163 статья налогового кодекса рб

Опубликовано: 13.05.2024

1. Освобождаются от подоходного налога с физических лиц следующие доходы:

1.1. пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению и надбавки к ним, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособий по уходу за больным ребенком), пособия по безработице, субсидии для компенсации расходов безработных в связи с организацией предпринимательской деятельности, выплачиваемые из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, пособия, выплачиваемые из средств бюджета;

1.2. пенсии, получаемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или) законодательством иностранных государств, ежемесячные денежные содержания отдельным государственным служащим, назначаемые в порядке, установленном законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

1.3. все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику), в том числе связанных:

с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;

с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

с получением работниками выходных пособий в связи с прекращением трудовых договоров (контрактов). Такие пособия освобождаются от подоходного налога с физических лиц, если они выплачиваются в случаях, для которых законодательными актами установлены минимальные гарантированные размеры таких выплат, и в суммах, не превышающих эти установленные минимальные гарантированные размеры. Полученные плательщиками в связи с их выходом на пенсию выходные пособия, выплачиваемые в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, освобождаются от подоходного налога с физических лиц в размере, не превышающем девяти среднемесячных заработных плат работника;

с гибелью, установлением инвалидности, связанной с выполнением служебных обязанностей или наступившей в результате ранения, контузии, увечья военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;

с возмещением вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда;

с возмещением в порядке и размерах, установленных законодательством, депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь расходов, связанных с их парламентской деятельностью;

с выполнением плательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);

с получением военнослужащими надбавок за особые условия службы, установленные законодательством, а также денежного вознаграждения за боевое дежурство, дежурство в суточном наряде, карауле, прыжки с парашютом, летные испытания авиационной техники, разминирование местности и обезвреживание взрывоопасных предметов, водолазные работы, химические, дозиметрические и другие аварийно-спасательные работы, работы в изолирующих противогазах;

с возмещением расходов по найму или поднайму жилых помещений в установленных законодательством размерах за счет средств соответствующих государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, или органов прокуратуры военнослужащим, в том числе занимающим должности в органах межгосударственных образований и международных организаций, находящихся на территории иностранных государств, слушателям, проходящим обучение, не связанное со служебной командировкой за границу, в организациях иностранных государств по направлению государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, а также прокурорским работникам, пользующимся жилыми помещениями по договору найма или поднайма.

При оплате нанимателем плательщику расходов на командировки как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы освобождаются от подоходного налога с физических лиц суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в порядке, определенном Трудовым кодексом Республики Беларусь, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, расходы, связанные с выдачей и (или) регистрацией документов для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, получением виз, а также с обменом наличной валюты или чека на наличную иностранную валюту или с получением наличной иностранной валюты с использованием банковской пластиковой карточки. При непредставлении плательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от подоходного налога с физических лиц в пределах норм, установленных законодательством. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым организацией членам органа управления, прибывающим (выезжающим) для участия в работе соответствующего органа управления этой организации, а также к указанным выплатам, производимым организацией физическим лицам не по месту основной работы.

При установлении законодательством норм выплаты компенсаций освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы плательщика в пределах таких норм;

1.4. доходы, получаемые плательщиками за сдачу крови, другие виды донорства, сдачу материнского молока;

1.5. алименты, получаемые плательщиками в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, а также алименты, получаемые в соответствии с законодательством иностранных государств;

1.6. государственные премии Республики Беларусь;

1.7. ежемесячные денежные выплаты плательщикам, имеющим почетные звания «Народный артист СССР», «Народный художник СССР», «Народный архитектор СССР», «Народный врач СССР», «Народный учитель СССР», «Народный учитель БССР», «Народный врач БССР», «Народный врач Беларуси», «Народный поэт Беларуси», «Народный писатель Беларуси», «Народный художник Беларуси», «Народный артист Беларуси», «Народный артист РСФСР», «Народный художник РСФСР», «Народный артист Российской Федерации», «Народный художник Российской Федерации», в размерах, определяемых Президентом Республики Беларусь и (или) Советом Министров Республики Беларусь;

1.8. суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

в связи с чрезвычайной ситуацией;

организациями и (или) индивидуальными предпринимателями по месту основной работы (службы, учебы) умершего работника, в том числе пенсионера, ранее работавшего в этих организациях и (или) у этих индивидуальных предпринимателей, одному из лиц, состоящих с умершим работником в отношениях близкого родства, а также работникам, в том числе пенсионерам, ранее работавшим в этих организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, в связи со смертью лиц, состоящих с работником в отношениях близкого родства;

1.9. суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

1.10. стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также средств бюджета;

1.10-1. стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет и оплаченных за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в пределах 1 750 000 белорусских рублей от каждого источника в течение налогового периода;

1.11. стипендии обучающихся, надбавки к стипендиям за успехи в учебе, научной и общественной работе, доплаты к стипендиям, материальная помощь обучающимся, выплачиваемые за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

1.12. стипендии, учреждаемые Президентом Республики Беларусь;

1.13. доходы в виде оплаты труда и иные суммы в иностранной валюте, получаемые за работу за пределами территории Республики Беларусь плательщиками от государственных органов и других юридических лиц по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь, – в пределах размеров, установленных законодательством об оплате труда работников за границей;

1.14. суммы оплаты труда граждан Республики Беларусь, направленных на работу за пределы территории Республики Беларусь по согласованию с республиканскими органами государственного управления в органы интеграции, в том числе в органы Союзного государства, Интеграционный Комитет и Межпарламентскую Ассамблею Евразийского экономического сообщества, Экономический Суд Содружества Независимых Государств, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников Содружества Независимых Государств;

1.15. доходы плательщиков, получаемые от реализации:

овощей и фруктов (в том числе в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), иной продукции растениеводства (за исключением декоративных растений и продукции цветоводства);

молочных и кисломолочных продуктов (в том числе в переработанном виде), продукции пчеловодства, иной продукции животноводства (кроме пушнины) как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде.

Такие доходы освобождаются от подоходного налога с физических лиц при условии представления плательщиком справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена плательщиком и (или) лицами, указанными в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 153 настоящего Кодекса, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном плательщику и (или) указанным лицам для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела. Форма справки и порядок ее выдачи устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

При сдаче плательщиком этой продукции заготовительным организациям потребительской кооперации и (или) другим организациям, индивидуальным предпринимателям такие доходы освобождаются от подоходного налога на основании справки, указанной в части второй настоящего подпункта, представляемой физическим лицом, либо документа, подтверждающего факт закупки сельскохозяйственной продукции и сырья у населения, составленного такой организацией и (или) индивидуальным предпринимателем, с отметкой местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что продаваемая продукция произведена плательщиком и (или) лицами, указанными в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 153 настоящего Кодекса, на земельном участке, указанном в части второй настоящего подпункта, и заверенной в установленном порядке. Документ, подтверждающий факт закупки сельскохозяйственной продукции и сырья у населения, должен содержать фамилию, собственное имя, отчество физического лица, сдающего продукцию, вид документа, удостоверяющего его личность, его серию, номер, наименование государственного органа, выдавшего такой документ, дату выдачи документа, единицу измерения, массу (количество) принятой продукции, цену продукции за единицу массы (количество), общую сумму к выплате, подпись физического лица, сдающего продукцию.

Доходы, полученные от реализации продукции пчеловодства, произведенной на территории Республики Беларусь, освобождаются от подоходного налога с физических лиц при условии, что наряду со справкой, указанной в части второй настоящего подпункта, либо вместо нее (в случае, когда пасека размещена не на тех земельных участках, которые в установленном порядке предоставлены плательщику, реализующему произведенную им продукцию пчеловодства) плательщик представляет ветеринарно-санитарный паспорт пасеки, выданный на территории Республики Беларусь, и (или) свидетельство, оформленное на основании этого паспорта;

1.16. доходы плательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственного растительного сырья, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в порядке, установленном законодательством, деятельность по промысловой заготовке (закупке) указанной продукции;

1.17. доходы плательщиков, получаемые от физических лиц в виде наследства, за исключением вознаграждений, выплачиваемых наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, а также наследникам лиц, являвшихся субъектами смежных прав;

1.18. доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 26 500 000 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода, полученные:

в результате дарения;

в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно;

1.19. не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подпункте 1.101 настоящего пункта), страховых услуг, в том числе по приобретению страховых полисов по возмещению медицинских расходов, получаемые от:

организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, с которыми трудовой договор был прекращен в связи с выходом на пенсию, – в размере, не превышающем 8 000 000 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода;

иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением указанных в подпункте 1.26 настоящего пункта, – в размере, не превышающем 530 000 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода.

Доходы, выплачиваемые (выдаваемые в натуральной форме) физическим лицам в виде вознаграждения одновременно по двум основаниям – за выполнение трудовых обязанностей и в связи с государственными праздниками, праздничными днями, памятными и юбилейными датами физических лиц и организаций, освобождаются от подоходного налога с физических лиц в размерах, предусмотренных настоящим подпунктом;

1.20. призы, полученные спортсменами за участие в международных и республиканских соревнованиях, а также победителями республиканских соревнований, – в размерах, определяемых Президентом Республики Беларусь и (или) Советом Министров Республики Беларусь;

1.21. безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и натуральной формах, получаемая от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь:

инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, – в размере, не превышающем 53 000 000 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода;

плательщиками, нуждающимися в получении медицинской помощи, в том числе проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

1.22. вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;

1.23. доходы плательщиков:

в виде выигрышей, полученных по всем видам лотерей от организаций, осуществляющих лотерейную деятельность в порядке, установленном законодательством;

в виде выигрышей по электронным интерактивным играм, полученных от организаций, осуществляющих деятельность по организации и проведению таких игр в порядке, предусмотренном законодательством;

в виде выигрышей, полученных от организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса в порядке, установленном законодательством;

полученные по государственным ценным бумагам бывшего СССР и Республики Беларусь;

полученные по облигациям Национального банка Республики Беларусь, выпускаемым в целях регулирования денежной массы и формирования золотовалютных резервов Республики Беларусь;

полученные от реализации (погашения) облигаций местных исполнительных и распорядительных органов, кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций выше их текущей стоимости на день продажи;

полученные в виде процентов по облигациям (в том числе при их погашении) открытых акционерных обществ «Сберегательный банк «Беларусбанк», «Белагропромбанк», «Белпромстройбанк», «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», номинированным в белорусских рублях и иностранной валюте и размещенным этими акционерными обществами путем открытой продажи;

полученные от реализации и погашения облигаций банков, включая процентный доход, кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций выше их текущей стоимости на день продажи. К таким облигациям банков относятся номинированные в белорусских рублях дисконтные или процентные облигации, выпущенные для размещения среди юридических и физических лиц банками Республики Беларусь, в установленном порядке осуществляющими привлечение во вклады средств физических лиц, обеспеченные обязательствами по возврату основной суммы долга и уплате процентов по предоставленным такими банками кредитам на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости. Текущая стоимость облигаций банков определяется в соответствии с частями второй и третьей подпункта 2.2 пункта 2 статьи 138 настоящего Кодекса;

1.24. доходы плательщиков, полученные от реализации (погашения) облигаций, выпущенных с 1 апреля 2008 года по 1 января 2013 года юридическими лицами Республики Беларусь, кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций свыше их текущей стоимости на день продажи, определяемой в соответствии с частями второй и третьей подпункта 2.2 пункта 2 статьи 138 настоящего Кодекса;

1.25. доходы в виде процентов, полученных по банковским счетам, вкладам (депозитам) в банках, находящихся на территории Республики Беларусь, если такие банковские

Законом от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» внесен ряд новшеств в порядок исчисления подоходного налога. Рассмотрим основные из них.

Ряд корректировок, вступающих в силу в 2021 году, являются нововведениями, а часть просто приводит нормы кодекса в соответствие с положениями указов от 31.10.2019 № 411 и от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении».

Место работы

Местом основной работы для целей исчисления подоходного налога с 1.01.2021 считается организация или индивидуальный предприниматель, с которыми работник состоит в трудовых отношениях, за исключением работы по совместительству. При этом трудовая книжка не упоминается, поскольку ее заполнение с 28.01.2020 г. не обязательно, если нанимателем является физическое лицо (ст. 50 Трудового кодекса в редакции закона от 18.06.2019 № 219-З).

Доходы, не признаваемые объектом налогообложения

В перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, включены:

стоимость общедоступных социальных услуг, оказываемых бесплатно и финансируемых из бюджета либо за счет средств социального страхования, а также услуг в рамках государственного социального заказа, оказываемых бесплатно и финансируемых из бюджета (подпункт 2.23 п. 2 ст. 196 НК);

в размере расходов, оплаченных или возмещенных принимающей стороной, в т.ч. суточных, питания, проживания, проезда, при направлении организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимися для плательщика местом основной работы (службы, учебы), за границу на обучение (профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с обучением и деятельностью такой организации или индивидуального предпринимателя (подп. 2.24 п. 2 ст. 196 НК). Данная норма перенесена из Указа № 411;

для определения суммы дохода, которая не будет являться объектом при выплате вклада в уставный фонд или реализации доли (части доли) в уставном фонде организации, в состав расходов учредителя (участника) этой организации включаются (подп. 2.38 п. 2 ст. 196 НК):

С 2021 года не удерживается подоходный налог у физлица в случае, если контролирующий орган обнаружит, что налоговый агент неправомерного не удержал и не перечислил этот налог (подп. 2.39 ст. 196 НК). В такой ситуации налоговому агенту придется уплачивать налог за счет собственных средств. При этом такие суммы для плательщика не признаются объектом налогообложения. Под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов плательщика и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами (абз.8 ч.2 ст. 195 НК). Данные нормы введены в целях борьбы с выплатами заработной платы «в конвертах».

Налоговая база

1) С 2021 года плательщикам, получающим доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке 6%, предоставляются налоговые вычеты, установленные ст. 209 — 211 НК (п. 3 ст. 199 НК);

2) при определении налоговой базы подоходного налога не учитываются доходы, полученные по договорам добровольного страхования (за исключением заключенных на срок менее 3 лет договоров добровольного страхования жизни и добровольного страхования дополнительных пенсий, по которым уплата страховых взносов (страховых премий) за плательщика осуществлялась за счет средств организации, индивидуального предпринимателя, физических лиц, не состоящих с плательщиком в отношениях близкого родства, опекуна, попечителя и подопечного) (подп. 1.2 ст. 202 НК);

3) порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами по доходам, получаемым от физлиц (белорусских и (или) иностранных), аналогичен порядку при получении доходов от белорусских организаций или ИП (п. 5 ст. 202). Ранее этот вопрос разъяснялся письмом МНС от 02.04.2020 № 3-2-7/Ас-00430;

4) налоговая база подоходного налога по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок по договорам (соглашениям), заключенным с иностранной организацией, определяется как денежное выражение доходов от таких операций, уменьшенных на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере:

стоимости приобретения ценных бумаг, переданных плательщиком иностранной организации на основании заключенного с такой организацией договора (соглашения);

денежных средств (электронных денег), переданных (зачисленных в электронный кошелек) плательщиком иностранной организации в соответствии с договором (соглашением) о совершении указанных операций (п. 8 ст. 202 НК).

Налоговые вычеты

Проиндексированы размеры стандартных налоговых вычетов.

Вид стандартного налогового вычета

Налоговый вычет, рублей

в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709/761 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК)

в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 5, абз. 1 ч. 7 и ч. 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

предоставляемый родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет — на каждого ребенка в месяц (ч. 8 и 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

некоторым лицам в месяц, в т.ч. инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, «афганцам», отдельным категориям «чернобыльцев» и др. (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК)

Установлено, что для целей применения стандартного вычета на детей и (или) иждивенцев одиноким признается родитель, если второй родитель ребенка признан недееспособным (абз. 3 ч.6 подп. 1.2 ст. 209 НК.

Социальные вычеты

Введены следующие корректировки:

социальный вычет на страхование может быть предоставлен одному физлицу из лиц, состоящих между собой в отношениях близкого родства, независимо от того, кем из них уплачены страховые взносы (ч. 3 подп. 1.2 ст. 2010 НК);

социальные вычеты на обучение и на страхование в течение года предоставляются только по месту основной работы (службы, учебы) (по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) эти вычеты предоставляет налоговый орган при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании года) (ч. 1 п.1 ст. 210 НК).

Имущественные вычеты

1) В настоящее время между застройщиками и дольщиками нередко заключаются договоры создания объекта долевого строительства, предусматривающие последующее оформление договора купли-продажи с оплатой цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку. При этом оформление квартиры в собственность дольщика осуществляется только после полной уплаты цены договора. До сих пор это не позволяло дольщику получить имущественный налоговый вычет. Корректировка ч. 1, 9 и 11 подп. 1.1 ст. 211 НК исправляет положение. Теперь л ицам, которые несут расходы на строительство или приобретение жилья имущественный вычет предоставляется при приобретении жилья в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены этого жилья в рассрочку:

после дня заключения договора создания объекта долевого строительства;

в пределах цены, указанной в договоре купли-продажи;

2) вычет в течение года предоставляется только по месту основной работы (службы, учебы). По доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы этот вычет предоставляет налоговый орган при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании года (ч. 17 подп. 1.1 ст. 211 НК).

Доходы, освобождаемые от налогообложения

Проиндексированы предельные годовые размеры освобождаемых доходов.

Освобождаемый доход, рублей

Стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет — на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (п. 14 ст. 208 НК)

Доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно — в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 22 ст. 208 НК)

Не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (п. 23 ст. 208 НК), получаемые от:

организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП — от каждого источника в течение налогового периода

иных организаций и ИП — от каждого источника в течение налогового периода

Доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций РБ — от каждого источника в течение налогового периода (п. 24 ст. 208 НК)

Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей — в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 29 ст. 208 НК)

Доходы, получаемые от профсоюзных организаций их членами — от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (п. 38 ст. 208 НК)

Расширен перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога. В него включены:

проценты, начисленные за период размещения средств семейного капитала в банковские вклады (депозиты) физлиц (п. 2 ст. 208 НК);

компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства. (абз.9 ч. 1 п. 4 ст. 208 НК). В прошлом году такая льгота была предусмотрена Указом № 503;

суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которых являлся умерший работник, его близким родственникам (п. 11-1 ст. 208 НК);

доходы, полученные от сдачи внаем жилых помещений выпускникам, получившим образование в дневной форме получения образования за счет средств физлиц или собственных средств и направленным по их желанию на работу на места работы, оставшиеся после распределения (п. 52 ст. 208 НК);

доходы в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры при их приобретении в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены этого жилья в рассрочку, в случаях досрочного расторжения указанного договора купли-продажи, отказа от его исполнения (п. 61-1 ст. 208 НК);

единовременная выплата на оздоровление работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания. Данная льгота была предусмотрена указом № 503 еще в прошлом году, а с 1 января тг. она распространяется на работников государственных органов, не финансируемых за счет средств республиканского или местных бюджетов (п. 66 ст. 208 НК);

доходы, полученные с 01.01.2021 г. до 01.01.2025 г. физлицами-инвесторами от участия в инвестиционных фондах, зарегистрированных в Беларуси (п. 67 ст. 208 НК);

доходы в виде процентов по банковским вкладам (депозитам) и премия государства, полученные участником государственной системы жилищных строительных сбережений (п.п. 36-1 и 68 ст. 208 НК). Аналогичная норма предусмотрена п. 2 Указа от 26.10.2020 № 382 «О государственной системе жилищных строительных сбережений», вступающего в силу с 01.01.2021.

Командировочные расходы

Приведены в соответствие с требованиями указов № 411 и № 503, а также формулировками Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совмина от 19.03.2019 № 176, нормы ч. 3 п. 4 ст. 208 НК, согласно которым освобождаются от налогообложения расходы на служебные командировки по территории Беларуси и за ее пределы. Так, при возмещении (оплате) плательщику расходов на служебные командировки как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы освобождаются от подоходного налога:

суточные в размерах, установленных законодательством;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по оплате проезда к месту служебной командировки и обратно. При отсутствии у плательщика документов, подтверждающих оплату указанных расходов, суммы такого возмещения освобождаются от подоходного налога в размерах, установленных законодательством;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на такси, аренду автомобиля в пределах места командировки за границей;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения. При отсутствии у плательщика документов, подтверждающих оплату указанных расходов, либо в случаях, когда законодательством предусмотрено возмещение (оплата) расходов по найму жилого помещения без представления таких документов, суммы такого возмещения (оплаты) освобождаются от подоходного налога в пределах размеров, установленных законодательством;

общая выплата, возмещающая водителям, осуществляющим внутриреспубликанские и (или) международные автомобильные перевозки, расходы по найму жилого помещения и суточные, определяемая в порядке, установленном законодательством;

иные расходы на служебные командировки, в том числе расходы, произведенные работником в командировке с разрешения или ведома нанимателя, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством.

Также от подоходного налога освобождаются аналогичные расходам на командировки выплаты, связанные с направлением за границу на обучение — профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с обучением и деятельностью организации или ИП, являющимися местом основной работы (службы, учебы) лица, направленного на обучение. При этом формулировки п. 4 ст. 208 НК приведены в соответствие с указом № 411.

1. С 1 января 2021 г. до 1 января 2023 г. доходы, полученные по трудовым договорам от резидентов ПВТ и резидентов Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» и (или) совместной белорусско-китайской компании по развитию этого парка, облагаются подоходным налогом по ставке 13% (п. 3 ст. 3 Закона № 72-З).

Напомним, ставка подоходного налога 9% была установлена Положением о Парке высоких технологий, утв. Декретом от 22.09.2005 № 12, и Положением о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утв. указом от 12.05.2017 № 166 . При этом специальный правовой режимом ПВТ установлен до 1 января 2049 г., а особый порядок налогового регулирования парка «Великий камень» составляет 50 лет с принятия указа № 166. Однако теперь ставка налога повышена на 2 года — в целях принятия дополнительных мер по консолидации доходов бюджета для борьбы с COVID-19.

2. Увеличены ставки налога в фиксированных суммах по доходам, полученным от сдачи физлицам в аренду (субаренду), наем жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Беларуси (приложение 2 к НК). При этом подоходный налог в фиксированных суммах за январь тг. исчисляется плательщиками исходя из ставок налога и в порядке, предусмотренных НК, а уплачивается не позднее 22.01.2021 г., за исключением случая, когда срок уплаты налога в январе 2021 г., предусмотренный ч. 2 подп. 1.2 ст. 221 НК, приходится на период после 22.01.2021 г. (ч. 2, 3 п. 7 ст. 2 Закона № 72-З).

Наименование населенных пунктов и иных территорий

Ставки подоходного налога в фиксированных суммах за месяц, рублей

жилые помещения (за каждую сдаваемую жилую комнату), садовые домики, дачи

нежилые помещения, машино-места

металлический или деревянный гараж, машино-место

железобетонный или кирпичный гараж

другие нежилые помещения (за 1 м 2 площади)

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.


(Комментарий к ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2014 г. № 224-З)

С 1 января 2015 г. в Налоговом кодексе РБ (далее – НК) установлены новые размеры стандартных и социальных вычетов при исчислении подоходного налога. Какие установлены вычеты с 2015 г. рассмотрим в данной публикации.

Законом РБ от 30 декабря 2014 г. № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый» в НК от 19 декабря 2002 года внесены следующие изменения и дополнения (см. таблицу):

До вступления в силу Закона (2014 г.)

После вступления в силу Закона (2015 г.)

Статья 163. Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц

Освобождаются от подоходного налога с физических лиц следующие доходы:

- стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в пределах 4 800 000 белорусских рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (подпункт 1. 10 1 пункта 1 статьи 163)

-стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в пределах 5 540 000 белорусских рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (подпункт 1. 10 1 пункт 1 статьи 163)

-доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 37 835 000 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода (абз. первый подпункт 1. 18 пункта 1 статьи 163)

-доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 43 660 000 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода (абз. первый подпункт 1.18 пункта 1 статьи 163)

Не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подпункте 1. 10 1 настоящего пункта), получаемые от (подпункт 1. 19 пункта 1 статьи 163):

- организаций, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях, – в размере, не превышающем 11 430 000 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода (абз. 2 подпункт 1. 19 пункта 1 статьи 163)

- иных организаций, за исключением указанных в подпункте 1.26 настоящего пункта, – в размере, не превышающем 755 000 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода (абз. 3 подпункт 1. 19 пункта 1 статьи 163)

- организаций, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях, – в размере, не превышающем 13 190 000 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода (подпункт 1. 19 пункта 1 статьи 163)

- иных организаций, за исключением доходов указанных в подпункте 1.26 настоящего пункта, – в размере, не превышающем 870 000 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода (абз. 3 подпункт 1. 19 пункта 1 статьи 163)

Безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и натуральной формах, получаемая от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь (подпункт 1. 23 пункта 1 статьи 163):

-инвалидами,несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, – в размере, не превышающем 75 610 000 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода (абз. 2 подпункт 1. 21 пункта 1 статьи 163)

-инвалидами,несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, – в размере, не превышающем 87 255 000 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода (абз. 2 подпункт 1. 21 пункта 1 статьи 163)

Не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы (за исключением доходов, указанных в подпункте 1.19 1 настоящего пункта), получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подпункте 1.10 1 настоящего пункта), в размере, не превышающем 2 285 000 белорусских рублей, от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (часть первая подпункта 1.26 пункта 1 статьи 163)

Не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы (за исключением доходов, указанных в подпункте 1.19 1 настоящего пункта), получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подпункте 1.10 1 настоящего пункта), в размере, не превышающем 2 635 000 белорусских рублей, от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (часть первая подпункта 1.26 пункта 1 статьи 163)

Статья 164. Стандартные налоговые вычеты.

При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 156 настоящего Кодекса плательщик имеет право применить следующие стандартные налоговые вычеты (пункт 1 ст. 164 ):

- в размере 630 000 белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 3 830 000 белорусских рублей в месяц (подп. 1.1 пункта 1 статьи 164 )

-в размере 730 000белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 4 420 000 белорусских рублей в месяц (подп. 1.1 пункта 1 статьи 164 )

- размере 180 000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца (часть первая подп. 1.2 пункта 1 статьи 164 )

- размере 210 000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 пункта 1 статьи 164 )

-вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 355 000 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенцав (часть пятая абз. первый подп. 1.2 пункта 1 статьи 164)

-вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 410 000 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенцав (часть пятая абз. первый подп. 1.2 пункта 1 статьи 164)

-родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 355 000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц; (часть часть шестая и седьмая абз. первый подп. 1.2 пункта 1 статьи 164)

-родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 410 000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц; (часть часть шестая и седьмая абз. первый подп. 1.2 пункта 1 статьи 164)

-в размере 890 000 белорусских рублей в месяц для следующих категорий плательщиков (абзац первый подпункт 1.3 пункта 1 статьи 164)

-в размере 1 030 000 белорусских рублей в месяц для следующих категорий плательщиков (абзац первый подпункт 1.3 пункта 1 статьи 164)

Статья 165. Социальные налоговые вычеты

При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 156 настоящего Кодекса плательщик имеет право применить следующие социальные налоговые вычеты (пункт 1 ст. 165):

В сумме, не превышающей 12 000 000 белорусских рублей в течение налогового периода и уплаченной плательщиком страховым организациям Республики Беларусь в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов (часть первая подпункт 1.2 пункта 1 ст. 165)

В сумме, не превышающей 16 000 000 белорусских рублей в течение налогового периода и уплаченной плательщиком страховым организациям Республики Беларусь в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов (часть первая подпункт 1.2 пункта 1 ст. 165)

Маргарита Воронец, юрист.

Воспользуйтесь преимуществами нового формата любимого журнала первыми!

Светлана Петрухина

Автор: Светлана Петрухина заместитель руководителя группы внутреннего аудита, контроля и методологии

Светлана Петрухина

Автор: Светлана Петрухина
заместитель руководителя группы внутреннего аудита, контроля и методологии

Что произошло?

Приняты поправки в Налоговый кодекс, которые ужесточают налоговый контроль

Налоговый кодекс дополнен новой статьей, которая запрещает компаниям оптимизировать свои налоги за счет легальных налоговых схем (закон 163-ФЗ).

С 19 августа 2017 года налогоплательщиков ждет «приятный» подарок от государства в виде дополнительных ограничений по легальному сокращению (минимизации) налогов.

В первой части Налогового кодекса РФ появилась новая статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» ( Федеральный закон № 163-ФЗ от 18.07.2017).

В средствах массовой информации принятые поправки «рекламировались» как нововведение, упрощающее доказывание реальности сделок и осложняющее использование налоговых схем. Но вывеска «презумпция добросовестности» теряет смысл, если вдумчиво вчитаться в документ. На деле закон 163-ФЗ значительно усложнит доказывание того, что компания проводила сделки с целью получения прибыли, а не ухода от налогов.

Что это значит?

Любые способы налоговой оптимизации связаны с большим риском

Запрет на использование налоговых схем прямо прописан в Налоговом кодексе (ст. 54.1 НК РФ). С конца августа 2017 года налоговые органы будут проводить камеральные и выездные проверки с учетом положений новой статьи, а значит, будут повально снимать расходы и вычеты по сделкам, в которых усмотрят отсутствие деловой цели.

Федеральный закон 163-ФЗ фактически усиливает полномочия налоговых органов в рамках камеральных и выездных проверок. Авторы законопроекта хотели перенести в Налоговый кодекс нормы 53-го постановления ВАС, которое активно использовалось в сфере получения налоговых выгод, но по факту получилось иначе – новые термины в законе появились, однако самого механизма реализации норм закона для инспекций еще не придумали.

Статья 54.1 НК РФ гласит:

Не допускается уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

Если данные обстоятельства отсутствуют, то налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу или сумму налога, но только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  2. обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Все эти положения распространяются и на плательщиков сборов, и на плательщиков страховых взносов, и на налоговых агентов. То есть на всех.

Как следует из названия новой статьи Налогового кодекса, налогоплательщиков ограничат в правах по уменьшению налоговой базы. Ограничения, как нам видится, распространяются даже на вполне законные способы оптимизации.

Для этого инспекторам достаточно доказать, что:

  • Сделка была нереальной;
  • Сделка заключалась с целью ухода от налогов;
  • Контракт исполнила не та компания (ИП), с которой налогоплательщик заключил договор.

После внимательного прочтения ст. 54.1 НК РФ можно сделать следующие выводы:

  1. Если раньше достаточно было собрать правоустанавливающий пакет на контрагента, тем самым проявив налоговую осмотрительность, то теперь этого будет мало.Теперь компаниям придется доказывать, что они не обладали информацией, например, о том, что у поставщика нет достаточных ресурсов для исполнения контракта (техники, складских помещений, персонала и пр.). Теперь компаниям нужно будет доказывать, что заключая тот или иной договор, они не преследовали цель «минимизации налога», а сделка заключалась с определенной деловой целью.
  2. Налоговые органы будут «влезать» в заключаемые сделки с точки зрения бизнеса, доначисляя налоги.То есть, если компания оплачивает товар посреднику, инспекторы снимут расходы, поскольку никто не мешал приобрести товар у производителя.

Важный момент: в отношении камеральных проверок закон 163-ФЗ действует в отношении деклараций, сданных после вступления в силу данных изменений. А по выездным проверкам ситуация другая – нормы ст. 54.1 НК РФ будут применяться в отношении выездных проверок, решения о которых вынесены после вступления в силу данных изменений, но только в отношении сделок между взаимозависимыми лицами. То есть период, охваченный налоговыми проверками, может включать 2016, 2015, 2014 годы, когда Федеральный закон 163-ФЗ еще не был придуман!

Ложка меда для налогоплательщиков

Вместе с тем закон 163-ФЗ содержит и ложку меда. Правда, очень маленькую: налоговики не смогут снимать расходы и вычеты по формальным основаниям.

Итак, отныне инспекторы не смогут придираться к сделкам, если:

  • «первичка» была завизирована неустановленным лицом либо лицом без доверенности;
  • контрагент компании совершал налоговые нарушения;
  • можно было заключить сделку с другим контрагентом на более выгодных условиях.

Другими словами, согласно НК РФ, компания теперь не обязана следить за добросовестностью своих контрагентов. Главное – чтобы сделка была реальной. Но это не означает, что по фирмам-однодневкам будут приняты к налоговому учету расходы и НДС к вычету.

Количество налоговых споров, несомненно, возрастет. Вместо презумпции добросовестности в Налоговом кодексе, по сути, появится презумпция виновности налогоплательщиков – то есть надо будет доказать, что, заключая те или иные сделки, компания не преследовала цели уменьшить свои налоги.

Особенно это касается предыдущих налоговых периодов, когда компании не заботились о необходимости так серьезно подходить к защите своих «тылов».

Читайте также: