История возникновения налогов в италии

Опубликовано: 01.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 09:05, доклад

Описание работы

В IV—III вв. до н. э. римское государство разрастается, основываются или завоевываются новые города-колонии. Происходят и изменения в налоговой системе. В колониях вводя коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме их величина зависела от размеров состояния граждан, и определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римский граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

Работа содержит 1 файл

История местного налогообложения в Италии.docx

История местного налогообложения в Италии.

Государственность Италии имеет многовековые традиции, которые начинаются с Древнего Рима. Первоначально все государство представляло собой лишь г. Рим и прилегающие к нему местности.

В мирное время налогов не было. Расходы по управлении городом и государством были минимальными, поскольку из бранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, о рой вкладывая собственные средства. Главная статья расходов строительство общественных зданий — обычно покрывалась счет сдачи в аренду общественных земель.

В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии с доходами.

Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые т лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном стоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда заклады вались основы декларации о доходах.

В IV—III вв. до н. э. римское государство разрастается, основываются или завоевываются новые города-колонии. Происходят и изменения в налоговой системе. В колониях вводя коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме их величина зависела от размеров состояния граждан, и определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римский граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги снижались, а порой государственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.

Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.

Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что свидетельствовало о их зависимом положении. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государство и общины были обложены различно. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую просто использовала систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялось лишь направление и использование поступающих средств.

Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления, коррупция.

Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Юлий Цезарь (102 или 100 — 44 гг. до н. э.). Прежде всего он отменил откупа по прямым налогам, сохранив их только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно, без того, чтобы значительные суммы шли в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы.

Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого скота включались рабы), ценности.

Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства — 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат. Ближайщие родственники были от него освобождены.

Помимо прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Наиболее существенными из них можно назвать: налог с оборота или акциз на внутреннее потребление по ставке обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% от их рыночной стоимости, акциз на соль. (Акциз на соль платили только жители провинций. Граждане самого города Рима были от него освобождены.) Августом были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин была дифференцированной, в среднем ставка составляла 5%.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Кроме решения обычных задач она должна была создать финансовые условия для включения итальянской экономики в общий рынок Западной Европы, при этом сохранив и определенную национальную специфику.

Итальянская Республика (КаНа, КериЬЬНса КаНапа)

Государственное строительство Италии имеет многовековые традиции, которые начинаются с Древнего Рима. Первоначальнс все государство представляло собой лишь г. Рим и прилегающие к нему местности.

В мирное время налогов не было. Расходы по управлении городом и государством были минимальными, поскольку из бранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, пс рой вкладывая собственные средства. Главная статья расходов строительство общественных зданий — обычно покрывалась счет сдачи в аренду общественных земель.

В военное время граждане Рима облагались налогами в соот«1 ветствии с доходами.

Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые т лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима дела! ли цензорам клятвенное заявление о своем имущественном стоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда заклады вались основы декларации о доходах.

В IV—III вв. до н. э. римское государство разрастается, осно^ вываются или завоевываются новые города-колонии. Происхо­дят и изменения в налоговой системе. В колониях вводя коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме»] их величина зависела от размеров состояния граждан, и опреде; ление суммы налогов производилось каждые пять лет. Римский граждане, проживающие вне Рима, платили как государствен­ные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги снижались, а порой го­сударственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.

Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.

Рим превращался в империю, в состав которой ^ходили про­винции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что свидетельствовало о их зависимом положении. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основ­ном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой сис­темы не существовало. Отдельные государство и общины были об­ложены различно. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания об­лагались более высокими налогами. Кроме того, римская админи­страция зачастую просто использовала систему налогов, сложив­шуюся в данной местности до римлян. Изменялось лишь направ­ление и использование поступающих средств.

Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы про­фессионально устанавливать и взимать налоги. Римская админи­страция прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил пол­ный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления, коррупция.

Преобразование финансового хозяйства и прежде всего на­логовой системы начал Й&лий Цезарь (102 или 100 — 44 гг. до н э.). Прежде всего он отменил откупа по прямым налогам, со­хранив их только для косвенных. Для каждой общины была оп­ределена сумма, которую она должна была внести. Распределе­ние и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредст­венно, без того, чтобы значительные суммы шли в карманы от­купщиков. Многие города получили налоговые льготы, но неко­торые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повы­шением налогов.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну деся­тую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фрук­товых деревьев, включая виноградные лозы.

Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого ско­та включались рабы), ценности.

Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства — 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не про­винций. Налог носил целевой характер. Полученные средства на­правлялись для пенсионного обеспечения профессиональных сол­дат. Ближайщие родственники были от него освобождены.

Помимо прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Наиболее существенными из них можно назвать: налог с оборота или акциз на внутреннее потребление по ставке обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% от их ры­ночной стоимости, акциз на соль. (Акциз на соль платили толь­ко жители провинций. Граждане самого города Рима были от него освобождены.) Августом были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин была дифференцирован­ной, в среднем ставка составляла 5%.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискаль­ную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора разви­тия хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, населе­ние было вынуждено производить излишки продукции, чтобы про­давать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отно­шений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Кроме решения обычных задач она должна была создать финансовые условия для включения итальянской экономики в общий рынок Западной Европы, при этом сохра­нив и определенную национальную специфику.

Как и во многих развитых странах одним из важнейших ис­точников государственных доходов является подоходный налог с физических лиц. Налог носит прогрессивный характер и учитыва­ет комплексный чистый доход, полученный физическим лицом в течение календарного года. Он складывается из: доходов от земельной собственности, капитала, работы по найму, предпри­нимательской деятельности и прочих источников.

Доход от земельной собственности в свою очередь состоит из дохода от земельных участков и от строений. Первый из них происходит или из самого факта владения землей, или от осу­ществления аграрной деятельности. Второй состоит из дохода от

эксплуатации зданий и сооружений непосредственным владель­цем и из дохода, получаемого в результате их сдачи в аренду.

Размер земельной ренты регулируется кадастровыми реестра­ми. Размер налогов со строений, находящихся в пользовании не­посредственного владельца, устанавливается на основе тарифов. Размер налогов со строений, отданных в аренду, определяется го­довой арендной платой, обусловленной договором аренды. При расчете комплексного чистого дохода для целей налогообложения арендная плата уменьшается на 10% и может снижаться еще на 15%, исходя из потребностей эксплуатации здания или строения.

Кадастровые оценки пересматриваются 1 раз в 10 лет. Но в интервалах между ними Министерство финансов может вносить в действующие нормативы поправочные коэффициенты.

При расчете налога на владение землей учитываются только земли, пригодные для" сельскохозяйственной деятельности. А при исчислении налога на строения принимаются в расчет го­родские дома, дачи, но исключаются постройки для содержания скота, хранения сельскохозяйственной продукции, вспомога­тельные постройки производственных и торговых предприятий, например, склады, помещения для охраны.

Доход от капитала включает: проценты по вкладам и теку­щим банковским счетам, дивиденды, аннуитеты, лотерейные выигрыши и т.д. Налог удерживается по единой ставке при вы­плате денег банковским или иным учреждением, то есть у ис­точника, и не включается в облагаемый совокупный доход.

Доход от наемного труда представляет собой помимо заработ­ной платы и входящих в нее компонентов также и пенсии. Лица, не имеющие других источников дохода, кроме заработной платы и пенсии, освобождаютсяЧуг подачи налоговой декларации.

Доходы от предпринимательства касаются населения, зани­мающегося индивидуальной деятельностью и учитывают чистую прибыль. В случае профессиональной индивидуальной деятель­ности, например, врачебная или адвокатская практика, творче­ские занятия, из дохода вычитаются фактические затраты.

Прочие доходы определяются законодательством как любые возможные формы поступлений.

Ставки подоходного налога с физических лиц носят прогрес­сивный характер. Изменения вносятся ежегодно с учетом индек­са инфляции.

В 1993 г. доход до 7,2 млн. лир облагался по ставке 10%, от 7,2 млн. лир — 22%, от 14,4 млн. до 30 млн. лир — 27% и так далее до 50%.(В 1980-х годах максимальная ставка подоходного налога доходила до 62%.)

Лица, в чьих семьях имеются иждивенцы или получающие доход менее 5,1 млн. лир, пользуются налоговыми льготами.

Подоходный налог исчисляется самим плательщиком путем за­полнения декларации о доходах, представляемой в налоговые органы.

Вторым по доходности прямым налогом является подоходный налог с юридических лиц. Налог пропорциональный и уплачивает­ся в бюджет по фиксированной ставке — 36%.

При определении облагаемого дохода заработная плата персо­нала вычитается из валового дохода без учета выплат директорам компаний в порядке участия в прибылях. Расходы на научные исследования вычитаются полностью. Убытки можно отнести на прибыль будущего года (при необходимости в течение 5 лет). Не подлежит налогообложению фонд безнадежных долгов, куда разре­шается перечислять 0,5% выручки от реализации в год, пока раз­мер этого фонда не достигнет 2% выручки. Тогда отчисления снижаются до 0,2%, пока фонд не достигнет 5%, после чего от­числения прекращаются. Фирмы могут создавать также фонд ком­пенсации потерь по кредитам. Годовые отчисления в него могут быть 0,5% от суммы кредитов, пока не достигнут 5% балансового объема кредитов. Можно также создавать фонд потерь, вызванных колебаниями иностранных валют.

Эти два налога — общегосударственные. Помимо них в Ита­лии действует местный подоходный налог, который вносят как физические, так и юридические лица. Ставка налога для всех фиксированная — 16,2%. Для исчисления данного налога не учитываются доходы от работы по найму, от занятий профес­сиональной индивидуальной деятельностью, а также от собст­венности на землю и на строения. Налог взимается централь­ным правительством, но полностью перечисляется затем мест­ным бюджетам.

Из косвенных налогов Италии следует в первую очередь вы­делить налог на добавленную стоимость. С точки зрения налого­обложения добавленная стоимость складывается из разницы ме­жду выручкой, полученной от продажи товаров или реализации услуг, и непосредственной себестоимостью этих товаров и услуг. Иначе можно сказать, что это разница между стоимостью това­ров (имущества), которые поступают на предприятие в качестве сырьевых и вспомогательных материалов и стоимостью данных товаров при их выпуске в качестве готовой продукции. Налог взимается с предпринимателя в пределах прироста стоимости, полученного товаром при переходах в рамках производственного или коммерческого циклов.

Обычная ставка налога на добавленную стоимость составляет 19%. Но действуют и налоговые ставки со скидкой — 13%, 9% и

4%. Скидка распространяется на продовольственные товары, газеты, журналы.

Экспортные товары, международные услуги и связанные с ними операции налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Некоторые виды деятельности, осуществляемые на террито­рии Италии, также освобождаются от НДС: операции по страхо­ванию и выдаче кредитов; распространение акций и облигаций; расходы по медицинскому обеспечению, народному образова­нию, культуре; некоммерческие виды аренды; почтовые услуги; операции, связанные с золотом и иностранной валютой.

Косвенные налоги на потребление (акцизы) применяются к неко­торым специфическим видам товаров. К ним относятся, напри­мер, крепкие алкогольные напитки, пиво, спички, бананы, строи­тельные материалы, электроэнергия, нефть и нефтепродукты.

Итак, прямые подоходные налоги на физических и юридических лиц, включающие налогообложение земли и недвижимости, а также основные косвенные налоги на потребление, обеспечивают главную часть доходов страны. Отметим еще некоторые виды налогов.

Налог на увеличение стоимости недвижимого имущества (введен в середине 1970-х годов). Он применяется по ступеням с прогрессирующей шкалой налогов. Объектом налогообложения служит разница между начальной стоимостью и конечной оцен­кой недвижимости, находящейся в Италии. Речь идет о зданиях, сооружениях, свободных строительных площадках и т.д. Исчис­ление налога начинается с момента передачи собственности в руки данного налогоплательщика.

Налог на рекламу является муниципальным налогом. Им об­лагаются рекламные объявления и другие виды рекламы, распо­ложенные в общественных местах и открытые для доступа пуб­лики. Ставки налога в различных местностях страны отличают­ся. Они зависят от финансового состояния муниципалитета, а также дифференцируются в зависимости от видов и целей рек­ламной деятельности!4

Налог на автотранспорт носит двойной характер. Он функ­ционирует как государственный и как местный. Им облагаются все владельцы транспортных средств: юридические и физиче­ские лица. Ставка налога дифференцируется в зависимости от объема цилиндра и мощности двигателя.

Налог на использование общественных площадей устанавливает­ся муниципалитетами в зависимости от размера, местонахожде­ния и целей использования общественных пространств, принад­лежащих мэрии. Для определения ставки налога общественные площади дифференцируются на классы и категории.

Гербовый сбор уплачивается при получении любых государств венных и административных актов, документов и реестров. Спон собы его взимания различны. Это использование гербовой бу-! маги или бумаги с водяными знаками, гашение гербовых марок, наложение гербовых печатей, уплата почтовых сборов и плате­жей. Ставка зависит от характера документа и суммы сделки.

Реестровые или регистрационные сборы устанавливаются рее­стровыми органами и служат для регистрации, то есть для запи­си в государственных реестрах определенных актов. К таким ак­там, являющимся предметом регистрационных сборов, относят­ся: нотариальные акты относительно передачи права владения недвижимым имуществом, договора об аренде недвижимости, об аренде или передаче в собственность предприятия и т.д. Объект обложения — денежная сумма, упомянутая в регистрируемом документе. Ставка от 0,5 до 8%.

Государственные комиссионные сборы налагаются на опреде­ленные виды административных актов. Сюда относится выдача паспортов, выдача водительских удостоверений, выдача разре­шений на владение холодильником и др. Сборы уплачиваются как в момент выдачи, так и в случае обновления документов. Для взимания сбора обычно применяются специальные марки.

Местные лицензионные сборы обычно устанавливаются за пра­во сезонной торговли в общественных местах, за получение раз­решений на торговлю предметами антиквариата и т.д.

Налог на наследства и дарения состоит из двух самостоятельных частей, взыскиваемых одновременно. Первая часть зависит от стои­мости переходящего к новому владельцу имущества. Необлагаемый минимум здесь составляет 120 млн. лир, после него действует про­грессивная шкала с минимальной ставкой 3% и максимальной — 27%. Последняя применяется в том случае, если стоимость имущест­ва превышает 3 млрд. лир. Вторая часть налога зависит от степени родства. От нее освобождены супруги, дети и родители.

Существуют также целевые сборы. Например, школьный на­логовый сбор, сбор за использование государственных земель­ных участков и др.

Способы взимания налогов на доход в Италии можно клас­сифицировать следующим образом:

прямое перечисление налогов в бюджет;

удержание налогов при выплате сумм;

взимание налогов посредством податного списка — налого­

Первые два метода широко практикуются повсеместно. Ос­тановимся на третьем.

Использование налогового реестра при взимании налогов в Ита­лии имеет место в тех случаях, когда налогоплательщик не упла­тил налог путем прямого его внесения или посредством удержания при выплате суммы. Тогда налоговые управления обеспечивают платеж путем регистрации в специальном реестре — податном списке. Реестр составляется работниками местных налоговых бюро и затем зарегистрированные в нем сведения сообщаются окружным налоговым управлениям, которые следят за уведом­лением налогоплательщиков и последующей уплатой налогов, сначала добровольной. Путем внесения налогов в налоговый ре­естр взимаются также проценты, дополнительные сборы и де­нежные штрафы. Если добровольно платеж не поступает, то на­логоплательщику направляется уведомление о просроченных платежах, после чего применяются меры по насильственному изъятию налогов и санкций за неуплату. В этих случаях налого­вые органы могут наложить арест на имущество налогоплатель­щика. Имущество, на которое наложен арест, может быть пуб­лично продано на аукционе.

Кроме этого, итальянским законодательством введены осо­бые правовые нормы уголовного характера по преследованию лиц, скрывающих доходы от налогообложения. Правонарушения налогового характера считаются особо тяжелыми в случаях:

незаполнения декларации при доходах свыше 50 млн. лир;

отсутствия порядка ведения бухгалтерских записей;

выписки и использования счетов на фиктивные операции;

сознательного занижения дохода.

Подобные факты являются основанием для передачи дела в суд.

Вопросы для самопроверки

Расскажите историю развития налогообложения в Италии.

Охарактеризуйте подоходный налог с граждан как ос­

новной источник дохода бюджета.

Назовите особенности использования косвенных налогов.

Перечень и описание основных налогов в Италии, краткое описание налоговой системы Италии.

Налоговая система Италии достаточно сложна и разбираться с ее спецификой правильней всего, прибегнув к помощи специалиста.

Налоговое законодательство итальянской Республики включает в себя множество законов, устанавливающих размер, объем, процедуру и схему уплаты всевозможных видов налогов. Вышеупомянутые законы прописаны в Конституции Италии, в налоговом кодексе Республики, правительственных актах и актах Министерства экономики и финансов.

Субъектами налоговых отношений в Италии являются юридические и физические лица, являющиеся резидентами и нерезидентами страны. Резиденты Италии платят налоги в казну государства со всех видов доходов (включая зарубежные), нерезиденты - только с прибыли, которую они получают на территории страны.

Классификация видов доходов частных лиц

По системе налогообложения Италии все доходы частных лиц, в зависимости от источника их происхождения, делятся на 5 основных категорий:

  • недвижимость и земельная собственность;
  • капитал;
  • предпринимательство;
  • работа по найму, фриланс;
  • другие источники доходов.

Классификация видов налогов

В Италии, как и в других странах Европы, налоги делятся на прямые (взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика) и косвенные (налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, оплачиваются покупателями при покупке товаров и получении услуг).

Основные виды прямых налогов в Италии:

  • IRPEF (imposta sul reddito delle persone fisiche) - налог на прибыль в Италии для физических лиц, который взимается с доходов физических лиц резидентов и нерезидентов, аналог российского НФДЛ;
  • IRES (imposta sul reddito delle società) - налог на прибыль в Италии для предприятий;
  • IRAP (imposta regionale sulle attività produttive) - региональный налог на производственную деятельность предприятий;
  • IMU (imposta municipale unica) - единый муниципальный налог, взимаемый с владельцев недвижимого имущества (вскоре правительство планирует отмену этого налога).
Налог на прибыль для физических лиц в Италии (IRPEF) 2019 год:
Ступень Доход, евро Налоговая ставка
0 - 15.000 23%
15.001 - 28.000 27%
28.001 - 55.000 38%
55.001 - 75.000 41%
более 75.000 43%

Основные виды косвенных налогов в Италии:

  • IVA (imposta sul valore aggiunto) - налог на добавленную стоимость, НДС;
  • l'imposta di registro - налог на регистрацию некоторых юридических актов в Налоговой службе;
  • l'imposta di bollo (гербовый сбор) - налог, который взимается при оформлении некоторых документов;
  • l'imposta di successione e donazione - налог на наследство, подарки и т.д.

Наиболее прибыльными в плане пополнения бюджета Италии считаются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль - в сумме два сбора обеспечивают наибольшую часть налоговых поступлений в бюджет.

Все физические лица - резиденты и нерезиденты, получающие доходы на территории Италии должны платить налоги. Ежегодно в налоговую службу подается налоговая декларация.

Заполненные декларации подают в налоговую службу (L'Agenzia delle entrate). Туда же можно обратиться со всеми вопросами, касающимися уплаты налогов.

На сайте налоговой службы, предварительно зарегистрировавшись, можно проверить уплаченные вами или вашим работодателем налоги.

Другие налоги в Италии

Налогообложение прироста капитала

Прирост капитала (capital gain) в Италии облагается по налоговым ставкам 12,5% и 26%

Налоги на недвижимость

При покупке недвижимости в Италии и ее содержании владельцу придется оплачивать определенные государственные налоги и некоторые другие расходы. Однако, прежде чем мы углубимся в тему и расскажем о налогах на недвижимость в Италии, проясним очень важный факт. В целом, различные сборы, налоги и другие расходы, очень мало влияют на конечную стоимость покупки и - что важно для лиц, задумывающихся об инвестициях в итальянскую недвижимость - ничуть не снижают выгодность сделки.

В последние годы в итальянских СМИ часто проскальзывают статьи о том, насколько велика налоговая нагрузка в Италии. Их число резко возрасло после введения жилищного налога IMU. Это привело к тому, что многие люди не хотят вкладывать деньги в недвижимость, опасаясь больших налогов. На самом деле, если проанализировать общую картину, можно увидеть насколько мал IMU и все остальные налоги, пошлины и сборы влияют на стоимость недвижимости.

Оценим, к примеру размер жилищного налога на недвижимость, кадастровая стоимость которой составляет 100.000 евро. если речь идет о первичной недвижимости, владелец дома в 2018 году не должен оплачивать этот налог, если же это вторичная недвижимость, владелец дома будет платить всего 300-400 евро в год.

Таким образом, инвестиции в недвижимость в Италии остаются очень выгодным вложением средств, так как налоги и все прочие расходы совсем незначительно влияют на размер выгоды, которая будет получена инвестором в будущем.

Перейдя по данной ссылке, вы можете ознакомиться с основными типами налоговых отчислений, взимаемых государственной налоговой службой при покупке недвижимости в Италии, а в материале "Сколько стоит содержать недвижимость в Италии" вы узнаете о всех важнейших сборах и затратах для иностранцев и резидентов Италии, владеющих недвижимым имуществом в стране.

Туристический налог

Итальянское правительство в условиях экономического кризиса обратилось к мэрам каждого итальянского муниципалитета с просьбой применять и собирать туристический налог со всех туристов, путешествующих по Италии (Decreto Legislativo n. 23 del 14 marzo 2011.).

Каждый муниципалитет Италии волен самостоятельно устанавливать сумму туристического налога, его специфические характеристики и условия оплаты (налог на проживание в Италии обычно зависит от категории гостиницы, где останавливается турист, периода пребывания в стране - высокий или низкий сезон и других факторов . ), и, возможно, и вовсе не применять этот сбор.

В целом, налог на проживание в Италии составляет от 1 до 5 евро в день на человека и оплачивается непосредственно в отеле, где вы остановились.

В крупных туристических городах в 2017 году туристический налог был таков: Рим - в пределах от 3 до 7 €, Милан и Флоренция - 2/5 €. В 2018 планируется небольшое повышение суммы сбора.

Взнос может быть оплачен наличными или картой в конце пребывания, менеджер туристического объекта должен выдать квитанцию ​​об оплате.

Исключения

Как правило, налог в отелях Италии не оплачивают:

дети в возрасте до 10 или 14 лет;

люди с ограниченными возможностями или серьезными проблемами со здоровьем и лица их сопровождающие, при наличии подтверждающй заболевание медицинской справки;

водители туристических автобусов и гиды.

Налог на ТВ

Налог на ТВ ("Canone RAI") - сбот за обладание дома или в офисе оборудованием, которое позволяет прослушивать радио- и телепередачи, независимо от фактического использования или намерения использовать эту услугу. Налог поступает в бюджет государственной телерадиокомпании RAI.

Чтобы избежать уплаты пошлины Canone Rai, необходимо задекларировать отсуствие телевизора и других устройств, позволяющих прослушивать радио- и телепередачи, в доме налогоплательщика.

Государственные пошлины

В Италии гербовые марки (marche da bollo) используются, начиная с 1863 года. Как правило, они продаются в табачных киосках или в лицензированных государственных учреждениях.

С июня 2005 года к традиционным гербовым маркам были добавлены марки, выпускаемые в электронном виде Налоговой инспекцией и распечатанные на месте в точках перепродажи.

С 1 сентября 2007 года последние полностью заменили традиционные бумажные гербовые марки.
Для некоторых документов допущена замена гербовых марок печатями, подтверждающими оплату наличными суммы государственного сбора.

19 сентября 2014 года в Италии была введена цифровая печать (Service @ e.bollo), которая после оплаты онлайн выдается в электронном виде через веб-сайты, авторизованные государственной налоговой службой. Однако, если налогоплательщик до сих пор имеет старые гербовые марки, он может использовать их даже после введения в силу их видоизменений и повышения стоимости (сегодня гербовая марка стоит 16 €) особым способом. Например, если за оформление документа взимается налог в размере 32 €, налогоплательщик может использовать старые марки стоимостью 14,62 € и 1,81 €, наклеив нужное их количество для достижения требуeмой суммы сбора.

Налог в Италии для иностранцев

Государственный Совет Италии решением номер 04487 от 26 октября 2016 года отменил правительственный указ от 6 октября 2011 года в той его части, которая требовала от иностранцев, получающих/продлевающих ВНЖ, выплату налогового сбора в размере от 80 до 200 евро, подтвердив решение Административного суда Лацио, вынесенное 24 мая 2016 года.

Стоимость оформления/продления ВНЖ в Италии в 2017 году можно узнать здесь.

Социальные взносы

Согласно действующему законодательству ежемесячные взносы в INPS являются обязательными и уплачиваются как работодателем, так и работником, а в случае самозанятости, работники выплачивают взносы самостоятельно.

Работник участвует в выплате взносов на социальное страхование в размере от 9,19% до 10,49% налогооблагаемой базы, в зависимости от трудовой квалификации и классификации предприятия, на котором он работает (например, туристический сектор, промышленность, торговля и т.п.) Работодатель удерживает взносы на соцстрахование из ежемесячной заработной платы работника.

Иностранец, работающий в Италии легально и выплачивающий страховые взносы, пользуется всеми правами, признанными за итальянскими трудящимися.

Итальянская система соцстрахования предусматривает защиту прав всех трудящихся, регулярно плачивающих взносы, в следующих случаях:

физическая и умственная нетрудоспособность;

охрана семьи работника.

Абсурдные налоги в Италии

Всего в Италии больше 100 различных налогов, в том числе и такие, которые не имеют рационального объяснения или логики. Ниже мы перечислили несколько примеров:

Налог на тень: Если владелец магазина сооружает навес, тень которого "вторгается" на публичную территорию, он обязан заплатить за "нелегальную оккупацию" общественной земли.

Налог на болота: данный налог был введен в 1904 году королевским указом, который предусмaтривал уплату гражданами взноса за осушение болот и превращения их в сельскохозяйственные угодья. Жители некоторых регионов Италии продолжают его платить.

Налог на сбор грибов: в Италии платят даже за возможность собрать грибы в лесах.

Налог на подьездные пути: ненавистный налог на доступность подьездных путей к домам итальянцев (passo carrabile) родился в 1997 году и продолжает процветать во многих коммунах.

Налог на эффективность использования электроэнергии: проверьте свою квитанцию за элeктpоэнергию; многие из Вас найдут таинственную аббревиатуру EF-EN, означающую эффективность использования электроэнергии клиентом. Что это означает? Ничего, кроме миллионов евро, текущих в казну.

Налог на триколор: те, кто выставляет напоказ знамя итальянского государства (в течение праздника, на собственном магазине, отеле, ресторане и т.п.), возможно, вскоре увидит в почтовом ящике квитанцию об оплате налога за использование бренда в личных целях.

Налог на память: этот налог применяется к владельцам различного технологического оборудования, которое предлагает им возможность копировать для частного использования музыкальные треки и кинофильмы, защищенные авторским правом. По сути, налог должны платить владельцы мобильных телефонов, смартфонов, ПК, внешних жестких дисков, флэш-накопителей и т.д.

Налог на фантомные атомные электростанции: в счета за электричество включен налог на обслуживание итальянских АЭС. Жаль только, что в Италии нет атомных электростанций.

Налоговые поступления являются основным источником доходов государственного бюджета Италии (более 80%). Ре­форма 1973 1974 гг. внесла значительные изменения в структуру налогообложения, устранив ее многоступенчатость, фраг­ментарность, архаичность и приблизив к практике налого­обложения стран Европейского Союза.

В итоге налоговая система Италии получила более четкую структуру, единые правила обложения и изъятия средств в бюджет; преобладание прямых налогов над косвенными. Наи­большему упрощению подверглись прямые налоги, взимае­мые непосредственно с налогоплательщиков.

Несмотря на то что итальянская налоговая система состоит из почти 40 различных налогов, главными статьями госдохо­дов являются два налога: прямой подоходный с физических и юридических лиц и косвенный на добавленную стоимость (НДС). В общей сумме налоговых поступлений государства их доля составляет свыше 50%.

Подоходный налог с физических лиц является важнейшим источником формирования государственного бюджета. Этот налог прогрессивный и учитывает комплексный чистый до­ход, полученный физическим лицом в календарном году. Им облагаются все физические лица - резиденты и нерезиденты, кроме сотрудников диппредставительств, по доходам, полу­ченным в Италии, а резиденты - и по доходам, полученным за границей.

В Италии величина ставок подоходного налога зависит от размера облагаемого совокупного дохода, полученного лицом в календарном году (в тысячах евро) и составляет от 23 до 45% (табл. 3.13).

Таблица 3.13

Ставки подоходною налога с физических лиц

Сумма дохода, тыс. евро

Все доходы частных лиц в зависимости от источника проис­хождения делятся на пять категорий, каждая из которых имеет особенности исчисления. Этими источниками признаются:

земельная собственность, недвижимость и строения;

работа по найму и свободные профессии;

Доход от земельной собственности состоит из дохода от земельных участков и строений. Размер земельной ренты ре­гулируется кадастром. Налоги со строений устанавливаются на основе тарифов. При расчете налога на владение землей учитываются только земли, пригодные для сельскохозяйствен­ной деятельности, а при исчислении налога на строения принимаются в расчет городские дома и дачи, но исключаются постройки для содержания скота, хранения сельскохозяй­ственной продукции.

Доход от капитала включает проценты по вкладам и теку­щим банковским счетам, дивиденды, лотерейные выигрыши, призы и тд. Налог составляет от 10 до 32% и удерживается по единой ставке при выплате денег банковским или иным учреждением, т.е. у источника, и не включается в облагаемый совокупный доход. Доход от капитала составляет:

проценты по срочным банковским вкладам (25-30%);

проценты и доходы по негосударственным ценным бума­гам (12,5%);

дивиденды (15% - для резидентов, 32% - для нерезидентов);

доходы от переуступки акций обществ (15%; в случае если доля участия превышает 2% уставного капитала обще­ства - 25% капитала, котируемого на бирже; 5% некотируемого капитала общества; 10% капитала обществ неакционерно­го типа);

премии и выигрыши (облагаются у источника и не декла­рируются):

лотереи в пользу благотворительных обществ (10%);

премии в телевизионных играх (20%);

другие выигрыши (25%);

призы на спортивных соревнованиях (20%).

доходы от совместной деятельности и другие доходы от вложения капитала (15%).

Доход от наемного труда включает наряду с заработной платой и пенсии. Лица, не имеющие других источников дохо­да, освобождаются от подачи налоговой декларации.

Налоги на доходы от предпринимательства уплачивают занимающиеся индивидуальной деятельностью. Эти доходы зависят от чистой прибыли.

Подоходный налог с юридических лиц взимается по фикси­рованной ставке 34%.

Налоговая система государства во многом ориентирована на малый и средний бизнес, представляющий подавляющее большинство всех зарегистрированных предприятий, что вы­деляет Италию среди всех стран Европейского Союза. Нало­гом на прибыль юридических лиц облагаются организации, занимающиеся деятельностью, приносящей доходы, как италь­янские, так и иностранные, имеющие в Италии свой филиал или представительство. Объектом обложения является вся прибыль, полученная от любых источников, как в денежной форме, так и в натуральной.

Налог на добавленную стоимость введен с 1973 г., заме­нив налог с оборота и более 20 акцизов. На этот налог прихо­дится более половины общей суммы косвенных налогов. В ка­честве налогооблагаемой базы добавленная стоимость скла­дывается из разницы между выручкой от продажи товаров и услуг за определенный период времени и суммой, уплаченной поставщикам сырья и включенной в себестоимость произве­денных товаров и услуг.

Налог на добавленную стоимость имеет три ставки: 4, 10 и 20%. Максимальная ставка принята для дорогих товаров (юве­лирных изделий из золота и платины, автомашин, аудио- и ви­деотехники). На отдельные продовольственные товары (свежее молоко, сливочное и оливковое масло, сыры, муку и т.д.), а также на печатную продукцию и издательские услуги НДС со­ставляет 4%. Мясо, рыбу облагают налогом в размере 10%.

Прочие косвенные налоги. В Италии кроме НДС действу­ют такие виды общегосударственных косвенных налогов, как: гербовый сбор в форме продажи государством гербовой бума­ги или гербовых марок, регистрационный налог, взимаемый при переходе прав собственности на недвижимость или неко­торые виды движимой собственности, регистрации контрак­тов, а также так называемые налоги на потребление (тамо­женные пошлины, налог на производство отдельных видов товаров, фискальные монополии) и другие мелкие налоги.

Местные налоги, как отмечалось, являются главным источ­ником формирования местных бюджетов. Не менее половины всех средств, необходимых для развития территорий, поступает от налогов, которые собираются местными властями.

Помимо государственного подоходного налога физические и юридические лица уплачивают местный подоходный налог по ставке 16,2%.

Региональный налог на производственную деятельность устанавливается региональными властями Италии для компа­ний, товариществ, индивидуальных предпринимателей и коопе­ративов, которые для целей своей деятельности используют тер­риторию и ресурсы регионов (области, провинции, коммуны).

Коммунальный налог на недвижимость был установлен правительством в 1992 г. и предусматривал выплату владель­цами (физическими и юридическими лицами) действующих промышленных и жилых зданий, строящихся площадей, а также сельскохозяйственных земель определенной денежной квоты в зависимости от типа и целей их использования, даже если эта недвижимость была приобретена незаконно. Ставки составляют от 0,4 до 0,7% от кадастровой стоимости недви­жимости, что на практике часто ниже рыночной стоимости.

Налог на увеличение стоимости недвижимого имущества применяется по ступеням с прогрессирующей процентной ставкой. Основывается на существенной разнице между на­чальной и конечной стоимостью недвижимости (здания, сво­бодные строительные площадки и т.д.) в Италии. Налог на прирост стоимости недвижимости взимается в пользу местных органов власти в случаях продажи недвижимости с прибылью.

Налог с наследства и дарений касается имущества, кото­рое меняет своего собственника по причине смерти или даре­ния, причем для налоговых целей закон не делает между ними разницы. Объектом обложения является рыночная стоимость наследуемого имущества. Ставки налога построены по прин­ципу двойной прогрессии: с одной стороны, они учитывают размеры наследуемого имущества, а с другой - степень род­ства. При дарении членам семьи по прямой линии применяет­ся налоговый вычет в размере до 1 млн евро. Недвижимость, стоимость которой превышает 1 млн евро, облагается по став­ке 4% от суммы, превышающей 1 млн евро, для каждого одаряе­мого плюс 1% - кадастровый сбор, плюс 2% - сбор за внесение изменений в реестр собственников. При дарении родственникам второй линии все описанные выше условия сохраняются, кро­ме основной ставки, увеличенной с 4 до 6%. Все прочие ода­ряемые обязаны уплатить налог 8%, а также кадастровый сбор - 1 % и сбор за регистрацию изменений - 2%.

Налог на рекламу является муниципальным налогом, кото­рым облагаются рекламные объявления и любые другие виды рекламы. Обязанность по уплате налога на осуществление ре­кламной деятельности возлагается как на компании, размеща­ющие свою рекламу, так и на распространителей рекламной продукции.

Государственные комиссионные сборы налагаются на определенные виды административных актов: выдача паспор­тов, водительских удостоверений, разрешений на владение хо­лодильником и др. Сборы уплачиваются как в момент выдачи, так и при обновлении документов.

Налог на занятие общественных площадей устанавливает­ся муниципалитетом в зависимости от размера, местонахож­дения и целей использования общественных пространств, принадлежащих мэрии.

Налогом на автотранспорт (местным, государственным) облагаются все транспортные средства в зависимости от объе­ма цилиндров и мощности двигателя.

Налог за транспортировку и утилизацию городских твер­дых отходов был установлен в 1993 г. как специальный регио­нальный налог.

Местные лицензионные сборы обычно устанавливаются за право сезонной торговли в общественных местах, за получе­ние разрешений на торговлю предметами антиквариата и др.

Существуют также целевые сборы, например школьный налоговый сбор, сбор за использование государственных зе­мельных участков и др.

В организационном плане структуру налоговой системы Италии составляют:

Агентство налоговых поступлений, занимающееся уче­том, анализом и проверками;

финансовая гвардия, осуществляющая контроль потоков денежных средств и нарушений налоговой дисциплины;

банки, обеспечивающие расчет в случаях проведения финансовых операций, взимание и перечисление налогов на счет казначейства и частично сбор налоговых деклараций;

специализированные коммерческие фирмы (концессио­неры), работающие по договору с государством, взыскиваю­щие налоговую задолженность с неплательщиков;

судебные органы, разрешающие спорные вопросы нало­гообложения.

Главным органом налогового контроля Италии является финансовая гвардия. Она входит в состав министерства эконо­мики и финансов и имеет собственную академию, училище унтер-офицеров, легион курсантов. Министерство финансов Италии занимается не только доходами, в него входят налого­вые и таможенные органы.

Вместе с тем в стране имеет место высокий уровень укло­нения от налогов (до 18% ВВП, или треть от валового уровня негосударственного сектора). Уход от налогообложения в Ита­лии значительно растет, что наносит ежегодно бюджету стра­ны ущерб в 100 млрд евро. Однако фискальная нагрузка в стране и так одна из самых высоких в мире - 43%. Поэтому кабинет М. Монти принял решение об ужесточении контроля уплаты налогов. В стране действует бесплатная телефонная линия 117 для заявлений о таких случаях и составляются «черные списки» для наиболее злостных должников.

Нынешнее правительство Италии намерено рассмотреть новый пакет налоговых реформ с целью увеличения посту­плений в бюджет. Однако при этом пока не предполагается введение налога на богатство по примеру некоторых стран. Ставится задача упрощения налоговой системы, пересмотра налоговых льгот и благоприятных налоговых режимов, кото­рые являются экономически не оправданными. Есть необхо­димость и более справедливого распределения налогового бремени. Кроме того, предполагается пересмотреть ставки на­лога на имущество. В конечном счете, перед правительством Италии стоит непростая задача: не повышая в целом налого­вые ставки, увеличить собираемость налогов для стабилиза­ции экономической ситуации.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 18:40, реферат

Краткое описание

Налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. История развития налоговой системы Италии……………………………….5
2. Характеристика современной налоговой системы Италии
2.1. Налоговое законодательство………………………………………….7
2.2. Налогоплательщики…………………………………………………. 8
2.3. Налоговое администрирование……………………………………. 10
2.4. Ответственность за налоговые правонарушения…………………..12
2.5. Виды налогов…………………………………………………………12
2.6. Доля налоговых поступлений в ВВП……………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ (2).docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Кафедра финансов и банковского дела

По дисциплине: «Налоги и налогообложение»

Тема: «Налоговая система Италии»

Студенток 1 группы, 2 курса

Давыдовой И.В. и Усовой Д. И.

старш. преподаватель Корягина Татьяна Михайловна

1. История развития налоговой системы Италии……………………………….5

2. Характеристика современной налоговой системы Италии

2.1. Налоговое законодательство………… ……………………………….7

2.3. Налоговое администрирование……… ……………………………. 10

2.4. Ответственность за налоговые правонарушения……………… …..12

2.6. Доля налоговых поступлений в ВВП……………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………. 24

Налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Переход к системе обложения на основе прироста только состояния налогоплательщика (то есть годовой суммы его чистого дохода) потребовал создания условий для того, чтобы общая сумма взимаемых с него налогов не превысила пределов этого дохода.

В прошлом этому ограничению не придавалось значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению, превышающему весь объем реализуемыми доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому условию предается весьма большое значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до трех пятых всей суммы национального дохода.

Поэтому для обеспечения этого условия пришлось создать новые формы взаимного учета различных видов налогов, и среди них наиболее важное значение имеет система подоходных налогов. Эта система включает в себя ряд предварительных, авансовых налогов (withholding taxes) и окончательный налог, в котором эти налоги суммируются путем так называемого налогового кредита.

Во второй половине прошлого века в ряде стран со сложившейся рыночной экономикой были проведены налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала, создание благоприятного инвестиционно-инновационного климата и стимулирование предпринимательской активности. Анализируя мировой опыт фискального реформирования в сфере налогообложения, можно выделить 2 общие закономерности:

  • Одна группа стран, в которую входят США, Австрия, Япония, провела преобразование в системе прямого налогообложения.
  • Другая группа стран – членов ЕС повысила значение косвенного налогообложения.

Рассмотрим основные положения и особенности, касающиеся налоговой системы Италии.

Вообще, Италия, как одна из старейших стран Евросоюза, является для многих россиян привлекательным местом ведения бизнеса. И это несмотря на то, что Италия практически не предоставляет возможностей для международного налогового планирования и занимает жесткую позицию в отношении оффшоров. Но эта страна предоставляет множество возможностей для ведения бизнеса на ее территории, не связанных с выводом доходов из-под российского налогообложения.

1. История развития налоговой системы Италии

Государственное строительство Италии имеет многовековые традиции, которые начинаются с Древнего Рима. Первоначально все государство представляло собой лишь г. Рим и прилегающие к нему местности. 1
В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства. Главная статья расходов — строительство общественных зданий — обычно покрывалась за счет сдачи в аренду общественных земель.
В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии с доходами.
Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах.
В IV—III вв. до н. э. римское государство разрастается, основываются или завоевываются новые города-колонии. Происходят и изменения в налоговой системе. В колониях вводятся коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.
В случае победоносных войн налоги снимись, а порой государственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.
Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.
Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что свидетельствовало о их зависимом положении. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государство и общины были обложены различно. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами.
Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Юлий Цезарь (102 или 100 - 44 гг. до н.э.). Прежде всего, он отменил откупа по прямым налогам, сохранив их только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно, без того, чтобы значительные суммы шли в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.
Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы.
Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого скота включались рабы), ценности.
Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.
В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства — 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат. Ближайшие родственники были от него освобождены.
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Кроме решения обычных задач она должна была создать финансовые условия для включения итальянской экономики в общий рынок Западной Европы, при этом сохранив и определенную национальную специфику.

2.Характеристика налоговой системы Италии

2.1. Налоговое законодательство

В настоящее время налоговое законодательство Италии включает в себя свыше 350 законов. При этом необходимо иметь в виду, что вопросы налогообложения регулируются Конституцией Республики Италия, в которой определены основные принципы налогообложения, международными соглашениями, совокупностью законов о налогах и сборах, а также целым рядом актов президента, правительства, Министерства экономики и финансов, представительных органов власти на местном уровне. Значительную роль в регулировании национальной системы налогообложения играют нормативные акты Европейского Союза, которые определяют не только основные виды налогов, которые должны быть установлены на территории конкретного государства, но и общие принципы их взимания и размеры налоговых ставок. 2

Итальянское государство присоединилось к Договору об Европейском Сообществе от 25.03.1957, который обусловил возникновение межнациональной юридической системы, имеющей собственные органы и собственные нормативные источники. Общеевропейские нормативные источники происходят от закона, на котором основан Учредительный договор Европейского Сообщества, и наделены силой отмены национальных законов в области своей компетенции.

В Италии существует 2 типа законодательных актов:
• государственные законы, принимаемые парламентом;
• чрезвычайные законы, на основании которых правительство разрабатывает отдельные мероприятия по применению положений государственных законов.
Противоречий между законами республики, области, муниципалитета быть не должно, иначе Конституционным судом соответствующий законодательный акт отменяется.
После принятия законов налоговыми органами выпускаются соответствующие разъяснения, которые не имеют силу законодательного акта и на практике оспариваются налогоплательщиками.

2.3. Налоговое администрирование

Функции по организации деятельности налоговой службы Италии возложены на Департамент налоговой политики Министерства экономики и финансов, который входит в состав правительства Италии, координирует работу всех субъектов налоговой деятельности, решает вопросы, связанные с налоговым законодательством (толкование законов, разработка законопроектов). Департамент налоговой политики Министерства экономики и финансов (далее —департамент), который входит в состав правительства Италии, координирует работу всех субъектов налоговой деятельности, решает вопросы, связанные с налоговым законодательством (толкование законов, разработка законопроектов). 3
В состав департамента входят 8 отделов, в том числе исследований и налоговой политики (включает 13 подразделений; отслеживает заработную плату, парламентские запросы; оказывает юридические консультации всем подразделениям); политико-экономического и налогового исследования (включает 8 подразделений; осуществляет текущий мониторинг налоговых поступлений); налоговых агентств (подготавливает и подписывает конвенции с агентствами налоговых поступлений; оценивает результаты их деятельности; анализирует отклонения по прогнозируемым результатам); налогового федерализма (консультирует и оказывает помощь в отношениях с налоговыми органами на областном и местном уровне).
В целом в департаменте (включая структурные подразделения) работает около 1200 человек. В 2001 году из состава министерства выделены 4 агентства, в т.ч. агентство налоговых поступлений (далее - АНП). Между АНП и отделом налоговых агентств департамента заключаются конвенции на 3 года, куда вносятся изменения в зависимости от определенных на текущий год задач. АНП обладают автономией (имущественной, бухгалтерской, административной). Центральное управление АНП находится в Риме и подчиняется Министерству экономики и финансов. Оно управляет и осуществляет контроль за деятельностью региональных (областных) управлений и местных (провинциальных, которые, в свою очередь, состоят из муниципальных) инспекций АНП. Всего в Италии 19 областных, 2 региональных управления АНП и 388 местных (провинциальных, муниципальных) инспекций АНП. В АНП всех уровней работает около 70 тыс. государственных служащих.
Основными задачами АНП являются сбор налогов, информирование налогоплательщиков, осуществление контрольных мероприятий, разработка мероприятий по выявлению уклонения от налогообложения, принятие решений в урегулировании спорных вопросов с налогоплательщиками, внедрение новых организационных моделей и моделей планирования.
Непосредственную работу с налогоплательщиками — выдачу свидетельств о постановке на учет, сбор налогов, предъявление официальной налоговой претензии, решение спорных вопросов (рассмотрение жалоб налогоплательщиков) — осуществляют местные (провинциальные, муниципальные) инспекции АНП. Они же проводят мероприятия налогового контроля.
К проведению контрольных мероприятий в отношении субъектов, занимающихся мошенничеством, привлекается финансовая гвардия (финансовая полиция), которая подчиняется Министерству экономики и финансов. Финансовая гвардия является единственным военным органом Италии, уполномоченным в финансовых вопросах.
Офицеры финансовой гвардии в целях осуществления функций таможенного контроля прикомандированы в различных странах мира.
Вопросами налогообложения при экспорте-импорте товаров из стран, не входящих в ЕЭС, занимается таможенное агентство, также подчиняющееся Министерству экономики и финансов.
Вопросы регистрации недвижимости и ведения кадастра находятся в компетенции агентства государственного имущества.
Разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами Италии (в тех случаях, когда спорная ситуация не урегулирована в АНП) разрешают налоговые комиссии. Они представляют собой трехуровневую систему судов, специализирующихся исключительно на налоговых спорах: первый уровень — провинциальная налоговая комиссия, второй — региональная налоговая комиссия, третий - Коллегия налоговых споров Верховного суда.

2.4.Ответственность за налоговые правонарушения

Налоговые правонарушения в Италии влекут административную или уголовную ответственностью. Уголовная ответственность наступает при неуплате налогов в сумме более 200 тыс. евро и только при доказанном умысле такого уклонения.

Своеобразным «наказанием» налогоплательщика, имеющего задолженность по налогам, может стать передача сведений о долге специализированной компании (концессионеру) - уполномоченной коммерческой фирме по сбору долгов. Эта фирма самостоятельно (по договору с налоговым органом) взыскивает задолженность с неплательщика путем розыска, изъятия и продажи его имущества, после чего (за вычетом определенного процента собственного интереса) перечисляет ее в бюджет. Такую процедуру взыскания налоговых долгов власти Италии объясняют тем, что коммерческая фирма имеет больше, чем государство, возможностей «преследовать» неплательщиков.

В настоящее время в Италии взимается около 40 видов налогов. При этом, налоги на доходы физических и юридических лиц и НДС обеспечивают свыше 80% поступлений в бюджет.

Налоговая система Италии включает следующие основные виды налогов:

1. Национальные налоги;

2. Областные налоги;

3. Коммунальные налоги.

Для взимания коммунальных налогов назначаются налоговые сборщики. Налоги, сборы и другие обязательные платежи в Италии исчисляются и

уплачиваются в евро.

В соответствии положениями «Единого текста законов о прямых налогах» (Декрет Президента от 22.12.86 № 917), вобравшем в себя действующие нормы 3,5 тысяч нормативных актов в Италии установлена следующая система налогообложения. Прямые налоги: налог на прибыль юридических лиц (IRPEG), местный налог на доходы (ILOR), налог на доходы физических лиц (IRPEF), а также новый региональный налог (IRAP).4

Налог на прибыль юридических лиц.

Налогом на прибыль юридических лиц облагаются все организации, занимающиеся деятельностью приносящей доходы как итальянские, так и иностранные, имеющие в Италии свой филиал, или представительство. Объектом обложения является вся прибыли полученная от любых источников в Италии как в денежной форме, так и в натуре. Ставка данного налога - 34%, оплата которого осуществляется частями: 40% до 31 мая вместе с подачей декларацией за предыдущий год, а остальные 60% до 30 ноября облагаемого года.

Местный налог на доходы.

Данный налог взимается как с прибыли юридических лиц, так и с доходов физических лиц по ставке 16,2% и в том же порядке, что и налог на прибыль и подоходный налог. При этом уплаченная сумма местного налога вычитывается из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль юридических лиц и подоходного налога на физических лиц.

Читайте также: