Амортизация в налоговом учете в 1с бгу

Опубликовано: 18.05.2024

Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена новая глава 25 «Налог на прибыль организаций», которая начала свое действие с 1 января 2002 г. Статьей 313 главы 25 НК РФ введено понятие «Налоговый учет» и установлена обязанность ведения налогового учета налогоплательщиками с целью исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

При этом данные налогового учета могут быть получены на основании данных бухгалтерского учета. В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

И положения главы 25 НК РФ, и выпускавшиеся в дальнейшем методические рекомендации по ведению налогового учета опирались на правила и методику ведения бухгалтерского учета в коммерческом секторе (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина Росси от 31.10.2000 № 94н, Положения по бухгалтерскому учету и др.). С 1 января 2003 года вступило в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, применение которого позволило отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

С вводом в действие главы 25 НК РФ, а затем ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» их положения были реализованы в типовых учетных конфигурациях системы «1С:Предприятие 8». Ведение налогового учета в «1С:Предприятии» актуализировалось по мере изменения законодательства и совершенствовалось в новых версиях программы.

В программных продуктах «1С» для ведения бюджетного учета традиционно решалась задача автоматизации именно бюджетного (бухгалтерского) учета, поскольку существенные различия в правилах бюджетного учета и коммерческого бухгалтерского учета затрудняли автоматизацию налогового учета на основании данных бюджетного учета.

С введением в действие нового Единого плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бухгалтерский учет государственных (муниципальных) учреждений нового типа стал более приближен к коммерческому учету.

В связи с тем, что до 1 июля 2012 года большая часть государственных и муниципальных учреждений должны изменить свой тип - на «бюджетное» или «автономное», что влечет большую самостоятельность учреждения и расширение ведения приносящей доход деятельности с целью привлечения внебюджетных источников для финансового обеспечения основной деятельности, в версии 1.0.10 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» реализовано ведение налогового учета по налогу на прибыль в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

При реализации методологии ведения налогового учета в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» разработчиками фирмы «1С» был применен 10-летний опыт автоматизации налогового учета в «1С:Предприятии», реализован такой же план счетов и регистры налогового учета, как в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия 8».

Рассмотрим основные инструменты для ведения налогового учета, реализованные в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

Налоговый учет в бюджетных государственных учреждениях

Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена новая глава 25 «Налог на прибыль организаций», которая начала свое действие с 1 января 2002 г. Статьей 313 главы 25 НК РФ введено понятие «Налоговый учет» и установлена обязанность ведения налогового учета налогоплательщиками с целью исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

При этом данные налогового учета могут быть получены на основании данных бухгалтерского учета. В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

И положения главы 25 НК РФ, и выпускавшиеся в дальнейшем методические рекомендации по ведению налогового учета опирались на правила и методику ведения бухгалтерского учета в коммерческом секторе (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина Росси от 31.10.2000 № 94н, Положения по бухгалтерскому учету и др.). С 1 января 2003 года вступило в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, применение которого позволило отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

С вводом в действие главы 25 НК РФ, а затем ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» их положения были реализованы в типовых учетных конфигурациях системы «1С:Предприятие 8». Ведение налогового учета в «1С:Предприятии» актуализировалось по мере изменения законодательства и совершенствовалось в новых версиях программы.

В программных продуктах «1С» для ведения бюджетного учета традиционно решалась задача автоматизации именно бюджетного (бухгалтерского) учета, поскольку существенные различия в правилах бюджетного учета и коммерческого бухгалтерского учета затрудняли автоматизацию налогового учета на основании данных бюджетного учета.

С введением в действие нового Единого плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бухгалтерский учет государственных (муниципальных) учреждений нового типа стал более приближен к коммерческому учету.

В связи с тем, что до 1 июля 2012 года большая часть государственных и муниципальных учреждений должны изменить свой тип - на «бюджетное» или «автономное», что влечет большую самостоятельность учреждения и расширение ведения приносящей доход деятельности с целью привлечения внебюджетных источников для финансового обеспечения основной деятельности, в версии 1.0.10 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» реализовано ведение налогового учета по налогу на прибыль в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

При реализации методологии ведения налогового учета в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» разработчиками фирмы «1С» был применен 10-летний опыт автоматизации налогового учета в «1С:Предприятии», реализован такой же план счетов и регистры налогового учета, как в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия 8».

Рассмотрим основные инструменты для ведения налогового учета, реализованные в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

Налоговый учет налога на прибыль по приносящей доход деятельности

Начиная с версии 1.0.10 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», в ней предусмотрена возможность ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций в соответствии с нормами главы 25 НК РФ с целью автоматического расчета налоговой базы и суммы налога и составления налоговой декларации в соответствии с законодательством РФ.

Для ведения налогового учета в плане счетов (ЕПСБУ) типовой конфигурации применяются новые забалансовые счета налогового учета с префиксом «Н»: Н01-Н99, НЕ, НПВ (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент плана счетов налогового учета

Как уже было отмечено выше, для ведения налогового учета в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» применяются такие же счета, как в программе «1С:Бухгалтерия 8». Поэтому номера счетов налогового учета с префиксом «Н» соответствуют номерам плана счетов, утвержденного приказом Минфина Росси от 31.10.2000 № 94н.

При этом для счетов налогового учета установлено соответствие счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета. Это позволяет для ведения налогового учета (НУ) доходов и расходов применять те же документы, что и для бухгалтерского учета. С этой целью было доработано более 50 документов, формирующих проводки.

Методика учета, реализованная в программе, предполагает ведение налогового учета одновременно с бухгалтерским. Операции по приносящей доход деятельности (КФО=2) отражаются одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

Отражение доходов и расходов в налоговом учете

Проводки по счетам налогового учета формируются документами на основе данных бухгалтерского учета. Для отражения операции, формирующей доходы или расходы в налоговом учете, в большинстве документов дополнительные данные не требуются.

В некоторых документах необходимо дополнительно заполнить реквизиты налогового учета, например, статью прочих расходов.

В документе Услуги сторонних организаций счет и аналитика налогового учета могут быть указаны явно, чтобы обеспечить различный порядок отражения расходов в бухгалтерском и налоговом учете (см. рис. 2).

В документах, формирующих затраты (налоговую базу по расходам), указываются счет и вид затрат бухгалтерского учета. По счету бухгалтерского учета определяется счет налогового учета, по виду затрат определяется вид расходов в налоговом учете. Если ведется учет по видам деятельности с разным порядком налогообложения, дополнительно указывается вид деятельности в зависимости от настроек учетной политики по налоговому учету.

Отражение записей по счетам НУ в бухгалтерской справке можно установить опционально.

В налоговом учете отражаются также внереализационные доходы и расходы.

Регламентные операции налогового учета

Автоматизированы регламентные операции налогового учета. Для ежемесячного списания убытков прошлых лет (при необходимости), расчета базы по налогу на прибыль и суммы налога на прибыль, закрытия в конце года счетов налогового учета применяются одноименные документы.

Для ввода регламентных операций налогового учета рекомендуется использовать Помощник закрытия периодов, в который включены регламентные операции налогового учета.

Следует отметить, что документ Расчет налога на прибыль не только рассчитывает сумму налога на прибыль к уплате в федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ, а также формирует проводки по начислению налога на прибыль на счетах бухгалтерского учета (Дебет 401.10, Кредит 303.03) по КПС и КЭК исходя из приходящейся на них доли прибыли.

Декларация по налогу на прибыль

В программе предусмотрено автоматическое заполнение налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Для составления декларации предназначен регламентированный отчет Прибыль группы отчетов Налоговая отчетность.

Автоматически по данным налогового учета заполняются следующие разделы:

  • Лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций»;
  • Приложение 1 к листу 02 «Доходы от реализации и внереализационные доходы»;
  • Приложение 2 к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам»;
  • Приложение 3 к листу 02 «Расчет суммы расходов по операциям, финансовые результаты по которым учитываются при налогообложении прибыли с учетом положений статей 264.1, 268, 275.1, 276, 279, 323 НК (за исключением отраженных в Листе 05)»;
  • Приложение 4 к листу 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу».

Подготовленную в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» декларацию можно выгрузить для отправки по телекоммуникационным каналам связи или распечатать на машиночитаемом бланке.

Ввод начальных данных налогового учета для бюджетного учреждения

Если учреждение начинает вести бухгалтерский и налоговый учет в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» одновременно, то настройка параметров налогового учета выполняется вместе с настройкой параметров бухгалтерского учета с помощью Помощника начального заполнения информационной базы (меню Бухгалтерский учет -> Стартовый помощник главного меню программы, интерфейс Полный).

Если дата начала ведения налогового учета превышает дату начала ведения бухгалтерского учета, необходимо не только выполнить настройки налогового учета, но и ввести начальные данные налогового учета.

Для настройки параметров налогового учета согласно учетной политике учреждения и ввода начальных данных налогового учета в программе предусмотрен специальный Помощник Ввод начальных данных налогового учета (вызываемый из меню Бухгалтерский учет -> Ввод остатков при начале работы с программой -> Ввод начальных данных НУ).

С его помощью пользователь может установить дату начала ведения налогового учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»; выполнить необходимые настройки налогового учета:

  • установить порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат, а также порядок отнесения расходов в налоговом учете к прямым расходам;
  • выполнить настройку раздельного учета доходов и расходов по операциям с различным порядком налогообложения;
  • ввести начальные входящие остатки на счета налогового учета.

Таким образом, программа «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» позволяет автоматизировать и существенно упростить ведение налогового учета по налогу на прибыль.

Подробную информацию о методике налогового учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» можно прочитать на ИТС-бюджет.

Начиная с выпуска за апрель 2012 года на ИТС-бюджет публикуются также ответы на вопросы по ведению налогового учета.

Принципиально новый порядок учета НМА: новые счета, ИТ-инвентаризация, условия контрактов
petrkurga№ / Depositphotos.com

На государственном уровне пристальное внимание обращено на условия создания, приобретения, использования и учета исключительных и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Пожалуй, самый заметный для учреждений этап проводимой в этом направлении работы – внедрение с 2021 года нового федерального стандарта "Нематериальные активы" и следующие за этим изменения в порядке учета НМА (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 456-ФЗ "О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации".)

Теперь к нематериальным активам относятся все права пользования – и исключительные, и неисключительные. И все они должны учитываться на балансе. Права, полученные в пользование, которые до этого учитывались на забалансовом счете 01, нужно "поднять" на баланс. И балансовых счетов для учета НМА стало больше: в Инструкцию № 157н внесены изменения, которыми расширена аналитика счетов 102 00 "Нематериальные активы", 104 00 "Амортизация", 106 00 "Вложения в нефинансовые активы", 114 00 "Обесценение нефинансовых активов", веден новый субсчет 111 60 "Права пользования нематериальными активами". Соответственно, если исключительное право на НМА принадлежит учреждению, его следует по-прежнему отражать на счете 102 00, а неисключительные права пользования НМА теперь подлежат учету на счете 111 60.

Обратите внимание, что к объектам НМА, учтенным как на счете счете 102 00, так и на счете 111 60, относятся активы со сроком полезного использования более 12 месяцев. Для неисключительных прав определить этот срок по состоянию на 1 января 2021 года должна комиссия по поступлению и выбытию активов, проанализировав условия договоров, по которым учреждение получило соответствующее право пользования. И если оставшийся срок полезного использования определен комиссией как 12 месяцев и менее, "поднимать" такие неисключительные права на балансовый счет 0 111 60 нет оснований – их стоимость должна быть списана с "забаланса" и отнесена на финансовый результат по счету 401 20. Подробнее обо всем этом и пошаговая инструкция по переносу объектов НМА с "забаланса" на баланс, – в нашем специальном Обзоре.

Подчеркнем: основанием как для отнесения или переноса НМА на счет 102 00 или 111 60, так и для списания краткосрочных прав пользования может быть только акт профильной комиссии! К вопросу о том, как и когда комиссия должна заняться этим вопросом, мы еще вернемся.

Важные изменения произошли и в порядке амортизации нематериальных активов. Напомним, до 2020 года включительно для нематериальных активов, по которым невозможно надежно оценить срок полезного использования, то есть НМА с неопределенным сроком использования, в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования устанавливался из расчета 10 лет. С 2021 года подход изменен: НМА с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются вообще.

Поэтому по тем НМА, по которым в 2020 она начислялась исходя из 10-летнего срока полезного использования, срок нужно пересмотреть, и если в 2021 году они будут классифицированы как объекты с неопределенным сроком полезного использования, то тогда начисление амортизации по ним следует прекратить. Но для этого нужно четко разобраться с условиями договоров и иных документов, на основании которых получены исключительные права.

А провести всю работу целесообразно в рамках IT-инвентаризации. Именно при инвентаризации нематериальных активов профильная комиссия сможет принять решения относительно классификации имеющихся НМА, порядка их учета и амортизации. И на федеральном уровне инвентаризация IT-ресурсов уже началась. Инициировало ее Правительство РФ своим распоряжением, в котором рекомендовало и органам власти субъектов РФ организовать и провести инвентаризацию IT-ресурсов в подведомственных учреждениях. Федеральные органы должны отчитаться о результатах IT-инвентаризации в срок до 5 марта текущего года, региональные – до 19 марта.

Такая масштабная инвентаризация всех IT-ресурсов позволит получить исчерпывающий объем сведений для проведения оценки затрат на IT-ресурсы, а также выявить существующие недостатки в их учете и станет отправной точкой для совершенствования учета информационных систем.

А недостатков в учете результатов интеллектуальной деятельности хватает, причем начиная с этапа заключения контракта на создание НМА. От грамотного составления контракта зависит, какими правами на созданный НМА будет обладать заказчик и насколько эффективным будет расходование бюджетных средств на оплату этого контракта. Рассмотрим на примере контракта на создание информационного ресурса, заключенного заказчиком – органом власти в 2021 году:

Кому принадлежит исключительное право на созданный объект?

Кто сможет пользоваться неисключительными правами на объект?

Принадлежность исключительного права не оговорена (по умолчанию)

Прямо прописано, что исключительное право на созданный НМА будет принадлежать заказчику

Какие ошибки допускают бухгалтеры при начислении амортизации? В чем разница между бухгалтерским и налоговым учетом? Что такое ОНО и ОНА и как их рассчитать? Данные вопросы рассмотрим на практическом примере.

Итоги конкурса для читателей

Прежде всего, подведем итоги конкурса, который проходил в 32-м выпуске журнала.

Мы предлагали читателям решить задачу по бухучету, проверить себя и выиграть приз. Конкурсантам нужно было рассчитать амортизацию в налоговом учете, поставить приобретенный объект основных средств на бухгалтерский учет и ответить еще на ряд вопросов по теме. Задача была составлена по аналогии с той, которую Контур.Академия предлагала студентам на пятой Контур.Олимпиаде. Олимпиада проводится ежегодно среди студентов финансовых специальностей.

Учитесь бесплатно в Контур.Академии. Примите участие в шестой Контур.Олимпиаде и выиграйте денежные призы.

Работы читателей проверял аттестованный аудитор, автор нашего журнала Александр Лавров. Стоит отметить, что не все участники справились с заданием без ошибок.

Основные ошибки при расчете амортизации

  1. Ошибки при работе с первичными документами. Подтвердить срок эксплуатации объекта основных средств можно как с помощью унифицированных форм, так и с помощью документа неунифицированной формы, если именно он был составлен при приемке-передаче основного средства. Напомним, что с 2013 года применение унифицированных форм необязательно. Большинство конкурсантов решили, что для данной операции пригодна лишь унифицированная форма ОС-1.
  2. Подмена понятий. Срок полезного использования и срок для начисления амортизации — это не одно и то же. Участники конкурса перепутали два понятия, из-за чего и допустили ошибки в расчете сроков.
  3. Сложности с расчетом ОНО и ОНА. Бухгалтеры не всегда могут верно определить месяц возникновения и погашения ОНО и ОНА. Кроме того, некоторые участники конкурса не учли, что погашать ОНО (как и ОНА) можно только тогда, когда оно есть, а погашение ОНО «в минус» недопустимо. Данная ошибка влечет за собой неверные расчеты и искажение учета.
  4. Неправомерное округление. Сумму начисленной амортизации нужно отражать в рублях и копейках. Это связано с тем, что бухгалтерский учет также ведется без округлений. Кроме того, налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается в рублях и копейках. Некоторые конкурсанты округляли суммы начисленной амортизации до целых рублей, что противоречит законодательству.
  5. Несвоевременное применение вычета НДС. Налог можно и нужно принять к вычету (и отразить вычет в учете) уже в момент постановки основного средства на учет. Некоторые участники отразили вычет НДС лишь после введения основного средства в эксплуатацию или после оплаты его стоимости поставщику.

Амортизация основных средств: инструкция для бухгалтера

Проанализировав типичные ошибки конкурсантов, Александр Лавров подготовил статью: составил пошаговую инструкцию по начислению амортизация основных средств и ПБУ 18/02, а также подробно разобрал решение конкурсной задачи.

Пять шагов помогут вам безошибочно рассчитать и отразить в учете амортизацию основных средств.

Шаг первый. Определяем первоначальную стоимость. Амортизационная премия

Базовый принцип определения первоначальной стоимости ОС схож в бухгалтерском и налоговом учете: в первоначальную стоимость ОС включаются все фактические затраты, связанные с приобретением (созданием) объекта и доведением его до состояния, пригодного к использованию, за исключением возмещаемых налогов, в том числе НДС (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Как правило, «бухгалтерская» первоначальная стоимость ОС совпадает с «налоговой».

Однако «амортизируемая» стоимость основного средства в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться.

Это связано с применением «амортизационной премии» — права организации единовременно включить до 30 % (по некоторым ОС — до 10 %) первоначальной стоимости ОС в расходы в налоговом учете (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Отметим, что для целей бухгалтерского учета нормы ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не предусматривают механизма, аналогичного «амортизационной премии», поэтому вся стоимость ОС в бухгалтерском учете включается в расходы только через механизм амортизации.

Шаг второй. Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования — это срок, в течение которого организация предполагает использовать объект (п. 1 ст. 258 НК РФ, п. 20 ПБУ 6/01). Однако в бухгалтерском учете этот срок может быть любым (более года) для любого объекта ОС, а в налоговом учете срок полезного использования необходимо установить в соответствии с Классификацией, в пределах сроков для соответствующей амортизационной группы.

Таким образом, сроки полезного использования объекта ОС в бухгалтерском и в налоговом учете могут различаться.

Например, если объект относится к 6-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно), то минимальный срок полезного использования, который можно установить для целей налогообложения, составит 121 месяц. Тогда как в бухгалтерском учете можно установить и более короткий период — например 8 лет (96 месяцев).

Для целей налогообложения при применении линейного метода начисления амортизации у организации есть право уменьшить срок, исходя из которого определяется норма амортизации, на срок использования объекта предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ). В бухгалтерском учете такой возможности нет — однако она и не нужна, так как при установлении срока полезного использования организация не связана амортизационными группами и может сразу установить срок, учитывающий период эксплуатации у предыдущих владельцев.

Шаг третий. Определяем метод (способ) начисления амортизации

Метод начисления амортизации в налоговом учете определяется учетной политикой в отношении всех объектов амортизируемого имущества (п. 1 ст. 259 НК РФ). Иными словами, для всех таких объектов (кроме тех объектов, для которых НК РФ предусмотрено применение линейного метода) налогоплательщик может выбрать, применять ему линейный или нелинейный метод.

В бухгалтерском учете для различных групп ОС можно выбрать разные способы начисления амортизации (п. 18 ПБУ 6/01).

Иными словами, по одному и тому же объекту ОС амортизация может начисляться в бухгалтерском и налоговом учете в разном порядке. То есть разницы могут возникнуть даже при одинаковых первоначальной стоимости и сроке полезного использования и неприменении амортизационной премии.

Шаг четвертый. Рассчитываем суммы амортизации

Механизм расчета сумм амортизации в бухгалтерском и в налоговом учете отличается.

В бухгалтерском учете при применении любого из способов сначала определяется годовая сумма амортизации. А в течение года, вне зависимости от применяемого способа, ежемесячная сумма амортизации всегда составляет 1/12 годовой (п. 19 ПБУ 6/01).

В налоговом учете сначала определяется норма амортизации (при применении линейного метода в отношении каждого объекта исходя из срока его полезного использования, при применении нелинейного метода — нормы установлены Кодексом). Затем первоначальная стоимость основного средства (либо суммарный баланс соответствующей группы/подгруппы) умножается на норму амортизации для определения суммы амортизации.

Шаг пятый. Определяем разницы и отражаем их с учетом ПБУ 18/02

Прежде всего, напомним, что не все организации обязаны применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Так, его могут не использовать организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ПБУ 18/02). А это, в частности, все малые предприятия, кроме подлежащих обязательному аудиту (п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Таким образом, например, все акционерные общества не вправе отказаться от применения ПБУ 18/02, так как они подлежат обязательному аудиту и поэтому не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Как же отражаются разницы между бухгалтерским и налоговым учетом? Все зависит от того, какая это разница и за счет чего она возникла.

Наиболее распространенные случаи возникновения разниц описаны в таблице.

Элемент Причина разниц Отражение согласно ПБУ 18/02
Первоначальная стоимость Затраты, включенные в БУ в первоначальную стоимость ОС, в НУ вообще не учитываются По мере начисления амортизации в соответствующих суммах признается ПНО
Первоначальная стоимость Затраты, включенные в БУ в первоначальную стоимость ОС, в НУ признаны единовременно В момент признания «налоговых» расходов отражается ОНО, которое затем погашается по мере начисления амортизации
Амортизируемая стоимость Применена амортизационная премия В момент признания «налоговых» расходов отражается ОНО, которое затем погашается по мере начисления амортизации
Срок полезного использования Срок полезного использования в БУ больше, чем в НУ Сначала признается ОНО, а после прекращения начисления амортизации в НУ это ОНО погашается
Срок полезного использования Срок полезного использования в БУ меньше, чем в НУ Сначала признается ОНА, а после прекращения начисления амортизации в БУ этот ОНА погашается
Методы (способы) начисления амортизации Используются различные методы (способы) начисления амортизации в БУ и НУ Признаются ОНА или ОНО (в зависимости от того, больше амортизация в БУ или в НУ), а затем эти ОНА/ОНО погашаются


Нормативная база, справочники ОКВЭД, ОКОФ, проводок, актуальные показатели. Чтобы получить доступ к материалам, просто зарегистрируйтесь

Практический пример

В завершение рассмотрим практический пример начисления амортизации и отражения возникающих разниц в соответствии с ПБУ 18/02. Именно при решении этой задачи некоторые конкурсанты допускали ошибки.

Ситуация

АО «Берег» 11.07.2016 для производственной деятельности приобрело у ООО «Горизонт» производственный станок, бывший в употреблении, стоимостью 3 500 000 ₽, в том числе НДС 18 %. АО «Берег» перечислило денежные средства за станок продавцу в полном объеме в сентябре 2016 года. Объект основных средств был введен в эксплуатацию в июле 2016 года. АО «Берег» определило срок полезного использования — 10 лет 1 месяц (121 месяц) в налоговом учете, в бухгалтерском учете — 8 лет (96 месяцев). Получив от продавца производственного станка документы, подтверждающие срок полезного использования, АО «Берег» сделало вывод, что продавец эксплуатировал основное средство в течение 21 месяца. Бухгалтер АО «Берег», в налоговом учете установив срок полезного использования, скорректировал его на срок использования станка в ООО «Горизонт».

В налоговом учете при расчете амортизации АО «Берег» применяет амортизационную премию и единовременно списывает в расходы 30 % стоимости основного средства.

Согласно учетной политике, АО «Берег» начисляет амортизацию линейным методом (способом) и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

АО «Берег» продолжало эксплуатировать станок до окончания сроков его полезного использования (как бухгалтерского, так и налогового).

Задание

  1. Укажите, каким документом можно подтвердить срок эксплуатации объекта основных средств в ООО «Горизонт».
  2. Рассчитайте амортизацию в налоговом учете. Когда и в каком размере АО «Берег» может признать расходы по налогу на прибыль, связанные с приобретением ОС (в том числе рассчитанную амортизацию)?
  3. Поставьте на бухгалтерский учет приобретенный объект основных средств.
  4. Может ли АО «Берег» применять амортизационную премию при расчете амортизации в бухгалтерском учете? Если да, то примените ее при расчете амортизации. Рассчитайте амортизацию в бухгалтерском учете.
  5. Появится ли у бухгалтера необходимость использования ПБУ 18/02? Если да, то укажите, какие записи и когда будут сделаны в бухгалтерском учете и в какой сумме в связи с применением данного ПБУ за весь период эксплуатации в АО «Берег».

Решение

По вопросу 1. Подтвердить срок эксплуатации производственного станка в ООО «Горизонт» можно актом по форме № ОС-1 (ОС-1а), аналогичным актом в свободной форме либо иными документами, содержащими сведения о сроке использования станка у продавца.

По вопросу 2. Стоимость, исходя из которой следует исчислять амортизацию в налоговом учете, составляет:

2 966 101,69 ₽ (3 500 000 — 533 898,31, где 533 898,31 — НДС).

Определяем срок полезного использования с учетом эксплуатации станка у предыдущего владельца:

121 — 21 = 100 месяцев.

Определяем месячную норму амортизации:

Определяем сумму, которую ООО «Берег» может списать единовременно в налоговые расходы (30 % от стоимости производственного станка):

2 966 101,69 ₽ × 30 % = 889 830,51 ₽

Определяем, какая сумма будет списываться в расходы в течение 100 месяцев:

2 966 101,69 — 889 830,51 = 2 076 271,18 ₽

Определяем ежемесячную сумму амортизации в налоговом учете:

2 076 271,18 × 1 % = 20 762,71 ₽

Определяем сумму амортизации, которую в 2016 году можно включить в расходы по налогу на прибыль:

20 762,71 × 5 месяцев (август — декабрь 2016 года) + 889 830,51 ₽ (амортизационная премия) = 993 644,06 ₽

Определяем, какую сумму амортизации можно включить в расходы в 2017 году:

20 762,71 ₽ × 12 месяцев = 249 152,52 ₽

Аналогично в 2018–2023 годах.

Определяем, какую сумму амортизации можно включить в расходы в 2024 году:

20 762,71 × 11 месяцев (январь — ноябрь) + 0,18 ₽ (не списанный остаток первоначальной стоимости, который будет признан в расходах в декабре) = 228 389,99 ₽.

Таким образом, общая сумма расходов в налоговом учете за все время эксплуатации станка составит 2 966 101,69 ₽ (993 644,06 + (249 152,52 × 7) + 20 762,71 × 11 + 0,18).

По вопросу 3. Ставим на бухгалтерский учет приобретенный объект основных средств.

Проводки, которые следует сделать в июле 2016 года:

Дебет 08 Кредит 60 — 2 966 101,69₽ — отражены затраты на приобретение производственного станка.

Дебет 19 Кредит 60 — 533 898,31 ₽ — отражен НДС.

Дебет 01 Кредит 08 — 2 966 101,69 ₽ — производственный станок введен в состав основных средств.

Вычет НДС не связан напрямую с постановкой ОС на учет, поэтому его не рассматриваем в рамках этой ситуации. Аналогично не рассматриваем и оплату продавцу.

По вопросу 4. В бухгалтерском учете амортизационная премия не применяется, так как такая возможность не предусмотрена нормами ПБУ 6/01.

Рассчитываем амортизацию в бухгалтерском учете.

2 966 101,69 ₽ / 8 лет = 370 762,71 ₽ — годовая сумма амортизации.

370 762,71 ₽ / 12 мес. = 30 896,89 ₽ — ежемесячная сумма амортизации.

По вопросу 5. Прежде всего, отметим, что применение ПБУ 18/02 обязательно, так как АО «Берег» не освобождено от его применения (АО в силу организационно-правовой формы подлежит обязательному аудиту).

В рассматриваемой ситуации необходимость применения ПБУ 18/02 возникает, поскольку АО «Берег» применяет разные сроки полезного использования в налоговом и бухгалтерском учете, а также применяет в налоговом учете амортизационную премию, в то время как в бухгалтерском учете она не применяется никогда.

Бухгалтерские записи в связи с начислением амортизации и применением ПБУ 18/02 будут следующими.

Август 2016 года:

Дебет 20 Кредит 02 — 30 896,89 ₽ — начислена амортизация в бухгалтерском учете.

В бухгалтерском учете в первом месяце начисления амортизации сумма расходов в виде амортизации будет меньше расходов в налоговом учете, которые состоят из налоговой амортизации и амортизационной премии. В результате в учете организации возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (п. 12, 15 ПБУ 18/02).

Определяем налогооблагаемую временную разницу (НВР) и отложенное налоговое обязательство (ОНО):

889 830,51 ₽ + 20 762,71 ₽ – 30 896,89 ₽ = 879 696,33 ₽ — сумма НВР.

879 696,33 × 20 % = 175 939,27 ₽ — сумма ОНО.

Дебет 68 Кредит 77 — 175 939,27 ₽ — отражается ОНО.

По мере начисления амортизации происходит уменьшение возникшей НВР и соответствующего ей ОНО (п. 18 ПБУ 18/02). То есть на последнее число каждого месяца ОНО уменьшается, что отражается записью по дебету счета 77 и кредиту счета 68.

С сентября 2016 по июль 2024 года ежемесячно будут делаться следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 02 — 30 896,89 ₽ — начислена амортизация в бухгалтерском учете.

С сентября 2016 по ноябрь 2023 года в бухгалтерском и налоговом учете будет уменьшаться НВР и ОНО до их полного погашения. В этом месяце НВР и соответствующее ОНО уменьшатся до нуля, дальше их уменьшать нельзя (уменьшать просто нечего). Поэтому в этом же месяце на остаток разницы будут признаны ВВР и ОНА, которые далее будут расти до момента прекращения начисления амортизации в бухучете (п. 11, 12, 14, 15 ПБУ 18/02).

Для периода с сентября 2016 по октябрь 2023:

30 896,89 ₽ – 20 762,71 ₽ = 10 134,18 ₽ — сумма уменьшения НВР.

10 134,18 × 20 % = 2 026,84 ₽ — сумма уменьшения ОНО.

Списание ОНО производится следующей проводкой:

Дебет 77 Кредит 68 — 2 026,84 ₽ — отражается уменьшение ОНО.

В ноябре 2023 года:

Остаток ОНО на начало месяца — 1 631,03 ₽. По итогам месяца ОНО погашается полностью, остаток разницы (395,81 ₽) относится на увеличение ОНА.

Проводки ноября 2023 года:

Дебет 77 Кредит 68 — 1 631,03 ₽ — отражается уменьшение ОНО.

Дебет 09 Кредит 68 — 395,81 ₽ — отражается признание ОНА.

С декабря 2023 по июль 2024 года ОНА увеличивается на сумму 2 026,84 ₽ ежемесячно:

Дебет 09 Кредит 68 — 2 026,84 ₽ — отражается увеличение ОНА.

Так как с августа 2024 года амортизация будет начисляться только в налоговом учете, то возникает уменьшение ранее признанной ВВР и уменьшение ОНА (п. 11, 14 ПБУ 18/02).

Определяем ежемесячное уменьшение ОНА:

20 762,71 ₽ × 20 % = 4 152,54 ₽.

С августа 2024 по ноябрь 2024 года включительно следует сделать следующие проводки:

Дебет 68 Кредит 09 — 4 152,54 ₽ — отражается уменьшение ОНА.

В ноябре 2024 года начисление амортизации в НУ также прекращается, все разницы погашаются до нуля.

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Елена Рогачева, эксперт справочно-правовой системы Контур.Норматив

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Практически на любом предприятии используются основные средства. Это материальные ценности, сохраняющие свою натуральную форму в процессе использования. Примерами ОС являются здания, машины, хозяйственный инвентарь и др.

Стоимость ОС погашается путем начисления амортизации на протяжении срока их полезного использования. На практике чаще всего применяют линейный способ.

Для получения ежемесячной суммы амортизации нужно воспользоваться следующей формулой:

(Первоначальная стоимость ОС * Годовая норма амортизации) / 12

Годовая норма амортизации = 1/Срок полезного использования в годах

В конфигурации 1С:Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 настройки по отражению амортизации указываются в документах:

1) «Принятие к учету ОС»

Для целей бухгалтерского учета на вкладке «Бухгалтерский учет» заполняются: способ начисления амортизации, счет начисления амортизации (износа), способ отражения расходов по амортизации (указание затратного счета с соответствующей аналитикой, на который будет списываться ежемесячно износ), срок полезного использования (в месяцах), график амортизации по году.

image002.jpg

Для целей налогового учета на вкладке «Налоговый учет» заполняются: срок полезного использования (в месяцах), график амортизации по году, специальный коэффициент.
Способ отражения расходов по амортизации будет соответствовать способу, указанному на вкладке «Бухгалтерский учет». Способ начисления амортизации указывается меню «Главное — Налоги и отчеты — Налог на прибыль». Данная настройка не влияет на принимаемые к учету ОС восьмой - десятой амортизационных групп. Для них способ начисления амортизации будет по умолчанию применяться линейный.

image004.jpg

2) «Поступление ОС»

image006.jpg

Указываются способ отражения расходов по амортизации (указание затратного счета с соответствующей аналитикой, на который будет списываться ежемесячно износ), срок службы (в месяцах). Эти настройки одинаковы для бухгалтерского и налогового учета.

Обратите внимание, что при использовании документа «Поступление ОС» пользователю недоступна возможность указать способ начисления амортизации, т.к. по умолчанию будет применяется линейный.

В случае, если требуется изменить какие либо параметры отражения амортизации уже после принятия к учету основного средства, то необходимо воспользоваться специальным документом в разделе «ОС и НМА — Параметры амортизации ОС». В данном журнале по кнопке «Создать» пользователь выбирает соответствующий документ.

image008.jpg

Для того, чтобы начислить амортизацию ОС нужно запустить регламентную операцию «Амортизация и износ ОС» в рабочем месте «Закрытие месяца».

image010.jpg

Если в текущем месяце было выбытие ОС, то амортизация по нему будет рассчитана в документе, которым отражено выбытие.

В январе 2020 года организация ООО «Конфетпром» приобрела «Станок» стоимостью 170000,00 рублей (в том числе НДС 28333,33 рублей) и приняла его к учету в качестве основного средства. Срок полезного использования 10 лет. Согласно утвержденной учетной политики организации амортизация начисляется линейным способом. Необходимо оформить поступление ОС и начислить амортизацию за первый месяц использования.

1 шаг. Оформление документа «Поступление основного средства».

image012.jpg


2 шаг. Начисление амортизации.

image014.jpg

Для проверки выполнения регламентной операции можно нажать «Показать проводки», а также сформировать справку-расчет по амортизации.

image016.jpg

image018.jpg

Также можно сформировать отчет "Ведомость амортизации", который находится в меню "ОС и НМА". В нем есть возможность делать отборы по отдельный основным средствам или другим признакам, либо сформировать отчет полностью по всем объектам ОС. Данный отчет формируется за период и показывает первоначальную стоимость ОС, амортизацию, остаточную стоимость на начало и конец периода, а также данные по увеличению/уменьшению стоимости, начисленной/списанной амортизации за период.

image020.jpg

Консультацию для Вас составила специалист нашей Линии консультаций.

Закажите тестовую консультацию по Вашей программе у нас по телефону: +7(343) 288-75-45.

*Для оказания консультации необходимо сообщить ИНН вашей организации, регистрационный номер вашей программы ( для программ 1С:Предприятие версии ПРОФ необходим активный договор 1С:ИТС ПРОФ)

Принципиально новый порядок учета НМА: новые счета, ИТ-инвентаризация, условия контрактов
petrkurga№ / Depositphotos.com

На государственном уровне пристальное внимание обращено на условия создания, приобретения, использования и учета исключительных и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Пожалуй, самый заметный для учреждений этап проводимой в этом направлении работы – внедрение с 2021 года нового федерального стандарта "Нематериальные активы" и следующие за этим изменения в порядке учета НМА (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 456-ФЗ "О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации".)

Теперь к нематериальным активам относятся все права пользования – и исключительные, и неисключительные. И все они должны учитываться на балансе. Права, полученные в пользование, которые до этого учитывались на забалансовом счете 01, нужно "поднять" на баланс. И балансовых счетов для учета НМА стало больше: в Инструкцию № 157н внесены изменения, которыми расширена аналитика счетов 102 00 "Нематериальные активы", 104 00 "Амортизация", 106 00 "Вложения в нефинансовые активы", 114 00 "Обесценение нефинансовых активов", веден новый субсчет 111 60 "Права пользования нематериальными активами". Соответственно, если исключительное право на НМА принадлежит учреждению, его следует по-прежнему отражать на счете 102 00, а неисключительные права пользования НМА теперь подлежат учету на счете 111 60.

Обратите внимание, что к объектам НМА, учтенным как на счете счете 102 00, так и на счете 111 60, относятся активы со сроком полезного использования более 12 месяцев. Для неисключительных прав определить этот срок по состоянию на 1 января 2021 года должна комиссия по поступлению и выбытию активов, проанализировав условия договоров, по которым учреждение получило соответствующее право пользования. И если оставшийся срок полезного использования определен комиссией как 12 месяцев и менее, "поднимать" такие неисключительные права на балансовый счет 0 111 60 нет оснований – их стоимость должна быть списана с "забаланса" и отнесена на финансовый результат по счету 401 20. Подробнее обо всем этом и пошаговая инструкция по переносу объектов НМА с "забаланса" на баланс, – в нашем специальном Обзоре.

Подчеркнем: основанием как для отнесения или переноса НМА на счет 102 00 или 111 60, так и для списания краткосрочных прав пользования может быть только акт профильной комиссии! К вопросу о том, как и когда комиссия должна заняться этим вопросом, мы еще вернемся.

Важные изменения произошли и в порядке амортизации нематериальных активов. Напомним, до 2020 года включительно для нематериальных активов, по которым невозможно надежно оценить срок полезного использования, то есть НМА с неопределенным сроком использования, в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования устанавливался из расчета 10 лет. С 2021 года подход изменен: НМА с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются вообще.

Поэтому по тем НМА, по которым в 2020 она начислялась исходя из 10-летнего срока полезного использования, срок нужно пересмотреть, и если в 2021 году они будут классифицированы как объекты с неопределенным сроком полезного использования, то тогда начисление амортизации по ним следует прекратить. Но для этого нужно четко разобраться с условиями договоров и иных документов, на основании которых получены исключительные права.

А провести всю работу целесообразно в рамках IT-инвентаризации. Именно при инвентаризации нематериальных активов профильная комиссия сможет принять решения относительно классификации имеющихся НМА, порядка их учета и амортизации. И на федеральном уровне инвентаризация IT-ресурсов уже началась. Инициировало ее Правительство РФ своим распоряжением, в котором рекомендовало и органам власти субъектов РФ организовать и провести инвентаризацию IT-ресурсов в подведомственных учреждениях. Федеральные органы должны отчитаться о результатах IT-инвентаризации в срок до 5 марта текущего года, региональные – до 19 марта.

Такая масштабная инвентаризация всех IT-ресурсов позволит получить исчерпывающий объем сведений для проведения оценки затрат на IT-ресурсы, а также выявить существующие недостатки в их учете и станет отправной точкой для совершенствования учета информационных систем.

А недостатков в учете результатов интеллектуальной деятельности хватает, причем начиная с этапа заключения контракта на создание НМА. От грамотного составления контракта зависит, какими правами на созданный НМА будет обладать заказчик и насколько эффективным будет расходование бюджетных средств на оплату этого контракта. Рассмотрим на примере контракта на создание информационного ресурса, заключенного заказчиком – органом власти в 2021 году:

Кому принадлежит исключительное право на созданный объект?

Кто сможет пользоваться неисключительными правами на объект?

Принадлежность исключительного права не оговорена (по умолчанию)

Прямо прописано, что исключительное право на созданный НМА будет принадлежать заказчику

Читайте также: