Акциз на пропан бутан в россии

Опубликовано: 14.05.2024

Купить сейчас

МОСКВА (Рейтер) - Рекордное подорожание сжиженного углеводородного газа (СУГ) в России ставит под удар его использование в качестве моторного топлива из-за конкуренции с бензином, цены на который сдерживаются властями, считают опрошенные Рейтер трейдеры и аналитики.

Государство администрирует цены на социально значимый бензин и активно поддерживает использование автомобилями природного газа - метана, тогда как рынок СУГ в качестве автотоплива, где в основном реализуется пропан-бутан, остался наедине с ростом цен из-за дефицита предложения, и может надолго распрощаться с прежним ежегодным приростом на 3-5%, говорят источники в отрасли.

A general view shows the facilities of Yamal LNG, Russia

Количество автозаправок СУГ исчисляется тысячами против сотен метановых, пропан-бутан экологичнее бензина, и сжиженный газ часто заменяет природный там, где нет распределительной сети, однако рост цен снижает эффективность использования СУГ в топливном секторе, которое к тому же затрудняется бюрократическими процедурами.

"Цены в рознице резко выросли - скоро перестанут заправляться газом. Если цены на бензин не вырастут, то перспективы (для СУГ) не радужные", - считает трейдер на Урале.

Резкое подорожание газового топлива в опте (более чем на 40% с начала года), заставило владельцев автогазозаправочных станций (АГЗС) увеличить цены на 13%, по данным Refinitiv Kortes. При этом стоимость бензина в рознице сдерживается темпами инфляции, прогнозируемой в этом году на уровне около 4%.

Мониторинг Refinitiv Kortes показал, что средняя розничная цена пропан-бутана в России с начала года по 9 апреля составила 28,05 рублей за литр (+13,0%), бензина Аи-92 - 45,15 рублей за литр (+3,5%).

Соотношение розничной цены СУГ к бензину Аи-92 в среднем по РФ находится на уровне 62,1% - максимуме за пять лет, а привлекательным для перевода автомобилей на использование пропан-бутана традиционно считается соотношение не более 50%.

"70% - это крайняя граница для перевода машин на автогаз", - считает источник в одной из сетей АГЗС.

По оценке агентства Russian Automotive Market Research (RAMR), доля транспорта на СУГ в РФ к 1 января 2025 года увеличится лишь до 2,3% от общего автопарка с 2,2% на начало 2021-года - до 1,346 миллиона с 1,211 миллиона единиц. Доля легковых автомобилей на СУГ от общего количества транспорта на пропан-бутане возрастет до 79,8% с 79,4%, автобусов - до 4,7% с 4,5%, грузового транспорта - уменьшится до 15,5% с 16%, прогнозирует RAMR.

"Фактор цены самый сильный: традиционно при превышении 50% спрос (на СУГ) снижался. Текущая структура рынка не даёт надежд на существенное снижение оптовых цен", - считает управляющий партнер крупного поставщика СУГ и нефтепродуктов компании "Петролеум Трейдинг" Максим Дьяченко.

Разбег прироста розничных цен на СУГ в крупных регионах-потребителях с начала года составил от 10% до 30%, или от 2,5 рублей за литр до 7,0 рублей за литр.

Бюрократия демотивирует

Для использования СУГ в автомобильном двигателе требуется специальное газобаллонное оборудование (ГБО), установка которого стала менее выгодной из-за роста цен на газ, а процедура регистрации усложнилась.

"Наблюдаемый опережающий рост цен на пропан-бутан (по сравнению с бензином) снизил эффективность его использования, но при этом она осталась в положительной зоне. Так, автомобилист на пропан-бутане при нынешних ценах экономит около 100-150 рублей на 100 километров в зависимости от класса автомобиля", - считает руководитель направления "Экономика отраслей ТЭК" Центра стратегических разработок Александр Амирагян.

Согласно расчетам Рейтер, год назад, когда соотношение розничных цен СУГ/Аи-92 было около 51%, средний срок окупаемости ГБО стоимостью 30 000 рублей при годовом пробеге автомобиля в 25 000 километров составлял около 8-9 месяцев. В настоящее время срок окупаемости увеличился до 12-13 месяцев.

Расчет сделан исходя из расхода 10 литров бензина и 12 литров СУГ на 100 километров.

Представитель крупного дистрибьютора ГБО в РФ - компании "Резол-Альтернативное топливо" Андрей Поповский отметил, что пока переводить автомобили на ГБО еще выгодно, но "не так, как хотелось бы для полноценного роста рынка СУГ".

"Наше видение развития ситуации - это постепенное падение рынка (ГБО), ввиду этого и реализации СУГ в транспортном секторе. Чтобы избежать этого необходимы стимулирующие программы со стороны государства и прозрачность законодательства в вопросе регистрации ГБО", - добавил Поповский.

По его данным, в 2020 году количество установок ГБО на пропан-бутане упало на 25% к 2019 году, в первом квартале 2021 года - на 30% к январю-марту прошлого года.

"Невозможно зарегистрировать переоборудование из-за новых, не отработанных законодательных проектов. Надеемся, что в скором времени ситуация начнет оттаивать", - сказал Поповский.

Согласно ГОСТУ 33670-2015 "Автомобильные транспортные средства единичные", автомобиль, в который были внесены изменения в конструкции, необходимо предоставить в испытательную лабораторию.

Но количество таких лабораторий в РФ значительно меньше, чем субъектов федерации, поэтому обязательное вступление данного ГОСТа и связанного с ним Техрегламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" перенесено на 1 июля 2021 года.

Метан поборется с пропаном

В отличие от пропан-бутана, рынок компримированного газа метана (КПГ), используемого как моторное топливо, хоть и остается небольшим, но показал годовой прирост на 20% за счет миллиардных субсидий от государства.

"Метан в фаворе у государства. Количество машин на метане растет, чувствуется господдержка. Но существенного прироста числа метановых заправок у нас пока не видно", - отметил один из трейдеров.

По мнению Дьяченко, при нынешних темпах роста количество метановых АЗС должно достигнуть около 2.000 единиц в городах-миллионниках в ближайшие несколько лет, что не может не отразиться на рынке пропан-бутана.

"Минэнерго последовательно в своей цели заменить СУГи метаном, но для полноценного конкурирования метану нужны не только АЗС, но и остальная инфраструктура по установке и сервису, нужен маркетинг и экономическая выгода", - добавил он.

(Дамир Хальметов, редактор Людмила Зараменских)

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Пока одни предприятия зарабатывают на экспорте и продаже сжиженных углеводородных газов на российском рынке, другие оказались на грани выживания

Как проект поддержки нефтегазохимической отрасли может обернуться банкротством ведущих компаний-производителей
Фото: Роман Хасаев

Отраслевое нефтегазохимическое сообщество внимательно следит за бурным обсуждением предлагаемого правительством РФ законопроекта о введении обратного акциза на этан и сжиженный углеводородный газ (СУГ). В то время как одни переработчики готовятся заработать и на переработке, и на продаже сырья на внутреннем и экспортном рынке, другие говорят о грозящих потенциальных убытках и о возможном вынужденном замораживании стратегически важных проектов и сокращении производств. Какие нюансы законопроекта могут не только не оказать стимулирующего эффекта, но и стать прямой угрозой для существования действующих производств — разбиралась редакция «Реального времени».

Обратный акциз спровоцирует неравные условия

Цель, которую озвучил президент России в 2018 году в своем Послании Федеральному собранию, — увеличить к 2024 году долю инвестиций до 25% от объема ВВП. Поскольку нефтегазохимия играет существенную роль в мировой экономике, оказывая значительное влияние на ключевые отрасли промышленности, строительство и сельское хозяйство, поставлена задача нарастить к 2030 году долю нефтехимии в валовом продукте России со снижением ее импортной составляющей. Простимулировать достижение поставленных целей предложено путем формирования обратного акциза на этан и СУГ. Задача оказалась не из простых.

Анализ отрасли по состоянию на 2013 год показывал значительное отставание России от стран-лидеров по объемам производства химической продукции, глубине переработки сырья, существенную зависимость внутреннего рынка от импорта.


Источник: Utmagazine по данным за 2014 г.

Как следствие необходимости принятия корректирующих мер и определения дальнейших мер по выходу из сложившейся ситуации, в апреле 2014 года приказом Минпромторга и Минэнерго в России была разработана и утверждена стратегия развития химического и нефтехимического комплекса РФ на период до 2030 года. В основу стратегии были заложены целевые установки по повышению глубины переработки углеводородов в России. Была поставлена задача к 2030 году — увеличить объемы производства нефтехимической продукции в РФ в 2,6 раза к уровню 2014 года, удвоить долю химического комплекса в ВВП страны и снизить импортную составляющую на российском нефтехимическом рынке.

Однако в 2018 году, подводя промежуточные итоги, правительство признало: за 5 лет желаемые показатели и поставленные задачи не достигнуты. Необходимо было вновь изучать варианты по исправлению ситуации и пересматривать подходы для наращивания объемов переработки в России этана и СУГ.


Источник: Neftegaz.RU, агентство Argus

Одной из оперативных и действенных мер мог бы стать пересмотр таможенной политики в части увеличения вывозных пошлин на СУГ. Это способствовало бы тому, что больший объем сырья оставался бы в России для внутренней переработки в продукты с более высокой добавленной стоимостью, которые уже и направлялись бы на экспорт. В конечном итоге это было бы выгодно и стране, и производителям сырья, и тем, кто его перерабатывает. Нефтехимические предприятия неоднократно выходили с конкретными предложениями по данному вопросу.

На фоне слабеющего рубля и роста котировок на сырье ввод обратного акциза на этан и СУГ для одних компаний и его отсутствие для других, переработка СУГ становится нерентабельной для независимых переработчиков, приобретающих сырье на свободном рынке. А это в конечном итоге может привести к серьезному сокращению выработки химической продукции и вывозу еще большего объема сырья на экспорт. А что это значит для регионов? Снижение выработки и прибыли предприятий обернется существенным снижением налоговых поступлений, приостановкой инвестиционных проектов. Заметно снизятся доходы в региональные и муниципальные бюджеты, не смогут быть реализованы социальные программы. При самом плохом раскладе ситуация приведет к закрытию действующих производств и потере рабочих мест.

Пока промышленники бьют тревогу, окончательное решение на правительственном уровне еще не принято. Сейчас ситуация выглядит так: российские добытчики сырья имеют возможность реализации СУГ на экспорт, что, безусловно, выгодно на фоне растущего доллара; реализуют собственные проекты по созданию новых производств переработки этана и СУГ; претендуя на получение обратного акциза на этан и СУГ и устанавливая высокие цены, реализуют добытое сырье российским переработчикам, являющимся их конкурентами в данном сегменте.

Подтверждает это крупный проект СИБУРа — строительство Амурского газохимического комплекса (Амурский ГХК). Задача предприятия — переработка этана, выделенного из экспортируемого в Китай газа. С учетом планов по вводу обратного акциза для переработчиков этана, СИБУР заявил о готовности даже нарастить мощность будущего производства еще на 50%. Учитывая возможность получения обратного акциза еще и на СУГ, СИБУР задумался о расширении и своего недавно запущенного мегапроекта «ЗапСибНефтехим». «Минфину нравится обратный акциз — пусть будет обратный акциз. Я считаю правильным, что и этан, и СУГ, которые идут на переработку, должны иметь преференции», — в январе текущего года в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе поделился крупнейший акционер СИБУРа Леонид Михельсон.

Переработчики, не имеющие собственного сырья, но уже много лет инвестирующие в действующее производство, выплачивающие налоги, являющиеся бюджетообразующими в своих регионах, ждут окончательного решения правительства. Как выяснило «Реальное время», эти предприятия не просят льгот и преференций, они ратуют за равенство условий на рынке. Предприятия ждут соблюдения действующего закона «О защите конкуренции» которое гарантирует всем производителям установление равных внутрирыночных условий.

Условия, изложенные в законопроекте, могут остановить производства

Когда в конце весны 2019 года законопроект был направлен на обсуждение в регионы и крупным участникам химического рынка России, он сразу же стал поводом для недоумения: документ предполагает получение обратного акциза только теми, кто, начиная с 2022 года, вводит новые мощности по переработке СУГ и этана. Фактически, на поддержку государства, согласно версии закона, появившейся весной 2019 года, могли рассчитывать лишь новые производители мономеров. Состоявшиеся переработчики оказались в положении не только проигрышном по отношению к новым участникам рынка, но практически без шансов выживания, а в их числе крупнейшие нефтехимические предприятия — «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим», входящие в Группу ТАИФ, «Газпром нефтехим Салават» («Салаватнефтеоргсинтез»), «Ставролен», уже инвестировавшие в производство продукции сотни миллиардов рублей и готовые и дальше вкладываться в удлинение цепочки последующего передела — переработку мономеров в полимеры и дальше.

Приобретая СУГ и этан на свободном рынке, действующие нефтегазохимические предприятия, не получившие поддержку в виде обратного акциза, для поддержания своей конкурентоспособности на увеличившемся рынке полимеров вынуждены будут отреагировать снижением цен, что, конечно, сразу отразится как на объемах загрузки действующих мощностей производств пластиков, каучуков, и т. д., так и на финансовых результатах компаний. Под угрозу выживания будут поставлены именно действующие производства, при том что основная часть производств полимеров сосредоточена именно в этих компаниях. Как в такой ситуации будут исполняться планы по удвоению к 2025 году производства крупнотоннажных полимеров и семикратному росту экспорта — вопрос, остающийся открытым. Многие из действующих, в том числе крупных переработчиков, окажутся на грани банкротства.

— На падающем нефтехимическом рынке с небольшой рентабельностью такое преимущество, как обратный акциз для одних и его отсутствие для других, может привести к тому, что существующие производства, лишенные поддержки, будут вынуждены остановиться, — описал самый пессимистичный прогноз заместитель генерального директора ПАО «Казаньоргсинтез» по экономике и финансам Фанис Калимуллин. — При текущей конфигурации законопроекта, мы, как и целый ряд других участников нефтегазохимического рынка России, можем оказаться в катастрофическом положении, и это может, наоборот, не стимулировать, а затормозить развитие отрасли, — добавил он.

— Мы уже ушли дальше и работаем над строительством производств по переработке мономеров, создающих добавленную стоимость, улучшая и доводя производство до конечного продукта: из пропилена делаем пластики, из пластиков — трубы. И к наращиванию производства мономеров без последующих переделов возвращаться не собирались. Это необходимо учитывать при формировании законопроекта, — уверена заместитель генерального директора по экономике и финансам ПАО «Нижнекамскнефтехим» Алла Евстафьева.


Альберт Шигабутдинов: «В случае принятия закона в предлагаемой редакции «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез» станут на рынке низкоконкурентными». Фото Романа Хасаева

«Оценочная сумма потерь Группы ТАИФ в прогнозных параметрах Минэкономразвития России только за 5 лет составит более 130 млрд рублей, и в дальнейшем эта сумма будет только возрастать, при этом налоговые поступления в бюджет республики будут сокращаться до минимума. И встанет вопрос о дальнейшей судьбе нефтехимических компаний республики», — обрисовал возможный пессимистичный сценарий развития событий главный советник генерального директора АО «ТАИФ» по развитию (на тот момент — генеральный директор АО «ТАИФ», — прим. ред.) Альберт Шигабутдинов на годовом общем собрании акционеров головной компании ГК ТАИФ в июне 2019 года.

По прогнозам ГК ТАИФ, согласно принятой Стратегии развития предприятий, налоговые платежи и социальные расходы, не связанные с производственной деятельностью, к 2030 году должны были значительно вырасти. Но это возможно только при условии запуска всех инвестиционных проектов группы. Останутся ли эти планы актуальными при новых экономических реалиях — прогнозировать трудно, так как многое будет зависеть от финальной редакции законопроекта.

Некоторые инвестиционные проекты становятся нецелесообразными при создании неравных рыночных условий. Под удар могут попасть даже такие глобальные и необходимые для экономики страны проекты, как реализация меморандума о стратегическом сотрудничестве Группы компаний ТАИФ и германского холдинга Linde AG на период до 2025 года с общей суммой инвестиций до 12 млрд евро. Документ был подписан в июне 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме. Проект настолько масштабен и важен, что обсуждался и утверждался перед подписанием на двусторонней встрече президентов: России — Владимира Путина и ФРГ — Вальтера Штайнмайера. На самом подписании присутствовали президент Татарстана Рустам Минниханов и премьер-министр Баварии (ФРГ) Хорст Зеехофер.

То есть сама конфигурация законопроекта ставит целый ряд уже состоявшихся участников нефтегазохимического рынка, в том числе ПАО «Казаньоргсинтез» и ПАО «Нижнекамскнефтехим», в заведомо проигрышное положение, способное не подтолкнуть к дальнейшему развитию, а дестимулировать деятельность предприятия и его программы развития. Это может быть выгодно отдельным участникам рынка, но точно не Татарстану и стране в целом. Нерыночная конкуренция, связанная с поддержкой отдельных нефтехимических производств, потенциальные дополнительные расходы и попытки покрыть убытки, появившиеся в результате долговой нагрузки, связанной с тем, что у действующих переработчиков в стадии реализации уже находятся новые инвестиционные проекты, — вот что получат предприятия, которые уже вложили средства, силы и время в создание уже работающих сегодня мощностей. Выходит, что при принципиально одинаковых технологиях новые компании, инвестирующие в создание производств мономеров, получают льготы, ставя под угрозу эффективность уже работающих, показавших свою работоспособность проектов и развивающих дальше свои мощности последующих технологических переделов. Возникает резонный вопрос: покроет ли появление новых проектов налоговые убытки и экономические риски от исчезновения действующих предприятий?

Преференции за мощности

Идея предоставления обратного акциза нефтегазохимическим компаниям, перерабатывающим СУГ и этан при условии строительства новых мощностей, на первый взгляд, гармонично вписалась в комплекс решения поставленных президентом России задач по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их доли до 25% от ВВП. По мнению законотворцев, этот механизм должен простимулировать бизнес активнее инвестировать в создание и модернизацию газохимических производств. По прогнозам правительства, успешная реализация дорожной карты должна к 2025 году привести к росту объемов производства крупнотоннажных полимеров до 11,1 млн тонн, против 5,3 млн тонн в 2019 году. Предполагается, что удастся нарастить объем экспорта к 2025 году до 4,4 млн тонн.

В 2019 году Минфин и Минэнерго РФ определились с размерами обратного акциза на этан. «По этану принципиальное решение принято — 9 тыс. рублей на тонну обратного акциза. Эта сумма достаточная для того, чтобы обеспечить нормальную экономику для строительства новых проектов — это добавляет 3-4 процента IRR (внутренняя норма доходности) крупному типовому проекту. На наш взгляд, это делается экономически привлекательным и для того, чтобы появились такие проекты», — в одном из интервью пояснил зам главы Минэнерго РФ Павел Сорокин. Пока же ежегодно и только в России, сжигается до 1011 млн тонн этана, который содержится в газе.


Ежегодно в России с газом сжигается по 10—11 млн тонн этана — ценного сырья для газохимии. Фото yandex.ru

«Остается открытым вопрос, будем ли мы поддерживать действующие проекты в части переработки газового сырья или только новые проекты? Если мы будем поддерживать новые проекты, то действующие со временем окажутся в неравных конкурентных условиях», — в октябре 2019 года признал Алексей Сазанов (до 2020 года директор Департамента налоговой и таможенной политики, а в настоящее время статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ, — прим. ред.). Но при этом отметил, что «поддержка всех проектов приведет к десяткам миллиардов выпадающих доходов бюджета».

Однако если посмотреть с другой стороны, бюджет кратно скомпенсирует вложенные средства от дополнительных налоговых отчислений благодаря запуску новых перерабатывающих мощностей этана и СУГ и повышения эффективности реализации именно действующих производств.


Алексей Сазанов: «Остается открытым вопрос, будем ли мы поддерживать действующие проекты или только новые». Фото: pbs.twimg.com

«Решение ввести обратный акциз на этан и СУГ было принято для того, чтобы стимулировать переработку этого сырья в стране и создать более привлекательные условия для запуска новых проектов. Соответствующий законопроект в настоящий момент разрабатывается, говорить о его конкретных параметрах пока преждевременно», — в ответе на запрос «Реального времени» пояснил Сазанов. При этом он высказал уверенность, что «принятие законопроекта позволит повысить конкурентоспособность нефтегазохимии. При большом сырьевом потенциале, которым обладает Россия, доля этана и СУГ, которая перерабатывается сейчас, незначительна, что обусловлено отсутствием установок по переработке. Предлагаемые меры господдержки станут импульсом для строительства новых мощностей по переработке этого сырья в России».

Чтобы сделать разрабатываемый законопроект действительно полезным для развития нефтегазохимической отрасли, правительство, услышав действующих участников нефтегазохимического рынка, пересмотрело текст законопроекта таким образом, чтобы обратный акциз могли получить не только вновь строящиеся производства, но и действующие предприятия.

Однако было введено дополнительное условие — нужно инвестировать в новые производственные мощности по переработке этана до конца 2026 года не менее 65 млрд рублей и еще 65 млрд рублей до конца 2027 года в новые мощности по переработке СУГ. Только выполнив условие по инвестициям суммарно в 130 млрд рублей, несмотря на ранее произведенные инвестициями в развитие нефтехимии, предприятия смогут наравне с новыми участниками отрасли претендовать на право получить обратный акциз на СУГ и этан, в той части, которую действующие производства перерабатывают на уже имеющихся мощностях.

Решение найдено?

Обсуждение законопроекта об обратном акцизе продолжалось весь прошлый год. Часть предложений, сформулированных действующими газопереработчиками по корректировке законопроекта, признали обоснованными. Однако поиск выхода из ситуации затянулся.

Вернуться к детальной проработке нюансов планировали после Нового года, но прежний состав правительства ушел в отставку, не успев принять окончательное решение по обсуждаемым моментам и закрепить их в законопроекте. Нефтегазохимическая отрасль вновь в ожидании: вспомнят ли об их предложениях, будут ли какие-то новые решения или законопроект останется в прежнем варианте, и действующие независимые нефтехимические предприятия вновь окажутся в крайне невыгодном положении.

Буквально недавно у Минфина родилось новое предложение. 23 марта 2020 года ведомство озвучило новый вариант предоставления обратного акциза на сжиженные углеводордные газы (СУГ) — без введения НДПИ на попутный нефтяной газ (ПНГ), который должен был частично компенсировать выпадающие доходы бюджета. Минфин озвучил решение об установлении постоянной ставки обратного акциза на СУГ в размере 4,5 тыс. рублей за тонну. При том что ранее предполагалось поэтапное увеличение размера отрицательного акциза: с 2023 года в размере 4,5 тыс. рублей, с 2024 года — 5,5 тыс., с 2025 года — 6,5 тыс., с 2026 года — 7,5 тыс. рублей.

В ожидания принятия решений по окончательной конфигурации законопроекта остается рассчитывать, что государство поддержит российских производителей одинаковым подходом по применению обратного акциза на перерабатываемый этан и СУГ, способствуя выполнению задач по развитию нефтегазохимического комплекса в России в целом, а не отдельных предприятий, не допуская однобоких решений, дестабилизирующих ситуацию в отрасли и приводящих к невосполнимым потерям.

Виктория Сергеева

Установка газобалонного оборудования (ГБО) на автомобили в России теряет смысл.

Прошлое лето автовладельцы, сделавшие ставку на пропан-бутан, вспоминают: газ отпускали по 14-19 рублей за литр. Не прошло и года – цена на разрекламированное из всех «утюгов» топливо достигла 25-33 рублей (в зависимости от региона).

Ситуацию пытаются спасти предвыборной инициативой справедливороссов, которые седлают тему о «давно назревшем вопросе » - освобождении автовладельцев от транспортного налога. Одной рукой дают (и то – пока только обещают, неизвестно, не отклонит ли Дума в очередной раз этот годами обсуждаемый проект), другой рукой – по-тихому отнимают.

Установившим ГБО автовладельцам как пользователям транспорта «высокого экологического класса» сулили дифференцированную ставку транспортного налога и вычеты при замене автопарка по системе «трейд-ин».

Любой желающий может перевести свое транспортное средство с бензина на газ, воспользовавшись госпрограммой. Государство заплатит до 60% от стоимости переоборудования, еще 30% - Газпром, таким образом, самому владельцу останется отдать всего 10%, сообщал замминистра энергетики России Антон Инюцын.

Интересанты из «Газпром газомоторного топлива» завлекали клиентов «экономией до 60-65% от чека с бензиновых заправок», среднему и малому бизнесу (перевозчикам) обещали экономию в 100-200 тысяч рублей в год. Введение Газпрома в систему перехода автотранспорта на газ, по-видимому, объяснялось стремлением государства помочь гиганту в связи с его падением на внешних рынках.

В итоге в программе по переоборудованию транспорта на газ поучаствовала треть российских регионов (в 2019г. – заявки на субсидию подало 27 регионов, в 2020г. - подали 23 региона).

Выплата субсидий по соответствующему постановлению началась с 21 июня 2020 года.

Аналитики автомобильного портала Дром.ру провели исследование по собственной базе с 7 млн объявлений (в период с 2018 года по октябрь 2020 года). Согласно его результатам, в 2019 году количество проданных машин с газобаллонным оборудованием выросло на 24,5%, а в 2020 году - на 27%. Доля машин, работающих на газе выросла до 3,2%.

По данным ГИБДД, в России в 2019 году зарегистрировали 1 497 122 автомобиля с ГБО (2,6% от всего транспорта). По сравнению с 2018 годом количество таких машин увеличилось на 70 тысяч единиц.

Переход на ГБО был особенно актуален для владельцев авто, планирующих большие пробеги – от 20.000 км в год.

Анализ показал, что чаще всего его устанавливали на Lada Granta, Lada Priora, Toyota Land Cruiser, Chevrolet Niva и «УАЗ Патриот». Больше всего машин на газе зарегистрировалось на Северном Кавказе – 13% от общего числа, в Курганской области и Республике Адыгея - по 10%, а также Омской и Тюменской областях - по 8% в каждой.

Инвесторы строили и дооборудовали газовые автозаправки. Минимальные стартовые вложения при этом оценивались в этой нише в 16,5 млн рублей, срок окупаемости 54-60 месяцев. Наценка на пропан и метан не такая большая и составляет порядка 15-20 процентов от стоимости закупки.

Примерно 70% автомобилей, оснащенных ГБО, работает на пропане. Оставшийся процент - на метане, при этом считается, что метан безопаснее и дешевле, но дороже при установке.

Совсем недешевым оказался переход на ГБО и для самих водителей. Установку ГБО с ее регистрацией автовладельцы в среднем оценивают в 40-65 тысяч рублей.

«Расходы включают и поход в ГИБДД. Чтобы установить ГБО, нужно заплатить дорожной полиции - за оформление внесения изменений в конструкцию», - объясняют автовладельцы.

Помимо этого - сама установка ГБО.

Комплектация газовым оборудованием на заводах – всё еще экзотическое явление для России.

К примеру, в сегменте отечественного автопрома некоторое время выпускались спецмодификации, работающие на метане: Lada Vesta CNG и Lada Largus CNG. Однако их доля в объемах реализации моделей на привычном бензиновом топливе крайне мала, а спрос на дорогие изначально версии CNG стимулировался, можно сказать, только субсидиями со стороны государства. Сегодня производство Lada, работающих на метане, временно прекращено.

Автовладелец вынужден устанавливать ГБО в частном секторе. Переоборудовать под работу на метане современный массовый авто наподобие Volkswagen Polo или Hyundai Solaris, к примеру, обходится примерно в 50 000 рублей. Чтобы окупить затраты на установку такого оборудования, водитель должен проезжать в год не меньше 30-40 тысяч километров — иначе игра не стоит свеч.

Переход на пропан несколько дешевле по части установки ГБО — специализированные сервисы могут перевести машину на этот вид топлива за 15-20 тысяч рублей, однако использование самого « топлива будущего » перестает быть выгодным, как только стоимость его переваливает за половинную стоимость бензина.

Расход газомоторного топлива на 100 километрах примерно на треть больше, иными словами – стоимость одного и того же пути на бензине и газе выражается в коэффициентах 1: 1,5. Если газ становится дешевле бензина на 30%, ездить на нем уже дороже, чем на бензине, поясняют специалисты.

«С 1998 года в России соблюдалось негласное правило - цена газа должна быть не более половины цены литра самого дешёвого бензина. Расходы на машину записывал в амбарный гроссбух. В цене бензина вбит коэффициент, минимум, 30, в цене литра автогаза вбит коэффициент, минимум, 70. Долго искал ещё какой-нибудь товар, настолько подорожавший за такой период. Так и не смог найти. Подорожание явно рукотворное, нерыночное», - комментирует автовладелец Виктор Павлов.

9 февраля 2021 г. стоимость сжиженных углеводородных газов (СУГ) на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) выросла на 7% - до 34,4 тыс. руб. за тонну, обновив исторический максимум 2018 года. С начала декабря 2020 года цена на СУГ увеличилась более чем на 60%.

Динамика цен на СУГ в целом повторяет изменение цен бензина, которые в этом году достигли максимума на фоне увеличения привлекательности экспорта.

Чтобы сбить цены, регуляторы пытаются обязать производителей сжиженных углеводородных газов выпускать на биржу в 1,5 раза больше товара – с 5% до 7,5% от производства. В Минэнерго подтвердили, что уже достигли договоренности с ФАС о внесении таких изменений в совместный приказ.

Росстат докладывает: причина скачка цен – в холодной зиме. Летом обещают обратный откат цен, но пока только на словах.

Поставщики топлива снова сваливают на происки Запада, который, как не в себя, бросился скупать дешевое для них голубое топливо из России. Производителям, конечно, выгоднее оптом отгружать топливо обеспеченной европейской публике за валюту, нежели сочувствовать бедному отечественному потребителю. Ничего личного, как говорится.

Вдобавок, перед российскими автовладельцами и перевозчиками разводят руками – газ, дескать, не подлежит госрегулированию, поскольку не относится к продукции естественных монополий, поэтому всем хорошего настроения и будем жить по рыночным правилам.

Чиновники, обещавшие автовладельцам и бизнесу всевозможные плюшки за госсчет за переход на ГБО, ушли в горизонт.

«Основные причины высоких оптовых цен на сжиженные углеводородные газы — сокращение объемов поставок по прямым договорам на февраль по некоторым производителям на 30%, высокий уровень экспортных котировок, сокращение переработки на фоне снижения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, прокомментировал «Ъ» вице-президент РТС Ринат Фаттахов.

Цены на СУГ на СПбМТСБ с начала года выросли на 46%, в целом повторяя динамику европейских котировок, комментирует консультант Vygon Consulting Артем Лебедской-Тамбиев. Такое значительное подорожание вызвано двумя факторами: ростом цен на бензин на 20% за аналогичный период и холодной зимой в Европе. Однако, по мнению эксперта, столь высокие цены на СУГ являются скорее исключением из правил, поэтому стоит ожидать их коррекции».

Тем временем, автовладельцы и перевозчики возвращаются к бензину. Особенно сильный удар ощутили на себе регионы.

Следом за ростом цен на топливо, как полагают аналитики, должны поползти вверх цены на доставку грузов. Точно мы узнаем совсем скоро, когда обнаружим себя в финале цепочки – у ценников на полках продуктовых (и не только) магазинов.

Со следующего года в России заработает механизм обратного акциза на переработку этана и сжиженного углеводородного газа (СУГ). Правила заключения таких соглашений между Минэнерго и нефтехимическими предприятиями утвердил премьер-министр Михаил Мишустин, сообщила 14 марта пресс-служба правительства.

Постановление позволит реализовать положения закона о признании СУГа и этана продукцией нефтехимии и праве производителей рассчитывать на налоговые вычеты по ним, он был подписан президентом в октябре 2020 г. «Обратный акциз уже несколько лет применяется для всей нефтехимии, работающей на нафте, – отмечает директор практики «Газ и химия» Vygon Consulting Дмитрий Акишин. – Таким образом, принятое решение фактически уравнивает условия для химических производств на различном сырье».

Согласно постановлению, речь идет о предоставлении компаниям удвоенного налогового вычета – обратного акциза с повышающим коэффициентом 2. С января 2022 г. он составит 9000 руб./т для этана и 4500 руб./т для СУГа (в случае с СУГом вычет будет ежегодно индексироваться). Однако есть условие: чтобы получить вычет, претендующее на него предприятие должно будет в течение шести лет (в 2022–2027 гг.) инвестировать не менее 65 млрд руб. в обновление производства.

Управляющий директор ИК «Универ капитал» Артем Лютик уточняет, что отчитываться о ходе выполнения заключенных с властями соглашений компаниям нужно будет ежегодно. Кроме того, чтобы воспользоваться льготой, нефтехимическим предприятиям необходимо будет с 1 января 2022 г. либо запустить дополнительные мощности по переработке сырья в объеме не менее 300 000 т в год, либо провести значительную модернизацию уже существующего производства.

«Воспользоваться налоговой льготой смогут те компании, у которых на подходе новые газохимические проекты, потребляющие в качестве сырья этан или СУГ, либо проекты расширения газохимических мощностей», – говорит аналитик Газпромбанка Евгения Дышлюк.

В частности, указывает она, обратным акцизом наверняка воспользуется «Сибур», который в партнерстве с китайской Sinopec планирует построить на Дальнем Востоке Амурский газохимический комплекс (ГХК). Сырьем для него станут этан и СУГ, поставляемый с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома», запуск которого запланирован на текущий год. Амурский ГХК будет выпускать до 2,7 млн т полиэтилена и полипропилена в год, потребляя для этого примерно 2 млн т этана и 1,5 млн т СУГа. По оценке Дышлюк, налоговая субсидия в виде обратного акциза на этан и СУГ для Амурского ГХК может составлять до 30 млрд руб. в год, что повысит рентабельность проекта.

Введение обратного акциза на СУГ было ключевым условием для старта этого проекта. В феврале 2020 г. председатель правления «Сибура» Дмитрий Конов говорил, что конечная мощность предприятия во многом будет зависеть от решения правительства по этому вопросу. А в июле в компании заявляли, что для принятия финального решения и начала строительства необходимо окончательное утверждение законопроекта.

Для получения обратного акциза «Сибур» может также рассмотреть возможность расширения своего уже действующего нового нефтехимического комплекса «Запсибнефтехим» (Тобольск), который тоже потребляет СУГ в качестве сырья, считает Дышлюк. В «Сибуре» говорят, что изучают возможные варианты дальнейшего развития тобольского кластера, но окончательного решения пока нет.

Другим выгодоприобретателем от обратного акциза, по словам Дышлюк, может стать компания «Русгаздобыча». К 2023–2024 гг. она планирует построить крупный ГХК в районе Усть-Луги (Ленинградская обл.) мощностью свыше 3 млн т полимеров в год. Сырье будет поставляться с проектируемого «Газпромом» совместно с «Русгаздобычей» газоперерабатывающего завода мощностью до 3,8 млн т этановой фракции в год. Налоговая субсидия в виде обратного акциза на этан для ГХК в Усть-Луге, по оценкам Дышлюк, может составлять до 34 млрд руб. ежегодно. В «Русгаздобыче» «Ведомостям» сообщили, что механизм обратного акциза затронет проекты строительства Балтийского химического комплекса. В компании подтвердили, что планируют заключить соглашение о налоговом вычете с Минэнерго.

По всей стране это вызвало обвальное снижение цен на газомоторное топливо, отпускаемое на АГЗС. Но только не в Оренбургской области.

«Зарезанный» спот

Автомобильный пропан-бутан (ПБ) — это, по сути, побочный продукт добычи нефти. Поднимаемая на поверхность, она вскипает, словно газировка — а выделяющиеся газы и есть СУГ, который после переработки становится ПБ-смесью для автомобилей.

Неудивительно, что цены на СУГ тесно (хотя и не напрямую) связаны с ценами на нефть. После мартовского обрушения стоимости «чёрного золота» с недельным отставанием обрушились цены и на пропан-бутан.

Это легко можно увидеть по спотовым (то есть точечным) контрактным котировкам на крупнейшей в России бирже eOil, расположенной в Санкт-Петербурге. Если в декабре 2019 года пропан-бутан с отгрузкой на эстакаде у оренюургского Гелиевого завода торговался на уровне 31 тысячи рублей за тонну, то выставленные на сегодня споты предлагают ту же тонну ПБ-смеси всего за 17,9 тысяч рублей.

Для перевода в более привычные литры вес смеси сжиженных газов нужно разделить на коэффициент плотности — примерное на 1,76. И получаем, что чистая стоимость литра автомобильно пропан-бутана по спотовому контракту составит… 10 рублей 17 копеек. А на АГЗС одного из крупнейших розничных продавцов газа «Газэнергосеть Оренбург» (входит в структуру АО «Газпром газораспределение Оренбург» у нас его вам продадут минимум за 22 рубля 30 копеек — более чем с двойной накруткой.

Нерыночная экономика

Справедливости ради нужно отметить, что на пиках спотовых цен стоимость газа на оренбургских АГЗС достигала 24 руб. 40 коп. за литр. В феврале наметилась тенденция к снижению — цены опустились до 22,30-22,50 руб. Но это точно никак не коррелирует с двукратным падением оптовых расценок.

В отличие от жидкого, газовое топливо не облагается многочисленными налогами и акцизами. Это в литре бензина или солярки стоимость сырой нефти не превышает 15% (остальные 75% — налоги и переработка). Пропан-бутан же не облагается дорожным акцизом, и цена его литра зависит только от базовых налогов, транспортного «плеча» доставки и накрутки АГЗС.

Цена спота — известна и приведена выше. Доставка — максимум 30 километров от газоналивной эстакады за Гелиевым заводом. Так почему мы не видим снижения цен?

Более того, в соседнем Челябинске цены на сжиженный газ реально упали почти в полтора раза. На заправках «Газпромнефть» стоимость литра — 16 рублей 97 копеек. Цены на НОВАТЭКе без скидки — около 17 рублей, но с учётом дисконтной программы заправки в выходной день залить баллон пропана можно по цене ниже 15 рублей за литр.

Даже в Москве цена упала на треть, там стоимость ПБ-смеси начинается от 17,5 рублей за литр.

И только столица газопереработки Оренбург удивляет всех «конскими» ценниками на топливо, которое мы сами же и отпускаем всей стране — но только не себе.

Парадокс ещё и в том, что потребность в пропане резко упала. Основной его потребитель — общественный транспорт и грузовые ГАЗели.

По словам руководителя транспортной компании Оренбурга, занимающейся обслуживанием частных автобусов Елены Андрющенко, пассажиропоток в городе упал на 80%. Встали грузоперевозки. Логично, по законам рынка, должны были корректироваться и цены на газовое топливо. Но этого не произошло — причём, как показывает ценовой мониторинг, конкретно в Оренбургской области. Снижение цены на 8 процентов при двукратном падении опта выглядит просто насмешкой. Тем более, когда город на самоизоляции, и каждая сэкономленная копейка — это уже вопрос выживания.

© 56orb.ru (сетевое издание "56 медиа"), 2018

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 23.11.2018 г. Регистрационный номер серия ЭЛ № ФС77 - 74137

Главный редактор - Цепилов А.В.

Адрес редакции: 105064 г. Москва, пер. Нижний сусальный, дом 5, стр. 15, 4 эт. пом. I к. 2

Сведения об учредителях: 105064 г. Москва, пер. Нижний сусальный, дом 5, стр. 15, 4 эт. пом. I к. 2

Телефон редакции: +7 (499) 290-52-20 . Тел. в Оренбурге +7(3532) 378-817. По вопросам рекламы +7 (912) 846-12-53

email: ooopremmediainvest@gmail.com / 56orb@inbox.ru

Все права на материалы охраняются в соответствии с законами РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка на наш сайт обязательна.

Читайте также: