Бюджетный налоговый банковский страховой валютный контроль

Опубликовано: 20.09.2024

Вы здесь: Главная
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
4.3. Формы и методы финансового контроля

4.3. Формы и методы финансового контроля

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля:предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения каких-либо финансовых операций (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом, путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций.

В зависимости от волеизъявления субъектов финансовых правоотношений и требований законодательства выделяют обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательныйконтроль проводится в силу требований законодательства в установленные сроки. К нему относится, в частности, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ.

Инициативныйконтроль самостоятельно определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

В зависимости от сферы финансовой деятельности финансовый контроль подразделяется на бюджетный, налоговый, валютный, страховой, банковский, контроль за денежной денежным обращением.

Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления. Финансовый контроль осуществляется, как правило, двумя основными методами: ревизией и проверкой.

Ревизия – это способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведение бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Проверка – способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

По месту проведения контрольных действий проверка (ревизия) подразделяется на камеральную и выездную.

Камеральнаяпроверка (ревизия) проводится контролирующим органом по месту своего нахождения на основе данных различных документов, представленных субъектами хозяйствования или их представителями, а также на основании имеющихся у контролирующего органа документов и сведений.

Выезднаяпроверка (ревизия) проводится непосредственно по месту нахождения субъекта хозяйствования.

По периодичности проведения проверки (ревизии) делятся на плановые и внеплановые.

Плановаяпроверка (ревизия) проводится на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением начальника (заместителя начальника) контролирующего органа. Плановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановая проверка (ревизия) одного и того же субъекта предпринимательства проводится только по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов. Иные контролирующие органы вправе обращаться к указанным государственным органам и Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь с предложениями о необходимости проведения внеплановых проверок.

Внеплановая тематическая оперативная проверка проводится с целью оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности. Срок ее проведения в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать трех рабочих дней. Такие проверки не включаются в планы работы (т.е. являются внеплановыми), назначаются руководителем контролирующего органа или его уполномоченным заместителем непосредственно перед началом проведения. Основанием для назначения таких проверок может служить необходимость контроля (например, за соблюдением порядка проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц, осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров).

Выделяют также встречнуюпроверку, под которой понимается установление фактического отражения субъектом предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществляющихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки.

По содержанию проверки (ревизии) делятся на документальные и фактические. Документальная включает в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактическойпроверки (ревизии) проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе проверки (ревизии) различают сплошныепроверки (ревизии), заключающиеся в исследовании всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период, и выборочные (ревизии), суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

По полноте охвата проверяемых материалов проверки (ревизии) подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность субъекта хозяйствования в различных областях (в них принимают участие одновременно контролирующие работники нескольких органов), и тематические, сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

Также возможно проведение встречной проверки, которая проводится в целях установления фактического отражения налогоплательщиком в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки. Встречная выездная налоговая проверка проводится по мере необходимости и на основании предписания ИМНС Республики Беларусь. В любом случае она всегда носит вспомогательный характер и невозможна без основной проверки налогоплательщика, поэтому ее вряд ли можно считать самостоятельной разновидностью налоговой проверки.

Для более эффективного финансового контроля используют такой вид как совместная проверка. Эта проверка проводится несколькими контролирующими (надзорными) органами, за исключением проверки, проводимой вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов, а также проверки, проводимой органами Комитета государственного контроля, прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов.

Контрольная проверка проводится для установления фактов устранения субъектами хозяйствования нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки. Ее продолжительность не должна быть более пяти рабочих дней. Вместе с тем, если в процессе контрольной проверки возникает необходимость в испытании продукции или обследовании производства, то по решению руководителя государственного органа срок контрольной проверки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.
Дополнительная проверка назначается для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего органа (должностного лица) или на требование (предписание) об устранении нарушений. Ее причинами являются необходимость изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды; факты несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок. Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Это правило не распространяется на дополнительные проверки, инициированные органами уголовного преследования по возбужденному уголовному делу либо осуществляемые по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов в отношении находящихся в их производстве дел (материалов).

Выделяют также другие методы финансового контроля.

Анализ представляет собой детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности. Он проводится на базе текущей и годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Обследование, которое заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, наблюдения и т. д.

Государство контролирует предприятия всех форм собственности с помощью различных видов финансового контроля.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

Основные виды финансового контроля

Признак классификации Виды финансового контроля
Субъект контроля: Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)
Объект контроля Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

· в силу требований законодательства;

· по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

· представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

· исполнительных органов власти общей компетенции;

· ведомственный и внутрихозяйственный;

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, обеспечивающих своевременность и точность финансового планирования, обоснованность и полноту поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, а также правильность и эффективность их использования.

Таким образом, основная цель государственного контроля состоит в том, чтобы максимизировать поступление ресурсов в государственную казну и минимизировать государственные издержки управления.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В их числе такие субъекты государственного финансового контроля как: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ, Федеральная таможенная служба РФ, ФНС, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Так, Парламентский контроль осуществляет Счётная палата Российской Федерации и аналогичные органы субъектов федерации.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью подчиненной им системе учреждений и организаций. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной власти предусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю соответствующей службы или учреждения. Основные задачи данного контроля:

· выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

· разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

· принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Правовой(правоохранительный) контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы. Субъекты контроля: Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России, Федеральная служба по финансовому мониторингу. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) —осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Негосударственный финансовый контрольвключает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.Негосударственный финансовый контроль необходим государству как информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения. С этой целью создан такой вид контроля как аудит.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.




Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).

В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимизации прибыли и рентабельности.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы и аудиторы. Основной задачей данного вида аудита является установление достоверности и дача заключения по финансовой отчетности проверяемого предприятия, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта. Это может быть контроль со стороны ревизионных комиссий акционерных обществ и товариществ над их исполнительными органами, либо внутренний контроль , осуществляемый специально созданной службой хозяйствующего субъекта, подчиняющейся непосредственно руководителю.

Корпоративный контроль — финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, торговые сети и т.д.).

Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К общественному финансовому контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов. Профсоюзные организации осуществляют контроль лишь косвенно, контролируя соблюдение трудового законодательства, условий труда и оплаты на предприятиях различных форм собственности.

Гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета (заработной платы, пенсий, пособий и др.).

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор, находящийся в ведении Министерства финансов); Федеральное казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля. Органы контроля: Федеральная налоговая служба; Федеральная таможенная служба (передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли); Государственные внебюджетные фонды — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль).Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины. Органы: Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.

Валютный контроль имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию, а также оптимизацию импортных поставок в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов. Валютный контроль за импортными поставками был введен для того, чтобы искоренить практику заключения фиктивных импортных контрактов, позволяющих «перекачивать» иностранную валюту за границу. Органами, осуществляющими валютное регулирование и контроль являются Правительство РФ, Центральный банк РФ и уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам, таможенные органы и ФНС.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита. Финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ - 4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 она присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), а также аудиторские организации). Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Екатерина Кищук

Автор: Екатерина Кищук Юрист 1С-WiseAdvice

Екатерина Кищук

Автор: Екатерина Кищук
Юрист 1С-WiseAdvice

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Законодательная база

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Вывод

Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).

Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.

Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского обслуживания. Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.

Как пройти валютный контроль и получить оплату от иностранных клиентов
  • Валютные операции
  • Валютный контроль
  • Зарубежные контракты


Разработчик выполнил свой первый заказ для иностранной компании, и она перевела ему оплату. Но получить деньги сразу не получится: сначала нужно предоставить документы по сделке в банк, чтобы он провел валютный контроль. Разбираемся, как к нему подготовиться и пройти быстрее.

В статье собрали самое главное, но все равно она получилась большой. Вы можете использовать ее как шпаргалку — сохраняйте в закладках или отправьте себе в удобный мессенджер.

Что такое валютный контроль и зачем он нужен

Любые расчеты с иностранцами — валютные операции. Для государства важно, чтобы эти платежи были по определенным правилам. Они зафиксированы в валютном законодательстве.

За законностью операций следят банки. Они изучают сделки, смотрят на документы по ним и фиксируют нарушения, если они есть. Информацию о них передают в Центробанк, а тот — в налоговую. Все это и есть валютный контроль.

Проверка банка — обязательный этап при получении платежа рубежа, даже если он на 1 € или 1 $. Сначала перевод поступает на специальный счет — транзитный. Пока деньги лежат на нем, с ними ничего нельзя сделать.

Чтобы банк одобрил платеж и перевел его на валютный счет, обычно нужно предоставить документы — те, по которым работаете с заказчиком. Они могут отличаться в разных ситуациях.


Прежде всего, нужно обратить внимание на основной документ. Тут есть три варианта:

  1. Контракт.
  2. Инвойс.
  3. Оферта.

Для каждого из них — свои нюансы, которые мы разберем дальше.

Оплата по контракту

Когда используют контракты. Для сложных сделок или сделок на долгий срок, например на год или больше.

О чем нужно знать. Контракт — то же самое, что и договор. В нем исполнитель вместе с иностранным заказчиком фиксирует основные договоренности по сотрудничеству: порядок работы, сроки оплаты и другие важные условия.

Пример контракта с иностранным заказчиком
Фрагмент контракта на двух языках. Некоторые банки могут требовать русский перевод в обязательном порядке, в Тинькофф он нужен, только если контракт ставится на учет

Почти все контракты можно разделить на четыре типа:

  1. Импортный — когда вы покупаете товары или услуги у иностранцев.
  2. Экспортный — когда вы продаете товары или услуги иностранцам. Если деньги приходят рубежа, чаще всего применяют именно этот тип контрактов.
  3. Смешанный — совмещает в себе разные типы контрактов. Например, к ним относятся контракт финансовой аренды или договор, где одновременно есть экспорт и импорт услуг.
  4. Кредитный договор — когда иностранец дает вам деньги в долг и наоборот.

Универсального шаблона для всех контрактов не существует, все зависит от конкретной ситуации. Иногда банки составляют рекомендации, какую информацию сразу включить в контракт, чтобы валютный контроль пройти быстрее.

Почему важно следить за суммой контракта. Контракты могут быть с фиксированной суммой или без нее. С фиксированной суммой — это когда конкретная стоимость товара или услуг прописана в документах. Здесь все просто.

Контракты без суммы — это когда вам платят по факту. Например, переводчик перевел один текст, ему в рамках контракта заплатили за него. Потом он перевел еще и снова получил оплату. И вот тут нужно складывать общую сумму контракта — все деньги, которые проходят по контракту.

От суммы контракта зависит, какие документы запросит банк и нужно ли ставить контракт на учет, то есть заранее сообщать банку о нем. На учет надо ставить контракты:

  • от 3 000 000 ₽ — импортный, смешанный, кредитный договор;
  • от 6 000 000 ₽ — экспортный.

Если сумма контракта в иностранной валюте, то ее нужно пересчитать в рублях по курсу ЦБ на дату контракта.

Какие документы нужны для платежа. Если сумма по контракту больше 200 000 ₽, кроме него в банк нужно предоставить подтверждающие документы. Они помогают понять банку, что сделка действительно была.

В каждом случае список таких документов отличается. Но обычно это те, что фигурируют в контракте и дополнительных соглашениях к нему. Например, акты или товарные накладные. Если сомневаетесь, уточните пакет документов у своего банка.

Что учесть при работе с контрактами

Общая сумма контрактаТип контрактаНужны ли документы по контрактуНужно ли ставить контракт на учет
До 200 000 ₽ЛюбойНетНет
От 200 000,01 ₽ЛюбойДаНет
От 3 000 000 ₽Кредитный договорДаДа
От 3 000 000 ₽ИмпортныйДа. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документахДа
От 3 000 000 ₽СмешанныйДа. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документахДа
От 6 000 000 ₽ЭкспортныйДа. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документахДа

Если контракт стоит на учете в банке, понадобится еще справка о подтверждающих документах. Ее можно оформить одну на все документы.

Заполнение справки о подтверждающих документах для валютного контроля в личном кабинете Тинькофф Бизнеса
Клиенты Тинькофф Бизнеса заполняют справки о подтверждающих документах прямо в личном кабинете

Оплата по инвойсу

Когда используют. При небольших суммах и разовых сделках.

О чем нужно знать. Инвойс — международное название счета на оплату услуг или товаров. В нем все так же, как в российском счете: пишете, что и для кого делаете, в какой срок, за сколько и когда оплатить.

Пример инвойса при работе с иностранным заказчиком
Пример инвойса за выполненную услугу — дизайн логотипа

Инвойс могут оформлять вместе с контрактом, и тогда он будет подтверждающим документом для этого контракта. Но иногда инвойс может быть основным документом по сделке и заменять контракт. Обычно это бывает при разовых заказах.

В остальном требования и правила здесь такие же, как и по контрактам. Инвойсы редко бывают на крупные суммы, но все равно лучше следить, чтобы они не превышали лимита 6 000 000 ₽. Иначе документ нужно будет поставить на учет.

Какие документы нужны для платежа. Часто при оплате по инвойсу никакие другие документы не нужны. Например, в Тинькофф Бизнесе его достаточно для проведения платежа. Если вы обслуживаетесь в другом банке, условия лучше уточнить, они могут отличаться.

Оплата по оферте

Когда используют. При удаленной работе с крупными корпорациями. Например, с магазинами приложений App Store и Google Play или с биржей фрилансеров Upwork.

О чем нужно знать. Оферта — это предложение о заключении сделки, в котором описаны существенные условия договора. Чтобы работать по оферте, не нужно ничего подписывать. Достаточно просто принять ее условия. Обычно для этого достаточно поставить галочку в личном кабинете или ответить на письмо.

Фрагмент оферты Google Play
Выдержка из оферты Google Play с условиями присоединения к ней

Оферту, как и любой контракт, при достижении определенной суммы платежей нужно ставить на учет:

  • от 3 000 000 ₽ — при импорте услуг;
  • от 6 000 000 ₽ — при экспорте.

Самое сложное в офертах — разобраться, кто кому оказывает услуги. Здесь все не так очевидно, как с обычными контрактами.

Чтобы вам не запутаться, мы составили таблицу с основными офертами и указали, какой у них тип.

Типы оферт для популярных международных компаний

ЗаказчикТип оферты
Apple Импорт
BookingЭкспорт
Google PlayИмпорт
Google AdSenseЭкспорт
UpworkИмпорт

Какие документы нужны для платежа. При первом платеже загружают саму оферту, информацию о ней и подтверждающие документы. При последующих платежах достаточно только подтверждающих документов. Это могут быть квитанции или акты.

Список входящих платежей на транзитном счете в личном кабинете Тинькофф Бизнес
Все платежи, которые приходят на транзитный счет, отображаются на вкладке «На подтверждении» Как пройти валютный контроль в Тинькофф Бизнес
В личном кабинете Тинькофф Бизнеса есть подсказки, которые помогают правильно заполнить форму и пройти валютный контроль

Сроки прохождения валютного контроля

С момента, как валюта пришла на транзитный счет, у компании есть 15 дней на валютный контроль. Если пройти его с опозданием, бизнес могут оштрафовать — максимально на 150 тысяч рублей.

Сам валютный контроль по закону не может занимать больше одного рабочего дня. Например, если документы пришли во вторник, решение должно быть не позже среды, если они поступили в пятницу — не позже понедельника.

Специалисты банка могут отклонить платеж. Обычно это происходит в двух случаях:

Чтобы у вас был запас по времени на исправление возможных недоработок, лучше не откладывать прохождение валютного контроля на последний момент.

Как можно ускорить валютный контроль

Чтобы пройти валютный контроль быстрее, можно сразу учесть требования и рекомендации банка. В первую очередь они будут полезны клиентам Тинькофф Бизнеса, но могут помочь и при взаимодействии с другими банками.

Обязательные требования:

  1. Проверьте, что у вас собран полный пакет документов. Если в контракте упоминаются акт или инвойс, их нужно приложить. Если в контракте есть допсоглашения, их тоже нужно прислать.
  2. Проверьте, что на документах вы и ваш иностранный заказчик поставили подписи и расшифровали их. Если используете печати, они тоже должны быть.
  3. Отсканируйте или сфотографируйте все страницы документа так, чтобы каждый лист был виден целиком, а текст на них хорошо читался.

Дополнительные рекомендации:

  1. Соберите все страницы одного документа в один файл, например в формате pdf, и назовите его по содержанию. Например, «Контракт», «Счет» или «Акт».
  2. Приложите русский перевод контракта, если он есть. При платежах перевод не обязателен, но он может ускорить работу сотрудников банка. Иначе им придется переводить самим, а это займет время.

При постановке контракта на учет перевод нужен всегда. В Тинькофф Бизнесе его делают бесплатно для клиентов, но на это может уйти несколько дней. Пока перевода нет, контракт на учет поставить нельзя.

Валютный счет от Тинькофф

Удобная работа с валютой:

  • Открытие и обслуживание счета — 0 ₽
  • Конвертация с минимальным отклонением от курса биржи
  • Платежный день до 20:30 мск

Письмо Федеральной налоговой службы № ВД-3-17/885@ от 07.02.2020

Изменение системы подчинения терорганов ФНС 2019 года не привело к утрате функций валютного контроля теми межрайонными инспекциями, которые были переподчинены и переименованы. Они, как правопреемники, вправе завершать рассмотрение ранее возбужденных дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.

Валютный контроль – это совокупность мер, проводимых государством, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В РФ функция валютного контроля возложена на специальные органы и агентов, перечень которых установлен Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Кто осуществляет валютный контроль в РФ

В РФ валютный контроль осуществляют органы и агенты.

К органам валютного контроля относятся:

Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми валютными биржами и банками;

федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. К ним относятся ФТС и ФНС. Они контролируют валютные операции между участниками ВЭД (резидентами и нерезидентами РФ).

К агентам валютного контроля относятся:

банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными ЦБ;

банки, не являющиеся уполномоченными;

Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

участники рынка ценных бумаг.

Полномочия налоговой службы в сфере валютного контроля

Среди функций органов валютного контроля укрупненно можно выделить следующие:

контроль проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой на соответствие законодательству;

проверка ведения учета и составление отчетности по операциям с валютой;

проверка документации по открытию и ведению валютных счетов.

Полномочия ФНС при осуществлении функции органа валютного контроля определены Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Агенты обеспечивают органы валютного контроля всей необходимой информацией о валютных операциях, полученной по результатам контрольных мероприятий. Так, налоговые органы вправе:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства установлена статьей 15.25 КоАП РФ. Применять меры ответственности за нарушения валютного законодательства по статье 15.25 КоАП РФ имеют право только органы валютного контроля, кроме административных правонарушений, предусмотренных частью 5.1 этой статьи, дела по которым рассматривают суды.

Изменения в структуре налоговой службы

На основании приказа ФНС от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643@, вступившего в силу 01.02.2019, структура территориальных налоговых органов была перестроена, в частности, изменена система подчинения территориальных налоговых органов. Так, по Москве это:

МИФНС России № 45 по г. Москве исключена из структуры УФНС России по г. Москве, переименована в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №7 и подчинена Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 4;

МИФНС России № 48 по г. Москве исключена из структуры УФНС России по г. Москве, переименована в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 и подчинена Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №1;

МИФНС России № 49 по г. Москве исключена из структуры УФНС России по г. Москве, переименована в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 5 и подчинена Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 4;

МИФНС России № 50 по г. Москве исключена из структуры УФНС России по г. Москве, переименована в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 11 и подчинена Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 6.

Подобные переименования и переподчинения произошли и с МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу, по другим областям (Кемеровской, Свердловской, Новосибирской и др.) и республикам РФ.

В связи с этими изменениями и появилось комментируемое письмо ФНС от 07.02.2020 № ВД-3-17/885@, разъясняющее, что эти изменения структуры терорганов не привели к утрате функций валютного контроля теми межрайонными инспекциями, которые были переподчинены и переименованы. Они, как правопреемники, вправе завершать рассмотрение ранее возбужденных дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, предоставлять отсрочки и рассрочки и участвовать в судебных разбирательствах по обжалованию.

Таким образом, всем заинтересованным лицам полезно ознакомиться с приказом ФНС от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643@, чтобы знать, кто является правопреемником того или иного налогового органа, который попал под «реструктуризацию».

Тем более, что налоговики в комментируемом письме обратили внимание на то, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере и в срок.

Этот срок - не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.

Как считать срок для административного штрафа за валютные нарушения

Срок для уплаты административного штрафа осуществляется в порядке, установленном статьей 4.8 КоАП РФ.

Предусмотрено пять видов процессуальных сроков, исчисляемых часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного тем или иным периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Также нужно знать, когда заканчивается течение того или иного срока.

Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца.

Если месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца (см. Постановление Верховного Суда РФ от 25.04.2019 № 46-АД19-5).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Надо сказать, что статья 4.8 КоАП РФ четко формулирует, когда срок начинает течь, и когда заканчивается. Довольно обширная судебная практика это подтверждает (см., например, Решения ВС РФ от 07.06.2018 № 82-ААД18-1, от 15.11.2018 № 46-ААД18-13, от 08.11.2018 № 4-ААД18-3, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 25.02.2019 № 305-АД18-18265 по делу № А40-18740/2017 и др.).

В соответствии с частью 3 статьи 4.8 КоАП РФ последним днем срока, который пришелся на нерабочий день, считается первый следующий за ним рабочий день.
На эту норму сослались судьи ВС РФ в решениях от 21.02.2019 № 91-ААД19-1, от 18.04.2019 № 66-ААД19-2, от 18.04.2019 № 66-ААД19-4: срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Как видите, судьи при вынесении своих решений не разъясняют, а цитируют соответствующую норму из статьи 4.8 КоАП РФ.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Читайте также: