Альтернативный налог на недропользование

Опубликовано: 16.05.2024

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

НДПИ в налогом законодательстве

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Методики и пример расчета

Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

  • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
  • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

  • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
  • 35000 * 250 = 8750000 руб.
  • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
  • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
  • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
  • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Нефть

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Газ и конденсат

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Уголь

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Драгметаллы

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

В статье приведён подробный анализ таких проблемных вопросов НДПИ как: нормативно-правовая база налога на добычу полезных ископаемых; объект НДПИ (особенности определения); изменения в налоговом законодательстве о налоге на добычу полезных ископаемых

Субъектами недропользования в Российской Федерации являются юридические лица и предприниматели, которые получают право пользования участками недр путём заключения соглашения о разделе продукции или выдачи разрешительного документа – лицензии.

Одним из основных условий недропользования является платность (возмездность), которая выражается, помимо прочего, в налогообложении добычи минерально-сырьевых ресурсов.

Нормативно-правовая база налога на добычу полезных ископаемых

Исчерпывающий перечень налогов и сборов, подлежащих уплате в России, регламентирован в Налоговом кодексе РФ. Главой 26 НК РФ определены основания возникновения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых (далее по тексту - НДПИ), особенности определения объекта налогообложения и исчисления указанного налога, субъектный состав плательщиков НДПИ, ставки налога и льготы по его уплате.

Закон РФ № 2395-1 «О недрах» содержит общие и частные принципы недропользования, которые имеют значение для налогообложения пользователей недр.

Помимо указанных документов, нормативную базу регулирования НДПИ составляют официальные разъяснения, письма, инструкции и приказы Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ. Эти органы не обладают полномочиями по изменению оснований, размера, срока и порядка уплаты налога, однако имеют право разъяснять конкретные нормы налогового законодательства. Подзаконные нормативные акты Минфина и ФНС РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Для целей налогообложения важное значение имеет определение срока наступления обязанности по уплате НДПИ. В соответствие со статьей 9 Закона «О недрах» обязанности пользователей участками недр наступают с момента регистрации разрешительного документа (лицензии) или даты вступления в силу договора о разделе продукции. Однако официальная позиция Министерства финансов РФ, выраженная в письме от 0810.2013 года № 03-06-05-01/41901, разъясняет общую норму Закона «О недрах»: обязанности недропользователя, в том числе и по уплате НДПИ, возникают с именно с момента регистрации лицензии.

Объект НДПИ – особенности определения

Особенности определения объекта данного налога зависят от содержания термина «полезное ископаемое». В статье 336 НК РФ в качестве объектов налогообложения указаны:

  • ресурсы, извлечённые (добытые) в пределах территориальных границ РФ на конкретном участке, предоставленном субъекту предпринимательской деятельности в пользование, учтённые в государственном запасе полезных ископаемых. Территориальный критерий включает в себя и континентальный шельф, на котором ведётся добыча минерально-сырьевых ресурсов;
  • ресурсы, извлечённые из отходов недродобывающего производства, в случаях, когда такая деятельность подлежит обязательному лицензированию;
  • ресурсы, извлечённые (добытые) вне границ Российской Федерации, если такая деятельность осуществлялась на территории, на которую распространяется юрисдикция РФ.

Таким образом, ключевыми моментами для определения объекта налогообложения являются следующие показатели:

  • добыча минерально-сырьевых ресурсов, а также извлечение их из отходов производства. Не являются объектом налогообложения минерально-сырьевые ресурсы, находящиеся в недрах (в отходах производства) и не добытые (не извлеченные) пользователем;
  • учёт в государственном балансе запасов ископаемых;
  • территориальная принадлежность места расположения добычи (извлечения) ископаемого.

В ст. 336 НК РФ указаны и виды ресурсов, которые не признаются объектом налогообложения (например, общераспространенные минерально-сырьевые ресурсы и подземные воды, добытые предпринимателем, не учтенные в государственном балансе запасов и используемые в целях удовлетворения личных потребностей). Перечень общераспространенных ископаемых в настоящее время формирует Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Изменения в законодательстве

Важное изменение законодательства в части регулирования НДПИ вступили в силу 1 сентября 2013 года. Федеральным Законом от 23 июля 2013 года № 213-ФЗ был расширен и уточнён перечень объектов налогообложения – введено понятие залежей углеводородного сырья.

С 01 января 2016 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, изменяющие регулирование налогообложения:

  • определены льготные условия в отношении налогообложения ресурсов, добытых из участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море (ст. 342.5 НК РФ);
  • уточнён перечень драгоценных металлов, которые отнесены к добытым минерально-сырьевым ресурсам, а значит и к объекту налогообложения (ст.337 НК РФ);
  • в отношении добытых нефти, газа и газового конденсата введены новые коэффициенты, применяющиеся при расчете налога (ст. 342.4, 342.5 НК РФ);
  • увеличены пени за просрочку уплаты налога.

С 01 января 2017 года в Налоговом кодексе РФ закреплено предоставление налоговые преференций для участников региональных инвестиционных проектов, в том числе и по НДПИ (изменения внесены Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 144-ФЗ).

Среди основных изменений в части налогообложения НДПИ, которые стоит ожидать в 2017-2018 годах, можно отметить:

  • установление ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твёрдых минерально-сырьевых ресурсов в привязке к мировым ценам;
  • введение дополнительных мер налогового стимулирования недропользования на новых участках недр, а также на участках со сложными условиями добычи ресурсов;
  • передача органам власти субъектов РФ полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы для общераспространенных видов минерально-сырьевых ресурсов;
  • дальнейшее применение понижающих коэффициентов для предприятий, осуществляющих деятельность по добыче минерально-сырьевых ресурсов.

В настоящее время в Казахстане в свете падения цен на нефть под знаком повышения конкурентоспособности нефтегазовой отрасли рассматривается законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс.

Законопроект предусматривает применение с 2022 года альтернативного налога на недропользование (АНН) на все вновь заключаемые контракты на разведку и добычу углеводородов. Данная мера мне представляется преждевременной и противоречащей национальным интересам страны по следующим причинам.

АНН введен в 2018 году только для морских и сверхглубоких месторождений. Он называется альтернативным, так как недропользователи, уплачивая его, освобождаются от уплаты специальных платежей и налогов недропользователей, в том числе платежа по возмещению исторических затрат, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на сверхприбыль (НСП).

Платеж по возмещению исторических затрат означает платеж, предназначенный для возмещения расходов государства по геологическому изучению предоставленного ему месторождения. Порядок его уплаты и размеры зависят от сумм исторических затрат.

В то время как НДПИ представляет собой платеж за извлечение полезных ископаемых на поверхность земли. Налоговая база равна мировым ценам на нефть, а налоговая ставка зависит от объемов добычи и варьируется от 5% до 18%.

НСП же облагается та часть чистого дохода предприятия, которая превышает 25% от суммы вычетов, что условно можно считать сверхприбылью. Налоговая ставка в данном случае является прогрессивной и зависит от уровня превышения чистого дохода над суммой вычетов в пределах 10% - 60%.

В отличие от вышеуказанных налогов АНН облагается только разница между совокупным годовым доходом и вычетами для целей исчисления АНН. Иначе говоря, налоговая база АНН значительно ниже того же НДПИ. Притом, что ставка налога зависит от мировых цен на нефть.

Очевидно, что применение АНН является льготой. Сейчас она предоставлена только для морских и сверхглубоких месторождений по объективным причинам: в целях привлечения инвестиций в высокозатратные и высокорисковые проекты.

Сейчас же инвесторы предлагают распространить такие льготы на все углеводородные месторождения, контракты на разработку которых будут заключаться с 2022 года, в том числе по месторождениям, расположенным на суше.

Почему не следует применять АНН ко всем нефтяным месторождениям?

В нашей Конституции имеется норма: недра находятся в государственной собственности. Как бы высокопарно это ни звучало, но недра Казахстана принадлежат народу Казахстана .

Как указывалось выше, НДПИ представляет собой платеж за факт извлечения полезных ископаемых на поверхность земли. После извлечения полезные ископаемые переходят в собственность недропользователя. НДПИ, собственно, уплачивается за этот переход права собственности. Причем методика исчисления НДПИ предполагает, что уплата производится вне зависимости, были ли реализованы извлеченные полезные ископаемые или нет.

Тогда как объектом обложения АНН является только разница между совокупным годовым доходом и вычетами. Причем вычеты могут быть искусственно завышены, в связи с чем объект обложения (налоговая база) будет приближен или равен нулю.

Если даже исключать подобные неловкие нюансы, по расчетам специалистов первые платежи по АНН возможны при достижении мировых цен 90 USD за баррель нефти. Таких цен в ближайшее время не предвидится, соответственно, при применении льготы поступлений по АНН не будет. Притом, что не будет поступлений по платежам по возмещению исторических затрат, НДПИ и НСП. Уместен вывод, что при применении АНН государство предоставляет инвесторам право на добычу углеводородного сырья бесплатно.

Не следует забывать, что поступления от недропользователей составляют львиную долю поступлений в бюджет государства. Уже длительное время дефицит в бюджете покрывается за счет нефтяного сектора. Соответственно, нельзя просто так идти на поводу у инвесторов. Непродуманное одобрение законопроекта может привести к необратимым последствиям для экономики.

Я бы отметил, что не нужно привлекать инвестиции ради инвестиций. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы с заключаемых контрактов на недропользование были поступления.

При этом предоставляя льготы недропользователям, у государства нет экономических расчетов, как проводимые меры послабления повлияют на поступления в бюджет и Национальный фонд.

Кроме того, предлагаемые изменения ставят в более худшее положение недропользователей, чьи контракты заключены до 2021 года, и делают инвесторов неравными. Следовательно, с предложением о применении АНН чуть позже выйдут и другие недропользователи, в том числе те, которые завершают этап разведки своих месторождений.

Считаю, что рассматривать вопрос применения налоговых преференций для инвесторов необходимо комплексно в рамках перспектив развития нефтяной отрасли в целом. Если мы хотим избавить экономику от нефтяной зависимости, то это должно осуществляться не за счет снижения фискальных обязательств недропользователей, а за счет развития других отраслей экономики.

Габитжан Кудайберген, директор юридической фирмы GK & Partners

Альтернативный налог на недропользование

Департамент государственных доходов по Актюбинской области сообщает, что альтернативный налог на недропользование вправе применить взамен платежа по возмещению исторических затрат, налога на добычу полезных ископаемых и налога на сверхприбыль юридические лица-недропользователи, заключившие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании:

1) контракт на добычу и (или) на совмещенную разведку и добычу углеводородов на континентальном шельфе Республики Казахстан;

2) контракт на добычу и (или) разведку и добычу углеводородов по месторождениям с глубиной верхней точки залежей углеводородов, указанной в горном отводе или в контракте на добычу или разведку и добычу углеводородов при отсутствии горного отвода, не выше 4500 метров и нижней точки залежей углеводородов, указанной в горном отводе или в контракте на добычу или разведку и добычу углеводородов при отсутствии горного отвода, 5000 метров и ниже.

Данное право применяется в период с даты заключения контракта на добычу или начала периода добычи по контракту на совмещенную разведку и добычу до даты окончания действия соответствующего контракта на недропользование и не подлежит изменению.

Уведомление о применении данного права направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения не позднее тридцати календарных дней с даты заключения контракта на добычу или начала периода добычи по контракту на совмещенную разведку и добычу.

В случае отсутствия такого уведомления исполнение налогового обязательства по платежу по возмещению исторических затрат, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на сверхприбыль осуществляется в порядке, определенном главами 84 , 85 и 86 Налогового кодекса.

Право применения с 1 января 2018 года альтернативного порядка исполнения налогового обязательства по специальным платежам и налогам недропользователей по контрактам, заключенным до 1 января 2018 года, производится на весь оставшийся период действия контракта на недропользование и не подлежит изменению, о чем налогоплательщик направляет уведомление в налоговый орган по месту нахождения не позднее 1 марта 2018 года.

Порядок исчисления альтернативного налога на недропользование

Альтернативный налог на недропользование определяется за налоговый период по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование.

Объект обложения альтернативным налогом на недропользование определяется как разница между совокупным годовым доходом для целей исчисления альтернативного налога на недропользование и вычетами для целей альтернативного налога на недропользование с учетом корректировок, предусмотренных статьей 287 Налогового кодекса.

Совокупный годовой доход для целей исчисления альтернативного налога на недропользование определяется в соответствии с порядком, определенным для целей исчисления корпоративного подоходного налога, за исключением превышения суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, не подлежащего включению в совокупный годовой доход в целях исчисления альтернативного налога на недропользование и без учета корректировки совокупного годового дохода, предусмотренной статьей 241 Налогового кодекса.

Вычеты для целей исчисления альтернативного налога на недропользование определяются в соответствии с порядком, определенным для целей исчисления корпоративного подоходного налога, с учетом нижеследующего:

не подлежат вычету вознаграждения, в том числе относимые на вычеты согласно статье 246 Налогового кодекса или подлежащие учету в качестве капитальных затрат;

не подлежит вычету превышение суммы отрицательной курсовой разницы над суммой положительной курсовой разницы;

не подлежит вычету сумма исчисленного (начисленного) корпоративного подоходного налога.

В случае, если одни и те же расходы (затраты) предусмотрены в нескольких видах расходов (затрат), то при исчислении альтернативного налога на недропользование указанные расходы (затраты) вычитаются только один раз.

Альтернативный налог на недропользование исчисляется как произведение объекта обложения таким налогом на недропользование и ставки, установленной статьей 768 настоящего Кодекса.

Альтернативный налог на недропользование исчисляется по следующим ставкам исходя из мировой цены нефти, рассчитанной в порядке, определенном пунктом 3 статьи 741 настоящего Кодекса:


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 мая 2020 г. № СД-4-3/8392 “О налоге на добычу полезных ископаемых” (извлечение)

Федеральная налоговая служба рассмотрела проект акта тематической выездной налоговой проверки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), проводимой Межрайонной ИФНС России в отношении ЗАО и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" участки недр предоставляются в пользование на основании лицензии на пользование недрами, в частности, для добычи полезных ископаемых.

Пунктом 1 статьи 337 Кодекса установлено, что в целях главы 26 "НДПИ" Кодекса указанные в пункте 1 статьи 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Из пункта 7 статьи 339 Кодекса следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Согласно Разделу В "Добыча полезных ископаемых" подраздела 08 "Добыча прочих полезных ископаемых" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее - ОКВЭД), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, добыча строительного камня (код 08.11) включает:

- добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства;

- дробление и измельчение декоративного и строительного камня;

- добычу, дробление и измельчение известняка.

В письмах Минфина России от 14.08.2007 N 03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 N 03-12-11/1/74333 указано, что, поскольку технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 339 Кодекса, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.

Данная позиция также поддержана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 309-КГ18-5990 по делу А60-3386/2017 в отношении артели старателей "Урал-Норд".

Таким образом, по мнению ФНС России, при определении вида добытого полезного ископаемого (как крупногабаритного строительного камня, так и более мелкой фракции (щебня)) в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

ФНС указала, что при определении вида добытого полезного ископаемого (крупногабаритный строительный камень или щебень) в целях исчисления НДПИ нужно учитывать лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные госбаланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого и иные документы налогоплательщика.

Читайте также: