Налоговая политика рф презентация 2020

Опубликовано: 16.04.2024

Блохина Валентина Александровна


Фискальная (налогово-бюджетная) политика — правительственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью изменения величины расходов или доходов государственного бюджета. Один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний экономических циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Основными инструментами фискальной политики являются налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

ВложениеРазмер
03.12_byudzhetno-nalogovaya_politika.pptx 654.42 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Бюджетно–налоговая политика Подготовила: Блохина Валентина Александровна Группа ПСА – 23а

План работы: Что такое бюджетно – налоговая политика государства? Автоматическая налогово – бюджетная политика как вид фискальной политики. Основные инструменты налогово – бюджетной политики. Плюсы и минусы фискальной политики. Подведение итогов.

Что такое бюджетно – налоговая политика государства? Бюджетно – налоговая политика – часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Бюджетно – налоговая политика государства – это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть – именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов. Основная задача этой политики – регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика? стабильный экономический рост в стране; занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму) ; стабильный уровень цен ( инфляция – это самая большая проблема экономик любых стран) .

Есть два вида бюджетно – налоговой политики государства: Стимулирующая Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение: повышение государственных закупок товаров и услуг; снижение налогового бремени на предприятия; повышение трансфертов (если это позволяет бюджет) . Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг. Сдерживающая А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования , экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика: увеличение налогов; сокращение трансфертов; сокращение государственных расходов. Эти меры приводят к сокращению системы «спрос – предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики. Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются) , а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация. Трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности» ) влияют по – другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет) , при росте экономики – уменьшаются (занятость населения увеличивается) . Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово –б юджетной политики. Как эти инструменты влияют на совокупный спрос: Трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше – повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса. Налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода) , сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая – нераспределенная – прибыль) . Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс – автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос. Джон Мейнадр Кейнс (05.06.1883–21.04.1946)

Плюсы и минусы фискальной политики: У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов: Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику. Наличие автоматических стабилизаторов – частичное сглаживание циклических колебаний экономики. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг) . При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков: Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Государственной Думой Российской Федерации для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев». Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

Подведение итогов. Бюджетно – налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемОльга Быкова

Похожие презентации

Презентация на тему: " Бюджетно-налоговая политика РФ. " — Транскрипт:

1 Бюджетно-налоговая политика РФ

2 Бюджетно-налоговая политика - это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно- финансовой системы для реализации целей социально- экономической политики. Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной.

3 Реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Ведь, успех экономической стабилизации в стране зависит от создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит

4 Бюджетно-налоговая политика, система регулирующая экономику посредством изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

5 В это же время расходная часть Бюджета России 2018 года направлена на обслуживание государственного аппарата. Если сложить финансирование чиновников, армии и спецслужб, то данные статьи расхода составят 37,5% расходов казны. Формально расходы на социальную политику стоят на первом месте в бюджете России, но обеспечение самого государства разбито на несколько разделов и в сумме оказывается намного выше. Расходы на образование и здравоохранение в сумме составляют всего 7% расходов казны, что совершенно не говорит о заботливом отношении государства к своему народу. Рост ВВП обещают всего 2%, но это очевидно недостаточно, чтобы полноценно восстановить экономику страны

6 Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов, по обещаниям государства, в рассматриваемом периоде будут являться ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов, и прочие источники финансирования.

7 Фискальная функция бюджета – предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг.

8 Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго.

9 Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.

10 Через фискальную функцию государство обеспечивает: - достижение баланса между доходами и расходами бюджетов; - равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы; - повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе; - выполнение функций и задач государства; - сохранение социальной стабильности.

11 Основными инструментами фискальной политики является государственные (или правительственные) расходы и налоги. Государственные (или правительственные) расходы – это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг.

12 Налоги представляют собой второй важнейший инструмент фискальной политики.

13 Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Налоговая система включает в себя: субъект налогообложения (кто должен платить налог); объект налогообложения (что облагается налогом); налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога). Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

14 Существует два основных типа налогов: прямые налоги, которые являются прямым вычетом из доходов, получаемых фирмами и домашними хозяйствами (например, подоходный налог), и косвенные налоги, которыми непосредственно облагаются фирмы и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности и включаются в цену той продукции, которая производится фирмами и поставляется ими на рынок (например, налог на добавленную стоимость) на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.).

15 К прямым налогам относятся: личный подоходный налог; налог на прибыль; налог на наследство; налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств и др.

16 К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость-НДС; налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкоголь, автомобили, ювелирные изделия, меха); таможенная пошлина. Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер и представляет собой налог на потребление, а не на доход. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены.

17 Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов. Таких принципов достаточно много: принцип выгоды; принцип пожертвования; прогрессивность ставок налогообложения доходов; равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности; сочетание устойчивости налоговой системы с ее гибкостью; определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса; исключение возможностей переложения налогового бремени; простота и ясность системы и процедуры налогообложения.

18 Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, я пришёл к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.


Перспективы налоговой политики, прослеживаемости и маркировки
обсудили на совместном семинаре Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ и Такском

17 декабря прошёл онлайн-семинар «Основные направления налоговой политики на 2021 год и плановый период 2022 – 2023 гг. Новое в налоговом администрировании и контроле», организованный Институтом налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ совместно с компанией «Такском». Главным докладчиком выступил Константин Новосёлов, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, к.э.н. Он рассказал об основных направлениях налоговой политики, которые утверждены в формате документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и трендах 2020 года.

Совершенствование налогового администрирования

Это один из самых важных блоков налоговой политики на 2021-2023 гг. Для него планируется реализация целогоряда мер.

Первая из них – это развитие налогового мониторинга путём уменьшения в три раза пороговых требований для вхождения налогоплательщиков в него. Ранее эти пороги могли пройти только представители крупного бизнеса. Теперь жев налоговый мониторинг может войти и часть представителей среднего бизнеса.

Второе не менее важное направление – это интеграция законодательства РФ о контрольно-кассовой технике в законодательство о налогах и сборах . Предполагается отмена контроля за применением ККТ как самостоятельной формы федерального государственного контроля (надзора) и его включение в систему налогового контроля в рамках Налогового кодекса РФ.

Ещё одним из направлений совершенствования налогового администрирования – введение института «единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя» в целях упрощения процедуры расчётов налогоплательщиков с бюджетом. Предполагается уплата налогов одним платежным поручением без уточнения вида налога, срока его уплаты, принадлежности к бюджету бюджетной системы РФ и последующий зачёт перечисленных денежных средств налоговым органом в счёт имеющихся у налогоплательщика обязательств.

Например,часто возникает ситуация, когда налогоплательщик ошибается при заполнении налоговой декларации: неправильно указывает период, за который предоставляется отчётность. Из-за этого происходит автоматическая приостановка по счетам таких налогоплательщиков. Поэтому с 1 июля 2021 г. на налоговые органы возложенаобязанность предварительно информировать налогоплательщиков о предстоящем приостановлении операций по счетам в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации (расчёта).

Ещё один важный вектор развития – это дальнейший рост электронного документооборота в налоговой сфере . Он включает в себя:

  1. Поэтапный переход к направлению налоговых уведомлений в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика без дублирования по почте на бумажном носителе.
  2. Внедрение института электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственного от гарантов (банков).

Следующее направление развития касается расширения возможностей получения налоговыми органами информации от кредитных организаций , необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства. Реализация данной меры будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков.

Также предусмотрено увеличение срока хранения документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов, с четырёх до пяти лет , в целях удовлетворения требований международных стандартов прозрачности и обмена информацией.

Новое в налоговом администрировании и контроле в 2020 году

2020 год был особенным по количеству различных поправок.Согласно Федеральному закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, с 1 апреля 2020 года был введён ряд изменений, направленных на повышение эффективности при взыскании недоимки. Во-первых, появилось ещё одно основание для осмотра – непогашение организацией недоимки, по которой принято решение о взыскании, если её сумма превышает 1 млн рублей (пункт 1 статьи 92 НК РФ). Должностное лицо вправе не более одного раза по одному решению о взыскании недоимки производить осмотр территорий, помещений,документов и предметов организации при наличии её согласия.

Во-вторых, исключено ограничение о праве истребовать документы (информацию) согласно ст. 93.1 НК РФ только в случае проверки лица – теперь это случаи, перечисленные в НК РФ (проведение мероприятий налогового контроля или наличие недоимки и задолженности по пеням и штрафам).

Согласно приказу ФНС России от 10.02.2020 № ЕД-7-8/85@, в случае принятия решения о взыскании недоимки с организации или ИП, у этих лиц могут быть также истребованы документы (информация) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым ФНС России (пункт 2.1 статьи 93.1 НК РФ).

Кроме того, теперь информация о принятых налоговым органом обеспечительных мерах в отношении организаций не является больше налоговой тайной (п. 14 статьи 102 НК РФ).На сайте ФНС России функционирует электронный сервис «Реестр обеспечительных мер», который может использоваться налогоплательщиком в качестве дополнительного критерия при выборе контрагента.

Налоговые проверки в условиях пандемии

Вторая часть поправок, которая была внесена в 2020 году, была связана с пандемией.Согласно приказу ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@,до особого распоряжения было исключено проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками, нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций.

Сейчас частично этот приказ продолжает действие . Так, приказами ФНС России от 24.04.2020 № ЕД-7-2/275@ и от 09.07.2020 № БС-7-2/437@ в него были внесены дополнительные изменения. Проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиком, осуществляется с учётом решений руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ и эпидемиологической обстановки в регионе.

Впоследствиибыли приняты также Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 и от 30.05.2020 № 792.С 7 апреля по 30 июня 2020 года приостанавливались:

  • Вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами и само их проведение;
  • Течение сроков, установленных НК РФ (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101) в отношении приостановленных проверок и течение сроков, установленных статьей 101.4 НК РФ;
  • Инициирование налоговыми и таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ;
  • Проведение налоговыми и таможенными органами таких проверок, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам были выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекал до 1 июня 2020 г.

Эволюция контроля: снижение административной нагрузки на бизнес

За последние 10 лет административная нагрузка на бизнессерьёзно снизилась, отметил эксперт. За период 2010-2019 гг. количество ежегодных выездных налоговых проверок сократилось в 8 раз (с 75,6 тыс. выездных проверок в 2010 г. до 9,3 тыс. в 2019). А по результатам 2020 года, планируется, что количество выездных проверок составит около 5,5 тыс. на всю страну.Если в 2010 году охват выездным контролем составлял 10 из 1000 налогоплательщиков, то в 2019 году он составил 1 из 1000 налогоплательщиков.

Тренды налогового контроля 2020-2021 гг.

Спикер рассказал на семинаре о главных трендах налогового контроля, действовавших в 2020 году и продолжающих своё действие в 2021:

Снижение административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков: за первые 9 месяцев 2020 года количество выездных проверок было на 42% ниже, чем за аналогичный период 2019 года (4,2 тыс. вместо 7,2 тыс. в 2019 г.).

  • Акцент на добровольное уточнение налоговых обязательств: если по итогам 2019 года доля самостоятельных уточнений составляла 38%, то за 9 месяцев 2020 года она уже составляет 50%.
  • Пересечение схем уклонения от уплаты налогов: искусственное дробление бизнеса, выплата зарплат сотрудникам «в конвертах», перевод сотрудников в самозанятых лиц или ИП.
  • Устранение «сложных» расхождений по НДС, повышение эффективности установления выгодоприобретателей, формирование «чистой» среды.
  • Цифровизация налогового контроля: развитие АСК «НДС-2», введение с 2021 года системы прослеживаемости.
  • «Обеление» проблемных отраслей и рынков.

Проявление осмотрительности при выборе контрагента

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента – ещё одна из тем, которую осветил Константин Новосёлов в ходе семинара. Как в настоящее время оценивается проявление должной осмотрительности? Достаточно ли для этого использовать лишь сервисы с сайта ФНС?Нет, считает спикер. Одних только сервисов сайта ФНС недостаточно для минимизации налоговых рисков, так как получение из них информации охарактеризует контрагента лишь с точки зрения уплаты налогов. Существует ряд других сервисов, по которым можно оценить риски и благонадёжность контрагента, в том числе его платежеспособность.

Примечание редакции: например, это сервис Такском-Досье . В несколько кликов он позволяет оценить контрагента по множеству критериев, подгружая данные и информацию по нему из различных открытых источников (ЕГРЮЛ, ФССП, реестр банкротов, реестр недобросовестных поставщиков, картотека арбитражных дел и многих других).

Маркировка и прослеживаемость – работа в цифровой среде

Ещё один из трендов не только налоговой политики, но и экономики в целом – это постепенный перевод всех B2G-отношений в электронный вид. Это затронуло сначала работу с маркированным товаром. Затем последовал проект документальной прослеживаемости, который стартует летом 2021 года. Не за горами цифровизация документов, связанных с грузоперевозками – не так давно успешно прошёл эксперимент Минтранса.Постепенно все бизнес-процессы, начиная с момента производства товара до его фактической продажи в магазине, будут полностью переведены в электронный вид. О проектах прослеживаемости и маркировки рассказал Сергей Анисимов, руководитель проекта компании Такском.

Проект документальной прослеживаемости товаров

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ положил начало системе прослеживаемости в РФ. Главное, что она позволяет отследить,– сколько было товара ввезено на территорию РФ, и сколько было продано. У проекта прослеживаемости есть ключевые особенности:

  • За данный процесс отвечает только ФНС, не привлекаются коммерческие организации;
  • В системе прослеживаемости учитываются только импортные товары, которые ввозятся на территорию ЕАЭС;
  • Нет требований к нанесению кодов на товар или упаковку товара;
  • Для прослеживаемости могут выбираться любые товары, которые есть на рынке РФ, не подлежащие обязательной маркировке;
  • Нет запретов на применение каких-то определенных систем налогообложения.

Изменения в Налоговом кодексе, касающиеся прослеживаемости

Чтобы процесс прослеживаемости начал работу, был внесён ряд существенных изменений в НК РФ. Пункт 2.3 статьи 23 НК РФ:появилась обязанность предоставлять отчёты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.Пункт 8.9 статьи 88 НК РФ: при проведении камеральной проверки налоговой декларации налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы при выявлении несоответствий в налоговых декларациях и других вышеуказанных документах по прослеживаемости.

Изменения в статье 169 НК РФ:

  1. При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в т.ч. корректировочные, выставляются в электронной форме.
  2. Организации и (или) ИП при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи.

А в подпункты 16-18 добавились реквизиты прослеживаемости:регистрационный номер партии товара, количественная единица измерения товара, количество товара.

Товары, подлежащие прослеживаемости, утверждены Постановлением Правительства РФ «О создании национальной системы прослеживаемости товаров». В дальнейшем этот перечень будет расширяться.

Когда товар ввозится на территорию РФ, ему присваивается регистрационный номер партии товара (РНПТ). Этот номер складывается из номера таможенной декларации и номера партии товаров. Далее этот товар идёт с номером «РНПТ» во всех счетах-фактурах, вплоть до момента вывода из оборота.

Товары, подлежащие прослеживаемости, могут выбывать из оборота по ряду оснований:

  • Исключение товаров из перечня товаров, подлежащих прослеживаемости;
  • Выбытие товаров, не связанное с их реализацией (утилизация, переработка);
  • Реализация в розницу;
  • Вывоз товаров в процедуре экспорта;
  • Реализация товара диппредставительствам;
  • Недостача товаров.

Маркировка товаров –совсем другой процесс

Маркировка товаров – это процесс, который сильно отличается от процесса прослеживаемости, обратил внимание слушателей Сергей Анисимов. Самое главное отличие – маркировка предполагает поштучный учет, а не партийный.

Сравнение систем прослеживаемости и маркировки:

Национальная система прослеживаемости импортных товаров

Обязательная маркировка товаров

Какими НПА регулируется

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ

Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ, Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2018 № 2963-р, от 28.04.2018 № 791-р и от 03.04.2019 № 620-р

Необходимость нанесения кода на товар

Без физического нанесения кодов и идентификаторов на упаковку товара или сам товар

Код физически наносится на единицу товара

Документарный, «партионный» учёт. Идентификатор в сопроводительном документе

Документарный, «поединичный» учёт. Идентификатор в сопроводительном документе

К каким товарам применяется

Может применяться к любым товарам, кроме тех, что подлежат маркировке

Применяется только к товарам, на которые можно нанести код

Необходимость в дополнительном оборудовании

Не требуется дополнительное оборудование или модернизация склада

Требуется дополнительное оборудование и модернизация склада

У обоих процессов есть и общая характеристика: что работа с маркированными товарами, что с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязательно включает в себя обмен документами в электронном виде.

Решения компании Такском для ЭДО и маркировки «под ключ»

Компания Такском предоставляет решения для электронного документооборота, который обязателен при работе с маркированными и прослеживаемыми товарами. А для технически более сложного, чем прослеживаемость, процесса – маркировки – компания разработала комплексы готовых решений для маркировки «под ключ» для производителей, импортеров, дистрибьюторов и розничных магазинов.

Что нужно сделать

Нужна, чтобы получать коды маркировки
и передавать сведения
о товарообороте обуви

Для регистрации в системе «Честный ЗНАК», подписи УПД и прочих электронных документов

Онлайн-касса
с прошивкой
для работы
с маркировкой

Обязательна для торговли маркированным товаром

Услуги оператора фискальных данных

Для передачи кассовых чеков в ФНС, а самих кодов маркировки – в «Честный ЗНАК»

Для распознавания кодов DataMatrix

Принтер для печати марок

Для печати кодов DataMatrix, полученных в «Честном ЗНАКе»

ПО для электронного документооборота

Для отправки/приёма товара производителями
и поставщиками,
для передачи сведений
о маркированном товаре
в «Честный ЗНАК»


Конечно, мы не будем говорить о том, что курс на повышение налогов стартовал именно в 2020 году.

Думаю, что все понимают, что такой поворот в сторону «налогового усиления» начался намного раньше. Достаточно вспомнить ужесточение правил исчисления НДФЛ при продаже недвижимости, начиная еще с 2014 года, повышение ставки НДС с 18 до 20% в 2018 году, а также различные «кадастровые» поправки по имущественным налогам для бизнеса, да и для граждан.

Однако представляется, что в 2020 году эта тенденция в налоговой политике окончательного сложилась, сформировалась, закрепилась и, будем надеяться, что достигла своего апогея.

Ради объективности отметим, что государство предпринимало некоторые шаги по смягчению налоговой политики (льготы компаниям из IT-сферы, да и снижение страховых взносов для МСП с 30 до 15% можно оценить только положительно), однако общая тенденция «на повышение» — очевидна.

Как было записано в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (внесены в Госдуму Правительством РФ 30.09.2020), власти наметили структурный маневр в налоговой системе, суть которого — «снижение прямых налогов на труд сферы МСП за счет ресурсных налогов».

Конечно же, виной всему стала сложная экономическая обстановка в стране, вызванная как первой так и второй волной короновирусной инфекции, которая потребовала от государства мобилизации всех резервов, способных улучшить бюджетную ситуацию.

Так, 23 сентября на встрече с сенаторами Совета Федерации Президент РФ В.В. Путин озвучил цифры, доходы бюджетной системы снизились более чем на 11%, расходы же увеличились на 23%. Такие своеобразные «ножницы» и стали главным поводом и побудительным мотивом для того, чтобы налоговая политика настоящего времени целиком развернулась на «повышение».

Первым «под нож» пошел НДФЛ, который стал взиматься с доходов по банковским вкладам, а также с доходов по некоторым ценным бумагам.

Но более того, власти приняли решение об отказе от плоской шкалы НДФЛ, установив повышенную ставку в размере 15% для доходов свыше 5 млн руб. Таким образом, политике мягких налогов для населения, которая реализовывалась в России на протяжении почти 20 лет, пришёл конец (боюсь предположить, но мне кажется, что в будущем власти еще ни раз обратят свои взоры к НДФЛ, чтобы его повысить или со стороны ставки, или со стороны величины дохода, или льгот).

Кроме того, осенью было принято решение о повышении НДПИ для некоторых видов полезных ископаемых (введение рентного коэффициента в размере 3.5 (!) (Федеральный закон № 342-ФЗ), повышены на 20% акцизы на табачную продукцию, началась отмена налоговых льгот для нефтяной отрасли, был дал старт пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Люксембургом, Мальтой, Голландией и Гонконгом.

Забегая вперед, могу еще отметить отказ властей от продления очень комфортного и привычного для малого бизнеса специального налогового режима «ЕНВД», который действовал в России еще с 1998 года. Причем никакой логики, кроме фискальной, в действиях чиновников в данном случае не найти.

Можно предположить, что такая тенденция сохранится и укрепится в налоговой политике России и в 2021 году, а также в среднесрочной перспективе, вопрос только в масштабах этой политики и в динамике процесса.

Вот уже и в самом начале 2021 года заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявляет о том, что «потенциала к существенному снижению налоговой нагрузки, а для серьезных стимулирующих мер нужно именно существенное снижение, у государства просто нет», что, на мой взгляд означает, что налоги не только не будут снижаться, но и будут повышены.

Кстати, о повышении налогов в России в течение 2-3 лет говорят и аналитики «Банк оф Америка».

• Время чтения: 16 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор законодательства за период с 5 по 9 октября 2020 года


Минфин России опубликовал Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Основная цель документа - определение условий, используемых при составлении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на последующий трёхлетний период.

Утверждён Общенациональный план восстановления экономики. Реализация мероприятий предусматривается в рамках трёх этапов со сроком исполнения по декабрь 2021 года включительно. Главной линией через все ключевые направления проходит цифровизация. Запланирована реализация инициативы «Государство как цифровая платформа», а также целый ряд комплексных отраслевых решений, направленных на ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда на основе цифровизации.

Утвержден Порядок проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации.

Внесены изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета организаций госсектора.

Ростреестром обновлены документы, регулирующие вопросы проведения государственной кадастровой оценки.

Правительством Российской Федерации одобрены меры по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

Более детальная информация приведена ниже.

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Опубликованы Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


На сайте Минфина России опубликован текст Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Положения, отраженные в документе, включают описание итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2019-2020, условий её реализации, целей и задач на период 2021-2023 годов.

Основная цель документа - определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021-2023 годы.

Ключевые цели и задачи бюджетной политики, структурные приоритеты бюджета на предстоящую трёхлетку озвучены Министром финансов в ходе представления проекта федерального бюджета на 2021-2023 годы в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

1.Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

Источник публикации:

Дата публикации:

2. Информационное сообщение Минфина России «Министр финансов представил проект бюджета на 2021-2023 годы в Совфеде»

Источник публикации:

Дата публикации:

Утверждён Общенациональный план восстановления экономики


Общенациональный план - документ прямого действия, включающий более 500 конкретных мероприятий со сроком исполнения: июнь 2020 г. - декабрь 2021 г. Реализация мероприятий предусматривается в рамках трёх этапов:

  • июнь - сентябрь 2020 (адаптация): главные цели - не допустить дальнейшего падения доходов населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях;
  • октябрь 2020 - июнь 2021 (восстановление): основная задача - вернуться к росту экономики и доходов граждан, достичь уровня не ниже 100% к 2019 году;
  • июль - декабрь 2021 (активный рост): обеспечение активного роста, как экономики, так и реальных доходов населения.

При этом оговаривается, что цели достижимы в указанные сроки при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке. Следует отметить, что многие из запланированных мероприятий уже выполнены.

Значительное место в перечне запланированных мероприятий занимают меры, направленные на цифровизацию. Так, в документе указано: «Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики». В этих целях планируется, в частности, реализация инициативы «Государство как цифровая платформа», а также целый ряд комплексных отраслевых решений, направленных на ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда на основе цифровизации.

Общенациональный план синхронизирован с проектом федерального бюджета на следующие три года, а также с национальными целями развития.

Напомним, что в настоящее время Правительство Российской Федерации продолжает работу над проектом единого плана достижения национальных целей до 2030 года во исполнение Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Соответствующий проект должен быть представлен на рассмотрение Совета при Президенте по стратегическому развитию и нацпроектам до 30 октября.

Источник публикации:

Дата публикации:

Утвержден Порядок проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации


Как известно, с 1 января 2021 года вступает в силу норма об использовании Перечня для формирования реестров источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - Перечень), установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 868 «О порядке формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации» (далее - Постановление № 868).

В числе утверждённых правил Постановлением № 868 установлена обязанность проведения проверок информации, содержащейся в Перечне, как на уровне финансовых органов, так и на уровне Федерального казначейства. На истекшей неделе прошел регистрацию в Минюсте России приказ Минфина России от 25.05.2020 № 90н «Об утверждении Порядка проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации».

Документ устанавливает общие подходы к проведению соответствующих проверок, особенности проверок, осуществляемых финансовыми органами, а также Федеральным казначейством. Его вступление в силу произойдёт по истечении трёх месяцев после дня его официального опубликования (06.01.2021). На уровне Федерального казначейства утверждение порядка организации работ по проведению проверок в рамках возложенных полномочий должно быть обеспечено к 05.02.2021 года.

Обращаем внимание, что разъяснения по вопросу формирования в перечне источников доходов РФ в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» сведений в части источников доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты, приведены в письме Минфина России от 17.07.2020 № 23-06-07/62956. Данное письмо содержит информацию о структуре Перечня и порядке формирования и проверки информации в нем, как в части групп источников доходов, так и в части источников доходов бюджетов.

1.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.2020 № 90н «Об утверждении Порядка проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 02.10.2020 № 60200)

Источник публикации:

Дата публикации:

2.Письмо Минфина России от 17.07.2020 № 23-06-07/62956 «О формировании в перечне источников доходов РФ в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» сведений в части источников доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты»

Документ опубликован не был, текст содержится в СПС Консультант Плюс

Внесены изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета организаций госсектора


Минюстом России зарегистрирован приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н, утверждающий изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также в Инструкцию по его применению.

В числе изменений - включение новых счетов для учета операций со средствами на едином казначейском счете (ЕКС).

Новации подлежат применению при формировании учетной политики и показателей учета, начиная с 2021 года, за исключением отдельных положений, которые могут быть применены в 2020 году по решению субъекта учета, принятому в рамках формирования его учетной политики.

Источник публикации:

Дата публикации:

Ростреестром обновлены документы, регулирующие вопросы проведения государственной кадастровой оценки


Завершена регистрация в Минюсте России пакета документов, разработанных Росреестром, регулирующих проведение государственной кадастровой оценки.

Приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06 августа 2020 года с №№ П/0279 по 0287 утверждены отдельные Порядки, требования и критерии, а также формы актов, заявлений и документов. Полный перечень соответствующих документов, реквизиты, а также ссылки на источник публикации приведены в таблице 1.


Вступление новаций в силу предусматривается в разные сроки. В целях реализации отдельных из них, возможно принятие соответствующих решений на региональном уровне.

В этой связи обращаем Ваше внимание на то, что 26 ноября т.г. в рамках некоммерческого проекта «Эксперт БФТ» планируется проведение вебинара, посвященного обзору новаций в сфере земельно-имущественных отношений. Зарегистрироваться для участия, а также ознакомиться с материалами уже проведённых мероприятий, возможно перейдя по ссылке.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Одобрены меры по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов


8 октября т.г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором одобрены инициативы, направленные на обеспечение эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов. Речь идёт о проекте Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов», внесённом на общественное обсуждение весной т.г. Проектом постановления:

  • утверждается Положение о ведомственных программах цифровой трансформации;
  • вносятся изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части уточнения состава материалов, прилагаемых к проекту акта, направляемого в Минцифры России на заключение об оценке целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования;
  • признаются утратившими силу ряд актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

В числе наиболее значимых новаций - отказ от ежегодного формирования и согласования государственными органами с Минцифры России своих планов информатизации на очередной финансовый год и плановый период и переход на программно-целевой принцип управления своей деятельностью, использование принципов проектного управления.

1.Решение заседания Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 (2020 год, №38), п.17

Источник публикации:

Дата публикации:

2. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов»

Читайте также: