Актуальные проблемы налогового права 2019

Опубликовано: 14.05.2024

Мещеряков Егор Сергеевич – студент Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Маркина Наталья Александровна – научный руководитель, старший преподаватель Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье представлен обзор определений налогового администрирования с точки зрения современных исследователей, а также выявлены проблемы системы налогового администрирования РФ и предложены пути их решения.

Ключевые слова: Налоги, налоговое администрирование, налоговая политика.

Налоговое администрирование сегодня представляет важнейший элемент налоговой системы, который содержит, в свою очередь, такие элементы, как мониторинг соблюдения своих обязанностей налогоплательщиками, контроль за выполнением требований законодательства со стороны налоговых органов, и, кроме того, широкий комплекс различных инструментов методического, организационного, программно-технического и аналитического сопровождения деятельности. Также к налоговому администрированию относится качество работы налоговых органов, которые в ходе функционирования могут выявлять факты нарушения налогового законодательства, выявлять его пробелы и вносить предложения по их устранению в вышестоящие органы.

В качестве основной задачи налогового администрирования можно отнести своевременное реагирование на изменения различного характера в экономике и отношениях различных субъектов в сфере налогообложения. Анализ проблем налогового администрирования прямым образом связан с ростом эффективности самой по себе налоговой системы, а также повышением качества собираемости налогов. При этом одним из наиболее важных аспектов налогового администрирования является совершенствование методологических основ налогового администрирования, которые должны гибко адаптироваться под актуальные требования законодательства. Для совершенствования непосредственно налоговой политики государства сегодня необходима выработка современных подходов в этой сфере. Кроме того, это будет способствовать обогащению теории и практики налогообложения.

Современное налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и государственной экономики. Однако, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что среди российских экономистов до сих пор нет единства в понимании налогового администрирования. Приведем доказательства этого вывода из определения налогового администрирования некоторых авторов.

Майбуров И.А. полагает, что под налоговым администрированием понимается процесс управления механизмом получения налогов от налогоплательщиков, утвержденным российским законодательством и осуществляемым работниками налоговых органов и прочих органов, работающих в сфере налогового администрирования [3, с. 44].

Пансков В.Г. определяет налоговое администрирование как деятельность, направленную на управление органами налогового контроля, а также на формирование системы налогов и сборов, контроль за соблюдением налогового законодательства, прав и обязанностей участников налоговых отношений [4, с. 67].

Жакенова Г.И. указывает на то, что налоговое администрирование – это механизм оптимизации налоговой структуры, совершенствованию инструментов и методов их сбора, учета и сдачи отчетности, а также контроля за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов в соответствии с требованиями отечественного законодательства [2, с. 57].

Таким образом, исходя из анализа этих понятий, можно сказать, что налоговое администрирование определяется как деятельность налоговых органов по мониторингу соблюдения налогового законодательства России организациями и физическими лицами, т. е. фактически оно связано с налоговым контролем. Однако, сопоставляя налоговое администрирование и налоговый контроль, можно сказать, что сущность налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но в то же время является частью управления налоговой системой.

Кроме того, обзор источников показал, что в современной экономической литературе существует актуальная идентификация понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». В связи с этим можно сказать, что понятие «налоговое администрирование» определяется как налоговая администрация.

В настоящее время общепризнанным фактом является несовершенство системы налогового администрирования, что во многом обусловлено как качеством управления ею, так и структурными недостатками, то есть теми аспектами, которые заложены сами законодательством. Сама российская налоговая среда сегодня сложилась в нашей стране таким образом, что налогооблагаемые субъекты бизнеса стремятся каким-либо образом оптимизировать свои налоговые издержки, снизить налоговое бремя. Несмотря на меры по налоговой амнистии, проводимые российским Правительством, все еще распространены случаи «бегства» капитала за рубеж.

Налоговая система России сегодня динамично изменяется на основе как преобразований законодательного характера, так и при воздействии на нее внешних причин, связанных с неустойчивостью современной экономики. В связи с этим государству необходимо создавать условия для того, чтобы бюджет страны активно пополнялся, однако меры, принимаемые законодателем в сфере налоговой политики, направлены на количественное повышение налогов, а не создание условий для налогоплательщиков. Иллюстрацией тому служит увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, что производители перенесут в цену продукции для конечного потребителя, и что, в свою очередь, будет способствовать всеобщему росту цен на фоне невысокой платежеспособности населения в целом.

В настоящее время в российской налоговой системе существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ухудшение качества проведения камеральных налоговых проверок, учитывая тот факт, что количество налогоплательщиков возрастает.
  2. Недостаточно совершенное законодательство в сфере налогового администрирования, что, в частности, выражено в недостаточной четкости формулировок, касающихся механизма проведения проверок.
  3. Внутренние проблемы, связанные с нехваткой высококвалифицированных специалистов, недостаточно совершенным программным обеспечением, не всегда позволяющим своевременно получить данные о налогоплательщике.
  4. Проблемы обмена данными между самими налоговыми органами. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку [1, с. 144].

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

  1. Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.
  2. Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.
  3. Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность. Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны [1, с. 145].

Таким образом, по итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что сущность налогового администрирования заключается в организации сбора налогов на уровне государства (от определения состава налоговой отчетности до разработки правил взаимодействия налогоплательщиков с государством). В настоящее время налоговое администрирование сталкивается с рядом проблем, связанных с тем, что в связи с современной экономической ситуацией в стране и снижением платежеспособности населения экономические субъекты стремятся к оптимизации налогообложения и не всегда легальными способами. Поэтому система налогового администрирования должна в настоящее время повысить контроль за налогоплательщиками и ужесточить санкции для тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, уходит от налогов и осуществляет прочие нарушения налогового законодательства.

Проект "Поддержка" организует открытую онлайн конференцию по ключевым налоговым проблемам и приглашает заинтерсованных лиц принять участие в подготовке материалов для обсуждения.

В конференции «Налоги 2019: фундаментальные проблемы» (24-26 сентября, https://podderzhka.org/taxconf/ ) примет участие очень представительный состав экспертов, которые способны обеспечить высокий уровень обсуждения проблем с позиций различных отраслей права и главное - сформировать подходы к их решению.

- представители ФНС (Егоров Д.В., Суворова Е.В., Якушев Р.В., Званков В.В.),

- науки налогового права Винницкий Д.В., Шевелева Н.А., Овсянников С.В.,Тарибо Е.В, Щекин Д.М., Мачехин В.А., Разгильдеев А.В.),

- науки гражданского права и процесса Андреева Т.К., Багаев В.А., Бевзенко Р.С., Белова М.Т., Витрянский В.В., Егоров А.В., Ерохова М.А., Зайцев О.Р., Новак Д.В., Петроль О.Д., Сироткина А.А., Тай Ю.В., Церковников М.А., Шварц М.З.,

- науки уголовного права и процесса Есаков Г.А., Ляскало А.Н.,

- адвокаты и ведущие представители консалтинга Акчурина Г.М., Артюх А.А., Андреев В.А., Будылин С.Л., Вахитов Р.Р., Зарипов В.М., Китсинг В.А., Костальгин Д.С., Савченко Д.М., Саушкин Д.В., Лысенко Е.А., Яковлев А.А.

Для того, чтобы конференция прошла максимально эффективно, необходимо подготовить предложения, ключевые тезисы, вокруг которых будет выстроена дискуссия, с тем, чтобы не тратить время на постановку проблем. Это означает, что упор будет сделан не на доклады (как это практикуется при проведении значительно числа мероприятий), а на обсуждение.

Главная задача - подготовить материалы к дискуссии.

Я работаю над справками для обсуждения. Формируя программу, я представлял себе ключевые проблемы, о которых должна идти речь. Но, думается, что мнение большинства коллег с интегрированием различных точек зрения даст максимальный положительный эффект.

Буду признателен всем, кто подключится к подготовке материалов.

Для подготовки материалов предлагается следующий порядок работы.

1. Основные тематики обозначены в программе.

2. Придерживаясь данных тематик, следует обозначить наиболее волнующие ключевые, системные проблемы, которые должны быть сформулированы как вопросы права (а не казуистично, когда решение зависит от обстоятельств дела).

3. Под поставленные проблемы желательно привести ссылки на иллюстрирующие их судебные акты, научные статьи, публикации в СМИ, статистические данные.

4. Весьма желателен сравнительно-правовой анализ и приведение решений, которые предлагаются в зарубежных правопорядках со ссылкой на соответствующие источники.

5. Материалы могут быть оформлены в виде вопросов, тезисов, статей (не исключая уже публиковавшихся ранее), подборок судебных актов, публикаций в СМИ и т.п.

6. Далее Ваш покорный слуга обобщит поступившие материалы и подготовит итоговые справки для обсуждений, обострив ключевые вопросы.

7. Доклады или статьи, в которых будет выражено законченное и комплексное видение авторов, будут рассматриваться как потенциальные приложения к справкам.

8. По итогам конференции с учетом состоявшего обсуждения и выработанных рекомендаций будет издан сборник материалов.

Выражаю уверенность в том, что совместно мы достигнем высоких результатов. Коллегам и компаниям, внесшим вклад в подготовку материалов, будут выражена благодарность на страницах сборника.

Если после прочтения у Вас возникло нестерпимое влечение к творческой работе, то мы будем очень рады получить ее результаты к 4 сентября.

По всем вопросам буду рад ответить. Направлять материалы можно мне на почту victorbatsiev@gmail.com, batsiev@podderzhka.org .

Проблематика конференции

1. Добросовестное налоговое администрирование.

Определение действительного размера налоговой обязанности, спорные аспекты отдельных мероприятий налогового контроля, предпроверочный анализ и риск-ориентированный подход, существенные нарушения процедуры налогового контроля, разъяснения контролирующих и финансовых органов.

2. Налоговая проверка и уголовное расследование.

Правовая неопределенность, конфликты процедур и их устранение.

3. Защита интересов казны.

Допустимые способы, обеспечительные меры, судебный и внесудебный порядок взыскания налоговой задолженности, возмещение ущерба, дополнительная ответственность зависимых и контролирующих лиц.

4. Пределы осуществления прав в налоговой сфере.

Деловая цель против налоговой эффективности.

5. Защита прав налогоплательщиков.

Способы, обеспечительные меры, эффективность. Возмещение убытков, причиненных незаконными решениями, действиями, бездействием налоговых органов.

6. Взыскание с контрагентов убытков.

Убытков возникших у налогоплательщика при отказе ему в праве, который основан налоговым органом на нарушении контрагентами положений налогового законодательства или сообщении ими недостоверной информации.

7. Банкротство.

Влияние существующих налоговых правил на эффективность процедур банкротства и удовлетворение требований кредиторов.

Библиографическая ссылка на статью:
Шкурко К.С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/34017 (дата обращения: 23.04.2021).

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов ,так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше заморочек при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику.

Объектом исследования представленной статьи являются проблемы и пути совершенствования налоговой системы.. Проблемы совершенствования налоговой системы очень значимы на сегодняшний момент, так как эта система нуждается в еще большем развитии . Актуальность исследуемой проблемы заключается в том , что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений , поэтому она требует значительного усовершенствования

Основным регулятором экономических отношений является налоговая система .Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит каким образом будет развиваться общество в целом.

Большинство проблем налоговой системы как правило выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы,и отсутствием эффективной связи исполнительной и законодательной власти

Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:

Во-первых одной из главных проблем является - усложненность налоговой системы. Это проявляется в том ,что в налоговой системе существуют различные налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо предприятия в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.

Во-вторых – нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем ,что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны ,тем самым еще более обостряя экономический кризис.

В – третьих одним из недостатков налоговой системы является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

В-четвертых, отметим – нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов.,что не способствует эффективному функционированию налоговой системы .

Так же хочется выделить еще одну существенную проблему слабый контроль за сбором налогов ,в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются налоговые поступления

Таким образом ,мы выделили основные проблемы налоговой системы.

Что касаемо совершенствования налоговой системы: необходимо привести в действие налоговый механизм. Благодаря этому произойдет стимулирование инвестиций в развитие малонаселенных регионов и будет наблюдаться стремительное развитие высокотехнологичных производств, Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему.

Вносимые поправки в законодательство о налогах и сборах должны быть направлены на внесения определенной ясности законодательства и на однозначность его применения , для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы

Стабильность налоговой системы заключается в неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода , что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений

Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ на создание дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты либо же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения.

Итак в данной статье были рассмотрены проблемы налоговой системы и приведены возможные пути ее совершенствования . Этот вопрос остается актуальным посей день. Для функционирования эффективной налоговой системы необходимо привести ее в полный порядок. Для этого необходимо учесть все возможные недостатки и постараться сделать нашу систему проще.

Библиографический список

  1. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012. — 105 с.
  2. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. — 71 с.
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая Глава 26.2 ст 346.11
  4. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист- 2002-№ 7. С. 28-33.
  5. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2: Федеральный закон от 31.07.1998, № 146-ФЗ.


Количество просмотров публикации: Please wait


Полагаю, что статья адресована не бухгалтерам. Вы и так об этом знаете. Статья была опубликована в конце 2019 года в сообществе менеджеров Executive.ru и представлена на обсуждение участникам этого сообщества. «Пусть будет и в моем блоге», — подумала я. «Клерк» читают не только бухгалтеры. А редакция «Клерк» — была и не против.

Благодарю дружелюбный «Клерк» и представляю вашему вниманию свою публикацию.

Главная цель налоговых и контролирующих органов — вывод бизнеса из серых зон и максимальное «обеление» деятельности. Проворачивать сомнительные схемы станет еще сложнее.

ФНС демонстрирует уверенный рост налоговых поступлений в бюджет, впечатляя новыми цифровыми возможностями и правовыми инструментами налогового администрирования. Внесены масштабные поправки в Налоговый кодекс, меняются правила применения популярных налоговых режимов, ужесточается налоговое администрирование, усилен банковский и межведомственный контроль за финансовыми операциями.

Главный акцент налоговиков — на сознательное поведение налогоплательщика и добровольный отказ от сомнительных схем. На уточнение налоговых обязательств и доплату налогов в бюджет. Беспечных и упрямых ждет проверка. А проверять будут глубоко и жестко.

С какими трудностями предстоит столкнуться российскому бизнесу в наступающем 2020 году? Давайте разбираться.

Фокус на искусственное дробление бизнеса

Это самый опасный для бизнеса прием оптимизации. Охота продолжится не только на крупных. Средним и мелким организациям тоже строит пересмотреть свои сложносочиненные группы компаний — на предмет взаимозависимости контрагентов, подконтрольности участников и несамостоятельности низконалоговых субъектов. Цена претензий в дроблении бизнеса, как правило, очень высока.

ФНС продолжит войну с «конвертами»

Налоговые зарплатные комиссии стали постоянно действующими. Как и ранее, они будут собираться и в межведомственном составе: с представителями различных контрольных ведомств: трудовой инспекции, пенсионного фонда, полиции, администраций муниципальных образований, прокуратуры и других.

Методологически ФНС уже подготовилась:

Во-первых, внесены новые контрольные соотношения в отчетные формы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ): теперь средняя зарплата каждого работника сопоставляется со среднеотраслевой региональной величиной. Те компании, которые не повысят зарплату до среднеотраслевой, налоговые органы возьмут в разработку.

Во-вторых, Федеральным законом №?325-ФЗ от 29 сентября 2019 г. внесены изменения в пункт 9 статьи 226 Налогового кодекса, допускающие, что если налоговой проверкой будет установлено неудержание (или неполное удержание) налога на доход физических лиц, долг по НДФЛ заплатит уклонист-работодатель. Работник при этом не пострадает.

В общем случае, НДФЛ удерживается из доходов физического лица, и его уплата за счет налоговых агентов-работодателей не допускается. Но новая норма специально введена для того, чтобы работники не боялись информировать контрольные органы о выплате «серых» зарплат. Если налоговая проверка установит и докажет факт зарплаты «в конверте», работодателю придется заплатить не только страховые взносы, но и неудержанный с сотрудника НДФЛ с умышленно скрытых от налогов выплат.

Перевод сотрудников в самозанятые и ИП — опасен

Налоговики продолжат задавать вопросы компаниям, привлекающих для оказания услуг индивидуальных предпринимателей (ИП) и самозанятых — плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). На предмет поиска признаков трудовых отношений, умысла действий и необоснованной налоговой выгоды. Все попытки снизить налоговую нагрузку за счет перевода штатных сотрудников в статус ИП или самозанятых — без внятной деловой цели — будут признаны схемами по уходу от налогообложения. Об этом налоговая уже предупредила.

Уже с ноября 2019 года компании стали получать приглашения на налоговые комиссии для дачи пояснений по договорным отношениям с самозанятыми. В 2020 году к проверкам компаний, работающих с самозанятыми, подключится и Роструд.

С 1 января 2020 года налог на профессиональный доход вводится еще в 19 российских субъектах. С 11 июля 2020 года налоговый режим для самозанятых будет распространен и на остальные российские территории.

Борьба за «чистоту» реестра

В 2020 году информационный комплекс ФНС АСК НДС-2 продолжит выявлять налоговые разрывы, а налоговики — искать компании-«однодневки», злоупотребляющие выводом наличных. Цель — найти бенефициара, выгодоприобретателя — реальный бизнес или лицо, которое уклонилось от налогов и получило фискальную выгоду. С которого есть что взять. И насколько далеко от него разрыв в цепочке контрагентов: три, пять, семь — неважно. Борьба с «однодневками» — благородная цель. Но взять с них, как правило, нечего. А за любое нарушение кто-то должен ответить. И заплатить.

Продолжится актуализация сведений реестра о недостоверных данных, массовых адресах и «массовых подписантах». Достоверность сведений о компании ФНС будет проверять как на этапе регистрации, так и после представления отчетности. Руководители и участники недействующих или «фиктивных» организаций в течение трех последующих лет лишаются права создавать другие компании, приобретать доли в них или становиться руководителями.

С 1 сентября 2020 года ФНС займется расчисткой реестра индивидуальных предпринимателей. И сможет принудительно исключить ИП из ЕГРИП по двум основаниям:

  • Прошло 15 месяцев с даты окончания действия патента или в течение 15 месяцев ИП не сдавал отчетность.
  • За ИП числится задолженность по налогам. Исключенные из ЕГРИП граждане не смогут вновь стать ИП в течение трех последующих лет.

«Обеление» проблемных отраслей

В 2020 году ФНС продолжит начатые проекты по повышению прозрачности рынка проблемных отраслей. В фокусе — клининг, сфера строительства, транспортные услуги. А также компании, получающие выручку «наличными»: автосалоны, аптеки, розничная торговля, общепит.

Часть участников рынка согласились с продвигаемой ФНС формой отраслевого саморегулирования. Они объединяются в ассоциации, подписывают «Хартии белого бизнеса», гарантируя свою благонадежность (АПК, клининг).

Обязательная маркировка товаров

Продолжится проект по масштабной маркировке товаров. С целью изгнания с рынка контрафакта. С 1 января 2020 года будет обязательна маркировка всех лекарственных препаратов, с 1 июня 2020 года — маркировка готовой молочной продукции. К 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и прослеживания товаров.

Налоговые органы получат широкие возможности по отслеживанию в реальном времени каждой единицы продукции, подлежащей обязательной маркировке, начиная с ее выпуска производителем и заканчивая продажей конечному потребителю. Который, в конечном итоге, за нее и заплатит. Информационный ресурс «Маркировка» будет интегрирован с АСК НДС-2 и АСК «ККТ» для контроля в точках налоговых разрывов по НДС.

С 1 января 2020 года стартует система прослеживаемости импорта. Каждая единица товара, от пересечения границы до конечного потребителя, будет на контроле. «Серый» импорт исчезнет. Движение каждой единицы ввезенного товара будет под автоматизированным наблюдением.

Реорганизация — тоже под наблюдением

Под пристальным вниманием налоговиков окажутся реорганизуемые компании. На предмет восстановления НДС в случае, если правопреемник применяет спецрежим или не платит НДС по другой допустимой законом причине.

Результат непримиримых споров, длящихся на протяжении многих лет, закреплен законодательно в пользу ФНС. Внесенная в Налоговый кодекс новая норма о восстановлении НДС вступает в силу с 1 января 2020 года.

ЕНВД доживает последний год

Уже с 1 января 2020 года запрещено использовать режим ЕНВД и патентную систему налогообложения продавцам трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке: лекарственных препаратов, обуви, предметов одежды и прочих изделий из натурального меха. Применяющих ЕНВД розницу, общепит и сферу услуг, ждут массовые потрясения. Потребуется переход на другую систему налогообложения — общую или упрощенную. Ожидаемо увеличится налоговая нагрузка.

Субъекты РФ вправе ввести запрет на применение ЕНВД уже с 2020 года. Не забудьте уточнить, есть ли изменения регионального законодательства с 1 января 2020 года.

ФНС вовлекает в налоговый мониторинг

Увеличивается количество компаний, согласившихся на контроль в форме налогового мониторинга. Налоговики смогут оперативно наблюдать за всеми операциями налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Возможности цифровизации позволят выявлять риски, проводить налоговый аудит, согласовывать налоговую базу. Кандидаты оперативного налогового мониторинга — компании с государственным участием. Частный бизнес присматривается.

Международный обмен налоговой информацией

ФНС продолжит взаимодействовать с контрольными органами иностранных государств по взаимному автоматическому обмену информацией. Для получения сведений о счетах и финансовых операциях компаний и физических лиц.

В систему налогового контроля встроены банки

В 2020 году банки продолжат контролировать операции клиентов. Ситуация с блокировками банковских карт и счетов остается напряженной. И нет никаких предпосылок, что банковский контроль будет ослаблен. Банковский финмониторинг учится выявлять «обнальщиков» и агрессивных оптимизаторов. И избавляется от подозрительных клиентов без колебаний и сожалений. Процент налоговой нагрузки — тоже индикатор для банковского наблюдения.

В 2020 году ожидается ужесточение «антиотмывочного» закона 115-ФЗ. Банкам предписано усерднее выявлять бенефициаров своих клиентов и «политически значимых лиц». Формальной информации от клиентов больше недостаточно. А Центробанк усилит выездные проверки кредитных организаций.

Убеждение под давлением

Продолжится «воздействие» на бизнес для побуждения его добровольно уточнить свои налоговые обязательства и заплатить налоги в бюджет. Данная мера признана ФНС очень эффективной — это простой и незатратный способ пополнения бюджета. Массовое контрольно-предупредительное воздействие дает потрясающий эффект: во избежание налоговых проверок и долгих судебных разбирательств бизнес соглашается доплатить налоги, даже в случае неоднозначности ошибок или неочевидности нарушений. Не исключено, что сумма «добровольных» доплат скоро догонит начисления по результатам проверок.

Взыскание долгов с субсидиарно-ответственных лиц

Продолжится жесткая практика взыскания долгов путем привлечения к субсидиарной ответственности руководителей бизнеса — контролирующих лиц. Если будет установлено, что эти лица действительно принимали решения, в результате которых бизнес пришел к банкротству. Даже если контроль был неформальный, но фактический — за эти решения придется нести ответственность.

Заявители — кредиторы и конкурсные управляющие — становятся агрессивнее и круг ответственных лиц расширяется. Это уже не только де-юре оформленные директора и участники, но и фактические руководители, бенефициарные владельцы, родственники участников и директоров, должностные лица — коммерческие и финансовые директора, бухгалтеры, юристы, представители по доверенности и другие. Судебная практика, как правило, на стороне кредиторов. Особенно, если кредитор — налоговый орган. Сохраняется повышенное внимание к налоговым вопросам и со стороны правоохранительных органов.

Но есть и позитивные новости:

  • Верховный суд РФ отказался от отмены срока давности привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям и оставил его прежним: с даты, когда возникла обязанность уплатить налоги в бюджет, согласно норм Налогового кодекса.
  • Пленум Верховного суда РФ вступился за обвиняемых в неуплате налогов и принял законопроект, которым предлагается прекращать уголовное преследование при возмещении причиненного бюджету ущерба не только в ходе следствия, но и в ходе суда. Обвинительных приговоров по налоговым делам будет меньше.

Как бизнесу учитывать меняющееся законодательство

Да, для достижения цели по «обелению» бизнеса налоговая система действует крайне жестко. В условиях суровых мер ответственности и ужесточения методов администрирования становится крайне опасно:

  • Дробить бизнес, преследуя цель минимизировать налоги.
  • Скрывать бенефициара и назначать директорами фиктивных лиц. Родственные бизнес-связи — тоже под наблюдением.
  • Платить зарплату «в конверте».
  • Работать с однодневками и случайными непроверенными контрагентами.
  • Прикрывать действительное положение вещей и реальные обстоятельства фиктивными документами и притворными сделками.
  • Манипулировать ценами для минимизации налоговых обязательств.

Существующая налоговая практика демонстрирует немало казусов и вызывает много вопросов:

  • Почему бизнес должен доказывать свою добросовестность? Это уже не презумпция?
  • Почему средний и малый бизнес не может применять специальные налоговые режимы? А если это одна из возможностей конкурировать малому бизнесу с демпингующим «серым» рынком?
  • Почему родственники — «взаимозависимые» отец и сын — не имеют возможности объединиться и вести семейный бизнес, применяя специальный налоговый режим?

Можно говорить и о неоднозначном толковании правовых норм, и о непростых методиках расчета налогов, и о злоупотреблениях своими полномочиями ревизоров. В работе ФНС доминирует не регулирующая, а фискальная цель. Что не добавляет бизнесу оптимизма и не вселяет уверенность в завтрашнем дне.

Чтобы избегать проблем, бизнес должен учитывать меняющееся законодательство и сложившуюся правоприменительную практику, понимать методы налогового контроля. Просчитать все риски и построить правильную, доходную, а, главное, безопасную модель ведения бизнеса:

  • Провести детальный анализ правовой стороны всех существующих в компании бизнес-процессов.
  • Отказаться от «мутных» схем и перейти на легальное ведение деятельности, как бы ни было тяжело.
  • Учитывать, что налоговая выгода не должна быть главной целью сделки. Важна деловая цель и осязаемый экономический эффект. А экономия по налогам — дополнительный приятный бонус.

Понятия «добросовестность», «должная осмотрительность», «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода» — это не только слова из лексикона налоговиков и судей. Это реальность нашего времени. Кто не оценивает налоговые тренды и не принимает ответных мер, рискует исчезнуть с рынка навсегда. Помните об этом.



Аннотация. В статье речь пойдет о регулировании контроля в финансовой сфере, существующих на сегодняшний день органах, в компетенции которых находится проведение финансового контроля. Будут рассмотрены цели, задачи финансового контроля, а также проблемы, мешающие эффективному финансовому контролю в России.

Значимость рассматриваемой темы на сегодняшний день достаточно высока, поскольку система государственного управления в России немыслима без государственного финансового контроля. Наиболее остро встает вопрос о создании эффективного механизма финансового контроля. Это связано, прежде всего, с обострившимися проблемами в сфере управления и контролирования на всех уровнях – федеральном, региональном, так и местном.

Каково же основное назначение финансового контроля, в чем его сущность?

Среди первоочередных задач финансового контроля в РФ, проводимого на государственном уровне, выступают:
- оценка текущего состояния дел в государстве;
- сравнение целей и результатов: достигнуты ли поставленные задачи, или нет;
- выбор необходимых для улучшения мер при необходимости. [6]

Главной проблемой финансового контроля в России является несогласованность и неэффективность его системы. [4] Она включает в себя различные службы и ведомства, выполняющие определенные, возложенные на них законом функции. Но взаимодействие между органами финансового контроля в РФ не налажено: все ведомства и органы часто действуют разобщенно, а их деятельность регулируется таким огромным количеством нормативных актов, что это приводит к путанице, а не к порядку. Все вышеназванные несовершенства свидетельствуют о том, что современная система государственного финансового контроля в нашей стране разрозненна, не сформирована, и нуждается в глубоком совершенствовании.

Все это позволяют говорить о неэффективности проводимой работы по формированию системы финансового контроля, а также отдельных органов, ее образующих. Это обусловлено, по большей части, отсутствием необходимых образцов и стандартов, на которые можно было бы ориентироваться. Но с чего же нужно начинать работу в направлении совершенствования системы финансового контроля? Прежде всего, необходимо определить существующие проблемы, а также причины, их вызывающие. Остановимся на них более подробно.

Так, наиболее основной, на наш взгляд, является проблема в несовершенстве нормативной базы. Она выражается в неопределенности полномочий контролирующих органов, смешении их функций и компетенций, а также в том, что круг объектов, подлежащих финансовому контролю, не определен. Пока еще не создан четкий алгоритм реагирования компетентных органов на нарушения в финансовой сфере.

Это становится очевидным при анализе норм федерального законодательства РФ: например, Конституция только кратко затрагивает положения, касающиеся финансового контроля и органов, его осуществляющих, а Бюджетный кодекс не содержит такого определения, как «финансовый контроль», и контрольным органом названа только Счетная палата РФ [2], что, безусловно, неверно, так как контрольными полномочиями в финансовой сфере обладает и ряд других органов.

Помимо недостатков в нормативном регулировании, следует также выделить проблемы в работе органов, уполномоченных на осуществление финансового контроля. Самым ярким примером здесь являются неправомерные действия по сбору налогов, установлению льгот, действия, приводящие к увеличению задолженности перед бюджетом. [5] Более того, многими контрольными органами не выполняются требования нормативных актов, не проводится надлежащий контроль за расходованием государственных финансовых средств, что приводит к их нецелевому использованию.

Важно отметить, что система финансового контроля в России на сегодняшний день не может выполнять свое предназначение, в связи с чем, необходима ее скорейшая реструктуризация. Вышеизложенное свидетельствует о том, что такая система должна быть выстроена на надежной и стабильной нормативно-правовой базе.

Говоря об изменениях в системе государственного финансового контроля, также подчеркнем, что его эффективность может быть достигнута лишь при условии взаимодействии парламентского, административного и аудиторского финансового контроля. Таким образом, на наш взгляд, можно предложить ряд следующих мер по улучшению системы финансового контроля в России:
- первым шагом должно стать наведение порядка и установление иерархии в данной системе: сюда входит разделение компетенций, функциональных обязанностей между ними. Особо важна эта проблема на сегодняшний день в вопросах взаимодействия между подразделениями Министерства финансов России, налоговых и иных органов, в чьи обязанности входит проведение государственного финансового контроля за целевым расходованием бюджетных средств, а также средств внебюджетных фондов.
- необходимо создать специализированный орган, который бы координировал и направлял работу органов финансового контроля в России.[3] Это может быть специальный Совет, который бы включал в свой состав представителей различных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также должностных лиц контролирующих органов и их подразделений, налоговых и правоохранительных органов. Важно также, чтобы в состав Совета вошли опытные ученые – юристы и финансисты. Целью создания такого органа является объединение усилий субъектов финансового контроля, чтобы избежать разобщенности в их действиях.

Подводя итог, можно сделать вывод о необходимости решения важной задачи: устранение законодательных и практических проблем, существующих сегодня в рассматриваемой нами сфере. Это возможно путем создания в РФ унифицированной системы финансового контроля, с четким разграничением полномочий и функций каждого органа, регулирование которой осуществлялось бы такой же системой законодательных актов.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019).
3. Денисенко В.В. Совершенствование правового обеспечения системы государственного финансового контроля // Современное право. 2006. N 3.
4. Клейменов Я.С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / Я.С. Клейменов //Административное и муниципальное право. – 2010. – № 6.
5. Иванов М.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: скрытый потенциал великой страны.// Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".-2013.-№4.
6. Шевченко А.А., Аюбов И.А. Актуальные проблемы государственного финансового контроля/Журнал Финансовые исследования.- 2008 №1.

Читайте также: