Банковская карта налоговая служба

Опубликовано: 05.05.2024

Федеральная налоговая служба с 17 марта 2021 года получила расширенный доступ к банковской тайне.

Эта новость стала топовой буквально за несколько часов. Хотя, большинство полномочий было дано налоговикам еще в 2016 году.

Подпункт 1.1 статьи 86 НК РФ действует с сентября 2016 года. По нему банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов обычными гражданами.

Причем, это требование было в НК РФ с 2014 года, но в других формулировках и в других статьях кодекса. Налоговики имеют доступ к счетам граждан уже более шести лет.

Существенное отличие новых полномочий состоит всего лишь в том, что раньше налоговики могли получать данные о счетах клиентов только в рамках проверок. Теперь банки обязаны предоставить и вне рамок налоговой проверки.

Что это меняет? Почти ничего. И до этого пояснения вряд ли банк отказал бы ИФНС в информации. Более того, у банков не было прав на выяснение причин, из-за которых ИФНС направила им запрос.

Банки обязаны информировать налоговую на основании статьи 86 Налогового кодекса РФ:

  1. Об открытии и закрытии счетов, вкладов с 2016 года.
  2. Об изменении реквизитов счета граждан с 1 июля 2014 года.
  3. О предоставлении права компании или ИП использовать корпоративные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  4. О предоставлении права гражданину использовать персонифицированные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  5. Об остатках на счетах и выписки по счетам, открытым в драгоценных металлах, с 1 июня 2018 г.
  6. О счетах, привязанных к электронным кошелькам с 1 апреля 2020 года.

Когда ИФНС проводит налоговую проверку граждан

ФНС вправе запросить в банках информацию при проведении проверки конкретного физического лица.

Первое. Обычно, это происходит, когда граждане обращаются в налоговую за налоговым вычетом при покупке квартиры. Есть и другие вычеты на лечение, обучение, но они меньше по суммам.

Второе. Проверить могут любого гражданина на основании любой информации (в том числе поступившей от бдительного соседа) о том, что он о нелегально занимается предпринимательской деятельностью. Например, сдает квартиру или берет наличными за репетиторство.

Третье. Проверка может быть назначена, если банк предоставит налоговикам информацию о подозрительных денежных переводах, например, крупное (от 10 000 $ эквивалент в рублях) поступления из-за рубежа.

Четвертое. По запросу налоговики "увидят" информацию о постоянных, одинаковых платежах на карту.

Пятое. При внесении крупной суммы (от 10 000 $ эквивалент в рублях) на карту через банкомат.

Какие данные банки передают налоговикам

Налоговики получили право запрашивать у банков копии документов клиентов:

  • паспорта клиентов;
  • доверенности на распоряжение денежными средствами;
  • договора на открытие и закрытие счета;
  • карточек с образцами подписей.

Согласно новым полномочиям у налоговиков, как и раньше, нет прямого доступа к выпискам по операциям на счетах.

Получить эти сведения они могут только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС во время проверок.

На основании запроса банки обязаны выдавать налоговым органам:

  • справки о наличии счетов, вкладов и остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах;
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам;
  • справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Ответить на запрос банки должны в течение трех дней со дня получения запроса от ИФНС.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Краткое содержание:


Согласно указаниям ст. 86 НК РФ, вступившим в силу 1 июля 2020 года, все банковские учреждения обязуются по первому требованию налоговой службы передавать в ФНС сведения о движении средства на дебетовых картах клиентов-физлиц.

Чем подобный контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года обернется для граждан?

Будет ли взиматься НДФЛ со всех денежных пополнений?

Чем грозит контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года со стороны ФНС

В интернете с июня текущего года начали появляться новости о том, что налоговая служба займется изучением поступлений на пластиковые карты россиян, в результате чего владельцев карт станут повсеместно вызывать на допросы. Физические лица должны будут предъявить доказательства того, что денежные поступления не являются доходом за оказание каких-либо услуг или выполнение работ. В том случае, если подтверждения не будут предоставлены, ФНС получает право взимать с «доходов» налог по стандартной ставке НДФЛ 13%.

Такие предположения являются заблуждением – никакие поправки в Налоговый кодекс относительно обложения налогом поступлений на карту не были приняты. Давайте разберемся, в каких случаях сотрудники налоговой службы имеют право вызвать на допрос гражданина, расспросить об источнике денежных переводов и доначислить НДФЛ.

Усилится ли контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года

С 1 июня 2020 года действительно вносились изменения в текст ст. 86 НК РФ, однако, изменения эти имеют отношение только к счетам в драгоценных металлах – с точки зрения налогового контроля, таковые были приравнены к денежным счетам.

В новых положениях говорится о том, что каждый банк России обязан предоставлять по первому требованию налоговой службы в течение 3 дней с момента получения запроса:

- справки о наличии счетов, вкладов и об остатках драгоценных металлов на счетах/депозитах;

- выписки по операциям на счетах юридических и физических лиц, включая ИП;

- справки об остатках и переводах электронных денежных средств.

Подобные запросы ФНС может делать в 2 случаях: если проводится камеральная проверка (ст. 88 НК РФ), и в случае истребования документов или сведений в согласии со ст. 93.1 НК РФ. Если на карте физлица будут обнаружены денежные средства, происхождения которых следует пояснить, гражданина вызовут на допрос. Если выяснится, что это доходы, и владелец счета уклоняется от уплаты налога, будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога и доначислен НДФЛ 13%.

Хотя недавние изменения в налоговом законодательстве не относятся к контролю за денежными переводами на карты граждан, усиление контроля со стороны ФНС все же очевидно. Если на карту физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) регулярно поступают деньги неизвестного происхождения (особенно если суммы примерно одинаковые, и деньги приходят в один и тот же день), это обязательно привлечет внимание налоговой инспекции – они заподозрят «серые» доходы. В наше время достаточно много людей становится фрилансерами и самозанятыми гражданами, не желая уплачивать НДФЛ и взносы в ПФР.

Что делать, если налоговая вызывает гражданина свидетелем по статье 90 НК РФ

Согласно положениям ст. 90 НК РФ, налоговые органы имеют право на вызов в ФНС любого гражданина (россиянина, иностранца, лицо без гражданства) в качестве свидетеля, если посчитают, что его показания помогут в осуществлении налогового контроля и предотвращения или пресечения налоговых преступлений.

Согласно п. 2 ст. 90 НК РФ, Постановление ВАС от 30.07.2013 № 57, ст. 51 Конституции РФ, при определенных обстоятельствах не могут быть вызваны в качестве свидетеля:

- Лица, располагающие сведениями, которые могли бы помочь в осуществлении налогового контроля, но которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности, предполагающей сохранение профессиональной тайны (аудиторской, адвокатской и т.д.).

- Граждане малолетнего возраста (до 14 лет), нездоровые физически/психологически люди (инвалиды, недееспособные), в связи с чем не имеющие возможности в должной степени осознавать и оценивать обстоятельства, о которых их планировалось расспросить.

- Отказавшиеся от дачи показаний сотрудники компании-налогоплательщика при приостановлении выездной проверки.

- Граждане, отказавшиеся свидетельствовать против себя и близких людей.

Допрос проводится в отделении ФНС или, в случае наличия у свидетеля физических недостатков, не позволяющих ему явиться в налоговую – по месту жительства гражданина. Свидетельские показания вносятся в протокол по форме, утвержденной приказом ФНС от 08.05.2015.

Как избежать проблем с налоговой службой

На самом деле, контроль за движением средств на счетах физических лиц осуществляется налоговой службой давно – согласно положениям Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, банки обязаны передавать ФНС интересующие их сведения. Это мера по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Если на банковский счет физического лица регулярно приходят деньги от другого физического лица, налоговая служба начинает подозревать, что это оплата за оказанные услуги или выполненные работы.

Ответы на распространенные вопросы про контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года

Вопрос №1: Меня вызвали свидетелем в налоговую службу, что это может значить? Мне что-либо грозит? Если я проживаю в Москве, меня могут вызвать в налоговую в Екатеринбург?

Ответ: Если юрисдикция налоговой службы, вызывающей свидетеля, не распространяется на регион его проживания, она подает запрос в ИФНС по месту его проживания. Свидетель может быть вызван по достаточно широкому ряду вопросов – от проверки адреса регистрации юридического лица до проверки реальности совершаемых сделок.

Вопрос №2: Как узнать, для чего налоговая служба вызывает гражданина в качестве свидетеля?

Ответ: О причинах вызова гражданина в налоговые органы будет написано в письменном уведомлении (повестке).

В СМИ началась очередная истерика насчет доступа налоговиков к сведениям, которые составляют банковскую тайну:

Вроде бы теперь банки обязаны передавать ФНС что-то суперсекретное, это усилит контроль над доходами и расходами всех клиентов. А банковская тайна как будто и вовсе теперь не тайна — и это чуть ли не ущемление прав и свобод.

Налоговый кодекс и правда меняется с 17 марта. Теперь банки обязаны передавать больше сведений, но на обычных людей это не повлияет. А вот тем, кто занимается обналом и работает с подставными лицами, будет чуть сложнее бесконтрольно выводить деньги.

Вот что на самом деле изменилось в законе о банковской тайне и чем это грозит.

О каких изменениях речь

17 марта 2021 года вступают в силу поправки, внесенные в первую часть налогового кодекса. В статье 86 появится пункт 2.1 с новыми обязанностями банков. Там и идет речь о передаче некоторых сведений и документов по запросу налоговой.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Как было раньше

На самом деле вся статья 86 НК РФ посвящена обязанностям банков в связи с налоговым контролем. Например, банки обязаны сообщать об открытии счетов и вкладов, изменении реквизитов, остатках денег и операциях. Когда вы открыли счет как физлицо или ИП, налоговая автоматически узнает об этом из единой системы. А если она решит проверить декларацию, то узнает и обо всех зачислениях на счет.

Налоговая знает, какая у вас квартира, у кого вы ее купили, сколько зарабатываете, кто ваш супруг и как зовут детей, на какой машине вы ездите и какая у нее мощность двигателя. У налоговой есть данные о ваших родственниках — потому что она ведет реестр ЗАГС. Она знает, есть ли у вас фирмы или статус ИП, какими видами деятельности вы занимаетесь, где работали пять лет назад и кого нанимали, используете ли электронные кошельки и имеете ли счета за границей.

Росреестр передает налоговой сведения о сделках с недвижимостью, ГИБДД — о регистрации транспорта, нотариусы — о наследстве, а МВД — о смене паспортных данных и адресе. И банки тоже передают информацию налоговой — автоматически или по запросу, в рамках действующего закона. Доступ к банковским данным имеют суды, Росфинмониторинг, приставы, следственные органы, Агентство по страхованию вкладов, ЦБ, финансовые управляющие.

Нет такого, что все сведения о вас налоговая получит, только истоптав три пары железных башмаков. Закон позволяет государству знать о вас очень многое. А часть данных вообще находится в открытом доступе — особенно если вы занимаетесь бизнесом.

Что меняется с 17 марта

Вот что еще теперь обязаны передавать банки по запросу налоговой:

  1. Копии паспортов лиц, которые имеют доступ к деньгам на счете.
  2. Доверенности на получение денег со счета.
  3. Договор на открытие счета и использование интернет-банка.
  4. Карточки с образцами подписей и оттиска печати.
  5. Информацию о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.
  6. Сведения о представителях клиента.

Срок — в течение 3 дней со дня мотивированного запроса.

Мотивированным будет считаться запрос в конкретных случаях.

У организации или ИП. Если проводится налоговая проверка или истребованы документы. Или есть решение о взыскании налога, приостановлении операций по счету или об отмене приостановления.

У физлица без статуса ИП. При согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя. А также если в отношении человека проводится налоговая проверка или у него истребованы документы.

У всех. По запросу другого государства в рамках международного сотрудничества.

В статье 26 федерального закона о банках, посвященной банковской тайне, и в статье 857 ГК РФ изменений нет: там и так написано, что тайну надо сохранять, но есть обязанность предоставлять сведения по запросу и в рамках закона. Банк не вправе отказать, если запрос правильно оформлен и мотивирован.

А вот партнерам, конкурентам, сотрудникам и просто любопытным людям сообщать сведения о счетах и операциях банк не будет.

Кого коснутся эти изменения

Изменения коснутся тех, кто выдавал или получал доверенности на распоряжение деньгами. А также тех, кто открывал счета на подставных лиц и работает через представителей.

Например, есть фирма, которая обналичивает деньги. Обычно такие компании оформляются на людей, которые не имеют отношения к бизнесу и деньгам, а только дают свои паспорта и ставят подписи там, где нужно. А распоряжаются счетом другие люди. Чтобы они имели доступ к интернет-банку, могли снимать деньги и подписывать документы, номинальный директор оформляет доверенность и указывает нужных людей в карточке с подписью и печатью. Больше этот директор о счете и фирме ничего не знает — зато к деньгам имеют доступ те, кому это нужно.

Теперь налоговая сможет узнать, кто именно снимает деньги и распоряжается счетом. Но для этого ей нужно как минимум что-то заподозрить. Хотя и с этим проблем давно нет: все махинации с налогами и обналичиванием видны в автоматизированных системах контроля, где подсвечиваются подозрительные данные в декларациях и странные сделки между конкретными контрагентами.

Или бывает, что фирма проводит операции не в своих интересах, а платит за кого-то или получает деньги как комиссионер или агент. А на самом деле бенефициар сделки — другая компания или человек. Обычно банк запрашивает такие сведения для себя и Росфинмониторинга, но теперь доступ к ним сможет получить и налоговая.

Этого не произойдет автоматически, но при налоговой проверке или взыскании налога — вполне возможно.

Что изменится для обычных людей

Если у вас есть счета в банках и вы сами распоряжаетесь этими деньгами, не занимаетесь обналом в чьих-то интересах и не отмываете преступные деньги в больших объемах — вас эти изменения не коснутся.

Фактически для людей без статуса ИП ничего не меняется: о контроле за операциями речи в поправках не идет, а для запроса информации, как и раньше, нужно решение руководства или проведение проверки. При этом для проверки тоже нужны основания.

Банк сообщает о том, что у вас есть счет, но он не передает информацию о зачислениях и переводах. Пока что в России все еще нет официального контроля над расходами. Если вы купили машину, не имея официального дохода, — это не повод вас штрафовать. Деньги могла подарить бабушка, или вам вернули долг — а с денежных подарков и займов налога нет.

Если у вас есть статус ИП или даже фирма и доверенность на главбуха для распоряжения счетом, беспокоиться тоже не о чем. Даже если представить, что налоговая получит эту информацию, — ну и пусть знает, что условная Марьиванна работает у вас в бухгалтерии и может снимать деньги. У налоговой нет ни желания, ни ресурсов, чтобы запрашивать и обрабатывать данные обо всех доверенных лицах любого бизнеса. Обнальщикам может быть неспокойно, остальных поправки не касаются.

Налоговая мечтает получить доступ к данным о счетах вне налоговых проверок. Но пока таких полномочий у нее все еще нет. И ничего нового, что помогло бы доначислить вам налоги, в законах 17 марта не появится.

Сложности с подозрительными деньгами на счете могут возникнуть и без участия налоговой — примеров достаточно. А за вашими сделками следят и те, от кого вы этого совсем не ожидаете, и те, кто помогает вам с деньгами и документами.

Если волнуетесь за деньги на счете, почитайте:


Обнал был бы злом, с которым нужно бороться, если бы не одно но.
Надо понимать, что деньги, ушедшие в бюджет, проваливаются туда как в черную дыру. На меньшую часть из них будет сделано действительно что-то полезное, а на большую будут совершенно официально переложены в десятый раз московские бордюры или назначена миллионная премия себе-любимому, а неофициально, после некоторых махинаций, куплены атрибуты красивой жизни и остаток выведен из страны в оффшоры.
В данных условиях считаю и обнал, и уклонение от налогов, благом, а обнальщиков - этакими робингудами. Изменю свое мнение, когда у нас будет государство для людей.

Государство как раз и состоит из таких людей. Ворюг. Все воруют. Кто-то из бюджета, кто-то не платит налоги, но пользуется какими-никакми благами этого самого государства. Но каждый считает, что Дартаньян - именно он.


Nadezhda, есть проблема в том, что обнал образует собой грязные деньги, которые используются для дачи взяток, в том числе - откатов. Поэтому обнал способствует коррупции

Nadezhda, а как вы думаете воруют деньги из бюджета? Вот как раз через обнальщиков!


Eugene, В год выводится из страны порядка $100-150 млрд, такого количество нала не существует. Давайте немного все же использовать мозг и калькулятор.

Всем привет! Я, налоговый юрист Артур Дулкарнаев, расскажу ниже о том, какую сейчас информацию банк передает в налоговые органы и что изменится с 1 апреля.

Сейчас согласно Налоговому кодексу РФ российские банки обязаны:

  1. Сообщать налоговым органам об открытии и закрытии счетов физических лиц. Это правило действует с 1 июля 2014 года.
  2. Предоставлять справки о наличии счетов, вкладов физических лиц, об остатках денежных средств и выписки по операциям. Это правило действует с 1 сентября 2016 года.
  3. По запросам налоговых органов предоставлять информацию по счетам, открытым в драгоценных металлах. Это правило действует с 1 июня 2018 года.

Банки обязаны выдавать справки в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, банк сообщает в электронной форме также в течение трех дней.

С 1 апреля 2020 года российские банки будут обязаны сообщать о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств («электронные кошельки»). Это правило будет действовать в соответствии с Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

К электронным средствам платежа относятся средства или способы, позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

Пример электронного средства платежа — «электронный кошелек» в WebMoney, Яндекс деньги и т.п.

В Информации ФНС России от 17 февраля 2020 года сообщается, что налоговые органы не имеют прямого доступа к этим счетам и не могут контролировать движение денежных средств по ним без проведения проверок.

Запросить информацию об операциях по счету физического лица, включая выписки по счетам, к которым привязаны платежные карты, а с 1 апреля 2020 года - и по электронным кошелькам налоговые органы могут только в случаях проведения налоговых проверок такого лица либо контрагента физического лица.

Однако такие сведения могут быть запрошены только при наличии согласия руководителя Управления ФНС по субъекту федерации или руководителя или заместителя руководителя ФНС России.

Например, в налоговый орган поступила информация, что физическое лицо нелегально занимается предпринимательством. В этом случае его могут пригласить в налоговую инспекцию для дачи пояснений, и если будут установлены факты недекларирования доходов, предложить уточнить налоговые обязательства.

ФНС России отмечает, что появившаяся в ряде СМИ информация о повсеместном вызове на допросы владельцев карт, о начислении налогов и штрафов за все невыясненные поступления на карты граждан, и что это связано с поправками в законодательство, вступающими в силу с 1 июля 2020 года, не соответствует действительности.

До 02 мая 2014 года сообщать об открытии и закрытии счетов обязаны были не только банки, но и сами налогоплательщики: организации и ИП. За несвоевременное исполнение установленной обязанности и те, и другие могли быть привлечены к ответственности.

Такое дублирование норм в Налоговом кодексе РФ приводило не только к увеличению объемов документооборота, но и к установлению дополнительной обязанности налогоплательщика, а также к искусственному созданию ситуации совершения им налогового правонарушения при отсутствии причинения вреда охраняемым законом правоотношениям, так как информация об открытии или закрытии счетов в любом случае попадала в налоговый орган через банк, в котором был открыт или закрыт счёт.

Вступивший в силу Федеральный закон от 02 апреля 2014 № 52-ФЗ отменил нормы, устанавливающие обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговый орган информацию об открытии и закрытии счетов в банке. Утратила силу и статья 118 Налогового кодекса РФ, в которой была прописана ответственность за их несоблюдение.

И начиная с указанной даты, к ответственности за несообщение сведений об открытии или о закрытии банковского счета могут быть привлечены только банки, на основании п. 2 ст. 132 Налогового кодекса РФ.

Обязанность банков сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии расчетного или текущего счета организации, ИП, физическому лицу, не являющимся ИП, установлена п. 1.1 ст. 86 Налогового кодекса РФ.

Это обязанность касается следующих счетов:

  • Расчетные счета, которые открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также ИП или физическим лицам, занимающимся частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
  • Текущие счета, открываемые физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
  • Счета для совершения операций с использованием расчетных (дебетовых), кредитных карт.
  • Счета в драгоценных металлах.
  • Счета, открытые платежным агентам (поставщикам) во исполнение требований Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
  • Специальный избирательный счет, открываемый для формирования избирательных фондов политических партий и их региональных отделений при проведении выборов депутатов.
  • Счета эскроу с указанием сведений о владельце счета (депоненте).

Важно понимать, что Минфин России исходит из позиции, согласно которой у банка нет обязанности сообщать в налоговые органы об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) транзитного валютного счета.

Какой самый финансовый миф чаще всего встречается у обычных россиян, которые не имеют никакого отношения к банкам, бухгалтерии и экономике? Сначала я подумала, что этот миф - ошибочное мнение о том, что Сбербанк и Центробанк принадлежат американскому тайному правительству или группе евреев, контролирующих весь мир.

Смешно, но немало людей действительно верят в подобные теории заговора. Но есть и информация, которая выглядит гораздо более правдиво, хотя на самом деле не соответствует действительности.

Так что, думаю, вот самый главный миф: налоговая следит за всеми операциями по картам. Если у кого-то обнаружились сомнительные входящие или исходящие переводы или крупные покупки при малых дохода - тогда все. Налоговая проверка и штрафы как человеку, который откуда-то получает нелегальный заработок.

В чем суть мифа?

Глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров

Люди знают, что за многие доходы физлиц по закону надо платить налоги. Но не всегда хотят это делать по тем или иным причинам. При этом иногда налоговой бояться даже те, кто не имеет неучтенных доходов. Бояться на всякий случай: вдруг налоговая увидит денежные переводы и решит, что это доход?

В общем, некоторые люди считают, что банки передают Федеральной налоговой службе данные о переводах. И если Федеральная налоговая служба (ФНС) считает эти переводы подозрительными, то человека могут оштрафовать или начислить ему налоги.

А кто-то заходит еще дальше. Буквально недавно из комментариев в своем блоге узнала такую интересную "пугалку". Банки передают данные не только по переводам, но и. По покупкам в магазине. Поэтому не надо оплачивать картой шампанское и красную икру при зарплате в 15 000 рублей, а то налоговики решат, что вы слишком хорошо живете и как-то это подозрительно.

А что на самом деле?

Налоговая служба не получает автоматом данные по карточным и другим переводам и операция оплаты чего-то. Даже если это крупная сумма. У нас в стране, как и во многих государствах, действует банковская тайна. ФНС может запросить у банка информацию о движении по счетом, только если в отношении физлица идет налоговая проверка.

Чтобы ее начать, нужны какие-то основания. То есть это не работает так, что вы, банкиры, нам что-нибудь пришлите, а мы начнем налоговую проверку, когда что-то найдем. Большинство начатых проверок в отношении физлиц связаны с тем, что это физлицо является ИП, которое проверяется, или занимает руководящую должность в юрлице, которое проверяется.

Также есть редкие случаи, когда проверку начинают по жалобе. Например, соседи пожаловались, что кто-то сдает квартиру и не платит налог. И тут опять же нужны правильно оформленные основания для начала проверки.

Но банки же иногда блокируют денежные переводы

Все верно, только тут у людей смешались в одну кучу сразу несколько моментов. Банки могут заблокировать перевод, а то и сразу карту и счет по 2 причинам: подозрение в мошенничестве и подозрение в отмывании и обналичивании.

По каждой причине у каждого банка есть список своих критериев, какие переводы они блокируют. И даже при той же сумме у разных клиентов может быть разные результат. Учитываются еще прошлые операции. Были ли раньше переводы и так далее.

Кстати, по подозрению в мошенничестве могут заблокировать не только перевод, но и покупку. Мне как-то раз так заблокировал ВТБ карту в Израиле, потому что им показалось подозрительным название интернет-провайдера, которому я платила.

Но во всех этих случаях блокируется информация не по указке ФНС, которая ничего этого не видит. А еще информация о крупных сомнительных операциях передается в Росфинмониторинг по закону. Есть закрытый перечень операций, по которым такое возможно. Перевод на карточку 50 тыс. от знакомого туда не входит.

При этом не исключено, что налоговая служба придумает что-нибудь новенькое, чтобы больше налогов выявлять. Постоянно у них есть какие-то проекты. Вот недавно же ввели режим самозанятости, чтобы люди "обелялись".

Читайте также: