Анализ нарушений налогового законодательства

Опубликовано: 24.07.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Автор: Надежда Игнатьева, старший бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», сентябрь 2017 г.

На официальном сайте ФНС ежегодно появляется список самых распространенных нарушений налогового законодательства выявленных при проверках за последние три года. При проверках инспекторы особое внимание уделяют хозяйственным операциям, уменьшающим налогооблагаемую базу. Рассмотрим их подробнее.

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты. В Федеральном законе № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. в ред. от 23.05.2016 г. в п. 1 ст. 9 о первичных учетных документах говорится: «Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок».

Рассмотрим ситуации, когда этот пункт нарушается.

Наиболее распространенная ошибка, когда один и тот же документ вносится в программу дважды: оригиналы актов выполненных работ по услугам связи, ремонту, аренде и пр. иногда, предоставляются с опозданием в 2-3 месяца и налогоплательщики, чтобы зачесть расходы кварталом, в котором был выставлен акт, заносят в его в базу, распечатав с сайта поставщика (не путать с документом, переданным по ЭДО). Далее, когда через некоторое время приходят оригиналы, их вносят повторно.

Чтобы исключить такие ситуации, рекомендуется проводить ежемесячные сверки с поставщиками, или же нужно будет сделать операцию «сторно документа», чтобы не сдавать корректировочную отчетность.

При совмещении ЕНВД и ОСНО налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов. И если разделение доходов по видам деятельности не вызывает затруднения, то с расходами определиться сложнее. Например, в организации, занимающейся оптовой и розничной торговлей, числится продавец (ЕНВД), водитель, который развозит товар оптовым покупателям (ОСНО), расходы на их зарплату легко учесть. А вот с разделением зарплаты бухгалтера, уборщицы возникают трудности. Для правильного распределения расходов можно руководствоваться письмом Минфина № 03-11-04/3/43 от 04.10.2006 г. и абз. 4 п. 9 ст. 274 НК РФ.

Ошибки могут возникнуть при начислении амортизации по неиспользуемым в производстве основным средствам – п. 1 ст. 257. В процессе изготовления продукции не все ОС постоянно задействованы в технологическом процессе, что может быть обусловлено спецификой продукции. В таком случае организация не нарушает закон, но если ОС не используется (и это не временный простой), а амортизационные отчисления идут и, соответственно, уменьшают налогооблагаемую базу, то это может быть расценено как необоснованный учет расходов.

При проверке неправомерное принятие расходов к учету должно быть доказано налоговым инспектором, но лучше не создавать подобных ситуаций и отслеживать все имеющиеся на балансе ОС на подобные ситуации.

Еще одна часто встречающаяся ошибка – в расходную часть включена утрата объекта ОС в результате форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие, затопление помещения, произошедшее не по вине владельца/арендатора), но без документального подтверждения и верного оформления.

Согласно п.3 ст. 623 ГК РФ если арендатор внес в арендованное имущество (обычно, здания, сооружения) неотделимые улучшения без согласия арендодателя, то расходы на это не подлежат возмещению. Поэтому, если вы планируете подобные работы, то лучше заключить дополнительное соглашение к договору аренды, предусматривающее возмещение расходов.

И, конечно, даже не ошибкой, но прямым нарушением будет включение в расходы фиктивных сделок, заключенных с фирмами однодневками и между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 252, ст. 253, пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ) или сокрытие доходов от реализации.

Первая ошибка – налогоплательщик занизил налоговую базу путем неправомерного или неправильном применения льгот (ст. 149 НК РФ). Такая ситуация может возникнут, если бухгалтер не учел, например, что реализация не всех медицинских товаров освобождается от уплаты НДС, часть проходит по ставке 10%. В п. 2 ст. 164 НК РФ сказано, что реализация изделий медицинского назначения облагается НДС по ставке 10%, а реализация важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ полностью освобождается от налогообложения на территории РФ. Подобная ситуация может возникнуть при продаже программных продуктов, баз данных и пр., указанных в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. В этой статье указано, что реализация должна происходить на основании лицензионного договора.

Поэтому при выборе ставки «Без НДС» в документе в базе, убедитесь, что у вас заключен именно лицензионный (сублицензионный) договор, а не договор купли-продажи или поставки.

Следующая ошибка обычно не влечет финансовых последствий для налогоплательщика, но привлекает ненужное внимание инспекторов ФНС к организации. Это принятие к учету документа поступления датой более ранней, чем его выставил поставщик. При внесении в программу большого количества документов, бывают досадные случаи ошибок в дате. Если сумма документа достаточно велика (более 50 000 руб.), то вам может поступить запрос из налоговой с требованием пояснения отражения операции, которой нет у поставщика. В ответ следует написать, что была совершена непредумышленная ошибка и она будет исправлена в корректировочной декларации или же будет сделана операция «сторно документа» и поступивший документ будет исправлен с помощью – на усмотрение плательщика налога.

Для исключения таких ситуаций можно воспользоваться сервисом, имеющимся в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 «Сверка данных учета НДС» (меню «Отчеты» - «НДС»). Выбираем нужные параметры и запускам сверку. Но данный сервис будет работать только в случае обоюдного его использования: вами и контрагентом.

Другой ошибкой будет необоснованное применение ставки 0% или завышение налоговых вычетов, положенных при подобных операциях – ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ. При камеральной проверке налогоплательщик обязан предоставить инспектору документы, подтверждающие его право на применение этой ставки, также сотрудник ФНС имеет право запросить документы, подтверждающие обоснованность суммы налоговых вычетов.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты по НДС можно зачесть только в том случае, если они подтверждены счетом-фактурой от поставщика. Во избежание подобного нарушения следует тщательно проверять комплекты полученных документов на наличие счета-фактуры. К сожалению, часто бывает, что при выставлении акта/накладной поставщик забывает про счет-фактуру.

Еще одна ошибка – плательщик налога не восстановил суммы НДС с предоплаты, ранее принятые к вычету (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Также нельзя принимать к учету счета-фактуры, если с момента окончания налогового периода, в котором они были выписаны, прошло 3 года (ст. 166, ст. 171, п. 2 ст. 173 НК РФ).

При налоговой проверке инспектор будет ориентироваться на то, какой вид УСН вы применяете: доходы или доходы минус расходы. При ставке 6 % (Доходы), расходная часть не будет интересна проверяющему, так как нарушения в ней не ведут к уменьшению налогооблагаемой части.

Согласно п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ, неправомерно применение УСН в связи с нарушением показателей, предоставляющими право на ее применение:

если организация имеет филиалы или представительства;

если применяется ЕСХН, доход по итогам отчетного периода превысил 150 млн руб. или численность сотрудников стала больше 100 человек.

Если с филиалами и численностью сотрудников нет сложностей, то резко выросшая прибыль может «подвести» плательщика налога. Следует проводить ежеквартальный анализ планируемой прибыли, чтобы можно было подготовиться к тому, что УСН будет недоступна организации/ИП в следующем налоговом периоде.

Ошибкой будет, если налогоплательщик исчислил, но не уплатил в данном налоговом периоде суммы на обязательное пенсионное страхование, суммы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОМС и НС ПЗ, что регулируется пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ.

К сожалению, иногда в организациях на УСН нет тщательной проверки документов на соответствие требованиям законодательства. Организации/ИП иногда самостоятельно разрабатывают формы первичных учетных документов или изменяют под свои нужды уже существующие, но при этом теряются реквизиты, которые обязательно должны быть в «первичке» согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ. Или же к учету принимаются документы, которые не могут заменять собой акты/накладные (ст. 346.16, 346.17 НК РФ).

Налогоплательщик, который выбрал УСН «Доходы минус расходы», не исчислил минимальный налог по окончанию отчетного периода, который обязывает начислять п. 7 ст. 346.18 НК РФ.

При совмещении УСН и ЕНВД доходы от УСН были учтены как доходы от ЕНВД (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Если у вас обнаружена подобная ошибка, то вам нужно обязательно указать факты, которые докажут, что это было не предумышленное нарушение.

При применении УСН на 15% в расходной части учтены затраты, которых нет в перечне п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Конечно же, самое очевидное нарушение, это применение ЕНВД по услугам и работам, не перечисленным в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Далее, согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ площадь торгового зала не должна превышать 150 кв. м, также нарушением считается владение площадью торгового зала более 150 м кв. взаимозависимыми лицами.

Так же, как и при УСН, если налогоплательщик исчислил, но не уплатил в данном налоговом периоде суммы на обязательное пенсионное страхование, суммы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОМС и НС ПЗ, это считается нарушением (пп. 1 п. 2.1 ст. 346.21 НК РФ).

Нарушением будет занижение размера ЕНВД путем предоставления неверных данных о количестве работников и площади торгового зала (ст. 346.27, ст. 346.29 НК РФ).

Нарушение пп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ – если при реализации продукции, объем сельскохозяйственной продукции составил менее 70 %.

Также нарушением будет, если не подтверждены документально расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ) на приобретение семян, кормов, удобрений и пр. (пп. 5 п. 2 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.5).

Основными нарушениями в ПСН являются утрата права на применение патентной системы налогообложения (пп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ) и несоответствие осуществляемой деятельности, той, которая указана в выданном патенте (п. 2 ст. 346.25 и п.2 ст. 346.43 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Определение амортизационной группы и сроков полезного использования ОС, иногда затруднительно и возникают ошибки – если они привели к занижению базы для исчисления налога, то будьте готовы к вопросам инспектора, штрафам и доначислению налога. Поэтому, перед тем как принять имущество к учету, проконсультируйтесь со специалистом.

Если объекты недвижимости, числящиеся как имущество организации, находятся далеко от местонахождения самой организации или филиалов, и редко используются (или не используются совсем), выпадают из поля зрения бухгалтера, и нарушается ст. 385 НК РФ, согласно которой налогоплательщик обязан исчислить и уплатить налог на имущество по объектам недвижимости.

Транспортный налог

Основное – ст. 361 НК РФ – неверная налоговая ставка, определяемая соотношением мощности автомобиля. Чтобы верно рассчитать налог можно воспользоваться следующими рекомендациями:

возьмите таблицу ставок, установленных в вашем регионе;

узнайте мощность двигателя автомобиля, который числится у вас на балансе;

также может потребоваться год выпуска автомобиля;

найдите подходящую вам по параметрам графу в таблице и умножьте указанную в ней цифру на мощность двигателя ТС.

image_pdf
image_print

Недавно ФНС опубликовала информацию о характерных нарушениях законодательства о налогах и сборах. В документе содержится перечень видов нарушений, которые допускают налогоплательщики — юридические лица и граждане. Данные для анализа взяты из материалов налоговых проверок. В статье расскажем об основных типах нарушений.

Нарушения по НДС

В части НДС организации и предприниматели чаще всего допускают нарушения четырех видов:

  • занижение налоговой базы;
  • завышение вычетов;
  • неправомерное применение пониженных ставок;
  • отсутствие раздельного учета при осуществлении деятельности, попадающей под НДС и освобожденной от налога.

К нарушениям, указанным в пункте 1, чаще всего приводит неполное отражение доходов от реализации, неправомерное применение льгот, невключение в налоговую базу полученных авансов, а также безвозмездно переданного имущества.

Классический пример ситуации, когда завышаются вычеты по НДС — работа с фирмами-однодневками, которые не платят налоги. Еще одно распространенное нарушение — предъявление к вычету НДС при отсутствии счетов-фактур.

Что касается ставок, то налогоплательщики зачастую неправомерно применяют нулевую ставку НДС по реализации товаров на экспорт, а также грешат тем, что исчисляют НДС по ставке 10% вместо 18%. Последнее имеет место, например, при реализации изделий, не входящих в перечень кодов медицинских товаров.

Нарушение по налогу на прибыль

При исчислении налога на прибыль организаций зачастую занижается налогооблагаемая база. Чаще всего это происходит за счет того, что в учете не полностью отражаются доходы от реализации, а также внереализационные доходы. Имеет место и завышение расходов, в частности, в результате неправильного их расчета, неверного исчисления доли остатка готовой продукции или незавершенного строительства.

Кроме того, налогоплательщики неверно классифицируют расходы, включая в состав внереализационных, например, неподтвержденную документально дебиторскую задолженность, суммы уплаченных в бюджет санкций, проценты по кредитам и другие затраты.

Также к распространенным относятся нарушения при совмещении двух режимов налогообложения и включение в базу необоснованных расходов по сделкам с фирмами-однодневками.

Нарушение по акцизам

К этому разряду нарушений относится в основном занижение налоговой базы при продаже алкогольной продукции, по сравнению с данными из системы ЕГАИС. То есть организации исчисляют акциз не от полного объема отгруженной продукции. Имеют место неправомерные вычеты акцизных платежей по возвращенной алкогольной продукции, которая оформляется по недостоверным документам. Кроме того, порой налогоплательщики занижают ставку акциза и допускают неполную его уплату.

Нарушения по НДФЛ

Налог на доходы физических лиц исчисляется и уплачивается, как правило, работодателем или иным налоговым агентом физического лица, а в некоторых случаях — самим налогоплательщиком. Исчисляя НДФЛ, граждане допускают следующие нарушения:

  • неправомерно завышают налоговые вычеты;
  • не включают в базу доходы от продажи недвижимости, находящейся в собственности менее 3 лет;
  • не исчисляют налог с подаренного имущества, полученного не от близкого родственника.

Что касается налоговых агентов, то они чаще всего нарушают срок перечисления суммы НДФЛ, а также заявляют неподтвержденные документально вычеты. Кроме того, они нередко ошибаются в определении даты получения дохода, а также не подают вовремя формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Прочие налоги

Много нарушений и по остальным налогам. Например, при расчете транспортного налога чаще всего неправильно применяются налоговые ставки и не используются повышающие коэффициенты. По земельному налогу та же история — путаница со ставками и неверные коэффициенты владения. Кроме того, иногда плательщики допускают неверное отражение кадастровой стоимости земли. А вот налогоплательщики, которые обязаны уплачивать торговый сбор, зачастую и вовсе умалчивают об этой своей обязанности. Они попросту не представляют в налоговый орган уведомления о возникновении объекта налогообложения.

Выявлены нарушения и по другим платежам: по НДПИ, налогу на имущество организаций, налогу на игорный бизнес, а также по налогам, связанным со спецрежимами — УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН.

Библиографическая ссылка на статью:
Родионова А.И., Трусова Н.С. Анализ и оценка эффективности налогового контроля (на примере города Курска) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6675 (дата обращения: 13.04.2021).

Актуальность исследования эффективности и результативности налогового контроля заключается в нацеленности на решение проблемы уклонения от налогообложения и соблюдения законодательства по налогам и сборам; повышении налоговой культуры налогоплательщиков. Цена недоплаты налогов становиться ощутимой для бюджета, ведь за счет налогов финансируются расходы государственного бюджета.

Проблемы построения эффективной системы налогового контроля исследуют многие ученые-экономисты: Гончаренко Л.И. Майбуров И.А., Пансков В.Г., Рыкунова В.Л., Ткачева Т.Ю. и другие. Анализ эффективности контрольной работы представляет интерес как для региональных органов власти, так и необходим самой налоговой службе, так как он позволяет оценить её работу на основе качественных показателей.

Эффективность контрольной работы налоговых органов выражается в соотношении поставленных контролирующим органом целей и достигнутого им результата. Данным результатом являются суммы доначисленых и взысканных сумм налогов, сборов и пени по результатам проведенных налоговых проверок.

В системе налогового контроля камеральная налоговая проверка играет ключевую роль.

На основе данных отчета 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» проанализируем результаты камеральных налоговых проверок на примере Инспекции ФНС России по городу Курску.

Сведения о проведенных камеральных налоговых проверках Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Проведенные камеральные проверки Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. (ед., млн. руб.)

Можно сделать вывод, что количество налоговых проверок (камеральных и выездных) в 2012 году по сравнению с 2011 уменьшилось на 119808 единиц (92,4%), а в 2013 году проверок увеличилось на 4446 единиц и составило 104,1 %.

Уменьшение камеральных налоговых проверок связано с уменьшением количества зарегистрированных налогоплательщиков.

В 2012 году было проведено 1155075 единиц проверок. Это на 9349 единиц меньше, чем в 2011 году, что составило 92,3%. В 2013 году камеральных проверок увеличилось на 4545 единиц(104%). Из них выявивших нарушения в 2012 году 5523 единиц, что меньше на 2232 единиц (71,2%) по сравнению с 2011 годом. В 2013 году по сравнению с 2012 годом нарушений уменьшилось на 449 единиц и составило 91,8%.

Результативность камеральных проверок снизилась в период с 2011 -2013 год с 6,2 до 4,2 %. Низкая результативность камеральных налоговых проверок связана с тем, что налоговым инспекторам приходится обрабатывать большой объем документов, а также с тем, что они имеют право истребовать ограниченное количество документов, следовательно, уменьшаются шансы найти ошибку и выявить правонарушение.

Доначисление на одну результативную проверку, возросло. В 2011 году она составила 0,290 млн. руб., в 2012 году 0,399 млн. руб., что на 0,109 млн. руб. (137,6%) больше, в 2013 году доначислений составило 0,453. Это на 0,054 млн. руб. (133,6%) больше по сравнению с предыдущим годом. Связано это с тем, что налоговый орган эффективно проводит свою работу.

На первый взгляд, эффективность контрольной работы снижается. Но этот показатель без увязки с результатами проверок не может объективно оценивать эффективность налогового контроля.

Одним из самых эффективных направлений налогового контроля является выездная налоговая проверка.

Планирование и прогнозирование невозможно без анализа проведенной работы. Поэтому целесообразно провести анализ работы налоговых органов при проведении выездных проверок.

Отделы выездных налоговых проверок осуществляет налоговую проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, которая выражается в сопоставлении документов (деклараций, балансов, расчетов и т.д.) с фактическими на предприятии. В процессе проверки проверяется ведение деятельности организации в соответствии с законодательством о налогах и сборах, эффективность использования отдельных финансовых ресурсов, выявляются нарушения налогового законодательства.

На основе данных отчета 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» проанализируем результаты выездных налоговых проверк на примере Инспекции ФНС России по городу Курску.

Сведения о проведенных выездных налоговых проверках Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Проведенные выездные налоговые проверки Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. (ед., млн. руб.)


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 27.12.2020 2020-12-27

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Берг, Н. А. Налоговый контроль как инструмент выявления и предупреждения налоговых правонарушений / Н. А. Берг, С. И. Черкасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 155-159. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77134/ (дата обращения: 18.05.2021).

В статье проведен анализ показателей результатов налогового контроля в форме камеральных и выездных проверок, а также их эффективность в предупреждении налоговых правонарушений.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, камеральная и выездная налоговая проверка, эффективность налоговых проверок, выявление и предупреждение правонарушений.

Представляется вполне закономерным, что для осуществления государством своих целей необходимо наличие определенных социально-экономических программ, финансовых ресурсов и непосредственного контроля за их законным формированием и расходованием. А развитие российского государства на фоне возникающих кризисных явлений в мировой и национальной экономиках не может с финансовой точки зрения благополучно идти без должного государственного внимания к предупреждению совершения налоговых правонарушений.

Эффективность противодействия нарушителям налогово-правовых норм не мыслима без качественного осуществления налогового контроля, как одной из форм государственного финансового контроля. При этом, налоговый контроль является не единственным, но важнейшим инструментом предупреждения налоговых правонарушений.

Так, Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) [1] определяет налоговое правонарушение как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Глава 16 НК РФ закрепляет следующие виды налоговых правонарушений:

– несоблюдение сроков постановки на учет в налоговом органе или предоставления данных об открытии и закрытии счета в банке;

– непредставление налоговой декларации;

– нарушение правил учета объектов налогообложения, доходов и расходов;

– неуплата или неполная уплата сумм налога;

– неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов и др. [1].

В связи с тем, что налоговые правонарушения достаточно широко распространены, то представляют собой серьезное препятствие планового поступления налогов и сборов бюджеты всех уровней государства. Отсюда велика роль в осуществлении предупреждения правонарушений в налоговой сфере.

Предупреждением же правонарушений называется совокупность разных мер превентивного характера, которые оказывают правовое влияние на сознание, волю и поведение потенциального нарушителя, которым в сфере налоговых правонарушений является налогоплательщик или плательщик сборов, плательщик страховых взносов, а также сами налоговые органы, их должностные лица и иные субъекты налогового права. Деятельность налоговых органов по предупреждению налоговых правонарушений заключается в применении мер, которые направлены на их пресечение и недопущение.

Основной задачей налоговых органов является повышение качества налогового контроля и вследствие чего упразднение имеющихся проблем. В выявлении, расследовании и предупреждении любых случаев нарушения налогового законодательства особая роль отводится налоговым проверкам, как форме налогового контроля. Данная форма предупреждения налоговых правонарушений способствует оперативному реагированию и направлена на предотвращение недоимки налогов в бюджет государства, так как многие налоговые правонарушения возможно выявить в ходе проведения налоговых проверок.

Так, по результатам проведенных проверок в 2019 году в России выявлено 123 700 правонарушений. При этом, большая часть выявленных правонарушений относится к нарушениям обязательных требований законодательства — 99,6 % от общего количества выявленных правонарушений (в 2018 году 99,7 %).

Дела об административных правонарушениях были возбуждены по результатам 82 500 проверок, административные наказания наложены по результатам 78 300 проверок [3].

В 2019 году ущерб от экономических преступлений, к которым относятся правонарушения в сфере налогообложения, составил 447,2 млрд руб., из них 85,2 млрд — от налоговых преступлений, следует из данных МВД. Всего за прошлый год было выявлено 104 тыс. экономических преступлений. Это на 4,1 % меньше, чем в 2018 году. Тогда было выявлено 109,5 тыс. экономических преступлений, которые нанесли ущерб в размере 403,8 млрд руб. Из них ущерб от налоговых преступлений составил 94,9 млрд руб. [4].

Между тем, адресная работа с налогоплательщиками и побуждение их к уплате текущих налоговых обязательств в полном объеме, является основным акцентом в контрольной работе.

Так, из доклада руководителя Федеральной налоговой службы России Егорова Д. В. об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за 2019 год следует, что посредством добровольной уплаты налоговых обязательств, без назначения выездных проверок, по итогам 2019 года дополнительно поступило в бюджет свыше 130 млрд. рублей, что составляет треть (37,8 %) в общем объеме поступлений по результатам контрольно-аналитической работы [3].

По данным взятым из статистической налоговой отчетности [5], представленном на сайте ФНС России — форма № 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» возможно осуществить анализ и оценку проведения камеральных и выездных налоговых проверок налоговыми органами и их результативность.

Так, вышеуказанная статистическая налоговая отчетность содержит следующие данные по регионам России и в целом по стране:

– количество проведенных камеральных и выездных налоговых проверок, из них выявивших нарушения налогового законодательства;

– количество выездных налоговых проверок, проведенных в отношении различных групп налогоплательщиков и отдельных налогов, в том числе в сравнении с аналогичными показателями по России;

– дополнительные платежи по результатам выездных налоговых проверок в целом, а также в разрезе налогов, пени и штрафных санкций.

Рассмотрим таблицу 1 о количестве проведенных налоговых проверок по Российской Федерации за период 2017–2019 гг.

Так, количество проведенных камеральных проверок за вышеуказанный период в целом имеет небольшие колебания и за 2019 год по состоянию на 01.01.2020 г. составляет в размере 62 802 102. Из них существенно уменьшилось количество выявленных нарушений за 2019 год, что снизило результативность проверок с 5,4 % в 2017 году до 3,9 за 2019 год. В целом, результативность камеральных проверок за указанные период имеет динамику снижения.

В тех случаях, когда речь идет уже о схемах уклонения от уплаты налогов, в целях их пресечения налоговыми органами, назначаются выездные налоговые проверки.

Количество проведенных налоговых проверок по Российской Федерации за 2017–2019 гг.

Показатели

На 01.01.2018

На 01.01.2019

На 01.01.2020

Из них выявившие нарушения

Процент результативных проверок

Из них выявившие нарушения

Процент результативных проверок

Рассмотрев количество выездных налоговых проверок за указанный период, можно сделать следующие вывод, что количество выездных проверок из года в год неуклонно падает. Если в 2017 году налоговыми органами было произведено 20 164 выездных проверки, то за 2019 год произведено всего 9 332 выездных проверок, что соответствует сокращению на 54 %. При этом результативность проверки повысилась и составила 99,4 %.

В своем Определении от 18 июля 2019 года [2] Конституционный суд Российской Федерации пояснил, что, в отличие от выездной проверки, камеральная нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения. Это, в свою очередь, позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона. Выездная же проверка (как более углубленная форма налогового контроля) ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки. Практика показывает, что именно в рамках таких проверок и выявляются нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения [6].

Немаловажным для оценки налогового контроля, как средства предупреждения налоговых правонарушений, представляется анализ выездных проверок, проведенных ФНС РФ по группам налогоплательщиков (таблица 2).

Количество выездных налоговых проверок ФНС России по группам налогоплательщиков за 2017–2019 гг.

Показатели

На 01.01.2018

На 01.01.2019

На 01.01.2020

Темп роста по сравнению с 2018 г., %

Отклонение от 2018 г. (+,-)

Проверки физических лиц

Проверки индивидуальных предпринимателей

Так, наибольший вес охватывают проверки организаций. За 2017 год в отношении организаций было произведено 17 564 выездных проверки. А по данным за 2019 год их количество существенного уменьшилось и составило уже 8 243 выездных проверки, тем самым темп роста сократился до 46,9 %. Самым маленький темп роста за указанный период показали выездные проверки физических лиц, что составило 37,1 %. Анализ показателей таблицы 2 также свидетельствует о динамике существенного уменьшения выездных проверок по группам налогоплательщиков.

Между тем, согласно докладу руководителя Федеральной налоговой службы России Егорова Д. В., доначисления на одну выездную проверку по данным ФНС РФ увеличились в 1,5 раза (на 50,8 %) и составили 33,6 млн. рублей. По результатам проведённых выездных проверок бюджет дополнительно получил свыше 195 млрд. рублей, а одна проверка принесла в бюджет свыше 20,9 млн. рублей. Результаты же выездной проверки органами прокуратуры за 2019 год не отменялись. Тем нее менее, по данным отчета по форме № 1-контроль за 2019 год 341 проверка была признана недействительной, что ниже на 23,9 % по сравнению с 2018 годом, что свидетельствует о качестве выносимыми налоговыми органами решений [3].

На рисунке 1 представлены сведения о дополнительно начисленных платежах, включая налоговые санкции и пени за период за 2017–2019 гг. по результатам выездных налоговых проверок. По уточненным данным по состоянию на 18.06.2020 года согласно форме № 2-НК за 2019 год по результатам проведенных выездных проверок дополнительно начислено налогов на сумму свыше 210 млрд. рублей, что является ниже аналогичного показателя за 2017 год на 0,6 %, при этом количество проведенных выездных проверок существенного сократилось. Доначисленные же налоговые санкции пени за рассматриваемый период не претерпели каких-либо изменений и находятся на уровне 2017 года.

Сведения о дополнительно начисленных платежах, включая налоговые санкции и пени за период за 2017–2019 гг. по результатам выездных налоговых проверок

Рис. 1. Сведения о дополнительно начисленных платежах, включая налоговые санкции и пени за период за 2017–2019 гг. по результатам выездных налоговых проверок

Всего, на момент подготовки доклада, по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджет поступило (взыскано) дополнительно начисленных платежей на сумму 215 млрд. рублей, что соответствует уровню 2018 года.

Данные в отчете о результатах контрольной работы налоговых органов по форме № 2-НК позволяю сделать вывод, что выездные налоговые проверки, как форма налогового контроля, является эффективным средством в предупреждении, выявлении и пресечении налоговых правонарушений, наряду с принимаемыми налоговой службой иными мерами, повышению эффективности контрольно-надзорных функций, дальнейшему укреплению налоговой дисциплины и соблюдения требований законодательства о налогах и сборах.

Поскольку налоговые проверки, как формы налогового контроля, являются лишь одним из способов предупреждения налоговых правонарушений, который на сегодняшний день помогает, но не решает полностью проблему огромного количества недобросовестных налогоплательщиков, то существует необходимость дальнейшего совершенствования новых инструментов по предупреждению налоговых правонарушений, например, таких как налоговый мониторинг и налоговое консультирование.

Читайте также: