Аудит налога на доходы физических лиц
Опубликовано: 01.05.2024
Необходимость правильного формирования экономическими субъектами налоговых обязательств перед бюджетом обусловила широкое распространение на рынке аудиторских услуг налогового аудита, представляющего собой выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени их достоверности и соответствия нормам действующего законодательства. Вопрос проверки правильности исчисления и уплаты налога от доходов физических лиц является одним из наиболее актуальных для руководства и собственников организации.
Целью аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц является выражение мнения аудитора о достоверности сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» в финансовой (бухгалтерской) отчетности, проверку законности процедур по НДФЛ.
При проведении аудита НДФЛ следует:
- провести анализ порядка ведения аналитического и синтетического учета расчетов по налогу;
- оценить правильность формирования налоговой базы согласно стандартам действующего законодательства:
- выявить правильность определения сумм, неподлежащих налогообложению по НДФЛ;
- оценить выплаты, которые были неправомерно исключены;
- оценить в налоговой и бухгалтерской отчетности отражение налоговых обязательств перед бюджетом;
- проанализировать оценку своевременности и полноты уплаты в бюджет налога.
Процесс осуществления проверки правильности исчисления налога на доходы физических лиц включает анализ таких документов, как:
- главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;
- регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
- реестры по НДФЛ;
- ведомости по начислению заработной платы;
- трудовые договора;
- штатное расписание;
- кадровые приказы;
- приказы по определенным видам удержаний и начислений;
- коллективный договор или положение о премировании;
- налоговые карточки;
- прочие документы, которые подтверждают применение налоговых вычетов.
При аудите расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц используются такие нормативные документы, как:
- Гражданский кодекс РФ.
- Налоговый кодекс РФ (гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», ч. II).
- Закон РФ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с дополнениями и изменениями).
Базовыми источниками информации при осуществлении аудита НДФЛ являются те документы, наличие которых отмечается в рабочем документе проверяющего (таблица 1) [7, с. 147-148].
Таблица 1 – Источники информации для аудита расчетов по НДФЛ
п/п
Документ
Наличие
(нет/да)
Ответственный
за ведение, инициалы
Примеча-
ние
Положение по оплате труда
Правила внутреннего трудового
Положение о премировании
Приказ (распоряжение) о приеме на
Приказ (распоряжение) о предоставлении
Личная карточка (ф. Т-2)
Табель учета использования рабочего
времени и расчета заработной платы
Расчетно-платежная ведомость (ф. Т-49)
Расчетная ведомость (ф. Т-53)
Лицевой счет (ф. Т-54)
Договоры подряда, гражданско-правовые
Регистры бухгалтерского учета
Сводные ведомости распределения
Ведомости по расчету НДФЛ
Документы, подтверждающие право на
получение льгот: справка врачебно-трудо-
вой экспертной комиссии, удостоверение участника ликвидации аварии на Черно-
быльской АЭС, книжка Героя РФ и т.п.
Справки о доходах физического лица
Налоговые карточки по учету доходов и
налога на доходы физических лиц
Справки о доходах физического лица
Проверка правильности исчисления НДФЛ осуществляется в 3 этапа.
1 этап - ознакомительный. Проверяющим рассматриваются следующие факторы: существующие объекты налогообложения; соответствие применяемого предприятием порядка налогообложения нормам работающего законодательства; уровень потенциальных налоговых нарушений и обязательств. В процессе этого этапа ведется определение ключевых факторов, которые влияют на налоговые показатели; анализ правовых актов, которые регулируют социально-трудовые отношения; анализ документооборота и изучение функций (полномочий) служб, которые ответственны за исчисление и уплату налогов.
2 этап - основной. Этот этап предполагает проведение углубленной проверки участков, на которых выявлены ошибки (недостатки): правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов: доходов, которые получены от источников в России и за ее пределами. Также на данном этапе проводится проверка доходов, которые получены в натуральной форме; проверка доходов, которые получены в виде материальной выгоды; аудит присутствия документов, которые подтверждают право применения налоговых вычетов, в том числе стандартных, имущественных и профессиональных. Ведется аудит правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов; правильности определения доходов, которые не подлежат налогообложению; правильности применения налоговых ставок; аудит налоговой отчетности; проверка расчета налоговых последствий для предприятия в случаях некорректного применения правил налогового законодательства; проверка представления и разработки рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля правильности исчисления налога.
3 этап – заключительный. Данный этап предусматривает следующие операции:
- процедура анализа осуществления программы аудита;
- классификацию выявленных нарушений и ошибок;
- обобщение итогов аудита;
- оформление результатов налоговой проверки по НДФЛ. Все операции ведутся с использованием определенных тестов, которые утверждены внутрифирменными стандартами аудиторской компании.
При выявлении недочетов в корреспонденции счетов по учету расчетов с бюджетом по НДФЛ, проверяющий может составить следующую таблицу [5, с. 154].
Таблица 2 - Проверка правильности корреспонденции счетов по счету 68
Содержание
хозяйственной
операции
По данным аудируемого лица
По данным аудитора
Замечания
аудитора
Проверяющий сопоставляет данные расчетно-платежных ведомостей с аналитическими данными по учету расчетов с бюджетом по НДФЛ, удержанному с работников предприятия. В случае выплаты дивидендов аудитор выявляет правильность удержания налога на доходы. В итоге проверяющий дает оценку полноты и правильности заполнения налоговых карточек по учету доходов и НДФЛ
Рассмотрим более подробно порядок процедуры аудита расчетов с бюджетом по налогам на доходы физических лиц по ключевым элементам.
1. Аудит субъектов налогообложения. Налогоплательщиками налога на НДФЛ признаются физические лица, которые являются налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, которые получают доходы от источников в РФ, которые не являются налоговыми резидентами РФ.
2. Аудит объектов налогообложения. Объектом налогообложения признается доход, который получен налогоплательщиками:
a) от источников в РФ и (или) от источников за ее пределами, — для физических лиц, которые являются налоговыми резидентами РФ;
b) от источников в РФ, — для физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами РФ.При аудите определения налоговой базы следует помнить, что доход может быть получен такими способами, как:
3. Аудит налоговой базы. При аудите этого элемента следует руководствоваться в основную очередь ст. 210 «Налоговая база» НК РФ, а также ст. 208, 211-215.
При аудите определения налоговой базы следует помнить, что доход может быть получен такими способами, как:
- наличными деньгами — через кассу предприятия;
- безналичным способом — при перечислении на личные счета граждан;
- в натуральном виде — ТМЦ или в форме выполненных для граждан работ (оказанных для них услуг), а также в форме социальных и материальных благ, которые оказываются гражданам организацией, и в форме разницы между рыночными ценами и ценами реализации товаров (работ, услуг);
- в форме материальной выгоды — по банковским вкладам или договорам страхования, а также по заемным средствам, которые выданы гражданам.
4. Аудит налогового периода. При проведении проверки следует учитывать, что в соответствии со ст. 216 «Налоговый период» НК РФ налоговым периодом является календарный год.
5. Аудит налоговых вычетов. При аудите удержаний по НДФЛ аудитор обязан убедиться в правильности предоставления работающим соответствующего налогового вычета. Главное внимание проверяющий обязан уделить стандартным налоговым вычетам, так как они касаются основной части налогоплательщиков. Стандартные налоговые вычеты предоставляются в размере 3000, 500, 1400, 3000, 6000 и 12000 руб. за каждый месяц налогового периода определенным категориям граждан, указанным в ст. 218 НК РФ.
6. Проверка налоговых ставок НДФЛ исчисляется по различным ставкам, поэтому проверяющему следует проверить правильность применения соответствующих ставок для взимания налога.
- Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если другое не предусмотрено ст. 224 НК РФ.
- Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении таких доходов, как:
- стоимость любых призов и выигрышей, получаемых в проводимых играх, конкурсах и прочих мероприятиях в целях рекламы товаров (работ и услуг), в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ;
- процентные доходы по вкладам в банках, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ и которые находятся на территории Российской Федерации
- суммы экономии на процентах, которые превышают размеры утвержденные п. 2 ст. 212 НК РФ, при получении налогоплательщиками кредитных (заемных) средств;
- доходы, выраженные в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также проценты за использованные сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средства, которые привлекаются в форме займов от ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива. Налоговая база определяется в соответствии со ст. 214.2.1 НК РФ
7. Проверка порядка исчисления налога и сроков уплаты. Сумма налога при определении налоговой базы выплачивается как соответствующая налоговой ставке, которая установлена ст. 224 НК РФ.
Итоговая сумма налога являет собой сумму, которая получается в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 1 ст. 225 НК РФ.
Общая сумма налога выявляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога меньше 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и больше округляются до полного рубля.
В соответствии с существующим законодательством предприятия обязаны ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту своей регистрации данных о доходах физических лиц и суммах, которые начислены и удержаны по форме, утвержденной ФНС РФ.
Например, программа аудита может быть представлена следующим образом (таблица 3).
Таблица 3 - Программа аудита расчетов по НДФЛ
п/п
Перечень аудиторских
процедур
Рабочие документы
аудитора
Оценка организации учета расчетов по налогу на доходы физических лиц и аудит оформления первичных документов
Приказы о приеме на работу, табель учета использования рабочего времени, коллективный договор, личные карточки, перемещение, премирование, увольнение
Проверка соблюдения правильного оформления расчетно-платежных документов
Расчетно-платежные ведомости, расходные кассовые ордера, табель учета рабочего времени
Аудит правильности определения дохода для целей налогообложения по налогу на доходы физических лиц
Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы
Проверка обоснованности предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и удержаний из заработной платы
Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы
Проверка при исчислении налога на доходы физических лиц правомерности применения вычетов
Личные карточки, заявления работников на предоставление вычетов
Аудит соответствия применяемых ставок налога на доходы физических лиц главе 23 НК РФ
Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы
Проверка правильности отражения оборотов по счетам главной книги с аналогичными показателями синтетического учета и тождественности показателей регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
Главная книга, журнал-ордер (сч.70 и сч.68), налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц
В ходе аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на НДФЛ могут быть выявлены следующие типовые нарушения:
- основанием для начисления заработной платы являются приказы о зачислении, увольнении и табель учета рабочего времени, подписанные руководителем учреждения; в приказах по личному составу отсутствуют подписи ознакомленного лица;
- трудовые договора принимаются к учету без подписанных актов выполненных работ;
- начисление и выплата премий проводится по списку без приказа руководителя; документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, не гасятся штампом «Получено» или «Оплачено» с указанием даты;
- при уходе в отпуск или увольнении не проводится расчет в записке-расчете о предоставлении отпуска (увольнении) и расчетные ведомости не подписываются исполнителем и главным бухгалтером;
- больничные листки не нумеруются в хронологическом порядке с начала года;
- не заполнена справка о заработной плате и сумма причитающегося пособия, лист подписи исполнителя;
- не указывается номер расчетно-платежной ведомости, в которую больничный лист включен для начисления;
- не ведется аналитический учет расчетов по исполнительным листам по каждому получателю с указанием фамилии, номера, даты и срока действия исполнительного лица, суммы удержаний на налоговой карточке.
Все эти нарушения приводят к неточному определению налогооблагаемой базы для расчета НДФЛ и нарушению действующего законодательства.
Рубрика: Экономика и управление
Статья просмотрена: 3108 раз
Библиографическое описание:
Выскребенцева, А. С. Методика аудиторской проверки по налогу на доходы физических лиц / А. С. Выскребенцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 1. — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1529/ (дата обращения: 18.05.2021).
На сегодняшний момент времени возникла острая необходимость в правильном и грамотном проведении аудита по специальным аудиторским заданиям, а именно налогового аудита, так как от произведенных налоговых расчетов зависит не только финансовая составляющая предприятия, но и его репутация в деловом мире.
В настоящее время все виды налоговых проверок проводятся в соответствии с Методикой аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», однако, до сих пор нет четких рекомендаций при проведении аудита налогообложения по конкретным видам налоговых расчетов.
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что налоговые поступления бюджетов муниципальных образований формируются за счет различных налогов (Рис.1): налога на доходы физических лиц (51,4%); земельного налога (19%); налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (15,4%); налога на имущество организаций (7,6%), транспортного налога (4,7%). Одним из основных налогов, рассчитываемых на предприятиях различных форм собственности, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ) именно по этой причине в данной статье будет представлена методика проведения проверки расчетов по НДФЛ.
Рис. 1. Структура формирования бюджета МО за счет налоговых поступлений.
При аудите НДФЛ целью проверки является, выражение мнения аудитора о правильности порядка исчисления и уплаты налога согласно требованиям действующего законодательства.
Методика проведения аудита налога на доходы физических лиц состоит из нескольких этапов (Рис.2).
На ознакомительном этапе проводятся такие виды работ как: определение объекта налогообложения по НДФЛ, оценка систем бухгалтерского и налогового учета, оценка аудиторских рисков, расчет уровня существенности, определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели, анализ документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.
Основной этап состоит из оценки правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов, проверки наличия документов, подтверждающих право применения налоговых вычетов, проверки правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов, проверки правильности определения доходов, не подлежащих налогообложению, проверки правильности применения налоговых ставок, проверки налоговой отчетности, расчета налоговых последствий в случаях некорректного применения норм налогового законодательства, разработки и представлении рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению СВК за правильностью исчисления налога. В качестве основного метода получения аудиторских доказательств на этом этапе является документирование.
На заключительном этапе выполняются такие виды работ как: анализ выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и нарушений, обобщение результатов проверки, оформление результатов налогового аудита по НДФЛ.
Особенности аудита НДФЛ:
- типичные ошибки (неправильное формирование НБ, неправильное применение вычетов и ставок, арифметические ошибки),
- налоговые ставки (13%,35% и 9% - для резидентов, 15% и 30% - для нерезидентов),
- определение налогооблагаемой базы («Доходы – Вычеты» - для 13%, «Доходы» - для остальных).
При аудите налога на доходы физических лиц за 2009 год аудитору необходимо помнить об изменениях, произошедших в расчете данного налога.
Результаты проведения аудита по разделу налога на доходы физических лиц и обязательств перед бюджетом находят свое отражение в "Письменной информации (отчете) по аудиту финансовой отчетности" или в отдельном документе (при налоговом аудите).
Письменная информация (отчет) аудитора руководству и (или) собственникам должен содержать сведения, выявленные в процессе проверки:
- недостатках в системе налогового учета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениям при расчете НДФЛ и выполнению обязательств перед бюджетом;
- количественных отклонений при формировании базы по НДФЛ в соответствии с налоговым законодательством;
- искажениях в представлении и раскрытии информации по налогу и обязательствам перед бюджетом в отчетности.
В письменной информации (отчете) аудитором должны быть даны ссылки на законодательные и нормативные акты, нарушения которых выявлены в ходе проверки, и даны предложения по устранению данных нарушений.
При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту по НДФЛ) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах данных по НДФЛ, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы и предложения по вопросам построения системы налогового учета, автоматизации учетного процесса и т.п.
В заключение можно отметить предложения, связанные с выгодным применением изменений по НДФЛ, вступающих с 2010 года (для физических лиц):
1.Отложить до 2010 года продажу прочего имущества, находившегося в собственности менее трех лет. С нового года имущественный вычет по такому имуществу (за исключением жилья и земли) будет увеличен вдвое и составит 250 000 руб.
2.Отдать предпочтение земельному участку с домом. Имущественный вычет в размере не выше 2 млн. рублей с нового года можно применить при покупке не только жилья, но и земельных участков, предназначенных для строительства, или на которых уже расположены жилые дома. Если гражданин планирует приобретение земли, то для получения права на вычет выгоднее выбрать участок, на котором уже стоит дом, пусть даже он подлежит сносу. Тогда можно получить вычет сразу, а не ждать, когда будет построен новый дом.
3. Включить проценты по займу от ИП в имущественный вычет. Проценты по займу, использованному на приобретение жилья (с 2010 года и земли под жилье), признаются имущественным вычетом сверх установленного лимита в 2 млн. рублей. Сейчас эта норма распространяется только на займы, полученные от организаций. С нового года формулировка меняется – «от российских организаций и индивидуальных предпринимателей».
4. Перенести ремонт квартиры на 2010 год. С нового года собственники квартир, комнат или долей в них получают возможность применить имущественный вычет по затратам не только на отделку, но и на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.
1. Журнал «Главбух» № 15/2009 «Обзор изменений в учете и налогообложении» от 29.07.2009
2. Журнал «Главбух» №16/2009 «Свежие поправки в Налоговом кодексе РФ» от 11.08.2009
3. Барышников Н.П. Организация и методика проведения аудита: Учебное пособие. / Н.П. Барышников. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Филинъ, 2004
Вторник18 мая 2021 г.
МРОТ: Учетная ставка ЦБ: | 12792 руб. 4,5% |
Типовые бланки
- Бухгалтерские
- Кадровые
- Юридические
- Учредительные документы
- Доверенности
- Договора
- Прочие
- Статистические
- Экономические
- Должностные инструкции
Полезности
Бухгалтерский учет
- Основные средства
- Нематериальные активы
- Товарно-материальные ценности
- Затраты на производтво
- Денежные средства
- Расчеты с персоналом
- Расчеты с бюджетом
- Готовая продукция
- Финансовые результаты
- Капитал и резервы
- Учетная политика
- Учет и оплата труда
Налоговый учет
- НДС
- ЕСХН
- УСНО
- ЕНВД
- НДФЛ
- Страховые взносы
- Взносы в ФСС
- Налог на имущество
- Водный налог
- Земельный налог
- Транспортный налог
- Налог на прибыль
- Налог на игорный бизнес
- Акцизы
- Налог на пользование полезными ископаемыми
- Патентная система налогообложения
Управленческий учет
- Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
- Сущность и назначение управленческого учета
- Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
- Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
- Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
- Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
- Планирование и бюджетирование
Классификаторы
- ОКСМ
- ОКВЭД [1.1]
- ОКВЭД [2]
- ОКВ
- ОКДП
- ОКЕИ
- ОКФС
- ОКОПФ
- ОКУН
- ОКОФ
- ИНКОТЕРМС
- ОКИН
- ОКЭР
- КСД
- ОКСО
Разработка сайта:
Главный редактор:
Аудит НДФЛ и аудит страховых взносов (бывший ЕСН) |
Целью аудита единого социального налога (ЕСН) физических лиц является установление соответствия порядка исчисления этих налогов требованиям налогового законодательства. Задачами аудита ЕСН является оценка: — систем синтетического учета расчетов по этим налогам; — формирования налоговой базы неправомерно исключенных выплат; — определения сумм, обложению ЕСН — отражения налоговых обязательств перед бюджетом отчетности; — соблюдения налогового законодательства при формировании налоговой базы; — полноты уплаты налогов. Основные нормативные документы: — Налоговый кодекс Российской Федерации, главы аудита); Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет (форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, учетная политика для целей налогообложения, регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы лиц», 69, субсчет «Расчеты по единому социальному налогу», налоговые декларации, реестры по НДФЛ, ведомости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений коллективный договор или положение налоговые карточки, карточки по ЕСН работников согласно выборке, другие документы, подтверждающие применение организацией Работы при проведении аудита ЕСН можно разделить последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный. Основной задачей аудита ЕСН является проверка правильности формирования налоговой базы. Аудитору необходимо выполнить следующие процедуры: — оценку систем бухгалтерского учета; — оценку аудиторских рисков; — расчет уровня существенности; — определение основных факторов, влияющих показатели; — анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения; — анализ организации документооборота функций служб, ответственных налогов. Выполнение вышеуказанных процедур этапе позволит рассмотреть такие существенные факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств налоговых нарушений. Перед проведением аудита ЕСН аудитору необходимо проанализировать операции, которые имели место проверяемого периода, — изменение методологии ведения бухгалтерского учета, методологии расчета налогов; — внедрение новых видов начислений при расчете заработной платы договоров подряда. В связи что время Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации были опубликованы разъяснения по вопросам исчисления ЕСН (информационное письмо от 14.03.2006 № 106), аудитор должен выяснить следующие аспекты: — рассмотрев порядок начисления суточных, необходимо установить, организацией сверх норм, определенных законодательством, единый социальный налог. указано письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выплачиваемые сверх норм, ЕСН начисляться — требуется определить, организация выбором: уменьшить налог ЕСН или налог и ЕСН. Разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации такой выбор поэтому аудитор должен пересчитать сумму начисленного ЕСН, если организация применяет такую схему; — проанализировав компенсации, которые входят заработной платы ст. РФ, необходимо установить, выплат компания ЕСН; — изучив выплаты членам совета директоров налогового периода, надо выяснить, такие выплаты ЕСН. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, даже если совета директоров организации заключены трудовые договоры, ЕСН должен быть начислен, поскольку выплаты членам совета директоров могут быть включены На этом этапе производится углубленная проверка тех участков налогового учета, выявлены проблемные зоны значения уровня существенности. Данный этап включает: — оценку правильности определения налогооблагаемой базы по ЕСН — проверку налоговой отчетности, представленной по установленным формам; — расчет налоговых последствий некорректного применения норм налогового законодательства; — разработку рекомендаций организацией налоговых льгот по улучшению контроля исчисления налогов. Содержание разделов (подразделов) проверки им процедуры приведены Содержание разделов (подразделов) проверки Аудиторские процедуры, комментарии Проверка полноты определения налогооблагаемой базы по ЕСН по видам выплат осуществления выплат вознаграждений (получения доходов), числе выплат работников -физических лиц, выплат по гражданско-правовым договорам Общие процедуры по проверке правильности формирования налогооблагаемой базы (проверка документов, бухгалтерских записей, отсылка запросов подтверждений, подсчет процедуры). Анализ трудовых договоров, договоров подряда выполненных работ При проверке необходимо обратить внимание факт, что суммы вознаграждений по договорам подряда, выплачиваемые как работникам, состоящим организации-налогоплательщика, так и подлежат обложению ЕСН порядке (письмо от 26.06.2007 Проверка правильности определения сумм, налогообложению со ст. п. РФ, числе: Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуществление расчетов процедур. Не подлежат обложению ЕСН числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу ребенком, пособия по безработице, беременности Письмом от 29.03.2007 было разъяснение: доплата заработка, превышающая размер пособия по беременности выплачиваемого производится организацией собственных средств и государственным пособием. Следовательно, аудитор должен проверить, что эти суммы подлежат налогообложению. случае, если суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы АЭС, осуществляются средств федерального бюджета, такие выплаты объектом обложения ЕСН (письмо от 01.06.2007 К компенсационным выплатам относятся: возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатное предоставление жилых помещений услуг (денежная компенсация бесплатного жилья), питания топлива или соответствующего денежного возмещения; оплата стоимости и (или) выдача полагающегося натурального довольствия, выплата денежных средств взамен этого довольствия; оплата стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной формы, получаемых спортсменами физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса соревнованиях; выплаты работников, включая компенсацию отпуск; возмещение иных расходов, включая расходы профессионального уровня работников, трудоустройство работников, уволенных мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации; расходы, связанные физическим лицом трудовых обязанностей числе расходы местность), возмещение суточных Аудитор должен учитывать, что денежная компенсация отпуск превышающей дней, работника расходов труда при определении налоговой базы по налогу подлежит — сумм страховых платежей (взносов) К таким платежам (взносам) относятся: — суммы обязательного страхования работников, осуществляемого налогоплательщиком установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; — суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности им трудовых обязанностей — сумм материальной помощи К таким суммам относится помощь физическим лицам бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством возмещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью, физическим лицам, пострадавшим актов Российской Федерации, членам семьи умершего работника или работнику члена (членов) — выплат, уменьшающим налоговую базу по налогу организации отчетном (налоговом) периоде Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуществление расчетов процедур. выплаченные работникам, системой премирования или трудовыми договорами, то случае основания для исчисления ЕСН отсутствуют. Дополнительно можно обратить внимание момент: если компания обучает своих сотрудников иностранным языкам, то аудитор должен учитывать, что имеются следующие факторы, которых ЕСН — обучение требуется проводить необходимостью по распоряжению руководителя организации и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; — обучение должно проходить учреждениях, имеющих лицензии. Если указанные выше условия то компания — вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам суммы налога, подлежащей уплате России) — иные виды выплат Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуществление расчетов процедур. выплаченные работникам, системой премирования договорами, то случае основания для исчисления ЕСН отсутствуют Проверка правильности применения От уплаты ЕСН освобождены числе налогоплательщики выплат вознаграждений, налогового периода физическое лицо, являющееся инвалидом I, организации, уставный капитал полностью состоит общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов составляет 50%, заработной платы инвалидов оплаты труда составляет 25% Проверка правильности применения налоговых вычетов При проведении проверки правильности применения налоговых вычетов аудитор должен учитывать, что при расчете ЕСН предусмотрено уменьшение суммы налога (суммы авансового платежа по налогу), подлежащего уплате бюджет, начисленных период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) пенсионное страхование (налоговый вычет) таких сумм, исчисленных исходя страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ. При этом расчет суммы налога, уплачиваемого бюджет, должен быть произведен по следующему алгоритму: 1) определяется сумма налога, подлежащего уплате бюджет, исходя базы налога, установленной ст. РФ; 2) бюджет суммы налога исключается сумма начисленных период страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ. Аудитор должен обратить внимание что сумма налогового вычета период превышать величину уплаченного страхового взноса период. случае разница будет признана занижением налога (п. РФ) Проверка правильности применения налоговых ставок (ст. РФ) Аудитор осуществляет проверку правильности использования регрессивной шкалы, аналитический пересчет налога по ставкам Проверка своевременности уплаты налога Расчет суммы ЕСН, анализ соответствия результатов данным налоговой декларации, проверка правильности заполнения налоговых деклараций Пример оформления рабочих документов приведен 11.1. После того как была определена сумма единого социального налога период, аудитору необходимо проверить правильность отражения налога бухгалтерского учета, определить, какие счета бухгалтерского учета были использованы организацией. Наиболее распространенным вариантом и, авторов, правильным является распределение единого социального налога счета распределения заработной платы. бухгалтерского учета должны быть произведены следующие записи: 08 «Вложения активы» 20 «Основное производство» 23 «Вспомогательные производства» 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» 29 «Обслуживающие производства 70 «Расчеты по оплате труда» по социальному страхованию Авторы придерживаются мнения, что порядок отнесения социального налога можно закрепить политике для целей налогообложения. По каждому физическому лицу, которого осуществляются выплаты по трудовому, гражданско-правовому договорам, аудитор должен проверить, компанией индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов пенсионное страхование (налогового вычета). Форма заполнения индивидуальной карточки учета утверждены приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443. Рекомендуется пересчитать сумму начисленного ЕСН по нескольким работникам первичные документы, подтверждающие те или иные виды выплат. При проведении аудита начисленных премий аудитор должен учесть следующие условия: — премии должны быть выплачены средств специальных фондов, сформированных чистой прибыли; — компании выплачивать премии, размер которых существенно превышает размер оплаты труда, который установлен трудовым договором. По окончании правильности расчета налога аудитор должен проверить правильность заполнения налоговой декларации. При проверке налоговой декларации по ЕСН аудитору рекомендуем проверить: — налоговую базу по ЕСН бюджет и медицинского страхования. совпадать. России будет меньше выплаченных года выплат по договорам гражданско-правового характера договорам; — расчеты по ЕСН должны быть заполнены рублях, без копеек; — при правильном ведении индивидуальных карточек по ЕСН вероятность наличия ошибки декларации уменьшается. Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены проведения аудита ЕСН: — неправильное формирование налоговой базы; — неправильное формирование налоговых льгот; — нарушения порядка формирования налоговых вычетов по ЕСН; — отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля исчисления ЕСН; По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся проверки, его совместно документацией (приложение 11.1) руководителю проверки. Период проведения проверки Раздел рабочей программы Номер риска программе Процедура 1. Проверка правильности исчисления налоговой базы Вид начислений по заработной плате) Статья Налогового кодекса Российской Федерации, которой выплата включена базу Итого по кредиту счета по оплате труда» Итого налоговая база Процедура 2. Пересчет ЕСН (пример) Сумма начисленной заработной платы (данные руб. 4.3 Налог на доходы физических лицНалог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом, поскольку обязанность по его уплате ложится на физических лиц с получаемых ими доходов, регулируется НК РФ и обязателен на всей территории Российской Федерации. Налогоплательщики налога на доходы физических лиц (НДФЛ) определены главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Лица, освобожденные от уплаты НДФЛ, приведены в главах 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ. Освобождены от уплаты НДФЛ Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему на логообложения для сельскохозяйственных произво дителей (единый сельскохозяйственный налог), пере веденные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея тельности Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактичес ки находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на перио ды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Лицами, не являющимися налоговыми резидентами, являются фи зические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации ме нее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Объектом налогообложения признается доход, полученный нало гоплательщиками:
К доходам от источников в Российской Федерации относятся:
• доходы от реализации: - недвижимого имущества, находящегося в Российской Федера ции; - в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:
Не признаются доходами доходы от операций, связанных с имуще ственными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в со ответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полу ченных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых отношений. При определении налоговой базы учитываются все доходы налого плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которых у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговым кодексом РФ предусмотрен один вид налоговых льгот — доходы, не подлежащие налогообложению: ст. 217 определен 41 вид доходов, не подлежащих налогообложению (государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законо дательством и т. д.). Налоговым периодом признается календарный год. Налоговым кодексом РФ предусмотрены четыре вида налоговых вычетов : стандартные, социальные, имущественные и профессиональ ные налоговые вычеты. Стандартные налоговые вычеты устанавливаются различным ка тегориям налогоплательщиков в размере 3000 руб., 1000 руб., 500 руб., 400 руб. за каждый месяц налогового периода в соответствии со ст. 218 НКРФ. Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплатель щику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Социальные налоговые вычеты установлены ст. 219 НК РФ. Предо ставляются они на основании письменного заявления, копий докумен тов, подтверждающих право на социальный налоговый вычет при по даче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. Имущественные налоговые вычеты установлены ст. 220 НК РФ. Предоставляются они на основании письменного заявления налого плательщика, подтверждающих документов при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной нало гоплательщиком на новое строительство либо приобретение на террито рии Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, может быть предоставлен до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права на имущественный налоговый вычет налоговым органом. Профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогопла тельщикам в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечени ем доходов, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии со ст. 221 НКРФ. При отсутствии подтверждающих документов установлены норма тивы затрат в процентах к сумме начисленного дохода (от 20% до 40%) и в зависимости от категории налогоплательщиков, имеющих право на профессиональные налоговые вычеты. Налоговая ставка НДФЛ устанавливается в размере 9, 13, 15, 30 и 35% в зависимости от вида доходов: В отношении доходов полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, получаемых в виде дивидендов от долевого учас тия в деятельности российских организаций • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводи мых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы то • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения:
• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщи ками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров: по всем остальным доходам Датой фактического получения дохода определяется как день: День получения дохода При получении доходов Последний день месяца, за кото рый начислен доход В виде оплаты труда за выполнение тру довых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом) Выплаты дохода, в том числе пере числения дохода на счета налого плательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц Иных доходов в денежной форме День получения дохода При получении доходов Передачи доходов в натуральной форме Иных доходов в натуральной форме Уплаты налогоплательщиком про центов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобре тения товаров (работ, услуг), при обретения ценных бумаг В виде материальной выгоды Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога определяется в пол ных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и бо лее округляются до рубля. При исчислении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не обходимо учесть следующее:
Как правило, налог исчисляется и уплачивается налоговыми аген тами. Налоговыми агентами являются российские организации, инди видуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, выплачива ющие доходы своим работникам, т. е. источники выплат. Вместе с тем индивидуальные предприниматели, нотариусы, зани мающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законода тельством РФ порядке частной практикой, имеют доход от своей дея тельности и налог по нему исчисляют и уплачивают сами. Кроме того, и сами физические лица могут иметь доход от лиц, не являющихся налоговыми агентами, либо дохода при выплате кото рого налоговыми агентами не была удержана сумма налога, и обязан ности по уплате НДФЛ ложатся в этих случаях на физических лиц. Порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты налога производятся в соответствии со ст. 225, 226 и 227 НК РФ. Налоговая декларация в обязательном порядке представляется следующими налогоплательщиками:
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 3-НДФЛ, утвержденной приказом Минфина Рос сии. Налоговая декларация на сумму предполагаемого дохода (инди видуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном законодатель ством РФ порядке частной практикой) предоставляется по форме 4-НДФЛ. Налоговые агенты предоставляют в налоговый орган по месту сво его учета в срок до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах физических лиц по форме, утвержден ной приказом МНС РФ. Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогопла тельщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по за явлению налогоплательщика. Суммы налога, не удержанные с физи ческих лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц. Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взы скиваются за все время уклонения от уплаты налога. Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся нало говым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответ ствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмот рено договором (соглашением) об избежание двойного налогообложе ния с соответствующим государством. Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получе ния налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогопла тельщик должен представить в налоговый орган официальное под тверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответст вующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежание двойного налогообложения, а также документ о получении дохода и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Можно ли при зарплате чуть больше 50 000 рублей купить автомобиль стоимостью 6 000 000 рублей? Житель Кировской области вопреки математике смог это сделать. Но счастье было недолгим — приобретением заинтересовалась налоговая служба. Налогоплательщику пришло письмо с требованием пояснить, почему он живёт не по средствам. Может быть, скрывает ещё один доход? Тогда надо уплатить причитающиеся налоги. Эксперты заговорили о новом тренде, который возник в условиях дефицита бюджета, — усиленно раскрывать нелегальные доходы и доначислять за них налоги. Мы как на ладониНачнём с того, что налоговой службе не сложно понять, что человек живёт не по средствам, потому что в ФНС стекается огромное количество информации от разных служб. Налоговая знает о том, сколько человек зарабатывает, какая у него машина, квартира, сколько открыто банковских счетов и много ли там хранится денег. Сопоставить факты — дело техники. На помощь инспекторам приходит цифровизация и автоматизация. Дальше — больше. Уже готов законопроект о реестре домохозяйств. Как только закон одобрят и подпишут, ФНС начнёт обрабатывать информацию не только по каждому гражданину в частности, но и по всем его родственникам. Итак, спрятать секретики от налоговой сложно. Следующий вопрос — может ли ФНС просто так доначислить налог, опираясь только на свои подозрения? Читай внимательно требованиеНеудачливый владелец Мерседеса изначально получил не квитанцию с доначисленным налогом, а письмо, где ему предлагали «представить обоснование причин по поводу имеющихся расхождений и уточнить свои налоговые обязательства», предъявив пояснительную записку. С подарками тоже надо быть осторожным. Фото: celebmafia.com Может, вам повезёт и на этом этапе всё закончится. Если не повезёт — налоговая запустит более основательную проверку, в ходе которой и станет доказывать, что доходы физического лица незаконны. Если докажет, то дело отправится в суд. Получается, что одного подозрения для начисления налогов не достаточно. Но инспектор может запустить проверку физлица и уже по её результатам сделать доначисления. «Письмо счастья» пришло всемПроверка налогоплательщиков — работа ФНС. Способы проверки и выявления нарушителей разные. Например, физическим лицам, владельцам нескольких квартир или коммерческой недвижимости, ФНС высылает письма, где просит предоставить декларацию о доходах от аренды. Тут же приводит нормы закона, где говорится об ответственности за уклонение от налогов. Иногда случаются казусы. Декларацию требуют за 3 года, а недвижимость в собственности только год. Заметим, что посылая письмо, инспектор ещё ничего не доказал и не начислил. Налогоплательщик может повести себя по-разному:
То есть часть людей выйдет из тени. Эффект от рассылки может быть разным. Вполне возможно, часть людей выйдет из тени. В ситуации с приобретением дорогого имущества при низкой зарплате действия налоговой вполне могут носить массовый характер — часть недобросовестных, но пугливых граждан действительно придут заполнять декларацию Впрочем, могут быть и другие причины. Например, на владельца Мерседеса в налоговую поступила жалоба от «доброжелателя». Это основание для проверки. Кировчанин мог попасть под перекрёстную проверку. Например, инспектор доказывал наличие «серых» зарплат у его работодателя, а наткнулся на Мерседес за 6 000 000 рублей. Заодно проверил и его. Делаем несколько выводов:
Читайте также:
|