Бюджетно налоговая система презентация

Опубликовано: 26.04.2024

Насибуллина Гульнур Хайдаровна

Презентация по теме "Налоги и бюджет" для уроков обществознания, экономики. Содержит дедактивный материал: можно испоьзовать и в электронном и бумажном варианте.

ВложениеРазмер
nalogi_i_byudzhet..ppt 306 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Апастовская средняя школа Апастовского района Республики Татарстан Урок по обществознанию. Налоги и бюджет. Учитель : Насибуллина Гульнур Хайдаровна

Налоги как источник доходов государства. Ты можешь и не заметить, что у тебя всё идёт хорошо, но налоговая служба напомнит. Пьер Данинос.

Налоговая система – совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемая законодательством государства. Налог как финансовая система. Элементы налога.

Экономическая сущность налога : Часть валового внутреннего продукта. Часть себестоимости продукта. Часть прибыли. Часть личного дохода работника. Методы налогообложения . Прямое. Косвенное. Двойное. Налоговая декларация.

Функции налогов. Фискальная. Регулирующая. Контрольная. Социальная.

Прямые налоги: Платит сам налогоплательщик из своей прибыли независимо от статуса его лица ( юридического или физического). Виды: Налог на прибыль. Налоги на имущество. Налоги на доход. Ресурсные платежи.

Косвенные налоги: Платит потребитель продукции, выпускаемой и продаваемой на рынке товаров, работ и услуг. Виды: Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Таможенные пошлины. Налог на операции с ценными бумагами.

Виды налогов : Федеральные налоги. Региональные налоги . Местные налоги .

Федеральные налоги: Налог на добавленную стоимость. Акцизы на отдельные группы и виды товаров. Подоходный налог. Таможенная пошлина. Гербовый сбор. Налог на наследуемое и даримое имущество .

Региональные налоги: Налог на имущество предприятий. Лесной налог. Сбор с юридических лиц на нужды образовательных учреждений.

Элементы налога . Носитель налога – лицо, с которого удерживается налог . Источник налога – доход , из которого уплачивается налог . Налогоплательщик Объект налога: доход, имущество, товары.

Налоговые системы . Пропор- циональная Прогрес- сивная Регрес – сивная

Бюджет. Доходы: налоги, сборы. Расходы: социальные выплаты и гарантии.

Автор – Насибуллина Гульнур Хайдаровна Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Апастовской средней школы Апастовского района Республики Татарстан Апастово, 2003 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы подходят для использования при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.


ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве.


Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» для 9 класса

Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета.

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк.

Рассматриваются вопросы: Налог, налоговая система. Функции и виды налогов. принципы налогообложения. Государственный бюджет. Сбалансированность бюджета.


«Налоги: система налогов, их функции» Конспект урока по обществознанию, 8 класс

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Предметные результаты. Научатся: характеризовать налоговую политику государства, понимать необходимость своевременной уплаты налого.


Презентация к уроку «Налоги: система налогов, их функции»

Презентация включает в себя фрагмент из мультфильма «Чиполлино» созданный в 1961 году режиссёром-мультипликатором Борисом Дёжкиным по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» ита.

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемОльга Быкова

Похожие презентации

Презентация на тему: " Бюджетно-налоговая политика РФ. " — Транскрипт:

1 Бюджетно-налоговая политика РФ

2 Бюджетно-налоговая политика - это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно- финансовой системы для реализации целей социально- экономической политики. Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной.

3 Реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Ведь, успех экономической стабилизации в стране зависит от создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит

4 Бюджетно-налоговая политика, система регулирующая экономику посредством изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

5 В это же время расходная часть Бюджета России 2018 года направлена на обслуживание государственного аппарата. Если сложить финансирование чиновников, армии и спецслужб, то данные статьи расхода составят 37,5% расходов казны. Формально расходы на социальную политику стоят на первом месте в бюджете России, но обеспечение самого государства разбито на несколько разделов и в сумме оказывается намного выше. Расходы на образование и здравоохранение в сумме составляют всего 7% расходов казны, что совершенно не говорит о заботливом отношении государства к своему народу. Рост ВВП обещают всего 2%, но это очевидно недостаточно, чтобы полноценно восстановить экономику страны

6 Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов, по обещаниям государства, в рассматриваемом периоде будут являться ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов, и прочие источники финансирования.

7 Фискальная функция бюджета – предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг.

8 Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго.

9 Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.

10 Через фискальную функцию государство обеспечивает: - достижение баланса между доходами и расходами бюджетов; - равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы; - повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе; - выполнение функций и задач государства; - сохранение социальной стабильности.

11 Основными инструментами фискальной политики является государственные (или правительственные) расходы и налоги. Государственные (или правительственные) расходы – это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг.

12 Налоги представляют собой второй важнейший инструмент фискальной политики.

13 Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Налоговая система включает в себя: субъект налогообложения (кто должен платить налог); объект налогообложения (что облагается налогом); налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога). Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

14 Существует два основных типа налогов: прямые налоги, которые являются прямым вычетом из доходов, получаемых фирмами и домашними хозяйствами (например, подоходный налог), и косвенные налоги, которыми непосредственно облагаются фирмы и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности и включаются в цену той продукции, которая производится фирмами и поставляется ими на рынок (например, налог на добавленную стоимость) на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.).

15 К прямым налогам относятся: личный подоходный налог; налог на прибыль; налог на наследство; налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств и др.

16 К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость-НДС; налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкоголь, автомобили, ювелирные изделия, меха); таможенная пошлина. Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер и представляет собой налог на потребление, а не на доход. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены.

17 Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов. Таких принципов достаточно много: принцип выгоды; принцип пожертвования; прогрессивность ставок налогообложения доходов; равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности; сочетание устойчивости налоговой системы с ее гибкостью; определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса; исключение возможностей переложения налогового бремени; простота и ясность системы и процедуры налогообложения.

18 Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, я пришёл к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

Презентация на тему Бюджетно-налоговая политика государства, предмет презентации: Экономика. Этот материал содержит 27 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации


БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА


Финансовая система и ее элементы.
Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования экономики.
Налоги и налоговые системы .
Бюджетно-налоговая политика: виды и инструменты
Дефицит госбюджета: виды и способы финансирования. Государственный долг.


Финансы - это экономическая категория, выражающая определенные экономические отношения.
Финансы (от лат. financia- наличность, доход) совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство.


Финансы формируются на макро- и микроуровнях.

На макроуровне : государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования.
На микроуровне: фонды собственных, заемных и привлеченных средств.


воспроизводственная
распределительная
контролирующая
социальная
политическая
инновационная


Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий.

государственная бюджетная система

внебюджетные финансовые фонды

фонды личного и имущественного страхования

финансы предприятий различных форм собственности


2в. Государственный бюджет

Бюджет - это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке.
Консолидированный бюджет РФ - это расчетный годовой объем доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов, используемых в целях анализа состояния и прогноза развития бюджетной системы Российской Федерации, денежно-кредитной системы и экономики РФ.


аккумуляция и централизация финансовых ресурсов;
регулирование социально-экономических процессов;
инвестиционная функция;
перераспределение финансовых ресурсов;
социальная защита;
стимулирование предпринимательской деятельности;
контроль за финансовыми доходами и расходами государства и связанных с ним структур и др.


Структура доходов и расходов бюджета РФ


Расходы консолидированного бюджета РФ на социально-культурные мероприятия в 2007 г.


3в. Налоги и налоговые системы

Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.



Характеристики налоговых систем развитых стран :

прогрессивный характер;
изменение налоговых ставок в зависимости от экономической конъюнктуры;
различные налоговые льготы и скидки;
определение начальных сумм, не облагаемых налогом




Структура налоговых поступлений в ряде стран


4в. Бюджетно-налоговая политика государства: виды и механизмы реализации

Бюджетно-налоговая политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.
Инструментарий : государственные расходы, налоги, трансферты.


Виды фискальной политики:

Дискреционная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства.
Недискреционная политика (автоматических стабилизаторов) - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики


Ставка налога, в процентах

Общая сумма налоговых поступлений


Мультипликаторы бюджетно- налоговой политики

Мультипликатор государственных расходов- mg.
Мультипликатор расходов в закрытой экономике
Мультипликатор государственных расходов в открытой экономике.

Мультипликатор трансфертных платежей
Мультипликатор налогов


Действие эффекта мультипликатора государственных расходов


5в. Дефицит госбюджета

Виды дефицита :
Циклический дефицит
Структурный дефицит


Бюджетные дефициты в 2004 г. в ряде стран (млн. дол. США).


Способы финансирования бюджетного дефицита:

Кредитно-денежная эмиссия ;
Рост неналоговых поступлений;
Внутренний государственный долг;
Внешний государственный долг;
Увеличение налоговых поступлений в госбюджет.


Источники финансирования
дефицита федерального
бюджета РФ

Внешние источники:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; - кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Внутренние источники:
- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; - бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.


- общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
Различают внутренний и внешний государственный долг.


Отношение профицита (дефицита) консолидированного бюджета РФ к ВВП (по данным ФСГС).

Презентация на тему "Налоги и налоговая система России". Содержит 27 информативных слайда. Основная часть посвящена налогвым сборам в РФ, но так же есть часть и про Германию с Швецией.

Текстовые фрагменты из презентации:

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым законодательством, а также совокупность налоговых органов, норм и правил, определяющих правомочия сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговыми органами являются Федеральная Служба РФ по налогам и сборам и его подразделения. Главной задачей налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов. Ниже представлена структура налоговых органов России.

Межрайонные налоговые инспекции в основном созданы путем объединения инспекций нескольких административных районов, поэтому вновь образованные инспекции контролируют деятельность налогоплательщиков на территории нескольких районов. В результате такого объединения число инспекции по стране сократилось с 2600 до 1500.

Права налоговых органов

  • Проводить налоговые проверки;
  • Требовать от налогоплательщиков или налоговых агентов документы;
  • Проводить осмотр помещений налогоплательщика, используемых для извлечения дохода, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • Привлекать для проведения налоговых проверок специалистов, экспертов, переводчиков;
  • Приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в случае неуплаты налога в срок;
  • Взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • Предъявлять в суды иски к налогоплательщикам;
  • Определять суммы налогов расчетным путем в случае отказа налогоплательщиков допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений, используемых для извлечения дохода, не представления в течение более двух месяцев налоговому агенту необходимых для расчета налогов документов и др.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В налоговой системе РФ имеются также сборы, под которыми понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Виды налогов

Система налогов России строится по территориальному принципу и имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.

Порядок установления налогов и сборов

  • Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом (НК) и обязательны к уплате на всей территории РФ.
  • Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов Федерации, вводятся в соответствии с Кодексом и обязательны на территории соответствующих субъектов федерации.
  • Местные налоги и сборы устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с Кодексом и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
  • Не могут устанавливаться региональные или местные налоги , которые не предусмотрены Налоговым кодексом РФ

Функции налогов

Функции налогов показывают как реализуется общественное назначение налогов, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Обычно выделяют следующие функции налогов:

  • Фискальная;
  • Регулирующая;
  • Распределительная;
  • Контрольная;
  • Стимулирующая.

Фискальная функция

(от слова «фискус» – государственная) проявляется в формировании финансовых ресурсов государства. В странах с рыночной экономикой 80-90% доходов бюджета формируется за счет налогов.

Регулирующая функция

проявляется в использовании налогов в целях организации социальной и хозяйственной жизни в стране. Регулирующая функция может быть стимулирующей (предоставление льгот) и дестимулирующей (повышение налоговых ставок).

Распределительная (социальная) функция

Через налоги происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения

Контрольная функция

Проявляется в том, что государство через налоги контролирует финансово-хозяйственную деятельность организаций и граждан, источники их доходов и расходов. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему.

Поощрительная функция

Через налоги государство признает особые заслуги отдельных граждан перед отечеством и предоставляет им льготы по налогам. Например, льготы участникам войн, героям страны и др.

Принципы налогообложения

Принципы – это ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами считаются базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.

Выделяют различные системы принципов:

  • экономические принципы;
  • юридические принципы;
  • организационные принципы.

Экономические принципы касаются налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».Принцип справедливости, определенности, удобности и принцип экономии означает, что издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем налоговые поступления.

В статье три НК изложены принципы налогообложения, которые положены в основу налоговой системы РФ:

  • принципы всеобщности и равенства налогообложения;
  • налоги не могут иметь дискриминационный характер и дифференцироваться по налогоплательщикам исходя из социальных, религиозных критериев;
  • не должно быть дифференциации ставок налога в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц;
  • налоги не могут быть произвольными, должны иметь экономическое основание;
  • принцип ясности и доступности налогового законодательства;
  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщиков.
  • При создании налоговой системы России стояла задача реализации принципа равенства правовых статусов субъектов Федерации и разграничения полномочий между Федеральными и региональными управлениями власти в сфере налоготворчества и бюджетных отношений. Необходимость разграничения налоговых полномочий между уровнями власти определило трех уровневую систему России, включающую Федеральные, региональные и местные налоги.

Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

  • прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);
  • федеральные, региональные, местные (по уровням управления);
  • налоги с юридических и физических лиц (по субъектам налогообложения);
  • пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в зависимости, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);
  • по целевому назначению налога (общие, специальные).

Прямые налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей и т.д., т.е непосредственно с объектом налогообложения. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Прямые налоги трудно перенести на потребителя.

Косвенные налоги - это налоги, которые являются надбавкой к цене. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя. Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Налог называется пропорциональным, прогрессивным, или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик.

  • Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов.
  • Пропорциональный налог, забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
  • Налог считается прогрессивным, если с увеличением дохода ставка налога увеличивается.

Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.д.).

Сравнение налоговой системы РФ с другими странами

Налоговая система Германии

Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти.

В результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.

Важнейшие принципы построения системы налогообложения:

  • налоги по возможности д.б. минимальными;
  • минимальны затраты необходимые на их взимание;
  • налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;
  • налоги соответствуют структурной политике;
  • налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;
  • налоговая система исключает двойное налогообложение;
  • величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) перенеся бремя налогов с доходов на потребление (расходы).

Основные виды налогов в Германии
  • подоходный налог на физических лиц,
  • налог на корпорации,
  • налог на добавленную стоимость,
  • промысловый налог,
  • налог на имущество,
  • поземельный налог,
  • налог, уплачиваемый при покупке земельного участка
  • страховые взносы,
  • налог с наследства и дарения,
  • автомобильный налог,
  • налог на содержание пожарной охраны,
  • акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, вино-водочные и табачные изделия,
  • таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии.

В настоящее время в Германии два крупнейших налога - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет до 28 % второе место после подоходного налога. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80%.

Налоговая система Швеции

Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная:

  • налоги взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными) органами власти.
  • Виды налогов определяет парламент страны, а ставки устанавливают местные власти.

Налогообложение ориентировано на потребление. Налоги на личные налоги граждан и взносы (налоги) по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне, а за счет НДС и налогов на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых доходов бюджета и еще примерно 20 % дают прямые налоги.

Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции составляют социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда.


  • Что такое бюджетно-налоговая политика государства
  • Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
  • Основные инструменты налогово-бюджетной политики
  • Плюсы и минусы фискальной политики
  • Итоги

Что такое бюджетно-налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшее время вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

Об изменениях в налогообложении с 2020 года читайте в этой рубрике нашего сайта.

  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Читайте также: