Бюджетное право налоговое право валютное право страховое право и банковское право
Опубликовано: 15.05.2024
Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.
В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.
Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы РФ: а) Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридиче скую силу, прямое действие и применяется на всей террито рии РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
б) Акты Федерального Собрания РФ:
%/ федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;
федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;
акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
• указы, распоряжения Президента РФ; • •постановления, распоряжения Правительства РФ;
нормативное акты министерств и других центральных органов;
приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.
Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов РФ.
Законы субъектов РФ:
конституции, уставы субъектов федерации;
законы субъектов федерации.
Подзаконные акты субъектов РФ:
указы, распоряжения Президентов (губернаторов);
постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;
нормативные акты министерств субъектов РФ;
приказы, постановления иных органов субъектов РФ.
Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:
распоряжения;
решения.,
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.
Финансовое законодательство РФ составляют:
Конституция РФ;
Указ Президента РФ "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" от 23.12.98 № 1635 (в ред. от 09.08.2000 № 1476);
Налоговый кодекс РФ - часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ (в ред. от 07.07.2003 № 104-ФЗ) и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 08.12.2003 № 163-ФЗ);
Гражданский кодекс РФ - часть первая от 30.10.94 № 51-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 № 15-ФЗ), часть вторая от 26.01.96 № 14-ФЗ (11.11.2003 № 138-ФЗ), часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ;
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2002 № 135-ФЗ):
Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.99 № 46-ФЗ (в ред. от 24.12.2002 № 176-ФЗ);
Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 2.9.07.98 № 136-ФЗ;
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 11.01.95 № 4-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 № 86-ФЗ);
Указ Президента РФ "О Федеральном казначействе" от 08.12.92 № 1556;
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 № 119-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 № 196-ФЗ);
Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.97 № 126-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 № 194-ФЗ);
Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 № 1759-1 (в ред. ФЗ от 24.12.2002 № 176-ФЗ);
Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 № 191-ФЗ);
Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 № 3615-1 (в ред. ФЗ от 07.07.2003 № 116-ФЗ);
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 № 86-ФЗ);
и другие нормативно-правовые акты.
Под системой отрасли права понимается определенный порядок в распределении правовых норм по отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей.
Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по подотраслям и правовым институтам, которые образуют отрасль — финансовое право.
Система финансового права решает две практические задачи:
- помогает ориентироваться в данной отрасли при ее изучении;
- помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного материала.
- помогает ориентироваться в данной отрасли при ее изучении;
- помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного материала.
Подотрасль в финансовом праве — это относительно самостоятельное укрупненное подразделение финансового права, состоящее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Подотрасль в финансовом праве — это крупная часть отрасли, включающая в свой состав ряд правовых институтов.
Подотрасли финансового права:
Правовой институт в финансовом праве — это первичное самостоятельное структурное подразделение данной отрасли, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию.
Таким образом, нормы финансового права образуют финансовое право как целостное нормативное образование не непосредственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли.
Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:
- государственного кредита;
- лотереи;
- ценных бумаг;
- страхового права;
- финансов предприятий и учреждений всех форм собственности и т.д.
Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и правовым институтам обусловливает их построение в два уровня: на первом — подотрасли финансового права, за ними — самостоятельные правовые институты.
Подотрасли составляют основу финансового права.
Эмиссионное право как подотрасль — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:
- наличного денежного обращения;
- безналичного денежного обращения;
- ведения кассовых операций;
- обращения ценных бумаг;
- обращения иностранной валюты.
Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности:
Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредитные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, которое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конституции РФ.
Налоговое право — важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право — публичное право, нормы которого направлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства.
Бюджетное право — важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъекта РФ, регулирующих общественные отношения по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс.
Бюджетное право как подотрасль финансового права складывается из ряда правовых институтов:
- единого бюджета, дифференцированного на общую и социальную части;
- бюджетной классификации;
- бюджетного устройства;
- бюджетных прав;
- бюджетного процесса;
- сметно-бюджетного финансирования (расходного права);
- бюджетной ответственности.
Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном — в БК РФ.
Банковское публичное право — другая важная подотрасль финансового права, которая включает в себя правовые нормы, регламентирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ.
В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах:
- монопольного осуществления Банком России эмиссии наличных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения;
- обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти, на которые возложено исполнение бюджетов;
- осуществления валютного регулирования и валютного контроля;
- осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (публичным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть названо подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд правовых институтов: банковского надзора за кредитными организациями, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг.
Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных органов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной власти, предприятий и учреждений всех форм собственности.
Правовые институты в системе финансового права по своему содержанию являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К ним относятся правовые институты:
- государственного кредита (долга);
- лотерейного дела;
- страхового права;
- финансов предприятий всех форм собственности;
- валютных операций;
- рынка ценных бумаг;
- бухгалтерского учета;
- правового регулирования инвестиций.
Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершенность и целостность.
Конспект урока
Урок №15. Финансовое право. Налоговое право
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Что регулирует финансовое право?
Что представляет банковская система?
Глоссарий по теме:
Банк – кредитная организация, осуществляющая операции по денежным вкладам, кредитованию, открытию и ведению банковских четов.
Лицензия – выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.
Вклад – денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода.
Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц.
Ключевые слова: Денежное обращение; наличное обращение; безналичное обращение; эмиссия денежных знаков; банк, лицензия; вклад; финансовое право
Основная литература по теме урока:
Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.100-106.
На уроке мы узнаем, что такое финансовое право.
Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов финансового права.
Сможем раскрывать сущность основных понятий.
Основное содержание урока.
Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями
Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права — налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.
Субъекты налоговых правоотношений
В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты:
- налогоплательщики (юридические и физические лица),
- органы Министерства по налогам и сборам,
- федеральные органы налоговой полиции,
- кредитные организации.
В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица) при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.
Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.
Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.
К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Перечень налоговых правонарушений указан в главе 16 Налогового кодекса. К ним, в частности, отнесены:
- нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
- нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации;
- нарушение установленного способа представления налоговой декларации;
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
- неуплата или неполная уплата сумм налога;
- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге;
- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
- неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
- неуплата налога в результате применения нерыночных цен;
- несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках и указание в нем недостоверных сведений.
К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:
- Несоблюдение сроков сдачи отчетности
- Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля
- Ненадлежащее ведение бухучета
Уголовная ответственность за налоговые правонарушения
- уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган
- умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности
- ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков
Права налогоплательщиков
- Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
- Получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
- Использовать налоговые льготы, если они предусмотрены законодательством.
- Проводить зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, страховых взносов, пеней, штрафов.
- Представлять пояснения по исчислению и уплате налогов, страховых взносов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
- Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах.
- Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.
- Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
- На соблюдение и сохранение налоговой тайны.
Обязанности налогоплательщиков
- Уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Вести в установленном порядке учет доходов и расходов.
- Представлять налоговые декларации (расчеты).
- Исполнять обязанности налогового агента.
- Применять контрольно-кассовую технику (или бланки строгой отчетности).
- Сообщать в свой налоговый орган обо всех подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (кроме филиалов и представительств) в течение 1 месяца со дня создания. Об изменении сведений об обособленном подразделении – в течение 3 дней со дня изменения.
- Сообщать по утвержденной форме в свой налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, которые закрываются, в течение 3 дней со дня принятия решения о закрытии.
- Сообщать по утвержденной форме в налоговую инспекцию обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в течение 1 календарного месяца.
- Не менее 4 лет обеспечивать сохранность налоговой и в течение 5 лет бухгалтерской отчетности.
Разбор типового тренировочного задания
Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.
По горизонтали:
1. денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени
3. одна сотая доля
По вертикали:
2. термин, означающий недостачу, недостаточность в чём-либо
Разбор типового контрольного задания
Соотнесите функции центрального и коммерческих банков
мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал
консультирование, предоставление экономической и финансовой информации
кредитование предприятий, государства и населения
Хранение золотого и валютного запаса страны
Осуществление национальной денежно-кредитной политики
Вы здесь: ГлавнаяОБЩАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
2.2. Финансовое право в системе права Республики Беларусь: его особенности и связь с другими отраслями права
2.2. Система и источники финансового права
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения (подотрасли), располагаемые в определенной последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений, т. е. имеет объективную основу.
Система финансового права – это его определенная внутренняя структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.
Финансовое право подразделяется на две крупные части: общую и особенную. К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий; организацию, виды, формы и методы финансового контроля. Нормы общей части финансового права конкретизируются в его особенной части.
Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, каждый из которых регулирует группу однородных финансовых отношений. Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности подотрасли и институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. В особенную часть финансового права входят следующие институты:
> бюджетное право Республики Беларусь;
> правовое регулирование государственных доходов;
> правовое регулирование государственных расходов;
> правовые основы денежного обращения и валютного регулирования.
Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин выдвинули «гипотезу о формировании в системе права новой профилирующей отрасли права, имеющей своим предметом одновременно публичные и частные (точнее, корпоративные) финансы. Назвав данную новую отрасль права - «новым финансовым правом». Они определяют его систему как совокупность следующих структурных элементов: бюджетное право, налоговое право, банковское право, страховое право, валютное право, инвестиционное право, фондовое право, законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательство о финансовом контроле и аудиторской деятельности, законодательство о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и др.[1]
Профессор Д.В. Винницкий считает, что дальнейшее развитие финансового регулирования как самостоятельной сферы, координирующей и управляющей системами налогового, бюджетного, банковского и иных видов регулирования, нуждается в неординарных подходах. Одним из возможных путей в современных условиях указанным автором видится развитие финансового права на уровне макроотрасли. Как отмечает автор, финансовое право в точном смысле можно было бы представить как некоторый аналог конституционного права для группы отраслей финансово-правового цикла. При таком подходе финансовое право не объединяет налоговое, бюджетное, банковское, валютное право (иные области) путем механического поглощения по предметному критерию, оно самостоятельно по отношению к ним и интегрирует их на основе общности их функциональных задач, скоординированных принципами единой финансовой политики[2].
Одним из основных направлений финансовой деятельности государства является правотворчество, в результате которого образуются источники финансового права. Основным источником любой отрасли права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержатся правила поведения общего характера соответствующей отрасли права. Следовательно, основные источники финансового права – это нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, включающие нормы (правила поведения общего характера) финансового права.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З (в ред. Закона от 2 июля 2009) "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение[3].
Важнейшим источником финансового права, обладающим высшей юридической силой, является Конституция Республики Беларусь, содержащая в себе основные (базовые) нормы различных отраслей права, в том числе и финансового. Конституция закрепляет основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям.
Нормы Конституции Республики Беларусь, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования денежных фондов, конкретизируются и детализируются в законах, нормы которых опосредуют финансовые отношения. Например, ст. 129–131 Конституции Республики Беларусь, закрепляющие правовой статус органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, получили свое дальнейшее развитие в Законе Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах"[4].
В системе источников финансового права нет единственного кодифицированного нормативного правового акта. Отсутствие такого акта отчасти компенсируется декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также кодифицированными нормативными правовыми актами по отдельным институтам финансового права. Так, нормы, регулирующие налоговые отношения, закреплены в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь; некоторые финансовые отношения регламентируются Банковским и Инвестиционным кодексами Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 85 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь издает декреты и указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Данные нормативные правовые акты призваны ликвидировать правовой вакуум в регулировании финансовых отношений, образующийся вследствие отставания финансового законодательства от изменений в экономике, условий формирования рыночных отношений.
Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми, в первую очередь, являются постановления Правительства. Например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2003 г. № 63 "О ставках акцизов по подакцизным товарам"[5] устанавливаются ставки косвенных налогов – акцизов по отдельным видам товаров.
Самую многочисленную группу источников финансового права составляют акты центральных органов государственного управления, принятые в пределах их компетенции (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и др.). Некоторые нормативные правовые акты издаются этими органами совместно с другими министерствами и ведомствами в зависимости от содержания регулируемых ими отношений.
К источникам финансового права относятся также акты Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, Национального банка и Генерального прокурора Республики Беларусь. Данные акты устраняют разночтение норм финансового законодательства, разрешают противоречия, возникающие между субъектами финансовых отношений в процессе правоприменения. Примерами таких актов являются: решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 5 июня 2003 г. № Р-158/2003 "О конституционности подпункта 1.4 пункта 1 и подпункта 2.4 пункта 2 решения Новополоцкого городского Совета депутатов от 28 июня 2002 г. № 83 "О введении местных сборов и об утверждении местных сборов, введенных на 2002 год"; постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 13 марта 1997 г. № 5 "О практике применения судами законодательства по делам о сокрытии, занижении прибыли и доходов"[6]; постановление Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 7 декабря 2000 г. № 12 "О практике разрешения споров с участием государственных налоговых органов"[7].
Большую группу источников финансового права, особенно в налоговой сфере, составляют акты местных представительных и исполнительных органов, принимаемые в пределах прав, предоставленных им законом. Так, в ч. 7 ст. 42 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь"[8] закрепляются права местных Советов депутатов на установление в соответствии с законодательством местных налогов, сборов и пошлин, ставок других платежей, относящихся к их компетенции.
В связи с тем, что в настоящее время идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели высокую степень актуальности.
[1] Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. К новому финансовому праву // Финансовое право. – 2003. – № 6. – С. 11
[2] Винницкий Д.В. Финансовое право в современных условиях: традиции и новации // Финансовое право. – 2006. – № 8. – С. 12–13
[3] Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", в ред. от 4 января 2002 г. № 81-З, с изм. и доп. // НРПА. 2002. № 7. 2/830; 2004. № 175. 2/1070; 2005. № 179. 2/1152; 2006. № 86. 2/1216; 2006. № 107. 2/1235; 2007. № 118. 2/1309; 2008. № 184. 2/1507; 2009. № 161. 2/1583.
[4] НРПА. 2010. № 162. 2/1697; 2011. № 83. 2/1852; 2012. 2/1952.
[5] Утратило силу с 01 января 2006 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2006 г. № 109 «О даче заключений об отнесении отдельных товаров к группам подакцизных товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
[6] Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 13 марта 1997 г. № 5 «О практике применения судами законодательства по делам о сокрытии, занижении прибыли и доходов» // НРПА. 1999. 6/184. Утратило силу.
[7] Утратило силу с 25 марта 2004 г. в соответствии с постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 25 марта 2004 г. № 7 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь».
[8] Утратил силу с 20 июля 2010 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»
Банковская система является одной из важных частей экономики любой страны. Банковский сектор начал свое формирование, как конкурентной отрасли, с момента возникновения рыночных отношений, и сегодня он продолжает развиваться до уровня, соответствующего нынешней экономике.
Ранее банковское право не было отдельной частью правовой системы, на сегодняшний день многие авторы описывают банковское право, как отдельную отрасль правовой системы. Возникновение множества нормативно-правовых актов, регламентирующих банковские отношения, вызвано потребностью формирования в государстве единой системы управления банковскими услугами в правовом поле.
Банковским правом есть перечень правовых норм, которые регламентируют взаимоотношения между субъектами банковской деятельности.
Предмет банковского права
Предмет банковского права – это общественные взаимоотношения, появляющиеся во время деятельности банковской системы. Данные правоотношения бывают административными, финансовыми, гражданскими и прочими.
Существует несколько подходов к определению предмета банковской системы:
- Предметом банковского регулирования есть несколько видов отношений: отношения при создании банковской системы и отношения, касающиеся движения финансов.
- Предметом банковской системы считаются взаимоотношения между Центральным Банком России (ЦБР) и кредитными организациями в сфере банковской деятельности и регулировании банковских операций.
- Предметом банковского права считаются общественные взаимоотношения, имеющие место при создании, существовании и развитии банковской системы.
- Предметом банковского права есть общественные взаимоотношения между субъектами банковской системы, связанные с банковской деятельностью.
Одним словом, все эти определения говорят о том, что взаимоотношения появляются в процессе банковской деятельности, но на ряду с этим в законе понятие банковской деятельности не описано.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В Законе о банках лишь говорится о банковских операциях, таких как:
- завлечение денежных средств в депозиты;
- организация счетов и их ведение;
- операции с иностранной валютой;
- обслуживание в кассах и инкассация;
- выполнение переводов денежных средств;
- предоставление банковской гарантии;
- операции с драгоценными металлами;
- выдача поручительств за третьих лиц;
- управление денежными средствами по доверенности;
- лизинг;
- предоставление консультаций и информационных услуг.
Также эти операции называются банковскими услугами. Банковской услугой является такая сделка, направленная на удовлетворение потребности субъекта и получение прибыли, право на которую законодательно принадлежит кредитной организации.
Отрасли, смежные с банковским правом
Банковское право – это комплексная отрасль права, оно тесно переплетается с нормами правового регулирования в разных отраслях права. К ним относят финансовое, гражданское, административное и предпринимательское право. Рассмотрим их связь подробнее.
Финансовым правом есть раздел права, содержащий юридические нормы, регламентирующие общественные взаимоотношения, появляющиеся во время создания, распределения и применения государственных финансов и финансов муниципальных объединений. В частности, для банковского права это есть отношения между ЦБР и кредитными организациями в вопросах формирования и применения резервного финансового фонда.
Гражданское право регулирует правовой статус субъектов гражданских взаимоотношений, что касается прав собственности и прочих вещевых прав, регулирует обязательства по договорам, и прочие имущественные и неимущественные отношения, что базируются на равенстве и независимости участников. Что касается банковского права, то здесь также при необходимости заключаются договора, например, договор о вкладе, кредитный договор и прочие, где оговариваются обязательства сторон.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Административное право объединяет ряд норм, что регулируют отношения, касающиеся исполнительной власти. Главным отличием административных отношений является их возникновение в процессе взаимодействия с государством, то есть в связи с функционированием исполнительной власти на всех уровнях. Банковское право перекликается с административным в области публично-правового регламентирования общественных взаимоотношений и воздействия на определенные субъекты.
Предпринимательское право очень тесно переплетается с банковским. Это вызвано тем, что банковская деятельность в основном представлена предпринимательской, она создана для получения прибыли. Но все же банковская деятельность являет собой особую форму предпринимательства, отношения в которой регулируется банковским правом. Если предметом предпринимательского права есть предпринимательская деятельность, и все связанные с ней взаимоотношения, то банковское право полностью сконцентрировано на банковских отношениях и всем, что с ними связано.
Таким образом, банковское право выделяется в отдельную категорию правовой системы и регламентирует правовые взаимоотношения участников, что возникают в процессе банковской деятельности.
Читайте также: