Бизнес функция налогового автомата пп цун аис налог 3 исполняется

Опубликовано: 02.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-18/410@ "О вводе в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции подсистемы комплексного управления и администрирования долга (технологический процесс 103.06.27.00.0010 "Комплексное управление и администрирование долга")"

В целях обеспечения автоматизации прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции подсистемы комплексного управления и администрирования долга (технологический процесс 103.06.27.00.0010 "Комплексное управление и администрирование долга"), реализации функций, возложенных на Федеральную налоговую службу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, с учетом решений подкомиссии ФНС России по приемке работ, выполненных в соответствии с пунктами 2.2.3, 2.2.5 Государственного контракта от 17.05.2019 N 5-6-02/50 (протоколы работы подкомиссии от 09.10.2019 N 2.2.3-Р50/4-2019, от 13.12.2019 N 2.2.5-Р50/4-2019), пунктами 2.10.1.6, 2.10.1.9, 2.10.1.10 Государственного контракта от 27.07.2020 N 5-6-02/103 (протоколы работы подкомиссии от 15.10.2020 N 2.10.1.6-Р103/4-2020, от 24.12.2020 N 2.10.1.9-Р103/4-2020, от 15.10.2020 N 2.10.1.10-Р103/4-2020), а также с учетом результатов опытной эксплуатации, проведенной в соответствии с пунктами 2.2.4, 2.2.6 Государственного контракта от 17.05.2019 N 5-6-02/50, пунктами 2.10.2.6, 2.10.2.9, 2.10.2.10 Государственного контракта от 27.07.2020 N 5-6-02/103, а также приказом ФНС России от 07.07.2020 N ЕД-7-8/429 и письмами ФНС России от 16.12.2019 N КЧ-4-18/25846@, от 20.07.2020 N КЧ-4-8/11687@, от 19.10.2020 N БВ-4-18/17053@, от 01.03.2021 N 18-8-03/0022@, приказываю:

1. Ввести в промышленную эксплуатацию прикладное программное обеспечение АИС "Налог-3", реализующее функции подсистемы комплексного управления и администрирования долга (технологический процесс 103.06.27.00.0010 "Комплексное управление и администрирование долга") (далее - программное обеспечение), в составе компонентов АИС "Налог-3" согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить План мероприятий по вводу прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции подсистемы комплексного управления и администрирования долга (технологический процесс 103.06.27.00.0010 "Комплексное управление и администрирование долга") (далее - План мероприятий), согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Управлению обеспечения процедур банкротства (В.Ю. Солдатенков), Управлению по работе с задолженностью (Н.В. Шалыгина) обеспечить:

3.1. Эффективное внедрение в промышленную эксплуатацию программного обеспечения.

3.2. Методологическое сопровождение программного обеспечения при выполнении функций налогового администрирования в ходе промышленной эксплуатации.

4. Управлению информационных технологий (В.П. Кулешов) организовать и обеспечить сопровождение программного обеспечения в ходе промышленной эксплуатации.

5. Управлению обеспечения процедур банкротства (В.Ю. Солдатенков), Управлению по работе с задолженностью (Н.В. Шалыгина), Управлению информационных технологий (В.П. Кулешов), Управлению информационной безопасности (А.Н. Соловьев), Управлению модернизации налоговых органов (П.Ф. Лабазнов), ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (г. Москва) (Р.В. Филимошин), Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (В.А. Суховецкий), Межрегиональной инспекции ФНС России по управлению долгом (С.И. Токарев) обеспечить исполнение Плана мероприятий.

6. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, начальнику Межрегиональной инспекции ФНС России по управлению долгом С.И. Токареву:

6.1. Довести настоящий приказ до нижестоящих территориальных органов ФНС России.

6.2. Обеспечить выполнение функций налогового администрирования в ходе промышленной эксплуатации программного обеспечения в соответствии с:

регламентами, размещаемыми на Интранет-портале ФНС России;

инструкциями на рабочие места, размещёнными в Глоссарии ФНС России;

эксплуатационной документацией, размещаемой в Фонде алгоритмов и программ ФНС России и на сайтах технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России и исполнителя государственного контракта на сопровождение прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3".

7. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (г. Москва) (Р.В. Филимошин):

7.1. Довести настоящий приказ до филиалов ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России и обеспечить его исполнение.

7.2. Обеспечить в ходе промышленной эксплуатации программного обеспечения выполнение работ по организационно-техническому и информационному обеспечению деятельности ФНС России и ее территориальных органов, определенных Уставом.

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации автоматизированных информационных систем Федеральной налоговой службы, включая информационно-вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, средства информационной безопасности, - в части пунктов 1, 4, 7, на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, осуществляющего координацию и контроль деятельности Управления обеспечения процедур банкротства, Управления по работе с задолженностью - в части пунктов 2, 3, 5, 6 настоящего приказа.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В. Егоров

Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-18/410@

Состав компонент АИС "Налог-3"

N
п/п
Технологический процесс Компоненты АИС "Налог-3"
1 103.06.27.00.0010 "Комплексное управление и администрирование долга" Прикладная подсистема комплексного управления и администрирования долгом (ПП "СКУАД"): 1. Оценочная карта лица в части: 1.1. Реестра контролирующих лиц Отображение сводной информации по связям НП с КДЛ НП по всем автоматически выявленным в рамках расчета маркеров фактам - Реализация ручного создания фактов связи НП с КДЛ НП: создание, редактирование, удаление - Интеграция всех разделов Оценочной карты лица с реестром КДЛ: - Пользовательское задание по субсидиарной ответственности - Граф связей - Оценочная карта 1.2. Графа связей Связи: - Корпоративные связи: - Руководитель: директор, главный бухгалтер, руководитель ликвидирующей компании, ликвидатор, представитель упр. компании - Участник - Арбитражный управляющий - Адрес юридического лица - Адрес электронной почты - Связи по собственности - Земельный участок - Недвижимое имущество - Доля в уставном капитале - Товарно-контрактные связи: - Контрагенты по АБД (дебит) - Контрагенты по АБД (кредит) - Личные связи - Адрес физического лица - Реестр КДЛ - Связь с КДЛ - Пользовательские связи - Функции: - Построение графа связей по юридическим и физическим лицам - Пользовательские связи: добавление, редактирование, удаление, акцептование пользовательских связей - Отображение признаков НП в виде соответствующих пиктограмм - КДЛ - Банкрот - Кандидат в банкроты - Ликвидация - Реорганизация - Без имущества - Наличие зарегистрированного имущества - Пользовательские шаблоны графов: создание, редактирование, удаление, установка шаблона по умолчанию - Модальное окно с информацией по узлу графа - Модальное окно с информацией по связям между узлами графов - Дополнительные настройки для работы с графом связи: скрытие узлов графов, фильтрация, связь с выбранным НП, фильтрация - Экспорт изображения графа - Реализация экспорта графа связи (формализованная справка по НП) - Вывод информации всех связей КДЛ из реестра КДЛ на граф связей - Создание, редактирование и удаление связи КДЛ из графа связей 1.3. Распределения пользовательских заданий 2. Личный кабинет Аналитика 2.1. Оценочная карта - Построение Оценочной карты по юридическим и физическим лицам - Вкладка "Задачи" - Список сработавших у НП пользовательских заданий по привлечению к субсидиарной ответственности - Возможность перехода в карточку сработавшего пользовательского задания по привлечению к субсидиарной ответственности - Вкладка "Активы": - Денежные средства - Недвижимость - Земельные участки - Транспортные средства - Дебиторская задолженность - Доля участия в юридических лицах - Контролирующие должника лица - Вкладка "Работа с активами": - Отображение детализированной информации по активам НП - Создание пользовательского задания по субсидиарной ответственности 3. Личный кабинет Руководителя 3.1. Раздел "Задачи" - Пользовательские задания: - ПЗ по субсидиарной ответственности - Функции: - Автоматический запуск пользовательских заданий на основе расчета маркеров - Отображение списка пользовательских заданий в Личном кабинете Руководителя - Карточка пользовательского задания: просмотр, редактирование (в зависимости от роли пользователя) - Назначение исполнителя - Процесс акцептования пользовательского задания Инспектором, в том числе промежуточное акцептование. - Процесс утверждение пользовательских заданий, созданных вручную 3.2. Раздел "Инспекторы" a. Автоматическое распределение пользовательских заданий между инспекторами с учетом загруженности и приоритезации инспектора b. Реализация просмотра информации по загруженности инспекторов c. Реализация возможности настройки параметров инспекторов для приоритетов распределения задач 3.3. Раздел "Акцептование связей" - Акцептование руководителем связей реестра КДЛ: создание, редактирование, удаление - Акцептование руководителем пользовательских связей графа связей: создание, редактирование, удаление 4. Личный кабинет Инспектора 4.1. Пользовательские задания: - ПЗ по субсидиарной ответственности 4.2. Функции: - Отображение списка пользовательских заданий в Личном кабинете Инспектора - Информация по общему количеству назначенных ПЗ на Инспектора, количество просроченных - Карточка пользовательского задания: просмотр, редактирование (в зависимости от роли пользователя) - Процесс акцептования пользовательского задания Инспектором - автоматическое заполнение шаблона документа на основании данных сформированного ПЗ - работа с документом из карточки пользовательского задания (редактирование, сохранение, экспорт) - Акцептование связей: - Отображение списка связей, с которыми работал Инспектор 5. Карта рисков - Реализация сводной информации по рискам как в отношении налогоплательщика, так и в отношении налогового органа в нескольких разрезах: в разрезе рисков, в разрезе налогоплательщиков, в разрезе маркеров и в разрезе налоговых органов - риски по субсидиарной ответственности - Реализация детализированной информации по всем рискам как в отношении налогоплательщика, так и в отношении налогового органа в нескольких разрезах: в разрезе рисков, в разрезе налогоплательщиков, в разрезе маркеров и в разрезе налоговых органов - риски по субсидиарной ответственности

УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-18/410@

План мероприятий по вводу в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции подсистемы комплексного управления и администрирования долга (технологический процесс 103.06.27.00.0010 "Комплексное управление и администрирование долга")

N
п/п
Мероприятие Ответственный исполнитель Срок исполнения (в рабочих днях)
1. Установка версии программного обеспечения на контуре промышленной эксплуатации АИС "Налог-3" и направление информации об этом в Управление обеспечения процедур банкротства, Управление по работе с задолженностью, Управление модернизации налоговых органов и Управление информационных технологий ФКУ "Налог-Сервис", Исполнитель ГК, Управление информационных технологий В соответствии с утвержденным графиком установки версии на контур промышленной эксплуатации АИС "Налог-3", но не позднее 20.04.2021
2. Направление письма о промышленной эксплуатации прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функционирование технологического процесса 103.06.27.00.0010 "Комплексное управление и администрирование долга" (ПП СКУАД) в адрес территориальных налоговых органов, ФКУ "Налог-Сервис" и структурных подразделений ЦА ФНС России. Управление обеспечения процедур банкротства, Управление по работе с задолженностью 10 дней с даты исполнения пункта 1 настоящего плана
3. Подготовка сайтов технической поддержки для размещения обращений в случае возникновения вопросов, замечаний или ошибок ПО, возникающих в ходе промышленной эксплуатации ПО (раздел "Промышленная эксплуатация ФБ3"/СКУАД), ТП 103.06.27.00.0010, обеспечение доступа к сайтам технической поддержки Пользователям ПО, Управлению обеспечения процедур банкротства, Управлению по работе с задолженностью, Управлению информационных технологий, Управлению модернизации налоговых органов ФКУ "Налог-Сервис", Исполнитель ГК 4 дня с даты утверждения настоящего плана
4. Направление в МИ ФНС России по ЦОД заявок на создание (изменение) шаблонов доступа для контура промышленной эксплуатации АИС "Налог-3" (копия в Управление модернизации налоговых органов, Управление информационных технологий, Управление информационной безопасности) Управление обеспечения процедур банкротства, Управление по работе с задолженностью, Управление информационной безопасности 2 дня с даты утверждения настоящего плана
5. Организация внесения изменений в части прав доступа в инструкции на рабочие места, размещённые в Глоссарии ФНС России (http://wiki.tax.nalog.ru) в соответствии с пунктами 3.1.4-3.1.11 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 13.01.2021 N ЕД-7-12/8@. Управление обеспечения процедур банкротства, Управление по работе с задолженностью 3 дня с даты утверждения настоящего плана
6. Создание на контуре промышленной эксплуатации АИС "Налог-3" шаблонов доступа (внесение изменений) и направление информации об этом в Управление обеспечения процедур банкротства, Управление по работе с задолженность, ФКУ "Налог-Сервис", Управление информационных технологий, Управление информационной безопасности, Участникам ПЭ МИ ФНС России по ЦОД 1 день с даты исполнения пункта 4 настоящего плана
7. Организация предоставления прав доступа на контуре промышленной эксплуатации АИС "Налог-3" в установленном порядке Управление информационной безопасности, Управление обеспечения процедур банкротства, Управление по работе с задолженностью, Участники ПЭ 3 дня с даты исполнения пункта 6 настоящего плана
8. Начало промышленной эксплуатации Управление обеспечения процедур банкротства, Управление по работе с задолженностью, Участники ПЭ, ФКУ "Налог-Сервис" В соответствии со сроком начала промышленной эксплуатации, указанным в письме Управления обеспечения процедур банкротства и Управления по работе с задолженностью (пункт 2 настоящего плана)
9. Направление в Управление обеспечения процедур банкротства, Управление по работе с задолженностью, МИ ФНС России по управлению долгом и Управление модернизации налоговых органов информации о ходе промышленной эксплуатации ПО (при наличии проблем в ходе промышленной эксплуатации ПО с приложением перечня обращений, размещенных на сайте технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис") Управление ФНС России по Чувашской Республике, Управление ФНС России по Волгоградской области Управление ФНС России по Санкт-Петербургу 3 недели с даты начала промышленной эксплуатации ПО в соответствии с пунктом 8 настоящего плана

АИС "Налог-3" - Единая информационная система ФНС России, обеспечивающая автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506;

Исполнитель ГК - исполнитель государственного контракта на сопровождение прикладного программного обеспечения ФНС России (АИС "Налог-3");

МИ по КН - Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам Федеральной налоговой службы.

ПО - прикладное программное обеспечение АИС "Налог-3", реализующего функции подсистемы комплексного управления и администрирования долга, 103.06.27.00.0010 "Комплексное управление и администрирование долга";

Пользователи ПО - управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, инспекции

ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня;

ПЭ - Промышленная эксплуатация;

УФНС России по субъектам Российской Федерации - управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации;

Участники ПЭ - УФНС России по субъектам Российской Федерации, МИ по КН, МИ ФНС России по ЦОД N 3.

ФКУ "Налог-Сервис" - Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" Федеральной налоговой службы (г. Москва).

Обзор документа

Прикладное программное обеспечение АИС "Налог-3" по комплексному управлению и администрированию долга (ПП "СКУАД") введено в промышленную эксплуатацию.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 22 марта 2016 г. N ММВ-7-6/153@

В ПРОМЫШЛЕННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПОДСИСТЕМЫ "ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ"

АИС "НАЛОГ-3" В ЧАСТИ ОБРАБОТКИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ - ИНДИВИДУАЛЬНЫМ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ, НОТАРИУСОМ, ЗАНИМАЮЩИМСЯ ЧАСТНОЙ

ПРАКТИКОЙ, АДВОКАТОМ, УЧРЕДИВШИМ АДВОКАТСКИЙ КАБИНЕТ,

ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ, НАЛОГОВОМУ ОРГАНУ АДРЕСА

ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОЧТЕ ДОКУМЕНТОВ ПО ФОРМЕ N 1А

В целях обеспечения учета предоставленных в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, налоговым органам содержащихся в заявлении по форме N 1А адресов для направления по почте документов, в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, с учетом решений подкомиссии ФНС России по приемке работ, выполненных в соответствии с государственным контрактом от 10.08.2015 N 5-7-02/117 (протокол подкомиссии от 29.09.2015 N 9-Р/3-2015), приказываю:

1. Ввести в промышленную эксплуатацию программное обеспечение подсистемы "Централизованный учет налогоплательщиков" АИС "Налог-3" в части обработки сведений из Заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов по форме N 1А (технологический процесс 103.01.07.00.0010) в составе функционального блока N 3 АИС "Налог-3" (далее - ПО).

2. Утвердить Порядок приема от налогоплательщика - физического лица и обработки заявления по форме N 1А, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@, с использованием АИС "Налог-3" (далее - Порядок) согласно приложению к настоящему приказу.

3. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) организовать в установленном порядке сопровождение в процессе промышленной эксплуатации ПО в составе подсистемы "Централизованный учет налогоплательщиков".

4. Управлению регистрации и учета налогоплательщиков (В.Г. Колесников) обеспечить методологическое сопровождение ПО.

5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации:

5.1. Довести настоящий приказ до подведомственных налоговых органов.

5.2. Обеспечить применение Порядка в практической работе.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы в части пунктов 3 и 5.1 настоящего приказа, и на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего вопросы государственной регистрации и учета юридических и физических лиц, а также иностранных организаций и граждан, - в части пунктов 4 и 5.2 настоящего приказа.

приказом ФНС России

от "__" _________ 2016 г. N ________

ПРИЕМА ОТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА - ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА И ОБРАБОТКИ

ЗАЯВЛЕНИЯ ПО ФОРМЕ N 1А, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ ФНС РОССИИ

ОТ 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

Настоящий порядок определяет последовательность действий налоговых органов по приему от налогоплательщика - физического лица и обработке Заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов по форме N 1А, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2014 г., регистрационный номер 32949) (далее - Заявление), с использованием АИС "Налог-3".

Действия должностных лиц налоговых органов при осуществлении приема от налогоплательщика - физического лица и обработки Заявления с использованием АИС "Налог-3".

1. При обращении налогоплательщика - физического лица (его уполномоченного представителя) в любой налоговый орган, обслуживающий физических лиц, должностное лицо проверяет:

а) у налогоплательщика - физического лица, представившего Заявление непосредственно, документ, удостоверяющий личность этого физического лица (у уполномоченного представителя - документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий соответствующие полномочия);

б) соответствие Заявления установленной форме;

в) правильность заполнения Заявления согласно предъявленным документам:

документу, удостоверяющему личность (для ребенка до 14 лет - свидетельству о рождении), и документу, подтверждающему регистрацию по месту жительства (пребывания) (если представленный документ, удостоверяющий личность, не содержит сведений о регистрации);

г) правильность заполнения Заявления согласно разъяснениям, приведенным в сносках к Заявлению.

2. В случае выполнения требований, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, должностное лицо принимает Заявление.

При обнаружении ошибок в заполнении Заявления должностное лицо информирует заявителя о выявленных недостатках, а также выдает заявителю чистый бланк Заявления и предлагает заявителю корректно заполнить и передать новое Заявление.

Если налогоплательщик - физическое лицо обратился с двумя экземплярами Заявления, должностное лицо по просьбе заявителя на втором экземпляре Заявления проставляет отметку о его приеме и прилагаемых к нему копий документов (при наличии) с указанием своей фамилии и инициалов, даты приема с оттиском штампа "Принято".

4. Сведения из Заявления не позднее трех рабочих дней после дня его регистрации вносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН) должностным лицом налогового органа согласно порядку, приведенному в руководстве пользователя, описывающем функции налогового администрирования "Учет физических лиц. Учет индивидуальных предпринимателей. Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)".

4.1. Зарегистрированные Заявления поступают в ПП ЦУН для дальнейшего ввода и отражаются в режиме "Налоговое администрирование\Централизованный учет налогоплательщиков\18. Действия к выполнению\1.02. Ввод документов ФЛ".

Для перехода на форму ввода Заявления необходимо запустить интерактивное задание с помощью кнопки работы с интерактивными заданиями "Запустить задание".

До внесения сведений Заявления в ЕГРН (до завершения ввода либо после завершения ввода, но до внесения в ЕГРН) документ (Заявление) может быть признан "ошибочно зарегистрированным" по решению инспектора (в случае обнаружения ошибочных действий). Для этого предназначен режим "Признать документ ошибочно зарегистрированным".

4.2. После завершения ввода сведений из Заявления происходит стандартная поэтапная процедура обработки документа в ЦУН с участием налогового автомата и интерактивных форм взаимодействия с пользователем АИС "Налог-3".

Для отслеживания этапов обработки документа предназначен режим "Этапы обработки документа/сообщения" в ветке "Налоговое администрирование\Централизованный учет налогоплательщиков\07. Учет физических лиц\1.01. Журнал поступивших документов".

4.3. Если на этапе идентификации в ЕГРН физическое лицо не найдено или найдено несколько лиц (неуспешная идентификация) или выявлены неактуальные данные о ФИО, месте жительства, реквизитах паспорта, осуществляется проведение уточняющих мероприятий (ручная идентификация).

При этом проводится работа по уточнению сведений ЕГРН в отношении данного физического лица, в том числе проверка на множественность ИНН.

Работа налоговых органов в случае наличия в информационном ресурсе ЕГРН у физического лица более одного ИНН регламентируется Методическими указаниями по работе налоговых органов с множественными ИНН физических лиц, а также процедуре снятия с учета физического лица в налоговом органе по причине ошибочной постановки на учет, направленными письмом ФНС России от 20.09.2012 N ПА-5-6/1101дсп@ .

Корректировка данных ПП ЦУН осуществляется сотрудниками Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России на основании заявки, написанной на сайт технической поддержки ФГУП ГНИВЦ ФНС России, в соответствии с Регламентом технической корректировки (до особого указания ФНС России).

Работа налоговых органов в случае наличия в информационном ресурсе ЕГРН у физического лица неактуальных данных о ФИО, месте жительства, реквизитах паспорта осуществляется в соответствии с письмом ФНС России от 10.04.2013 N ПА-4-6/6477@.

В частности, налоговый орган должен провести работу по актуализации содержащихся в ЕГРН сведений о заявителе в общеустановленном порядке:

проверить поступление из органов, осуществляющих регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, установленных пунктами 3 и 8 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сведений;

проверить внесение изменений в ЕГРН согласно полученным сведениям;

Порядок направления запросов в условиях работы АИС "Налог-3" разъяснен письмом Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России от 14.10.2015 N 14-4-07/0792@.

актуализировать сведения ЕГРН в отношении физического лица на основании полученной на запрос информации.

4.4. После завершения идентификации сведения из Заявления автоматически вносятся в ЕГРН и доступны для просмотра в режиме "Налоговое администрирование\Централизованный учет налогоплательщиков\02. ЕГРН - физические лица\1.32. Сведения заявлений о предоставлении ФЛ адреса для направления документов по почте".

В указанном режиме отражается информация обо всех внесенных в ЕГРН (ЦУН) Заявлениях, как о введенных в АИС "Налог-3", так и о сконвертированных из АИС ФЦОД Заявлениях.

5. В случае отсутствия возможности ввести сведения Заявления в ЕГРН налогоплательщик - физическое лицо информируется о данном факте в письменной форме.

6. В случае выявления некорректно внесенных сведений из Заявлений в ЕГРН возможно их исправление (аннулирование) (режим "Сформировать Решение об аннулировании заявления" в ветке "Налоговое администрирование\Централизованный учет налогоплательщиков\02. ЕГРН - физические лица\1.32. Сведения заявлений о предоставлении ФЛ адреса для направления документов по почте").

Для исправления Заявления его необходимо аннулировать и ввести новое с исправленными данными.

Аннулированным может быть только последнее поступившее Заявление.

Аннулированные Заявления отражаются в ветке "1.32. Сведения заявлений о предоставлении ФЛ адреса для направления документов по почте" с индикаторной колонкой "А" красного цвета.

7. Если Заявление было подано в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, то по завершении обработки оно передается на хранение в учетное дело, если Заявление было подано в налоговый орган, в котором налогоплательщик на учете не состоит, то Заявление передается на хранение по отдельной номенклатуре дел, если иное не регламентировано организационно-распорядительными документами ФНС России.

Я вам уже рассказывал про «План деятельности ФНС России на 2021 год». И я рассказывал о том, какие цифровые системы и платформы налоговики введут в этом году, чтобы всех нас поставить под контроль. И в комментариях меня спросили: «Туров, откуда у тебя информация про АИС «Налог-3»? Это же, типа, секретная информация». На самом деле, эта информация не секретная, и сегодня я расскажу вам об этой системе.

Когда появилась АИС «Налог-3»

Итак, еще 4 года назад Мишустин Михаил Владимирович, нынешний премьер-министр, издал Приказ ФНС России от 14.03.2016 №ММВ-7-12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС „Налог-3“)».

Еще в 2016 году налоговики выпустили, скажем так, «центральный блок» этой АИС «Налог-3». А сейчас к этому «центральному блоку» они подмонтируют дополнительные платформы и информационные системы, чтобы все это работало качественнее.

Что нужно знать про АИС «Налог-3»

«АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее — Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям».

Для чего создана «АИС Налог-3»

«АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

а) обеспечение „открытости“ налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов».

Понимаете, когда я весь прошлый год твердил, что на вас ведется досье, кто-то мог бы там повертеть у виска и сказать, что я вас просто запугиваю и т.д. Я всего-навсего это прочитал в официальных правительственных документах. Это не я придумал! Просто напомню, что по каждому конкретному налогоплательщику собирается информация. В том числе в это досье собираются сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов.

«Пользователями информации и сведений АИС «Налог-3» также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее — внешние пользователи)».

То есть у вас есть небольшое право доступа. Потому что в АИС «Налог-3» есть открытая часть информации. А есть еще так называемая «информация ограниченного доступа». Что в ней про вас написано вы, конечно же, никогда не узнаете.

Все государевы органы могут получать информацию из АИС «Налог-3». Другое дело, что доступ к ним прослеживается. Видно, кто куда заходил, кто что копировал. По этому документу должна быть обеспечена защита информации.

Мы сейчас не говорим о том, что информация из АИС «Налог-3» должна утечь на Митинский рынок и продаваться в даркнете. Мы исходим из того, что государственные органы — честные люди, и когда они получают эту информацию о вас, они ее не разглашают и не будут использовать против нас для организации рейдерских захватов и иных неправомерных действий.

Но вот что интересно, «открытость для интеграции АИС «Налог-3» с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия».

Вывод

Когда заработают те платформы, о которых я говорил, они будут подстыкованы все к АИС «Налог-3». На самом деле, мы получим Большого Брата. Реального Большого Брата, которого можно будет использовать как во вред гражданам нашей страны, так и во благо. Я очень надеюсь, что этот Большой Брат будет использоваться во благо.

Напишите в комментариях, понравилась вам АИС «Налог-3» или нет? Жду ваших комментариев. А также жду вас на моих семинарах.

от 14 марта 2016 года N ММВ-7-12/134@

В целях систематизации основных подходов к созданию, развитию, сопровождению и использованию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") (далее - Положение) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, генеральным директорам организаций, подведомственных ФНС России, в дальнейшем руководствоваться требованиями Положения.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от "__" _______ 2016 года N _______

Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет назначение и задачи автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - АИС "Налог-3"), структуру и основные функции АИС "Налог-3", пользователей АИС "Налог-3", порядок обеспечения доступа к АИС "Налог-3", правовой статус программно-технических средств АИС "Налог-3", правила информационного взаимодействия АИС "Налог-3" с иными информационными системами.

II. Назначение и задачи АИС "Налог-3"

2. АИС "Налог-3" представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее - Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

3. АИС "Налог-3" создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач, определенных в Положении о ФНС России.

4. АИС "Налог-3" направлена на решение следующих задач:

а) обеспечение "открытости" налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику ("досье" налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов.

К дополнительным задачам относятся:

а) снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;

б) снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;

в) снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;

г) переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;

д) обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

III. Пользователи АИС "Налог-3"

5. Пользователями информационных ресурсов АИС "Налог-3" являются:

а) центральный аппарат ФНС России, территориальные налоговые органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее - налоговые органы);

б) организации, подведомственные ФНС России.

Пользователями информации и сведений АИС "Налог-3" также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее - внешние пользователи).

IV. Основные принципы построения и функции АИС "Налог-3"

6. Основными принципами построения АИС "Налог-3" являются:

а) систематизация сбора, хранения и использования информации при выполнении налоговыми органами полномочий, возложенных на ФНС России;

б) предоставление информации внешним пользователям, а также исключение повторных запросов информации, содержащейся в АИС "Налог-3", у источника информации;

в) актуальность и достоверность информации, содержащейся в АИС "Налог-3";

г) адаптируемость состава информации, содержащейся в АИС "Налог-3", к изменяющимся требованиям пользователей и законодательства;

д) открытость для интеграции АИС "Налог-3" с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия;

е) единство используемых в АИС "Налог-3" терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей и регламентной отчетности;

ж) единство стандартов, технологий, форматов всех элементов АИС "Налог-3";

з) исполнение требований обеспечения информационной безопасности;

и) открытость и доступность информации, содержащейся в АИС "Налог-3", за исключением информации ограниченного доступа.

7. АИС "Налог-3" обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС России по выполняемым функциям, определяемым Положением о ФНС России, и представлена компонентами, выполняющими функции по:

а) сбору, систематизации, обработке, хранению данных и предоставлению информации, содержащейся в АИС "Налог-3", осуществлению форматно-логического контроля данных, выявлению несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведению гармонизации информации, содержащейся в АИС "Налог-3", а также для обеспечения интеграции с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции с которыми определяется функциональными требованиями;

б) внешнему взаимодействию с налогоплательщиками физическими и юридическими лицами (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями);

в) централизованному ведению и предоставлению доступа к реестрам, справочникам и классификаторам, используемым в АИС "Налог-3", и формированию данных, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы, и принятия управленческих решений;

г) сопоставлению и анализу информации, содержащейся в АИС "Налог-3", а также обеспечению информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, в том числе с использованием средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов;

д) обеспечению свободного доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления в части полномочий, возложенных на ФНС России, посредством портала (сайта) ФНС России, являющегося публичным информационным ресурсом.

V. Компонентный состав АИС "Налог-3"

8. К основным компонентам АИС "Налог-3" относятся:

а) централизованные компоненты, размещаемые на федеральном уровне (сегменты для оперативной и аналитической работы);

б) децентрализованные компоненты.

VI. Внешнее информационное взаимодействие АИС "Налог-3"

9. Информационное взаимодействие АИС "Налог-3" и иных информационных систем осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Под информационным взаимодействием АИС "Налог-3" и иных информационных систем в настоящем Положении понимается совокупность информационных процессов, направленных на получение и использование АИС "Налог-3" информации, содержащейся в иных информационных системах, и использование такой информации в электронной форме в АИС "Налог-3", а также на получение и использование пользователями иных информационных систем информации, содержащейся в АИС "Налог-3".

10. Информационное взаимодействие АИС "Налог-3" и иных информационных систем осуществляется с использованием технических и программных средств АИС "Налог-3" на основании обмена электронными документами (информационными запросами и информационными сообщениями), направляемыми участниками информационного взаимодействия.

При организации взаимодействия АИС "Налог-3" и иных информационных систем применяется в том числе инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

11. Информационное взаимодействие АИС "Налог-3" с иными информационными системами осуществляется с обеспечением следующих требований:

а) защита передаваемой информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и до момента ее поступления в АИС "Налог-3";

б) организация доступа к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) фиксация даты, времени и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;

г) незамедлительное информирование владельцев информационных систем, взаимодействующих с АИС "Налог-3", о сбоях и нарушениях в работе АИС "Налог-3" и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушении требований обеспечения информационной безопасности, определенных настоящим Положением;

д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования АИС "Налог-3" и случаев нарушения требований обеспечения информационной безопасности;

е) подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой из АИС "Налог-3" в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности информации - обеспечение ее актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности информации заинтересованных участников информационного взаимодействия;

ж) подписание с использованием электронной подписи информации, передаваемой в иную информационную систему.

12. Технологические средства АИС "Налог-3" обеспечивают единство нормативно-справочной информации, содержащейся в АИС "Налог-3", включая справочники и классификаторы, используемые АИС "Налог-3".

Перечень справочников и классификаторов, используемых в АИС "Налог-3", а также порядок их формирования и ведения в АИС "Налог-3" устанавливаются ФНС России.

Размещение и ведение справочников и классификаторов, используемых в рамках АИС "Налог-3", осуществляется в специализированных средствах ведения нормативно-справочной информации.

13. Технические и программные средства АИС "Налог-3" обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС "Налог-3", посредством:

а) аутентификации и авторизации пользователей АИС "Налог-3", осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, а также действий по техническому и организационному сопровождению АИС "Налог-3";

б) ведения электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о пользователе, осуществившем изменения;

в) применения средств обеспечения бесперебойного питания, резервирования, восстановления и дублирования (зеркалирования) информации, обеспечивающих возможность восстановления информации;

г) защиты информации от несанкционированного копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;

д) сохранения копий информации и электронных журналов учета операций в соответствии с регламентами резервного копирования, установленными в ФНС России.

Автоматизированная информационная система «Налог-3» (АИС Налог-3) постоянно следит за налогоплательщиками

В АИС Налог-3 уже сейчас есть практически все данные о компаниях и физических лицах с момента регистрации: от информации об уплате налогов контрагентами до сведений о банковских счетах. При этом в систему постоянно добавляют новые сервисы. Скоро даже свадьба или развод станет частью фискальной истории налогоплательщика.

Налоговый контроль полностью автоматизировали

В эксплуатацию АИС Налог-3 ввели с 2015 года. В систему регулярно подгружают новые сервисы, которые отслеживают деятельность всех категорий налогоплательщиков. Количество проверок за 2018 год снизилось на 30 процентов, а поступления в консолидированный бюджет выросли на 23 процента. Это цифровое свидетельство того, насколько эффективнее стала работа проверяющих при модернизации программного комплекса АИС Налог-3.

Практически весь контроль автоматизирован. Инспекторы получают актуальные сведения о налогоплательщиках в режиме реального времени. Многие незаконные налоговые схемы теперь обнаруживает компьютер.

АИС Налог-3 анализирует всех налогоплательщиков

С помощью программного комплекса налоговики администрируют как физических, так и юридических лиц. По первым АИС Налог-3 дает информацию об имущественных налогах по экстерриториальному принципу. Кроме того, система позволяет администрировать декларации физических лиц.

Большинство организаций и ИП, применяющих спецрежимы, также перевели на администрирование в АИС Налог-3. Полный перевод всех юридических лиц состоится в ближайшие пару месяцев. Параллельно в систему подгружают данные обо всех видах обязательных платежей. Помимо администрирования с помощью программного комплекса осуществляют постановку на учет, учет контрольно-кассовой техники и т. д.

Возможности программного комплекса позволяют налоговикам в режиме реального времени получать доступ:

  • к сведениям об учредителях и директорах компаний;
  • данным о численности;
  • данным о наличии обособленных подразделений;
  • скан-образам регистрационных дел;
  • информации о банковских счетах, остатках и выписках по ним;
  • налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов (в том числе данным книг покупок и продаж как самого налогоплательщика, так и его контрагентов по всей цепочке поставщиков);
  • суммам исчисленных и уплаченных налогов;
  • сведениям о наличии критериев рисков, утвержденных ФНС;
  • информации о наличии номинального или «отказного» директора.

Любой инспектор вправе получить любые сведения из АИС Налог-3 вне зависимости от места постановки налогоплательщиков на учет.

НДС под контролем

Одна из самых известных у налогоплательщиков и самых удобных для инспекторов — подсистема «Контроль НДС» (второе название — АСК НДС-2). При разрывах в цепочках уплаты НДС подсистема автоматически формирует требование устранить их. Программа одновременно высвечивает потенциально проблемную компанию в компьютере сотрудника контрольно-аналитического отдела. Его задача — выявить и пресечь схему уклонения от уплаты НДС и «побудить» налогоплательщика добровольно уточнить налоговые обязательства.

«Контроль НДС» автоматически администрирует 15 млрд операций в год по НДС и налогу на прибыль (ведь при корректировке обязательств по НДС налогоплательщики автоматически меняют данные о выручке и расходах).

Налоговики используют подсистему при проведении налоговых проверок по НДС. Она позволяет строить «дерево связей» — цепочку принятия к вычету НДС, при анализе которого инспектор сразу видит так называемую СУР (степень управления рисками). Ее система автоматически присваивает налогоплательщику по уникальному алгоритму. У проверяющего высвечиваются суммы исчисленного и принятого к вычету НДС, размер налоговых разрывов, сформированных по цепочке контрагентов.

У налоговиков есть доступ к информации по счетам

Еще одна подсистема АИС Налог-3 — «Анализ банковских документов».

Подсистема содержит информацию обо всех счетах налогоплательщиков, сведения о которых есть в российских налоговых органах. Инспектор может получить любые данные по интересующей компании вне зависимости от места постановки на учет.

Также в подсистеме есть сведения обо всех банковских выписках налогоплательщиков, которые инспекторы запрашивали с 2015 года. В подсистему сконвертировали все данные с момента запуска в промышленную эксплуатацию.

База данных о движениях денежных средств огромна, в ней есть информация почти по всем налогоплательщикам. Скорее всего, в ближайшее время ФНС интегрирует подпрограмму с «Контролем НДС» (АСК НДС-2).

Налоговики в одном программном комплексе могут сопоставить цепочку движения товаров по счетам-фактурам с цепочкой движения денежных средств. Однако пока делать это приходится в ручном режиме.

Важная особенность подсистемы — не только встроенная возможность формирования сведений по движению средств на счете в виде выписки по операциям, но и возможность автоматически формировать общий оборот с отдельно взятым контрагентом или всеми контрагентами. Можно даже задавать фильтр по определенным контрагентам и операциям. Это значительно упрощает работу инспектора, который раньше был вынужден самостоятельно проводить такую аналитику.

Система предпроверочного анализа

В АИС Налог-3 есть система предпроверочного анализа на основе риск-ориентированного подхода к отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

В настоящее время система не функционирует в полностью автоматическом режиме. Однако с ее помощью инспектор уже может посмотреть список лиц, включенных в отбор для более углубленного анализа.

Также в подсистеме хранятся индивидуальные карточки всех налогоплательщиков. В них указаны сведения из налоговой и бухгалтерской отчетности, информация о численности организации по данным отчетности.

В программе содержатся критерии рисков, которые присвоены налогоплательщику. Например, статус технической организации, наличие «отказного» директора или учредителя, которого ранее допрашивали инспекторы. Причем вне зависимости от территориального признака.

О чем скажет регистрация

В АИС Налог-3 есть подсистемы «централизованной регистрации налогоплательщиков» и «централизованного учета налогоплательщиков».

Подсистемы помогают налоговикам накладывать ограничения на ликвидацию налогоплательщиков во время проведения выездных проверок. Кроме того, инспекторы получают доступ к сведениям обо всех налогоплательщиках и к их регистрационным делам на территории России по экстерриториальному признаку.

Налоговики при анализе регистрационных дел компании могут увидеть, что представителем в регистрирующем органе было одно и то же лицо. Это свидетельство аффилированности юридических лиц. Кроме того, информация динамична, налоговики оперативно узнают о смене юридического адреса или учредителей.

Налоговики могут регистрировать юридические лица, вести ЕГРЮЛ и ЕГРН в подсистемах. В них содержатся сведения об учете налогоплательщика в качестве арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и т. д., а также сведения об имуществе физических лиц.

Претензионная работа — новинка от АИС Налог-3

Претензионную и судебную работу налоговиков перевели в АИС Налог-3 совсем недавно.

Теперь в АИС Налог-3 есть данные дел о банкротствах, а также все сведения о жалобах и судебных разбирательствах.

В одном месте налоговики собирают весь массив информации по спорам и аргументацию к ним. Там же они найдут информацию о налогоплательщиках, ранее замешанных в судебных разбирательствах.

Проверяющим стало легче проводить аналитическую работу и готовиться к спорам.

Программа администрирования физических лиц

Полномасштабное введение этого программного комплекса в АИС Налог-3 позволило ФНС сделать администрирование имущественных налогов физических лиц более комфортным. Например, заявление на предоставление льготы можно подать в любой налоговый орган. Гражданам, не проживающим по адресу регистрации, не нужно ехать за много километров, чтобы подать документы.

Налоговики по месту постановки на учет физического лица имеют полные сведения обо всех объектах налогообложения (квартиры, жилые дома, дачи, гаражи, земельные участки, транспортные средства и т. д.).

Подсистема опасна только для недобросовестных налогоплательщиков. Налоговики видят информацию в динамике, сведения постоянно обновляются.

Программа позволяет формировать общее уведомление на уплату налогов, даже если объекты находятся на территории других инспекций.

Читайте также: