Бухгалтерская проводка начисление пени по налогам в бюджете

Опубликовано: 26.03.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание. Нарушение сроков произошло по вине сотрудника бухгалтерии, и он согласен добровольно возместить произведенные расходы. Как отразить в бухгалтерском учете операции по уплате пеней и штрафов и их возмещение виновным лицом?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" с отнесением на счет 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта".
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат".

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика - бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 "Уплата иных платежей" в увязке со статьей 290 "Прочие расходы" КОСГУ. С 01.01.2018 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет"*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения - на счет 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат" (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения "2" - приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
- о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
- о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
- на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
- оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
- начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
- поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Заметим, что в Приложении N 5 к Указаниям N 65н по-прежнему остается увязка КВР 853 с "укрупненной" статьей 290 "Прочие расходы". Соответственно, допустимо применение нового кода КОСГУ 292 "Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах" одновременно с КВР 853.
*(2) В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам (взносам) (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).

Начисляем пени в 2021 году бюджетное учреждение

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2021 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2021 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.

Начисление штрафных санкций проводки у бюджетного учреждения в 2021 году

Если штрафные платежи начисляются компанией самостоятельно, то отразить их необходимо на дату расчета и уплаты в бюджет. При начислении по результатам проверки отразить их следует на дату вступления в силу решения по проверке. Учет расчетов с бюджетом по налогам организуется, в соответствии с планом счетов, на счете 68.
Если производится начисление пени по взносам, бухгалтерские проводки отражаются на счете 69. Для удобства контроля за начислением и уплатой неустоек по налоговым платежам следует организовать их аналитический учет в разрезе соответствующих налогов. Например, при начислении пени по НДС проводки необходимо отразить на субсчете счета 68, открытого для учета начисления этого налога.

Но данный норматив не определяет порядка отображения налоговых санкций, в том числе и пеней. Отдельные разъяснения представителей Минфина РФ сводятся к тому, что пени надлежит отображать на счете 0.303.05.000, касающемся расчетов с бюджетом по прочим платежам. Объясняется это тем, что пени нельзя считать налогами или иными обязательными сборами, отнести их следует к прочим платежам, выплачиваемым в бюджет. С целью ведения раздельного учета в отношении налоговых санкций и иных платежей, положенных к выплате в бюджет рационально открытие субсчета к счету 0.303.05.000. Проводки по начислению пеней по налогам в бюджетном учете выполняются так: Дт 0.401.20.290 Кт 0.303.05.730 субсчет «Пени» Какой бы способ не был выбран организацией, он должен в обязательном порядке закрепляться в учетной политике предприятия. Как правило, выбор метода определяется квалификацией и опытностью бухгалтера.

Бухгалтерские проводки по начислению пеней по налогам в 2021 году

Если организация не уплатила налоги своевременно и при этом на ее расчетном счету отсутствует достаточная сумма средств, то налоговые органы вправе принудительно взыскать налоги и начисленные пени за счет имущества должника.

В противном случае пеня будет начислена по инициативе ФНС. Пеня не относится к числу налоговых санкций, но связана с налоговыми обязательствами. Потому у бухгалтеров часто возникает вопрос, как правильно отразить в учете пени.

Расчета пеней по контракту в бюджетном учреждении

Согласно пункту 6 Правил № 1063, за каждый день просрочки поставщику (исполнителю, подрядчику) начисляют пени в размере не менее 1/300 ключевой ставки от цены контракта. Ставку берут на дату уплаты пеней (как и в случае с заказчиком). А цена контракта должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, которые контрагент фактически исполнил.
Размеры санкций для поставщика определяют по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. № 1063 (Правила № 1063)
Для расчета суммы применяют формулы из Правил № 1063. При этом необходимо учитывать постановление Правительства РФ от 8 декабря 2021 г. № 1340 (далее – постановление № 1340). В нем сказано, что к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, с 1 января 2021 года нужно применять не ее, а ключевую ставку, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Долгое время ставка рефинансирования оставалась на уровне 8,25 процента годовых (Указание ЦБ РФ от 13 сентября 2021 г. № 2873-У). Однако с 2021 года ее приравняли к ключевой. В результате ставка рефинансирования утратила былое значение и является теперь лишь формальной величиной, фигурирующей во многих законодательных актах.
Давайте выясним, как изменится начисление неустойки в связи с этими новациями.
Контрактная система основана на положениях Гражданского кодекса РФ. Об этом сказано в части 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2021 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, под контрактом понимают гражданско-правовой договор, который может быть заключен в том числе бюджетным учреждением в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. А одно из обязательных условий договорных отношений – ответственность контрагентов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Как изменится начисление пени за просрочку коммунальных платежей в 2021 году

Для физического лица – то есть для большинства потребителей коммунальных услуг – размер пени будет зависеть от того, сколько именно дней не производилась оплата. Раньше было так: пени начисляли, если вы не заплатили до 10 числа месяца, следующего за месяцем начисления. Теперь же действует следующая схема:

Как известно, кроме пени ресурсоснабжающие организации вправе ограничить или вовсе прекратить подачу электроэнергии, тепла, воды и газа. Конечно, перед тем, как отрезать потребителя от энергоресурса, будет несколько предупреждений.

Начисление Пени Бюджетное Учреждение 2021 Год

ПБУ 9/99, Приказ Минфина от 31.10.2021 № 94н): Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» — Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» Административный штраф: проводки в бухгалтерском учете Таким образом, начисленному штрафу за нарушение ПДД будет соответствовать такая бухгалтерская проводка: Дебет счета 91 – Кредит счета 76 Аналогичной проводкой будет отражено начисление штрафа трудовой инспекцией и иными аналогичными инстанциями. Следовательно, оплата административного штрафа будет отражена так: Дебет счета 76 – Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др. К счету 76 может быть открыт отдельный субсчет «Административные штрафы».

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Административный штраф как начислить в 2021 год проводки бюджетном учреждении

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».

Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание.
Нарушение сроков произошло по вине сотрудника бухгалтерии, и он согласен добровольно возместить произведенные расходы. Как отразить в бухгалтерском учете операции по уплате пеней и штрафов и их возмещение виновным лицом?

Платежное поручение по пеням в 2021 — 2021 годах

Итак, отличие 1-е — КБК (поле 104). Для пеней по налогам всегда есть свой код бюджетной классификации, в 14–17-м разрядах которого указывается код подвида дохода — 2100. С этим кодом связано существенное изменение в заполнении платежных поручений: с 2021 года мы больше не заполняем поле 110 «Тип платежа».

Однако эти изменения не коснулись взносов на страхование от несчастных случаев, и пени по ним, как и сами эти взносы, платятся по-прежнему в соцстрах. При уплате в ФСС и взносов, и пеней по ним в полях 106 «Основание платежа», 107 «Налоговый период», 108 «Номер документа» и 109 «Дата документа» проставляют 0 (пп. 5, 6 приложения 4 к приказу Минфина России от 12.11.2021 № 107н). А если пени платятся по требованию фонда и по акту проверки, их реквизиты приводятся в назначении платежа.

Какие положены штрафы за неуплату НДФЛ в 2021 году

Если налоговые инспекторы выявят нарушения, то работодателю придется заплатить 40% от суммы долга. Но нарушители этого часто не боятся. Поэтому законодательно решается вопрос не только об увеличении штрафных санкций, но и других мерах борьбы.

После совершения правонарушения работодателю потребуется заплатить пеню. Она начисляется в зависимости от некоторых обстоятельств. Важно знать ситуации, когда дополнительные средства не могут быть удержаны, а также полномочия налоговиков в начислении таких выплат.

Проводки на пени за электроэнергию в 2021 году бюджетная организация

До 2021 года контролем расчета страховых взносов занимались непосредственно внебюджетные фонды, а начиная с 1 января 2021 года, эти полномочия были переданы в ведение налоговых органов. Теперь перечисление взносов, а также отчетность по ним необходимо отправлять в ИФНС по месту регистрации компании. Однако это никоим образом не влияет на бухгалтерский учет и проводки, которые составляются в организации, а, следовательно, корреспонденции и правила расчета взносов остаются теми же самыми.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2021 N 180н, расходы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ, расходы по уплате пеней за несвоевременную уплату страховых взносов отражаются бюджетным учреждением по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Как рассчитывается пеня за неуплату коммунальных платежей и как ее избежать

  • С 31 по 90 день неуплаты по квитанциям размер пени будет составлять 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (за сутки).
  • С 91 дня и далее размер пени увеличится до 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ (за сутки).

Другим способом, который не закреплен официально и не всегда приводит к отмене пени, является личное обращение в УК с просьбой отсрочить платежи. К сожалению, не все управляющие компании идут на это ради жильцов.

Новый порядок расчета пеней в 2021 году на примерах

Следует указать, что такой порядок расчета пеней применяется к недоимкам, возникшим после 1 октября 2021 года (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2021 № 401-ФЗ). Для задолженности, которая образовалась ранее (до 1 октября 2021 года), предусмотрен иное, «старое» правило. Пени для компаний исчисляются, исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки независимо от ее продолжительности (Письмо Минфина России от 21.09.2021 № 03-02-07/1/60904).

Если налоговые инспекторы допустили ошибку в расчетах пеней, то молчать не стоит. Подайте жалобу. Ведь налоговые инспекторы не вправе начислять пени по ставке 1/150 по задолженности, возникшей до 1 октября 2021 года. ФНС с этим согласна (Решение по жалобе от 05.10.2021 № СА-4-9/19520@).

Как начислить пени по взносам в 2021 году проводки

Куда платить Страховые взносы, включая пени, уплачиваются в территориальную налоговую инспекцию по установленным реквизитам до 15 числа (включительно) месяца, следующего за отчетным. Исключение составляют те месяцы, когда 15-е календарно выпадает на выходной день, тогда крайним сроком будет следующий рабочий день.

Речь пойдёт о таком бюджетном инструменте, как пени по налогам и сборам. Рассмотрим понятие данного термина, назовём его основное отличие от штрафа. Также будет рассмотрена формула расчёта суммы пеней для их самостоятельного начисления и актуальные изменения, вступившие в силу с 1 октября 2021 года. Рассмотрим примеры расчёта пеней по налогам и взносам, способы бухгалтерского учёта пеней, а также нюансы налогового учёта пеней, касающиеся налога на прибыль организации в 2021 году. Также в статье расскажем про бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам, приведем примеры расчета. Понятие пени, в чём отличие от штрафа Перед тем как начинать обсуждение проводок и нюансов бухгалтерского и налогового учёта пеней, важно понять их смысловую нагрузку.

Пени по налогам: бухгалтерские проводки

При начислении пени в бухгалтерском учете проводки могут быть другие, если речь идет не о нарушении налогового законодательства, а о неисполнении условий хозяйственных договоров, заключенных между контрагентами.

Если организация или ИП не уплатили вовремя свои налоги, помимо просроченной суммы задолженности таким налогоплательщикам придется заплатить пени. Пеня – это денежная сумма, которая подлежит уплате сверх суммы просроченных налогов (п. 1 ст. 75 НК РФ). Но бывает, что уплата пени предусматривается и в хозяйственных договорах (например, договоре купли-продажи). О том, какая при начислении пени проводка формируется в бухгалтерском учете, расскажем в нашей консультации.

Какими проводками отражать пени

Согласно действующему налоговому законодательству, под пенями понимаются платежи, которые учреждение должно погасить в качестве обеспечения в случае наступления просрочки уплаты по своим обязательствам (п. 1 ст. 72 НК РФ). Такая неустойка начисляется, если организация нарушила срок оплаты налогового (в том числе и авансового) платежа, взноса, сбора (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Взыскания также можно проводить и по счету 91. Однако при бухучете через счет 91 «Прочие доходы и расходы» у предприятия будут возникать налоговые обязательства, так как такие расходы не принимаются для налогообложения (п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Начисляем пени в 2021 году бюджетное учреждение

Светлана, согласно Указаниям № 65н расходы, связанные с уплатой пеней за несвоевременную оплату поставленных услуг отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Для учета расчетов с поставщиками по сумме пеней применяется счет 302.91 «Расчеты по прочим расходам». При этом в ситуации, если пени по договорам (контрактам) начисляются в качестве исполнения судебных актов РФ, мировых соглашений, для их уплаты применяется КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда». В случае добровольной уплаты пеней по договорам (контрактам) с поставщиками применяется КВР 853 «Уплата иных платежей».
Подобные расходы целесообразно списывать сразу в дебет счета 401.20 «Прочие расходы».

Оплату пеней и штрафов бюджетным учреждениям желательно осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности (КВД 2). Однако действующим законодательством нет прямого запрета на оплату экономических санкций за счет средств бюджетных субсидий. При этом, следует понимать, что при начислении и оплате подобных расходов за счет средств субсидий, в ходе контрольных мероприятий они могут будут квалифицированы, как минимум, в качестве неэффективных.

Нет времени читать?

Отражение операций с суммами неустойки в учете государственных учреждений имеет свои особенности в зависимости от их типа и традиционно вызывает много вопросов у бухгалтеров.

Нет времени читать? Шпаргалка по содержанию статьи:

  • Чем отличаются понятия «неустойка», «штраф» и «пеня»
  • Какое законодательство регулирует выплату неустойки
  • 3 способа взыскания неустоек
  • Какими проводками начислять неустойки казенным, бюджетным и автономным учреждениям
  • Какие показатели отражаются в отчетных формах

Что такое неустойка

В соответствии с Гражданским кодексом РФ неустойка – это денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, за его просрочку (ст. 330). Причем соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, в противном случае оно признается недействительным (ст. 331).

Неустойка бывает двух видов – это штраф или пеня. Штраф является фиксированным платежом и может либо оговариваться в твердой сумме, либо рассчитываться в процентах к той или иной сумме. Пеня – величина изменяемая, ее размер зависит от продолжительности периода нарушения. Определяется сумма пени в процентах от величины обязательства, исполнение которого она обеспечивает.

Правила расчета пеней также определены ГК РФ. Первый день просрочки – дата, следующая за днем исполнения обязательства в соответствии с договором. Последний день – дата, предшествующая дню фактического исполнения обязательства.

По условиям договора срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком) определен так: «не позднее 20 июня 2016 г.». Фактически товар поставлен 20 июля 2016 г. Период просрочки длился с 21 июня по 19 июля и составил 29 дней.

Неустойка при закупке услуг

Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п. 4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.

Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.

Способы взыскания неустоек

Способы взыскания неустоек

В условиях контракта (договора) рекомендуется сразу прописать способ взыскании неустойки. Существует три способа:

    Истребовать оплату неустойки от исполнителя. При этом в полном объеме производится оплата обязательств по контракту и возвращаются суммы обеспечения (средства во временном распоряжении).

Контрагент может как перечислить сумму неустойки на лицевой или расчетный счет учреждения, так и внести наличные средства в кассу в пределах установленного Центробанком РФ лимита – 100 000 руб.

  • Перечислить оплату по контракту в сумме, уменьшенной на размер неустойки.
  • Удержать неустойку из сумм обеспечения исполнения контракта (средств во временном распоряжении).
  • Отдельно следует сказать о праве на распоряжения поступившими средствами, которое зависит от типа учреждения.

    В п. 3 ст. 41 БК РФ неустойка поименована в составе неналоговых доходов бюджета от мер ответственности за нарушение условий гражданско-правовой сделки. Суммы, полученные казенным учреждением, соответственно подлежат зачислению в доход бюджета.

    Бюджетное или автономное учреждения обладают правом расходования полученных сумм в соответствии с Планом ФХД, так как такие поступления являются их внереализационными доходами. Нужно только вовремя внести изменения в установленном порядке в План ФХД, увеличив общие суммы поступлений и выбытий и определив направления расходования.

    Отражение операций в учете

    Начисление предъявленных сумм неустойки (штрафов, пеней) оформляется проводкой

    Д-т (КДБ) Х. 209.40. (560) либо (КДБ) Х. 205.41. (560)

    К-т (КДБ) Х. 401.10. (140)

    Где Х – источник финансового обеспечения в зависимости от типа учреждения (1 – казенное, 2 – бюджетное, автономное).

    В программе применяется документ «Операция бухгалтерская (вручную)».

    Корреспонденции по поступлению взысканной неустойки в соответствии с Инструкциями №162н, №174н и №183н в учете должны отражаться в зависимости от вида учреждения.

    Корреспонденции в казенном учреждении

    Отражение операций в учете. Корреспонденции в казенном учреждении

    При поступлении оплаты неустойки от поставщика корреспонденции в казенном учреждении будет следующая:

      Внесение наличных денежных средств.

    1.1 оприходованы наличные в кассу учреждения.

    Д-т (КИФ) 1. 201.34. (510) / 17.34 (140)
    К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)

    В «1С»: документ «Приходный кассовый ордер» с видом операции «Поступление средств в возмещение ущерба (209)» либо «Прочие поступления наличных д/с».

    1.2 наличные выданы для зачисления в доход бюджета:

    Д-т (КИФ) 1. 210.03. (510) / 17.30 (510)
    К-т (КИФ) 1. 201.34. (610) / 17.34 (610)

    В «1С»: документ «Расходный кассовый ордер» с видом операции «Сдача наличных д/с на счет № 40116 (210 03)» или «Прочие выбытия наличных д/с».

    Зачисление денежных средств в доход бюджета. Набор операций и бухгалтерских проводок зависит от того, наделено ли учреждение полномочиями администратора доходов или нет.

    Вариант 1: учреждение наделено полномочиями администратора.

    2.1.1. зачисление средств непосредственно на счет администратора (04).

    • наличных из кассы:
      Д-т (КДБ) 1. 210.02 (140)
      К-т (КИФ) 1. 210.03. (610) / 17.30 (610)
      или
    • безналичных от поставщика (подрядчика):
      Д-т (КДБ) 1. 210.02 (140)
      К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)
      В «1С»: документ «Кассовое поступление».

    2.1.2. зачисление средств в доход с отражением «транзитом» на счете ПБС (03) в качестве восстановления кассового расхода.

    Фактически «транзит» неналогового дохода (неустойки) противоречит п. 3 ст. 41 БК РФ, так как поступление на лицевой счет получателя бюджетных средств отражается по КБК расходов.

    • зачисление наличных из кассы:
      Д-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)
      К-т (КИФ) 1. 210.03. (610) / 17.30 (610)
      или
    • зачисление безналичных от поставщика (подрядчика):
      Д-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)*
      К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)
      В «1С»: документ «Кассовое поступление».
    • перечисление средств в доход бюджета на свой лицевой счет администратора:
      Д-т (КДБ) 1. 210.02 (140)
      К-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)*
      В «1С»: документ «Заявка на кассовый расход» либо «Кассовое поступление».
    Где ХХХ зависит от кодов, по которым производится оплата по контракту.

    Вариант 2: учреждение не наделено полномочиями администратора доходов.

    2.2.1. зачисление средств от поставщика непосредственно на счет администратора (04).

    • уведомление администратора кассовых поступлений об ожидаемом поступлении доходов. Основанием является Извещение ф. 0504805, направленное администратору доходов:
      Д-т (КДБ) 1. 304.04 (140)
      К-т (КДБ) 1. 303.05. (730)
    • поступление доходов в бюджет. Основанием является Извещение, полученное от администратора кассовых поступлений:
      Д-т (КДБ) 1. 303.05. (830)
      К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)

    2.2.2. зачисление средств с лицевого счета получателя бюджетных средств.
    • зачисление на лицевой счет учреждения от поставщика (подрядчика):
      Д-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)
      К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)
      В «1С»: документ «Кассовое поступление».
    • перечисление полученных сумм с лицевого счета получателя бюджетных средств на счет администратора доходов:
      Д-т (КДБ) 1.303.05 (830)
      К-т (КРБ) 1.304.05 (ХХХ)
      В «1С»: документ «Заявка на кассовый расход».
    • уведомление администратора кассовых поступлений об ожидаемом поступлении доходов. Основание – Извещение ф. 0504805, направленное администратору доходов:
      Д-т (КДБ) 1. 304.04 (140)
      К-т (КДБ) 1. 303.05. (730)

    Корреспонденции в бюджетном (автономном) учреждении

    Отражение операций в учете. Корреспонденции в бюджетном (автономном) учреждении

      Поступление наличных денежных средств.

    1.1. в кассу учреждения:

    Д-т (КИФ) 2. 201.34. (510) / 17.34 (140)
    К-т (КДБ) 2. 209.40. (560) либо (КДБ) 2. 205.41. (560)

    В «1С»: документ «Приходный кассовый ордер».

    1.2. наличные денежные средства сданы на лицевой счет:

    Д-т (КИФ) 1. 210.03. (510) / 17.30 (510)
    К-т (КИФ) 1. 201.34. (610) / 17.34 (610)

    В «1С»: документ «Расходный кассовый ордер». Поступление сумм на лицевой счет в ОФК.

    2.1 наличные денежные средства:

    Д-т (КИФ) 2. 201.11 (510) / 17.01 (КОСГУ 510)
    К-т (КИФ) 2. 210.03. (610) / 17.30 (610)

    В «1С»: документ «Кассовое поступление».

    2.2. перечисление от поставщика (подрядчика) на счет учреждения:

    Д-т (КИФ) 2.201.11 (510) / 17.01 (КОСГУ 140)
    К-т (КДБ) 2. 209.40. (560) либо (КДБ) 2. 205.41. (560)

    В «1С»: документ «Кассовое поступление».

    В счет оплаты по контракту

    В рассматриваемом случае возникшее встречное требование (неустойка) предъявленное поставщику (подрядчику) зачитывается в счет оплаты обязательств учреждения по контракту.

    Казенному учреждению при выборе данного способа расчета необходимо учитывать несколько факторов:

    • в контракт целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки в доход бюджета возложено на государственного заказчика;
    • неустойку самостоятельно перечислить в доход бюджета (в платежном документе следует указать наименование контрагента, за которого перечисляется неустойка);
    • внести изменения в показатели бюджетного обязательства, учтенного органом ФК.
    Следует отметить, что БК РФ не предусматривает исполнение бюджета по доходам путем зачета расходных обязательств (ст. 218 БК РФ).

    Корреспонденции в казенном учреждении

    В счет оплаты по контракту. Корреспонденции в казенном учреждении
      Отражение сумм обязательств по контракту:

    Д-т (КРБ) 1. 401.20 (ХХХ) либо 1.106.ХХ (310)
    К-т (КРБ) 1. 302.ХХ (730)

    Уменьшение сумм обязательств на сумму неустойки:

    Д-т (КРБ) 1. 302.ХХ (830)
    К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ)1. 205.41. (560)

    Перечисление в доход бюджета удержанных сумм неустойки:

    Д-т (КДБ) 1. 210.02 (140) либо (КДБ) 1.303.05 (830)
    К-т (КРБ) 1.304.05 (ХХХ) – код, по которому предусмотрено исполнение.

    Корреспонденции в бюджетном (автономном) учреждении

    В счет оплаты по контракту. Корреспонденции в бюджетном (автономном) учреждении
    Рассмотрим отдельный случай, когда исполнение контракта осуществляется за счет средств субсидий, выделенных на иные цели (капитальные вложения) и находящихся на отдельном лицевом счете учреждения.

      Перечисление денежных средств по контракту (за минусом суммы неустойки):

    Д-т (КРБ) 5 (6). 302.ХХ (830)
    К-т (КИФ) 5 (6). 201.11 (610) / 18 (код КОСГУ ХХХ)

    Прекращение встречного требования:

    Д-т (КРБ) 5 (6). 302.ХХ (830)
    К-т (КРБ) 5 (6). 304.06 (730)

    Прекращение встречного требования в сумме исполненного требования по санкциям:

    Д-т (КРБ) 2. 304.06 (830)
    К-т (КДБ) 2. 209.40. (560) либо (КДБ) 2. 205.41. (560)

    Перечисление суммы неустойки с отдельного лицевого счета на счет для учета операций со средствами учреждений:

    Д-т (КРБ) 5(6). 304.06 (830)
    К-т (КИФ) 5(6). 201.11 (610) / 18 (код КОСГУ ХХХ расходов) – выбытие средств с отдельного лицевого счета 21 (31).

    Д-т (КДБ) 2. 201.11 (510) / 17 (код КОСГУ 140) – поступление средств на счет операций со средствами 20 (30).
    К-т (КРБ) 2. 304.06 (730)

    Корреспонденции по прекращению встречного требования отражаются (на основании справки ф.0504833).

    Удержание из сумм обеспечения исполнения контракта

    Корреспонденции в казенном учреждении.

    Удержание из сумм обеспечения исполнения контракта. Корреспонденции в казенном учреждении
      Поступление средств во временном распоряжении (обеспечения по контракту):

    Д-т (КИФ) 3. 201.11 (510)
    К-т (г.КБК) 3. 304.01 (730)

    Перечисление неустойки с лицевого счета для учета средств во временном распоряжении в доход бюджета:

    Д-т (г.КБК) 3. 304.01 (830)
    К-т (КИФ) 3. 201.11 (610)

    Поступление сумм неустойки на лицевой счет администратора:

    Д-т (КДБ) 1. 210.02 (140)
    К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)

    Корреспонденции в бюджетном (автономном) учреждении.

    Удержание из сумм обеспечения исполнения контракта. Корреспонденции в бюджетном (автономном) учреждении
    Списание в бухгалтерском учете сумм неустойки со средств во временном распоряжении и отражение их как дохода:

    Д-т (г.КБК) 3. 304.01 (830)

    К-т (КИФ) 3. 201.11 (610)

    Д-т (КИФ) 2. 201.11. (510) / Д-т 17.01 (КОСГУ 140)

    К-т (КДБ) 2. 209.40. (560) либо (КДБ) 2. 205.41. (560)

    Основанием для операций являются документы, подтверждающие, что обеспечение остается у учреждения:

    • уведомление об уточнении операций клиента (ф. 0531852), направленное в ОФК
    • бухгалтерская справка (ф.0503833)

    Списание сумм неустойки

    Д-т (КДБ) Х. 401.10 (174)

    К-т (КДБ) Х. 209.40. (560) либо (КДБ) Х*. 205.41. (560)

    Где Х – источник финансового обеспечения в зависимости от типа учреждения (1 – казенное, 2 – бюджетное, автономное).

    Счет 401.10.174 «Выпадающие доходы» внесен в Инструкции по бухгалтерскому учету Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 №209н (вступил в силу 05.12.2016).

    Отражение показателей в отчетных формах

    Состав данных и перечень отчетных форм для отражения расчетов с контрагентом по неустойкам, в том числе о состоянии расчетов, суммах начисленных доходов и кассовом их исполнении приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Отражаемый показатель Отчетные формы
    бюджетные и автономные учреждения казенные учреждения
    Суммы задолженности на начало и конец периода и показатели ее изменения – увеличения/уменьшения (по счетам расчетов – 209.40 либо 205.41) «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» Графы 2-14 (за исключением граф 6 и 8)
    «Баланс…»
    Строки 580 либо 590, графы 5, 9 Строки 580 либо 590, графы 3, 6
    «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения»
    Строки 481, 482 графа 6 Строки 481, 482 графа 4
    Суммы начисленных доходов (по счету 401.10) «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения»
    Графа 6 строка 050 Графа 4 строка 050
    «Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года» «Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года»
    Графы: 5, 18, 13 Графы: 3, 4, 7
    Суммы поступивших доходов в кассу, на лицевые или расчетный счет учреждения (по соответствующим счетам учета) «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» «Отчет об исполнении бюджета … »
    Строка 010, графы 5, 6, 7 Строка 010, графы 5 (6)
    «Отчет о движении денежных средств»
    Строка 060 графа 4

    При корректном отражении операций в учете в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» перечисленные выше показатели в отчетных формах заполняются в автоматизированном режиме по одноименной команде «Заполнить».

    Бюджетному учреждению следует обратить особое внимание при осуществлении операций по исполнению плановых назначений по доходам без движения денежных средств. Примером является перечисление оплаты по контракту в сумме, уменьшенной на размер неустойки. В соответствии с требованиями Инструкции №33н в данном случае суммы доходов также необходимо отразить в разделе Доходы «Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)» в графе 8.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Автор: Наталия Субботина,
    методист проектов бюджетного направления компании «ГЭНДАЛЬФ»

    Как начислить пени по налогу на прибыль – по Дт 99.01.1 «Налог на прибыль и аналогичные платежи» или Дт 99.01.1 «Причитающиеся налоговые санкции»?

    Правильно ли начислять пени в Дт 99.01.1, если применяется ПБУ 18/02, может быть надо в Дт 99.02.3, как постоянные разницы?

    Организация самостоятельно устанавливает в учетной политике порядок отражения в учете сумм начисленных пеней (Письмо Минфина РФ от 28.12.2016 N 07-04-09/78875, п. 11 ПБУ 10/99).

    Ведомство рекомендует начислять штрафные санкции и пени по:

    • налогу на прибыль в Дт 99 — как финансовый результат;
    • остальные налоги и сборы в Дт 91.02 — как прочие расходы, но не учитываемые в НУ.

    • балансовым методом;
    • балансовым методом с отражением ПР и ВР.

    Пени по налогу на прибыль

    Организация (ОСНО) несвоевременно уплатила налог на прибыль в федеральный бюджет за 4 квартал. Обнаружив ошибку, самостоятельно рассчитала пени по налогу прибыль за 4 квартал 2020 и отразила их начисление в учете. Рассчитанная сумма пеней – 21 000 руб.

    Начисление пеней оформляется документом Операция в разделе Операции – Бухгалтерский учет – Операции, введенные вручную .

    Табличная часть заполняется проводкой:

    • Дебет – 99.01.1 «Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения»;
      • Субконто 1 – составляющие финансового результата Причитающиеся налоговые санкции.

    Аналитика Налог на прибыль и аналогичные платежи используется при начислении (доначислении) налога на прибыль или иных налогов, которые начисляются в Дт 99. Например, торговый сбор или налог при УСН. В нашем примере начисляются пени по налогу на прибыль, а не сам налог. Поэтому такая аналитика неприменима.

    • Кредит — 68.04.1 «Расчеты с бюджетом»;
      • Субконто 1 – вид платежа в бюджет Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно);
      • Субконто 2 – уровни бюджетов Федеральный бюджет.
    • Сумма – сумма пеней согласно расчету.
    • Сумма Дт НУ – графа заполняется автоматически при вводе данных в документ и ее надо очистить вручную: пени по налогу на прибыль не учитываются в налоговом учете.

    Пени по остальным налогам и взносам

    Организация (ОСНО, ПБУ 18/02) несвоевременно уплатила НДС за 4 квартал. Обнаружив ошибку, самостоятельно рассчитала пени по НДС за 4 квартал 2020 и отразила их начисление в учете. Сумма пеней согласно расчету – 10 000 руб.

    Начисление пеней по НДС отражается аналогичным образом через Операции – Бухгалтерский учет – Операции, введенные вручную .


    Для балансового метода Операция, введенная вручную будет иметь вид:


    Табличная часть заполняется проводкой:

    • Дебет – счет 91.02 «Прочие расходы»;
      • Субконто 1 – статья расходов Штрафы, пени, перечисляемые в бюджет:
      • Вид статьи — Прочие внереализационные доходы (расходы);
      • флажок Принимается к налоговому учету не ставится;
    • Кредит — 68.02 «Налог на добавленную стоимость»;
      • Субконто 1 – вид платежа в бюджет Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно);
    • Сумма – сумма пеней согласно расчету;
    • Сумма Дт ПР – сумма пеней согласно расчету. Пени – расходы, не принимаемые в НУ. Графа заполняется автоматически: в статье расходов Штрафы, пени, перечисляемые в бюджет снят флажок Принимается к налоговому учету .

    При определении налоговой базы не учитываются суммы штрафов и пеней по налогам и сборам (п. 2 ст. 270 НК РФ). Следовательно, в учете будут сформированы постоянные разницы (10 000 руб. х 20% = 2 000 руб.).

    Сумма постоянного налогового расхода (ПНР) будет начислена регламентной операцией Расчет отложенного налога по ПБУ 18 в Дт 99.02.3 «Постоянное налоговое обязательство (актив)» при выполнении процедуры Закрытие месяца через Операции – Закрытие периода .

    Для начисления налоговых санкций по налогу на прибыль счет 99.02.3 не применяется.

    Если Вы еще не подписаны:

    Активировать демо-доступ бесплатно →

    или

    Оформить подписку на Рубрикатор →

    После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

    Помогла статья?

    Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

    Похожие публикации

    1. Здравствуйте! подскажите если вопрос по перечислению НДФЛ, за выплату дивидентов и выплату % за предоставленный займ физлицам, которые не являются сотрудниками ООО и как это правильно отразить в ЗУП, чтобы правильно сформировались отчеты по 6-НДФЛ и 2-НДФЛЗдравствуйте! подскажите если вопрос по перечислению НДФЛ, за выплату дивидентов.
    2. Добрый день! Начисляю сотруднику компенсацию за аренду квартиры. Создала новое начисление «Компенсация за аренду квартиры». Создаю документ «разовое начисление» в графе «начисление» не вижу «Компенсацию за аренду..» Если можно опишите пошагово начисление компенсации за аренду квартиры сотруднику компании.Добрый день! Начисляю сотруднику компенсацию за аренду квартиры. Создала новое.
    3. Расчет и уплата пеней по налогу на прибыльИсчисление пеней по налогу на прибыль имеет ряд особенностей, связанных.
    4. Декларация по налогу на прибыль и ОФР расходятся на сумму пеней по прибылиДобрый день. У меня в стр. 2460 ОФР отразились начисленные.

    Карточка публикации

    (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Вы можете задать еще вопросов

    Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
    Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

    Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
    регламентом БухЭксперт8.ру >>

    Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

    [06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

    [27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

    Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

    Как всегда порадовало общение с понимающим проблемы бухгалтеров человеком. Спасибо!

    Понятие «пени» – денежные средства, взыскиваемые за каждый календарный день просрочки, исходя из величины обязательства. Основанием для начисления является нарушение срока выплаты. Нас интересуют пени по налогам и бухгалтерские проводки, которые необходимо при этом сделать.

    Погашение штрафов по срокам является обязательным, так же, как и суммы долга и процентов. Выплачиваются либо одновременно с налогом, либо после. При уклонении от уплаты они взыскиваются в судебном порядке.

    Начисление сумм пеней

    ИФНС самостоятельно производят их расчет, организациям нет нужды тратить свое время на определение величины. Но необходимо знать, за что вам выписали наказание, каким образом посчитали и какими бухгалтерскими проводками они оформляются. Таким образом, отслеживается правильность выставленного требования и определяются дополнительные траты, если пропущен период выплаты. Также возможно выставление штрафов по налогам. Об этом мы поговорим ниже.

    Как было отмечено, пени начисляются на каждый день нарушения срока. Соответственно, чем дольше не погашается основной долг, тем больший штраф вам выставят.

    Сумма неустойки = ключевая ставка ЦБ/300 х долг х количество дней просрочки

    Ключевая ставка устанавливается ЦБ РФ и меняется в зависимости от финансово-экономической ситуации в стране. Нас интересует действующая на момент просрочки. Сегодня установленный уровень равняется 8,5%.

    Существует два варианта окончания начисления:

    • Неустойку не выставляют за день погашения основного долга. К примеру, вы обязаны выплатить задолженность 15 числа, а сделали это только 18. Таким образом, пени рассчитают за два дня: 16 и 17. Это вариант Министерства финансов, который оно озвучивает в своем письме от 5 июля 2016 года.
    • Неустойка начисляется и выплачивается за день, в который сумма обязательств была погашена. Это говорят налоговые органы в своих разъяснениях от 28 декабря 2009 года.

    Давайте разберем расчет пени по налогам на примере.

    Компания «Ромашки» должна уплатить аванс по упрощенной системе налогообложения за 3 квартал 2017 г. до 25.10.2017 года в сумме 30 000 рублей. Но сделала это только 2 ноября. Итого: 7 дней просрочки, на восьмой обязательство было погашено. Мы знаем, что с 18.09 размер ключевой ставки составляет 8,5%, и можем рассчитать два варианта:

    1. 8,5%/300 х 30 000 х 7 = 59,5 рубля.
    2. 8,5%/300 х 30 000 х 8 = 68 рублей.

    Для расчета существуют калькуляторы, таким образом нет необходимости делать это вручную.

    Можно ли оформить пени в бухгалтерских проводках в качестве расходов? Ведь организация, выплачивая неустойку, несет затраты. Учитывая Правила Бухгалтерского Учета 10/99, они считаются прочими расходами и указываются либо по дебету счета 99 «Прибыли и убытки», либо счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту 68 и 69 счетов. Нормативные акты четко не определяют необходимый дебетовый счет. Решение принимается предприятием самостоятельно и фиксируется в учетной политике. В налоговом учете эти суммы не должны уменьшать налогооблагаемую прибыль предприятия.

    Изменения в выставлении неустойки ООО, произошедшие с 1 октября

    С целью уменьшения срока невыплаты с 01.10.2017 года для Обществ с ограниченной ответственностью неустойка за длительную просрочку возросла. Если компания не выплачивает налог свыше 30 дней после окончательного дедлайна, то на 31-й день пени по налогу становятся в 2 раза больше. Т.е. новое правило расчета действует только на срок долга свыше 30 дней, возникший после 01.10.2017г. Для ИП требования остаются прежними.

    Запишем формулу для расчета, начиная с 31 дня:

    Сумма штрафа = 8,5%/150 х долг х количество дней просрочки свыше 30

    Посмотрим на примере.

    Компания «Веселый ботинок» не уплатила налог по УСН за 9 месяцев в установленное время. На рассматриваемый период уже 47 дней за ней числится долг в 25 000 рублей. Рассчитаем пени.

    За 30 дней = 8,5%/300 х 25 000 х 30 = 212,5 руб.

    За 31 - 47 дни = 8,5%/150 х 25 000 х 17 = 240,83 руб.

    Всего за 47 дней ООО «Веселый ботинок» выплатит 453,33 рубля.

    Срок уплаты неустойки

    Предприятия выплачивают штраф по собственной инициативе или же по требованию государственных органов. Если выплату начисленных пеней по налогу затребовала ИФНС, то ее необходимо осуществить в течение 8 дней от получения требования, если не установлено иное. При пропуске дедлайна на вашем счету будет заблокирован эквивалент задолженности.

    Но не следует дожидаться запроса и стоит уплатить пени добровольно, рассчитав сумму самостоятельно по вышеприведенным формулам или выяснив размер из сверки с налоговой.

    Компания «Азбука учета» поможет вам в процессе оплаты пеней. Мы оформим документы по запросу налоговых органов, отправим заявку на сверку, подготовим справку о расчетах с бюджетом. Лучше всего обратиться к нам заранее. Широкий спектр наших услуг позволит избежать нарушений и уложиться в отведенный срок.

    Привлечение к ответственности в виде штрафов

    Штраф начисляется плюсом к пеням. Но основания для выставления штрафных санкций иные. Государство не штрафует за нарушение срока уплаты. Штрафы по налогам назначают за неверно посчитанную сумму обязательств (неумышленно или преднамеренно заниженную).

    Таким образом, если вы отдадите верную сумму обязательства, но позже установленного срока – заплатите только пени. А если сумма налога в документах окажется ниже и будет погашена в этом размере - заплатите недоимку, пени и штраф.

    Штраф имеет фиксированный уровень, и не зависит от количества дней просрочки. Он составляет:

    • 20% от суммы долга, если она была занижена неумышленно;
    • 40% - если преднамеренно.

    Штрафы по налогам в бухгалтерских проводках так же, как и неустойки, отражаются по дебету сч. 99 и кредиту сч. 68 или 69. Для более детальной картины открывают субсчета к сч. 68 по признаку вида налога. Такие бухгалтерские проводки помогают проследить, по каким налогам штрафы уже погашены.

    Возможные бухгалтерские проводки:

    Дебет 99 Кредит 68 — начисление штрафа по налогу.

    Дебет 68 Кредит 51 — перечисление в ФНС суммы штрафа.

    Дебет 99 Кредит 69 — начисление штрафа по страховым взносам.

    Подведем итоги

    За не неуплату налогов и взносов в срок организациям будут начислены пени на налог, исходя из ставки ЦБ, суммы обязательств и количества дней просрочки. Для ИП неустойка составляет приблизительно 10% годовых, а для ООО - 20%.

    С 01.10.2017 года, начиная с 31 дня просрочки ООО заплатят двойной уровень неустойки.

    Помимо пеней, может быть начислен штраф по налогам, если сумма обязательств неверно рассчитана и занижена.

    Читайте также: