Анализ бюджетно налоговой политики рф

Опубликовано: 17.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слушкина Е.Ю.

В статье рассматриваются особенности фискальной политики России с 2009 по 2019 годы и оценивается эффективность принятых бюджетно-налоговых мер. Представлен анализ динамики исполнения федерального бюджета Российской Федерации. В целях совершенствования бюджетно-налоговой политики России рекомендуется её реструктурирование путем переноса акцента с реализации цели пополнения государственного бюджета на развитие внутреннего рынка и расширение собственной налоговой базы.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слушкина Е.Ю.

EFFICIENCY EVALUATION OF THE BUDGET AND TAX POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the features of Russia's fiscal policy from 2009 to 2019 and assesses the effectiveness of the adopted fiscal measures. The dynamics of execution the federal budget of the Russian Federation is presented. In order to improve the fiscal policy of Russia, it is recommended to restructure it by shifting the emphasis from achieving the goal of replenishing the state budget to developing the domestic market and expanding its own tax base.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Е.Ю. Слушкина, студент

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (Россия, г. Саранск)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности фискальной политики России с 2009 по 2019 годы и оценивается эффективность принятых бюджетно-налоговых мер. Представлен анализ динамики исполнения федерального бюджета Российской Федерации. В целях совершенствования бюджетно-налоговой политики России рекомендуется её реструктурирование путем переноса акцента с реализации цели пополнения государственного бюджета на развитие внутреннего рынка и расширение собственной налоговой базы.

Ключевые слова: налоги, бюджет, доходы, расходы, дефицит, эффективность.

Исследование фискальной политики Российской Федерации является актуальным, т.к. от эффективности выбора основных направлений использования финансовых ресурсов государства, методов финансирования зависит пополнение государственного бюджета и экономический рост в стране. Оценку эффективности бюджетно-налоговой политики России начнем с рассмотрения ее особенностей в 20092014 гг., так как кризисные явления подчеркнули основные фискальные недостатки и определили направления бюджетно-налоговой политики, проводимой в последние годы.

Таблица 1. Основные показатели исполн [2, 3, 4]_

С 2009 по 2014 гг. фискальная политика носила антикризисный характер. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г. и валютный кризис в России в 20142015 гг. негативно сказывались на поступлении доходов в бюджеты всех уровней. При этом государству было необходимо оказывать поддержку экономике и социальной сфере за счет увеличения бюджетных расходов. Все это привело к дефициту бюджета.

Основные показатели исполнения федерального бюджета РФ в 2009-2014 гг. представлены в таблице 1.

I федерального бюджета РФ в 2009-2014 гг.

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Доходы, млрд. руб. 7 337,8 8 305,4 11 367,7 12 855,5 13 019,9 14 496,9

-нефтегазовые доходы 2 984,0 3 830,7 5 641,8 6 453,2 6 534,0 7 433,8

доля в доходах, % 40,67 46,12 49,63 50,20 50,18 51,28

-ненефтегазовые доходы 4 353,8 4 474,7 5 725,9 6 402,4 6 485,9 7 063,1

доля в доходах, % 59,33 53,88 50,37 49,80 49,82 48,72

Расходы, млрд. руб. 9 660,1 10 117,5 10 925,6 12 895,0 13 342,9 14 831,6

Профицит/Дефицит (-) -2 322,3 -1 812,0 442,0 -39,4 -323,0 -334,7

ВВП, млрд. руб. 38 807,2 46 308,5 55 967,2 62 218,4 66 755,3 79 199,7

Цена нефти марки Юралс, $/баррель 61,1 78,2 109,3 110,5 107,9 97,6

Отметим, что в 2009-2011 гг. доходы бюджета формировались в большей мере за счет ненефтегазовых источников, а начиная с 2012 г., сырьевые источники стали обгонять несырьевые. Таким образом, зависимость бюджетной системы России от сырьевой составляющей и высоких цен на

Динамика показателей доходов федерального бюджета в процентах к ВВП показала их снижение в кризисных 200910 гг. и небольшой рост в 2011-12 гг. Снижение доходов в 2013 г. связано с уменьшением сырьевых цен на мировых рынках. Снижение расходов бюджета с 2013 г. было вызвано уменьшением финансирования антикризисных программ и межбюджетных трансфертов.

К числу наиболее значимых антикризисных фискальных мер Правительства РФ в рассматриваемый период относятся:

- снижение ставки налога на прибыль предприятия с 24% до 20%;

- переход на новый порядок нелинейной амортизации, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль при осуществлении инвестиций;

- увеличение необлагаемого минимума по НДПИ с 9 до 15 $/баррель;

- снижение ставки налога по УСН, зачисляемого в региональный бюджет с 15% до 5% (по решению субъекта РФ);

нефть в 2012 г. все еще позволяла наполнять бюджет. Но даже незначительное снижение цены нефти в 2013 г. привело к новому дефициту.

Рисунок 1 [2,3,4] наглядно демонстрирует динамику основных показателей федерального бюджета в процентах к ВВП.

- уточнен порядок проведения камеральных налоговых проверок, ослаблены правила блокировки счетов налогоплательщиков;

- увеличен перечень разрешений для предоставления инвестиционного налогового кредита (включена работа по гос.заказу);

- введен принцип «антицикличности» расходов бюджета, что выразилось в их увеличении в целях сглаживания влияния мирового финансового кризиса на экономику и социальную сферу.

С 2015 года в России начала осуществляться политика налогового маневра. Ее цель - снизить зависимость бюджета РФ и курса рубля от влияния внешних шоков, прежде всего от снижения цен на сырье.

Рассмотрим основные макроэкономические условия, которые оказывали влияние на формирование ВВП и формулирование фискальной политики в РФ в период 20152019 гг. (рис. 2 [1]).

30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0%

Расходы; 19,5% Расходы; 20,7% Расходы; 20,0%

Доходы; 20,3% Доходы; 20,7%

—■—Доходы —*—Расходы —♦—Профицит/Дефицит (-) Рис. 1. Показатели исполнения федерального бюджета, % к ВВП

Рис. 2. ВВП по компонентам использования доходов, вклад в прирост к предыдущему

году, в % к ВВП [1]

В 2015 г. Россия вошла в рецессию, основной причиной которой было резкое падание цен на нефть (до 51,2 $/бар.). Сокращение конечного потребления ввиду высокой инфляции (15,6% в 2015 г.) и падение инвестиционного спроса (по причине санкций и снижения импорта) оказали огромное отрицательное влияние на структуру ВВП. В 2017-2019 гг. негативное влияние на структуру ВВП оказывало снижение импорта. Курс доллара вырос в 2 раза по сравнению с докризисным пе-

риодом. В то же время государство продолжало наращивать военные расходы, поддерживать социальный сектор, а также финансировать большие инфраструктурные проекты, в т.ч. для Республики Крым. Все эти факторы предопределили дефицитность государственного бюджета в 2015-2017 гг.

Показатели исполнения федерального бюджета РФ за период 2015-2019 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2. Основные показатели исполнения федерального бюджета РФ в 20152019 гг. [1]_

Показатели 2015 2016 2017 2018 2019

Доходы, млрд. руб. 13 659,2 13 460,0 15 088,9 19 454,4 20 188,8

-нефтегазовые доходы 5 862,6 4 844,0 5 971,9 9 017,8 7 924,3

доля в доходах, % 42,9% 36,Q% 39,6% 46,4% 39,3%

-ненефтегазовые доходы 7 796,6 8 616,0 9 117,0 10 436,6 12 264,5

доля в доходах, % 57,1% 64,Q% 6Q,4% 53,6% 6Q, 7%

Расходы, млрд. руб. 15 620,3 16 416,4 16 420,3 16 713,0 18 214,5

Профицит/Дефицит (-) -1 961,0 -2 956,4 -1 331,4 2 741,4 1 974,3

ВВП, млрд. руб. 83 232,6 86 148,6 92 101,3 104 629,6 110 046,1

Цена нефти марки Юралс, $/баррель 51,2 41,7 53,0 70,0 63,8

Уровень инфляция, % 12,91 5,38 2,52 4,27 3,05

Курс доллара США (среднегодовой), руб./долл. 60,7 66,9 58,3 62,5 64,7

Как было показано выше, доля основного доходного источника федерального бюджета - нефтегазовых доходов в доходах, держалась на уровне 50% и выше. В 2015 г. по сравнению в 2014 г. она снизилась на 8,4%, а в 2016 г. - на 15,3%.

В 2015 г. дефицит бюджета возрос в 6 раз по сравнению с 2014 г. - с 0,4% до 2,4% ВПП, а в 2016 г. - до 3,4% ВВП. Динамика основных показателей федерального бюджета в процентах к ВВП показана на рисунке 3 [1].

Доходы; 18,6% Доходы; 18,3%

Расходы; 16,0% Расх°ды; 16,6%

2015 2016 2017 2018

—•—Доходы —"—Расходы —±—Профицит/Дефицит (-)

Рис. 3. Показатели исполнения федерального бюджета в 2015-2019 гг., % к ВВП

Для покрытия дефицита бюджета использовались накопления Резервного фонда, в результате чего его величина за один 2015 г. упала почти в 2 раза: с 87 млрд.$, до 46 млрд.$. Многие региональные программы развития были «заморожены» почти на три года, бюджеты субъектов РФ сократились по причине нехватки средств в федеральном. В свою очередь, долг регионов перед центром тоже вырос. Отсутствие источников для финансирования дефицитов региональных бюджетов стало основной проблемной бюджетной системы РФ.

Указанные факторы привели к существенным корректировкам фискальной политики:

- федеральный бюджет на 2016 г. был сверстан только на 1 год, без планов на 2017 и 2018 гг., т.к. неустойчивость сырьевой сферы не позволяла это сделать;

- повысились лимиты государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках;

- движение к сбалансированности бюджетной системы РФ в целом происходило за счет консолидации бюджетных расходов в федеральном бюджете и фокусировании этих расходов на наиболее приоритетных задачах и неотложных расходах национальных проектов;

- введение в 2017 г. бюджетного правила для управления валютным курсом и пополнения Фонда национального благосос-

тояния. Базовая цена нефти «Юралс» была определена 40 $/бар с ежегодной индексацией на 2%;

- введение режима инфляционного тар-гетирования Банка России - изменение ключевой ставки исходя из прогнозируемого темпа инфляции;

- изменения в налоговой политике - все налоговые условия для хозяйствующих субъектов были зафиксированы как неизменные до 2018 г.

Введенные изменения позволили с 2018 г. начать восстанавливать бюджетную систему. В 2018-2019 гг. бюджет был исполнен с профицитом. Объемы и доходов, и расходов бюджета росли.

В целом отметим, что фискальная политика в РФ является дискреционной, т.е. нацеленной на регулирование экономики и укрепление ее финансовой системы. Соотношение используемых стимулирующих и сдерживающих мер изменяется в зависимости от воздействия внешних и внутренних условий и факторов, а также от наличия временных лагов между принятием решения и его воздействием на фактические результаты.

В результате анализа было выявлено, что фискальная политика страны не обладает достаточной эффективностью, направлена преимущественно на сбор налогов, не способна стимулировать экономический рост, и не даёт возможности увеличить налоговую базу. Стоит отметить, что

нерациональная структура и большой объ- фискальной политики. Финансовая база ём государственных расходов сочетаются страны, долгое время зависевшая от высо-с налоговыми льготами и межбюджетны- ких нефтегазовых доходов, в настоящее ми трансфертами, эффективность которых время должна быть реструктурирована и не всегда обоснована, что также не спо- нацелена на развитие внутреннего рынка и собствует повышению результативности расширение собственной налоговой базы.

1. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/09/main/Ispolnenie_federalnogo_budzheta_2 019_god.pdf

2. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2016/09/main/Ispolnenie_budzheta_2015.pdf

3. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/09/main/isp_fed_bud_29092017.pdf

4. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2018/09/main/Ispolnenie_federalnogo_budzheta_v _2017_godu.pdf

5. Семенюк Д.В. Условия эффективности фискальной политики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2003. - №3.

6. Крымская О.Н. Фискальная политика РФ: основные приоритеты и эффективность // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2019. - №6-11 (30). - С. 38-40.

EFFICIENCY EVALUATION OF THE BUDGET AND TAX POLICY IN THE

E.Yu. Slushkina, Student Ogarev Mordovia State University (Russia, Saransk)

Abstract. The article examines the features of Russia's fiscal policy from 2009 to 2019 and assesses the effectiveness of the adopted fiscal measures. The dynamics of execution the federal budget of the Russian Federation is presented. In order to improve the fiscal policy of Russia, it is recommended to restructure it by shifting the emphasis from achieving the goal of replenishing the state budget to developing the domestic market and expanding its own tax base. Keywords: taxes, budget, income, expenses, deficit, efficiency.

Вера Кононова

эксперт Института комплексных стратегических исследований

Несмотря на заявления о стимулировании экономики с помощью национальных проектов, фактически в 2019 году была проведена крайне жесткая фискальная политика, усугубившая стагнацию. Последние заявления руководства Минфина указывают на то, что аналогичная ситуация может повториться и в 2020 году

Федеральный бюджет на 2019 г. изначально содержал противоречие в отношении того, какое влияние он окажет на экономику: стимулирующее или сдерживающее. С одной стороны, в 2019 г. предполагалась активизация бюджетных расходов на нацпроекты. С другой стороны, были приняты меры, повышающие объемы изъятий из экономики (повышение НДС, индексация страховых взносов, акцизов и т.д.) В первоначальной редакции закона о федеральном бюджете (закон №453-ФЗ от 29.11.2018) ожидаемый профицит составлял 1932,1 млрд. руб. (в дальнейшем, когда в бюджет вносились поправки, объем расходов был увеличен, а профицит, соответственно, уменьшен до 1480,8 млрд. руб.).

Однако фактическое исполнение бюджета существенно отклонилось от плана и, более того, усугубило проблему изъятия средств из экономики. План по сбору доходов бюджета оказался перевыполнен на 1,1%, а план расходов, напротив, не выполнен (объем неисполненных бюджетных назначений составил 5,8% от плана). В результате этого доходы бюджета оказались на 3,8% выше уровня 2018 г. (по плану было бы 2,6%), а расходы – на 9,0% выше уровня 2018 г. (хотя по плану, с учетом вносившихся в течение года поправок, расходы должны были бы вырасти на 15,7%) (см. рис. 1). Профицит бюджета в итоге составил 1967,6 млрд. руб.

Рис. 1. Планируемое* и фактическое изменение доходов и расходов федерального бюджета в 2019 г. по сравнению с 2018 г.

Итоги фискальной политики 2019 и перспективы на 2020 год

* Планируемое изменение доходов оценено согласно Закону о федеральном бюджете на 2019 и 2020-2021 гг., планируемое изменение расходов – с учетом поправок, вносившихся в течение года.

Источник: Минфин, закон № 459-ФЗ от 29.11.2018, расчеты ИКСИ

По сути, сам факт получения профицита в размере 9,7% доходов бюджета говорит о том, что в целом исполнение этого бюджета привело к чистому изъятию средств из экономики, а не к чистым «вливаниям» в нее, как предполагалось при разработке национальных проектов. Соответственно, стимулирующий эффект от дополнительных расходов федерального бюджета оказался резко снижен, что внесло свой вклад в сохранение стагнации в экономике.

Доходы бюджета

По итогам 2019 г. доходы федерального бюджета увеличились на 3,8% по сравнению с 2018 г., однако темп роста мог быть гораздо выше, если бы не ряд событий, связанных с нефтегазовой отраслью. Во-первых, это изменения в налогообложении нефтедобычи (продолжающийся «налоговый маневр» со снижением экспортных пошлин на нефть), введение нового налога на дополнительный доход (НДД) для новых месторождений, происходящие на фоне колебаний цены на нефть и курса рубля. Во-вторых, это установление механизма «обратного акциза» для нефтепереработчиков, предусматривающего возмещение акциза на нефть из бюджета в ситуации, если возникает определенная разница между средней экспортной ценой на нефть и целевой расчетной ценой топлива на внутреннем рынке, но при этом НПЗ удовлетворяют ряду требований по объемам производства и не повышают свои отпускные цены.

Результатом этих изменений стало сокращение поступлений в федеральный бюджет по статье «Доходы от внешнеэкономической деятельности», основная часть которых связана с экспортной пошлиной на нефть (см. табл. 1). Например, в 2019 г. доходы бюджета по статье «вывозная пошлина на сырую нефть» оказались на 435,9 млрд. руб. ниже, чем в 2018 г. Кроме того, существенно сократились поступления акцизов (на 32,9%), что связано с возмещением акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку. По итогам 2019 г. по данной статье объем возмещений составил 424,6 млрд. руб. При этом поступления по остальным видам акцизов, напротив, возросли. Например, поступления в федеральный бюджет по акцизам на легковые автомобили и мотоциклы, произведенные внутри страны, выросли в 2019 г. на 11,5%, а поступления по акцизам на автомобильный бензин, произведенный внутри страны – на 61,9%.

Табл. 1. Доходы федерального бюджета в 2018-2019 гг. по основным статьям

Итоги фискальной политики 2019 и перспективы на 2020 год

* В данный раздел входят регулярные платежи по СРП, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов

Источник: Минфин, Федеральное казначейство, расчеты ИКСИ

При этом в 2019 г. существенно выросли поступления и по ряду других крупнейших статей доходов федерального бюджета. Прежде всего это относится к НДС, ставка которого была повышена с 18% до 20%, что вместе с продолжением ужесточения процедур администрирования налога, а также рядом других решений по росту нагрузки (например, отмена освобождения от НДС для ряда сельхозпроизводителей на ЕСХН) привело к формированию дополнительных поступлений в размере более 1270 млрд. руб. (или на 21,9% по сравнению с 2018 г.) Выросли также поступления по налогу на прибыль, что в значительной степени также связано с администрированием этого налога, а также поступления по статье «платежи за пользование природными ресурсами», где значительную часть поступлений составляет утилизационный сбор (его поступления в 2019 г. увеличились на 21,2% по сравнению с 2018 г.).

Стоит отметить, что приватизация федерального имущества (активов), которая во многих случаях могла бы использоваться как инструмент развития конкуренции на рынках и одновременно как неналоговый способ получения доходов бюджета, осуществлялась еще менее активно, чем в прошлом году. Доходы федерального бюджета от продажи активов составили только 126,7 млрд. руб. и оказались на 6,9% ниже уровня 2018 г.

Таким образом, бюджетная политика в течение 2019 г. была фактически направлена на увеличение изъятий из экономики (исключением стал только «демпфер» по акцизам, когда рост цен на топливо стал вызывать социальную напряженность). В отсутствие возмещений по акцизам на переработанную нефть поступления в федеральный бюджет оказались бы существенно выше, чем предполагалось законом о федеральном бюджете на 2019 г.

Расходы бюджета

В течение 2019 г. была значительно расширена практика «бюджетной экономии», выражающаяся в сдерживании роста расходов путем усложнения процедур расходования средств и откладывания сроков финансирования. В результате этого, несмотря на предпринятые в декабре попытки улучшить показатели исполнения бюджета, в целом по итогам года уровень исполнения бюджетных расходов составил 94,2% годового плана, что ниже уровня 2017-2018 гг. В денежном выражении это означает, что 1115,3 млрд. руб. средств, выделенных в бюджете на конкретные цели, не были использованы и оказались частью профицита бюджета. Такая проблема регулярно возникает в федеральном бюджете, однако масштабы «недофинансирования» в 2019 г. оказались значительно выше (см. рис. 2).

Низкий уровень исполнения бюджетных расходов касается практически всех ключевых статей бюджетных расходов (см. рис. 3). Однако среди основных статей расходов бюджета «лидером» по объемам неиспользованных бюджетных назначений в 2019 г. оказался раздел «Национальная экономика», в котором сосредоточены бюджетные расходы на развитие инфраструктуры и ключевых отраслей экономики. По итогам года объем «недофинансирования» национальной экономики составил 253,8 млрд. руб., или 22,8% суммарного объема неиспользованных средств Наибольшая часть средств, которые были выделены по разделу «Национальная экономика», но не израсходованы, должны были направляться на развитие транспортной сферы (объем неиспользованных бюджетных назначений составил 47,2 млрд. руб.), дорожного хозяйства (40,1 млрд. руб.), исследование и использование космического пространства (35,9 млрд. руб.).

Следует отметить, что значительная часть неиспользованных бюджетных средств относится к расходам, не связанным с национальными проектами. По данным Минфина, объем выделенных, но фактически неизрасходованных средств на национальные проекты по итогам года составил только 149,7 млрд. руб., хотя еще в ноябре 2019 г. показатели использования финансирования целого ряда национальных проектов были весьма низкими. Это указывает на то, что ускоренное расходование средств в декабре 2019 г. относилось именно к национальным проектам (объем расходов за декабрь 2019 г. составил 3,2 трлн. руб., при том, что в предыдущие годы «декабрьские» расходы насчитывали, как правило, 2,5-2,7 трлн. руб.).

Рис. 2. Объемы неиспользованных назначе­ний в федеральном бюджете на конец 2017‑2019 гг., млрд. руб.

Итоги фискальной политики 2019 и перспективы на 2020 год

Источник: Минфин, расчеты ИКСИ

Рис. 3. Объемы неиспользованных назначений в федеральном бюджете по основным статьям в 2018-2019 гг., млрд. руб.

Итоги фискальной политики 2019 и перспективы на 2020 год

Источник: Минфин, расчеты ИКСИ

В целом, итоги исполнения расходов федерального бюджета в 2019 г. указывают, что финансирование одних статей (национальные проекты, социальные расходы) осуществлялось в ущерб другим статьям расходов, в результате чего суммарный объем расходов оказался ниже планового уровня, а стимулирующий эффект от расходов в целом оказался снижен.

Перспективы на 2020 год

Несмотря на смену правительства в январе 2020 г., на данный момент нет оснований говорить о кардинальной смене курса фискальной политики в этом году. Первым событием, указывающим на риски сохранения прежнего курса Минфина, хоть и в составе нового правительства, стало объявление об «особом статусе» Минфина в отношении бюджетного процесса, что должно ограничить влияние координаторов национальных проектов и профильного зампреда правительства (Белоусова А.) на разработку федерального бюджета.

Вторым событием, указывающим на те же риски, стало недавнее заявление А. Силуанова относительно источников финансирование социальных расходов, представленных Президентом в Послании Федеральному собранию. По его словам, на социальные цели будут направлены «сэкономленные» и условно утвержденные расходы бюджета, а также продолжится работа по увеличению его доходной базы. По сути, были декларированы те же подходы к формированию доходов и расходов федерального бюджета, что и в предшествующие годы. При этом следует учитывать, что для финансирования тех же дополнительных социальных расходов на 2020 г. достаточно, например, ожидаемого профицита бюджета. Согласно закону о федеральном бюджете на 2020 г. и 2021-2022 гг. (закон №380-ФЗ от 02.12.2019), ожидаемый профицит федерального бюджета в 2020 г. составит 876,1 млрд. руб., что достаточно для финансирования дополнительных социальных расходов, необходимых к уплате в 2020 г. (поправки в бюджет на данный момент не опубликованы, но судя по озвученным Т. Голиковой данным, их основная часть – пособия на детей и материнский капитал – оценивается правительством в 286,1 млрд. руб.).

В текущих условиях сохранение прежней ограничительной политики Минфина в отношении доходов и расходов бюджета (усугубляемых еще и сохранением крайне жесткой денежно-кредитной политики) существенно снизит эффект от социальных расходов для экономики, поскольку с высокой вероятностью эти новые расходы будут профинансированы в ущерб каким-либо иным статьям расходов, либо за счет очередного повышения налоговой нагрузки на экономику. Практика последних лет позволяет предположить, что наиболее вероятными «кандидатами» по сокращению могут стать расходы инвестиционного характера. Основной риск в таком перераспределении расходов и повышении нагрузки заключается в том, что производственные возможности бизнеса не будут расширены, как того потребует возросший спрос. А неизбежные последствия этого в виде роста внутренних цен и расширения импорта потребительских товаров и услуг будут рассматриваться Минфином и Банком России как основание для нового витка ужесточения своей политики.


От успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом. Создание оптимальной соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы является ключевой макроэкономической задачей любого государства.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно она является рычагом, с помощью которого государство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.).

С другой стороны осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Основные направления современной налоговой политики:

– обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;

– повышение предпринимательской активности;

– развитие человеческого капитала.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одобрены Правительством РФ01.07.2014,проанализировав данные табл. 1.

Из данной таблицы видно, что величина налоговых доходов (рассчитывается как сумма всех налоговых поступлений, поступлений сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное государственное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля ВВП, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году.

При анализе уровня налогового бремени по отдельным группам налогов в России необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (табл. 2).

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007–2013 гг. ( % к ВВП)

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

• Время чтения: 16 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор законодательства за период с 5 по 9 октября 2020 года


Минфин России опубликовал Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Основная цель документа - определение условий, используемых при составлении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на последующий трёхлетний период.

Утверждён Общенациональный план восстановления экономики. Реализация мероприятий предусматривается в рамках трёх этапов со сроком исполнения по декабрь 2021 года включительно. Главной линией через все ключевые направления проходит цифровизация. Запланирована реализация инициативы «Государство как цифровая платформа», а также целый ряд комплексных отраслевых решений, направленных на ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда на основе цифровизации.

Утвержден Порядок проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации.

Внесены изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета организаций госсектора.

Ростреестром обновлены документы, регулирующие вопросы проведения государственной кадастровой оценки.

Правительством Российской Федерации одобрены меры по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

Более детальная информация приведена ниже.

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Опубликованы Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


На сайте Минфина России опубликован текст Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Положения, отраженные в документе, включают описание итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2019-2020, условий её реализации, целей и задач на период 2021-2023 годов.

Основная цель документа - определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021-2023 годы.

Ключевые цели и задачи бюджетной политики, структурные приоритеты бюджета на предстоящую трёхлетку озвучены Министром финансов в ходе представления проекта федерального бюджета на 2021-2023 годы в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

1.Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

Источник публикации:

Дата публикации:

2. Информационное сообщение Минфина России «Министр финансов представил проект бюджета на 2021-2023 годы в Совфеде»

Источник публикации:

Дата публикации:

Утверждён Общенациональный план восстановления экономики


Общенациональный план - документ прямого действия, включающий более 500 конкретных мероприятий со сроком исполнения: июнь 2020 г. - декабрь 2021 г. Реализация мероприятий предусматривается в рамках трёх этапов:

  • июнь - сентябрь 2020 (адаптация): главные цели - не допустить дальнейшего падения доходов населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях;
  • октябрь 2020 - июнь 2021 (восстановление): основная задача - вернуться к росту экономики и доходов граждан, достичь уровня не ниже 100% к 2019 году;
  • июль - декабрь 2021 (активный рост): обеспечение активного роста, как экономики, так и реальных доходов населения.

При этом оговаривается, что цели достижимы в указанные сроки при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке. Следует отметить, что многие из запланированных мероприятий уже выполнены.

Значительное место в перечне запланированных мероприятий занимают меры, направленные на цифровизацию. Так, в документе указано: «Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики». В этих целях планируется, в частности, реализация инициативы «Государство как цифровая платформа», а также целый ряд комплексных отраслевых решений, направленных на ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда на основе цифровизации.

Общенациональный план синхронизирован с проектом федерального бюджета на следующие три года, а также с национальными целями развития.

Напомним, что в настоящее время Правительство Российской Федерации продолжает работу над проектом единого плана достижения национальных целей до 2030 года во исполнение Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Соответствующий проект должен быть представлен на рассмотрение Совета при Президенте по стратегическому развитию и нацпроектам до 30 октября.

Источник публикации:

Дата публикации:

Утвержден Порядок проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации


Как известно, с 1 января 2021 года вступает в силу норма об использовании Перечня для формирования реестров источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - Перечень), установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 868 «О порядке формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации» (далее - Постановление № 868).

В числе утверждённых правил Постановлением № 868 установлена обязанность проведения проверок информации, содержащейся в Перечне, как на уровне финансовых органов, так и на уровне Федерального казначейства. На истекшей неделе прошел регистрацию в Минюсте России приказ Минфина России от 25.05.2020 № 90н «Об утверждении Порядка проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации».

Документ устанавливает общие подходы к проведению соответствующих проверок, особенности проверок, осуществляемых финансовыми органами, а также Федеральным казначейством. Его вступление в силу произойдёт по истечении трёх месяцев после дня его официального опубликования (06.01.2021). На уровне Федерального казначейства утверждение порядка организации работ по проведению проверок в рамках возложенных полномочий должно быть обеспечено к 05.02.2021 года.

Обращаем внимание, что разъяснения по вопросу формирования в перечне источников доходов РФ в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» сведений в части источников доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты, приведены в письме Минфина России от 17.07.2020 № 23-06-07/62956. Данное письмо содержит информацию о структуре Перечня и порядке формирования и проверки информации в нем, как в части групп источников доходов, так и в части источников доходов бюджетов.

1.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.2020 № 90н «Об утверждении Порядка проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 02.10.2020 № 60200)

Источник публикации:

Дата публикации:

2.Письмо Минфина России от 17.07.2020 № 23-06-07/62956 «О формировании в перечне источников доходов РФ в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» сведений в части источников доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты»

Документ опубликован не был, текст содержится в СПС Консультант Плюс

Внесены изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета организаций госсектора


Минюстом России зарегистрирован приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н, утверждающий изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также в Инструкцию по его применению.

В числе изменений - включение новых счетов для учета операций со средствами на едином казначейском счете (ЕКС).

Новации подлежат применению при формировании учетной политики и показателей учета, начиная с 2021 года, за исключением отдельных положений, которые могут быть применены в 2020 году по решению субъекта учета, принятому в рамках формирования его учетной политики.

Источник публикации:

Дата публикации:

Ростреестром обновлены документы, регулирующие вопросы проведения государственной кадастровой оценки


Завершена регистрация в Минюсте России пакета документов, разработанных Росреестром, регулирующих проведение государственной кадастровой оценки.

Приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06 августа 2020 года с №№ П/0279 по 0287 утверждены отдельные Порядки, требования и критерии, а также формы актов, заявлений и документов. Полный перечень соответствующих документов, реквизиты, а также ссылки на источник публикации приведены в таблице 1.


Вступление новаций в силу предусматривается в разные сроки. В целях реализации отдельных из них, возможно принятие соответствующих решений на региональном уровне.

В этой связи обращаем Ваше внимание на то, что 26 ноября т.г. в рамках некоммерческого проекта «Эксперт БФТ» планируется проведение вебинара, посвященного обзору новаций в сфере земельно-имущественных отношений. Зарегистрироваться для участия, а также ознакомиться с материалами уже проведённых мероприятий, возможно перейдя по ссылке.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Одобрены меры по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов


8 октября т.г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором одобрены инициативы, направленные на обеспечение эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов. Речь идёт о проекте Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов», внесённом на общественное обсуждение весной т.г. Проектом постановления:

  • утверждается Положение о ведомственных программах цифровой трансформации;
  • вносятся изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части уточнения состава материалов, прилагаемых к проекту акта, направляемого в Минцифры России на заключение об оценке целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования;
  • признаются утратившими силу ряд актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

В числе наиболее значимых новаций - отказ от ежегодного формирования и согласования государственными органами с Минцифры России своих планов информатизации на очередной финансовый год и плановый период и переход на программно-целевой принцип управления своей деятельностью, использование принципов проектного управления.

1.Решение заседания Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 (2020 год, №38), п.17

Источник публикации:

Дата публикации:

2. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов»

Читайте также: