Аудит налога на доходы физических лиц

Опубликовано: 01.05.2024


Необходимость правильного формирования экономическими субъектами налоговых обязательств перед бюджетом обусловила широкое распространение на рынке аудиторских услуг налогового аудита, представляющего собой выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени их достоверности и соответствия нормам действующего законодательства. Вопрос проверки правильности исчисления и уплаты налога от доходов физических лиц является одним из наиболее актуальных для руководства и собственников организации.

Целью аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц является выражение мнения аудитора о достовернос­ти сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на до­ходы физических лиц» в финансовой (бух­галтерской) отчетности, проверку законнос­ти процедур по НДФЛ.

При проведении аудита НДФЛ следует:

  • провести анализ порядка ведения ана­литического и синтетического учета расчетов по налогу;
  • оценить правильность формирования налоговой базы согласно стандартам действующего законодательства:
  • выявить правильность определения сумм, неподлежащих налогообложению по НДФЛ;
  • оценить выплаты, которые были неправомерно исключены;
  • оценить в налоговой и бухгалтерской отчетности отражение налоговых обязательств перед бюджетом;
  • проанализировать оценку своевременности и полноты уплаты в бюджет налога.

Процесс осуществления проверки правильности исчисления налога на доходы физических лиц включает анализ таких документов, как:

  • главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;
  • регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
  • реестры по НДФЛ;
  • ведомости по начислению заработной платы;
  • трудовые договора;
  • штатное расписание;
  • кадровые приказы;
  • приказы по определенным видам удержаний и начислений;
  • коллективный договор или положение о премировании;
  • налоговые карточки;
  • прочие документы, которые подтверждают применение нало­говых вычетов.

При аудите расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц используются такие нормативные документы, как:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ (гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», ч. II).
  3. Закон РФ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском уче­те» (с дополнениями и изменениями).

Базовыми источниками информации при осуществлении аудита НДФЛ являются те документы, на­личие которых отмечается в рабочем документе проверяющего (таблица 1) [7, с. 147-148].

Таблица 1 – Источники информации для аудита расчетов по НДФЛ

п/п

Документ

Наличие

(нет/да)

Ответственный

за ведение, инициалы

Примеча-

ние

Положение по оплате труда

Правила внутреннего трудового

Положение о премировании

Приказ (распоряжение) о приеме на

Приказ (распоряжение) о предоставлении

Личная карточка (ф. Т-2)

Табель учета использования рабочего

времени и расчета заработной платы

Расчетно-платежная ведомость (ф. Т-49)

Расчетная ведомость (ф. Т-53)

Лицевой счет (ф. Т-54)

Договоры подряда, гражданско-правовые

Регистры бухгалтерского учета

Сводные ведомости распределения

Ведомости по расчету НДФЛ

Документы, подтверждающие право на

получение льгот: справка врачебно-трудо-

вой экспертной комиссии, удостоверение участника ликвидации аварии на Черно-

быльской АЭС, книжка Героя РФ и т.п.

Справки о доходах физического лица

Налоговые карточки по учету доходов и

налога на доходы физических лиц

Справки о доходах физического лица

Проверка правильности исчисления НДФЛ осуществляется в 3 этапа.

1 этап - ознакомительный. Проверяющим рассматриваются следующие факторы: существующие объекты налогообложения; соот­ветствие применяемого предприятием порядка налогообложения нормам работающего законодательства; уровень потенциальных налоговых нарушений и обязательств. В процессе этого этапа ведется определение ключевых фак­торов, которые влияют на налоговые показатели; анализ правовых актов, которые регулируют социально-трудовые отношения; анализ документооборота и изучение функций (полномо­чий) служб, которые ответственны за исчисление и уплату налогов.

2 этап - основной. Этот этап предполагает проведение углубленной про­верки участков, на которых выявлены ошибки (недостатки): правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов: доходов, которые получены от источников в России и за ее пределами. Также на данном этапе проводится проверка доходов, которые получены в натуральной форме; проверка доходов, которые получены в виде материальной выгоды; аудит присутствия докумен­тов, которые подтверждают право применения налоговых вычетов, в том числе стандартных, имущественных и профессиональных. Ведется аудит правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов; правильности определения доходов, которые не подлежат налогообложению; правильности применения налоговых ставок; аудит налоговой отчетности; проверка расчета налоговых последствий для предприятия в случаях некорректного применения правил налогового законодательства; проверка представления и разработки рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля правильности исчисления налога.

3 этап – заключительный. Данный этап предусматривает следующие операции:

  • процедура анализа осуществления программы аудита;
  • классификацию выявленных нарушений и ошибок;
  • обобщение итогов аудита;
  • оформление результатов налоговой проверки по НДФЛ. Все операции ведутся с использованием определенных тестов, которые утверждены внутрифирменными стандартами ауди­торской компании.

При выявлении недочетов в корреспонденции счетов по уче­ту расчетов с бюджетом по НДФЛ, проверяющий может составить следующую таблицу [5, с. 154].

Таблица 2 - Проверка правильности корреспонденции счетов по счету 68

Содержание

хозяйственной

операции

По данным ауди­руемого лица

По данным аудитора

Замечания

аудитора

Проверяющий сопоставляет данные расчетно-платежных ведомо­стей с аналитическими данными по учету расчетов с бюджетом по НДФЛ, удержанному с работников предприятия. В случае выплаты дивидендов аудитор выявляет правильность удержания налога на доходы. В итоге проверяющий дает оценку полноты и правильности заполнения налоговых карточек по учету доходов и НДФЛ

Рассмотрим более подробно порядок процедуры аудита расчетов с бюджетом по налогам на доходы физических лиц по ключевым элементам.

1. Аудит субъектов налогообложения. Налогоплательщиками налога на НДФЛ призна­ются физические лица, которые являются налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, которые получают доходы от источников в РФ, которые не являются налоговы­ми резидентами РФ.

2. Аудит объектов налогообложения. Объектом налогообложения признается доход, который получен на­логоплательщиками:

a) от источников в РФ и (или) от источников за ее пределами, — для физических лиц, которые явля­ются налоговыми резидентами РФ;

b) от источников в РФ, — для физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами РФ.При аудите определения налоговой базы следует помнить, что доход может быть получен такими способами, как:

3. Аудит налоговой базы. При аудите этого элемента следует руководствоваться в основную очередь ст. 210 «Налоговая база» НК РФ, а также ст. 208, 211-215.

При аудите определения налоговой базы следует помнить, что доход может быть получен такими способами, как:

  • наличными деньгами — через кассу предприятия;
  • безналичным способом — при перечислении на личные счета граж­дан;
  • в натуральном виде — ТМЦ или в форме выполненных для граждан работ (оказанных для них услуг), а также в форме социальных и ма­териальных благ, которые оказываются гражданам организацией, и в форме разницы между рыночными ценами и цена­ми реализации товаров (работ, услуг);
  • в форме материальной выгоды — по банковским вкладам или до­говорам страхования, а также по заемным средствам, которые выданы гражданам.

4. Аудит налогового периода. При проведении проверки следует учитывать, что в соответ­ствии со ст. 216 «Налоговый период» НК РФ налоговым периодом является календарный год.

5. Аудит налоговых вычетов. При аудите удержаний по НДФЛ аудитор обязан убедиться в правильности предоставления работающим соответствующего налогового вычета. Главное внимание проверяющий обязан уделить стандартным налоговым вычетам, так как они касаются основной части налогоплательщиков. Стандартные налого­вые вычеты предоставляются в размере 3000, 500, 1400, 3000, 6000 и 12000 руб. за каждый месяц налогового периода определенным категориям граждан, указанным в ст. 218 НК РФ.

6. Проверка налоговых ставок НДФЛ исчисляется по различным ставкам, поэтому проверяющему следует проверить правильность применения соответствующих ставок для взимания налога.

  1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если другое не предусмотрено ст. 224 НК РФ.
  2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении таких доходов, как:
  • стоимость любых призов и выигрышей, получаемых в проводи­мых играх, конкурсах и прочих мероприятиях в целях рекламы товаров (работ и услуг), в части превышения размеров, указан­ных в п. 28 ст. 217 НК РФ;
  • процентные доходы по вкладам в банках, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ и которые находятся на территории Российской Федерации
  • суммы экономии на процентах, которые превышают размеры утвержденные п. 2 ст. 212 НК РФ, при получении налогоплательщиками кредитных (заемных) средств;
  • доходы, выраженные в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также проценты за использованные сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средства, которые привлекаются в форме займов от ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива. Налоговая база определяется в соответствии со ст. 214.2.1 НК РФ

7. Проверка порядка исчисления налога и сроков уплаты. Сумма налога при определении налоговой базы выплачивается как соответствующая налоговой ставке, которая установлена ст. 224 НК РФ.

Итоговая сумма налога являет собой сумму, которая получается в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 1 ст. 225 НК РФ.

Общая сумма налога выявляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога меньше 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и больше округляются до полно­го рубля.

В соответствии с существующим законодательством предприятия обязаны ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту своей регистрации данных о доходах физических лиц и суммах, которые начислены и удержаны по форме, утвержденной ФНС РФ.

Например, программа аудита может быть представлена следующим образом (таблица 3).

Таблица 3 - Программа аудита расчетов по НДФЛ

п/п

Перечень аудиторских

процедур

Рабочие документы

аудитора

Оценка организации учета расчетов по налогу на доходы физических лиц и аудит оформления первичных документов

Приказы о приеме на работу, табель учета использования рабочего времени, коллективный договор, личные карточки, перемещение, премирование, увольнение

Проверка соблюдения правильного оформления расчетно-платежных документов

Расчетно-платежные ведомости, расходные кассовые ордера, табель учета рабочего времени

Аудит правильности определения дохода для целей налогообложения по налогу на доходы физических лиц

Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы

Проверка обоснованности предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и удержаний из заработной платы

Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы

Проверка при исчислении налога на доходы физических лиц правомерности применения вычетов

Личные карточки, заявления работников на предоставление вычетов

Аудит соответствия применяемых ставок налога на доходы физических лиц главе 23 НК РФ

Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы

Проверка правильности отражения оборотов по счетам главной книги с аналогичными показателями синтетического учета и тождественности показателей регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

Главная книга, журнал-ордер (сч.70 и сч.68), налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц

В ходе аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на НДФЛ могут быть выявлены следующие типовые нарушения:

  • основанием для начисления заработной платы являются приказы о зачислении, увольнении и табель учета рабочего времени, подписанные руководителем учреждения; в приказах по личному составу отсутствуют подписи ознакомленного лица;
  • трудовые договора принимаются к учету без подписанных актов выполненных работ;
  • начисление и выплата премий проводится по списку без приказа руководителя; документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, не гасятся штампом «Получено» или «Оплачено» с указанием даты;
  • при уходе в отпуск или увольнении не проводится расчет в записке-расчете о предоставлении отпуска (увольнении) и расчетные ведомости не подписываются исполнителем и главным бухгалтером;
  • больничные листки не нумеруются в хронологическом порядке с начала года;
  • не заполнена справка о заработной плате и сумма причитающегося пособия, лист подписи исполнителя;
  • не указывается номер расчетно-платежной ведомости, в которую больничный лист включен для начисления;
  • не ведется аналитический учет расчетов по исполнительным листам по каждому получателю с указанием фамилии, номера, даты и срока действия исполнительного лица, суммы удержаний на налоговой карточке.

Все эти нарушения приводят к неточному определению налогооблагаемой базы для расчета НДФЛ и нарушению действующего законодательства.


Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 3108 раз

Библиографическое описание:

Выскребенцева, А. С. Методика аудиторской проверки по налогу на доходы физических лиц / А. С. Выскребенцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 1. — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1529/ (дата обращения: 18.05.2021).

На сегодняшний момент времени возникла острая необходимость в правильном и грамотном проведении аудита по специальным аудиторским заданиям, а именно налогового аудита, так как от произведенных налоговых расчетов зависит не только финансовая составляющая предприятия, но и его репутация в деловом мире.

В настоящее время все виды налоговых проверок проводятся в соответствии с Методикой аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», однако, до сих пор нет четких рекомендаций при проведении аудита налогообложения по конкретным видам налоговых расчетов.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что налоговые поступления бюджетов муниципальных образований формируются за счет различных налогов (Рис.1): налога на доходы физических лиц (51,4%); земельного налога (19%); налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (15,4%); налога на имущество организаций (7,6%), транспортного налога (4,7%). Одним из основных налогов, рассчитываемых на предприятиях различных форм собственности, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ) именно по этой причине в данной статье будет представлена методика проведения проверки расчетов по НДФЛ.


Рис. 1. Структура формирования бюджета МО за счет налоговых поступлений.

При аудите НДФЛ целью проверки является, выражение мнения аудитора о правильности порядка исчисления и уплаты налога согласно требованиям действующего законодательства.

Методика проведения аудита налога на доходы физических лиц состоит из нескольких этапов (Рис.2).

На ознакомительном этапе проводятся такие виды работ как: определение объекта налогообложения по НДФЛ, оценка систем бухгалтерского и налогового учета, оценка аудиторских рисков, расчет уровня существенности, определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели, анализ документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Основной этап состоит из оценки правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов, проверки наличия документов, подтверждающих право применения налоговых вычетов, проверки правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов, проверки правильности определения доходов, не подлежащих налогообложению, проверки правильности применения налоговых ставок, проверки налоговой отчетности, расчета налоговых последствий в случаях некорректного применения норм налогового законодательства, разработки и представлении рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению СВК за правильностью исчисления налога. В качестве основного метода получения аудиторских доказательств на этом этапе является документирование.


На заключительном этапе выполняются такие виды работ как: анализ выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и нарушений, обобщение результатов проверки, оформление результатов налогового аудита по НДФЛ.

Особенности аудита НДФЛ:

- типичные ошибки (неправильное формирование НБ, неправильное применение вычетов и ставок, арифметические ошибки),

- налоговые ставки (13%,35% и 9% - для резидентов, 15% и 30% - для нерезидентов),

- определение налогооблагаемой базы («Доходы – Вычеты» - для 13%, «Доходы» - для остальных).

При аудите налога на доходы физических лиц за 2009 год аудитору необходимо помнить об изменениях, произошедших в расчете данного налога.

Результаты проведения аудита по разделу налога на доходы физических лиц и обязательств перед бюджетом находят свое отражение в "Письменной информации (отчете) по аудиту финансовой отчетности" или в отдельном документе (при налоговом аудите).

Письменная информация (отчет) аудитора руководству и (или) собственникам должен содержать сведения, выявленные в процессе проверки:

- недостатках в системе налогового учета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениям при расчете НДФЛ и выполнению обязательств перед бюджетом;

- количественных отклонений при формировании базы по НДФЛ в соответствии с налоговым законодательством;

- искажениях в представлении и раскрытии информации по налогу и обязательствам перед бюджетом в отчетности.

В письменной информации (отчете) аудитором должны быть даны ссылки на законодательные и нормативные акты, нарушения которых выявлены в ходе проверки, и даны предложения по устранению данных нарушений.

При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту по НДФЛ) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах данных по НДФЛ, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы и предложения по вопросам построения системы налогового учета, автоматизации учетного процесса и т.п.

В заключение можно отметить предложения, связанные с выгодным применением изменений по НДФЛ, вступающих с 2010 года (для физических лиц):

1.Отложить до 2010 года продажу прочего имущества, находившегося в собственности менее трех лет. С нового года имущественный вычет по такому имуществу (за исключением жилья и земли) будет увеличен вдвое и составит 250 000 руб.

2.Отдать предпочтение земельному участку с домом. Имущественный вычет в размере не выше 2 млн. рублей с нового года можно применить при покупке не только жилья, но и земельных участков, предназначенных для строительства, или на которых уже расположены жилые дома. Если гражданин планирует приобретение земли, то для получения права на вычет выгоднее выбрать участок, на котором уже стоит дом, пусть даже он подлежит сносу. Тогда можно получить вычет сразу, а не ждать, когда будет построен новый дом.

3. Включить проценты по займу от ИП в имущественный вычет. Проценты по займу, использованному на приобретение жилья (с 2010 года и земли под жилье), признаются имущественным вычетом сверх установленного лимита в 2 млн. рублей. Сейчас эта норма распространяется только на займы, полученные от организаций. С нового года формулировка меняется – «от российских организаций и индивидуальных предпринимателей».

4. Перенести ремонт квартиры на 2010 год. С нового года собственники квартир, комнат или долей в них получают возможность применить имущественный вычет по затратам не только на отделку, но и на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.

1. Журнал «Главбух» № 15/2009 «Обзор изменений в учете и налогообложении» от 29.07.2009

2. Журнал «Главбух» №16/2009 «Свежие поправки в Налоговом кодексе РФ» от 11.08.2009

3. Барышников Н.П. Организация и методика проведения аудита: Учебное пособие. / Н.П. Барышников. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Филинъ, 2004

Вторник
18 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
    • Учредительные документы
    • Доверенности
    • Договора
    • Прочие
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Аудит НДФЛ и аудит страховых взносов (бывший ЕСН)
Индекс материала
Аудит НДФЛ и аудит страховых взносов (бывший ЕСН)
Страница 2
Все страницы

Целью аудита единого социального налога (ЕСН) физических лиц является установление соответствия по­рядка исчисления этих налогов требованиям налогового законода­тельства.

Задачами аудита ЕСН является оценка:

— систем синтетического учета расчетов по этим налогам;

— формирования налоговой базы неправомерно исключенных выплат;

— определения сумм, обложению ЕСН

— отражения налоговых обязательств перед бюджетом отчетности;

— соблюдения налогового законодательства при формирова­нии налоговой базы;

— полноты уплаты налогов.

Основные нормативные документы:

— Налоговый кодекс Российской Федерации, главы аудита);

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет (форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, Положение по бухгал­терскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, ут­вержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, учетная политика для целей налогообложения, регистры бухгал­терского учета по счетам 70, 68, субсчет «Расчеты по налогу на до­ходы лиц», 69, субсчет «Расчеты по единому соци­альному налогу», налоговые декларации, реестры по НДФЛ, ве­домости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений коллективный договор или поло­жение налоговые карточки, карточки по ЕСН работников согласно выборке, другие документы, под­тверждающие применение организацией

Работы при проведении аудита ЕСН можно разделить последовательных этапа: ознакомительный, основной и за­ключительный.

Основной задачей аудита ЕСН является проверка правильности формирования налоговой базы. Аудитору необходи­мо выполнить следующие процедуры:

— оценку систем бухгалтерского учета;

— оценку аудиторских рисков;

— расчет уровня существенности;

— определение основных факторов, влияющих показатели;

— анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;

— анализ организации документооборота функций служб, ответственных налогов.

Выполнение вышеуказанных процедур этапе позво­лит рассмотреть такие существенные факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организа­цией порядка налогообложения нормам действующего законода­тельства, оценить уровень налоговых обязательств налоговых нарушений.

Перед проведением аудита ЕСН аудитору необходи­мо проанализировать операции, которые имели место проверяемого периода,

— изменение методологии ведения бухгалтерского учета, методологии расчета налогов;

— внедрение новых видов начислений при расчете заработной платы договоров подряда.

В связи что время Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации были опубликованы разъяснения по вопросам исчисления ЕСН (информационное письмо от 14.03.2006 № 106), аудитор должен выяснить следующие аспекты:

— рассмотрев порядок начисления суточных, необходимо уста­новить, организацией сверх норм, оп­ределенных законодательством, единый социальный налог. указано письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выплачиваемые сверх норм, ЕСН начисляться

— требуется определить, организация выбором: уменьшить налог ЕСН или налог и ЕСН. Разъяснениями Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации такой выбор поэтому аудитор должен пересчитать сумму начисленного ЕСН, если организация применяет такую схему;

— проанализировав компенсации, которые входят за­работной платы ст. РФ, необходимо устано­вить, выплат компания ЕСН;

— изучив выплаты членам совета директоров налогово­го периода, надо выяснить, такие выплаты ЕСН. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, даже если совета директоров организации заключены трудовые договоры, ЕСН должен быть начислен, поскольку выплаты членам совета директоров могут быть включены

На этом этапе производится углубленная проверка тех участ­ков налогового учета, выявлены проблемные зоны значения уровня существенности.

Данный этап включает:

— оценку правильности определения налогооблагаемой базы по ЕСН

— проверку налоговой отчетности, представленной по установ­ленным формам;

— расчет налоговых последствий некорректного при­менения норм налогового законодательства;

— разработку рекомендаций организацией налоговых льгот по улучшению контроля исчисления налогов.

Содержание разделов (подразделов) проверки им процедуры приведены

Содержание разделов (подразделов) проверки

Аудиторские процедуры, комментарии

Проверка полноты определения нало­гооблагаемой базы по ЕСН по видам выплат осуществления выплат вознаграждений (полу­чения доходов), числе выплат работников -физических лиц, выплат по гражданско-правовым договорам

Общие процедуры по проверке правильности формирования налогооблагаемой базы (проверка документов, бухгалтерских записей, отсылка за­просов подтверждений, подсчет процедуры). Анализ трудовых до­говоров, договоров подряда выполнен­ных работ

При проверке необходимо обратить внимание факт, что суммы вознаграждений по догово­рам подряда, выплачиваемые как работникам, состоящим организации-налогоплатель­щика, так и подлежат обложению ЕСН порядке (письмо от 26.06.2007

Проверка правильности определения сумм, нало­гообложению со ст. п. РФ, числе:

Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуще­ствление расчетов процедур.

Не подлежат обложению ЕСН числе посо­бия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу ребенком, пособия по без­работице, беременности Письмом от 29.03.2007 было разъяснение: доплата заработка, превышающая размер пособия по беременности выплачиваемого производится организацией собственных средств и государственным пособием. Следовательно, аудитор должен проверить, что эти суммы подлежат налогообложению. случае, если суммы оплаты дополнитель­ных отпусков, предоставляемых гражданам, под­вергшимся воздействию радиации вследствие ка­тастрофы АЭС, осуществля­ются средств федерального бюджета, такие выплаты объектом обложения ЕСН (письмо от 01.06.2007

К компенсационным выплатам относятся: возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатное пре­доставление жилых помещений услуг (денежная компенсация бесплатного жилья), питания топлива или соответствующего денежного возме­щения;

оплата стоимости и (или) выдача полагающегося натурального довольствия, выплата де­нежных средств взамен этого довольствия; опла­та стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной формы, получаемых спортсменами физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса соревнованиях; выплаты работников, включая компенсацию отпуск; возмещение иных расхо­дов, включая расходы профессионального уровня работников, трудо­устройство работников, уволенных мероприятий по сокращению чис­ленности или штата, реорганизацией или ликви­дацией организации; расходы, связанные физическим лицом трудовых обя­занностей числе расходы местность), возмещение суточ­ных

Аудитор должен учитывать, что денежная компенса­ция отпуск превышаю­щей дней, работника расходов труда при определении налоговой базы по налогу подлежит

— сумм страховых платежей (взносов)

К таким платежам (взносам) относятся:

— суммы обязательного страхования работников, осуществляемого налогоплательщиком установленном законодательством Россий­ской Федерации, суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

— суммы платежей (взносов) налогоплательщи­ка по договорам добровольного личного стра­хования работников, заключаемым исключи­тельно наступления смерти застра­хованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности им трудовых обязанностей

— сумм материальной помощи

К таким суммам относится помощь физическим лицам бедствием или дру­гим чрезвычайным обстоятельством воз­мещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью, физическим лицам, пострадавшим актов Российской Федерации, членам семьи умершего работника или работнику члена (членов)

— выплат, уменьшающим налоговую базу по налогу организации отчетном (налоговом) периоде

Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуще­ствление расчетов процедур. выплаченные работникам, системой премирования или трудо­выми договорами, то случае основания для исчисления ЕСН отсутствуют. Дополнительно можно обратить внимание момент: если компания обучает своих сотрудни­ков иностранным языкам, то аудитор должен учитывать, что имеются следующие факторы, которых ЕСН

— обучение требуется проводить необходимостью по распоряжению руководителя организации и в по­рядке, которые определяются коллективным до­говором, соглашениями, трудовым договором;

— обучение должно проходить учреждениях, имеющих лицензии.

Если указанные выше условия то компания

— вознаграждений, выплачи­ваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, ав­торским договорам суммы налога, подлежащей упла­те России)

— иные виды выплат

Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуще­ствление расчетов процедур. выплаченные работникам, системой премирования договорами, то случае основания для исчисления ЕСН отсутствуют

Проверка правильности применения

От уплаты ЕСН освобождены числе нало­гоплательщики выплат вознагра­ждений, налогового периода физическое лицо, являющееся инвалидом I, организации, уставный капитал полностью состоит общест­венных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов составляет 50%, заработной платы инвалидов оп­латы труда составляет 25%

Проверка правильности при­менения налоговых вычетов

При проведении проверки правильности примене­ния налоговых вычетов аудитор должен учиты­вать, что при расчете ЕСН предусмотрено умень­шение суммы налога (суммы авансового платежа по налогу), подлежащего уплате бюджет, начисленных период страховых взносов (авансовых платежей по стра­ховому взносу) пенсионное стра­хование (налоговый вычет) таких сумм, исчисленных исходя страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ.

При этом расчет суммы налога, уплачиваемого бюджет, должен быть произведен по следующему алгоритму:

1) определяется сумма налога, подлежащего уплате бюджет, исходя базы налога, установленной ст. РФ;

2) бюджет суммы налога исключается сумма начисленных период страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ.

Аудитор должен обратить внимание что сумма налогового вычета период превышать величину уплаченного стра­хового взноса период. случае разница будет признана занижением на­лога (п. РФ)

Проверка правильности при­менения налоговых ставок (ст. РФ)

Аудитор осуществляет проверку правильности ис­пользования регрессивной шкалы, аналитический пересчет налога по ставкам

Проверка своевременности уплаты налога

Расчет суммы ЕСН, анализ соответствия резуль­татов данным налоговой декларации, проверка правильности заполнения налоговых деклараций

Пример оформления рабочих документов приведен 11.1.

После того как была определена сумма единого социального налога период, аудитору необходимо проверить пра­вильность отражения налога бухгалтерского учета, определить, какие счета бухгалтерского учета были ис­пользованы организацией.

Наиболее распространенным вариантом и, авторов, правильным является распределение единого социального налога счета распределения заработной платы. бухгалтерского учета должны быть произведены сле­дующие записи:

08 «Вложения активы»

20 «Основное производство»

23 «Вспомогательные производства»

25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

29 «Обслуживающие производства

70 «Расчеты по оплате труда» по социально­му страхованию

Авторы придерживаются мнения, что порядок отнесения социального налога можно закрепить поли­тике для целей налогообложения.

По каждому физическому лицу, которого осуществ­ляются выплаты по трудовому, гражданско-правовому договорам, аудитор должен проверить, компа­нией индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взно­сов пенсионное страхование (налогового вычета). Форма заполнения индивидуальной карточки учета ут­верждены приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443. Рекомендуется пересчитать сумму начисленного ЕСН по несколь­ким работникам первичные документы, подтверждаю­щие те или иные виды выплат.

При проведении аудита начисленных премий аудитор должен учесть следующие условия:

— премии должны быть выплачены средств специаль­ных фондов, сформированных чистой прибыли;

— компании выплачивать премии, размер ко­торых существенно превышает размер оплаты труда, который ус­тановлен трудовым договором.

По окончании правильности расчета налога ау­дитор должен проверить правильность заполнения налоговой дек­ларации.

При проверке налоговой декларации по ЕСН аудитору реко­мендуем проверить:

— налоговую базу по ЕСН бюджет и медицинского страхования. совпадать. России будет меньше выплаченных года выплат по договорам гражданско-правового характера договорам;

— расчеты по ЕСН должны быть заполнены рублях, без копеек;

— при правильном ведении индивидуальных карточек по ЕСН вероятность наличия ошибки декларации уменьшается.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены проведения аудита ЕСН:

— неправильное формирование налоговой базы;

— неправильное формирование налоговых льгот;

— нарушения порядка формирования налоговых вычетов по ЕСН;

— отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля исчисления ЕСН;

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих доку­ментов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся проверки, его совместно доку­ментацией (приложение 11.1) руководителю проверки.

Период проведения проверки

Раздел рабочей программы

Номер риска программе

Процедура 1. Проверка правильности исчисления налоговой базы

Вид начислений по заработной плате)

Статья Налогового кодекса Российской Федерации, которой выплата включена базу

Итого по кредиту счета по оплате труда»

Итого налоговая база

Процедура 2. Пересчет ЕСН (пример)

Сумма начисленной заработной платы (данные руб.

4.3 Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом, поскольку обязанность по его уплате ложится на физических лиц с получаемых ими доходов, регулируется НК РФ и обязателен на всей территории Российской Федерации.

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц (НДФЛ) определены главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Лица, освобожденные от уплаты НДФЛ, приведены в главах 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

Освобождены от уплаты НДФЛ

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему на ­ логообложения для сельскохозяйственных произво ­ дителей (единый сельскохозяйственный налог), пере ­ веденные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея ­ тельности

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактичес ­ ки находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на перио ­ ды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Лицами, не являющимися налоговыми резидентами, являются фи ­ зические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации ме ­ нее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Объектом налогообложения признается доход, полученный нало ­ гоплательщиками:

  • от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющих ­ ся резидентами Российской Федерации;
  • от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных пред ­ принимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельно ­ стью ее обособленного подразделения;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном дохо ­ де страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельно ­ стью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
  • доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

• доходы от реализации:

- недвижимого имущества, находящегося в Российской Федера ­ ции;

- в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

  • иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле ­ ния деятельности в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 208 НК РФ.

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от иностранной организа ­ ции;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, полу ­ ченные от иностранной организации;
  • доходы, полученные от использования за пределами Российской Федерации авторских или смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязаннос ­ тей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полу ­ ченные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле ­ ния деятельности за пределами Российской Федерации в соответст ­ вии с п. 3 ст. 208 НК РФ.

Не признаются доходами доходы от операций, связанных с имуще ­ ственными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в со ­ ответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полу ­ ченных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых отношений.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налого ­ плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которых у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен один вид налоговых льгот — доходы, не подлежащие налогообложению: ст. 217 определен 41 вид доходов, не подлежащих налогообложению (государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законо ­ дательством и т. д.).

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены четыре вида налоговых вычетов : стандартные, социальные, имущественные и профессиональ ­ ные налоговые вычеты.

Стандартные налоговые вычеты устанавливаются различным ка ­ тегориям налогоплательщиков в размере 3000 руб., 1000 руб., 500 руб., 400 руб. за каждый месяц налогового периода в соответствии со ст. 218 НКРФ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплатель ­ щику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Социальные налоговые вычеты установлены ст. 219 НК РФ. Предо ­ ставляются они на основании письменного заявления, копий докумен ­ тов, подтверждающих право на социальный налоговый вычет при по ­ даче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Имущественные налоговые вычеты установлены ст. 220 НК РФ. Предоставляются они на основании письменного заявления налого ­ плательщика, подтверждающих документов при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной нало ­ гоплательщиком на новое строительство либо приобретение на террито ­ рии Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, может быть предоставлен до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права на имущественный налоговый вычет налоговым органом.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогопла ­ тельщикам в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечени ­ ем доходов, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии со ст. 221 НКРФ.

При отсутствии подтверждающих документов установлены норма ­ тивы затрат в процентах к сумме начисленного дохода (от 20% до 40%) и в зависимости от категории налогоплательщиков, имеющих право на профессиональные налоговые вычеты.

Налоговая ставка НДФЛ устанавливается в размере 9, 13, 15, 30 и 35% в зависимости от вида доходов:

В отношении доходов

полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, получаемых в виде дивидендов от долевого учас ­ тия в деятельности российских организаций

• стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводи ­ мых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы то ­
варов, работ и услуг в части превышения 4000 руб.;

• процентных доходов по вкладам в банках в части превышения:

  • по рублевым вкладам — ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов;
  • по вкладам в иностранной валюте — 9% годовых;

• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщи ­ ками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров:

по всем остальным доходам

Датой фактического получения дохода определяется как день:

День получения дохода

При получении доходов

Последний день месяца, за кото ­ рый начислен доход

В виде оплаты труда за выполнение тру ­ довых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом)

Выплаты дохода, в том числе пере ­ числения дохода на счета налого ­ плательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц

Иных доходов в денежной форме

День получения дохода

При получении доходов

Передачи доходов в натуральной форме

Иных доходов в натуральной форме

Уплаты налогоплательщиком про ­ центов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобре ­ тения товаров (работ, услуг), при ­ обретения ценных бумаг

В виде материальной выгоды

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога определяется в пол ­ ных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и бо ­ лее округляются до рубля.

При исчислении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не ­ обходимо учесть следующее:

  • уменьшению на суммы налоговых вычетов подлежат только до ­ ходы, облагаемые по ставке 13%;
  • если сумма налоговых вычетов равна или превышает сумму дохо ­ да, то налоговая база считается равной нулю.

Как правило, налог исчисляется и уплачивается налоговыми аген ­ тами. Налоговыми агентами являются российские организации, инди ­ видуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, выплачива ­ ющие доходы своим работникам, т. е. источники выплат.

Вместе с тем индивидуальные предприниматели, нотариусы, зани ­ мающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законода ­ тельством РФ порядке частной практикой, имеют доход от своей дея ­ тельности и налог по нему исчисляют и уплачивают сами.

Кроме того, и сами физические лица могут иметь доход от лиц, не являющихся налоговыми агентами, либо дохода при выплате кото ­ рого налоговыми агентами не была удержана сумма налога, и обязан ­ ности по уплате НДФЛ ложатся в этих случаях на физических лиц.

Порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты налога производятся в соответствии со ст. 225, 226 и 227 НК РФ.

Налоговая декларация в обязательном порядке представляется следующими налогоплательщиками:

  • индивидуальными предпринимателями;
  • нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, другими лицами, занимающи ­ мися в установленном действующим законодательством РФ порядке частной практикой;
  • физическими лицами:
  • получившими суммы вознаграждения от физических лиц и орга ­ низаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключен ­ ных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характе ­ ра, включая доходы по договорам найма или договора аренды любого имущества;
  • получившими суммы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав;
  • налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источни ­ ков, находящихся за пределами Российской Федерации;
  • получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
  • получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лоте ­ рей, тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);
  • получающими доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
  • получающими от физических лиц, не являющихся индивидуаль ­ ными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 3-НДФЛ, утвержденной приказом Минфина Рос ­ сии.

Налоговая декларация на сумму предполагаемого дохода (инди ­ видуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном законодатель ­ ством РФ порядке частной практикой) предоставляется по форме 4-НДФЛ.

Налоговые агенты предоставляют в налоговый орган по месту сво ­ его учета в срок до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах физических лиц по форме, утвержден ­ ной приказом МНС РФ.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогопла ­ тельщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по за ­ явлению налогоплательщика. Суммы налога, не удержанные с физи ­ ческих лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц. Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взы ­ скиваются за все время уклонения от уплаты налога.

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся нало ­ говым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответ ­ ствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмот ­ рено договором (соглашением) об избежание двойного налогообложе ­ ния с соответствующим государством.

Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получе ­ ния налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогопла ­ тельщик должен представить в налоговый орган официальное под ­ тверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответст ­ вующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежание двойного налогообложения, а также документ о получении дохода и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Можно ли при зарплате чуть больше 50 000 рублей купить автомобиль стоимостью 6 000 000 рублей? Житель Кировской области вопреки математике смог это сделать. Но счастье было недолгим — приобретением заинтересовалась налоговая служба. Налогоплательщику пришло письмо с требованием пояснить, почему он живёт не по средствам. Может быть, скрывает ещё один доход? Тогда надо уплатить причитающиеся налоги. Эксперты заговорили о новом тренде, который возник в условиях дефицита бюджета, — усиленно раскрывать нелегальные доходы и доначислять за них налоги.

Мы как на ладони

Начнём с того, что налоговой службе не сложно понять, что человек живёт не по средствам, потому что в ФНС стекается огромное количество информации от разных служб. Налоговая знает о том, сколько человек зарабатывает, какая у него машина, квартира, сколько открыто банковских счетов и много ли там хранится денег. Сопоставить факты — дело техники. На помощь инспекторам приходит цифровизация и автоматизация.

Дальше — больше. Уже готов законопроект о реестре домохозяйств. Как только закон одобрят и подпишут, ФНС начнёт обрабатывать информацию не только по каждому гражданину в частности, но и по всем его родственникам.

Итак, спрятать секретики от налоговой сложно. Следующий вопрос — может ли ФНС просто так доначислить налог, опираясь только на свои подозрения?

Читай внимательно требование

Неудачливый владелец Мерседеса изначально получил не квитанцию с доначисленным налогом, а письмо, где ему предлагали «представить обоснование причин по поводу имеющихся расхождений и уточнить свои налоговые обязательства», предъявив пояснительную записку.

С подарками тоже надо быть осторожным. Фото: celebmafia.com

Может, вам повезёт и на этом этапе всё закончится. Если не повезёт — налоговая запустит более основательную проверку, в ходе которой и станет доказывать, что доходы физического лица незаконны. Если докажет, то дело отправится в суд.

Получается, что одного подозрения для начисления налогов не достаточно. Но инспектор может запустить проверку физлица и уже по её результатам сделать доначисления.

«Письмо счастья» пришло всем

Проверка налогоплательщиков — работа ФНС. Способы проверки и выявления нарушителей разные. Например, физическим лицам, владельцам нескольких квартир или коммерческой недвижимости, ФНС высылает письма, где просит предоставить декларацию о доходах от аренды. Тут же приводит нормы закона, где говорится об ответственности за уклонение от налогов. Иногда случаются казусы. Декларацию требуют за 3 года, а недвижимость в собственности только год.

Заметим, что посылая письмо, инспектор ещё ничего не доказал и не начислил.

Налогоплательщик может повести себя по-разному:

  1. Проигнорировать письмо.
  2. Прийти в налоговую и возмущённо доказывать, что во второй квартире живёт сын, сестра, мать или другой родственник, который ничего за съём жилья не платит.
  3. Раскаяться в нарушении закона и предоставить декларацию за три года.

То есть часть людей выйдет из тени. Эффект от рассылки может быть разным. Вполне возможно, часть людей выйдет из тени. В ситуации с приобретением дорогого имущества при низкой зарплате действия налоговой вполне могут носить массовый характер — часть недобросовестных, но пугливых граждан действительно придут заполнять декларацию

Впрочем, могут быть и другие причины. Например, на владельца Мерседеса в налоговую поступила жалоба от «доброжелателя». Это основание для проверки.

Кировчанин мог попасть под перекрёстную проверку. Например, инспектор доказывал наличие «серых» зарплат у его работодателя, а наткнулся на Мерседес за 6 000 000 рублей. Заодно проверил и его.

Делаем несколько выводов:

  1. Налоговая всё видит.
  2. Если есть желание и веские основания, ФНС докажет нарушение и доначислит налоги.
  3. Если пришло письмо от налоговой, не обязательно сразу заполнять декларацию за 3 года. Лучше спокойно разобраться.

Читайте также: