Бухгалтерский и налоговый учет макулатуры

Опубликовано: 06.05.2024

Как отразить в учете бюджетного учреждения реализацию металлолома и макулатуры?

Доходы в виде стоимости материальных запасов, которые остаются в распоряжении бюджетного учреждения по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ, разукомплектации объектов нефинансовых активов, должны отражаться в рамках приносящей доход деятельности по КФО 2.

Материальные запасы (в т.ч. комплектующие, запчасти, ветошь, дрова, макулатура, металлолом), полученные в результате ремонтных работ, демонтажа объектов нефинансовых активов, принимаются к учету по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления".

Корреспонденции счетов приведены в п. 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н). В то же время этим пунктом предусмотрена корреспонденция со счетом 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" при оприходовании материалов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения.

Из формулировок п. 34 Инструкции № 174н можно сделать вывод, что материалы, которые поступают в результате ликвидации основных средств, принимаются к учету в корреспонденции со счетом 0 401 10 172, в результате остальных операций – со счетом 0 401 10 199. Бухгалтерскую запись для отражения принятия к учету металлолома (макулатуры) целесообразно закрепить в учетной политике учреждения.

Первоначальной (фактической) стоимостью материалов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Она признается справедливой стоимостью (п. 25 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, пп. 52, 54 СГС "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 42 СГС "Доходы", утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н).

Финансовый результат от реализации материальных запасов для целей бухгалтерского учета формируется с применением подстатьи 172 "Доходы от операций с активами" КОСГУ. Для отражения кассовых поступлений и выбытий эта подстатья не используется. Доходы от реализации металлолома (макулатуры) в положениях порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н), не поименованы. При этом доходы от выбытия прочих объектов, относящихся к материальным запасам, отражаются по подстатье 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (п. 12.4.6 Порядка № 209н). Следовательно, кассовые поступления от реализации металлолома (макулатуры) необходимо учитывать по подстатье 446 КОСГУ.

Зачисление денежных средств на лицевой счет от реализации (сдачи) металлолома (макулатуры) отражается по статье 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" аналитической группы подвида доходов бюджета (п. 12.2.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, далее – Порядок № 85н).

Доходы от реализации материалов начисляются в момент перехода права собственности согласно условиям договоров по дебету счета 2 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами" и кредиту счета 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 150 Инструкции № 174н, пп. 51, 52 СГС "Доходы").

С 01.01.2018 налоговым агентами по НДС признаются покупатели (организации и ИП) следующих товаров:

    • сырых шкур животных;
    • лома и отходов черных и цветных металлов. До 01.01.2018 эта операция освобождалась от НДС по пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, однако законодатель отменил эту льготу (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ);
    • алюминия вторичного и его сплавов.

С 01.01.2019 к их числу добавились покупатели макулатуры (организации и ИП). Эта обязанность закреплена в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Налоговыми агентами признаются покупатели перечисленных товаров – организации и индивидуальные предприниматели, независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет. Физические лица без статуса предпринимателя налоговыми агентами не являются. Поэтому при реализации металлолома, макулатуры, сырых шкур животных физическим лицам НДС уплачивается в бюджет продавцом самостоятельно в обычном порядке (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Еще один случай, когда обязанностей налогового агента не возникает: если товар продает неплательщик НДС. При этом договор или первичный учетный документ должен содержать отметку "Без налога (НДС)". Если продавец поставил такую отметку ошибочно, обязанность исчислить НДС ложится на него, а не на налогового агента.

С 2019 г. операции налогоплательщиков – бюджетных учреждений по начислению НДС по доходам от продаж, выполненных работ, оказанных услуг относятся на подстатью 189 КОСГУ и статью 180 аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 9 Порядка № 209н, п. 12.1.7 Порядка № 85н).

По подстатье 189 КОСГУ в увязке со статьей аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 отражается только уплата НДС. При начислении налога указываются подстатьи КОСГУ, по которым получен доход (письмо Минфина России от 29.04.2019 № 02-07-10/31748).

Согласно п. 53 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, в отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130 за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Иными словами, порядок формирования строки 040 отчета (ф. 0503721) не изменился, НДС в учете начисляется по тем кодам, за счет которых получен доход.

Таким образом, при необходимости учреждение должно отражать уплату НДС по статье 180 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 189 КОСГУ, а начисление – по кодам бюджетной классификации, по которым поступает доход.

Реализация металлолома (макулатуры) отражается в учете записями:

Дебет КРБ 2 105 36 346 Кредит КДБ 2 401 10 172 (2 401 10 199) – принят к учету металлолом (макулатура) по справедливой стоимости (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 401 10 172 Кредит КРБ 2 105 36 446 – списана стоимость металлолома (макулатуры) в целях реализации (п. 37 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 440 2 205 74 56Х Кредит КДБ 440 2 401 10 172 – начислен доход от реализации металлолома (макулатуры) (п. 150 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510, увеличение счета 17 (КДБ 440 КОСГУ 446) Кредит КДБ 440 2 205 74 66Х – поступили денежные средства за металлолом (макулатуру) на лицевой счет (п. 72 Инструкции № 174н).

Согласно п. 14 Порядка № 85н в разрядах 1 - 17 номера счета 0 401 10 199 казенные учреждения ставят код КДБ в структуре 2 07 ХХХХХ 00 0000 000. Вместе с тем, в приложении 1 к Порядку № 85н для прочих безвозмездных неденежных поступлений применяется код из подгруппы 2 07 с указанием в разрядах 18 - 20 кода КДБ подстатьи 180 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Применительно к автономному учреждению это означает, что в разрядах 15 - 17 номера счета 0 401 10 199 целесообразно указать код 180.

В случае реализации металлолома и макулатуры физическому лицу без статуса ИП операции по НДС отражаются записями:

Дебет КДБ 440 2 401 10 172 Кредит КДБ 180 2 303 04 731 – начислен НДС (п. 131 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 180 2 303 04 831 Кредит КИФ 2 201 11 610, уменьшение счета 17 (КДБ 180 КОСГУ 189) – уплачен НДС (п. 73 Инструкции № 174н).

Смотрите также

  • Код доходов и КОСГУ при начислении и уплате НДС и налога на прибыль с 2019 года
  • Налоговые агенты при покупке металла, шкур животных и макулатуры
  • Реализация металлолома, полученного от ликвидации основных средств (для бюджетных и автономных учреждений)
  • Реализация металлолома, полученного от ликвидации основных средств (для казенных учреждений)

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация на ОСНО в конце года сдает на утилизацию отходы в виде люминесцентных ламп, макулатуры, отработанных автомобильных аккумуляторных батарей в специализированное предприятие, имеющее соответствующую лицензию на утилизацию. Контрагент принимает отходы и выставляет счет за утилизацию отходов.
Признается ли реализацией передача отходов на утилизацию для целей НДС? Включается ли в расходы по налогу на прибыль организаций стоимость услуг специализированной организации по утилизации отходов? Подлежат ли вычету суммы НДС, предъявленные такой организацией? Каков порядок бухгалтерского учета расходов по утилизации?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача отходов на утилизацию для целей НДС реализацией не признается. Однако есть риски признания данной операции безвозмездной передачей, но при этом плательщиком НДС тогда будет получатель этих отходов - специализированная организация, принявшая эти отходы на утилизацию.
НДС, предъявленный специализированной организацией в составе стоимости услуг по утилизации, вычету не подлежит и должен учитываться в стоимости указанных услуг.
В налоговом учета расходы на утилизацию учитываются в составе материальных расходов.
В бухгалтерском учете данные расходы отражаются в составе прочих.
Проводки по ситуации приведены ниже в тексте ответа.

Обоснование вывода:

Налог на добавленную стоимость

Обращение с отходами в РФ регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Утилизацией признается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (абзац восьмой ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона N 89-ФЗ). Применительно к ТКО в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.07.2020 N 25-47/17005 сказано, что вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Отметим, что поскольку отходы в рассматриваемой ситуации (отработанные автомобильные аккумуляторные батареи, люминесцентные лампы, макулатура) передаются не в распоряжение исполнителя, а для выполнения конкретной цели - утилизации (т.е. получателю не передаются права владения, пользования и распоряжения), то ее передача не признается реализацией для целей НК РФ. Например, в письме Минфина России от 20.02.2019 N 03-07-14/10689 отмечено, что если запасы передаются для хранения и дальнейшей утилизации без передачи права собственности на них, то такая передача не является реализацией.
Так, в постановлении АС Московского округа от 10.12.2014 N Ф05-14321/14 по делу N А41-59418/2013 суд указал, что передача налогоплательщиком готовой продукции (мясной) на утилизацию в связи с невозможностью ее использования для реализации по истечении сроков годности не признается объектом налогообложения НДС. В данном случае налоговый орган настаивал на начислении НДС на безвозмездную передачу права собственности на упомянутые отходы.
Схожий вывод суда представлен и в постановлении Шестнадцатого ААС от 23.08.2011 N 16АП-1963/11 (постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2011 N Ф08-7540/11 по делу N А63-852/2011 оставлено без изменения), где суд указал, что в соответствии со ст. 146 НК РФ операции по передаче отходов на утилизацию не являются объектом налогообложения по НДС. На этом основании налогоплательщику было отказано в принятии к вычету НДС по услугам утилизации. В данном случае налоговый орган настаивал на том, что передача отходов на утилизацию объектом налогообложения НДС не является.
Между тем Минфин России в письме от 19.01.2018 N 03-07-11/2791 ранее указывал, что если отходы лома черных и цветных металлов (в каких случаях отработанные аккумуляторы признаются ломом цветных металлов, смотрите в материале: Вопрос: Порядок исчисления НДС при реализации свинцовых аккумуляторов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.) передаются безвозмездно в качестве товаров, то такие операции подлежат обложению НДС в соответствии с порядком, установленным п. 8 ст. 161 НК РФ. Исчислить и уплатить в бюджет налог обязаны получатели товаров в случае получения ими лома и отходов черных и цветных металлов у организаций, которые являются плательщиками НДС (смотрите также письмо Минфина России от 11.12.2018 N 03-07-14/89845). Аналогичный подход применяется и к операциям по безвозмездной передаче макулатуры.
Таким образом, исходя из указанного письма Минфина России, организация - плательщик НДС, передающая право собственности на макулатуру и лом и отходы черных и цветных металлов на безвозмездной основе, должна выставить в адрес получателя счет-фактуру (смотрите также Вопрос: Средняя общеобразовательная школа собирает со школьниками макулатуру. В последующем школа передает макулатуру безвозмездно коммерческой организации - ООО (общая система налогообложения). Необходимо ли школе выставлять счет-фактуру в адрес получателя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2019 г.)). При этом полагаем, что применение или неприменение НДС к операциям по передаче отходов на утилизацию зависит и от порядка документального оформления такой передачи между сторонами.
Заметим, что каких-либо иных примеров судебной практики с аналогичной или противоположной позицией по данному вопросу нам не встретилось. Поэтому в данном случае нельзя сказать, что по рассматриваемому вопросу сложилась обширная арбитражная практика с какой-либо устоявшейся позицией.
Поэтому в рассматриваемой ситуации организации необходимо принять самостоятельное решение, какой позицией руководствоваться.
По вопросу применения налоговых вычетов по НДС с услуг специализированной организации отметим следующее.
В общем случае в соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты при одновременном выполнении следующих условий:
- приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (в установленных НК РФ случаях - иные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Однако в случае, когда приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), предъявленные поставщиками суммы НДС, в силу нормы пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации предъявленный исполнителем НДС учитывается организацией в стоимости услуг по утилизации отходов (если будет принято решение руководствоваться позицией, что переход права собственности и, соответственно, реализация отходов контрагенту не происходит (письмо Минфина России от 20.02.2019 N 03-07-14/10689)).
Если же из договорных отношений будет следовать, что имеет место переход права собственности на утилизируемое имущество, операция будет признаваться реализацией, и в отношении такой облагаемой НДС операции НДС, предъявленный исполнителем, может быть принят к вычету.

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
В составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются, в частности, материальные расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ), перечисленные в ст. 254 НК РФ.
Так, на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов.
Исходя из этого считаем, что в рассматриваемой ситуации затраты предприятия на оплату услуг специализированной организации по утилизации отработанных (утративших потребительские свойства) люминесцентных ламп, аккумуляторов, макулатуры можно учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов. Документальным подтверждением факта оказания услуг в данном случае может служить акт выполненных работ (оказанных услуг), подписанный заказчиком и исполнителем.
Сделанный нами вывод подтверждают разъяснения Минфина России (письмо от 21.08.2007 N 03-11-05/193).

Бухгалтерский учет

На основании п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).
На наш взгляд, расходы, которые несет организация в связи утилизацией отходов, не связаны непосредственно с его основной деятельностью.
Поэтому считаем, что такие расходы целесообразно учитывать в составе прочих.
Проводки в учете предприятия могут быть следующими:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 60 (76)
- учтена стоимость услуг специализированной организации (с учетом НДС (если исходить из того, что перехода права собственности (облагаемой НДС операции по реализации) при передаче отходов не возникает));
Дебет 60 (76) Кредит 50 (51)
- оплачены услуги.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: В процессе хозяйственной деятельности у Общества возникают такие отходы, как макулатура и полиэтилен. Общество заключило расходный договор с индивидуальным предпринимателем на предмет приема, транспортирования и передачи на утилизацию отходов специализированной организации. Общество не учитывает на балансе макулатуру и полиэтилен, не приходовало отходы от списания соответствующих материалов. Возникнет ли в 2019 году у Общества обязанность по исчислению и уплате НДС при передаче бумажных и картонных отходов, в том числе в ситуации, когда оно выставит счет-фактуру с указанием "Без налога (НДС)"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.)
- Вопрос: Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, сдала макулатуру. В счете-фактуре в графе "Налоговая ставка" организация указала, что НДС исчисляется налоговым агентом. Какой код операции необходимо указать при реализации макулатуры в книге продаж? В каком разделе декларации по НДС отразить эту операцию? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)
- Вопрос: Какие налоговые обязанности возникают у заказчика услуг по утилизации списанной мебели, если по условиям договора полученные в ходе утилизации материалы, запчасти и иные компоненты остаются в собственности у исполнителя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)
- Вопрос: Организацией (ОСНО) оплачены услуги специализированной организации по сбору и обезвреживанию отработанных люминесцентных ламп, аккумуляторов, шин. Получен акт выполненных работ. Стоимость передаваемых для обезвреживания отработанных люминесцентных ламп, аккумуляторов, шин ранее была учтена в расходах, после чего данные материальные ценности учитывались за балансом. В акте стоимость услуг указана с учетом НДС, получен счет-фактура. При этом деятельность предприятия освобождена от обложения НДС на основании ст. 149 НК РФ. Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете данных расходов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)
- Вопрос: В деятельности организации образуются самые различные отходы, например, разбитые ртутные лампы или пришедшая в негодность компьютерная техника. Обязана ли организация уплатить НДС в случае передачи права собственности на отходы при заключении договоров на транспортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов (имеется в виду отказ заказчика от полученных продуктов переработки при передаче отходов на обезвреживание и пр.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.)
- Вопрос: В процессе деятельности организации образуется макулатура. С ООО заключен договор безвозмездного оказания услуг по вывозу для дальнейшей обработки и передачи на утилизацию вторичного сырья. Как отразить в учете операции по данному договору? Как правильно оформить счет-фактуру? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.)
- Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения. Изношенные автошины сдаются на утилизацию сторонней организации. Как производится учет расходов по утилизации изношенных автошин? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2010 г.)
- Вопрос: Признаются ли в целях исчисления налога на прибыль расходы, связанные с оплатой услуг специализированной организации по утилизации ртутьсодержащих отходов - люминесцентных ламп? ("В курсе правового дела", N 23, декабрь 2009 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

28 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В процессе производства товаров и услуг, выполнения работ неизбежно образование отходов. Их состав определяется видом деятельности фирмы. Правила обращения с производственными отходами определены ФЗ-89 от 24/06/98 г. Производственные отходы – это ТМЦ, полученные в процессе переработки начального сырья, утратившие свои потребительские свойства, непригодные в дальнейшем для использования по назначению. Одним из этапов обращения с ними является утилизация.

Законодательное регулирование

Основные положения и обязанности по обращению с отходами содержит ФЗ-89. Ответственность за утилизацию отходов лежит на первоначальном собственнике, на организации, где они образовались.

Отходы производства подразделяются на безвозвратные и возвратные. Первые представляют собой материалы с полностью утраченными исходными полезными свойствами. Их реализация или повторное использование невозможно. Вторые могут быть использованы в производстве, проданы для дальнейшего использования.

Безвозвратные отходы отдельно не отражаются в балансе. Это производственные (технологические) потери, норматив которых закладывается в нормы расхода сырья при расчете себестоимости готового продукта: усушка, улетучивание, угары, испарение. Согласно «Основным положениям по калькулированию себестоимости продукции» п. 27 (утв. 20/07/70 г., действующий документ), безвозвратные отходы не подлежат оценке. Это означает, что бухгалтеру не нужно определять их стоимость и формировать проводки. Можно сказать, что косвенным образом их утилизацию оплачивает сама фирма через механизм расчета издержек производства. Необходим лишь их технологический учет.

Возвратные отходы могут быть утилизированы непосредственно. ФЗ-89 определяет утилизацию отходов как их использование в производстве продукции, услуг, осуществлении работ. При этом в учетных целях отходами не признаются остатки материалов, которые сохранили все свои потребительские свойства и передаются в другие подразделения, цеха (ст. 254-6 НК РФ).

Порядок утилизации

Собственник может пойти двумя путями.

  1. Поручить вывоз и дальнейшую утилизацию специализированной фирме. Для этого понадобятся учетные данные по объемам отходов, зафиксированные в документах. Опасные отходы (ст. 4.1 ФЗ-89) требуют наличия лицензии на утилизацию.
  2. Самостоятельно учитывать отходы и принимать решение об их утилизации, например, о передаче отходов в производство.

ВАЖНО! Образец договора об утилизации отходов производства от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Чтобы иметь основания для отражения утилизации в БУ и НУ, необходимо создать внутреннюю комиссию по списанию отходов. В нее включаются технические специалисты, сотрудники экономической службы, руководитель. Комиссия определяет ТМЦ, подлежащие утилизации. Решение комиссии оформляется актом.

Бухгалтерский учет

В связи с многообразием видов отходов и способов их утилизации могут применяться различные схемы проводок и учета. Остановимся на наиболее существенных моментах БУ отходов у первоначального собственника и у фирмы, работающей в сфере утилизации.

У собственника

Контроль за движением возвратных отходов и их утилизацией начинается у собственника с построения детального аналитического учета: по видам продукции, местам возникновения отходов, информации о качественном и количественном их составе. Для подсчета образовавшихся отходов используют фактические замеры, взвешивания либо применяют расчетный метод по нормам на единицу продукции.

При утилизации путем продажи возвратных отходов на сторону могут формироваться проводки:

  • Дт 10/6 Кт 20, 23 – оприходованы из производства отходы;
  • Дт 62 Кт 91/1 – зафиксирована выручка от продажи возвратных отходов;
  • Дт 91/НДС Кт 68/НДС – начислен налог с выручки;
  • Дт 91/2 Кт 10/6 – списана с/стоимость возвратных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – получена оплата;
  • Дт 90/9 Кт 99 – получена прибыль от продажи возвратных отходов.

Собственник может утилизировать отходы, передав их в производство внутри своей организации.
Для этого используется проводка, обратная приведенной выше: Дт 20,23 Кт 10/6 – передача отходов в производство.

В специализированной фирме

Расходы по утилизации здесь относятся к обычным видам деятельности согласно ПБУ 10/99. Расходы признаются в БУ согласно п. 18 указанного документа, в зависимости от того, применяется кассовый метод признания доходов или нет.

Если возвратные отходы приобретены для использования в собственном производстве, применяется счет 10.

  • Дт 10 Кт 60, 76 – оприходовано вторичное сырье от поставщика;
  • Дт 60, 76 Кт 50, 51 – оплата поставщику за вторичное сырье.

Если приобретение было сделано для дальнейшей перепродажи, сырье выступает как товар (41).

Пусть организация использует общую систему НО. Проводки при реализации будут такими:

  • Дт 62 Кт 90/1 – выручка с продажи;
  • Дт 90/НДС Кт 68/НДС – начислен НДС с продажи;
  • Дт 90/2 Кт 41 – списана с/стоимость проданных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – получены деньги за реализованное сырье;
  • Дт 90/9 Кт 99 – прибыль от перепродажи сырья.

Нередки случаи, когда фирма заключает с организацией, сетью торговых точек договор безвозмездной передачи отходов, мусора, например, использованной бумажной, деревянной тары в целях переработки своими силами. Условия договора могут предусматривать оплату со стороны контрагентов. В подобных случаях ключевым будет счет 98/2 – «доходы будущих периодов, безвозмездные поступления».

  • Дт 10, 15 Кт 98/2 – безвозмездное поступление ТМЦ, в рыночной (договорной) оценке;
  • Дт 20, 23 Кт 10 – сырье отправлено в переработку;
  • Дт 98/2 Кт 91/1 – внереализационный доход от безвозмездного поступления ТМЦ;
  • Дт 76 Кт 90/1, 91/1 – услуги по переработке, отражена выручка от реализации (работ);
  • Дт 90/НДС, 91/НДС Кт 68/НДС – начисление НДС на услуги по переработке;
  • Дт 50, 51 Кт 76 – оплата услуг переработки;
  • Дт 40, 43 Кт 20, 23 – выпуск готовой продукции, результат утилизации отходов.

Утилизация может оформляться такими первичными документами:

  • акт приема-передачи;
  • накладная на отпуск материалов на сторону;
  • товарная накладная;
  • отчет о переработке;
  • акт выполненных работ;
  • требование-накладная;
  • лимитно-заборная карта.

При утилизации отходов с помощью специализированной фирмы заключается договор (об утилизации, о переработке отходов).

Кстати говоря! При переработке давальческого сырья давалец является собственником образовавшихся отходов. Возвратные отходы либо уменьшают своей стоимостью стоимость исходного, переданного для переработки, сырья, либо снижают стоимость услуг переработчика.

Налоговый учет

Приведенные корреспонденции счетов показывают: операции по утилизации отходов, связанные с их реализацией, переработкой, облагаются НДС. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является всякая реализация, т.е. передача права собственности как возмездного, так и безвозмездного характера (ст. 146-1(1), 39-1 НК РФ). В частности, услуги по переработке отходов приравниваются к выручке от реализации работ. В ситуации, когда давалец безвозмездно передает исполнителю работ возвратные отходы, эта операция признается облагаемой НДС, как и реализация посредством уменьшения стоимости услуг на стоимость отходов. Начисление НДС на эти операции обязательно.

С текущего года операции по утилизации металлолома, макулатуры облагаются НДС (ФЗ-424 от 27/11/18 г.). Налоговым агентом здесь будет не продавец, а покупатель, т.е. сторонняя организация, специализированная фирма-переработчик. Продавец должен иметь статус плательщика НДС, а покупатель – налоговый агент может применять и общий режим, и «упрощенку», и иные спецрежимы – исчислять и перечислять налог в бюджет он все равно обязан. Агентские обязанности возложены и на тех покупателей, кто имеет освобождение от НДС (ст. 145 НК РФ). Продавец будет обязан начислить налог только в том случае, если реализует отходы физлицу или в договоре с покупателем отходов не прописал НДС, будучи его плательщиком.

В целях НУ для включения в расчеты по налогу на прибыль возвратные отходы:

  • оцениваются по рыночным ценам (ценам возможной реализации) при утилизации путем продажи;
  • по заниженной, по сравнению с исходными ТМЦ, цене, если утилизированы передачей в производство.

В последнем случае учитывается, что выход продукции будет занижен, а расход вторичного сырья – выше обычной нормы (по ст. 254-6, 40 НК РФ, письмо №03-03-06/4/49 Минфина от 26/04/10 г. и др).

Для налогоплательщика это прежде всего означает возможность уменьшить затраты по налогу на прибыль на рыночную стоимость вторичных отходов.

Безвозмездное поступление отходов — внереализационный доход. Его надо признать при списании отходов в производство для переработки.

Тезисно

Учет утилизации отходов, как бухгалтерский, так и налоговый, связан с выбором способа утилизации: утилизируются отходы на месте или передаются на сторону. Передача на сторону может иметь возмездный и безвозмездный характер. В БУ для учета применяют стандартные счета и проводки для реализации продукции и передачи ТМЦ в производство.

При безвозмездной передаче на сторону используется счет 98/2. В НУ все операции, связанные с реализацией отходов, в том числе и безвозмездной, облагаются НДС. С этого года НДС облагается также утилизация макулатуры и металлолома. Налоговым агентом выступает не продавец, а покупатель.

В целях учета налога на прибыль отходы и операции с ними оцениваются по правилам ст. 254 НК РФ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

В результате хозяйственной деятельности учреждений после использования различных видов основных средств и материальных запасов, когда они приходят в негодность, в распоряжении учреждения остаются различные отходы: металлолом, макулатура и стеклотара. От сдачи этих отходов у учреждения возникает доход. О порядке отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию и реализации металлолома, макулатуры и стеклотары читайте в данной статье.

Появлению таких видов материальных активов, как металлолом, макулатура, стеклотара, обычно предшествует процедура списания имущества государственного (муниципального) учреждения с учета в случае принятия такого решения постоянно действующей комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов по причине полной или частичной ликвидации объектов основных средств.

Списание имущества

У большинства учреждений основная часть имущества закреплена за ними на праве оперативного управления и не является собственностью этих учреждений. В связи с этим учреждение не всегда самостоятельно может принимать решение о списании такого имущества. Так, федеральные казенные учреждения вопросы списания недвижимого и движимого имущества в обязательном порядке должны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) (пп. «д» и «е»п. 4 Положения № 834).

Бюджетные и автономные учреждения должны согласовывать с учредителем списание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (пп. «з» и пп. «и» п. 4 Положения № 834).

Без согласования с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя, учреждения могут принимать решения в отношении:

  • недвижимого имущества, находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №834);
  • ОЦДИ, находящегося у автономных и бюджетных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №834);
  • иного движимого имущества, закрепленного за автономными и бюджетными учреждениями и приобретенного за счет средств учредителя (пп. «ж» п. 4 Положения №834).
Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения №834). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.

Процедура согласования списания имущества производится в соответствии с Порядком представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Стоит учитывать, что ликвидация, разборка или демонтаж имущества учреждения не допускается до получения разрешения на его списание от соответствующих министерств и ведомств.

Обращаем ваше внимание, что начисленная 100%-я амортизация на объекты основных средств, которые пригодны для дальнейшего использования, не является основанием для их списания.

При наличии необходимого разрешения и на основании акта о списании объекта основных средств или материальных запасов, утвержденных руководителем учреждения, согласно п. 52 Инструкции № 157н в бухгалтерском учете учреждения отражаются соответствующие факты хозяйственной жизни.

Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

Отметим, что требующие оприходования материалы в учреждении могут появиться при проведении ремонта основных средств, например при замене системы отопления или водоснабжения, выполненных из какого-либо металла. Демонтированные при этом элементы образуют металлолом.

Далее рассмотрим на конкретных примерах, как отражаются в бухгалтерском учете различных типов учреждений операции с металлоломом, макулатурой и стеклотарой.

Металлолом

1. Списание основных средств, полностью состоящих или имеющих в своем составе черные или цветные металлы. При составлении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) или акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004), формы которых утверждены Приказом № 173н , заполняется раздел, в котором указываются материальные ценности, поступившие от списания ОС. Обращаем ваше внимание на то, что Минфин подготовил проект приказа о внесении изменений в Приказ № 173н (далее – проект Приказа № 173н). В случае его принятия формы названных актов на списание ОС будут изменены на формы 0504104 и 0504105 соответственно. В них также предусмотрены разделы, в которых указываются результаты от выбытия объекта ОС.

Согласно п. 106 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов (в данном случае – металлолома), остающихся в распоряжении учреждения в результате разборки основных средств, определяется исходя из текущей рыночной стоимости этих запасов на дату принятия их к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за их доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, затраты на демонтаж).

Принятие к бухгалтерскому учету учреждением материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается на основании акта о списании объекта основных средств и акта о приемке материалов (ф. 0315004) (в проекте Приказа № 173н – акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)) в учете казенных учреждений в соответствии с Инструкцией № 162н , бюджетных учреждений – Инструкцией № 174н и автономных учреждений – Инструкцией № 183н :

Дебетсчета 0 105 36 340 (000) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Кредитсчета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

2. Поступление металлолома при выполнении ремонта объектов основных средств, а также демонтажа или разукомплектации объектов нефинансовых активов (без их ликвидации). В этом случае комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов составляется акт о приемке материалов, в котором указывается текущая рыночная стоимость поступивших материалов на дату принятия их к бухгалтерскому учету. На основании данного документа принятие к учету металлолома будет отражаться следующим образом:

Дебетсчета0 105 36 340 (000) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Кредитсчета 0 401 10 180 «Прочие доходы»

Как правило, в дальнейшем металлолом сдается в специализированные приемные пункты за плату. Списание стоимости металлолома при его реализации производится на основании накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) (в проекте Приказа № 173н – накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205)). При этом в бухгалтерском учете производится запись:

Дебетсчета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Кредитсчета 0 105 36 440 (000) «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Начисление доходов от реализации металлолома учреждением оформляется записью:

Дебет счета 0 205 74 560 (000) «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Поступление денежных средств от реализации металлолома в кассу или на лицевой счет учреждения будет отражаться следующим образом:

Дебет счетов 0 201 34 510 (000) «Поступления средств в кассу учреждения», 0 201 11 510 (000) «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит счета0 205 74 660 (000) «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

В ГБОУ СПО принято решение и получено разрешение на списание машин и оборудования, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, приобретенных за счет средств учредителя и пришедших в негодность: борона балансовой стоимостью 12 000 руб., картофелекопалка стоимостью 17 000 руб. Оба объекта имеют нулевую остаточную стоимость. Списанные основные средства пригодны для сдачи в металлолом, масса которого составила 2 т. Рыночная стоимость металлолома на дату принятия его к учету – 12 000 руб. Он сдан в пункт приема лома по этой стоимости. Денежные средства от его сдачи поступили на лицевой счет учреждения.

Данные факты хозяйственной жизни бюджетного учреждения в бухгалтерском учете будут отражены следующим образом:

Предприятие на общем режиме налогообложения закупает товар в коробках. Коробки распаковываются и реализуются как макулатура. Как правильно вести бухгалтерский и налоговый учет?

Порядок бухгалтерского учета тары прописан в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н.

Согласно Методуказаниям тара – это вид запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей.

Тара под продукцией (товарами) может совершать однократный или многократный оборот (многооборотная тара).

Тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая и др.), а также мешки бумажные и из полимерных материалов, использованные для упаковки продукции (товаров), как правило, включаются в себестоимость затаренной продукции и покупателем отдельно не оплачиваются.

Договорами поставки продукции (товаров) может предусматриваться использование многооборотной тары.

Такая тара подлежит обязательному возврату поставщикам продукции (товаров) или сдаче тароремонтным организациям (возвратная тара).

Тара, поступившая покупателю от поставщиков вместе с продукцией (товаром), учитывается одновременно с оприходованием поставленной продукции:

а) если тара поставщику оплачена (подлежит оплате) отдельно, то есть сверх стоимости затаренной в нее продукции, – по цене, указанной в договоре (дебет счета «Материалы», субсчет «Тара и тарные материалы», кредит счета учета расчетов);

б) если тара поставщику отдельно не оплачена, но может использоваться в организации покупателя или быть продана, то такая тара приходуется по рыночной цене с учетом физического состояния с одновременным отнесением указанной стоимости на счета учета финансовых результатов.

Скорее всего, отдельно за коробки, в которые упакован приобретаемый Вашей организацией товар, поставщику Вы не платите, а значит Ваш случай – это вариант «б».

Рыночная цена коробок может быть принята равной стоимости, по которой она в дальнейшем реализуется как макулатура.

Для оформления приемки и оприходования тары, а также упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров в том случае, когда они не показываются отдельно в счетах поставщика, и их стоимость включена в цену товара, применяется Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма № ТОРГ-5), утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132.

Форма № ТОРГ-5 составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию.

Второй – остается у материально ответственного лица.

Учет тары ведется на счете 10 «Материалы».

При этом на субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 «Товары».

На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п.

В Вашем случае коробки, в которые был упакован приобретенный Вами товар, не будут использоваться в дальнейшем как тара.

Вы заведомо знаете, что будете использовать их как вторсырье, реализуя их на сторону.

Поэтому в данной ситуации лучше оприходовать коробки на субсчет 6 «Прочие материалы» счета 10 «Материалы».

Таким образом, бухгалтерские записи по учету коробок будут выглядеть так:

ДЕБЕТ 41 «Товары» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– приобретены товары у поставщика;

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60

– учтен «входной» НДС по товарам;

ДЕБЕТ 10-6 «Прочие материалы» КРЕДИТ 91-1 «Прочие доходы»

– оприходованы коробки, стоимость которых отдельно не выделена в общей стоимости товаров;

ДЕБЕТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» КРЕДИТ 91-1 «Прочие доходы»

– реализованы коробки как макулатура;

ДЕБЕТ 91-2 «Прочие расходы» КРЕДИТ 10-6 «Прочие материалы»

– списана стоимость проданных как макулатуры коробок.

Для целей налогообложения прибыли согласно п. 3 ст. 254 НК РФ если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материально-производственными запасами, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации.

Однако в Вашем случае тара является невозвратной. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально-производственными запасами, включается в сумму расходов на их приобретение.

То есть стоимость приобретенного товара в налоговом учете (как и в бухгалтерском) формируется исходя из полной его стоимости, уплаченной поставщику (с учетом стоимости тары).

Коробки, в которые был затарен товар, стоимость которых не выделяется отдельно в стоимости товара, не являются для организации безвозмездно полученным имуществом.

Ведь согласно п. 1 ст. 481 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.

А в соответствии с п. 1 ст. 424 и п. 1 ст. 485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар (с учетом расходов поставщика на затаривание, которые он включает в стоимость товара).

То есть коробки оплачены Вашей организацией (в составе цены товара), а не получены безвозмездно.

Следовательно, стоимость коробок не будет являться для организации доходом в виде безвозмездно полученного имущества, и вообще в доходах до момента реализации их как макулатуры учитываться не будет.

При реализации коробок как макулатуры организация признает доход (ст. 246, 316 НК РФ).

Однако уменьшить этот доход на стоимость коробок не получится, так как фактически организация не оплачивала стоимость коробок отдельно.

Читайте также: