Акциз на электронные сигареты

Опубликовано: 12.05.2024

План рассчитан до 2035 года. Разбираемся, что в него включено

Сигареты давно нельзя даже показывать. Ну, хотя бы говорить о них пока не запретили.

Сигареты давно нельзя даже показывать. Ну, хотя бы говорить о них пока не запретили.

Коллаж: Виталий Калистратов / Сеть городских порталов

Российское правительство вновь решило озаботиться здоровьем курильщиков. Оно делает это, в общем-то, каждый год, только что конкретно меняется, кроме цен на сигареты, так сразу и не разберешься. В начале мая власти выкатили очередной план, согласно которому в России сократится потребление табака и иной никотинсодержащей продукции. Мы изучили его и рассказываем, как изменится в будущем жизнь курильщиков в России.

За здоровье нации у нас бьются ежегодно. Причем разными средствами. Просто сравните. Концепция была прямо-таки радикальной:

  • запретить продажу табака людям, родившимся (даже по достижении совершеннолетия);
  • повысить акцизы на сигареты, ввести новые налоги для табачных компаний;
  • запретить все виды кальянов в кафе и ресторанах;
  • ввести стандартную упаковку для всех брендов;
  • позволить прибавлять к рабочему дню сотрудников время, потраченное на курение.

Кроме того, Минздрав планировал увеличить количество мест, где нельзя курить. Свободными от табачного дыма зонами хотели сделать коммунальные квартиры, общественный транспорт, остановки и прилегающую к ним территорию в радиусе трех метров, зоны у входов в торговые центры, подземные и наземные переходы и даже личный транспорт, если в нем находятся дети. По большому счету, сбылось меньше половины планов. В общественном транспорте никто особо курить не собирался и до решения правительства. Охранники время от времени гоняют курильщиков, которые дымят у входов в торговые центры. С остальными пунктами — ни шатко ни валко.

По сравнению с этими мерами то, что правительство представило в начале мая этого года, выглядит как-то даже лояльно. План, рассчитанный , включает в себя всё ту же просветительскую работу и разработку программ, которые помогут бросить курить (или не начинать вовсе) детям, беременным и вашему коллеге. Как конкретно это будут делать — непонятно. Также власти намерены продолжить контролировать табачную рекламу (в том числе рекламу кальянов и вейпов) и поддерживать организации, которые поддерживают ЗОЖ.

Снова лоббируют табакоборцы и «правильное» оформление сигаретных пачек. Они ратуют за обезличенную упаковку, где 75% площади будет занимать предупреждение о вреде курения. Но, по словам директора по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям British American Tobacco Олега Барвина, примеры таких стран, как Австралия, Великобритания и Франция, где уже обезличили пачки, показывают, что мера не снижает количество курильщиков.

Так могут выглядеть пачки сигарет и в России. На них нет даже бренда

Фото: Zuma / TASS

— Помимо этого, обезличенная упаковка может способствовать росту нелегального рынка: так из-за отсутствия брендированных элементов, торговых наименований и визуальных особенностей подпольным производителям будет легче распространять подделки, — говорит Олег Барвин.

При этом, по информации экспертов, введение обезличенной упаковки потребует от компаний около рублей на изменение пачек. Всего на российском рынке доступно около сигарет, а затраты на изменение одной ассортиментной единицы могут достигать рублей.

Еще один шаг ко всеобщему оздоровлению — продавать на территории страны только сигареты «с пониженной воспламеняющей способностью». Иными словами, изготавливать и продавать на территории России можно будет только сигареты из бумаги, которая будет затухать самостоятельно.

— В России такая бумага не выпускается, а существующие поставщики не смогут одномоментно обеспечить нужды российского рынка, — говорит директор по корпоративным и юридическим вопросам «Империал Тобакко» в России и Центральной Азии Илона Миртова. — Исполнение этих требований может обойтись табачным компаниям примерно рублей.

А что там с вейпами?

Правительство намерено снижать не только потребление сигарет. В октябре 2020 года закрутили гайки кальянщикам и убрали кальянные из общепитов. Сейчас власти также планируют контролировать производство, рекламу, ввоз и вывоз насвая и снюса (сосательного табака) и прочей никотинсодержащей продукции, которую можно сосать и нюхать. Также грозятся запретить ароматизаторы, красители и другие добавки для электронных сигарет и вейпов. Чтобы не было привыкания.

— На текущий момент позиция Всемирной организации здравоохранения, а также позиция Министерства здравоохранения РФ такова: научных данных недостаточно, чтобы утверждать, что электронные сигареты могут быть эффективным способом отказа от курения, — говорит заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай. — А вот научных данных, которые говорили бы о том, что электронные сигареты вовлекают внушительное количество новых потребителей, включая молодежь, предостаточно.

Думать, что вейпы полезнее сигарет, нельзя.

— Из-за отсутствия горения в вейпах нет влияния смол на организм, — говорит главный врач Свердловской областной наркологической больницы Антон Поддубный. — Но на него влияют другие вещества. И зависимость никотиновая никуда не девается. Человек может вернуться обратно к курению табака. Сейчас в отношении жидкостей для электронных сигарет сделаны попытки урегулирования состава. Определенная концентрация никотина должна быть и так далее. Но вопрос качества продукции остается максимально открытым. Огромное количество вейпов производится кустарно, а на жидкости я что-то не видел, что распространяются акцизные маркировки.

На вейпы, кстати, перешли многие из тех, кто мечтал бросить курить, но не хотел расставаться с привычкой тянуть что-нибудь в рот. Но эти устройства подложили свинью. Появилась даже так называемая «болезнь вейперов». С лета 2019-го по середину февраля 2020-го (после началась пандемия COVID-19 и количество заболевших «болезнью вейперов» считать перестали) только в США отправились на больничную койку с «повреждением легких, связанным с вейпингом». 69 из них погибли.

Первые симптомы «болезни вейперов», тяжелого заболевания легких, которое также называют VAPI, EVAPI или E/VAP, напоминают ОРВИ. А затем пневмонию. Вот только пациенты с «болезнью вейперов» обычно не реагируют на антибиотики, и постепенно им становится все хуже. После лечения в госпитале у таких переболевших есть вероятность рецидива.

Какие бывают симптомы у «болезни вейперов»

Инфографика: Виталий Калистратов / Сеть городских порталов

Табак и табачные изделия — ходовой товар, который может принести владельцу бизнеса большую прибыль. Но вместе с тем торговля сигаретами и другими табачными изделиями подвержена целому ряду ограничений и запретов, хотя сам товар запрещенным не является. Давайте разбираться, какие запреты существуют на сегодня, и как правильно организовать продажу табачных изделий, не нарушая закон.

Юридические вопросы: регистрация ИП, лицензии

Табачный бизнес, торговля табаком и табачными изделиями не относится к числу занятий, требующих обязательной регистрации, так что лицензирование табачной продукции необязательно. Продавать сигареты имеет право розничный продавец, который занят торговлей продуктами питания и схожей продукции.

Регистрируя предприятие (ИП или ООО) нужно верно выбрать основной и дополнительные коды ОКВЭД для этого вида деятельности и указать их при регистрации.

Основной код ОКВЭД для розничной торговли табаком — 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. Кроме этого основного кода, возможно, вам потребуется внести в свой список ОКВЭД следующие индексы:

47.11.2 Торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах

47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах

Для специализированного табачного магазина

47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах

47.26 Торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах На рынках

47.81 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией

47.81.1 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах напитками и табачной продукцией

47.81.2 Торговля розничная на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией

Для оптовой торговли табачными изделиями:

46.3 Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями

46.35 Торговля оптовая табачными изделиями

46.39 Торговля оптовая неспециализированная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями

Система налогообложения для торговли сигаретами

Сигареты и прочие табачные изделия — товар, подлежащий обязательной маркировке. А значит, для их реализации налоговое законодательство не разрешает использовать патентную систему (ПСН). К тому же, эти системы налогообложения планируется отменить в ближайшем будущем. Поэтому, регистрируя свой бизнес в налоговых органах, выбирайте либо УСН, либо основную систему налогообложения (ОСНО).

Правила розничной торговли табачными изделиями

Табачные изделия — вредный для здоровья товар, к которому предъявляются особые требования. Так, например, запрещена поштучная реализация сигарет и папирос, табачные изделия запрещается продавать лицам, не достигшим возраста 18 лет. Каждая пачка сигарет должна быть снабжена предупреждением Минздрава и иллюстрацией с последствиями курения. Эти правила знают все, кто торгует сигаретами. Но есть еще некоторые правила, которые нужно соблюдать при реализации табака и электронных сигарет.

сигареты и табачные изделия разрешается продавать только в местах, которые подходят под определение стационарной торговой точки — с торговым залом, продавцами, кассирами и т.д., либо в специализированных табачных киосках.

запрещено законодательством торговать табачными изделиями методом развозной торговли: на выставках, ярмарках и т.д.

табакосодержащие товары запрещено выкладывать на витрины и демонстрировать сигареты: покупатель может видеть только распечатанный прайс с ассортиментом табачных изделий и ценами

нельзя продавать сигареты в розницу поштучно и в пачках, в которых меньше 20 сигарет

строго запрещается торговать табачными изделиями в образовательных, культурно-спортивных и медицинских учреждениях, в общественном транспорте и в государственных учреждениях, в зданиях вокзалов, аэропортов, автовокзалов.

если магазин или торговый павильон располагается менее чем в 100 метрах от образовательного учреждения, реализация табака в таком магазине запрещена

запрещено продавать табачные изделия в гостиницах, хостелах, в местах оказания бытовых услуг,

запрещена продажа сигарет несовершеннолетним и лицам моложе 18 лет: продавец обязан, в случае сомнений, попросить покупателя предоставить документ,подтверждающий его возраст,

запрещается продажа табачных изделий по ценам, которые ниже минимально установленных: рекомендованная стоимость пачки обычно устанавливается производителем.

Это основные правила, которые действуют на всей территории России. Однако в регионах могут устанавливаться и свои, дополнительные правила торговли табачными изделиями. Чтобы не оказаться оштрафованным, проконсультируйтесь насчет этих правил в местных муниципальных органах.

Маркировка табачных изделий: что понадобится в розничном магазине

С 1 июля 2020 года введен запрет на продажу немаркированного табака и табачных изделий (сигарет и папирос). С 1 июля 2021 года будет запрещен оборот и остальных табачных изделий без маркировки.

А с 11 января 2021 года в России начался эксперимент по маркировке никотиносодержащей продукции. Срок окончания – 28 февраля 2022 года (постановление Правительства РФ №2273 от 25.12.2020 года). Будут маркироваться табачные стики и смеси для кальяна, не содержащие табак.

Обмен документами (УПД - универсальными передаточными документами) с поставщиками маркированных сигарет должен вестись через системы электронного документооборота.Поэтому для того, чтобы заниматься реализацией табачных изделий по закону (для розничной торговли и оптовых продаж), необходимо использовать ЭДО.

Для реализации маркированного табака в розничной торговой точке вам понадобится:

онлайн-касса с кассовой программой, которая умеет распознавать код маркировки:

поддерживает тег 1162,

включает в чек код товара,

отправляет код вместе с фискальными данными в ОФД.

2D-сканер для считывания кодов маркировки (в некоторые модели онлайн-касс сканер уже встроен)

За торговлю нелегальным товаром (немаркированными табачными изделиями, продажу нелегальных сигарет), предусмотрена административная ответственность. Игнорируя этот запрет, можно получить административный штраф за продажу немаркированных пачек сигарет. Если сигареты или другая табакосодержащая продукция без маркировки поступила в продажу по вине конкретного должностного лица, например, продавца или товароведа, его оштрафуют на 10–15 тыс. руб. На юрлицо за такое нарушение торговли налагается штраф 200–300 тыс. руб.

В список товаров, подлежащих обязательной маркировке, кроме сигарет входят сигары, сигариллы, папиросы, индийские биди и кретек, фасованный трубочный и кальянный табак, жевательный, нюхательный табак и т.д.

Для того чтобы начать работу с маркировкой табака и продавать подакцизный товар, нужно зарегистрироваться в системе маркировки “Честный знак”.

Заполнить анкету и зарегистрироваться системе цифровой маркировки “Честный знак”.

Внести в систему сведения о торговой точке через личный кабинет участника табачного оборота.

Кроме того, для приемки и подписания универсальных передаточных документов (УПД) на табачную продукцию от поставщиков в системе ЭДО, вам понадобится квалифицированная электронная подпись.


Основные проблемы розницы, торгующей сигаретами

Переход на маркировку и электронный документооборот ставит перед розницей сразу несколько проблем:

Проблема 1: приемка тормозит работу магазина. У предпринимателей появилась необходимость принимать универсальные передаточные документы (УПД) на табачные изделия только через систему электронного документооборота (ЭДО). По сравнению со старыми бумажными накладными, это занимает больше времени. После этого товар сразу же надо ставить на баланс, а это тоже занимает время.

Проблема 2: нет уверенности в безопасности поставки. Хорошо, если поставщик давно известен, и нет нужды сомневаться в его добросовестности. В случае с новыми поставщиками убедиться, что полученный товар верно промаркирован и соответствует заявленной в УПД информации, нельзя при приемке напрямую через ЭДО. Графический код на сигаретных пачках сложно сверять с кодами в УПД.

Проблема 3: приемка ломает привычный процесс работы магазина. Обычно в торговой точке товар принимает продавец по накладной, сверяя данные в ней с полученным товаром. Для приемки маркированного табака придется устанавливать в каждую торговую точку отдельный компьютер с системой ЭДО, где продавец будет принимать УПД. Это и дорого, и затратно по времени: придется обучить продавца работе с ЭДО и дать ему доступ в систему.

Проблема 4: потеря контроля над продажами. Здесь вступает в силу человеческий фактор: товар могут принимать разные продавцы, они же и будут управлять ЭДО в магазине. Во время насыщенного рабочего дня кто-то может не закрыть УПД, кто-то принять товар, не сверив его в документами.

Как рознице упростить работу с сигаретами

Разработчики современных кассовых сервисов позаботились о том, чтобы пользователю было удобно работать с маркированным товаром. Чтобы упростить предпринимателю работу с УПД и ускорить процедуру приемки маркированного товара в торговых точках, они интегрировали кассовый сервис с ЭДО.

Что это дает пользователю?

Теперь для приемки товара и УПД в магазине вовсе не обязательно устанавливать в каждую точку ПК. Сотрудник магазина может с кассы получить и подтвердить УПД.

Полученный товар автоматически ставится на баланс. Не нужно заносить его вручную для постановки на баланс в свою товароучетную программу.

Товарооборот сигарет будет под контролем: если применить соответствующие настройки в кассе, кассир не сможет продать сигареты, марки которых не были поставили на баланс при приемке УПД.

В МТС Кассе добавлен еще и дополнительный функционал, который делает работу более удобной для розничного продавца:

Упрощен поиск нужных вам УПД. Вы сможете сортировать их по любым признакам: по поставщику, дате, виду продукции, статусу и т.д..

Добавлена возможность проверки подлинности поставки. Во время приемки УПД, вы можете выборочно сканировать коды с упаковок, а кассовый сервис сам будет сверять их с теми кодами, которые указаны в передаточном документе.

Кассовый сервис МТС автоматически создает в системе карточки для новых контрагентов и для новых товаров. Доступна приемка большими упаковками. Вам достаточно считать штрихкод блока, а МТС Касса поставит на баланс магазина каждую пачку с ее собственным идентификатором.

Ведение складского учета — прием, оприходование, перемещения, продажи и т.д., оформление остатков и их учет.

Не хотите полностью доверять процесс работы с УПД кассиру? Есть решение. Работать с документами не обязательно только на кассе, можно делать это и в личном кабинете кассового сервиса МТС. Во время приема товара кассир проведет проверку поставки с кассы, а подписывать документы вы будете самостоятельно в личном кабинете.

Более подробно о маркировке табачных изделий можно прочитать в нашей специальной статье на эту тему.


Онлайн-касса для торговли табачными изделиями

Для реализации табака и сигарет потребуется онлайн-касса с модулем маркировки и сканером для считывания кода Data Matrix.

Любая касса не подойдет. Например с автономной кнопочной кассой наладить работу с маркированными будет проблематично. Кассы требуют подключение к ПК, что дорого и нерационально. Поэтому при работе с маркированными товарами лучше рассматривать современные виды онлайн-касс - смарт-терминалы.

К выбору кассы для розничной торговли сигаретами нужно подходить крайне ответственно, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными расходами на модернизацию кассы, на обновление ПО или сервисную поддержку.

Учтите 9 основных критериев

Определитесь, какая касса для вас будет оптимальным вариантом: мобильная или стационарная, с каким типом интернет-соединения.

Сможете ли вы оперативно менять номенклатуру и цены на товар прямо на кассе.

Платно или бесплатно: нужно ли платить за кассовый сервис, за дополнительный функционал

Как происходит обновление ПО, сколько это стоит и как быстро обновляется ПО

Как организована работа с маркировкой, и сколько стоит такой функционал

Как работает техподдержка: каналы связи, формат и время работы поддержки. Платная или нет.

Есть ли возможность подключения к кассе товароучетного сервиса. Сколько это стоит.

Кто разработчик кассовой программы и дополнительного ПО. Не будет ли программного конфликта между кассовой программой и другими сервисами.

Можно ли настроить обмен данными с интернет-магазином и бухгалтерией.

Про чек-лист для выбора кассы и более подробно обо всех критериях оценки мы рассказали в этой статье.

МТС Кассы всех моделей уже умеют работать с маркированным товаром, а 2D-сканер для считывания кодов маркировки уже встроен в некоторые модели.Более подробно о решении для продажи маркированных сигарет мы написали здесь.

Покупка онлайн кассы и затраты на обязательные регистрации в ОФД и ФНС могут оказаться слишком большими, особенно для тех, кто только начинает бизнес. В этом случае МТС Кассу можно взять напрокат — в аренду. За небольшую ежемесячную плату вы получите подключенную и настроенную, готовую к работе кассу. Впоследствии арендованную кассу можно будет выкупить в собственность.

МТС Касса предлагает вам полный пакет решений для старта любого бизнеса

Если вы только открываете свой бизнес, то наша помощь может вам пригодиться и существенно сэкономит время.

Начинающим предпринимателям мы помогаем

Бесплатная регистрация ИП или ОО в ФНС, помощь в оформлении документов и оформлении необходимых разрешений.

Открытие РКО и помощь индивидуальным предпринимателям в выборе банка для обслуживания

Бухгалтерское сопровождение ИП и ООО

Круглосуточные сервис и техподдержка

Мобильное приложение “МТС Касса. Мой Бизнес” для предпринимателей позволит вам контролировать бизнес удаленно из любого уголка мира.

Вам будет доступна статистика по каждой кассе в режиме реального времени: начало и закрытие смен, остаток денег в кассе, приход и т.д.

Приложение абсолютно бесплатно и доступно для пользователей на любом тарифе.


Содержание Содержание
  • Акциз на электронные сигареты в 2021 году
  • Ставки акциза на вейпинг
  • Когда начисляется акциз на электронные сигареты
  • Порядок уплаты акциза на электронные сигареты
  • Формула расчета акциза на электронные сигареты
  • Вычеты при уплате акциза на электронные сигареты
  • Подача налоговой декларации по акцизу на электронные сигареты
  • Ответственность за неуплату акцизного сбора на электронные сигареты

В соответствие с изменениями в НК РФ, введенными ФЗ-401 от 30.11.2016 года, электронные сигареты и жидкости для электронный систем доставки никотина включены в список подакцизных товаров. В статье разберем, как рассчитать акциз на электронные сигареты в 2021 году, когда налогоплательщик обязан уплатить акциз в бюджет, как составить налоговую декларацию по акцизу на электронные сигареты.

Акциз на электронные сигареты в 2021 году

Акциз на электронные сигареты в 2021 году

Акциз на электронные сигареты в 2021 году

В настоящее время стремительно развивающийся и набирающий обороты рынок вейпинга является достаточно весомым источником пополнения государственного бюджета . С 1 января 2017 года статья 181 НК РФ дополнена пунктами 15 и 16, согласно которым подакцизными товарами признаются:

  • электронные системы для доставки никотина (так называемые электронные сигареты);
  • жидкости для электронных систем.

Ставки акциза на вейпинг

Размер акциза на электронные сигареты определяется на основании количества реализованных единиц электронных систем и установленной ставки акциза.

В 2021 году акциз на электронные сигареты установлен в размере 44 руб. за единицу товара. Для жидкости для электронных систем доставки никотина в 2021 году применяется ставка 11 руб. за 1 мл продукции.

При этом на основании ФЗ-301 от 03.08.2021 предусмотрен поэтапный рост акциза на вейпинг (как на электронные системы, так и на жидкости) в следующем порядке:

№ п/п Подакцизный товар Ставка акциза с 01.07.2021 Ставка акциза в 2021 году Ставка акциза в 2021 году Ставка акциза в 2021 году
1 Электронные системы по доставке никотина 44 руб./1 шт. 48 руб./1 шт. 50 руб./1 шт. 52 руб./1 шт.
2 Жидкость для электронных сигарет 11 руб./1 мл 12 руб./1 мл 13 руб./1 мл 14 руб./1 мл

Когда начисляется акциз на электронные сигареты

Начисление акциза на электронные системы по доставке никотина и жидкости для электронных сигарет производится в общем порядке. На основании ст. 182 НК РФ объектом налогообложения считаются следующие операции:

  1. Реализация электронных сигарет. Субъект хозяйствования приобретает обязательство по начислению акциза в момент реализации подакцизного товара, по наступлению первого из событий – прямой продажи товара конечному потребителю или передачи товара торговой точке для последующей реализации.
  2. Производство электронных сигарет. Акциз начисляется на операции по передаче подакцизного товара между структурными подразделениями производителя для использования в собственных нуждах. Также объектом налогообложения считается передача произведенного подакцизного товара в уставный капитал организации. Акциз необходимо начислить при передаче товара на переработку на давальческой основе, а также по факту производства товара из сырья, ранее полученного структурным подразделением компании.
  3. Импорт электронных сигарет. Подакцизный товар, введенный на территорию РФ по процедуре импорта, облагается акцизом согласно таможенной декларации.

Консолидируя вышесказанное, отметим, что организация/ИП обязана начислить акциз:

  • при ввозе электронных сигарет на территорию РФ;
  • при передаче электронных систем и жидкости на торговую точку для реализации (если товар произведен в РФ);
  • при передаче произведенных товаров между структурными подразделениями для собственного использования;
  • при передаче товаров для дальнейшей переработки.

Начисление акциза на электронные сигареты и жидкости осуществляется по первому событию.

Порядок уплаты акциза на электронные сигареты

Отчетным периодом для расчета и уплаты акциза на электронные сигареты признается календарный месяц.

Организация и предприятия, реализующие электронные сигареты и жидкости, уплачивают акциз в срок до 25-числа месяца, следующего за отчетным.

Операции по производству, ввозу, реализации электронных систем и жидкостей не требуют исчисления и уплаты авансовых платежей по акцизу.

Формула расчета акциза на электронные сигареты

Сумма акциза на вейпинг определяется по формуле:

Акцизэлектронные сигареты и жидкости = ПодакцизТов * Ставка – Вычеты,

где ПодакцизТов – количество подакцизного товара, введенного/произведенного/реализованного в течение отчетного периода (календарного месяца), исчисляемое в штуках (для электронных сигарет) и миллилитрах (для жидкостей);
Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
Ставка – ставка акциза, действующая в отношении единицы электронных сигарет и миллилитра жидкости для электронных систем.

Рассмотрим пример. 12.09.2021 года на основании таможенной декларации ООО «Сигарный дом» ввезена подакцизная продукция, в том числе:

  • электронные сигареты – 120 единиц;
  • жидкости для электронных систем доставки никотина – 200 мл.

24.09.2021 году «Сигарным домом» осуществлена еще одна поставка импортной продукции, в том числе:

  • электронные сигареты – 150 единиц;
  • жидкости для электронных систем доставки никотина – 250 мл.

Расчет акциза для ООО «Сигарный дом» производится суммированно по итогам отчетного месяца:

(120 + 150) * 44 руб. + (200 + 250) * 11 руб. = 16.830 руб.

Срок уплаты акциза ООО «Сигарный дом» – до 25.10.2021 года.

Сумма акциза, исчисленная по итогам отчетного месяца, подлежит уплате в соответствие со следующими кодами бюджетной классификации:

  • 182 1 03 02360 01 0000 110 — акцизы электронные сигареты производства РФ;
  • 182 1 03 02370 01 0000 110 — жидкости с никотином.

Вычеты при уплате акциза на электронные сигареты

На основании ст. 200 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить размер налогооблагаемой базы на сумму акцизов, уплаченных поставщику в составе стоимости подакцизного товара. Таким образом, организация (ИП), которая приобрела электронные сигареты/жидкости у поставщика, который, в свою очередь, импортировал товар из-за границы, может учесть сумму акциза, предъявленного поставщиком, к вычету.

Рассмотрим пример. 14.09.2021 ООО «Сигма» приобрело у ООО «Сигарный дом» подакцизную продукцию в том числе:

  • электронные сигареты – 120 единиц по цене 250 руб./ед., в том числе акциз – 44 руб./ед.;
  • жидкости для электронных систем доставки никотина – 200 мл по цене 25 руб./мл, в том числе акциз – 11 руб./мл.

17.09.2021 электронные системы и жидкости переданы в магазин «Папироска» для последующей реализации.

В течение отчетного месяца «Сигмой» не закуплены и не реализованы какие-либо иные подакцизные товары. В связи с этим всю сумму акциза, начисленного «Сигмой» по итогам сентября 2021, можно принять к вычету.

Подача налоговой декларации по акцизу на электронные сигареты

Налогоплательщики, совершающие операции с электронными сигаретами и жидкостями, обязаны ежемесячно подавать в ФНС налоговую декларацию по акцизам на табак, табачную продукцию, электронные системы по доставке никотина и жидкости для электронных систем (бланк по форме КНД 1151074 можно скачать здесь ⇒ Декларация по акцизу на табак и табачную продукцию КНД 1151074).

Декларация подается в территориальный орган ФНС по месту регистрации организации (месту жительства ИП) в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Ответственность за неуплату акцизного сбора на электронные сигареты

При нарушении срока оплаты акциза на электронные сигареты и жидкости, а также при непредоставлении налоговой декларации по акцизам в установленный срок, к налогоплательщикам применяются следующие меры взыскания.

  1. Штрафы по НК РФ. При непредоставлении налоговой декларации по акцизами либо при подаче документа позже установленного срока с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5% от суммы, начисленной по декларации, но не менее 1.000 руб. и не более 30% от суммы акциза, подлежащего уплате. При наличии неустойки по акцизу НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размер 20% от суммы недоплаты по налогу.
  2. Штраф по КоАП. На основании ст. 15.5 должностное лицо, признанное виновным за непредоставление налоговой декларации, обязано оплатить штраф в размере от 300 руб. до 500 руб.
  3. Ответственность по УК РФ. За неуплату акцизного сбора в крупных размерах организация может быть оштрафована на сумму до 300.000 руб. Если организация уклоняется от уплаты налогов в особо крупных размерах, то сумма штрафов возрастает до 500.000 руб.

В случае если судом будет доказано, что правонарушение в части неуплаты налога в крупном/особо крупном размере осуществлено преднамеренно и по сговору, то виновные лица могут быть приговорены к лишению свободы сроком до 3-х лет.

Вопрос

Как получить акциз на одноразовые электронные сигареты?

Ответ

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем, что согласно действующему законодательству Российской Федерации электронные системы доставки никотина не подлежат маркировке акцизными и специальными марками.

Обоснование

В связи с письмом по вопросам отнесения к подакцизным товарам электронных систем доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) электронные системы доставки никотина признаются подакцизными товарами.

При этом в целях акцизов электронными системами доставки никотина признаются одноразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем (за исключением медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Таким образом, многоразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователя, к подакцизным товарам не относятся.

Кроме того, согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 181 Кодекса к подакцизным товарам относятся жидкости для электронных систем доставки никотина. При этом в целях акцизов жидкостью для электронных систем доставки никотина признается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина. Соответственно, акцизом облагается никотинсодержащая жидкость, используемая как в одноразовых, так и многоразовых электронных системах доставки никотина.

Согласно положениям статей 179 и 182 Кодекса налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию произведенных ими подакцизных товаров, а также лица, осуществляющие ввоз указанных товаров на территорию Российской Федерации.

Срок уплаты акцизов по подакцизным товарам, реализуемым на территории Российской Федерации, установлен пунктом 3 статьи 204 Кодекса.

При ввозе подакцизных товаров с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), акциз уплачивается таможенным органам в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза.

При ввозе подакцизных товаров из государств — членов ЕАЭС акциз уплачивается по месту постановки на учет налогоплательщика в налоговом органе в порядке, установленном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Что касается порядка получения акцизных марок, то согласно действующему законодательству Российской Федерации указанные товары не подлежат маркировке акцизными и специальными марками.

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение, по вопросу получения акцизных марок и уплаты акциза на жидкости для электронных систем доставки никотина сообщает.

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено включение жидкостей для электронных систем доставки никотина в перечень подакцизных товаров. Ставка акциза на указанный товар в 2017 году установлена в размере 10 рублей за 1 мл, в 2018 году — 11 рублей за 1 мл, в 2019 году — 12 рублей за 1 мл.

В соответствии с положениями главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации акциз на жидкости для электронных систем доставки никотина уплачивается либо производителем указанных товаров, либо их импортером.

Что касается порядка получения акцизных марок, то согласно действующему законодательству Российской Федерации указанные товары не подлежат маркировке акцизными марками.

Ответ подготовлен 16.12.2019 г.

Cтатус предоставленных документов актуален на момент формирования ответа.

Ответ подготовлен в соответствии с регламентом Линии консультаций, можно заранее ознакомиться с услугой на сайте www.fkit.ru.

Эксперты Центра клиентской поддержки не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии или непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется Вами самостоятельно.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 апреля 2017 г. N 03-13-07/23243 Об исчислении акцизов в отношении электронных систем доставки никотина, никотинсодержащих жидкостей и нагреваемого табака

В связи с письмом по вопросам применения положений Налогового кодекса Российской Федерации в отношении электронных систем доставки никотина, никотинсодержащих жидкостей и нагреваемого табака Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) электронные системы доставки никотина (далее - ЭСДН) относятся к подакцизным товарам. В целях исчисления акцизов ЭСДН признаются одноразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем (за исключением медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

На основании подпункта 16 пункта 1 указанной статьи Кодекса жидкости для ЭСДН относятся к подакцизным товарам. В целях исчисления акцизов жидкостью для ЭСДН признается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина.

В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 указанной статьи Кодекса подакцизными товарами признается табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

Статьей 193 Кодекса ставка акциза на ЭСДН установлена в размере 40 рублей за 1 штуку, на жидкости для ЭСДН - 10 рублей за 1 мл, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания - 4800 рублей за 1 кг.

Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 182 Кодекса ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, является объектом налогообложения акциза.

Таким образом, при ввозе одноразовых ЭСДН, жидкостей для ЭСДН, не являющихся составной частью ЭСДН, и табака (табачных изделий), предназначенных для потребления путем нагревания, импортер уплачивает сумму акциза в вышеуказанных размерах, установленных статьей 193 Кодекса.

Квалификация никотинсодержащих жидкостей и табачных изделий должна производиться в каждом конкретном случае на основании анализа всей доступной информации о товаре и имеющейся нормативно-технической документации.

Маркировка указанных товаров акцизными марками действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Что касается применения налоговых вычетов в случае использования приобретенных (ввозимых в Российскую Федерацию) подакцизных товаров в качестве сырья (материалов), то в соответствии с пунктом 1 статьи 200 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 Кодекса, на установленные статьей 200 Кодекса налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 200 Кодекса вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории и объекты, находящиеся под ее юрисдикцией, приобретших статус товаров Евразийского экономического союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

На основании пункта 3 статьи 199 Кодекса указанные вычеты применяются, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Как следует из положений статьи 193 Кодекса, единицей измерения налоговой базы в отношении ЭСДН является 1 штука, в то же время в отношении жидкостей для ЭСДН единицей измерения налоговой базы является 1 мл.

Таким образом, в случае использования приобретенных (ввезенных) никотинсодержащих жидкостей для производства других никотинсодержащих жидкостей уплаченный акциз подлежит вычету. В случае использования приобретенных (ввезенных) никотинсодержащих жидкостей при производстве одноразовых ЭСДН налоговые вычеты акциза не производятся. В данном случае акциз, уплаченный при приобретении (ввозе) указанных жидкостей, относится на стоимость ЭСДН.

По вопросу применения коэффициента Т при определении суммы акциза сообщаем, что согласно пункту 5 статьи 194 Кодекса сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода (календарного месяца) применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

При этом пунктом 9 указанной статьи Кодекса установлено, что налогоплательщики, осуществляющие на территории Российской Федерации производство сигарет, и (или) папирос, и (или) сигарилл, и (или) биди, и (или) кретека, в случаях, указанных данным пунктом статьи 194 Кодекса, исчисляют суммы акциза по указанным подакцизным товарам за налоговые периоды, начинающиеся с 1 сентября (включительно) каждого календарного года по 31 декабря (включительно) того же года, с учетом коэффициента Т.

Таким образом, коэффициент Т применяется к сумме акциза, определенной за соответствующие налоговые периоды.

Коэффициент Т принимается равным 1 для лиц, впервые ставших налогоплательщиками по основаниям, предусмотренным указанной главой Кодекса, в отношении вышеназванных подакцизных товаров в календарном году текущего налогового периода или в году, предшествующем году текущего налогового периода.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При этом при слиянии юридических лиц образуется новое юридическое лицо.

Учитывая изложенное, для целей применения пункта 9 статьи 194 Кодекса организация, созданная путем реорганизации в форме слияния, рассматривается как впервые ставшая налогоплательщиком по основаниям, предусмотренным главой 22 Кодекса, и исчисляет сумму акциза по сигаретам за налоговые периоды, начинающиеся в период с 1 сентября (включительно) каждого календарного года по 31 декабря (включительно) того же года, с учетом коэффициента Т, равного 1.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом в соответствии с пунктом 6 указанного постановления создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции само по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Однако указанное обстоятельство в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Кроме того, пунктом 8 указанного постановления установлено, что сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), мнимые и притворные сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положения статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

К подакцизным товарам относятся электронные системы доставки никотина (ЭСДН), жидкости для них, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

Ставка акциза на ЭСДН установлена в размере 40 руб. за 1 шт., на жидкости для них - 10 руб. за 1 мл, на табак (табачные изделия) - 4 800 руб. за 1 кг.

При ввозе одноразовых ЭСДН, жидкостей для них, не являющихся их составной частью, и нагреваемого табака (табачных изделий) импортер уплачивает сумму акциза в вышеуказанных размерах.

Квалификация никотинсодержащих жидкостей и табачных изделий должна производиться в каждом конкретном случае на основании анализа всей доступной информации о товаре и имеющейся нормативно-технической документации.

Нанесение на указанные товары акцизных марок действующим законодательством не предусмотрено.

В случае использования приобретенных (ввезенных) никотинсодержащих жидкостей для производства других никотинсодержащих жидкостей уплаченный акциз подлежит вычету. Если они применяются при производстве одноразовых ЭСДН, вычеты акциза не производятся. В данном случае акциз, уплаченный при приобретении (ввозе) указанных жидкостей, относится на стоимость ЭСДН.

Также разъяснено, что организация, созданная путем реорганизации в форме слияния, рассматривается как впервые ставшая налогоплательщиком. Она исчисляет сумму акциза по сигаретам за налоговые периоды, начинающиеся в период с 1 сентября (включительно) каждого календарного года по 31 декабря (включительно) того же года, с учетом коэффициента Т, равного 1.

Читайте также: