Цели и задачи государственного налогового менеджмента

Опубликовано: 30.04.2024

В российской теории и практике считается, что государство является неэффективным управленцем-хозяйственником и его деятельность находится вне рыночных отношений, а поэтому управление финансами и налогами носит административный характер и не может быть рыночно ориентированным. Действительно, управление налогами на макроуровне специфично в силу законодательно-правовой, обязательной формы налоговых отношений, завуалированности процесса формирования и функционирования налогов как цены услуг государства (общественных благ). Усиливают скептицизм неумелые (а порой противоправные) действия и решения органов государственной власти в финансовой сфере, их нежелание переходить на эффективные, рыночно ориентированные формы и методы управления финансами и налогами. Однако это не отвергает ни саму возможность, ни острую необходимость организации полноценной, эффективной системы государственного налогового менеджмента, учитывая специфику такой формы управления налоговыми потоками на уровне экономики в целом и регионов страны, а также существенное влияние на принятие решений нерыночных и даже неэкономических факторов. К последним относятся социальные, политические факторы, лоббизм, коррупция и др.

Государственный налоговый менеджмент представляет собой систему управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг). В основе государственного налогового менеджмента лежат принципы стратегического видения тенденций и закономерностей формирования структуры развития экономического, финансового и налогового потенциала, а также методы обеспечения их продуктивного воздействия на факторы экономического роста. Такая система управления государственным финансовым хозяйством, включая его налоговую составляющую, пока отсутствует в России, разрозненно функционируют лишь отдельные ее элементы.

Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование.

Субъектами государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно осуществляющие управление потенциальными и фактическими налоговыми потоками, т. е. задействованные в налоговом процессе. К таким субъектам относятся обе палаты Федерального Собрания РФ (Совет Федерации и Государственная Дума РФ), законодательные и представительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, Президент РФ и его Администрация, главы администраций субъектов РФ и муниципальных образований, Правительство РФ и аналогичные структуры субъектов РФ, Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральное Казначейство, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Законодательные органы власти рассматривают и принимают законодательные акты в области налогообложения, бюджеты на очередной год и отчеты об их исполнении, другую деятельность по правовому обеспечению налогового процесса в стране. Президент России определяет стратегию налоговой политики, в том числе в ежегодном Бюджетном послании Федеральному Собранию, утверждает налоговые законы, дает задания Правительству РФ по разработке налоговых вопросов и т. д. Похожие функции в регионах осуществляют главы субъектов Федерации. Правительство РФ осуществляет общее руководство и контроль за разработкой и реализацией государственной налоговой политики, дает распоряжения министерствам по разработке конкретных налоговых вопросов и осуществляет нормативное обеспечение налогового процесса и налоговой политики.

Министерство финансов РФ (Минфин РФ) совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ разрабатывает налоговую политику, а также самостоятельно готовит проекты законов по вопросам налогообложения и развития налоговой системы, проект и отчет об исполнении федерального бюджета, осуществляет общее руководство деятельности подведомственных федеральных служб. Финансовые министерства, департаменты, управления и т. п. субъектов Федерации осуществляют похожие функции в масштабе своих регионов.

Федеральная налоговая служба, это ведомство, специально созданное в структуре Министерства финансов РФ для текущего и оперативного управления налогообложением на территории всей страны, включая налоговый контроль. В структуру Федеральной налоговой службы (ФНС) входят региональные управления ФНС по субъектам Федерации и их территориальные межрайонные налоговые инспекции, которые непосредственно ведут работу с налогоплательщиками по организации и контролю исполнения последними налоговых обязательств. Органы ФНС называются налоговыми органами. Роль налоговых органов при взимании налогов на таможенной границе России выполняют органы Федеральной таможенной службы. Органы Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ ведут налоговые расследования, осуществляют налоговые проверки и совершают соответствующие юридические действия в отношении лиц, действия которых квалифицируются как налоговые преступления.

Учитывая, что в структуре субъектов управления налогами отсутствует специальный орган, занимающийся налоговым менеджментом, а Минфин РФ является его основным функциональным субъектом, целесообразно было бы создать в составе названного министерства Федеральную службу налогового менеджмента с привлечением для работы на постоянной основе необходимых научных кадров. Функциями этой федеральной службы должны быть аналитика и координация деятельности всех субъектов налогового менеджмента, осуществление налогового планирования и налогового бюджетирования, разработка мер налогового регулирования и концепции налоговой политики, подготовка законов по развитию налогообложения и налогового механизма, разработка управленческих решений по налоговыми доходам, налоговым расходам, налоговой прибыли, их доведение до Минфина РФ, продвижение и мониторинг исполнения, выполнение заявок субъектов РФ на аналогичные менеджерские работы и др.

Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение устойчивого налогового равновесия, долгосрочной сбалансированной реализации налогами всех своих функций (денежного эквивалента ценности общественных благ, фискальной, регулирующей и контрольной) на основе рационализации процедур и элементов налогового процесса, оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков. Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.

Государственный налоговый менеджмент представляет собой науку, искусство и практику принятия управленческих налоговых решений на многовариантной основе путем выбора наиболее эффективных из них. Принятие управленческих решений направлено на достижение цели и решение функциональных задач (функций) государственного налогового менеджмента. К таким функциональным задачам (функциям) последнего можно отнести следующие:

  • анализ и оценка с налоговых позиций показателей экономического роста, финансового состояния налогоплательщиков, государственных доходов и расходов;
  • обеспечение оптимального ценового равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ (выгод, услуг), рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;
  • разработка налоговой концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;
  • принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений в области определения оптимальных параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;
  • принятие долгосрочных, стратегических решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, обеспечивающих необходимый фискальный и регулирующий эффект;
  • разработка по доходной и расходной части среднесрочного и текущего налогового бюджета, управление его исполнением и мониторинг;
  • прочие функции, связанные с защитой от рисков налоговых поступлений, снижением налоговых недоимок, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и т. д.

Государственный налоговый менеджмент в целом и принятие налоговых решений осуществляется в рамках установленного налогового процесса и его элементов (налоговое право, система налогообложения, налоговая система, налоговая политика, налоговый механизм). С процессуальных позиций государственный налоговый менеджмент связан с организацией налогового процесса, государственным налоговым планированием (прогнозированием), государственным налоговым регулированием и государственным налоговым контролем. Названные составляющие налогового менеджмента одновременно выступают элементами налогового механизма (и здесь нет никаких противоречий, поскольку через налоговый механизм реализуются функции налогов и управления ими).

Организация субъектами государственного налогового менеджментаналогового процесса представляет собой всю организационную деятельность по составлению, рассмотрению и утверждению бюджетов, по непосредственному сбору налоговых платежей, правовому обеспечению налогового процесса, формированию концепции государственной налоговой политики, государственному налоговому планированию (прогнозированию), государственному налоговому регулированию и государственному налоговому контролю. При этом решаются следующие основные задачи:

  • образование доходной части бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней путем мобилизации налоговых доходов;
  • оптимальное распределение налоговых ресурсов между звеньями бюджетной и налоговой систем;
  • создание рациональной системы налогов на основе оптимизации уровня и структуры налогового бремени по сферам, отраслям и группам налогоплательщиков;
  • разработка краткосрочных, годовых, среднесрочных и долгосрочных планов и программ поступления налогов для принятия их к исполнению и принятия управленческих решений;
  • организация процедур налогового бюджетирования и принятие к исполнению налоговых бюджетов;
  • организация и осуществление налогового контроля и деятельности налогоплательщиков и мониторинга действий и исполнения управленческих решений субъектами государственного налогового менеджмента.

Государственное налоговое планирование и прогнозирование представляет собой систематическую деятельность по разработке плановых налоговых доходов и других показателей, а также подготовку решений, связанных с будущим системы налогов, налогообложения и налогового механизма. На стадии планирования происходит разработка концепции (стратегии и тактики) налоговой политики. Налоговое планирование – это непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой цели, задач и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий в рамках имеющегося или создаваемого налогового потенциала. Последний определяется на основе анализа налоговых поступлений, тенденций и факторов развития налогооблагаемых баз и других необходимых показателей. Разновидностью налогового планирования является налоговое бюджетирование, то есть увязка плановых налоговых доходов с плановыми налоговыми расходами на альтернативной основе.

Государственное налоговое регулирование тесно связано с налоговым планированием, прогнозированием и бюджетированием. Оно предполагает целенаправленную деятельность субъектов налогового менеджмента по воздействию на экономику, отдельные ее сферы, отрасли и сегменты, а также на социальную сферу, используя большой набор налоговых методов и инструментов – виды налогов, методы налогообложения, налоговые льготы и др.

Государственный налоговый контроль предполагает выявление и оценку отклонений фактических налоговых параметров от запланированных, учет налогоплательщиков и проверку соблюдения ими налогового законодательства, применение мер налоговой ответственности за налоговые правонарушения и преступления, проведение мониторинга исполнения субъектами государственного налогового менеджмента намеченных мероприятий и эффективности их деятельности. Государственный налоговый контроль в современной России является наиболее развитым, организационно и институционально структурированным функциональным элементом государственного налогового менеджмента. Система налогового контроля, как и все другие элементы менеджмента, является динамически развивающейся системой.

date image
2015-07-21 views image
2044

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Государственный налоговый менеджмент представляет собой систему управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг).

Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование.

Субъектами государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно осуществляющие управление потенциальными и фактическими налоговыми потоками, т. е. задействованные в налоговом процессе. К таким субъектам относятся обе палаты Федерального Собрания РФ (Совет Федерации и Государственная Дума РФ), законодательные и представительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, Президент РФ и его Администрация и др. Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение устойчивого налогового равновесия, долгосрочной сбалансированной реализации налогами всех своих функций (денежного эквивалента ценности общественных благ, фискальной, регулирующей и контрольной) на основе рационализации процедур и элементов налогового процесса, оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков. Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.

Государственное налоговое планирование и прогнозирование представляет собой систематическую деятельность по разработке плановых налоговых доходов и других показателей, а также подготовку решений, связанных с будущим системы налогов, налогообложения и налогового механизма. На стадии планирования происходит разработка концепции (стратегии и тактики) налоговой политики. Налоговое планирование – это непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой цели, задач и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий в рамках имеющегося или создаваемого налогового потенциала. Последний определяется на основе анализа налоговых поступлений, тенденций и факторов развития налогооблагаемых баз и других необходимых показателей. Разновидностью налогового планирования является налоговое бюджетирование, то есть увязка плановых налоговых доходов с плановыми налоговыми расходами на альтернативной основе.

Государственный налоговый контроль предполагает выявление и оценку отклонений фактических налоговых параметров от запланированных, учет налогоплательщиков и проверку соблюдения ими налогового законодательства, применение мер налоговой ответственности за налоговые правонарушения и преступления, проведение мониторинга исполнения субъектами государственного налогового менеджмента намеченных мероприятий и эффективности их деятельности.

1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента.

2. Налоговое прогнозирование и планирование.

3. Налоговое регулирование и налоговый контроль.

4. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент.

1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент – система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов в принятии решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро- и микроуровне с целью оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями и повышения эффективности решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля. Субъекты налогового менеджмента – государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятия, организации). Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налоговый процесс на макро- и микроуровне. Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений, определение способов сокращения рисков. У государства возникают риски недополучения запланированных налоговых доходов, а у предприятий – риски потери доходов в виде штрафных налоговых санкций в результате принятия неэффективных управленческих решений и действий.

Налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко: как процесс принятия управленческого решения и как систему управления.

Функции субъекта налогового менеджмента: организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функции объекта налогового менеджмента: совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная.

Задачи налогового менеджмента: обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления; эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли; оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков; обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков; минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли; достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления; внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования; повышение эффективности мер налогового регулирования и контроля.

Организационные принципы налогового менеджмента: взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансов; комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений; динамизм налогового управления; многовариантность подходов и управленческих решений; учет фактора риска при принятии решений.

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:

– макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

– микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

2. Налоговое прогнозирование и планирование. Планирование является процессом разработки планов развития объектов разного уровня. Прогнозирование, в отличие от планирования, является опережающим отражением будущего. Прогнозирование – вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Налоговое прогнозирование– обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположения о направлениях развития налоговой системы, возможных состояниях налоговых платежей в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Налоговое прогнозирование является частью бюджетного процесса, базой налогового и бюджетного планирования.

Прогноз строится на основании: 1) тщательного изучения информации о состоянии налоговой системы на данный момент; 2) определения в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей; 3) нахождения в результате анализа наилучшего варианта развития налоговых отношений.

Налоговое прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе налогового прогнозирования рассматриваются различные варианты налоговой политики государства, разные концепции развития налоговой системы с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на разных уровнях.

Для составления прогнозов используютсядва подхода:генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей; при нормативно-целевом – определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата. Базой для налогового прогнозирования являются прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов на соответствующий период времени и статистическая информация по основным макроэкономическим показателям.

Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозированном периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики, по стимулированию производства и т. п. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.




Основная задача налогового планирования и прогнозирования– экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры и соотношения налоговых начислений у налогоплательщика и бюджетных планов и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.

Прогнозирование является первой стадией планирования. Утвержденный прогноз становится планом. Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства. Налоговое планирование– основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие – наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств. Поэтому целью государственного налогового планирования является оптимальное по объему, составу и структуре финансовое обеспечение расходных полномочий органов власти всех уровней в рамках реализации концепции государственной экономической, финансовой, социальной и налоговой политики. Целью корпоративного налогового планирования является оптимизация налоговых потоков предприятием в рамках реализации его экономической, финансовой и налоговой политики.

Виды налогового планирования:

– стратегическое – долгосрочное планирование достижения стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики;

тактическое (текущее или оперативное) – это планирование на уровне отдельно взятых налогоплательщиков.

Процессы налогового менеджмента:налоговое прогнозирование; стратегическое и тактическое налоговое планирование, сводное налоговое планирование (разработка концепции налоговой политики); налоговое бюджетирование, ориентированное на результат; рациональное использование полученных доходов на финансирование эффективных расходов.

Методы налогового планирования (прогнозирования): балансовый, коэффициентов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный, прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей.

Таким образом, планирование и прогнозирование в налогообложении являются особыми элементами системы выработки и принятия решений в сфере налоговых отношений государства и налогоплательщиков. С одной стороны, прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из хозяйственных функций государства. С другой стороны, прогнозирование и планирование налоговых обязательств налогоплательщиком является элементом управления денежными потоками при выработке финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и финансовой устойчивости.

3. Налоговое регулирование и налоговый контроль. Налоговое регулирование – составная часть процесса управления налогами, деятельность людей по использованию регулирующих возможностей налогов, которые могут быть использованы с различной эффективностью в рамках принятых налоговых заданий и налоговой концепции. Это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения налогов, получивших отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени.Основная цель налогового регулирования – уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди функций налогов реально выполняется только фискальная, тогда как регулирующая слабо срабатывает на практике.

Налоговый контроль – процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в т. ч. путем применения налоговых санкций. Контроль предполагает выявление отклонений фактически достигнутых результатов за определенный период времени от запланированных, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных отклонений. Необходимость такой функции управления связана с тем, что объект управления вследствие непредвиденных воздействий внешней среды, сбоев внутри самого объекта может отклоняться от намеченной для него линии поведения (плана). На стадии контроля одним из возможных решений может быть пересмотр первоначальных целей и задач в связи с невозможностью их реализации из-за изменившихся обстоятельств.

Основные задачи налогового контроля: правильное ведение финансовых документов; своевременное и должное заполнение регистров налоговой отчетности, деклараций, промежуточных расчетов налоговых платежей; обеспечение достоверности бухгалтерского и налогового учета.

Виды налогового контроля:

а) по направленности:

внешний (налоговые службы осуществляют контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством);

внутренний (самоконтроль) (налоговые менеджеры следят за правильностью и своевременностью выполнения налоговых обязательств предприятиями с целью минимизации санкций за налоговые правонарушения);

б) по субъектам осуществления контроля:

государственный налоговый контроль – государственное воздействие на хозяйствующие субъекты, обязывающие их правильно формировать налоговую базу и исчислять причитающиеся с ней платежи;

корпоративный налоговый контроль – систематическая деятельность налогоплательщика по организации налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Принципы налогового контроля:

– соблюдение интересов государства и экономических контрагентов;

– доступность результатов налогового контроля для анализа со стороны государственных налоговых и таможенных администраций и банков;

– аналитичность и содержательность отчета по налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств.

4. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент. Государственный налоговый менеджмент– система управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг). Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование. Субъектами государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно осуществляющие управление потенциальными и фактическими налоговыми потоками, т. е. задействованные в налоговом процессе. Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение устойчивого налогового равновесия, долгосрочной сбалансированной реализации налогами всех своих функций (денежного эквивалента ценности общественных благ, фискальной, регулирующей и контрольной) на основе рационализации процедур и элементов налогового процесса, оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков. Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.

Задачигосударственного налогового менеджмента:

– анализ и оценка с налоговых позиций показателей экономического роста, финансового состояния налогоплательщиков, государственных доходов и расходов;

– обеспечение оптимального равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ, рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;

– разработка налоговой концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;

– принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений в области определения оптимальных параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;

– принятие стратегических решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, обеспечивающих необходимый фискальный и регулирующий эффект;

– разработка по доходной и расходной части среднесрочного и текущего налогового бюджета, управление его исполнением и мониторинг;

– прочие функции, связанные с защитой от рисков налоговых поступлений, снижением налоговых недоимок, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и т. д.

Государственный налоговый менеджмент в целом и принятие налоговых решений осуществляется в рамках установленного налогового процесса и его элементов (налоговое право, система налогообложения, налоговая система, налоговая политика, налоговый механизм).

Корпоративный налоговый менеджмент – система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне. Особенностями корпоративного налогового менеджмента являются: организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии; корпоративное налоговое планирование; корпоративное налоговое регулирование; корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Управлением налоговыми платежами на большинстве предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже встречается внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

– более полно учесть изменения внешней среды;

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Критерием решения вопроса о необходимости организации корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровней налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений.

Тема 1. Теоретические, правовые и организационные основы налогового менеджмента

1. Историческое развитие украинского налогового менеджмента (самостоятельно).

Сущность, функции, задачи и принципы налогового менеджмента.

3. Государственный налоговый менеджмент.

4. Корпоративный налоговый менеджмент

Налоговая нагрузка - критерий эффективности налогового менеджмента.

Сущность, функции, задачи и принципы налогового менеджмента

По своей сути налоговый менеджмент законодательно закрепленный
процесс управления организацией администрирования налогов и сборов со стороны фискальных органов, а также их начислением и уплатой со стороны плательщиков налогов. В первом случае речь идет о государственном налоговый менеджмент, во втором - корпоративный.

Целесообразно разделить понятия налогового менеджмента на государ­ственном уровне (макроуровне) и уровне субъектов хозяйство­вания и домохозяйств ( микроуровне), принимая во внимание различие в их объектах, субъектах, целях и за­дачах.

Сопоставительная характеристика налогового менеджмента на макро- и микроуровне.

Налоговый менеджмент на макроуровне Налоговый менеджмент на микроуровне
Объект - налоговая система государства; - потоки налоговых платежей в бюджеты всех уровней; - договорные отношения по предоставлению налоговых льгот и кредитов; - контрольные действия за соблюдением налогового законодательства; - отношения, которые возникают между государством и плательщиками по поводу уплаты налогов; -действия и процессы, направленные на установление и изменение налоговых норм, и взимание налогов. - система налогового учета предприятия ; - отношения, которые возникают между государством и плательщиками по поводу уплаты налогов; имущество, доход, прирост стоимости изделия, вид деятельности

Субъект - государство в лице его органов; - органы законодательной и исполнительной власти, контролирующие органы - налогоплательщики: юридические и физическое лица
Цель - формирование и обеспечение функционирования эффективной налоговой политики государства; - сбор налогов и контроль их получения; - обеспечение доходной части бюджета и влияния налогов на развитие предпринимательства и социальной сферы. - максимизация прибыли за счет сокращения налоговых расходов ; - обеспечение оптимальных налоговых платежей с учетом действующего законодательства; - своевременное и полное выполнение обязательств налогоплательщиков [13]
Задачи - обеспечение мобилизации денежных поступлений для исполнения доходной части бюджетов; - прогнозирование объемов налоговых поступлений; - разработка новых концепций налогообложения; - создание законодательной базы; - образование системы налоговых институтов; образование системы штрафных санкций. - разработка налоговой политики предприятия; - управление системой налогового учета предприятия ; - определение оптимальной системы налогообложения предприятия ; - применение возможных льгот; - расчет производственной диверсификации ; - разработка налоговых планов и налогового календаря ; оценка эффективности налогового менеджмента предприятия .

Анализируя эти определения, можно сде­лать такие выводы:

— объектом налогового менеджмента на макроуровне является налоговая система государства, все другие приведенные примеры в той или иной мере входят в состав или являются связями элементов налоговой системы; на мик­роуровне объектом является система налогово­го учета предприятия;

субъектом налогового менеджмента на макроуровне выступают государственные орга­ны, входящие в налоговую систему; на микро­уровне — налогоплательщики;

целью налогового менеджмента на мак­роуровне принято считать обеспечение доход­ной части бюджетов всех уровней, направлен­ное на полноценное выполнение государством своих функций за счет создания эффективной налоговой системы, содействующей развитию предпринимательства, социальной сферы и экономики в целом; на микроуровне целью яв­ляется максимизация чистой прибыли за счет сокращения налоговых расходов и дополни­тельного инвестирования.

Задачи налогового менеджмента на макро- и микроуровне также отличаются, что подтвер­ждает необходимость отдельного определения понятия налогового менеджмента на макро- и микроуровне.

Налоговый менеджмент на макроуровне (государственный) можно охарактеризовать как со­вокупность принципов, методов, приемов, средств и форм управления налоговой систе­мой государства с целью эффективного разви­тия экономики.

Налоговый менеджмент на микроуровне ( корпоративный) можно определить как совокупность принципов, методов, средств, приемов и форм управления системой налогового учета субъекта хозяйствования с целью повышения эффективности его деятельности с соблюдением норм законодательства и учетом интересов государства.

Взаимосвязь налогового менеджмента на макро- и микроуровне можно охарактеризовать следующим образом


Налоговый менеджмент на макро- и микро­уровне объединяется посредством потоков денеж­ных ресурсов, которые направляются от налого­плательщиков в бюджеты всех уровней. Их осо­бенность состоит в том, что они являются одно­временно доходами государства и расходами на­логоплательщиков. Это вынуждает субъектов на­логового менеджмента на макроуровне — государ­ственные органы (законодательные, фискальные и т.п.) — учитывать не только фис­кальные интересы государства при выборе прин­ципов, методов, средств, приемов и форм построения и управления объектом (налоговой сис­темой государства), но и необходимость инвести­рования субъектов хозяйствования — налогопла­тельщиков. В то же время выбор субъектами на­логового менеджмента на микроуровне (налого­плательщиков) принципов, методов, средств, приемов и форм управления своим объектом (на­логовым учетом предприятия) взаимосвязан с целями и задачами государственного налогово­го менеджмента..

Величина формирующейся под двусторонним воздействием базы налогообложения зависит от координации усилий взаимозависимых субъектов. Так, от величины базы на-
логообложения зависят соогветствующие объемы денежных потоков и, как следствие, полнота поступлений налоговых платежей в бюджеты.

При этом налоговая система государства (под воздействием субъектов налогового менеджмента на макроуровне) и налоговый учет предприятий (уп-
равляемый субъектами налогового менеджмента на микроуровне) оказывают взаимное влияние на потоки денежных ресурсов и полноту уплаты налоговых платежей. В итоге сумма этих платежей непосредственно влияет на возможности субъектов налогового менеджмента на макроуровне исполнять свои функции, а у субъектов налогового
менеджмента на микроуровне - получать адекватные услуги от государства.

Государственный налоговый менеджмент — это целенаправленный процесс, где целью может являться некоторое качественное и количественное состояние экономики, которое достигается в определенный период времени путем направленного воздействия на систему налогов и налогообложения.

Предметом государственного налогового менеджмента являются экономические процессы движения и перераспределения стоимостей преимущественно в денежной форме путем осуществления как обязательных и безвозмездных платежей, так и регулирующих воздействий на участников экономического пространства в нужном для общества социально-экономическом направлении. Объектом государственного налогового менеджмента являются различные по характеру и содержанию отношения, возникающие в обществе по поводу организации и осуществления этих экономических процессов на разных уровнях управления.

Из данного определения следует, что Государственный налоговый менеджмент — процесс воздействия налогами и налогообложением на поведение субъектов хозяйствования и население посредством налогового администрирования и осуществления налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля с целью оптимального и эффективного экономического и социального развития общества. Следовательно, государственный налоговый менеджмент включает деятельность финансовых и налоговых органов по определению и бюджетной мобилизации налогового потенциала экономики страны, ее субъектов, территориальных образований, отраслей хозяйства и налогоплательщиков.

При этом налоговый потенциал рассматривается как составляющая часть более общего понятия финансового потенциала и представляет собой максимальную возможную расчетную сумму поступлений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства.

Содержание государственного налогового менеджмента составляет:
1. Государственное налоговые планирования и прогнозирование;
2. Государственное налоговое регулирование;
3. Налоговый контроль.

Задачами налогового планирования и прогнозирования являются выявление фактического налогового потенциала территорий или субъектов налогообложения и его максимально допустимое фискальное использование, выработка предложений по совершенствования системы сбора налогов и его правового регулирования обеспечение мирного сосуществования конфликтных сфер "бизнес-бюджет".
Производство налогового планирования может включать несколько этапов:

1. Расчет и оценка налогового потенциала территорий и субъектов налогообложения и перспективы его развития: анализ налоговой нагрузки организаций.

2. Оценка адекватности налоговых поступлений от субъектов налогообложения их фактическому налоговому потенциалу и выбор на этой основе объектов налоговых проверок; правовое и организационное обеспечение повышения собираемости налогов: прогнозирование налоговых поступлений. Сердцевиной налогового планирования является определение налогового потенциала региона, области, отраслей и налогоплательщиков с целью его последующей налоговой мобилизации.В основу установления налогового потенциала региона положен расчет фактического состояния и развития совокупной налоговой базы налогов на основе экономически обоснованной налоговой нагрузки территорий и налогоплательщиков, которая в Казахстане отличается очевидной неравномерностью.

Общая цель налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы. Достижение этой цели обеспечивается сочетанием различных методов налогового регулирования (налоговый кредит, отсрочка и рассрочка налогового платежа, налоговые вычеты и др.), а также синтезом их со всеми методами государственного регулирования экономики (ценообразование, тарифы, регулирование денежного обращения и др.).

Как отмечалось, в рамках реализации общей цели особое значение имеет оптимизация взаимосвязанных элементов налогообложения: налоговой базы; ставки налога; налоговых льгот. Суть этого процесса заключается в достижении на практике относительного равновесия между двумя налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. Напомним еще раз о том, что способы реализации мер налогового регулирования различны и противоречивы. С одной стороны, это система налоговых льгот: отмена авансовых платежей, уменьшение налогового обязательства в связи с благотворительностью, отсрочка платежа по заявлению налогоплательщика. С другой стороны, это система налоговых санкций (штрафы, пеня, административные санкции). Правильное сочетание этих двух систем обеспечивает гибкость налогообложения и как следствие — эффективность налоговой политики.

Таким образом, налоговое регулирование связывается с детальной разработкой способов реализации плановых заданий, а также выработкой регулирующих воздействий, направленных на их исполнение. Характерным является то, что методы налогового регулирования должны в обязательном порядке учитывать законодательные уложения, определяющие различные аспекты налогового производства и ответственность за их нарушения. Кроме того, сюда включается широкий спектр методов косвенного воздействия на поведение субъектов налогообложения, стимулирующих принятие ими решений, полезных обществу (например через применение упрощенной системы налогообложения).

Эффективность управления во многом определяется тем, насколько действенной является система налогового контроля. Последний как элемент государственного воздействия на хозяйствующие субъекты обязывает их правильно формировать налоговую базу и точно исчислять величину налогового обязательства. Объект контроля — все финансово-хозяйственные операции и их результаты. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения; они осуществляются в разрезе территорий, налогоплательщиков, классификационных групп налогов, а также отдельных налогов и сборов. При этом необходимо соблюдение одного из основных требований к налоговому контролю: эффект должен значительно превосходить затраты на его проведение.

Обеспечение государственного налогового контроля возможно различными способами. Одним из них является учет налогоплательщиков.

Особенностью корпоративного налогового контроля является то, что нормативными актами установлена совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Здесь содержание контроля включает в себя: наблюдение за подконтрольными объектами; учет и анализ тенденций в области налогов; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности. Такой контроль осуществляется как государственными органами, так и аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий. Разумеется, цели и задачи государственного и негосударственного налогового контроля различны.

Читайте также: