Анализ современного состояния налоговой системы рк

Опубликовано: 03.05.2024


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

Страна с развивающейся налоговой институциональной средой

Казахстан является страной Центральной Азии с быстро растущей экономикой и репутацией, приветствующей прямые иностранные инвестиции. По данным Всемирного банка, Казахстан занимает 25- е место из 190 стран по уровню легкости ведения бизнеса. В настоящее время Казахстан занимает 64- е место по показателю уплаты налогов.

Имея одну из самых передовых налоговых систем в СНГ, Казахстан продолжает улучшать свою налоговую среду, постоянно изучая лучшие мировые практики по внедрению новых налоговых механизмов и правил.

За последние два десятилетия Казахстан добился значительных результатов в создании благоприятного инвестиционного климата, содействуя защите прав инвесторов и интересов налогоплательщиков.

Правительство создало ряд специализированных учреждений для поощрения и защиты инвестиций и налаживания прямого диалога по ключевым стратегическим вопросам между государственными органами и иностранными инвесторами, таких как Национальная компания «Казах Инвест», Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики. Казахстана и инвестиционный омбудсмен.

Ряд крупных платформ налогоплательщиков, таких как Ассоциация налогоплательщиков Казахстана, Национальная палата предпринимателей Атамекен, Американская торговая палата и Европейская ассоциация бизнеса Казахстана, играют активную и жизненно важную роль в построении диалога с государственными органами для защиты прав и интересов. бизнеса, обеспечивая участие представителей бизнеса в процессе развития и совершенствования национальной законодательной базы.

В течение последних нескольких лет правительство Казахстана предприняло согласованные усилия по улучшению и модификации своей налоговой системы, и в рамках реализации Национального плана «100 конкретных шагов для реализации пяти институциональных реформ» был разработан и принят новый налог Код действует с 2018 года.

Новый Налоговый кодекс провозглашает свою концептуальную основу защиты интересов ответственных налогоплательщиков, применяя подход, согласно которому все вопросы и неясности, не предусмотренные налоговым законодательством, должны решаться в пользу налогоплательщика.

Основные тенденции модернизации налоговой системы

Основные тенденции и ключевые направления фундаментальных налоговых реформ в Казахстане за последние несколько лет включают в себя:

  • введение принципа добросовестности, при котором налогоплательщики позиционируются как действующие добросовестно, с переносом бремени доказывания нарушений на налоговые органы и учета всех законодательных факторов неопределенности в пользу налогоплательщиков;
  • упрощение и автоматизация процедур налогового администрирования за счет следующих ключевых элементов:
    • внедрение концепций электронного аудита (электронного аудита) и горизонтального мониторинга для минимизации необходимости прямого контакта между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также для повышения прозрачности взаимодействия с государственными органами и снижения потенциальных налоговых рисков для налогоплательщиков;
    • введение специальных, добровольных контрольных счетов НДС для плательщиков НДС, чтобы контролировать движение платежей НДС в бюджет, поставщиков и клиентов и упростить инструмент возмещения НДС;
    • переход к электронному выставлению счетов НДС (электронное выставление счетов) и использование «виртуальных складов» для повышения прозрачности деловых операций и облегчения мониторинга движения товаров в Казахстане;
    • упрощение налоговой отчетности для сокращения трудоемкого характера налоговых процессов и упрощения всего процесса налоговой отчетности;
    • разрешение на подачу и подпись налоговой отчетности в электронном виде;
    • Налоговая отчетность, представленная налогоплательщиками, ее поставщиками и подрядчиками, подвергается камеральному контролю и перекрестным проверкам со стороны налоговых органов с обязательством налогоплательщиков объяснять любые выявленные расхождения и правом подавать дополнительные налоговые декларации, если это необходимо. Это позволяет устранить выявленные нарушения без взимания административных штрафов за занижение налогов, как это может быть начислено при стандартной налоговой проверке;
    • наличие у налоговых органов системы управления рисками для оценки рисков и отнесения налогоплательщиков к категории высокого, среднего или низкого риска в отношении налоговых проверок. Ряд критериев системы управления рисками является конфиденциальным, в то время как другие предусмотрены в Налоговом кодексе;
    • уменьшение частоты налоговых споров путем реализации концепции предварительных актов налоговой проверки, изданных до принятия окончательного акта, для содействия диалогу налогоплательщиков во время налоговых проверок и разрешения спорных вопросов до выдачи окончательного акта по результатам налоговой проверки.
  • расширение системы налоговых льгот и стимулов для поддержки инвестиций в утвержденные правительством предпочтительные области экономики, для развития промышленности и технологических секторов, а также для модернизации существующих производственных мощностей, включая налоговые льготы на капитальные затраты за счет их полного вычета, при условии определенным критериям и предоставлять налоговые льготы для налогоплательщиков, работающих в:
    • квалифицированные инвестиционные проекты;
    • особые экономические зоны, из которых в настоящее время в Казахстане действуют 13 в различных приоритетных областях экономики, включая текстильное и нефтехимическое производство и создание технологий;
    • международный технопарк Astana-Hub.
  • установление налоговых преференций для участников Международного финансового центра Астаны (финтех, страхование, инвестиции, деятельность на рынке);
  • соблюдение современных тенденций рынка, связанных с развитием технологий и цифровизации, в том числе
    • внедрение правил налогообложения электронной торговли;
    • введение так называемого «налога с Google» в виде НДС на оцифрованный доход, полученный от предоставления услуг в Казахстане (это еще не было осуществлено, но в этом отношении ожидаются изменения в налоговом законодательстве Казахстана).
  • упорядочение налогов, предоставляя налогоплательщикам возможность реструктурировать свои налоговые функции в соответствии с их бизнес-потребностями и особенностями, заменяя группы налогов единой альтернативой по своему усмотрению;
  • улучшение международного налогового сотрудничества путем:
    • расширение числа стран, с которыми в Казахстане действуют соглашения об избежании двойного налогообложения (ДТП). Это число в настоящее время составляет 54, из которых 53 уже вступили в силу. DTT между Казахстаном и Кипром был подписан недавно в мае 2019 года и в настоящее время находится в процессе ратификации государственными органами Казахстана;
    • членство в Инклюзивной рамочной программе ОЭСР / G20 по эрозии и изменению прибыли (BEPS);
    • внедрение правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (в соответствии с планом действий BEPS);
    • присоединение к Многосторонней конвенции по выполнению связанных с договором о налоге мер по предотвращению BEPS (MLI) — Казахстан подписал MLI 25 июня 2018 года, сославшись на ряд оговорок и уведомлений. Так как он все еще находится на стадии ратификации государственными органами, MLI еще не вступил в силу для Казахстана.

Существующие проблемы

В целом, налоговые реформы в Казахстане в последние годы оказали положительное влияние на бизнес-среду, поскольку они пытались устранить законодательную неопределенность и способствовать прозрачности процессов налогового администрирования, применяя новые технологии и подходы к автоматизации.

Однако в нашей практике мы все еще видим определенные области, требующие дальнейших действий со стороны государственных органов и представителей бизнеса для установления практики в соответствии с заявленными концепциями и принципами.

Проблемные области и общие проблемы, с которыми все еще сталкиваются и которые требуют решения, включают:

  • Неопределенности, остающиеся в налоговом законодательстве:
  • Проактивные и консолидированные позиции налогоплательщиков с точки зрения участия в обсуждении поправок и изменений налогового законодательства могут помочь решить эту проблему.
  • по-прежнему существует большое количество налоговых споров:
  • Внедренные на практике механизмы, такие как горизонтальный мониторинг, электронные аудиты и предварительные акты налоговой проверки, целью которых является сокращение количества налоговых споров, должны широко применяться на практике.
  • Эффект «зависимости от пути», возникающий в связи с агрессивным отношением и позицией налоговых органов к налогоплательщикам в ходе налоговых проверок:
  • период перехода к концепции «добросовестности» должен развиваться в сочетании с соответствующим механизмом институциональной фискальной политики и реформ судебной системы;
  • механизмы для налоговых органов по принятию ответственности за неправильно начисленные дополнительные налоги и бремя доказывания должны быть реализованы на практике.
  • увеличение ставок штрафов в сочетании с высоким уровнем криминализации отдельных налоговых нарушений:
  • Порог уголовной ответственности за налоговые нарушения определяется в зависимости от нескольких критериев, включая прямое намерение, масштаб и характер предпринимательской деятельности, объем оборотов и общую налоговую нагрузку налогоплательщика.
  • разрывы между установленными механизмами, включая автоматизацию и упрощение определенных налоговых процессов, и их практической реализацией:
  • периоды пилотного внедрения новых технологических продуктов в различных фокус-группах должны быть продлены до начала эксплуатации для всех налогоплательщиков;
  • Предварительно подтверждается, что общий уровень развития технологий в смежных областях должен соответствовать характеристикам внедрения инноваций.

Заключение

В настоящее время Казахстан усердно работает над укреплением доверия к властям и развитием устойчивой налоговой системы, которая включает в себя прозрачные административные механизмы и благоприятную деловую среду в целом ряде областей.

Налоговые органы вместе с представителями бизнеса сосредоточены на объединении усилий для создания надежной системы сотрудничества и открытого диалога по вопросам, затрагивающим как национальную экономику, так и интересы бизнес-структур.

Основная область, в которой повышение эффективности, справедливости и дружественности к инвесторам налоговой среды заключается в администрировании Налогового кодекса и последовательном, предсказуемом и прозрачном применении его положений. Непоследовательное и непредсказуемое применение законов во всех регионах Казахстана и продолжающаяся криминализация некоторых налоговых преступлений остаются наиболее существенными проблемами, вызывающими обеспокоенность как иностранных, так и отечественных инвесторов.

Если Казахстан в рамках своего нового президента и администрации сможет более эффективно решать эти проблемы в предстоящие годы, страна действительно сможет объявить себя наиболее благоприятной для инвесторов страной в бывшем Советском Союзе.

Карина Калимжанова , менеджер налогового и юридического департамента, Deloitte


Автор: Айжан Ержанова

экономические науки

  • Шайтова Нургуль Жеткергеновна , магистр
  • Актюбинский политехнический колледж
  • ЭКОНОМИКА
  • КАЗАХСТАН
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Похожие материалы

  • Теоретические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан
  • Кредитная система Республики Казахстан
  • Перспектива развития экономики РК
  • Свободные экономические зоны Казахстана
  • Экономической теории нужен новый вектор

Налоговая система - болевая точка реформируемой экономики. Она является важнейшей составной условий экономического развития Казахстана. В наши дни налоги должны стать частью комплексных системных реформ, направленных на решение основных задач, стоящих перед обществом. Формируя основы налоговой политики, правительство РК столкнулось с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной проблемы. Сущность ее в том, что одновременно нужно учитывать множество обстоятельств и факторов: налоговая политика должна гарантированно обеспечить доходную часть государственного и местного бюджетов; ставки отчислений должны быть минимальными, чтобы стимулировать развитие экономики; механизм налогообложения должен быть максимально прост, надо чтобы платить налоги стало психологически предпочтительней.

Недостатки налоговой системы, перед принятием нового налогового законодательства, лежат на поверхности. Это и слишком большое количество налогов, и чрезмерные ставки, и, как следствие, непременно высокая доля налоговых платежей из общей суммы доходов хозяйствующих субъектов, которые из-за этого вынуждены искать пути выхода из-под налогового пресса. Наиболее привлекательной представляется сфера коммерции, где значительно шире возможности для быстрого оборачивания средств. Но и здесь в нестабильных финансово-кредитных условиях, налоги настолько повышают вероятность банкротства, что выталкивают предпринимателей в теневую сферу. Таким образом, налоговая система лежит в основе интенсивного наращения теневых операций. В результате, так называемые “недоборы” планируемых поступлений в бюджет имеют не только криминальную основу, но и являются результатом естественной самозащиты хозяйствующих субъектов от налогового давления. Руководители любого предприятия и предприниматели поставлены перед выбором: либо они платят все налоги и обрекают себя на банкротство, либо прячут все, что могут, и продолжают жить. Ясно, что предпочтение отдается другому.

В сложившихся условиях не спасут ни огромные усилия налоговой инспекции, ни создание многотысячной армии налоговой полиции.

В теневых операциях взаимоотношения между их участниками, особенно в конфликтных ситуациях, осуществляются незаконными методами, что является питательной средой для развития организованной преступности. В то время как сегодня, эта проблема принимает для общества угрожающий характер. Очевидно, что только усилиями МВД ее не одолеть. Одновременно со снижением общих поступлений в бюджет, зарождается и интенсивно развивается ряд опасных для общества социально-экономических процессов. Принципиальными недостатками налоговой системы стало включение целого ряда отчислений и обязательных платежей в фонды преобразования экономики, занятости, развития транспортного, социального страхования, в себестоимость и цены готовой продукции. Создается база для непрерывного спиралеобразного роста цен за счет постоянного увеличения себестоимости товара. Массовый характер взаимных долгов (неплатежей), усиливающиеся падение объемов производства, острый дефицит оборотных средств являются не результатом бесхозяйственной деятельности руководителей предприятий, а неизбежным следствием неблагоприятных макроэкономических условий, в том числе и недостатков налоговой политики. Поэтому нужно сделать еще достаточно много, чтобы налоговая политика помогла решить насущные проблемы реформируемой экономики.

В налоговой теории существует такое понятие как ставка налога - величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные - по мере увеличения дохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налога находится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Пропорциональные ставки - размер их не изменяется и не зависит от уровня доходов (Н.Д.С.). регрессивная обработка прогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки по мере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков. В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямопропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимают через надбавку к цене (пр.: акцизы).

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение. (пр.: отчисления на социальное страхование или отчисление в дорожные фонды).

Из основных концепций налогообложения мне хотелось бы выделить концепцию согласно которой юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция отличается большой рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Однако при внедрении этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные прежде всего с тем что нет строгого научного подхода к изменению возможностей того или иного лица платить налоги. Ясно только, что потребитель всегда в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, а лишь затем на предметы роскоши. Практика налогообложения стран с развитой экономикой, в большинстве, показывает что существуют следующие основные налоги: Подоходный, Н.Д.С. и взносы на социальное страхование.

Практика подоходного налогообложения различает: валовый доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход - это сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командированные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы например для инвалидов, пенсионеров и т.п. Таким образом: облагаемый доход = валовый доход - вычеты. В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном подоходном налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах. Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых стран - это налог на добавленную стоимость (Н.Д.С.). Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергетику и т.п. Н.Д.С. охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов, позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации. Н.Д.С. представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносятся в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, т.е. фактически на каждый технологической стадии движения товара к потребителю. Фактически Н.Д.С. -это налог не на производителя, а на потребителя, поскольку в условиях свободных цен ничто не меняет продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.

К косвенным налогам, широко применяемым в различных странах относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателями данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на занимающие товары и “ухода” от уплаты этих налогов.

Правительство, принимая новый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие цели:

  • Упрощение, устранение противоречий;
  • Превращение его в единое целое на всей территории республики Казахстан;

Предполагалось сократить количество налогов до 40-45%, а подоходного налога с граждан до 40%, чтобы не ослаблять стимулы деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного, на имущество, физических лиц, рентные платежи и т.д.. Главное должна быть прекращена практика ведения новых неэффективных налогов. По заданию Правительства республики, Минфина и других государственных структур было разработано несколько альтернативных проектов “Кодекс о налогах”. Принципы “правительственного проекта” по утверждению разработчиков, практиков и ученых следующие: справедливость, то есть исключение льготирования одних налогоплательщиков за счет других, простота и экономическая нейтральность, сопоставимость налоговых ставок, чтобы на одни и те же товары не было бы большого развития в налогах республики и у партнеров в других странах. Продумывалась также прогрессивно-регрессивная форма налогообложения, ужесточающая ответственности, как налогоплательщика, так и налоговых служб за нарушение закона, создание налоговой милиции.

Налоговые отношения укрепились практикой. С 1 июля 1995 г. В Казахстане действует новый Налоговый Кодекс. Он основан на правовых параметрах принятых в пространстве всего мира, и способствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей экономике быстрей переориентироваться на рыночные отношения, и отвечает интересам государства в целом. Включение механизмов принципиально новых налоговых отношений - важная страница в сравнительно короткой истории рыночных реформ в Казахстане. Между законом и его реализацией путь бывает долгий, но это когда закон не воспринимается жизнью. Государственная налоговая служба Казахстана была еще создана в 1991 г. по Назарбаева в целях дальнейшего совершенствования системы контроля за соблюдением налогового законодательства. 1995 год стал самым революционным в первом пятилетии - год больших экспериментов радикального реформирования налоговой системы республики Казахстан.

Какие же налоги взимаются с населения Казахстана?

Подоходный налог с физических и юридических лиц взимается на основании Указа Президента Республики Казахстан имеющего силу закона “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г. №2235. Плательщикам Подоходного налога являются физические и юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году. К физическим лицам относятся граждане Казахстана, граждане иностранных государств и лиц без гражданства. Объектом обложения подоходным налогом является облагаемый доход физического лица, в том числе занимающегося предпринимательской деятельностью, исчисленный, как разница между совокупным годовым доходом и вычетами (разрешается в целях налогообложения). К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов полученные в денежной или натуральной форме за налоговый год. Ставка налога (для физических лиц - 5-40%, для юридических - 30%) расчет с увеличением облагаемого налогом дохода.

Платежи, налоги недропользования. В него входят бонус - плата за право проведения геологических работ, Роялти - плата за эксплуатацию месторождений и налог на сверхприбыль.

Н.Д.С. (налог на добавленную стоимость). Представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости добавленной в процессе производства и обращения товаров в Казахстане, работ, услуг и импортного товара. Н.Д.С., подлежащий уплате в бюджет, определяется, как разница между суммами Н.Д.С., начисленные за реализованные товары, работы, услуги, и суммами налога, подлежащий уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Плательщикам Н.Д.С. являются физические лица, занимающиеся коммерческой (предпринимательской) деятельностью, которые встали или обязаны встать на учет по Н.Д.С.. По импортируемым товарам плательщиками являются физические лица, осуществляющие импорт на таможенную территорию Казахстана. Объектом обложения Н.Д.С. является облагаемый оборот и облагаемый импорт. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, выполненных работ или оказанных услуг, осуществленных в пределах республики. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализованных товаров, работ или услуг исходя из применяемых цен и товаров, без включения в них Н.Д.С.. Облагаемым импортом является импортируемые товары. Ставка Н.Д.С. установлена в размере 20% от облагаемого оборота и облагаемого импорта. Сумма Н.Д.С., подлежащая уплате в бюджет (чистая сумма Н.Д.С., начисленная за отчетный период), определяется как разница между суммой начисленного налога, подлежащей получению по облагаемому обороту, и суммой налога, относимой в зачет. При применении налогоплательщиком метода начисления суммой Н.Д.С., относимой в зачет, является сумма налога, подлежащая уплате по выставленным налоговым счетам - фактором фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (кроме зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услуг в течение отчетного периода, который используется или будут использоваться для целей облагаемого оборота. При применении налогоплательщиком кассового метода учета по отнесению сумм Н.Д.С. в зачет должен иметь место факт оплаты.

Методы, посредством которых государство добывает себе денежные средства для покрытия этих расходов, также довольно многочисленны и разнообразны. В одних случаях оно использует метод, основанный на добровольной передаче денег их обладателем государству. Классическим примером такого метода выступают государственные займы, как внутренние, так и внешние. В других случаях государство получает доход от использования своего имущества, например, сдавая за плату во временное пользование земельные участки, находящиеся в его собственности. В третьих – государство, выступая в качестве продавца, взимает сборы и пошлины за те или иные свои услуги. Однако основным источником пополнения доходами казны любого современного государства выступают налоги, взимая которые государство реализует метод принудительного и безвозвратного изъятия денег.

Налоги, опосредуя совокупность перераспределительных отношений, суть которых заключается в обобществлении необходимой для общества части индивидуальных богатств путем отчуждения их и сосредоточения в общенациональном фонде денежных средств – бюджете, по своей природе могут существовать только в правовой форме.

В Конституции Республики Казахстан, в статье 35 закреплено, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого [1]. Ссылка на законность не случайна, поскольку налогоплательщики, уплачивая налоги и другие обязательные платежи в бюджет, вынуждены расставаться с частью своих доходов, следовательно, понятна их заинтересованность в том, чтобы эта процедура проводилась строго в соответствии с положениями, установленными соответствующими нормативными правовыми актами.

Этим и объясняется актуальность изучения правовых основ получения государством доходов в виде налогов и других изъятий в бюджет. По мнению С.Г. Пепеляева «налоговое право настолько же необходимо и существенно, насколько важны и необходимы сами налоги; при этом, чем более важную роль в жизни страны играют налоги, тем значение приобретает и налоговое право» [2].

В связи с этим целью данного исследования является изучение правовых основ взимания налогов и других обязательных платежей, формирующих базу республиканского бюджета, а также определение путей совершенствования законодательного оформления положений по их исчислению и уплате.

Для чего в работе сделана попытка решить следующие задачи:

1) раскрыть экономическую сущность и правовую природу налогов, сборов, платежей и пошлин, охарактеризовать их отличия друг от друга, а также выяснить состав налогов и других обязательных платежей, поступающих в республиканский бюджет;

3) осуществить критический анализ действующего налогового законодательства и оценку его с точки зрения учета международных принципов построения налоговой системы;

4) провести исследование эффективности практической реализации налогового законодательства и выявить факторы, способствующие повышению успешного сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет;

5) обрисовать стратегию дальнейшего улучшения налогообложения, как за счет совершенствования налогового законодательства, так и посредством развития эффективных форм и методов налогового администрирования.

Обозначая основные направления дальнейшего развития налогового законодательства в Республике Казахстан, следует подчеркнуть, что в обобщенном виде перед инициаторами налоговых изменений стоят две основные задачи. Первая – это обеспечение независимости казахстанского бюджета от объемов экспорта нефти, как впрочем, и другого сырья, и колебаний цен на них на мировых рынках – задача, которая была поставлена Президентом нашей страны еще в 2001 году при обнародовании Стратегии «Казахстан - 2050», и которая по сей день, не решена в полной мере.

Вторая – устранение противоречий и двойственности толкования в налоговом законодательстве, придание ясности и простоты изложению правовых норм – задача, в решении которой невозможно никогда поставить точку.

Изменение сложившейся ситуации формирования государственной казны на базе и в основном за счет поступлений от функционирования сырьевого сектора экономики видится в развитии обрабатывающей и перерабатывающей промышленности Казахстана. Идти здесь нужно в двух направлениях: возрождать предприятия, а также создавать новые предприятия, основанные на современных высокотехнологичных производствах. При этом следует в полном объеме задействовать все имеющиеся у государства средства стимулирования и поддержки, в том числе и налоговые механизмы.

Кроме того, для преодоления проблем, тормозящих развитие промышленности в целом, требуется поддержка государства и в незамедлительном разрешении вопроса реализации в Налоговом кодексе амортизационной политики.

Неслучайно в своем послании народу Казахстана, озвученному в г. Астана 25 декабря 2013 года, Президент Н.А. Назарбаев «Стратегия Казахстан - 2050», одним из основных направлений развития экономики определил реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2030-2050 годы, подчеркнув при этом: «Нам необходимо принять меры по дальнейшему улучшению инвестиционного климата. Во-первых, надо поддержать зарождающийся инновационный бизнес. В частности, стимулировать компании, активно занимающиеся научными исследованиями, разработкой и внедрением новых технологий. Во-вторых, пора изменить подходы к предоставлению налоговых преференций для привлечения инвестиций. Они должны обеспечивать стимулирование долгосрочных инвестиций и быть согласованы со сроками окупаемости проектов. В-третьих, в целях существенного улучшения условий для модернизации и технического перевооружения производства недавно значительно облегчены возможности лизинга, а с 2012 года будет пересмотрена фискальная политика в части амортизационных отчислений» [4].

Так, на сегодня весьма актуальной является проблема создания условий, позволяющих ориентировать формирование государственной казны на результаты деятельности не сырьевого сектора экономики. Однако, решая вопрос использования налоговых механизмов в качестве поощрения инвестиций в обрабатывающую и перерабатывающую промышленность, основанную на высокотехнологичных производствах, следует быть очень осторожным. Априори любые налоговые льготы некоторым образом расслабляют тех налогоплательщиков, которые ими пользуются, и вызывают чувство несправедливости у тех налогоплательщиков, которые не имеют таких привилегий. При этом, налоговым органам приходится отвлекать много ресурсов на осуществление налогового администрирования с целью выявления злоупотреблений пользования льготой.

В плане совершенствования юридического оформления системы налогообложения следует избавиться от присутствующего в Налоговом кодексе искажения правовой природы отдельных платежей, исключить отдельные неточности формулировок, внести больше конкретики в прорисовку принципов построения казахстанской налоговой системы, а также приложить усилия к упрощению самих процедур налогообложения и понятному изложению этих процедур в налоговом законе.

Следует констатировать, что правоприменительная практика выявила проблему конкуренции Налогового и Административного кодексов в регулировании вопросов привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства; а также неправомерное регулирование налоговым законом несвойственных ему отношений, являющихся прерогативой гражданского и бюджетного права. Такие негативные явления следует незамедлительно устранить, поскольку они создают реальную угрозу стабильности правовой системы в целом.

И, наконец, для обеспечения полноценного и всеобъемлющего учета налоговой базы, как важнейшего условия укрепления общегосударственного фонда денежных средств, необходимо перейти к единой системе идентификации физических и юридических лиц.

Законодательное закрепление применения уникальных номеров позволит налоговым органам связать воедино сведения об объектах налогообложения, имеющиеся в ведомственных информационных системах государственных органов, и без каких-либо изменений действующей системы налогообложения выявить дополнительные резервы пополнения доходной части государственного бюджета.

1. Налоговое право – учебник под ред. Пепеляева С.Г.-М: ИД ФБК ПРЕСС 2010г.

2. Налоги: Учебник. Под ред. д.э.н., профессора Черника Д.Г. - М: Финансы и статистика,2013г.

3. Финансы, Мельников В.Д., Ильясов РК Алматы, Каржы – Каражат 2011год.

4. Мельников ВД, «Государственное финансовое регулирование экономики Казахстан» Алматы, Каржы – Каражат 2013 г.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альпенова Баян Асановна

В данной статье рассматривается развитие налоговой системы Республики Казахстан и проблемы ее совершенствования.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Альпенова Баян Асановна

This article discusses the development of the tax system of the Republic of Kazakhstan and the problems of its perfection.

Текст научной работы на тему «Проблемы налоговой системы Республики Казахстан»

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Альпенова Баян Асановна

докторант PhD Бишкекской финансово-экономической академии,

г. Бишкек, Кыргызская Республика

В данной статье рассматривается развитие налоговой системы Республики Казахстан и проблемы ее совершенствования.

This article discusses the development of the tax system of the Republic of Kazakhstan and the problems of its perfection. Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая система, Республика Казахстан. Keywords: taxes, taxation, tax system, the Republic of Kazakhstan.

С момента возникновения государства необходимым звеном экономических отношений в обществе являются налоги, изменение форм которых неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. Учитывая важную роль налогов в регулировании социально-экономических процессов возникает необходимость совершенствования налоговой системы, а также организации специального аппарата управления и контроля за налогами.

В своем Послании народу Казахстана, Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что, несмотря на негативное влияние мирового финансового кризиса, Казахстан сумел достойно преодолеть трудности и обеспечить экономический рост [1].

Разрешение экономикой политических противоречий требует длительного времени и усилий всех заинтересованных лиц, начиная от верхних эшелонов власти и заканчивая каждым конкретным человеком. Унификация налоговых систем развитых стран мира позволяет ускорить процессы международной интеграции, что обеспечивает успешность решения многих внутренних экономических, политических и социальных проблем.

Совершенствование налоговой системы определяется такими объективными факторами, как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и социально-экономические границы налогообложения. Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании налоговой системы. Основные налоговые проблемы состоят в следующем:

1) Современная налоговая система еще сложна для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это неизбежно ведет к излишним административным издержкам и порождает изощренные способы уклонения от налогов.

2) Налогообложение заставляет компании инвестировать средства и перестраивать баланс не по экономическим, а по налоговым причинам. Это отрицательно сказывается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов.

3) Большие различия в ставках личного подоходного обложения и обложения корпораций вынуждают компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам. Дискриминация дивидендов ведет к тому, что новые

инвестиции предпочтительнее финансировать за счет заемных средств [2].

Также действующая в Казахстане налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.

Предметами критики выступают излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой, по сравнению с западными странами, оплате труда; низкое налогообложение природных ресурсов.

Но обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее, выхваченных из комплекса в западных странах, а порой, просто дилетантских.

Все это обусловливает объективную необходимость пристального внимания к налоговой системе и глубокий анализ налоговых отношений. Поэтому можно предложить следующее:

1) проблемы определения пределов налогового администрирования должны решаться через установление пределов властных полномочий налоговых органов и их должностных лиц;

2) властные полномочия налоговых органов и их должностных лиц должны ограничиваться, с одной стороны, существованием конституционных прав и прав налогоплательщика и, с другой стороны, интересами самого государства;

3) налогоплательщики должны иметь реальные, а не нарисованные в законе объекты налогообложения.

4) Казахстану необходима в области налогообложения собственная научная школа или нескольких школ, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

5) Для изменения взаимоотношений различных уровней государственного управления, разработки рекомендаций в области новой фискальной политики, анализа влияния ее изменений на поведение частных лиц и фирм, а также экономики в целом, крайне важно создать в составе Министер-

ства финансов Казахстана подразделение количественного финансового анализа.

6) Необходимо снижение налогового бремени, но не сверх меры. Налоги играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что может вызвать ряд негативных последствий.

7) Порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика.

8) Необходим процесс прогнозирования объемов налоговых поступлений, который может исполнять роль финансового анализа налогооблагаемой базы, корректировать их на объективные и субъективные факторы, прямо или косвенно влияющие на объемы поступлений налогов.

9) Обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Таким образом, совершенствование налоговой системы неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития, от этого зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

1. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. Казахстан - 2050. Новый политический курс состоявшегося государства // Казахстанская правда от 14 декабря 2012 года.

2. Налоги в Казахстане: Учеб. Пособие / Ф.С. Сейдахме-това. - Алматы: LEM, 2002. - 160 с.

СПОСОБ ЦЕПНЫХ ПОДСТАНОВОК В ДЕТЕРМИНИРОВАННОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ФАКТОРНЫХ СИСТЕМ

Антонова Ольга Витальевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономический анализ» Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

В статье исследуются способ цепных подстановок, как прием детерминированного факторного анализа в системе бухгалтерского финансового и управленческого учета.

In article receptions of the determined factorial analysis in system of accounting financial and management accounting are investigated

Ключевые слова: бухгалтерский учет, факторный анализ, модели факторного анализа Keywords: accounting, factorial analysis, models of the factorial analysis

В качестве способа измерения влияния факторов в детерминированных моделях широкое распространение в аналитических расчетах получил способ цепной подстановки ввиду возможности использовать его в детерминированных моделях всех типов. Суть этого приема состоит в том, что для измерения влияния одного из факторов осуществляется замена его базового значения на фактическое, оставляя при этом неизменными значения всех других факторов. Последующее сопоставление результативных показателей до и после замены анализируемого фактора дают возможность рассчитать его влияние на изменение результативного показателя. Математическое описание способа цепных подстановок при использовании его, например, в трехфакторных мультипликативных моделях выглядит следующим образом.

Трехфакторная мультипликативная система:

Тогда для расчета влияния каждого из факторов надо выполнить такие действия:

а/ = У - y o; А/ = y2 - y1; Аус = У3 - У2.

, y - Уо = Ауа +Ауь + Ayc

Баланс отклонений: Последовательность расчетов способом цепных подстановок рассмотрим на конкретном числовом примере, когда зависимость результативного показателя от факторных может быть представлена четырехфакторной мультипликативной моделью.

В качестве результативного показателя избрана стоимость реализованной продукции. Ставится цель исследовать изменение этого показателя под воздействием отклонений от базы сравнения ряда трудовых факторов: численности рабочих, целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени и среднечасовой выработки. Исходная информация приведена в табл. 1.

Читайте также: