг под моим личным патронажем на территории посольства Гвинеи в Москве. В настоящее время в России издано около 70 книг Валентины Пиляевой, творчеством которой я был очень заинтересован. Доступное пониманию изложение правового материала произвело огромное впечатление на всех посетителей выставки, как российских, так и иностранных, что значительно помогает развитию деловых отношений с Россией.

Давая консультации по международным экономическим и правовым отношениям, Валентина Пиляева во многом содействовала налаживанию деловых и дружеских отношений стран Африки с Российской Федерацией.

Мне очень приятно осознавать, что я нахожусь в дружеской стране, языком которой я владею, и что у нас большие перспективы деловых и культурных отношений, развитию которых я содействую как посол Гвинейской Республики.

Его Превосходительство господин Амара Бангура

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Гвинейской Республики в Российской Федерации,

Edition prefacee par Son Excellence le colonel Amara Bangoura, Ambassadeur Extraordinaire et Plenipotentiaire de la Republique de Guinee en Federation de Russie

AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE

DE GUINEE AMOSCOU

119034 – Pomerantsev per 6

Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31

Fax (7502) 220 21 38

15 августа 2005 года

№ . /AGM/05

Le progrès et le développement économique dans les conditions contemporaines dépendent des relations commerciales de tous les pays. Grâce à sa situation géographique la Russie représente un grand intérêt pour les pays africains aspirants à l’indépendance et à l’amélioration de la vie de leurs peuples.

Les relations commerciales dépendent en grande partie des actes législatives douaniers et des avantages économiques. Nous éprouvons un grand intérêt au commerce avec la Fédération de Russie et suivons attentivement les conditions favorables des relations commerciales de douane.

Le nouveau bouquin de Valentina Piliaeva qui m’intéresse beaucoup, est devant vous. Il représente un intérêt non seulement pour les étudiants, professeurs, collaborateurs de la douane, mais aussi pour chacun qui voudrait comprendre les voies de développement de la Russie dans le domaine de la législation douanière. Prendre connaissance de l’histoire de la douane et de la politique douanière de la Russie. Le matériel est écrit sous une forme accessible. Il comporte le tableau chronologique qui représente en bref la politique douanière de la Russie. On peut lire des matériaux historiques ci-joint. Les relations modernes de marché ont leur histoire.

Après 1917, l’histoire de la politique douanière entre l’URSS et la République de Guinée a commencé en 1959. Je citerai quelques exemples historiques dès 1959 à 1965 qui confirment le caractère bienveillant des rapports entre nos pays dans le domaine de la politique douanière.

Le 13 février 1959 à Conakry a été signé l’accord d’échanges commerciaux et de règlements entre l’URSS et la République de Guinée. Cet accord prévoyait le régime de la nation la plus favorisée dans le commerce.

Le 24 août 1959 a été signe l’accord de coopération économique entre les gouvernements de l’URSS et de la République de Guinée.

В конце XVI — начале XVII вв. в России сложились два способа организации деятельности таможен и взимания таможенных сборов:

1) откупной, введенный еще монголами;

2) так называемый «верный», когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые отбывали повинность.

Служба эта была безвозмездной, «на веру», в связи с чем должностные лица таможен принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому данный способ получил название «верного».

На деле в каждом конкретном случае предпочтение отдавалось тому из них, который обеспечивал больший доход. Если в некоторых местностях сборы постоянно отдавались на откуп (только в случае отсутствия желающих воеводы приводили к присяге таможенных голов и целовальников), то в местах обширного ярмарочного торга, где таможенный сбор был значительным, предпочтение неизменно отдавалось казенному («верному») управлению.

В одних случаях вопрос о передаче какой-либо таможни на откуп решался московским приказом, в других — областным воеводой. Откупщику выдавалась откупная грамота, в которой точно и подробно определялись все откупные условия (виды и размеры платежей, подлежащих взысканию в пользу откупщика, порядок и способы их взимания, место и сроки уплаты и т.д.).

Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству «известной суммы денег в известные сроки», что подтверждалось его поручителями, которые в случае неуплаты откупщиком указанной суммы обязаны были погасить его задолженность. Как правило, продолжительность откупного срока не превышала одного года.

Возглавлялись таможни таможенными головами, причем их назначение оформлялось в виде царского указа, но в соответствии с выборами купеческих корпораций, которые устанавливали и очередность.

Таким образом, организация таможенных сборов и решение связанных с этим вопросов перекладывались на купеческие корпорации и посадские общества, что избавляло представителей власти от поиска откупщиков, зачастую не выполнявших свои финансовые обязательства перед казной и не соблюдавших правила ведения документации. Избирались таможенные головы, как правило, сроком на один год.

В XVII в. таможни имелись во всех городах и поселениях, а в больших городах их было по нескольку. Так, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота. Организационная структура таможен того времени отличалась простотой и единообразием.

Во второй половине XVII века, контрольные функции за деятельностью таможен постепенно переходят к таможенным головам, избранным посадским миром. В документах того времени говорится о том, что воеводам было запрещено "ведать" таможенных голов и целовальников, а обязанность смотреть за действиями таможенников возлагалась на посадских земских старост.

24) Преобразования Петра 1 в области тд

Таможенное дело при Петре I стало механизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно - тарифной политики занималась Коммерц-коллегия. Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На западе охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I её защищали морские (Санкт-Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепостями и перед ними протянулась цепь форпостов.

По инициативе Петра I, 31 января 1724 г. начал действовать протекционистский таможенный тариф. В нем было установлено, что если внутреннее производство продукта достигает четвёртой части его количества, ввозимого из-за границы, то пошлины равнялись четверти его стоимости, если треть - пошлины составляли треть стоимости. Если же государство производит продукт в размере половины привоза, то пошлина составляла 50%. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавливалась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Размер пошлины возрастал по мере роста производства товара в России. Таможенную пошлину можно было рассматривать как премию производителям.

Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды.

Как мы видим, Пётр Первый был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли 18 века, творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства. Пётр заботился о развитии внешней торговли с Европой и со странами Востока, а также об улучшении путей сообщения. Зависимость России от импорта или существенно сократилась, или прекратилась. Вся дальнейшая таможенная политика России, стала базироваться на его начинаниях.




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.


Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.


25 октября российские таможенники отмечают профессиональный праздник. Праздник этот довольно молодой — официально его отмечают только с 1995 года. Однако корнями он уходит в глубокую старину, ведь событие, в память о котором была выбрана эта дата, произошло 365 лет назад. Именно 25 октября 1653 года появился первый единый Торговый устав, составленный на основании указа царя Алексея Михайловича «о взимании таможенной пошлины в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров». «Известия» рассказывают о том, откуда есть пошла на Руси таможенная служба.


Мыт, тамга и «головство»

Слово «таможня» имеет тюркское происхождение и восходит к слову «тамга» — знак, определяющий принадлежность к какому-то роду или племени. Обычно это была пиктограмма или простой графический рисунок, который использовался как печать или клеймо. В первую очередь таким знаком метили скот, а еще его ставили на купеческие товары, давая понять, что торговец уплатил налог и находится под защитой.

На Руси же традиционно использовался термин «мыт», а люди, собиравшие торговые сборы назвались мытарями. Это слово даже отразилось в топонимике некоторых старинных городов, например, в Москве по сей день существует Мытная улица. В ордынское время термины «мытари» и «таможники» как-то сосуществовали, но постепенно тюркский вариант вытеснил славянский из официального языка. Хотя о «мытарствах» на Руси не забыли, и это слово прочно вошло в лексикон.


Таможенные или мытные сборы существовали у нас со времен Киевской Руси, ведь в Х веке торговля по пути «из варяг в греки» была становым хребтом государства. Упоминание таможенных нормативов и правил в самых ранних договорах Руси с Византией — наглядное тому подтверждение. Присутствуют термины «мыт» или «мыто» и в «Русской правде» Ярослава Мудрого, написанной в первой половине XI века. Постепенно транзитная торговля теряет свою актуальность, зато удельные князья в новых условиях феодальной раздробленности начинают использовать купцов для пополнения своей казны. Одно из самых ранних дошедших до нас упоминаний о внутренней «провозной» пошлине содержится в Уставной и жалованной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1132–1150 годы) и в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом от 1229 года. Видимо, аналогичные правила существовали и в других княжествах.

В ордынскую эпоху (вторая половина XIII–XV века) таможня становится важным источником пополнения уже ханской казны. Русь вынуждена была принять ордынские правила и взимать с купцов налог на право торговли. После уплаты пошлины на товар ставилась ханская печать — тамга.

123

Конечно, ни о какой логичной и продуманной таможенной политике в эти времена речь не шла — каждый князь действовал исходя из своих представлений о справедливости. Но начиная с XVI столетия, когда русские земли вольно или невольно объединяются вокруг Москвы, власть начинает приводить таможенные правила к единому знаменателю. Процесс этот был не простым и достаточно долгим.


Появляются первые документы, регламентирующие размер пошлин, которые взимались не только с грузов, проходящих через государственную границу, но и с товаров, обращавшихся внутри страны. Взимали их чаще всего в гостиных дворах — единственных местах, где законно могли торговать приезжие купцы.

Но торговля была еще не настолько развита, чтобы гарантировать постоянный и предсказуемый доход властям, поэтому правительство не хотело сажать штат мытарей себе на шею, а предпочитало отдать его на откуп. Так можно было и доход гарантированный получать, и забот не знать. Сбором платежей занимались «таможенные головы», которые обычно платили в казну фиксированную сумму, исчислявшуюся довольно произвольно исходя из платежей прошлого года. На основании этого воеводам из столицы присылали Уставные грамоты с «памятями» — тарифами, которые тот передавал в таможню. В подчинении «таможенных голов», то есть руководителей таможенных пунктов в уездных центрах, находились «целовальники», непосредственно занимавшиеся сбором податей.

Обычно это были городские стрельцы, охранявшие въезды в города, оставшиеся без своего дела купцы или посадские люди. Таможенные пошлины зачастую собирали «натурой» — то есть, товаром, который потом мытари сами реализовывали в розницу или оптом другим купцам. Заодно целовальники следили за порядком в Гостиных дворах — смотрели за качеством товара, проверяли соответствие емкостей и весовые гири и т.д.

Служба таможенная формально была безвозмездной, то есть жалования за нее не полагалось, а кормиться служивые должны были за счет купечества, исходя из «памятей», своих потребностей, а также наличия или отсутствия совести. Чтобы таможенный голова и целовальники не нарушали тарифы и не обижали торговцев сверх надобностей, они принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому такой способ сбора податей получил название «верного». Пребывание же чиновника в должности таможенного головы называлось «головством».


Из бурмистров в оберцольнеры

Тем временем постепенно шло освоение Сибири, бурно начала развиваться морская торговля через Архангельск и волжская, через Астрахань и Каспий. Таможня становилась реальным инструментом для получения дохода в государственном масштабе и требовала более серьезного к себе отношения. Тогда-то, при царе Алексее Михайловиче, и были приняты первые настоящие государственные документы, регламентирующие ее деятельность.

25 октября 1653 года появился уже упомянутый указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров». Этот нормативный правовой акт иногда называют «Торговым уставом» и рассматривают его в качестве первого общерусского таможенного тарифа. Многочисленные таможенные сборы были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли — 10% от цены. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины — 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров. Пошлины на рыбу и пушнину были выведены из общей системы и оговаривались особыми статьями.

123

В 1667 году по инициативе и под руководством дипломата и воеводы боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина, был подготовлен и издан «Новоторговый устав», точнее, «Новоуказные торговые статьи 7175 года» (на Руси тогда использовалось летосчисление «от сотворения мира»). Его условно можно назвать первым таможенным кодексом, который включил в себя правила ввоза товаров, размеры внешних и внутренних сборов, устройство таможен, обязанности служителей и т.д. Взимание платежей «натурой» было запрещено. «Новоторговый устав» стал важным шагом вперед, хоть до соответствия европейским стандартам нашей таможне было еще очень далеко.


Впрочем, Россия XVII века не особенно стремилась копировать западных соседей. Другое дело при Петре — сыне и наследнике Алексея. Как только он «прорубил окно» в Европу, оказалось, что хлынувший через него поток свежего воздуха нужно как-то контролировать, для чего собственно и предназначалась таможня. А перемены были огромные: сотнями возникали мануфактуры и заводы, Россия вышла к Балтийскому морю, построила корабли и порты, естественно, рос и оборот торговли. В ранние годы правления Петра «стратегические» товары нуждались в нулевом тарифе на ввоз, а через несколько лет на них уже нужно было вводить пошлины для защиты своих промышленников от европейской конкуренции. Так было с производством железа, строевого леса для флота, пеньки, парусины, воска и других товаров, производство которых нам быстро удалось освоить. На подобные товары пошлина могла доходить до 75% от их цены, тогда как на изделия, производство которых в стране не было освоено, пошлины составляли около 3%. А на математические и хирургические инструменты пошлина вовсе не начислялась.

Логика протекционистских шагов была очевидна, но принимавшиеся меры были сумбурными и хаотичными. Петр успевал реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию указами по изменению тарифов на конкретные товары, однако создать единую целостную таможенную систему он не успел. Некоторые шаги по реорганизации замшелой структуры сделаны были, правда, касались они изменения формы, а не содержания. Так в 1718 году была создана служба таможенных бурмистров (термин взят из присущего Магдебургскому праву лексикона), заменивших таможенных голов, а подчинялись они теперь не Приказу Большой казны, а свежеобразованной Коммерц-коллегии во главе с Петром Толстым. С 1720 года таможенные бурмистры стали именоваться оберцольнерами (в переводе с немецкого — «досмотрщик», «надзиратель»), но при них по-прежнему состояли целовальники. А еще Петр I учредил специальную должность «прибыльщика», в обязанности которого входило «сидеть и чинить государю прибыли», иными словами — изобретать новые источники доходов, то есть — поборов.


В 1724 году Петр узаконил жесткие протекционистские тарифы, существовавшие в виде указов. Но в начале 1725 года он скончался, а уже в июле того же года проживающие в Санкт-Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой пытались убедить императрицу, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход. Их ходатайство было удовлетворено. А в 1731 году приняли новый таможенный тариф, в котором «защитные» пошлины на некоторые товары были снижены с 75 до 10%. Протекционистские начинания Великого Петра был забыты.

Дело государственное

Следующий важнейший момент в организации таможенного дела относится к эпохе Елизаветы Петровны и напрямую связан с деятельностью виднейшего сановника тех лет Петра Ивановича Шувалова. Именно его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста от 20 декабря 1753 года, который полностью отменил внутренние таможенные сборы, а также 17 «мелочных сборов», которые были заменены единообразной таможенной пошлиной, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых в страну товаров в сумме 13 копеек с рубля стоимости. Рудимент средневековья в виде внутренних таможен, мешавших созданию нормального торгового рынка внутри страны, наконец-то был отменен.

В следующем, 1754 году, в продолжение реформы был учрежден Корпус пограничной стражи и служба таможенных объездчиков при нем, а в 1755 году был издан первый настоящий Российский таможенный устав. На его основании через два года был принят и новый таможенный тариф, заменивший уже совершенно устаревший тариф 1731 года.

123

В Уставе четко регламентировались правила ведения торговли, в том числе, сословные. Так, купцам предоставлялось право вести оптовую внешнюю и внутреннюю торговлю везде, а розничную — только в городах, где они были записаны в купечество. Дворянам дозволялось вести оптовую внешнюю и розничную внутреннюю торговлю лишь товарами, произведенными в их имениях. Крестьяне могли торговать в розницу «съестными и лесными припасами» на городских рынках, но только до полудня, после чего должны были продать свои товары перекупщикам оптом; предварительный сговор о цене запрещался. Зато крестьяне в любое время могли торговать «в крупных селах и деревнях, стоявших на больших дорогах, но не ближе пяти верст от города», изделиями промыслов: посудой, серпами, мылом, сургучом и прочим. Реестр этих товаров был приложен к Торговому уставу. И наконец, определялся статус иностранных купцов. Те, кто записался в российское купечество и «вечное» российское подданство, приобретал равные с нашими купцами права и обязанности. Те, кто записался «на время», — те же права, но вместо привлечения к общественным службам, они должны были платить от 50 до 100 рублей в год, а при отъезде из России должны были оставить в казне десятую часть своего капитала. Иностранцам, не вступившим в российское подданство, разрешено было лишь оптом продавать свои товары нашим купцам.


За качеством продаваемого товара предписывалось следить городским магистратам и таможням, последние также разбирали споры между купцами или между купцами и их приказчиками. Весы и меры полагалось использовать только клейменные в губернских, провинциальных и воеводских канцеляриях. Предусматривались наказания продавца за обман покупателя, например, с использованием слишком тяжелой бочковой тары или избыточного количества упаковки, «браковщиков» (это была отдельная специальность) за недобросовестное обследование пеньки и льна, приказчиков, подложно торговавших от имени своего хозяина и т.д. Репрессии к злодеям предполагались разные: от штрафов и конфискации товара, до телесных наказаний и ссылки в Сибирь — в зависимости от тяжести содеянного и сословной принадлежности преступника. Большим штрафом наказывалось взяточничество таможенных управителей и магистратских служащих. Поощрялось доносительство на уклонявшихся от уплаты пошлин или недобросовестных торговцев — «информатор» получал от трети до половины конфискованного товара. После вступления в силу всех означенных реформ объем поступлений в казну увеличился более чем в два раза: в начале 1750-х годов он составлял 900 тыс. рублей, а в конце декады уже более двух миллионов!

123

В 1763 году была учреждена комиссия по коммерции, которая, исходя из меняющихся условий, должна была корректировать таможенные тарифы. В мае 1766 года результаты ее работы были доложены Екатерине II, получили высочайшее одобрение, были опубликованы и с 1 сентября 1766 года вступили в силу. Вскоре стало ясно, что регламентация и ужесточение таможенных правил привели к массовой контрабандной торговле. Для ее пресечения в 1782 году была создана специальная Таможенная пограничная стража, в виде «особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров». Формировалась она на основе вольного найма и занималась не столько охраной границ (этим ведали войсковые подразделения), сколько отловом в приграничной полосе обозов с контрабандными товарами. Комплектовалась стража казаками и отставными чинами кавалерийских полков. Аналогичная служба существовала и на море.


На рубеже XIX столетия таможенные правила стали меняться в угоду внешнеполитическим факторам. То мы воевали с Францией и отменяли пошлины для английских товаров, то мирились с Наполеоном и присоединялись к континентальной блокаде. «Национальный» фактор приводил к дополнительным сложностям, связанным с контрабандным провозом товаров под чужим флагом. Параллельно вместе с госаппаратом менялась и структура управления таможенной службой. С 1802 года управление таможенным делом осуществляло Министерство коммерции, а с 1811 года — Департамент внешней торговли Министерства финансов. В том же 1811 году Александр I учредил Таможенное управление по европейской торговле, в состав которого входило 11 таможенных округов.

В последующие 100 лет революционных изменений в системе российской таможни уже не происходило, хотя эволюция, естественно, была. Несколько раз редактировался Таможенный устав. Таможенные надзиратели с 1827 года стали числиться на военной службе, хотя по-прежнему носили мундиры Министерства финансов. Кстати, в тот год состав всей службы состоял из 37 кадровых офицеров, 275 запасных офицеров и 3282 рядовых сотрудников. Регулярно менялись тарифы: в николаевское время при министре финансов графе Е.Ф. Канкрине они были жестко охранительными и протекционистскими, а во второй половине века стали более лояльными и сбалансированными. В конце ХIX века пограничная стража была выделена в отдельный род войск и выведена из подчинения таможенным органам. Немного видоизменилась система таможенных округов, а сами пункты разделены на таможни первого, второго и третьего класса. Появились специальные таможенные пункты на железных дорогах.

О важности и качестве работы таможенной системы Российской Империи может свидетельствовать тот факт, что в начале XX века в системе российских государственных доходов таможенные сборы занимали второе место после. поступлений от торговли крепкими спиртными напитками. Таможенные доходы составляли 14,5% активов российского бюджета, что в абсолютных цифрах составляло более 200 млн рублей в год.

Читайте также: