Налоговый орган по месту учета налогоплательщика

Опубликовано: 18.05.2024

1.Учет налогоплательщиков представляет собой совокупность мер регис­трационно-мониторингового характера, направленных на обеспечение эффективности проведения налоговыми органами налогового контроля. Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах является обязательной и осуществляется для целей проведения налогового конт­роля, а точнее, для повышения его эффективности.
Учет налогоплательщиков регулируется НК РФ и подзаконными актами Правительства РФ и МНС РФ (например, приказами МНС РФ: "Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций" от 31.08.2001 № БГ-3-09/319; "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" от 07.04.2000 № АП-3-06/124; "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" от 27.11.98 № ГБ-3­12/309 (с измен, на 24.12.99) и др.
2. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах (посредством подачи заявления о постановке на учет):
соответственно по месту нахождения организаций, месту нахождения их обособленных подразделений, месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения принадлежащих им налогооблагаемого не­движимого имущества и транспортных средств;
независимо от наличия обстоятельств, с которыми связывается воз­никновение обязанности по уплате того или иного налога. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также в собственности которых находится подле­жащее налогообложению недвижимое имущество, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщика в двух налоговых органах одновре­менно - по своему месту нахождения и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, недвижимого имущества и транс­портных средств.

Постановка налогоплательщика на учет осуществляется соответству­ющим налоговым органом в течение 5 дней со дня подачи им всех не­обходимых документов и в тот же срок оно обязано выдать соответству­ющее свидетельство. Постановка на учет и снятие с него осуществляются бесплатно. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной.
3. При постановке на первичный учет каждому налогоплательщику при­сваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе под­лежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную грани­цу, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который может быть изменен в случае снятия налогоплательщика с учета в одном налоговом органе и последующей постановки его на первичный учет в другом налоговом органе. При реорганизации налого­плательщика-организации, вновь образованной организации присваи­вают новый номер. В случае ликвидации налогоплательщика-организа­ции ИНН признается недействительным.
Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законода­тельством.
Этот номер состоит из 10 цифровых знаков - для организаций и 12 цифровых знаков - для физических лиц.
С МНС РФ, его территориальные органы ведут Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), который представляет собой сис­тему государственных баз данных учета налогоплательщиков. Порядок его ведения определен Постановлением Правительства РФ "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" и ут­вержденными им "Правилами ведения Единого государственного реес­тра налогоплательщиков" от 10.03.99 № 266.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 с 1 июля 2002 года полномочия по государственной регистрации юридических лиц переданы МНС РФ. С помощью Единого государствен­ного реестра юридических лиц можно найти любое юридическое лицо, зарегистрированное в стране. В реестре представлены не только назва­ние и местонахождение фирмы, но и список учредителей, данные на руководителей и бухгалтеров, данные о перечне утраченных паспортов, а также данные по взаимосвязям организации (например, по ее фили­алам). Последнее обстоятельство имеет большое значение для повыше­ния эффективности налогового контроля, и в целом - контроля за со­блюдением налогового законодательства.

Каждая декларация или расчет, предоставляемые в ИФНС, содержат на титульном листе трехзначное поле для заполнения — «По месту нахождения (учета)». Это реквизит, обязательный к заполнению. Коды для каждой из форм различны: часть из них общая для всех деклараций, часть – различается. Налогоплательщики также разделены по учетным категориям. Заполнять код следует внимательно и в строгом соответствии с инструкциями: так, один и тот же налогоплательщик может иметь один и тот же код по месту учета во всех отчетах. Одновременно существует форма-исключение, не подчиняющаяся этому правилу, и в ней используется иное значение кода (как в случае с ИП).

Какой код ставить и почему

Код по месту учета, служащий идентификатором налогоплательщика в базе ФНС по категориям, и отвечает на следующие вопросы:

  • является ли налогоплательщик юридическим лицом, либо он в статусе ИП;
  • организация является «обычной» или она – крупнейший налогоплательщик;
  • отчетность подается от имени главного офиса компании или ее обособленного подразделения;
  • организация российская или иностранная;
  • подает отчетность нотариус, адвокат, предприниматель или физическое лицо, и др.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю в нескольких торговых точках, расположенных в разных районах г. Москвы с различными кодами ОКТМО, и состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД в налоговой инспекции по месту нахождения одной из них. Обязан ли предприниматель в расчетах 6-НДФЛ и в справках 2-НДФЛ указывать код ОКТМО по каждой торговой точке? Нужно ли оформлять уплату НДФЛ по каждой торговой точке отдельным платежным поручением?
Посмотреть ответ

Любой налогоплательщик, подающий отчетные сведения в ИФНС в виде декларации или расчета (юридическое лицо, физическое лицо, предприниматель) обязан использовать этот код.

Внимание! Код по месту нахождения (учета) дается для использования в готовом виде к каждой законодательно утвержденной форме. Самостоятельное составление и использование кодов запрещено.

Основным кодом, который использует большинство юрлиц, будет 214 «По месту нахождения российской организации» (при условии, что она – не крупнейший налогоплательщик).
Основным кодом для предпринимателей будет 120, по месту их жительства.

Заметим, что аналогом последнего в декларации по НДС будет код 116. Кодировка по этому налог наиболее сложна и обширна, она состоит из 17 кодов и учитывает множество нюансов, сопровождающих расчеты по НДФЛ.

Наименьшее количество кодов содержит транспортный налог — 3. Фискальные органы интересуют местонахождение транспортного средства, нахождение крупнейшего плательщика налогов или его правопреемника и соответствующая этим экономическим фактам кодировка.

Такое же количество кодов содержит «упрощенная» сфера отчетности. Крупнейшие налогоплательщики здесь не фигурируют в силу особенности применения указанного налогового режима, применяется лишь стандартный код для ИП по месту жительства, код нахождения российского юр. лица здесь будет 210. Кроме того, применяется код 215, обозначающий правового преемника организации. Этот код, за редким исключением, упоминается во всех нормативных актах по рассматриваемой нами теме, поскольку идентификация преемника организации, когда дело касается уплаты налогов, важна для фискальных органов.

Подробно коды зафиксированы в нормативных документах налоговой службы, список которых приведен ниже.

Внимание! К крупнейшим плательщикам налогов в текущем году относят организации, уплатившие налогов в федеральную казну на сумму 1 млрд руб. или больше. Для организаций связи, транспортников этот показатель ниже – 0,3 млрд руб. Доходы и активы по отчетам – от 20 млрд руб. Свои особенности имеют в этом смысле предприятия оборонного комплекса.

Код по месту нахождения (учета) в вопросах и ответах

Несмотря на простоту самого кода и операции по его заполнению, у налогоплательщика часто возникают вопросы. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Где находится поле кода? На титульном листе формы, как правило, под полем «налоговый период», строкой ниже.

Что обозначает код и почему он так называется? Код соотносится по смыслу с муниципальным территориальным образованием из классификатора ОКТМО.

Можно ли вместо кода проставить прочерки или нули, в случае если существуют сомнения в правильности кодировки? Нет, нельзя. Такой расчет или декларация не будут приняты ФНС. Налогоплательщик подвергнется санкциям. В случае сомнения обратитесь в ИФНС и уточните код. Согласно налоговому законодательству служба обязана консультировать налогоплательщика по всем возникающим у него профильным вопросам.

Какой код ставит обособленное подразделение организации в РСВ? Общее правило устанавливает необходимость сдавать РСВ по месту нахождения организации (или месту жительства предпринимателя), с проставлением соответствующего кода – 214 или 120. Однако если обособленное подразделение самостоятельно ведет расчеты с работниками и начисляет на эти суммы взносы, то расчет подается по местонахождению этого подразделения, с проставлением кода 222. В расчете не забудьте указать КПП обособленного подразделения.

Внимание! Отчетность по взносам по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика в ИФНС с 2017 г. не сдается (см. письмо налоговой службы №БС-4-11/993 от 23 -01-17). Соответствующий код также не применяется.

Что будет, если в декларации проставить неверный код? Придется сдавать уточненную декларацию, поскольку ИФНС зафиксирует ошибку. Иногда ИФНС на местах требует предоставления пояснительного письма от налогоплательщика с указанием верного кода по месту нахождения (учета).

Организация на ЕНВД зарегистрирована в одном из городов РФ, там находится ее головной офис. Однако деятельность она осуществляет в другом российском городе. Какой код следует применить при составлении декларации: 214 или 310? Поскольку деятельность осуществляется в другом городе, следует использовать код 310, а не 214. Отчетность организация также сдает по месту ее деятельности.

Нормативная база

Уточнить значение кодов и их использование можно, обратившись к нормативной базе. Как уже отмечалось, коды утверждаются приказами налоговой службы, одновременно с утверждением той или иной отчетной формы.

НДС — Пр. №ММВ-7-3/558@ от 29-10-14.

Вмененка — Пр. №ММВ-7-3/353@ от 04-07-14 (ред. от 19-10-16).

Единый с/налог — Пр. №ММВ-7-3/384@ от 28-07-14 (ред. от 01-02-16).

Земельный налог — Пр. №ММВ-7-21/347@ от 10-05-17.

Налог на имущество — Пр. №ММВ-7-21/271@ от 31-03-17.

Транспортный налог — Пр. №ММВ-7-21/668@ от 05-12-16.

Налог на доходы, для формы 6-НДФЛ — Пр. №ММВ-7-11/450@ от 14-10-15.

Страховые взносы, для РСВ — Пр. №ММВ-7-11/551@ от 10-10-16.

Внимание! В связи с тем что с 1.01. 2017 г. страховые взносы находятся под администрированием ФНС (ст. 34 НК РФ), код по месту нахождения в РСВ обязателен к заполнению.

Возможно проведение учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.

Основания у физических лиц – не ИП

Действующим российским законодательством предусмотрена постановка на учет в налоговом органе всех плательщиков. Это могут быть как организации, так и частные физические лица, так и ИП.

Присваиваемый налоговый номер у плательщика не меняется, он является постоянным и индивидуальным – второго такого не существует. Сокращенная форма такого номера – ИНН.

Регулируется вопрос о постановке на налоговый учет, а также снятие с такого учета исключительно налоговым законодательством.

Идентификационный номер налогоплательщика присваивается по двум основаниям: на основании заявления самого лица и на основании сведений, которые предоставляют в налоговый орган соответствующие органы. При этом в обоих случаях постановка происходит абсолютно бесплатно, физическому лицу платить никакие госпошлины и прочие платы не нужно.

Налоговому органу на обработку сведений и постановки на учет дается ровно пять рабочих дней.

Нарушение сроков со стороны налоговых органов является нарушением законодательства.

Подача заявления может происходить как непосредственно в налоговом органе по месту жительства или месту нахождения имущества, так и в многофункциональном центре, который обязан передать заявление не позднее одного рабочего дня в УФНС.

Первичный идентификационный номер налогоплательщика выдается бесплатно, сроки сохраняются – 5 дней на обработку данных и выдачу свидетельства. При утере или порче восстановление (повторная выдача) возможна только после того, как физическое лицо заплатит установленную государством пошлину, размер которой необходимо уточнять в конкретном налоговом органе.

Содержащиеся сведения

Физическому лицу при заполнении заявления необходимо указать свои данные, которые будут зафиксированы в индивидуальном налоговом номере. К ним относятся:

  • ФИО;
  • место рождения и фактического жительства (следует понимать, как прописку);
  • дата рождения;
  • паспортные данные или данные другого документа, который удостоверяет личность (например, свидетельство о рождении, если получатель еще не получил паспорт);
  • пол и гражданство.

Примечательно, что при смене фамилии обращаться необходимо в тот же территориальный налоговый орган, который выдал идентификационный номер налогоплательщика, для замены свидетельства. При этом сам номер не изменится, поменяются только данные в нем.

Процедура замены бесплатная, государственную пошлину платить не придется. Если меняется место жительства, то обращаться для смены свидетельства нужно уже в новый налоговый орган, по новому месту жительства.

Обязанности, предписываемые налоговым органам

Согласно действующим нормам РФ, налоговый орган обязан принять заявление о постановке на налоговый учет. И в течение пяти рабочих дней плательщику – физическому лицу выдается первичное свидетельство о постановке на учет, в котором содержатся персональные данные.

Свидетельство выдается лично под роспись о получении. Составляется оно на гербовой бумаге с голографической печатью, подтверждающей подлинность документа.

Если плательщик обратился в налоговый орган посредством интернета или почты (заказным письмом), то налоговый орган обязан принять заявление и в течение тех же пяти дней обработать его: поставить плательщика на учет, и выдать свидетельство тем же путем, каким получил документы.

Примечательно, что плательщик может обратиться за получением документа лично - это его право.

Если обращается с заявлением представитель организации, то постановку на учет налоговый орган обязан осуществить в такой же срок – пять рабочих дней. В этот же период выдается идентификационный налоговый номер – ИНН, без которого деятельность организации не может осуществляться в полной мере.

При этом при наличии обособленных подразделений, постановке на учет подлежит каждое из них от организации, по месту их фактического/юридического нахождения. Как и вновь созданные компании или ИП, которые обязаны получить свидетельство по месту фактического/юридического нахождения.

В свидетельстве о налоговом номере организации проставляются следующие данные:

  • название организации по ЕГРЮЛ;
  • присвоенный налоговый номер и КПП (код учета);
  • номер ОГРН;
  • наименование налогового органа;
  • дату выдачи ИНН;
  • номер налогового органа.

Сотрудники налогового органа обязаны проверить предоставленные сведения, и только потом уже поставить на налоговый учет заявителя-организацию. Установленный законом срок на все действия – пять дней. Независимо от того, кто заявитель, и какие основания для учета.

Если в качестве инициатора по постановке на учет является не заявитель (следует понимать, как организацию, ИП или физическое лицо), а соответствующие органы, то налоговый орган обязан принять документы на рассмотрение и в течение пяти дней выполнить постановку на учет. И в этот же период выдать свидетельство плательщику, а не соответствующим органам.

Вариантов выдачи может быть несколько: обычной почтой (имеется в виду заказное письмо) или в сети интернет, а также лично заявителю под роспись. Налоговый орган не обязан уведомлять плательщика о том, что по сообщению соответствующих органов плательщик был поставлен на налоговый учет, но вручить ему свидетельство должен обязательно.

Если меняются сведения

Налоговый орган, во время обработки заявления, проверяет плательщика на достоверность предоставленных сведений. Так, если имеет место изменение сведений, то эти изменения при постановке на учет вносит именно налоговый орган по месту жительства или местонахождения организации. Все изменения берутся исключительно на основе тех данных, которые имеются в ЕГРЮЛ или ЕГРП, если речь идет об организации или ИП.

У налогового органа могут быть одни сведения, а в едином реестре они уже изменились. На основе этих новых данных налоговый орган (следует понимать, как территориальный: по месту нахождения, по месту ее обособленного подразделения, ИП или филиала) вносит изменения в свидетельство о номере. Это же касается иностранной компании, у которой есть представительство на территории РФ – изменения будут вноситься по месту нахождения представительства соответствующим налоговым органом.

Если изменения вносятся у обособленных подразделений, то инициатором о внесении изменений выступает сама организация (следует понимать, как организация РФ, а не иностранная организация), но изменения вносятся налоговым органом, к которому территориально относится обособленное подразделение. Исключение в данном случае составляют – филиалы и представительства каких-либо российских компаний.

Если изменения вносятся у частного лица, то выполняет эту функцию территориальный налоговый орган плательщика (имеется ввиду – по месту жительства по паспорту/прописке). При этом ему не обязательно подавать заявление, данные предоставляются соответствующими органами, которые осуществляют контроль за плательщиками.

Снятие с учета и сроки по снятию

Существует несколько видов оснований, по которым происходит снятие с налогового учета. Процедура проводится тем же территориальным налоговым органом, который и выдал первичное свидетельство.
К таким основаниям относят изменение места жительства или нахождения плательщика.

Например, организация сменила место своего нахождения и уведомляет об этом все заинтересованные инстанции. В этом случае налоговый орган снимает с учета организацию. Обязанностью организации является по новому месту нахождения встать на учет заново с присвоением номера.

Срок на снятие организации или любого другого плательщика с учета составляется пять рабочих дней. В этот период налоговый орган снимает с учета:

  • физических лиц;
  • российские организации;
  • иностранные организации с представительством на территории России;
  • нотариуса, который осуществляет частную практику;
  • иностранные организации, которые работают через аккредитованные филиалы на территории России.

По новому месту жительства или нахождения уже новый территориальный налоговый орган осуществляет постановку на учет на основании тех данных, которые получены от первичного или предыдущего налогового органа.

В результате налоговый номер у плательщика не меняется, однако само свидетельство заменяется новым.

В нем прописываются новые данные, но сам номер остается неизменным – он присваивается и закрепляется на всю жизнь.

Если организация прекращает свою деятельность, реорганизовывается или ликвидируется, то снятие с учета происходит только на основании сведений ЕГРЮЛ, которые берутся за основу. Такое же правило применяется к ИП, которые прекращают свою деятельность. Основанием для снятия с учета здесь выступают сведения из ЕГРП.

Если в ходе прекращения деятельности в отношении иностранной компании или российской компании проводится какая-либо налоговая проверка, то снятие с учета происходит не раньше, чем эта проверка закончится.

При этом проверка может носить как камеральный, так и выездной характер. На время проверки за плательщиком сохраняется его налоговый номер, поскольку без него провести полноценную проверку не получится, а данные будут недостоверными и неверными.

3.3 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица (граждане);
  • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  • физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)

Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.

Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ

Получать от налоговых органов и от других уполномоченных государственных органов письменные и устные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

Уплачивать налоги и сборы, установленные действующим законодательством

Своевременно встать на учет в налоговом органе

Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения

Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность

Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя

Требовать соблюдения налоговой тайны

Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов

Использовать налоговые льготы при наличии оснований

Получать зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии и закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в месячный срок);
  • об обособленных подразделениях организации в течение одного месяца со дня создания;
  • о прекращении деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации — в течение трех дней со дня принятия решения;
  • об изменении места нахождения в течение 10 дней;
  • о смене директора или главного бухгалтера

Использовать различные налоговые льготы при наличии оснований

Требовать предоставления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Получать разрешения на изменение срока уплаты налогов при наличии оснований

Присутствовать при выездной налоговой проверке, получать копии акта налоговой проверки, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов

Не выполнять неправомерные требования налоговых органов

Отстаивать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя

Обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — так же и расходы) и уплаченные (удержанные) налоги

Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или их должностных лиц.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.

При невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог.

В качестве примера налогового агента можно привести организацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организация обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установленные НК РФ.

Налоговый представитель — каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового представителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юридического лица достаточно доверенности с печатью организации, оформленной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (актов, решений, требований) и другие права, возникающие в процессе делопроизводства.

rtghyf

В соответствии с НК РФ в целях проведения налогового контроля нало­гоплательщики должны встать на учет в налого­вых органах по месту нахожде­ния организации, месту нахождения ее обособ­ленных подразделений, месту жительства физи­ческого лица, а также по месту нахождения при­надлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Организация, в состав которой входят обо­собленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту на­хождения каждого своего обособленного под­разделения. Постановка на учет при этом осуществляется на основании заявления, а также заверенной копии о постановке на учет организации по месту ее нахождения.

В свою очередь, налоговые органы обязаны обеспечить постановку на учет налогоплательщиков на основании имеющихся у них данных из единого гос.реестра юр.лиц, единого гос.реестра ИП и других сведений.

При постановке на учет физических лиц необходимы их персональные данные: ФИО; дата и место рождения; место жительства; данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа; данные о гражданстве.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет в течение пяти дней со дня представления им всех необходимых документов и в тот же срок выдать уведомления о постановке на учет в налоговом органе.

Изменения в сведениях о налогоплательщиках подлежат учету соответственно по месту нахожде­ния организации, месту нахождения ее обособ­ленных подразделений, месту жительства физи­ческого лица, а также по месту нахождения при­надлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете.

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.

Снятие с учета в случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который в последствии указывается налогоплательщиком в декларациях, отчетах и иных документах. Информация об ИНН, является открытой.

На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной. На налоговые органы возложена обязанность соблюдать налоговую тайну. Налогоплательщики (плательщики сборов), являясь собственниками информации о себе, вправе требовать от налоговых органов соблюдения налоговой тайны. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Налоговую тайну не могут составлять сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно; сведения, предоставляемые налоговым, таможенным органам других государств в соответствие с международными договорами, а также сведения о нарушении законодательства о налогах и сборах.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами и т.д.

Передача конфиденциальной информации о налогоплательщиках (плательщиках сборов) без их согласия разрешается в правоохранительные и судебные органы по официальным мотивированным письменным запросам в связи с возбужденным уголовным делом или проведением проверки.

Арбитражным судам и судам общей юрисдикции налоговые органы предоставляют информацию в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд.

Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится следователем с санкции прокурора.

Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Еще лекции по налоговому учету и отчетности:

Читайте также: