Нужно ли ставить печать на пояснительной записке в налоговую

Опубликовано: 03.05.2024

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  • После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).
  • Компания, работающая не первый год, наверняка хоть раз сталкивалась с требованиями ФНС. Требования инспектор ФНС может выставить по различным причинам: из-за ошибок в декларациях, низкой налоговой нагрузки или при встречной проверке вашего контрагента.

    Какой бы ни была причина, не стоит игнорировать требование из налоговой инспекции. В противном случае у компании могут заблокировать счет или прийти с проверкой.

    Форма и сроки ответа на требование налоговой инспекции

    Обычно ФНС указывает в требовании срок, в течение которого нужно представить документы или/и письменное пояснение.

    Требования приходят как в бумажном виде по почте, так и в электронном. Формат требований зависит от того, как отчитывается конкретный налогоплательщик.

    Срок ответа на требование ИФНС о даче пояснений фиксированный. В исключительных случаях налоговая инспекция может его изменить. Также увеличить срок для представления документов ФНС может по просьбе налогоплательщика, но для этого должны быть веские причины (болезнь ответственного лица, большой объем истребуемых документов и пр.).

    Обычно требованию налоговой предшествует камеральная проверка какой-либо декларации.

    Что вызовет подозрение инспектора и заставит его прислать требование:

    • В уточненной декларации вы уменьшили сумму налога (применимо к любому виду налога). Конечно, это может быть вполне правомерное обоснованное действие. Однако, показывая налог к уменьшению, будьте готовы объяснить причину и представить документы.
    • В декларации по НДС заявлен налог к возмещению из бюджета. ФНС невыгодно возмещать вам средства, поэтому вполне закономерно, что инспектор должен убедиться в законности вашего требования. Будьте готовы представить копии всех счетов-фактур.
    • Превышена безопасная доля вычетов по НДС.
    • Низкая налоговая нагрузка.
    • В декларации нарушены контрольные соотношения.
    • В декларации показан убыток.
    • Поставщик не отразил у себя операцию по НДС.
    • Встречная проверка. Когда проверяют вашего контрагента, ФНС, чтобы убедиться в законности сделки, требует копии документов у обеих сторон.

    Мы привели наиболее распространенные причины требований ФНС. На практике их гораздо больше.

    Если вы считаете, что требование налоговой несправедливо, нужно все равно написать пояснение. В пояснении вы можете сослаться на статьи НК РФ и обосновать свою позицию. Случается и такое, что налоговый инспектор неправ. Нужно отстаивать свою позицию.

    Иногда к требованию нужно приложить опись документов. Делается это, если документы налогоплательщик приносит лично или отправляет «Почтой России».

    Образец описи документов в налоговую по требованию:

    1. Книга продаж за I квартал 2021 года
    2. Книга покупок за I квартал 2021 года
    3. Счет-фактура (на предоплату) № А0000000001 от 25.05.2021
    4. Счет-фактура № 2172 от 17.06.2021
    5. Товарная накладная № 2172 от 17.06.2021

    Как сшить документы для налоговой по требованию? Налогоплательщик обычно сшивает представляемые документы вместе с описью. Правил сшивания нет. Главное, заверить все копии документов для налоговой инспекции соответствующим образом.

    Как такового образца пояснительной записки в налоговую по требованию не существует. Вид пояснения будет напрямую зависеть от содержания требования и его причин.

    Подведем итоги. Сроки представления пояснений по требованию налоговой инспекции закреплены в НК РФ. Также эти сроки ФНС дублирует в выставляемом требовании. Ответы на требования налоговой о представлении пояснений представляются как на бумаге, так в электронном виде. Исключение — пояснения к декларации по НДС. Их обычно нужно подавать в электронном виде по ТКС.

    Образец составления ответа на требование налоговой о представлении пояснений

    Приведем пример ответа, если ФНС выявила расхождения выручки в двух источниках полученной информации: в декларации по НДС и декларации по налогу на прибыль.

    Образец пояснения на требование в налоговую инспекцию

    Заместителю начальника межрайонной ИФНС № 4
    Зайковой Т. И.
    От ООО «Кнопка», ИНН 6656543210
    04.08.2020

    На Ваше требование № 569 от 31.07.2021 поясняем следующее.

    Сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг), показанная в декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, действительно меньше, чем сумма выручки от реализации, показанная в декларациях по НДС за I, II кварталы 2021 года. Такая ситуация возникла в связи с отражением во II квартале 2021 года операции по возврату товара поставщику (НДС в сумме 569,24 руб. был восстановлен).

    К данному письму прилагаем счет-фактуру № 23 от 11.05.2021 года, подтверждающий возврат товара.

    Директор ООО «Кнопка» ______________________И. Б. Останин

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Бухгалтерия
    Фото Тимура Громова, Кублог

    Почти год назад, 7 апреля 2015 года, вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ. Документ изменил порядок применения печати хозяйственными обществами. Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества теперь вправе, но не обязаны обзаводиться печатью. Нововведение до сих пор вызывает много вопросов у компаний - когда печать все же нужна, что говорить налоговой, требующей поставить печать, как оформлять первичку без печати?

    Как отказаться от применения печати

    Не стоит забывать, что формы своих первичных документов компания фиксирует в учетной политике. В нее придется внести изменения, поскольку в утвержденных формах первички фигурирует реквизит «м.п.».

    Если компания решила продолжить применение печати, но прежде о печати в уставе ничего не говорилось, изменений устава не избежать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества - это прямая норма Закона № 82-ФЗ. Формулировка может быть, к примеру, такой: «Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке».

    Первичка без печати

    Чтобы инспекция не сомневалась в проявлении компанией должной осмотрительности, можно порекомендовать запрашивать у компании-поставщика копию устава, а также сопроводительное письмо с указанием, что печать организацией не применяется.

    Когда печать по-прежнему нужна

    Если организация не внесла изменений в учетную политику об исключении реквизита "печать" из первичных документов, и в утвержденной форме предусмотрено наличие печати, то оттиск печати необходимо проставить. Это позволит избежать спора с налоговой инспекцией.

    Напомним, требования к оформлению определенных документов регламентированы отдельными подзаконными актами. К примеру, кадровые документы находятся в ведении Минтруда, а оформление кассовых и расчетных документов таких, как платежно-расчетная ведомость, платежная поручение, расходно-кассовый ордер регламентируется Центральным Банком России.

    Требования о применения печати до сих пор действуют для кассовых операций (при оформлении квитанции к ПКО, платежной и расчетно-платежной ведомостей), для расчетных документов, по которым происходит перечисление денег (платежное поручение/требование, аккредитивы, чеки, инкассовое поручения). Печать применяется и в бланках строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, при оформлении кадровых документов (трудовая книжка, справка о сумме заработка за предшествующие два года году увольнения). Для заверения этих документов можно разработать свою форму оттиска печати, например, отдельно для кадровой службы.

    В ряд федеральных законодательных актов уже внесены поправки о том, что печать проставляется при ее наличии. Например, согласно изменениям, внесенным 6 апреля 2015 года в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на копиях юридических документов, предоставляемых для госрегистрации прав юридического лица на имущество, печать организации ставится только при ее наличии.

    Полный перечень законодательных актов, в которые уже внесены аналогичные изменения, можно найти в Законе № 82-ФЗ (ГК РФ, ТК РФ, законы о рынке ценных бумаг, об ипотеке и другие). А вот если соответствующая поправка не внесена в закон, регламентирующий оформление документов, то обойтись без печати не получится.

    Стоит также отметить, что позиция судов по этому вопросу не однозначна. Например, в отношении необходимости проставления печати на квитанции к ПКО существует два противоположных решения. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 17.07.2008 № Ф09-4813/08-С4 сказано, что факт оплаты не может быть подтвержден без печати. Напротив, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.01.2009 № А33-11360/07-Ф02-7117/08 проставление печати на квитанции к ПКО расценивается как не обязательное.
    Пока споры не утихли, рекомендуем использовать печати, разработанные специально для таких случаев.

    Информация о компании в печатях

    По вопросу использования «обновленных» печатей судебная практика пока еще не сложилась. Большинство организаций пока настороженно относятся к данному нововведению. В любом случае, если компания приняла решение использовать печать, в ее интересах разработать и утвердить такую форму печати, по которой можно было бы безошибочно идентифицировать организацию. Стоит также отметить, что в пояснительной записке к Закону № 82-ФЗ взамен круглой печати предлагается использовать специальные бланки, голографические печати и прочее. Но законодательной базы для реализации такой возможности пока нет.

    Как реагировать на требования инспекции проставить печать

    Что касается наличия печати на копиях документов, которые компания представляет по требованию налогового органа, то оно не обязательно. В Письме от 05.08.2015 № БС-4-17/13706@ "О наличии в документах печати общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества" ФНС России доводит до сведения нижестоящих налоговых органов свою точку зрения. Она состоит в том, что инспекторы обязаны принимать документы вне зависимости от наличия или отсутствия в них печати. Копия каждого документа при этом заверяется подписью руководителя организации с указанием даты заверения.

    Если объем документов, запрошенных инспекцией, более одного листа, то подборку необходимо прошить. При этом заверительная надпись на сшиве опечатывается печатью организации лишь при ее наличии (письмо Минфина России от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336).

    Инспектор может настаивать на проставлении печати на копиях документов. И если на спор времени совсем нет, организация может в соответствии с ГОСТР 6.30-2003 использовать печать по своему усмотрению (не круглую).

    Если организация представляет документы в ФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заверять их печатью нет необходимости, поскольку они визируются электронной подписью (письмо ФНС России от 23.11.2015 № ЕД-4-2/20421).

    Обратите внимание, 8 мая 2015 года ФНС России были утверждены формы, используемые налоговыми органами для реализации своих полномочий. Заверение печатью этих документов приказом налоговой службы не предусмотрено. Поэтому если документы из налоговой пришли без печати, отказаться от изложенных в них требований у компании нет никаких оснований (письмо ФНС России от 15.07.2015 № ЕД-3-2/2739).

    В связи с возникающими до настоящего времени вопросами относительно необходимости проставления печати на документах организации представляем соответствующие разъяснения.

    1. В настоящее время хозяйственные общества вправе не иметь печати. Еще 7 апреля 2015 года вступил в силу закон, позволяющий ООО и АО отказаться от использования печати [1] .


    Принятый федеральный закон снял с них такую обязанность и сделал применение печатей правом общества. В законах об ООО и АО теперь используется следующая формулировка: «Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества» [2] . До вступления указанного закона в силу законодательство обязывало организации иметь круглые печати с указанием наименования и места нахождения.

    Поправки внесены в законы о хозяйственных обществах и, соответственно, к индивидуальным предпринимателям отношения не имеют. Законодательство, как и прежде, не обязывает ИП иметь печать. Вопрос об изготовлении и использовании печати ИП решают самостоятельно.

    Действующим законодательством предусмотрены случаи, когда применение печати является обязательным «при ее наличии» (См. Приложение 1).

    Если печать есть, то надо записать это в устав. Желательно, чтобы из устава хозяйственного общества можно понять, есть ли у общества печать. Так, если общество намерено использовать печать, в его уставе будет соответствующая формулировка. В этом случае на общество распространяется обязанность проставлять печать в определенных случаях, предусмотренных законом (См. Приложение 1). В остальных случаях общество проставляет печать по своему усмотрению.

    Если же общество отказывается от печати, то для удобства заинтересованных лиц можно прямо прописать в уставе: «Общество не имеет печати».

    Необязательность печати на первичных учетных документах. Требования, которым должны соответствовать первичные учетные документы, перечислены в п.2 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Среди обязательных реквизитов не упоминается оттиск печати организации. Это означает, что налоговая инспекция не сможет предъявить претензии по причине отсутствия оттиска печати в первичных учетных документах.

    Такой вывод подтверждается письмом Минфина РФ от 6 августа 2015 г. N 03-01-10/45390.

    Необязательность печати на договорах. Печать компании, даже при её наличии, может не ставиться на договоре. Достаточно подписи лица, совершившего сделку (ст. 160 ГК РФ). Обязательна она будет только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В таких случаях проставлять печать на документах обязаны только те общества, которые не отказались от применения печати.

    Кроме того, стороны отдельного договора могут самостоятельно взять на себя обязательство проставлять оттиск печати на подписываемых документах. Таким образом, во избежание наступления негативных последствий следует проверить все действующие договоры и продолжать использовать печать там, где этого требует договор.

    Выводы:

    1) ООО и АО вправе, но не обязаны иметь печать.

    2) Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества. Отсутствие таких сведений означает, что общество не имеет печати.

    3) Первичные учетные документы можно оформлять без печати.

    4) Даже если печать есть, ее можно не проставлять на договорах.

    Приложение 1

    случаи, когда применение печати является обязательным

    при ее наличии

    Акт о несчастном случае на производстве

    Двойное складское свидетельство

    ФЗ от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч. 2 ст. 54 ).

    Доверенности от имени организации (при обжаловании действий таможенного органа),

    копии аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, «бумажная» отчетность, выписка из системы учета товаров, представляемых должностным лицам таможенных органов.

    ФЗ от 27.11.10 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (ч. 6 ст. 39 , п. 6 ч. 3 ст. 90 , п. 2 ч. 5 ст. 177 , п. 1 ст. 184 )

    Доверенность , прилагаемая к заявкам на участие в открытом конкурсе, закрытом аукционе, доверенность, в целях получения аккредитации участников электронного аукциона, заявка на участие в закрытом аукционе.

    ФЗ от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…» (ст. ст. 51 , 61 , 88 ).

    Журнал учета проверок

    ФЗ от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юр. лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)…» (ч. 10 ст. 16 ).

    Копии учредительных документов при представлении в регистрирующий орган

    ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ «О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 4 ст. 16 ).

    Копии извещения об уплате авансового платежа

    ФЗ от 22.11.95 № 171-ФЗ «О гос регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» (подп. 5 п. 1 ст. 10.2 ).

    Выписки по счету депо, закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства.

    ФЗ от 16.07.98 № 102-ФЗ «Об ипотеке» (абз. 5 п. 3 ст. 16 , абз. 5 п. 1 ст. 17 , п. 2 ст. 25 ).

    Решения об эмиссии ценных бумаг, сертификаты эмиссионной ценной бумаги, решения о выпуске российских депозитарных расписок

    ФЗ от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (п. 1 ст. 17 , абз. 11 ч. 4 ст. 18 , п. 10 ст. 27.5-3 ).

    Документы, содержащие сведения о доле РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале юридического лица, документы, представляемые претендентами на покупку имущества.

    ФЗ от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации гос. и мун. имущества» (абз. 4 п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 16 ).

    Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек», п. 2.2, 2.3.

    [1] Федеральный закон от 06.04.15 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ».

    [2] п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

    С этим вопросом бухгалтеры сейчас сталкиваются, сдавая финансовую отчетность за 2020 год. Нужно ли, к примеру, сдавать пояснительную записку микрофирмам и малым предприятиям? Buxgalter.uz собрал мнения специалистов:

    Ботир МАНСУРОВ, налоговый консультант:

    – «Финансовая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета и включает в себя
    :

    • бухгалтерский баланс;
    • отчет о финансовых результатах;
    • отчет о денежных потоках;
    • отчет о собственном капитале;
    • примечания, расчеты и пояснения.

    «Примечания, расчеты и пояснения (пояснительная записка)» – такая же форма финансовой отчетности, как баланс и другие формы.

    Структуру и содержание финансовой отчетности определяет Минфин, а именно
    :

    • малые предприятия и микрофирмы представляют только годовую финансовую отчетность, состоящую из:

    – бухгалтерского баланса – формы №1;

    – отчета о финансовых результатах – формы №2.

    Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса определены Законом «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».

    Кроме того, в соответствии с п. 6 постановления Президента «О совершенствовании системы отчетности, представляемой субъектами предпринимательства, и усилении ответственности за ее незаконное истребование» от 15 июня 2005 года № ПП-100 Налоговому комитету и Госкомстату было поручено обеспечить безусловное соблюдение установленного порядка и сроков представления финансовой и статистической отчетности субъектами предпринимательства. Согласно этому порядку микрофирмы и малые предприятия представляют:

    • финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса – формы №1 и отчета о финансовых результатах – формы №2, – ежегодно;
    • статистическую отчетность – ежеквартально или ежегодно в зависимости от видов отчетности.

    Итак, пояснительная записка (пояснения) как форма финансовой отчетности не предусмотрена в перечне финансовых отчетов, обязательных для предоставления в налоговые органы малыми предприятиями. Поэтому считаю, что малые предприятия не обязаны предоставлять пояснительную записку в налоговые инспекции » .

    – «Норма п. 5 Правил по заполнению форм финансовой отчетности не разделяет малые или крупные предприятия: к годовой финансовой отчетности прилагается пояснительная записка с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия.

    Поэтому считаю, что пояснительную записку необходимо представлять всем предприятиям независимо от принадлежности к малому или крупному бизнесу. Она также имеется в составе электронной отчетности – в разделе формы финансовой отчетности на my.soliq .uz .

    Цель пояснительной записки – раскрыть данные, которые предприятие указало в финансовой отчетности – в бухгалтерском балансе и ОФР.

    Законодательством не предусмотрена специальная форма пояснительной записки. Она представляет собой произвольную расшифровку всей финансовой ситуации в организации. В ней могут быть как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам баланса и ОФР. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет состав и полноту данных в ней, но с соблюдением требований НСБУ.

    Пояснительная записка может содержать следующие разделы:

    • общие данные организации (адрес, среднегодовая численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т. д.);
    • общие данные о применяемой учетнойполитике ;
    • анализ текущих финансовых показателей деятельности организации (общая сумма чистой выручки, себестоимость реализованной готовой продукции (товаров, услуг), расходы периода, прочие доходы, например, от выбытия ОС, доходы и расходы финдеятельности и т.д.).

    В документе можно дать краткую информацию о методах:

    • оценки товаров, производственных запасов и готовой продукции;
    • оценки незавершенного производства;
    • амортизации основных средств;
    • признания выручки от реализации и т.п.

    Если в учетную политику организации были внесены изменения, нужно сообщить об этом в записке, обосновать их причины и необходимость.

    Желательно также привести расшифровки строк баланса и формы №2. В частности. Данные о:

    • составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
    • изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
    • изменениях в структуре и объеме ОС и НМА;
    • арендованном имуществе;
    • финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженностях;
    • составе затрат на производство и прочих расходов;
    • объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности;
    • обеспечении обязательств;
    • чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности в отчетном периоде и их последствиях (особенно – в период пандемии). К примеру, – о фактах, объясняющих причины резких скачков или снижения показателей чистой выручки по сравнению с прошлым годом и т.д.

    Многие могут сказать, что данные, которые мы отражаем в пояснительной записке, система налоговых органов и так может собрать на основе отчетов и проанализировать. Например, – исходя из представленной отчетности по налогу на прибыль, НДС и налогу с оборота, а также исходя из показателей бухгалтерского баланса и ОФР. Однако пока данная форма существует в составе финотчетности, ее необходимо представлять.

    С 1 января 2021 года норма обязательной переоценки отменена
    . Но это не означает, что организации не могут или не должны проводить добровольную (инициативную) переоценку ОС в соответствии со своей учетной политикой в целях бухгалтерского учета. Проводить или не проводить переоценку основных фондов по состоянию на 1 января 2021 года, решает руководство предприятия в соответствии с учетной политикой для целей бухучета на 2021 год. Подробнее об этом читайте тут и тут » .


    Оксана ОГНЕВЧУК, заместитель председателя правления Федерации бухгалтеров Узбекистана (CIPA, DipIFR):

    – «Требования к информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности, должны быть включены в стандарты. Все, что есть на эту тему в НСБУ, и нужно раскрывать.

    В МСФО же каждый стандарт содержит требования по раскрытиям.

    При составлении финансовой отчетности по МСФО должны быть выполнены все требования всех уместных стандартов, в том числе – требования по раскрытиям. Если что-то не раскрыто составителями отчетности или раскрыто неполно, аудитор, проводящий аудит в соответствии с МСА, не даст (не имеет права давать) положительное мнение по такой отчетности, потому что такая неполная отчетность будет вводить пользователей в заблуждение.

    Ориентиры по раскрытиям для целей МСФО-отчетности можно найти в опубликованной финансовой отчетности компаний, ценные бумаги, которых котируются на фондовых биржах. Причем в качестве ориентиров нужно выбирать действующих в сопоставимой отрасли».

    Читайте также: