Банки как налоговые агенты

Опубликовано: 14.05.2024

!• В соответствии с банковским законодательством банк - это одна из разновидностей кредитной организации (наравне с не­банковской кредитной организацией).
В Налоговом кодексе РФ термин "банк" используется как си­
ноним термина "кредитная организация". Определение понятия "кредитная организация" содержится в п. 1 ст. 1 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" от
02.12.90 №395-1 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003), согласно которому кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятель­ности на основании специального разрешения (лицензии) Централь­ного банка Российской Федерации (далее -ЦБ РФ) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на осно­ве любой формы собственности как хозяйственное общество.
В соответствии с положениями названного закона банковская деятельность кредитных организаций заключается в осуществ­лении банковских операций и банковских сделок.
К банковским операциям, в частности, относятся:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридиче­ских лиц;
осуществление расчетов по поручению физических и юридиче­ских лиц, в т. ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчет­ных документов и кассовое обслуживание физических и юри­дических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналич­ной формах;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдача банковских гарантий;
осуществление переводов денежных средств по поручению фи­зических лиц без открытия банковских счетов (за исключени­ем почтовых переводов).

Помимо перечисленных банковских операций кредитные орга­низации вправе осуществлять следующие банковские сделки:
выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих ис­полнение обязательств в денежной форме;
приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
доверительное управление денежными средствами и иным иму­ществом по договору с физическими и юридическими лицами;
осуществление операций с драгоценными металлами и драго­ценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
лизинговые операции;
оказание консультационных и информационных услуг. Банк - это кредитная организация, имеющая право осуществ­лять в совокупности следующие банковские операции: привле­чение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение этих привлеченных средств от своего

имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
2. Налоговым кодексом РФ на банк как участника налоговых пра­воотношений возлагаются следующие обязанности:
для контроля денежных потоков налоговым органам необхо­димы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Поэтому в соответствии с нормами ст. 86 НК РФ кре­дитные организации обязаны в 5-дневный срок сообщать в на­логовый орган об открытии или закрытии банковского счета организации, индивидуального предпринимателя;
не осуществлять движение по банковским счетам налогопла­тельщика при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица;
своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, пла­тельщиков сбора, налоговых агентов по перечислению сумм налога (сбора). Поручение на перечисление налога исполняет­ся банком в обязательном порядке в течение одного операци­онного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 НК РФ);

исполнять решения налогового органа о приостановлении опе­раций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, на­логового агента также входит в обязанности банков;
исполнять решения налоговых органов о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков;
выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан-предпринимателей по мотивированно­му запросу.

Письмо Министерства финансов РФ №03-04-06/41178 от 15.06.2018

Банк выплачивает своим клиентам – физическим лицам проценты по вкладам, дивиденды, выплаты по договору на брокерское обслуживание и т.д. и в качестве налогового агента удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ с этих доходов. Если после этого выплаченные суммы возвращаются из-за неполучения их умершим лицом, то банк должен внести корректировки в отчетность – формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Банки исполняют обязанности налоговых агентов, если физические лица получают от них ряд доходов.

Доходы, которые выплачивает банк

К доходам, которые выплачивает банк, относятся, в первую очередь, доходы от размещения средств. Это доходы в виде процентов по вкладам в банках и по сберегательным сертификатам.

С начисленных процентов банк удержит НДФЛ по ставке 35% (если получатель дохода является налоговым резидентом РФ) или 30% (если он не является налоговым резидентом РФ), если они превысят (п. п. 1, 3, 4 ст. 214.2, п. п. 2, 3 ст. 224 НК РФ):

  • по рублевому вкладу — сумму процентов, начисленных исходя из увеличенной на 5% ключевой ставки Банка России, действующей в течение периода начисления процентов;
  • по вкладам в иностранной валюте — сумму процентов, начисленных исходя из 9% годовых.

Также это доход в виде процентов по договору обезличенного металлического счета в драгоценном металле. Вклад в драгоценные металлы не является денежным вкладом. Доходы в виде процентов по таким вкладам, если договор предусматривает начисление процентов, облагаются НДФЛ в полном объеме по ставке 13% (для резидентов) или 30% (для нерезидентов) (п. п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

К доходам от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами относятся доходы:

  • по ценным бумагам, эмитентом которых является банк;
  • по договорам брокерского и депозитарного обслуживания;
  • в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, производных финансовых инструментов.

Если с банком заключен договор на брокерское обслуживание (доверительное управление активами клиента) и депозитарный договор, то банк выступает и в качестве лица, проводящего операции с ценными бумагами от имени клиента, и в качестве депозитария, осуществляющего хранение бездокументарных ценных бумаг.

В этих случаях банк также признается налоговым агентом и удерживает с доходов НДФЛ (п. 20 ст. 214.1, п. п. 1, 3 ст. 224, ст. 226.1 НК РФ):

  • по ставке 13%, если получатель налоговый резидент;
  • по ставке 30% - если не резидент (кроме дивидендов, в отношении которых применяется ставка 15%).

Банк на дату фактического получения дохода исчисляет НДФЛ в отношении всех доходов, удерживает его из денежных средств клиента (при их наличии) и перечисляет в бюджет (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Если при расчете налоговой базы по НДФЛ по итогам налогового периода (календарного года) выявлены факты излишне удержанного и перечисленного НДФЛ, банк в течение 10 дней должен уведомить об этом клиента (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Если не полученный доход возвращается в банк

В некоторых печальных ситуациях доходы, выплачиваемые банком, освобождаются от налогообложения. Это бывает в случае смерти клиента. А доходы, выплачиваемые наследникам, освобождаются от налогообложения. Поэтому обязанностей по исчислению и удержанию налога с таких доходов у банка не возникает.

В то же время документы, подтверждающие смерть физлица и наличие наследников, могут быть предоставлены в банк как до наступления срока исчисления и удержания налога, так и после.

Если на дату возникновения обязанности по исчислению и уплате налога у налогового агента нет документов о смерти клиента, то все действия с НДФЛ, включая отражение в отчетности, производятся в общем порядке.

Но если после уплаты налога в бюджет суммы выплаченных доходов возвращаются банку - налоговому агенту как не полученные умершим лицом, то у него возникают обязанности по внесению корректировок в отчетность по НДФЛ. Данная ситуация расценивается как ошибка. А в случае ошибки требуется уточненный расчет по форме 6-НДФЛ.

Возврат банку неполученных сумм дохода влечет необходимость подачи в инспекцию корректирующей или аннулирующей справки по форме 2-НДФЛ.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие

банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11

НК РФ). Как видим, налоговое законодательство использует термин

«банк» широко, а именно как любая кредитная организация.

банковское законодательство признает коммерческие банки лишь одной из

разновидностей кредитных организаций2.

Перечисляя в ст. 25 НК РФ участников налоговых правоотношений,

законодатель не упоминает банки. Это серьезное упущение. Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех лицах: во-первых, как налогоплательщик; во-вторых, как налоговый агент и, в третьих, как финансовый посредник между налогоплательщиками и государством.

Банки обеспечивают функционирование системы хранения безналичных денежных средств и осуществление безналичных расчетов в стране. С

эффективным функционированием банковской системы напрямую связано

своевременное и полное доведение налоговых платежей от налогоплательщика до бюджета.

налогоплательщиках с точки зрения налогового контроля. Поэтому помимо общего статуса налогоплательщика и налогового агента банки наделяются специальным налогово-правовым статусом, включающим дополнительные субъективные права и обязанности.

По общему правилу взаимодействия между банками и их клиентами

развиваются на договорной основе в рамках гражданского законодательства и носят частноправовой характер. Однако правоотношения, возникаю1 См.: п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 // Вестник ВАС РФ. – 201. – № 7.

2 См.: ст. 1 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

щие между налогоплательщиком и банком по поводу уплаты налогов, являются исключением из этого правила, возникают не из договора, а из императивной нормы налогового законодательства, то есть носят публичноправовой характер.

устанавливает публично-правовые обязанности банков в их отношениях с

налогоплательщиками (Постановление КС РФ от 12.10.98 № 24-П). Государство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за порядком исполнения банками публично-правовых функций.

В другом постановлении КС РФ отметил, что отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми правоотношениями (Определение КС РФ от

25.07.2001 № 138-П). «Банк при этом действует не как представитель налогоплательщика, – отмечает С. Г. Пепеляев, – а как представитель публичных интересов государства, принимающий от плательщика исполнение

публичной обязанности по уплате налогов»1. Это позволяет охарактеризовать обязанности банка в системе «налогоплательщик – банк – государство» как публично-правовые, совершаемые в пользу общего блага, во всеобщих (публичных) интересах.

«В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, – указал КС РФ, – а на кредитные

учреждения – публично-правовая обязанность обеспечить перечисление

соответствующих платежей в бюджет» (Постановление КС РФ от 12.10.98

№ 24-П). Ответственность за невыполнение этих обязанностей также носит

публично-правовой характер, поскольку наступает не перед клиентом, а

непосредственно перед государством. Характерно, что плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, поэтому банк как финансовый посредник не имеет здесь собственных имущественных интересов.

Гражданское правоотношение между клиентом и банком, оформленное договором банковского счета, в данном случае является необходимой предпосылкой для возникновения и развития налогового правоотношения.

Система взаимодействий между налогоплательщиком, банком и государством складывается поэтапно из трех видов правоотношений: за гражданским правоотношением следует налоговое, за налоговым – бюджетное.

На необходимость разграничения налоговых и бюджетных правоотношений с участием банков неоднократно указывалось в юридической литературе. При этом отмечается, что перечисление и зачисление средств,

поступивших в уплату налогов на счет бюджета, осуществляется в рамках

бюджетных отношений; налоговое законодательство регулирует лишь отношения по исполнению платежных поручений налогоплательщиков об1 Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 195.

служивающими их банками и не регулирует вопросов дальнейшего зачисления уплаченных сумм на бюджетные счета1. КС РФ прямо указал: «Налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений

на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов

на бюджетные счета, являются бюджетными. Таким образом, действующее

налоговое и бюджетное законодательство различают понятия уплаты налога и зачисления налога» (Определение КС РФ от 12.10.98 № 24-П).

Главная обязанность банка как финансового посредника состоит в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взыскании налогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика

или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений

на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Такие поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, в течение одного операционного дня, следующего за

днем получения поручения (решения) (пп. 1-2 ст. 60 НК РФ).

В отдельную группу можно выделить обязанности банков, связанные

с учетом налогоплательщиков.

вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый

орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (п.1 ст. 86 НК РФ). Обязанность по подобному информированию не возникают у банка, открывающего счет организации, которая не подлежит постановке на учет в налоговом органе в

качестве налогоплательщика. Кроме того, речь идет о банковских счетах,

так или иначе используемых для целей налогообложения.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и

счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти

дней после мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК

РФ). При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую

тайну. Запрос налогового органа является мотивированным, если в нем

указано: 1) какие именно сведения следует представить; 2) для какой цели

необходимо представить эти сведения; 3) по каким основаниям налоговый

орган запрашивает соответствующие сведения.

Важнейшим элементом налоговой правосубъектности банков является ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотренная главой 18 НК РФ. Правовая природа этой ответственности ос1 Налоговое право: Учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 193.

тается неопределенной. Правонарушения банков не отнесены законодателем к налоговым правонарушениям, а выделены в отдельную главу, что не

позволяет квалифицировать ответственность банков как налоговую ответственность. Вместе с тем ответственность банков обособлена и от административной ответственности, поскольку КоАП РФ за правонарушения в сфере финансов предусматривает ответственность не самих банков, а

их должностных лиц.

ее нельзя отнести в силу нормативного и фактического оснований, а также

природы правоотношений, в рамках которых она возникает и развивается.

Попытки интегрировать общеотраслевую финансово-правовую ответственность или выделить некую совершенно новую категорию - банковскую

ответственность - представляются малоубедительными в силу недостаточной аргументации.

На наш взгляд, ответственность банков как финансовых посредников

является административно-правовой по своей природе и поэтому включение ее в НК РФ вряд ли оправданно. НК РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений банков.

1) Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в

налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения

налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей (п. 1 ст. 132 НК РФ).

2) Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или

закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем

влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).

3) Нарушение банком установленного НК срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки

4) Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа

о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного

платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ

преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, перечисленной в соответствии с поручением, но не более суммы задолженности (ст.

5) Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени влечет

взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не

более 0,2 % за каждый день просрочки (п. 1 ст. 135 НК РФ).

6) Создание банком ситуации отсутствия денежных средств на счете

налогоплательщика или налогового агента, в отношении которых в соот142

ветствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 % не поступившей в

результате таких действий суммы (п. 2 ст.135 НК РФ).

7) Непредставление банками по мотивированному запросу налогового

органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 10

тыс. рублей (ст. 135.1 НК РФ).

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности

перечислить в бюджеты сумму налога и уплатить пени. В случае неисполнения банком этой обязанности в установленный срок к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и пеней за

счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 НК РФ, а за счет иного имущества - в судебном порядке. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с

ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской

Обязанности банков, возникающие в сфере налоговых правоотношений можно разделить на три группы:

Обязанности банков как

б) налоговых агентов;

в) иных лиц, на которых государством возложены определенные обязанности, связанные с налоговым учетом и контролем (далее по тексту - "иные лица").

Обязанности банка как налогоплательщика достаточно разработаны в налоговом законодательстве и в данной статье не освещаются.

Что касается обязанностей банка как налогового агента или как "иного лица", то у банков возникает ряд вопросов, в частности, как соотносится право налогового органа требовать представления банком документов по счетам физических лиц с обязанностью банков сохранять "банковскую тайну".

Налоговый кодекс, вступивший в действие с 01.01.99 г., ввел понятие "налогового агента", как лица, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по правильному и своевременному исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В ряде случаев банк, как и любая другая организация, исполняет обязанности налогового агента, например, по налогу на доходы физических лиц, налогу на доходы иностранных лиц, налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

Документами, подтверждающими правоотношения банка и клиента, при которых возникает объект налогообложения (например, при выплате банком с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления средств на валютные счета с рублевых счетов), являются договоры и лицевые счета клиентов, оформляющие сделки, в каждой из которых одной из сторон является банк - налоговый агент, а другой - физическое лицо - плательщик налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Именно договоры и лицевые счета клиентов являются первичными документами, несущими объективную информацию о совершенных сделках указанных лиц. Необходимость данных документов для осуществления налогового контроля бесспорна. Согласно п/п. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ, налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

В соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ ":отказ:налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Кодекса. В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, производящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 Кодекса".

Что касается нормы п.2 статьи 86 (и корреспондирующей ей нормы ст. 135.1) Налогового кодекса РФ, то ее положения не касаются обязанностей банка как налогового агента, а излагает обязанности банка как "иного лица", располагающего данными о налогоплательщиках, занимающихся предпринимательской деятельностью. Кроме ответственности по ст. 135.1 НК РФ банк как "иное лицо" может подлежать ответственности также по ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу. Общей нормой, определяющей понятие налогового правонарушения "иного лица" является статья 106 НК РФ.

Таким образом, статьи 24 и 126 НК РФ, с одной стороны, и статьи 86 и 135.1, 129.1 НК РФ, с другой стороны, регулируют правоотношения с различным субъектным составом.

Норма пункта 2 статьи 857 ГК РФ, которой предусмотрено, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам в случаях и порядке, предусмотренных законом, не опровергает вышесказанного, так как именно такие случаи и порядок предусмотрены ст.ст. 24, 86, 93 Налогового кодекса РФ, когда сведения, составляющие банковскую тайну, одновременно являются сведениями, необходимыми для проверки банка как налогового агента, или предоставляются налоговому органу банком как "иным лицом" в налоговых правоотношениях.

В этой связи в Налоговый кодекс РФ включена статья 102, согласно которой сведения о налогоплательщиках (в том числе "банковская тайна" - сведения о счетах и вкладах физических лиц - клиентов банка), полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну и имеют специальный режим хранения и доступа, не подлежат разглашению.

Норма абзаца 3 ст.26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", к которой зачастую обращаются банки, повторяет именно положения п.2 ст.86 НК РФ, т.е. отражает обязанности банка как иного лица в налоговых правоотношениях. Однако она не касается обязанностей банка ни как налогоплательщика, ни как налогового агента, задействованного в налоговых правоотношениях налогоплательщиков и налоговых агентов с государством и в этой части входит в противоречие с нормами законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" ":федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу,: действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса". Таким образом, положения Федерального закона "О банках и банковской деятельности", вступающие в противоречие с нормами Налогового кодекса РФ, применяться не могут.

П. 4 ст. 108 НК РФ предусматривает, что "привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ".

Согласно п. 7 ст. 101 Налогового кодекса РФ "по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц-налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". Согласно п. 8. данной статьи ее положения распространяются также на плательщиков сбора и налоговых агентов Аналогичная норма содержится в п. 13 ст. 101.1 НК РФ в отношении "иных лиц".

Конкретные меры административной ответственности предусмотрены пунктом 12 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах РФ": на должностных лиц организаций (в том числе - банков), виновных в непредставлении документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - наложение налоговыми органами штрафа в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда; а на руководителей и других должностных лиц организаций за невыполнение требований налоговых органов, перечисленных в п.п. 3-6 ст. 7 данного Закона, - штрафа от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда. Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа в двойном размере.

Главный специалист юридического отдела

УМНС России по Новосибирской области

Получены по рассылке из УМНС РФ по НСО 26.06.2001г.

Налоговый агент по законодательству налогоплательщиком не является.

Понятие налоговых агентов

Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.

Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам - НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

К участникам отношений, контролируемых законом, причислены в том числе компании и физические лица, признаваемые в соответствии с законом налоговыми представителями.

Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.

Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.

Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.

Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.

Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом. Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом. Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением. В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

Читайте также: