Банковская и налоговая система

Опубликовано: 21.09.2024

VectorStory / Depositphotos.com

Поправками в налоговое законодательство, вступившими в силу с 1 января 2021 года, установлена обязанность банков по предоставлению в налоговые органы сведений о полученных гражданами процентных доходах по вкладам (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ, ст. 214.2 Налогового кодекса). Информация о суммах выплаченных процентов (кроме процентов по низкодоходным рублевым вкладам и по счетам эскроу) должна направляться не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом в отношении каждого физлица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода, для дальнейшего расчета налоговым органом сумм НДФЛ.

Как поясняет налоговая служба, предоставлять такую информацию банки начнут с 1 января 2022 года, поскольку вышеуказанные нормы применяются к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2021 года. Направлять в 2021 году информацию о суммах выплаченных физлицам процентов в 2020 году не нужно (письмо ФНС России от 15 декабря 2020 г. № БС-4-11/20647).

В течение 2021 года налоговая служба разработает формы и форматы представления вышеуказанной информации, а также способ и порядок ее представления. Кроме того, во II квартале 2021 года ФНС России планирует издать нормативный акт для обеспечения банками своевременной доработки программного обеспечения для взаимодействия с налоговыми органами.

В случае пересчета сумм выплаченных физлицу процентов по каким-либо основаниям необходимо будет представить в налоговый орган уточненную информацию, с указанием соответствующего периода и уточненной суммы полученного физлицом дохода в нем. Соответствующие реквизиты будут предусмотрены в утвержденных форме/форматах передачи сведений.

За непредставление сведений банки могут быть привлечены к специальной ответственности за нарушение обязанностей, предусмотренных российским налоговым законодательством (гл. 18 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1). Кроме того, банки в качестве юрлица, располагающего документами (информацией), могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной нормой о неправомерном несообщении сведений налоговому органу в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Предоставлять информацию банку нужно будет в налоговый орган по месту своего нахождения. Поскольку в соответствии с положениями гражданского законодательства филиалы не являются юрлицами (ст. 55 Гражданского кодекса), то передача банками вышеуказанных сведений должна осуществляться централизованно через головную организацию в налоговый орган по месту ее нахождения.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Налоговая служба сообщает, что для получения сведений об ИНН физических лиц в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ 3.0) кредитным организациям доступен для подключения и использования вид сведений "Об ИНН физических лиц на основании полных паспортных данных по групповому запросу органов исполнительной власти". Также указывается, что в настоящее время осуществляется разработка внешнего интерфейса взаимодействия с кредитными организациями для передачи актуального ИНН физлица по запросу (одиночному или групповому) на основе идентификационных сведений о налогоплательщиках, хранящихся у кредитной организации. Ориентировочный срок начала промышленной эксплуатации указанного программного обеспечения - 2021 год.

Кроме того, планируется визуализировать в сервисе "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" расчет сумм налога с доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, указанных в направляемых физлицам налоговых уведомлениях на уплату налога.

Библиографическая ссылка на статью:
Литвинова С.А. Налогообложение коммерческих банков: особенности и направления развития // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52143 (дата обращения: 23.04.2021).

В современной рыночной экономике банковская система является одним из важных элементов сложившейся структуры экономических взаимоотношений. Тесное переплетение товарного производства с банковской системой исторически обусловлено и постоянно развивалось. В данном взаимодействии банки служат катализатором роста эффективности производства. Основная роль банков в этом процессе – посредническая, поскольку их деятельность в основном направлена на перераспределение капиталов.

Кредитные учреждения являются посредниками в перераспределении капиталов и относятся к группе финансовых посредников. Прежде всего, надо отметить, что банк, как кредитная организация, для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством (ст. 1 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности»)[1]. В конкретном случае – при предоставлении кредита – банк, привлекая денежные средства физических и юридических лиц и затем, размещая их от своего имени и за свой счет (т. е. проводя банковские операции), осуществляет реальную экономическую деятельность, направленную на получение дохода и, соответственно, прибыли, что является основной целью его деятельности.

Поскольку банки являются одним из основных элементов финансовой системы России, они оказывают большое влияние на ее современное развитие.

Особый статус банков обоснован возможностью осуществления посреднических операций между хозяйствующими субъектами. Кроме того, банки являются источником заемных ресурсов для юридических и физических лиц. Предоставление ресурсов, необходимых для осуществления производственного процесса на фоне осуществления посреднических операций, позволяют оптимизировать размещение и потоки денежных средств.

Перечисленные особенности банков как субъекта рыночной экономики свидетельствуют о наличии некоторых исключительных черт в сущности банков как субъектов налогообложения.

Главной особенностью банков во взаимоотношениях с налоговой системой РФ является их неоднородный характер. Банк выступает в качестве:

  • плательщика налогов;
  • посредника между налоговой системой и другими налогоплательщиками;
  • налогового агента, осуществляющего исчисление и удержание налогов и перечисления их в бюджет.

На сегодняшний день можно смело утверждать, что нет систематической методологии по исчислению налоговой нагрузки кредитных организаций.

Развитие системы налогообложения банков должно быть скоординировано и взаимосвязано с развитием иных отраслей. Налоговое законодательство банков на современном этапе является сложным и динамичным. Это является проблемой, так как неоднозначность его требований, норм, правил в результате значительно увеличивает риски, которые впоследствии отражаются на финансовом состоянии банков, и их репутации. Для решения этой проблемы необходимо разработать новые или усовершенствовать действующие методы идентификации, систему формирования налоговой базы, и в целом пересмотра методики налогового учета в России.

Также, недостатком определим полное отсутствие определенности в реализации порядка налогообложения относительно банковского продукта, ведения бухгалтерского учета, так как эти критерии зачастую подталкивают к судебным спорам налоговые органы и банки. Рассматриваемая проблема подразумевает необходимость разработать и применить новые формы, методику налогового администрирования, которые непременно будут учитывать волатильность этих связей.

Необходимо отметить, что методология налогообложения банков и налогового контроля, мониторинг банков и налоговый анализа должны быть взаимосвязаны. Это в результате поспособствовало бы гармонии интересов и банка и налоговых органов России.

Определим проблематику налогообложения банков России с развитием интеграционных процессов.

Основным направлением развития послужит максимальное присутствие иностранных банков, что непосредственно усилит экономическое развитие России, с помощью увеличения делового оборота, его размеров, а соответственно, росту налоговых отчислений. Также наличие иностранных банков повысит уровень конкуренции с ними. Так как конкуренция в настоящее время является основой развития банковского сектора, и необходимостью стабильности к созданию высокого уровня мотивации для роста.

На сегодняшний день основной причиной оптимизации вопросов налогообложения банков России является закономерность совершенствования национальной налоговой системы, а также особая роль налогов в банках.

Помимо этого, перспективы развития налогообложения коммерческих банков России обусловлены современным статусом банков для налоговых правоотношений, тем самым стремлением участников­ налогообложения совершенствовать обращение денежных потоков.

Таким образом, чтобы развивать налогообложение банковской деятельности необходимо:

1. Внести ясность, справедливость, простоту системы налогообложения.

2. Постоянно совершенствовать учетную и контрольную деятельность кредитный учреждений. Проводить мониторинг операций банков, которые могут нести риск или угрозу законодательства.

Эти направления позволят избежать рисковых решений и приведут к урегулированию налоговых споров.

Также целесообразно повысить уровень информатизации налоговых органов в России, тем самым максимально применять возможности Интернет и существующих программ по реализации исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков.

Реализация в полной мере предложенного направления развития налогообложения банков России, предоставит возможность для борьбы с коррупцией, а также наладит систему профессиональной этики специалистов налоговых органов России. Также это будет гораздо удобнее, и обеспечит полный контроль доходов и расходов налогоплательщика.

За последний период времени совершенствование банковской системы связано также с вопросами, фундаментом которых выступают недостатки внутренних ресурсов для обеспечения в полной мере потребностей современной экономики, в связи с эти банки должны постоянно пополнять активы за счет зарубежных банков.

Отметим, что действующая налоговая система, не беря во внимание предложенные нами направления, в малой степени рассматривает привлечение долгосрочных ресурсов, и реализацию их на финансирование экономики страны. Следовательно, банки направляют свою деятельность на краткосрочное кредитование, тем самым снизив интересы экономики.

Предложенные направления развития предопределят повышение и стабилизацию финансового состояния банков, рассмотрение вопроса налоговой базы на величину доходов, это поспособствует росту объемов долгосрочного кредитования, поможет снизить вложение денежных средств банков в спекулятивные операции. Это значительно улучшит прогнозные перспективы в совершенствовании инструментальных аспектов налоговой системы.

Развитие банковского бизнеса в России и налоговой системы – это два взаимодействующих и в тоже время параллельных аспекта. Ведь с помощью совершенствования налогообложения банков можно добиться возможности снизить финансовые недочеты и стабилизировать экономику страны­ в целом.

Для создания эффективных условий развития налогообложения банков России, необходимо совершенствовать систему как изнутри, чтобы повысить уровень ее качества, так и в окружении, тем самым устранить существующие барьеры в банковской системе.

Многолетний анализ совершенствования налогообложения банков России отечественных и зарубежных авторов, позволяет сделать вывод, что в настоящее время необходимо в большей степени ориентироваться на реформирование налоговой системы, на перспективы развития мировой налоговой политики, но при этом беря во внимание опыт и динамику отечественных исследований налогообложения банков России.

Проанализировав налогообложение банков России, отметим, что необходимо систематически дорабатывать законодательные азы банковской и налоговой деятельности, возможно заимствование за рубежом.

Важнейшим звеном модели изменения системы налогообложения коммерческих банков в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, основной целью которой являлось создание совершенно новой национальной инновационно-ориентированной экономики и усиление инвестиционной направленности коммерческих банков, где система налогообложения должна была стимулировать банки вкладывать деньги в приоритетные национальные проекты.

Как показывает анализ инвестиционной деятельностью на сегодняшний день в основном занимаются крупные коммерческие банки, имеющие для этого достаточные ресурсы и возможности. Но и перед некоторыми из них стоит проблема наличия соответствующим образом разработанной технологии, позволяющей до минимума снизить кредитные риски, временные издержки, издержки, связанные с процедурой проведения комплексной экспертизы представленного предприятием проекта и финансового состояния потенциального заемщика.

Рассматривая налоговую политику государства последних лет в области стимулирования инвестиционной деятельности банков можно говорить о том, что исходя из обозначенных долгосрочных целей государства и общемировой тенденции экономики данное воздействие осуществляется косвенно, используется смешанная модель налоговой системы. Такая модель в условиях сравнительной нестабильности экономики России и специфичностью ее развития, наиболее эффективна, так как позволяет быстро корректировать элементы в зависимости от внешних условий. Так, изменяя структуру налоговых баз, процентные ставки и предоставляя льготы, государство стимулирует отдельные виды деятельности коммерческих банков или отдельные операции (например, при общем изменении ставки налога на прибыль воздействие осуществляется на все виды банков, при изменении порядка налогообложения операций с ценными бумагами – только операции банков-участников рынка ценных бумаг). Однако для стимулирования инвестиционной деятельности в целом (не только покупки-продажи ценных бумаг, но и инвестиций в реальный сектор экономики и инвестиций в инновационные проекты) не предусмотрено никаких специальных регуляторов[2].

Анализируя систему налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков, наблюдается тенденция к унифицированию налогообложения банков и организаций, что характеризуется неэффективностью налоговых ставок, множественностью элементов налогооблагаемых баз, ограниченным и жестким режимом льготирования. Самым собираемым налогом с банков остается налог на прибыль, который является абсолютно фискальным и не преследует целей стимулирования конкретных видов деятельности.

Сейчас механизм налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков не предполагает специального режима и базируется на общих нормах налогового законодательства, не смотря на всю свою специфичность. На начальном этапе формирования устойчивых инвестиционных потоков со стороны коммерческих банков, целесообразно было бы ввести пониженную ставку налога на прибыль в том случае, если банк регулярно направляет прибыль не на выплату процентов и увеличение собственного капитала, а на инвестиционную деятельность, кредитование реального сектора экономики, поддержку инновационных проектов. Так как налоги от основной деятельности уплачиваемые коммерческими банками, снижают чистую прибыль неравномерно, необходимо внести ряд поправок в законодательство, которые способствовали бы накоплению определенных банковских доходов[3].

Дальнейшее совершенствование системы налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков должно происходить в рамках «Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года», а именно применение дифференцированных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, изменение состава налоговых баз и механизма формирования резервов (расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль).

В заключение целесообразно отметить, что налогообложение банков России носит поступательный характер, это отражено в повышенной эффективности реального механизма и инструментария налогообложения, которые учитывают специфику и налогового аппарата и банковских учреждений России.


В мире на сегодняшний день множество налоговых систем. Главная задача этой статьи – разобраться в особенностях системы уплаты налогов коммерческими банками в России и сопоставить её с системой налогообложения в других странах.

Теоретической и методологической базой данного исследования являются нормативные и законодательные акты, информация о финансовых отчетах консолидированного характера, баланса бухгалтерии и данных, представляемых держателям акций конкретной организации, статьи в экономических и финансовых изданиях России, электронные ресурсы с материалом по данной теме, учебные пособия, материалы и обязательно результаты проведенных исследований. Все это позволит увидеть самую обширную картину того, насколько эффективна система налогообложения коммерческих банков в России.

Рынок банковских услуг сегодня один из ключевых, в специализацию которого входят банки. Банк – это организация, осуществляющая кредитную деятельность, которая имеет аккредитацию на выполнение банковских операций: размещение денежных средств от собственного имени и за свой счет при условии возврата, срочности, платности, ведение и открытие банковских счетов физических и юридических лиц, привлечение валютных средств во вклады юридических и физических лиц [3].

Главное условие, которое необходимо выполнить, чтобы создать рыночное хозяйство – наладить функционирование банковской системы. На банки возложена весьма серьезная роль, при помощи них государство реализует стратегические и тактические цели инвестиционной, инновационной политики, проблемы регулирования доходов населения и внешнеэкономической деятельности.

Самое главное для исправной работы банковской системы – это развитие системы уплаты налогов организаций, которые занимаются кредитными операциями. Прочие организации, занимающиеся кредитными операциями в РФ и банки, сталкиваются с трудностями при налогообложении, во многом имеющие дело с неразрешенностью и противоречивостью некоторых аспектов закона о налогах.

Как правило, банк может выступать в 3 позициях, а именно:

– В качестве самостоятельного налогоплательщика;

– В качестве налогового агента;

– В качестве посредника между государством и налогоплательщиками.

Банк обязуется оплачивать несколько типов налогов местного, регионального и федерального масштаба. Все налоги, уплачиваемые коммерческими банками, указаны в ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1. С вступлением в силу с 05.05.2016 г. изменений во II часть Налогового Кодекса, банки уплачивают налоги и сборы, предусмотренные ст. 13, 14, 15 части I Налогового Кодекса РФ.

Налоги федерального масштаба: НДС, НДФЛ и др., регионального масштаба: имущественный налог, транспортный налог и прочие, местные налоги: земельный налог. Рассмотрим коротко некоторые примеры налогов [4].

1. Налог на прибыль организации. Согласно налоговому законодательству РФ, этот тип налогообложения представляет собой реальную прибыль, которая остается в распоряжении банка после вычета текущих расходов.

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит отметить, что по большей части банковские услуги не облагаются налогом по причине того, что отчасти банковские тарифы не базируются на себестоимости, зато на них прямым образом сказывается уровень рисков и конкуренции.

3. Налог на имущество организаций. Такая система налогообложения применима к банковскому имуществу, как движимому, так и недвижимому, находящемуся в собственности.

4. Земельный налог. Оплата данного налога имеет место быть только тогда, когда здание, в котором располагается офис банка, находится в личной собственности банка.

Банк, являясь плательщиком налогов, в обязательном порядке ведет налоговый учет доходов и расходов, путем занесения перечня сделок и операций в журнал аналитического учета, в строгом соответствии с правилами. Такой вид учета отражает каждую сделку, которую заключил или совершил банк. Сюда относятся: покупка и продажа драгоценных камней и металлов, долговые обещания, операции хозяйственного характера, и прочие банковские операции. В аналитическом учете отражается дата совершения операции, стоимость, количество, качество или же иные показатели, необходимые для данного учета [2].

Отличным примером, для проведения сравнительного анализа банков коммерческой деятельности РФ, служат банки США. Налоговая система Америки разительно отличается от налоговой системы, применяемой в России. К примеру, ставка для банка и для корпораций одинакова. В первую очередь учитывается не добавленная стоимость, не потребительские и даже не производственные налоги, а доход. Рассмотрим схему налогов, которыми облагаются корпорации и на основе полученной информации выявим особенности, которые присущи налоговой системе национального и коммерческого банка.

Система уплаты налогов корпорациями:

1. Определить уровень доходов;

2. От суммы общего дохода отнять доход, который не подлежит налогообложению;

3. Провести налоговые вычеты с целью определения налога на чистый доход по ставке налога.

Наиболее наглядно и четко видно систему налогообложения коммерческих банков на примере уплаты налогов банком ПАО «Росбанк». Росбанк является частью группы Societe Generale – лидирующего универсального европейского банка с более чем 150-летней историей, который на протяжении всего периода своей деятельности демонстрирует способность к росту, противостоянию внешним вызовам и успешной адаптации к изменениям. До недавнего времени, Росбанк являлся открытым акционерным обществом, с принятием нового закона об обществах, произошло переименование в публичное акционерное общество (ПАО).

Данный банк является одним из основных операторов рынка валют в Дальневосточном регионе. Банком производятся валютные операции на внутреннем и мировом валютном рынке. Общая сумма операций конверсии за 2015 год превышает отметку в 2050 миллионов долларов США, сюда же относятся операции по приобретению и реализации валют по клиентским заявкам на общую сумму в 2348 миллионов долларов США, стоит отметить, что данный показатель почти в 3 раза выше, чем в 2013 году [5].

Стоит подчеркнуть, что основные налоги, которые уплачивает банк это:

Налог на прибыль организации;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество организации;

Прочие виды налогов.

Стоит отметить, что банк может уйти от обязанности по ведению раздельного учета НДС, уплаченного поставщикам, при приобретении товаров (работ, услуг), применяя п. 5 ст. 170 НК РФ. В таком случае банк включает в затраты, при исчислении налога на прибыль организаций принимаемые к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом, полученная ими по операциям вся сумма НДС, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Сроки уплаты налога и порядок исчисления:

– Квартал – налоговый период;

– Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого квартала.

– Рассчитывается как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов;

Налогообложение банков производится по налоговой ставке 18 %.

Налогообложение производится по расчетной ставке 18/118 в случаях, если коммерческий банк выступает в качестве налогового агента, при удержании налога.

Коммерческий банк, приобретая на территории Российской Федерации товары (услуги, работы) у иностранных партнеров, не состоящих в качестве налогоплательщиков на учете в налоговых органах, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом, налоговую базу по НДС определяет банк, как сумму дохода зарубежной организации от реализации данных продуктов (услуг, работ).

Также, банк считается налоговым агентом, арендуя у органов гос. власти и управления и органов районного самоуправления федеральные активы, актив субъектов РФ и городской актив. При этом, налоговая основа по НДС ориентируется банком, как сумма арендной платы с учетом налога. Банк должен исчислить, вычесть из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перечислить в бюджет необходимую сумму НДС;

– при реализации имущества, подлежащего учету по цене с учетом уплаченного НДС;

– при получении банком валютных средств в виде авансовых платежей, в счет грядущего предложения, передачи имущественных прав.

База, как налогов, так и сборов рассчитывается как сумма выплат и прочих вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Текущее налогообложение исследуемого банка рассчитывается на основе сумм, ожидаемых возмещений из бюджета или к уплате в бюджет, в отношении налогооблагаемых убытков или прибыли, в предшествующие и текущие периоды.

Российская налоговая система далека от совершенства в собственной законодательной базе. «Пробелами» в Налоговом кодексе злоупотребляет основная масса хозяйствующих субъектов государства. Важна кропотливая проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, тем более в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – задаток финансового благополучия любой страны.

Для достижения данной цели необходимо принять срочные меры. В передовых российских критериях целенаправленно было бы установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. В частности, целенаправленно использовать меньшую ставку налога на выгоду, в случае если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на наращивание денежных средств банка, кредитование реального раздела экономики, становление работы за рубежом.

При оптимизации налогообложения коммерческих банков нужно не только инициировать их на финансирование компаний реального раздела экономики, но и ограничивать их в способностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что роль налоговой регулировки растет в связи с тем, что нужно проводить меры по налоговому стимулированию и сделать конкретные банковские операции неэффективными или же труднореализуемыми [1].

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков посодействует увеличению налоговой прибыли страны. А это в первую очередь, ускорит процесс становления страны и совершенствования экономики.

Подводя итог, можно сделать вывод об особенной роли банков как субъектов налогообложения, специфике как налогов, которые они должны платить, так и их посреднической роли, регламентированной законодательством. Следует заметить, что тема настоящего исследования очень актуальна, особенно в силу меняющегося законодательства в области налогообложения, и требует внимательного и последовательного дальнейшего изучения.

В СМИ началась очередная истерика насчет доступа налоговиков к сведениям, которые составляют банковскую тайну:

Вроде бы теперь банки обязаны передавать ФНС что-то суперсекретное, это усилит контроль над доходами и расходами всех клиентов. А банковская тайна как будто и вовсе теперь не тайна — и это чуть ли не ущемление прав и свобод.

Налоговый кодекс и правда меняется с 17 марта. Теперь банки обязаны передавать больше сведений, но на обычных людей это не повлияет. А вот тем, кто занимается обналом и работает с подставными лицами, будет чуть сложнее бесконтрольно выводить деньги.

Вот что на самом деле изменилось в законе о банковской тайне и чем это грозит.

О каких изменениях речь

17 марта 2021 года вступают в силу поправки, внесенные в первую часть налогового кодекса. В статье 86 появится пункт 2.1 с новыми обязанностями банков. Там и идет речь о передаче некоторых сведений и документов по запросу налоговой.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Как было раньше

На самом деле вся статья 86 НК РФ посвящена обязанностям банков в связи с налоговым контролем. Например, банки обязаны сообщать об открытии счетов и вкладов, изменении реквизитов, остатках денег и операциях. Когда вы открыли счет как физлицо или ИП, налоговая автоматически узнает об этом из единой системы. А если она решит проверить декларацию, то узнает и обо всех зачислениях на счет.

Налоговая знает, какая у вас квартира, у кого вы ее купили, сколько зарабатываете, кто ваш супруг и как зовут детей, на какой машине вы ездите и какая у нее мощность двигателя. У налоговой есть данные о ваших родственниках — потому что она ведет реестр ЗАГС. Она знает, есть ли у вас фирмы или статус ИП, какими видами деятельности вы занимаетесь, где работали пять лет назад и кого нанимали, используете ли электронные кошельки и имеете ли счета за границей.

Росреестр передает налоговой сведения о сделках с недвижимостью, ГИБДД — о регистрации транспорта, нотариусы — о наследстве, а МВД — о смене паспортных данных и адресе. И банки тоже передают информацию налоговой — автоматически или по запросу, в рамках действующего закона. Доступ к банковским данным имеют суды, Росфинмониторинг, приставы, следственные органы, Агентство по страхованию вкладов, ЦБ, финансовые управляющие.

Нет такого, что все сведения о вас налоговая получит, только истоптав три пары железных башмаков. Закон позволяет государству знать о вас очень многое. А часть данных вообще находится в открытом доступе — особенно если вы занимаетесь бизнесом.

Что меняется с 17 марта

Вот что еще теперь обязаны передавать банки по запросу налоговой:

  1. Копии паспортов лиц, которые имеют доступ к деньгам на счете.
  2. Доверенности на получение денег со счета.
  3. Договор на открытие счета и использование интернет-банка.
  4. Карточки с образцами подписей и оттиска печати.
  5. Информацию о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.
  6. Сведения о представителях клиента.

Срок — в течение 3 дней со дня мотивированного запроса.

Мотивированным будет считаться запрос в конкретных случаях.

У организации или ИП. Если проводится налоговая проверка или истребованы документы. Или есть решение о взыскании налога, приостановлении операций по счету или об отмене приостановления.

У физлица без статуса ИП. При согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя. А также если в отношении человека проводится налоговая проверка или у него истребованы документы.

У всех. По запросу другого государства в рамках международного сотрудничества.

В статье 26 федерального закона о банках, посвященной банковской тайне, и в статье 857 ГК РФ изменений нет: там и так написано, что тайну надо сохранять, но есть обязанность предоставлять сведения по запросу и в рамках закона. Банк не вправе отказать, если запрос правильно оформлен и мотивирован.

А вот партнерам, конкурентам, сотрудникам и просто любопытным людям сообщать сведения о счетах и операциях банк не будет.

Кого коснутся эти изменения

Изменения коснутся тех, кто выдавал или получал доверенности на распоряжение деньгами. А также тех, кто открывал счета на подставных лиц и работает через представителей.

Например, есть фирма, которая обналичивает деньги. Обычно такие компании оформляются на людей, которые не имеют отношения к бизнесу и деньгам, а только дают свои паспорта и ставят подписи там, где нужно. А распоряжаются счетом другие люди. Чтобы они имели доступ к интернет-банку, могли снимать деньги и подписывать документы, номинальный директор оформляет доверенность и указывает нужных людей в карточке с подписью и печатью. Больше этот директор о счете и фирме ничего не знает — зато к деньгам имеют доступ те, кому это нужно.

Теперь налоговая сможет узнать, кто именно снимает деньги и распоряжается счетом. Но для этого ей нужно как минимум что-то заподозрить. Хотя и с этим проблем давно нет: все махинации с налогами и обналичиванием видны в автоматизированных системах контроля, где подсвечиваются подозрительные данные в декларациях и странные сделки между конкретными контрагентами.

Или бывает, что фирма проводит операции не в своих интересах, а платит за кого-то или получает деньги как комиссионер или агент. А на самом деле бенефициар сделки — другая компания или человек. Обычно банк запрашивает такие сведения для себя и Росфинмониторинга, но теперь доступ к ним сможет получить и налоговая.

Этого не произойдет автоматически, но при налоговой проверке или взыскании налога — вполне возможно.

Что изменится для обычных людей

Если у вас есть счета в банках и вы сами распоряжаетесь этими деньгами, не занимаетесь обналом в чьих-то интересах и не отмываете преступные деньги в больших объемах — вас эти изменения не коснутся.

Фактически для людей без статуса ИП ничего не меняется: о контроле за операциями речи в поправках не идет, а для запроса информации, как и раньше, нужно решение руководства или проведение проверки. При этом для проверки тоже нужны основания.

Банк сообщает о том, что у вас есть счет, но он не передает информацию о зачислениях и переводах. Пока что в России все еще нет официального контроля над расходами. Если вы купили машину, не имея официального дохода, — это не повод вас штрафовать. Деньги могла подарить бабушка, или вам вернули долг — а с денежных подарков и займов налога нет.

Если у вас есть статус ИП или даже фирма и доверенность на главбуха для распоряжения счетом, беспокоиться тоже не о чем. Даже если представить, что налоговая получит эту информацию, — ну и пусть знает, что условная Марьиванна работает у вас в бухгалтерии и может снимать деньги. У налоговой нет ни желания, ни ресурсов, чтобы запрашивать и обрабатывать данные обо всех доверенных лицах любого бизнеса. Обнальщикам может быть неспокойно, остальных поправки не касаются.

Налоговая мечтает получить доступ к данным о счетах вне налоговых проверок. Но пока таких полномочий у нее все еще нет. И ничего нового, что помогло бы доначислить вам налоги, в законах 17 марта не появится.

Сложности с подозрительными деньгами на счете могут возникнуть и без участия налоговой — примеров достаточно. А за вашими сделками следят и те, от кого вы этого совсем не ожидаете, и те, кто помогает вам с деньгами и документами.

Если волнуетесь за деньги на счете, почитайте:


Обнал был бы злом, с которым нужно бороться, если бы не одно но.
Надо понимать, что деньги, ушедшие в бюджет, проваливаются туда как в черную дыру. На меньшую часть из них будет сделано действительно что-то полезное, а на большую будут совершенно официально переложены в десятый раз московские бордюры или назначена миллионная премия себе-любимому, а неофициально, после некоторых махинаций, куплены атрибуты красивой жизни и остаток выведен из страны в оффшоры.
В данных условиях считаю и обнал, и уклонение от налогов, благом, а обнальщиков - этакими робингудами. Изменю свое мнение, когда у нас будет государство для людей.

Государство как раз и состоит из таких людей. Ворюг. Все воруют. Кто-то из бюджета, кто-то не платит налоги, но пользуется какими-никакми благами этого самого государства. Но каждый считает, что Дартаньян - именно он.


Nadezhda, есть проблема в том, что обнал образует собой грязные деньги, которые используются для дачи взяток, в том числе - откатов. Поэтому обнал способствует коррупции

Nadezhda, а как вы думаете воруют деньги из бюджета? Вот как раз через обнальщиков!


Eugene, В год выводится из страны порядка $100-150 млрд, такого количество нала не существует. Давайте немного все же использовать мозг и калькулятор.

VectorStory / Depositphotos.com

Поправками в налоговое законодательство, вступившими в силу с 1 января 2021 года, установлена обязанность банков по предоставлению в налоговые органы сведений о полученных гражданами процентных доходах по вкладам (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ, ст. 214.2 Налогового кодекса). Информация о суммах выплаченных процентов (кроме процентов по низкодоходным рублевым вкладам и по счетам эскроу) должна направляться не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом в отношении каждого физлица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода, для дальнейшего расчета налоговым органом сумм НДФЛ.

Как поясняет налоговая служба, предоставлять такую информацию банки начнут с 1 января 2022 года, поскольку вышеуказанные нормы применяются к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2021 года. Направлять в 2021 году информацию о суммах выплаченных физлицам процентов в 2020 году не нужно (письмо ФНС России от 15 декабря 2020 г. № БС-4-11/20647).

В течение 2021 года налоговая служба разработает формы и форматы представления вышеуказанной информации, а также способ и порядок ее представления. Кроме того, во II квартале 2021 года ФНС России планирует издать нормативный акт для обеспечения банками своевременной доработки программного обеспечения для взаимодействия с налоговыми органами.

В случае пересчета сумм выплаченных физлицу процентов по каким-либо основаниям необходимо будет представить в налоговый орган уточненную информацию, с указанием соответствующего периода и уточненной суммы полученного физлицом дохода в нем. Соответствующие реквизиты будут предусмотрены в утвержденных форме/форматах передачи сведений.

За непредставление сведений банки могут быть привлечены к специальной ответственности за нарушение обязанностей, предусмотренных российским налоговым законодательством (гл. 18 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1). Кроме того, банки в качестве юрлица, располагающего документами (информацией), могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной нормой о неправомерном несообщении сведений налоговому органу в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Предоставлять информацию банку нужно будет в налоговый орган по месту своего нахождения. Поскольку в соответствии с положениями гражданского законодательства филиалы не являются юрлицами (ст. 55 Гражданского кодекса), то передача банками вышеуказанных сведений должна осуществляться централизованно через головную организацию в налоговый орган по месту ее нахождения.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Налоговая служба сообщает, что для получения сведений об ИНН физических лиц в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ 3.0) кредитным организациям доступен для подключения и использования вид сведений "Об ИНН физических лиц на основании полных паспортных данных по групповому запросу органов исполнительной власти". Также указывается, что в настоящее время осуществляется разработка внешнего интерфейса взаимодействия с кредитными организациями для передачи актуального ИНН физлица по запросу (одиночному или групповому) на основе идентификационных сведений о налогоплательщиках, хранящихся у кредитной организации. Ориентировочный срок начала промышленной эксплуатации указанного программного обеспечения - 2021 год.

Кроме того, планируется визуализировать в сервисе "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" расчет сумм налога с доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, указанных в направляемых физлицам налоговых уведомлениях на уплату налога.

Читайте также: