Бюджетно налоговая политика украины

Опубликовано: 06.05.2024

Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом [1].

Цель статьи раскрыть сущность понятия «бюджетно-налоговая политика», ее структура и тенденций развития в Украине.

Понятие бюджетно-налоговой политики в экономической литературе тесно связано с бюджетно-налоговой системой, которая посредством неё создаётся, и рассматривается как составная часть экономической политики, проводимой государством в области государственных расходов и налогов. Используя ту или иную форму воздействия на экономику, государство и его институты выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование [2].

Национальная фискальная политика должна базироваться на определённой государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики.

Процесс формирования бюджетно-налоговой политики в Украине осложняется отсутствием четкой и реальной концепции выхода экономики Украины из кризиса. Так, налоговая политика сейчас не средство регулирования экономики, а скорее средство мобилизации доходов в государственный бюджет. Основными направлениями в налоговой политике Украины на современном этапе являются: снижение общего уровня налогового бремени; обеспечение инвестиционной направленности налоговой системы путем внедрения инвестиционных налоговых льгот; реализация социальной направленности налоговой системы; совершенствование механизма исчисления налогов и их перечисления; совершенствование правовой базы налогообложения, закрепление налоговой системы Украины в налоговом кодексе [3].

Достижение правительством целей фискальной политики затруднено. В Украине удельный вес доходов сводного бюджета вместе с доходами внебюджетных фондов в ВВП является слишком большим показателем для страны с переходной экономикой (46,5% в 2009 г). Дополнительно, за последние два года номинальный объем государственного прямого и гарантированного долга вырос в 2,4 раза до 34,6% ВВП. Дефицит сектора госфинансов (с учетом рекапитализации банков, не возмещенного НДС, и т.п.) достиг 11,5% ВВП в 2009 г. Даже с учетом экономического кризиса, показатель является высоким в международном сравнении и сопоставим с Великобританией (14,4% ВВП), Грецией (12,7% ВВП), США (11,9% ВВП). Кроме того, объем фискальных операций, которые выполняются представителями реального сектора, остается значительным: по оценкам МВФ только капитализация НАК «Нафтогаз» составляет 2,7% ВВП.

В прошлом и нынешнем годах осуществляется оптимизация бюджетных расходов, совершенствуется налогообложение за счет перераспределения налогового нагрузки с целью повышения эффективности и социальной роли налогов. В частности, принят Налоговый кодекс как один из первых системообразующих законодательных актов в реализации налоговой реформы в Украине. Необходимо отметить, что влияние государства на финансовый кризис с помощью инструментов бюджетной политики является ограниченным. На сегодняшний день бюджетный дефицит и высокий уровень долга являются одной из самых серьезных проблем государственных финансов. Задание снижения государственного долга усложняется повышением уровня безработицы, старением населения, социальной напряженностью, проблемой экологии и тому подобное [4]. Это предопределяет необходимость долгосрочных мер бюджетно-налоговой политики, которые обеспечат улучшение долговой ситуации в ближайшие десятилетия и будут способствовать стабилизации государственных финансов в целом. Для обеспечения уменьшения бюджетного дефицита необходимым продолжить процесс повышения эффективности бюджетно-налоговой политики государства и поиск новых подходов к реализации антикризисных программ развития экономики .

1. Комитет по экономическим реформам при Президенте Украины Программа экономических реформ в Украине на 2010-2014 гг.

2. Бабич, А.М., Павлова. Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. М.: ЮНИТИ, 2007. 687 с.

3. Вышегородцев, М.М. Управление бюджетом. Курс лекций / М.М. Бышегородцев. - М.: Дело и сервис, 2006. – 340 с.

4. . Иванова, Н.Г., Маковник, Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов / Н.Г. Иванова, Т.Д. Маковник. - СПб: Питер, 2009.- 380 с.

Госбюджет Украины на 2020 год. Доходы за счет пирамиды

Приоритеты госбюджета остаются прежними — увеличение расходов на силовой блок и ремонт дорог. Макропоказатели также остались прежними — рост ВВП заложен на уровне 3,3%, а не на уровне 5-7%, как обещал премьер-министр Алексей Гончарук.

Бюджет-клон

Исходя из текущих цифр в документе (инфляция 6% по 2020 году и рост ВВП до 3,3%), номинальные доходы бюджета не увеличатся, а уменьшатся. Такого мнения придерживается экономист Виктор Скаршевский.

«Если бы власть снижала налоговые ставки или если бы какие-то льготы давала бизнесу, предприятиям, снижение доходов можно было бы объяснить. Но этого нет. Значит, правительство рассчитывает на дальнейшую тенизацию экономики. При такой инфляции и таком росте ВВП доходы бюджета чисто арифметически должны были бы быть выше», — предположил он.

Копирование бюджетов подтверждают и такие данные. В 2018 году к проекту в первом чтении было принято 2176 поправок, а в 2019-м — 2173 поправки. Отклонено бюджетным комитетом 1249 поправок в 2018 году и 1370 — в этом. Около ста поправок утверждено как тогда, так и сейчас. Примечательно, что в сумме подано поправок на 2 трлн гривен — как на этот год, так и на будущий.

«В прошлом году в проекте бюджета, принятом в первом чтении, не было субвенций на социально-экономическое развитие. Ее добавили. В этом году тоже не было и добавили — 7 млрд гривен. Как известно, субвенции на социально-экономическое развитие — это подарок-инструментарий мажоритарщикам в их деятельности», — отметил аналитик. Бюджет-2020: Зеленский хочет мира, а Украина готовится к войне

Бюджет-2020: Зеленский хочет мира, а Украина готовится к войне

Интересно, что доходная часть бюджета-2020 увеличена на 17,8 млрд гривен за счет чистой прибыли и дивидендов госпредприятий, аренды госимущества, внутреннего и импортного НДС, а также перечислений от Нацбанка на 3,5 млрд грн, что требует согласования регулятора. В прошлом году, вспомнил Скаршевский, между первым и вторым чтением доходы бюджета-2019 увеличились на 17 млрд гривен. «Структура расходов на 2020 год практически ничем не отличается от структуры бюджетных расходов на этот год. Только на 38% больше и на 16% планируется увеличение трат на оборону и безопасность», — сказал эксперт.

Если отвяжут, будет плохо

До конца 2020 года в Украине прожиточный минимум к уровню инфляции (+6%) должен составить 2189 гривен в месяц. Но на покрытие минимальных потребностей, по подсчетам правительства, человеку будет необходимо где-то 4200 гривен ежемесячно. Достичь этой цифры можно, но только путем одновременного урезания соцстандартов.

Эксперт прогнозирует, что прожиточный минимум размером в четыре с лишним тысячи гривен будет получен вследствие отвязывания прожиточного минимума от социальных стандартов. Такой же ход был сделан Кабинетом министров Владимира Гройсмана в 2017 году, когда минимальная зарплата была резко увеличена с 1600 грн до 3200 грн.

«Сегодня к размеру прожиточного минимума привязано более 150 разных социальных стандартов. Например, минимальная пенсия, выплаты малоимущим семьям, матерям-одиночкам. Ведь если просто повысить минимум до 4000 грн и не отвязать, то бюджету потребуется дополнительно 150-200 млрд гривен для обеспечения допвыплат. Значит, налоговая база, как и база начисления штрафов, будет увеличена», — полагает аналитик. Недополучив в бюджет налоги, власть набирает долги — Воля

Недополучив в бюджет налоги, власть набирает долги — Воля

Следовательно, граждане почти не почувствуют улучшения уровня жизни, поскольку социальные отчисления не будут привязаны к прожиточному минимуму, а будут установлены в абсолютных величинах. «Какие захотят, такие величины и установят. А если не захотят отвязывать, то и не будут повышать прожиточный минимум», — предрекает финансовый эксперт.

Только несколько функций

В государственном бюджете Украины на 2020 год отсутствуют точки роста национальной экономики, а государственная политика в отношении общества и целеполаганий страны остается неизменной. К таким выводам пришел директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

«Бюджетом предусматривается, что экономический рост Украины должен составить 3,3%. Получается, что в среднем в следующие три года наш ВВП должен расти в среднем ежегодно где-то на 12%. Это невозможно», — констатировал эксперт.

При этом проект бюджета-2020, как и все его предшественники, обеспечивает только несколько государственных функций. К примеру, способность выплачивать внешние долги («более 400 млрд гривен доходной части идут на долги») и способность поддерживать госаппарат («в среднем финансирование госаппарата с 2013 до 2020 год выросло на 300%»). Если вспомнить, что за пять лет гривна девальвировала в три раза, то в долларах власть живет так, как и до кризиса. «В то же время прожиточный минимум по сравнению с 2013 годом вырос только на 197%, минимальная пенсия — на 201%, финансирование Минздрава поднялось на 175% в сравнении с тем же периодом, а Министерства регионального строительства и ЖКХ — на 47%», — указал Бортник.

Значит, государственные издержки выросли за это время на 300%, а зарплаты и социальные выплаты — в среднем до 200%, а по некоторым статьям намного меньше.

Себе — деньги на партию, народу — налоги

Кстати, Виктор Скаршевский сообщил, что согласно закону о прекращении госфинансирования не попавшие в парламент партии не будут получать госсредства. Таким образом, высвободилось «лишних» 220 миллионов грн, которыми депутаты увеличили расходы на свои партии до 1,3 млрд грн. «Увеличить ставки налогообложения акциза экологического налога (рентной платы) с целью увеличения доходов бюджета… Ввести новый налог на метанол… Дано поручение Кабмину увеличить максимальные ставки ввозной пошлины в рамках, естественно, соглашения о Зоне свободной торговли с Евросоюзом», — процитировал некоторые пункты бюджета аналитик. Социальная политика на Украине: субсидии отобрать, тарифы повысить

Социальная политика на Украине: субсидии отобрать, тарифы повысить

Тем самым, говорит он, власть будет оказывать фискальное давление на население. Малый бизнес, скорее всего, будет схлопываться, а трудовых мигрантов будет больше.

Поступления от приватизации госимущества должны вырасти на 8 млрд грн (с 5 до 13 млрд грн), но одновременно на те же 8 млрд грн планируется уменьшить заимствования (с 383,8 до 375,8 млрд). Кабмину поручено проанализировать, как могут измениться доходы после легализации игрового бизнеса и упорядочивания добычи янтаря, а также после введения других реформ. В частности, предлагается урегулировать правовой статус криптовалют и ввести налогообложение подобных операций.

Пересмотр макропоказателей ко второму чтению не приведёт к существенному увеличению доходной базы, так как и курс валют будет пересмотрен. Прогноз среднего курса на 2019 год составляет 28,2 грн за доллар, а сейчас по факту — 25 с небольшим грн/доллар. Значит, доходы окажутся ниже. «Пересмотрят до 27 грн/доллар, но все равно они будут ниже. Так как 40% доходов госбюджета зависят от курса валют. А это, например, ввозная пошлина, НДС на импорт, акциз на импорт», — сказал Скаршевский.

Единственное, что может поднять доходную часть, — увеличение ВВП до 5%. Но это будет чисто политическое заявление, которое арифметически на бумаге пополнит бюджет. Максимум, что сможет правительство, — это сбалансировать вид бюджета, при этом доходы останутся на том же уровне, уверен эксперт.

Сельское хозяйство и услуги не потянут

Как сельское хозяйство и шахты: Зеленский назвал красивых женщин брендом Украины

Доходы бюджета могут увеличиться разве что за счет внутренних заимствований. Они дороже (15-20% годовых), чем на внешних рынках (6-7% годовых). Торговля облигациями внутреннего госзайма (ОВГЗ) приведет только к обрушению пирамиды облигаций. Ведь внутренние кредиторы — это почти всегда зарубежные. Как только государство погашает долги, инвесторы переводят гривны в доллары и в любой момент могут вывести свою прибыль. А это 4 млрд долларов. «Тогда мы будем говорить о резкой девальвации гривны, как это было в 2008-2009 и в 2014-2015 годах. Так что рост экономики Украины в 4%, который происходит сейчас за счет торговли и сельского хозяйства, — очень хрупкий», — предвещает Скаршевский.

  • Теги
  • Гривна,
  • прожиточный минимум,
  • инфляция,
  • Украина,
  • бюджет

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная фискальная политикасознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T. В период подъема создается бюджетный излишек.

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

где kg = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов, подобно G, обладает мультипликативным эффектом

ВНП = - kt T,

где kt = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

kg > kt, так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Недискреционная фискальная политикапредполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения:
– сочетание прямых и косвенных налогов;
– универсальность налогообложения;
– равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;
– однократность налогообложения;
– использование системы налоговых льгот;
– стремление к стабильности условий налогообложения;
– запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 31.1) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис. 31.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие «встроенных стабилизаторов» объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), который называется сеньораж. Сеньораж возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.

Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов (МРг) рассчитывается по формуле:


,

где МРС – предельная склонность к потреблению.

Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

МР налогов = МРг – 1.

Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится:

МР налогов = МРС (1 – МРС).

Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения.

Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая.

Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.

Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а неоклассики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Читайте также: