Как назывался особый налог который взимался в пользу церкви

Опубликовано: 14.05.2024

External.svg

Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 29 марта 2012.

Десяти́на (ивр. маасер; греч. δεκάτη; лат. decima) — десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Содержание

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху, десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей [1] . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника [2] . Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами [3] .

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века, не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

С одной стороны, Ватикан - это иностранное государство и по всем существующим законам никаких налогов Италии оно платить не должно. Но не все так просто. Святой Престол, находясь "де-факто" на территории Италии, является счастливым обладателем 20 процентов всей местной недвижимости. Однако одно дело ею владеть, а совсем другое - платить налоги, чем на протяжении долгих лет церковь себя не утруждала.

Латеранские соглашения от 11 февраля 1929 года признали суверенитет и исключительную юрисдикцию Римской католической церкви в отношении находящейся на его территории недвижимости. А в 2005 году последовал еще и закон, отменяющий муниципальный налог на недвижимость в отношении ста тысяч церковных некоммерческих учреждений. При этом, что немаловажно, коммерческая недвижимость, находящаяся на территории Италии, исходя из все того же закона, подлежит обязательному налогообложению.

Как бы там ни было, именно эта мера позволила церкви не только ежегодно экономить около двух миллиардов евро, но и неплохо зарабатывать на этих самых "некоммерческих учреждениях", которые на проверку оными не всегда являются. Дело в том, что все церковное имущество (будь то ресторан, гостиница, спортивные центры и прочие сугубо "коммерческие" объекты) в случае Ватикана автоматически приобретают статус "некоммерческих" и, соответственно, "необлагаемых" налогом, если на их территории находится, к примеру, часовня или "помещение для проведения церковного обряда". Не говоря уже о том, что нередко доходит до того, что квартиры, предназначенные для священнослужителей, сдаются в найм туристам.

Для представителей других конфессий, базирующихся в Италии, действуют похожие правила. И все же различия есть. Как рассказал "РГ" представитель мусульманской общины Рима, пожелавший остаться неизвестным, мечети, зарегистрированные как неправительственные организации, налогов не платят, а вот частные мусульманские храмы обязаны платить налог на недвижимость, несмотря на то, что они также занимаются религиозной, а значит, некоммерческой деятельностью. "Попахивает двойными стандартами", - заключил источник.

Тем не менее все может измениться и достаточно быстро. Практикующий католик Марио Монти, по всей вероятности, войдет в историю Италии как первый итальянский политик, который решился ввести налог на недвижимость Римско-католической церкви. Разговоры об этом шли с первых дней создания нового кабинета министров, но мало кто верил, что Монти "посмеет посягнуть на святое". Как стало известно на днях, Профессор (так величают в народе премьера страны) все-таки решился.

С 2013 года Ватикану придется поучаствовать в спасении Италии. В отношении некоммерческой собственности, приносящей доход (в области здравоохранения, культуры или спорта), а также недвижимости, имеющую смешанную природу (как коммерческую, так некоммерческую), впредь будет взыматься единый муниципальный налог на недвижимость (IMU). "Спастись" от этой участи смогут лишь те, кто к 2013 году сумеет доказать, что никакой коммерческой деятельности на вверенном объекте им не ведется.

Как полагают эксперты, от введения налога на недвижимость церковь как институт и Ватикан как государство вряд ли обеднеют - в их распоряжении имеется великое множество разнообразных источников дохода. Хотя, нельзя не заметить, что своих прихожан Ватикан на сей счет не слишком тревожит: те вольны делать добровольные пожертвования, а также выделять "восемь от тысячи" - налог (8 евро от каждой заработанной тысячи), который итальянцы могут платить на выбор: либо государству, либо любой церковкой организации, включая синагогу и мечеть.

Согласно американским законам, церкви, считаясь благотворительными организациями, не платят федеральных, региональных или местных налогов, а их пасторы также освобождены практически от всех "податей", за исключением подоходного налога за оказываемые ими религиозные услуги. Впрочем, если по религиозным соображениям служителю культа в Америке претит платить налоги, то, написав соответствующее заявление в налоговой службе, священники могут избавить себя от такой необходимости.

Американские налоговики не только не требуют налоговых деклараций от церквей, но и не обязывают посредников между земной суетой и небесами отчитываться за расходы, как это происходит в случае со светскими некоммерческими учреждениями и благотворительными организациями.

Хотя в разное время некоторые американцы пытались оспаривать конституционность изъятия церквей из налоговых норм страны, все попытки распространить мирские законы на божественные таинства закончились ничем. Последним и наиболее показательным таким делом стал иск нью-йоркца по фамилии Уалц к городской налоговой комиссии с требованием прекратить фактическое принуждение граждан к субсидированию церквей в Нью-Йорке. Это случилось в 1970 году. Громкое дело даже дошло до Верховного суда США, который, подумав, поддержал законность "налоговой неприкосновенности" учреждений культа.

Церкви в США в большинстве своем не бедствуют. Так, сегодня в Америке насчитывается около 350 тысяч церквей, и в позапрошлом году, согласно имеющейся статистике, американская паства пожертвовала порядка 110 миллиардов долларов своим религиозным учреждениям. Протестанты, коих большинство в Америке, жертвуют примерно в полтора раз больше, чем католики и представители других христианских конфессий. Немалую помощь оказывает церквям и федеральное правительство, распределяя многомиллионные гранты.

Хотя США традиционно считаются страной с сильными религиозными чувствами среди населения, последние социсследования показывают, что быстро растет и количество атеистов. Если в 1990 году неверующих в высшие силы американцев насчитывалось 8 процентов, то сегодня количество "безбожников" перевалило за 19,6 процента. Таковы данные октябрьского социологического опроса компании "Пью".

Роль храмов и монастырей в жизни китайского общества порой необычна. Например, всемерно известный Шаолиньский монастырь в последнее время ассоциируется с успешным коммерческим предприятием, а не духовной школой. Настоятели-миллионеры - именно так воспринимается местное духовенство.

По китайским законам храмы сами по себе освобождены от любых налогов. К слову, они не приносят и никакой прибыли. Зато образованные при монастырях коммерческие предприятия, а это разрешается законом, должны платить в государственную казну наравне с другими компаниями.

Вместе с тем есть и лазейки, которыми, судя по всему, многие успешно пользуются. Например, если храм создает предприятие на "неосвоенных территориях", то в таком случае коммерческая структура получает значительные льготы. Кроме того, опять же на примере Шаолиньского монастыря создаются учебные заведения, которые могут не облагаться налогами. Зато обучение в основном идет на платной основе.

Количество верующих католиков и протестантов в Германии примерно одинаково - в среднем по 24 миллиона человек. Только вот в последние годы паства в массовом порядке покидает святое лоно церкви, и самая распространенная причина этого - церковный налог. Люди не хотят связывать свою веру с принудительной оплатой. Так, за прошедший год католическую церковь покинуло более 100 тысяч человек, а евангелическую - более 145 тысяч.

Сумма обязательного церковного налога зависит от дохода каждого верующего и от федеральной земли. Она равняется 8-9 % подоходного налога и начисляется дополнительно ко всем другим налогам. По последним подсчетам, в среднем церковь собирает по 125 евро в месяц с верующего. От церковного налога освобождаются дети и студенты, а также неимущие, безработные, получатели социального пособия и бедные пенсионеры. Однако все они должны принести пастору соответствующее официальное подтверждение. В семьях, где лишь один из супругов - верующий, церковный налог исчисляется по специальной формуле. В конечном итоге его платит не более трети всех членов той и другой церкви.

Отказ от церковного налога должен быть произведен лично в районном суде или в ЗАГСе. Католики требуют от верующих еще и предварительного посещения консультации у местного священника, который всеми силами постарается убедить отступника не покидать лоно церкви. После официального отказа от оплаты церковного налога католическая церковь Германии исключает верующего из своих рядов. Он больше не может принимать участие в священных таинствах церкви и принадлежать местной церковной общине. Евангелическая церковь в этом случае не разрешает участвовать в церковных обрядах или быть их субъектом. Однако ни та, ни другая церковь не запрещает посещение храма. Отлучать от церкви за неуплату налога католикам запрещает декрет Папы Римского от 2007 года.

В Германии церковный налог обоснован историческим развитием отношений государства и церкви. После того, как в XIX веке церковное имущество по большей части отошло государству, оно обязалось отвечать за сбор доходов другим способом. По конституции Веймарской республики 1919 года христианская церковь получила статус "публично-правовой корпорации" и право взимать налоги со своих членов. Это правило вошло в современную конституцию ФРГ 1949 года. Таким образом сбор церковного налога государством был официально узаконен.

Для церковников сборы налогов через государственные финансовые учреждения весьма удобны и дешевы. Приносят они пользу и государству: за предоставление "услуги" оно удерживает от двух до четырех процентов всей собранной налоговой суммы. С помощью государства церковный налог собирает также еврейская община Германии и христианские общины, принадлежащие к Генеральной ассамблее унитарианских и свободных церквей.

Именно тогда все культовые строения были переданы местным органам самоуправления, а крупнейшие, такие как, к примеру, собор Парижской Богоматери, - государству. Правда, вся эта культовая недвижимость осталась в распоряжении служителей церкви, хотя формально они ею и не владеют.

От государства, как поведал "Российской газете" представитель главного объединения католиков Конференции епископов Франции Вансен Фовель, церковь ничего не получает. Живет же исключительно за счет пожертвований. Пожалуй, главным из них, приносящим в казну порядка 230 миллионов евро, то есть треть годового бюджета церкви, является добровольный взнос от сознательных верующих. Все это рассматривается властями в качестве средств, полученных некоммерческой структурой на собственное существование, а поэтому не облагается налогом.

Отдельно стоит вопрос о земельном налоге. По существующему положению, французская католическая церковь, как, впрочем, и другие религиозные конфессии, его не платит, если строения были возведены до 1905 года (их 30 тысяч), что и понятно: они им не принадлежат. Но помимо этого за минувшее столетие с лишним во Франции было возведено еще три тысячи католических храмов, а также имеющих к ним отношение сооружений. Здесь, как объяснил месье Вансен Фовель, ситуация следующая. Епархии, которым они принадлежат, освобождены от уплаты этого налога с тех культовых строений, которые открыты для публики. А вот за остальные, будь-то служебные помещения, семинарии, залы для проведения собраний, библиотеки и прочее, надо налог платить на общих основаниях, как это делают все юридические и физические лица во Франции.

Платят ли налоги священники и другие церковные служащие? Они декларируют свои доходы, но подавляющее большинство их не платит.

Почему? Да потому, что жалование настолько мало (в пределах 800-900 евро), что оно оказывается, как, впрочем, у около половины французов, ниже начального уровня прогрессивной шкалы подоходного налога.

1. В Средневековье духовенство считалось:
а) первым, высшим сословием +
б) вторым сословием
в) третьим сословием
г) единственным сословием

2. Грамота об отпущении грехов называлась:
а) интердикт
б) булла
в) индульгенция +
г) причастие

3. Что являлось особенностью католической церкви:
а) священники не брили бороды и не выстригали волосы на темени
б) духовным лицам было запрещено вступать в брак +
в) допускалось богослужение на родном языке
г) духовные лица могли создавать семьи

4. Как назывался запрет Папы на проведение обрядов и богослужений:
а) интердикт +
б) булла
в) индульгенция
г) причастие

5. «Хождение в Каноссу» означает:
а) обогатиться
б) укрепить свой авторитет
в) оказаться униженным +
г) паломничество

6. Что из приведенного верно:
а) церковь не имела земель, богатств и денег
б) церковь была обязана заботиться о слабых, больных, ка¬леках и сиротах +
в) церковь поддерживала рыцарские турниры

7. Налог, взимаемый в пользу церкви, назывался:
а) оброк
б) десятина +
в) барщина
г) феод

8. Какую часть дохода жители должны были отдавать церкви в качестве налога:
а) 1/10 +
б) 3/10
в) половину
г) 7/10

9. Раскол христианской церкви произошел:
а) в 1256 году
б) 1054 году +
в) 847 году
г) 1138 году

10. После Папы самым высоким церковным титулом был:
а) епископ +
б) аббат
в) монах
г) игумен

11. Почему христианская церковь играла значительную роль в Средневековье:
а) потому что она отказалась от использования труда зависимых крестьян
б) потому что она отказалась от участия в государственных делах
в) потому что она стала самой богатой организацией в Европе +
г) потому что она защищала с оружием в руках верующих

12. Еретиком в средние века называли:
а) беглого крестьянина
б) рыцаря, предавшего своего сюзерена
в) противника господствующего вероучения церкви +
г) освобожденного крестьянина

13. Причиной возникновения ереси в Средневековье послужило:
а) отсутствие веры в Бога
б) запрет читать Библию и церковные книги
в) несправедливость существующих порядков +
г) стремление сеньоров захватить земли церкви

14. Специальный церковный суд получил название:
а) индульгенция
б) десятина
в) интердикт
г) инквизиция +

15. Кто относился к сословию молящихся:
а) аббаты +
б) рыцари
в) патриции
г) крестьяне

16. Кто основал нищенствующий орден монахов-проповедников:
а) Франциск Ассизский +
б) Григорий VII
в) Генрих IV
г) Иннокентий III

17. Кто боролся за усиление папской власти:
а) Франциск Ассизский
б) Григорий VII +
в) Генрих IV
г) Иннокентий III

18. Наивысшего могущества христианская церковь достигла при:
а) Папе Иннокентии III +
б) Папе Григории IX
в) Папе Клименте III

19. Кто вступил в борьбу с Папой римским:
а) Франциск Ассизский
б) Григорий VII
в) Генрих IV +
г) Иннокентий III

20. Паломничество – это:
а) путешествие к святым местам с целью поклонения святыням +
б) суд католической церкви по делам веры
в) учение, противоречащее уче¬нию господствующей церкви

21. Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике – это:
а) индульгенция
б) инквизиция
в) сословие
г) догмат +

22. Что из перечисленного неверно:
а) церковь преследовала еретиков
б) церковь располагала огромными богатствами
в) церковь запрещала монахам вести прибыльное хозяйство +
г) церковь содержала первые приходские больницы

23. Авторитет церкви в Средневековье подрывало:
а) продажа индульгенций +
б) празднование Масленицы
в) запрещение священникам вступать в брак
г) требование жесткой дисциплины от монахов

24. Главой восточной ветви христианства был:
а) папа
б) монах
в) патриарх +
г) архиепископ

25. Крестовый поход 1209-1229 годов на юге Франции был направлен против:
а) альбигойцев +
б) манихейства
в) вальденсов

26. Франциск Ассизский проповедовал:
а) стремиться к богатству и осторожности +
б) воинскую доблесть и бесстрашие
в) любовь к ближнему своему +

27. Как называется раскаяние верующего человека в своих поступках и получение прощения через священнослужителя, который говорит от имени Бога:
а) крещение
б) пострижение
в) исповедь +
г) причастие

28. Кто из перечисленных являлся еретиками:
а) альбигойцы +
б) доминиканцы
в) тамплиеры

29. На что церковь не тратила свои средства:
а) помощь нищим, бедным и больным
б) раздачу продуктов во время голода
в) содержание больниц и приютов
г) рыцарские турниры +

30. На что церковь не тратила свои средства:
а) содержание священников
б) строительство развлекательных заведений +
в) строительство церквей
г) приобретение богоугодных заведений


Москва, 19.05.2021, 20:57:46, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Орлонская.

В России Церковь не финансируется государством, однако она пользуется рядом налоговых льгот . А вот в Европе есть ряд государств, в которых действует так называемый «налог в пользу церкви».

  • Что такое церковный налог и кто его платит
  • Процент ЦН в разных странах, таблица
  • Почему американские священники не платят налоги
  • Платит ли налог РПЦ

В Европейском Союзе практика финансирования церквей весьма распространена. Самой востребованной моделью помощи является церковный налог, а в 6 странах Евросоюза государство на постоянной основе спонсирует церковь. Среди них — Бельгия, Чехия, Греция, Люксембург и Словакия.

Что такое церковный налог и кто его платит


Церковный налог — налог на прибыль физлиц для финансирования через государство той религиозной конфессии, членом которой является налогоплательщик. Есть две основные модели: обязательный подоходный налог для всех лиц, официально подтверждающие своё членство в конкретном объединении. Так работает система в Германии, Австрии, Хорватии, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии, а также в некоторых кантонах Швейцарии.

В Италии и Испании, а также в Голландии и Венгрии работает другая система налогообложения. Она основана на добровольной передаче процента налога в пользу церкви.

Процент такого налога разный и колеблется от 0,004 % до 10 % . Платят его все верующие, а те кто отказываются, отлучаются от церкви.

Процент ЦН в разных странах, таблица


Ставка церковного налога Добровольные пожертвования части подоходного налога Отсутствие церковного налога – прямые госдотации Разделение имущества государства и церкви
Австрия (1,1%)
Дания (до 1,51%) Испания (0,5239%) Бельгия Франция
Финляндия (1-2%) Голландия (1-3%) Чехия Ирландия
Германия (8-9%) Венгрия (1%) Греция Португалия
Швейцария (до 2,3%) Италия (0,8%) Люксембург
Швеция (до 2%) Словакия

Почему американские священники не платят налоги


Согласно законам Соединенных Штатов, церкви не платят федеральных, региональных или местных налогов, а их пасторы также освобождены от них. Исключением по уплате подоходного налога являются оказываемые ими религиозные услуги. Впрочем, если по религиозным соображениям служителю культа в Америке претит платить налоги, то написав соответствующее заявление в налоговой службе, служители культа в праве избавить себя и от этого «бремени».

Налоговики США не требуют от духовных наставников налоговых деклараций и не принуждают их отчитываться за расходы, как это происходит в случае с гражданскими некоммерческими организациями и благотворительными учреждениями.

Платит ли налог РПЦ

Многих интересует вопрос — а платит ли налоги в казну РПЦ. Священнослужители отвечают так: Русская православная церковь является некоммерческим предприятием и живет автономно на собственные средства. Конечно, она не имеет права вести какую-либо коммерческую деятельность и получать прибыль. Доход церкви не является официальным и не отражен в официальной документации.


Но налоги РПЦ все же платит, хоть и пользуется некоторыми льготам на них. Их всего две: Первая — льгота по налогу на прибыль. Сюда относятся продажи платков и венчальных колец. А вот пожертвования и распространение религиозной литературы налогом на прибыль не облагаются.

Также применяется льгота на НДС в отношении предметов религиозного назначения, по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ в марте 2001 года. Как известно не подлежит обложению НДС продажа духовной литературы, свечи, ладан, иконы, разные церковные изделия, крестики, в том числе некоторые ювелирные изделия, диски аудио и видео и т.д.

Все устройство церкви такое, что позволяет ей брать у государства бюджетные средства и полностью автономно существовать. Из собственной казны они обеспечивают не только работу храмов, но и поддерживают служителей.

В лентах новостей нет-нет да появится информация о мифическом бюджете РПЦ, о неимоверных тратах православного духовенства, о законодательстве, делающем церковь практически неприкосновенной. Немудрено, что на фоне этого многие задаются вопросом: "Облагается ли церковь налогами в России?" Ответим на него максимально подробно.

Что такое церковь

Чтобы разобраться, платит ли церковь налоги в России, определимся, чем же по сути является РПЦ с "деловой" точки зрения. Религиозные организации в нашей стране считаются полноценными участниками хозяйственных отношений - ведут определенную деятельность, владеют каким-либо имуществом - движимым, недвижимостью, землей. Логично, что они при всем этом вправе называться юридическими лицами.

платит ли церковь налоги в россии

Кроме всего перечисленного, религиозные организации занимаются специфичной культовой деятельностью - проводят определенные обряды и церемонии, собрания и мероприятия. Ст. 8 ФЗ №125 "О свободе совести и нерелигиозных объединениях" определяет понятие "церковь" так: добровольное объединение групп граждан, которое образовано для распространения веры и совместного ее исповедания, помимо всего прочего, зарегистрированное в роли юридического лица.

Правовая база и церковь

Рассмотрим правовые акты, так или иначе относящиеся к налогам церкви государству в России:

  • ФЗ №7 "О некоммерческих организациях": церковь вправе заниматься предпринимательством, а также создавать ряд собственных предприятий и организаций.
  • ФЗ №129 "О госрегистрации ИП и юридических лиц": церковь и ее отделения подлежат обязательной государственной регистрации.
  • Упомянутый ранее ФЗ №125, ст.11: для религиозных организаций подразумевается специальный порядок госрегистрации.
  • НК РФ, ст.3, пп.1: продукция религиозного значения освобождается от обложения НДС.
  • Постановление Правительства РФ №251 (31.03.2001): документ содержит полный список предметов и услуг, реализуемых церковью и освобожденных от НДС.
  • Соглашение "О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера": ввозимая религиозная импортная продукция облагается налогами не выше тех, которые применяются к аналогичным товарам на территории государства-хозяина.

платит ли церковь налоги государству в россии 91

Доходы церкви

Платит ли церковь налоги в России и с каких доходов? Это весьма интересный вопрос для российских граждан. Перечислим основные пункты, из которых складывается прибыль религиозной организации:

  • пожертвования верующих за требы, поминовения;
  • пожертвования меценатов, спонсоров;
  • продажа свечей;
  • продажа книг и религиозной атибутики;
  • "кружечный" сбор после службы;
  • доход от деятельности коммерческих церковных организаций;
  • передача ряда объектов церкви в безвозмездное пользование;
  • поступления из госбюджета РФ.

НДС для церкви

Говоря о том, какие налоги платит церковь в России, нужно обязательно коснуться тех платежей, от которых религиозная организация освобождена или же которые отчисляет казне в льготном порядке. Первым делом обратим внимание на НДС - приведем список того, что продажа непосредственно церковью дает ей право не уплачивать госказне этот 18%-й налог:

  • Предметы религиозного поклонения: иконы, статуи, жертвенники, голгофы и т.д., а также элементы, которые составляют с ними неделимое целое: покровы, иконные рамы, ризы и т. д.
  • Предметы убранства интерьера, архитектурные элементы: иконостасы, гробницы, раки, кадила, подсвечники, врата, оконные решетки, троны, алтарные шкафы и т. д.
  • Предметы атрибутики православной религии: кресты, пояса с молитвами, посохи, медальоны, штандарты, хоругви, жезлы, ладанки, художественные формы пасхальных яиц и т. д.
  • Необходимые элементы и вещества, без которых невозможно провести богослужение: ладан, елей, кадила, свечи, миро, приборы для соборования, херувимы, печати для просфор и артоса и т. д.
  • Одежда церковнослужителей: мантии, пояса, поручи, палицы, набедренники, фелони, косынки, фартуки и пр., а также держалки, вешалки, футляры, цепи, древки и т. д. для них.
  • Бумажная продукция: богослужебные книги (Священное Писание, молитвословы, святцы, ноты, чинопредставления, религиозные календари и др.), религиозно-образовательные, просветительские книги, официальные бланки и печатные товары религиозных организаций (грамоты, дипломы, открытки, послания, молитвы, канонические изображения, фото и др.)
  • Видео- и аудиопродукция церкви: материалы, наглядно обучающие, просвещающие, иллюстрирующие элементы учения, религиозной практики, богослужения и т. д.
  • Ремонтные и реставрационные работы, необходимые для храма, - если они проводятся организацией, имеющей лицензию на такую деятельность.

налоги церкви государству в россии

Важно отметить, что освобождение от НДС по перечисленным пунктам доступно не только непосредственно для церкви, но и для коммерческой фирмы, чей уставной капитал - это целиком вклад религиозного объединения.

Налог на имущество для церковных организаций

Ст. 381 НК РФ освобождает церковь от уплаты налога от имущества, но только в отношении той движимой и недвижимой собственности, которая непосредственно используется для осуществления религиозной деятельности. Церковное общежитие, корпус для братии и т. д. уже будут облагаться данным налогом в тех же размерах, что и для других российских налогоплательщиков. Но здесь есть одно но: налог на имущество - региональный, а значит, в соответствии с НК РФ, ст. 12, п. 3, субъекты могут самостоятельно установить его размер для некоммерческих плательщиков. Для религиозных организаций его делают равным нулю.

какие налоги платит церковь в россии

Земельный налог для церкви

Спрашивая о том, освобождена ли церковь от налогов в России, коснемся и такого важного для бюджета поступления, как земельный налог. Участки, принадлежащие церкви, освобождены от него в двух случаях - если она имеет:

  • Земли, принадлежащие по праву бессрочного пользования.
  • Территории, на которых сооружены храмы, церкви, часовни, а также сооружения как религиозного, так и благотворительного назначения. К последним относятся:
    • здания для осуществления определенных богослужений, молитвенные, культовые корпуса, помещения для собраний, обрядов, церемоний;
    • паломнические центры и гостиницы для паломников, принадлежащие непосредственно церкви;
    • религиозные церковные организации - семинарии, духовные школы, религиозные училища и общежития для учащихся;
    • благотворительные столовые, общежития и больницы, православные детдома, образовательные учреждения, имеющие статус благотворительных и т. д.

налог на церковь в россии

Согласно письму Министерства финансов № 03-06-02-02/41. от земельного налогообложения освобождается весь участок, принадлежащий церкви, даже если на его территории расположены сооружения, не относящиеся к выше перечисленным. А НК РФ (с. 395, п. 4) сообщает, что льготной будет земля, являющаяся собственностью православной церкви, но на которой расположены постройки и сооружения других религиозных конфессий.

В продолжение темы "Платит ли церковь налоги в России?" письмо Минфина №03-05-04-02/31 от 7 мая 2008 года предупреждает, что участок, принадлежащий религиозной организации, но имеющий на свой территории только здания и сооружения для продажи атрибутики, литературы и т. п., без присутствия построек религиозного и благотворительного назначения, полноценно облагается земельным налогом.

Религиозная организация и налог на прибыль

Налог на церковь в России - это еще и налог на прибыль. Согласно НК РФ, ст. 246, п. 1 религиозная организация является его плательщиком. Однако для нее и здесь предусмотрен ряд льгот - при составлении налоговой базы не учитывается следующее:

  • Имущество (в т. ч. деньги) и имущественные права, которые пришли в церковный бюджет в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в результате продажи своей профильной атрибутики и литературы.
  • Целевые поступления (кроме тех, что относятся к подакцизным). Сюда входят:
    • пожертвования и взносы;
    • имущество, перешедшее по завещанию, наследству;
    • имущество, полученное на осуществление уставной деятельности;
    • гранты от лиц и организаций, включенных в Перечень Постановления правительства №485 (28.06.2008).

облагается ли церковь налогами в россии

Целевые поступления не облагаются налогом только в том случае, когда они были израсходованы строго по назначению - в налоговый орган церковью обязательно предоставляется подробный отчет.

Налоги, уплачиваемые церковью

Платит ли церковь налоги государству в России? 91 % интересующихся этим вопросом не могут найти, что же облагается налоговыми сборами из деятельности и имущества церкви. Религиозная организация уплачивает следующее:

  • Транспортный налог: со всего транспорта, находящегося в ведении церкви, уплачивается налог в тех объемах, что и для других налогоплательщиков.
  • Подакцизные сборы (НК РФ, ст. 181): косметика и парфюмерия, спиртосодержащие вещества, лекарственные, профилактические средства и т. д. Отметим, что ювелирная продукция, в т. ч. и продаваемая церковью, не является подакцизным элементом.

освобождена ли церковь от налогов в россии

Итак, платит ли церковь налоги в России? Ответ будет положительным, однако с целым рядом но - ведь в РФ религиозные организации наделены большим рядом налоговых льгот.

Читайте также: