Акциз на природный газ

Опубликовано: 19.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 29 апреля 2020 г. N 03-13-11/34925 О рассмотрении предложений об установлении акцизов на природный газ и о введении единого налога на недвижимость

В связи с указанными письмами о представлении информационной справки для рассмотрения обращения Департамент налоговой политики сообщает.

Об акцизах на природный газ

Природный газ облагался акцизами до 1 января 2004 года. Исключение природного газа из перечня подакцизных товаров (природного минерального сырья) было обусловлено введением налога на добычу полезных ископаемых.

С 2015 года в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) природный газ признается подакцизным товаром в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании принятых в установленном порядке соответствующих федеральных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Такие программы должны содержать перечень объектов строительства, объемы их финансирования (с распределением по конкретным объектам) и график строительных работ.

Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. Указанный порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации".

Таким образом, в настоящее время определены источники финансирования газификации населенных пунктов и порядок осуществления таких работ. Установление акциза на весь природный газ приведет к увеличению его стоимости для потребителей и не повлияет на сокращение сроков по графикам проведения работ, и в связи с этим указанное предложение не поддерживается.

О введении единого налога на недвижимость

В рамках налогообложения объектов недвижимости организаций Кодексом предусмотрено налогообложение налогом на имущество организаций и земельным налогом.

При этом налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог - к местным налогам, средства от уплаты которых зачисляются соответственно в доходы региональных и местных бюджетов и являются существенными доходными источниками указанных бюджетов.

Учитывая проводимую Правительством Российской Федерации работу по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также исходя из принципа самостоятельности бюджетов, закрепленного в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части региональных и местных бюджетов представляется недопустимым.

В связи с этим на федеральном уровне по налогу на имущество организаций и земельному налогу предусмотрены лишь предельные значения налоговых ставок, а конкретные их размеры устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено закрепление за каждым бюджетом бюджетной системы Российской Федерации самостоятельных доходных источников и полномочий по их регулированию.

Кроме того, предложение автора обращения не соответствует принципам бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающим самостоятельность бюджетов и разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем описанная автором обращения проблема, послужившая основанием для обращения, связана с увеличением органами местного самоуправления ставок земельного налога.

Как было отмечено выше, органы местного самоуправления вправе регулировать налоговую нагрузку по земельному налогу путем дифференциации налоговых ставок в установленных Кодексом пределах.

В связи с этим, указанные вопросы могут быть в полной мере урегулированы на местном уровне без внесения изменений в Кодекс.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Природный газ облагался акцизами до 1 января 2004 г. Его исключение из перечня подакцизных товаров было обусловлено введением НДПИ.

С 2015 г. природный газ признается подакцизным товаром в случаях, предусмотренных международными договорами.

Минфин не поддержал предложение ввести акциз на весь природный газ, т. к. это увеличит его стоимость для потребителей и не сократит сроки по графикам газификации.

Предлагаемая замена регионального налога на имущество организаций и местного земельного налога единым федеральным налогом на недвижимость лишит региональные и местные власти возможности регулировать налоговую нагрузку исходя из социально-экономических особенностей своей территории.

Вопросы установления ставок земельного налога могут быть в полной мере урегулированы на местном уровне без внесения изменений в НК.

С 1 января 2004 года отменен акциз на подакцизное минеральное сырье, поэтому, декларацию по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) представляют в налоговые органы только те налогоплательщики, которые совершили в отчетном периоде операции с природным газом, добытым до 01.01.2004.

Декларация включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ), подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» ;
  • раздел 2 «Расчет начисленной суммы акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ».

По подакцизному минеральному сырью декларация представляется в налоговый орган по месту постановки на учет организации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Порядок заполнения налогоплательщиком титульного листа, исправления ошибок, и полноты сведений, указанных в налоговой декларации были рассмотрены подробно в предыдущих главах.

Прежде чем заполнить раздел 1 «Сумма акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ), подлежащая уплате в федеральный бюджет, по данным налогоплательщика», следует заполнить раздел 2 «Расчет начисленной суммы акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ), так как первый раздел заполняется на основании значения показателя по коду строки 520 второго раздела.

В разделе 2 декларации отражаются операции, совершаемые с подакцизным минеральным сырьем (природным газом), добытым до 01.01.2004 года. Акциз по указанному минеральному сырью (природному газу) исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет по ставкам и в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшими до 01.01.2004 года.

В пункте 1 «Операции по реализации (передаче) природного газа» раздела 2 отражаются операции по реализации (передаче) природного газа, как признаваемые объектом налогообложения, так и освобожденные то налогообложения, в случае, если природный газ добыт (выработан) на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны.

Напомним, что операции по реализации и передаче подакцизного минерального сырья признаются объектом налогообложения только в том случае, если оно добыто (выработано) на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны.

Континентальный шельф в соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.11.95г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, которая является продолжением континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Исключительная экономическая зона в соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.12.98г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом об исключительной экономической зоне международными договорами РФ и нормами международного права. К исключительной экономической зоне относятся все острова РФ, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

По строкам 1.1-1.7 в графе 3 отражается стоимость реализованной и (или) переданной продукции. При этом в строки 1.1-1.7 графы 3 в обязательном порядке отражается стоимость реализованного и (или) переданного природного газа, указанного по строкам 2.1-2.7 в графе 3 пункта 2 второго раздела.

По строкам 1.1-1.3 в графе 3 указывается стоимость природного газа, переданного на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также отражается стоимость природного газа, использованного при натуральной оплате.

По строке 1.1 в графе 3 указывается стоимость реализованного природного газа за вычетом НДС, суммы таможенных платежей и расходов на транспортировку газа за пределами территории Российской Федерации.

По строке 1.2 в графе 3 –стоимость реализованного природного газа за вычетом таможенных платежей и расходов на транспортировку за пределами РФ.

По строкам 1.3-1.5 в графе 3 указывается стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен , но не ниже цен. Установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом НДС. При оплате услуг по транспортировке газа по распределительным газопроводам стоимость этих услуг, исчисленная исходя из суммы тарифных ставок за услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам и за пользование распределительными газопроводами , не включаются в налоговую базу.

В отношении природного газа, объектом налогообложения являются следующие операции:

  • реализация за пределы территории российской Федерации;
  • реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, на территории РФ газораспределительным организациям, либо непосредственным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья;
  • передача для использования на собственные нужды;
  • передача на промышленную переработку на давальческой основе;
  • передача в структуре организации для изготовления других видов продукции;
  • передача в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

В случае реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам перехода права собственности от комитента к комиссионеру, от доверителя к поверенному, от принципала к агенту на реализуемый природный газ не происходит, поэтому акциз на природный газ, реализованный по перечисленным договорам, уплачивается собственниками природного газа и в целях налогообложения учитывается вся выручка от реализации, включающая и вознаграждение комиссионера, поверенного или агента.

Газораспределительными организациями согласно Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" являются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

Потребителем газа в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" являются юридические или физические лица, приобретающие газ у поставщиков и использующие его в качестве топлива или сырья.

Пункт 2 раздела 2 декларации называется «Операции, освобождаемые от налогообложения» и содержит шесть подпунктов :

  • закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления;
  • направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефтегазоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти;
  • использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа;
  • реализация (передача) на территории Российской Федерации отбензиненого сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки;
  • реализация на территории Российской Федерации природного газа, предназначенного для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищно-сроительными кооперативами,кондоминимумами и иными подобными потребителями;
  • передача и (или) реализация природного газа (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае реализации природного газа по государственным регулируемым ценам.

Этот пункт (строки 2.1-2.7) заполняются налогоплательщиками только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) природного газа по стоимости, исчисленной исходя из применяемых цен, но не ниже цен, установленных при государственном регулировании. Если отдельный учет указанных операций отсутствует, то строки 2.1-2.7 не заполняются . Указанные операции отражаются только по строкам 1.1-1.7.

В пункте 3 второго раздела декларации отражаются суммы , увеличивающие налоговую базу:

  • суммы. Полученные за реализованный природный газ в виде финансовой помощи,
  • авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа,
  • на пополнение фондов специального назначения,
  • в счет увеличения доходов,
  • в виде процента (дисконта) по векселям,
  • процента по товарному кредиту,
  • иные суммы, иначе связанные с оплатой реализованного природного газа ,как на территории РФ , так и в государства-участники СНГ и в другие государства.

В пункте 4 второго раздела декларации определяется налоговая база (п/п 4.1) , которая складывается как сумма строк 4.1.1.+4.1.2.+4.1.3.

По строке 4.1.1 отражается налоговая база по объектам налогообложения ,реализация которых произведена на территории РФ. Она складывается как ст.1.7.1.-ст.2.7.1.+ст.3.1.1.

По строке 4.1.2 отражается налоговая база по объектам налогообложения, реализация которых произведена в странах-участницах СНГ . Она складывается как ст.1.7.2.+ст.3.1.2.

По строке 4.1.3. отражается налоговая база по объектам налогообложения, реализация которых произведена за пределами территории РФ, за исключением государств-участников СНГ. Она складывается как ст. 1.7.3.+ст.3.1.3.

Сумма акциза, начисленная в отчетном периоде рассчитывается в пункте 5 второго раздела декларации . По строкам 5.1.1-5.1.3 указываются ставки акциза на реализуемый (передаваемый) природный газ, которые определяются в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса :

Природный газ, реализуемый (передаваемый) на территории Российской Федерации)- 15%;

Природный газ, реализуемый (передаваемый) в государства – участники содружества Независимых Государств –15%;

Природный газ, реализуемый (передаваемый) за пределы территории Российской Федерации (за исключением государств – участников Содружества Независимых Государств )-30%.

В строке 5.2.1 указывается сумма акциза по природному газу, реализованному на территории РФ.

Она определяется как произведение ст.4.1.1.х ст.5.1.1.

Соответственно строка 5.2.2.= ст.4.1.2.х ст.5.1.2;

Строка 5.2.3.=ст.4.1.3.х ст.5.1.3.

В строке 5.2.указывается сумма строк 5.2.1.-5.2.3.

В строке 5.3. указывается сумма акциза, исчисленная с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок природного газа, принимаемая к вычету в отчетном налоговом периоде. Определяется она как сумма строк 5.3.1-5.3.3.

Строка 5.3.1=ст.3.1.1.х ст.5.1.1.

Строка 5.3.2= ст.3.1.2.х ст.5.1.2.

Строка 5.3.3.= ст.3.1.3.х ст.5.1.3.

Обращаем Ваше внимание на то, что данная декларация заполняется налогоплательщиками только по подакцизному минеральному сырью, добытому до 01.01.2004 года и налоговые вычеты по расчетам 2004 года производятся после отражения в учете операций по реализации природного газа, добытого только до указанной даты.

Налоговые вычеты по акцизу, исчисленному с авансовых платежей в 2003 году, по природному газу, добытому и отгруженному в 2004 году, не производятся.

МНС РФ Письмом от 29 март 2004 года № 03-5-09/847/54 «О порядке проведения налоговых вычетов» сообщает, что в отчетности по состоянию на 1 март 2004 года по ряду регионов сложились отрицательные величины начисленных сумм акциза на природный газ. Данная ситуация сложилась в результате отражения налогоплательщиками в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) налоговых вычетов сумм акциза, исчисленных ранее с сумм авансовых платежей в счет предстоящих поставок природного газа.

Следует обратить внимание на то , что налоговые вычеты сумм акциза, исчисленных с авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа, отражаются в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) с одновременным отражением в ней операций по его реализации за один и тот же налоговый период. При соблюдении этого условия отрицательных величин сумм акциза на природный газ, начисленных к уплате с учетом налоговых вычетов, не возникает.

В строке 5.4. указывается сумма акциза на природный газ, начисленная с учетом налоговых вычетов. Она определяется как разница ст.5.2.- ст.5.3.

Пункт 6 «Расчет акциза на природный газ, реализуемый в Турецкую Республику в рамках Соглашения между правительством РФ и правительством Турецкой Республики о поставкам российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря» заполняется ОАО «Газпром», экспортирующее российский природный газ в рамках этого Соглашения.

Для определения начисленной суммы акциза на природный газ в рублях сумма акциза, исчисленная в долларах США, пересчитывается в валюту РФ по курсу Центробанка РФ, действующему на дату реализации природного газа.

В пункте 7 второго раздела декларации отражается общая начисленная сумма акциза на природный газ по разделам 5 и 6.

В целях налогообложения дата реализации подакцизного минерального сырья, в том числе и природного газа, реализованного в рамках Соглашения, определяется как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.

При совершении операций по передаче подакцизного минерального сырья, в том числе для собственных нужд, а также при безвозмездной передаче и (или) при обмене с участием подакцизного минерального сырья определяется как день совершения соответствующих операций.

Срок уплаты акциза при реализации природного газа за истекший налоговый период — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Более подробно с этой темой Вы можете познакомиться в разработке ЗАО «Интерком-Аудит» «Акцизы».

Автор статьи консультант
ЗАО «Интерком-Аудит» Мякинина Л. Н.
Телефон: (095) 937-34-51

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 января 1999 года N 81

О ставках акциза на природный газ

(с изменениями на 4 апреля 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 19 сентября 2001 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 20 августа 2001 года N 592
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

В целях создания условий, ограничивающих рост цен на природный газ, и сдерживания инфляционных процессов в экономике Правительство Российской Федерации

1. Установить с 1 января 1999 года ставку акциза на природный газ для организаций, реализующих его:

на территории Российской Федерации - в размере 15 процентов стоимости природного газа, реализованного газораспределительным организациям и (минуя эти организации) непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья. Размер акциза рассчитывается исходя из фактических цен реализации природного газа, но не ниже государственных регулируемых оптовых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок с цен на природный газ, без налога на добавленную стоимость и надбавки для газораспределительных организаций;

за пределы территории Российской Федерации (кроме Республики Белоруссия) - в размере 30 процентов стоимости реализованного природного газа за вычетом налога на добавленную стоимость (по поставкам в государства - участники СНГ), таможенных платежей и расходов на оплату услуг по транспортировке газа за пределами территории Российской Федерации;

в Республику Белоруссия - в размере 15 процентов стоимости природного газа на российско-белорусской границе за вычетом налога на добавленную стоимость.

Акциз не уплачивается организациями, передающими или реализующими на территории Российской Федерации природный газ, приобретенный и реализованный по государственным регулируемым оптовым ценам, акциз на который уже был уплачен поставщиками в установленном порядке исходя из налогооблагаемой базы, предусмотренной в абзаце втором настоящего пункта.

При реализации природного газа на основании договоров комиссии, поручения, агентских договоров акциз уплачивается собственниками природного газа.

2. Ставки акциза, установленные настоящим Постановлением, распространяются на природный газ, добываемый на территории Российской Федерации организациями открытого акционерного общества "Газпром", акционерного общества "Норильскгазпром", акционерного общества "Якутскгазпром", акционерного общества "Сахалинморнефтегаз" и организациями, являющимися их аффилированными лицами.

На природный газ, добываемый на территории Российской Федерации другими организациями, до 1 июля 2000 года устанавливается нулевая ставка акциза. С 1 июля 2000 года ставки акциза, установленные пунктом 1 настоящего постановления, распространяются на природный газ, добываемый на территории Российской Федерации организациями, не входящими в акционерные общества "Газпром", "Норильскгазпром", "Якутскгазпром", "Сахалинморнефтегаз" и не являющимися их аффилированными лицами, за исключением природного газа, добытого на территории Российской Федерации и реализуемого на территории Российской Федерации и в Республику Белоруссия организациями, входящими в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. На природный газ, добытый на территории Российской Федерации и реализуемый на территории Российской Федерации и в Республику Белоруссия организациями, входящими в указанный перечень, устанавливается нулевая ставка акциза (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2000 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 года N 291, - см. предыдущую редакцию).

3. Признать утратившими силу:

Председатель
Правительства Российской Федерации
Е.Примаков

  • Открытые данные
  • Общественная приемная
  • Обязательные требования

Вы здесь

Москва, 8 июля. - Правительство Российской Федерации поддержало и внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье)», разработанный Минфином России и Минэнерго России.

Законопроект направлен на развитие нефтегазохимического комплекса Российской Федерации путем создания стимулирующих налоговых условий для сжиженных углеводородных газов в целях производства товаров нефтегазохимии, а также для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию. Кроме того, в целях стимулирования глубокой переработки нефти законопроектом предусмотрена возможность применения дополнительного инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер «обратного акциза» на нефтяное сырье при строительстве новых установок вторичной переработки.

Законопроектом предлагается установить в отношении переработчиков этана или СУГ применение с 1 января 2022 года права на налоговый вычет по акцизам с повышающим коэффициентом 2 при условии введения ими новых производственных мощностей по переработке этана или СУГ в эксплуатацию после 1 января 2022 года (проектной мощностью по сырью не менее 300 тысяч тонн этана в год) или обязательного осуществления новых инвестиций в объекты основных средств, вводимых в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, в размере не менее 65 млрд рублей, по заключенному до 1 января 2023 года с Минэнерго России соглашению о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии.

С 1 января 2022 г. этан признается подакцизным товаром со ставкой акциза в размере 9000 рублей за тонну, а также СУГ со ставкой акциза в размере 4500 рублей за тонну с правом предоставления двойного налогового вычета на них в случае переработки этана и СУГ в нефтегазохимическую продукцию. При этом в случае осуществления инвестиций в производственные мощности по переработке СУГ в размере более 110 млрд рублей законопроектом предусмотрена ежегодная равномерная индексация ставки акциза на СУГ АО 100 руб. в год с 1 января 2024 года с 4500 руб./т до 7500 руб./т к 2027 году.

Нефтегазохимия является одной из наиболее быстрорастущих отраслей в мировой экономике. В то время как Россия, являясь страной с крупнейшими запасами природного газа, обладает уникальной сырьевой базой для развития нефтегазохимии.

С учетом потенциальных проектов российских компаний инвестиции в нефтегазохимические проекты в 2020‒2030 гг. могут суммарно составить около 3,1 трлн руб., из которых проекты на СУГ ‒ 570 млрд руб., на этане – около 1600 млрд руб. Реализация предлагаемых мер стимулирования также позволит обеспечить 12 млн тонн дополнительной нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью. Сверх того, это означает снижение импорта полимеров и более 14,5 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест.

В целях стимулирования увеличения глубины переработки нефти и выработки светлых нефтепродуктов законопроектом предусмотрено применение дополнительного инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер «обратного акциза» на нефтяное сырье, для нефтепереработчиков, заключивших до 1 июля 2021 года с Минэнерго России соглашение о создании новых мощностей (увеличению мощности действующих мощностей не менее чем на 15% по сырью) по глубокой переработке нефтяного сырья и (или) новых объектов основных средств, согласно которому налогоплательщик обязан осуществить начиная с 1 января 2019 года по любую дату после 1 января 2023 года капитальные вложения в объекты основных средств нефтеперерабатывающего завода в размере свыше 30 млрд рублей или осуществить с 1 января 2020 года по 31 декабря 2026 года введение в эксплуатацию на таких предприятиях объектов основных средств, указанных в инвестиционном соглашении, в размере, не менее 50 млрд рублей.

Такая мера позволит дополнительно инвестировать около 0,8 ‑ 1 трлн рублей в строительство около 30 установок глубокой переработки нефти в следующие 6‒10 лет.

Налоговый период по акцизам составляет календарный месяц. Это время, за которое налогоплательщик отчитывается по количеству изготовленной или проданной продукции и платит налог. Категории акцизного товара влияют на то, какая ставка акциза применяется при расчете платежа. Налоговым Кодексом принято три вида ставок акцизов, которые разработаны для определения налогов по алкоголю и табачным изделиям, по топливу и спирту. Налоговая база акциза исходит из ставки и влияет на то, какая величина (объем или стоимость товара) будет использована в расчете налога.

Ставки акцизов

Востребованные у граждан страны товары государство облагает дополнительным налогом. Усиление налоговой нагрузки ведет к росту конечной цены подакцизной продукции. Большими темпами пополняют бюджет дорогие автомобили, крепкий алкоголь, табак и бензин. Акцизные ставки на перечисленные категории продуктов увеличиваются раз в 2-3 года, а по некоторым – ежегодно. Изготовитель каждый год платит за одинаковое изделие большее отчисление в государственный бюджет. Поэтому и рыночная стоимость акцизного товарного ряда растет вместе с налогами.

Ставки акцизов устанавливаются Правительством страны. Принятые ценовые корректировки начинают действие с 1 января следующего года. Обновленные акцизные условия публикуют в 193 статье Налогового Кодекса. Затем бизнесмены и организации ежемесячно отчитываются в налоговый орган о количестве проданных подакцизных изделий. Категории продуктов, попадающих под действие закона, зафиксированы в 181 статье.

В налоговых операциях участвуют три типа налогоплательщиков. Бизнесмены, чье предпринимательство связано с подакцизной продукцией. Фирмы, которые изготавливают или продают акцизный продукт. Люди, участвующие в вывозе и ввозе изделий с акцизом через таможню. Предприниматель, частное лицо и изготовитель платят акцизный сбор по единой налоговой ставке.

Виды ставок акцизов

В налоговом законодательстве действуют тарифы, которые установлены на конкретные категории изделий. По трем типам ставок плательщики рассчитывают налог для уплаты в бюджет. Важно использовать принятые Правительством официальные виды ставок акцизов.

Твердые

Твердые ставки акцизов исчисляются в абсолютной сумме – это точное число в рублях и копейках на единицу продукта. Такая ставка фиксирована и для расчета налога плательщик умножает объем изготовленной за 1 месяц продукции на ставку. Применяется в отношении этилового спирта и алкогольных напитков, нефтепродуктов, сигарет и других товаров.

Бюджетный взнос = Объем продукции * Твердая ставка

Допустим, пивоварня изготовила за месяц 85 литров пива с алкогольностью 4%. Твердая ставка за литр напитка установлена в 21 р. Чтобы узнать стоимость сбора, умножаем 85 литров на 21 рубль. Налоговый платеж составит 1 785 рублей.

Адвалорные

Адвалорные ставки акцизов рассчитываются из процентной доли от стоимости товара. Процентная ставка действует на природный газ. Сбор на газ составляет – 30% от стоимости произведенного объема в месяц. Налогом облагается сумма, из которой вычли расходы на транспортировку газа за пределы РФ и таможенные платежи.

Платеж = Стоимость товара * Адвалорная ставка %

Предположим, цена за 1 кубический метр природного газа 23 рубля, к финансовой сделке подготовлено 25 млн. кубов. Бюджетный платеж по адвалорной ставке составит 30% от произведения 25 млн.* 23 рубля. Отчисление в бюджет по приведенному примеру равно 172 500 000 руб.

Комбинированные

Комбинированные ставки акциза сочетают твердую и адвалорную ставки. Чтобы вычислить бюджетную нагрузку в расчете применяются обе ставки одновременно, их сумма и подлежит уплате государству. Этот тип косвенного налога применяют к табачным изделиям.

Вычет в бюджет = (Объем продукции * Твердая ставка) + (Стоимость товара * Адвалорная ставка %)

Табачный концерн выпустил 3 500 пачек сигарет, в одной пачке 20 штук. Стоимость пачки 120 рублей. Торговая сеть единовременно выкупила полную партию. А концерн вносит за нее акцизные отчисления.

Стоимость партии вышла на 420 тысяч рублей. Количество сигарет 70 тысяч штук. Твердая тарификация в 2021 году на 1 тысячу сигарет равна 1890 р., адвалорная – 14,5%. Бюджетное отчисление = (70 000 * 1890 / 1000) + (420 000 * 14,5%) Налоговая нагрузка за партию составила 193 200 руб.

Таблица ставок акцизов на 2018-2019 год

По каждому виду подакцизных продуктов действует собственная налоговая тарификация. С 1 января 2021 года по ряду продукции произошли изменения. Приводим ставки акцизов на 2021 год. Таблица показывает увеличение тарифа или прежний уровень налоговой нагрузки.

Алкогольная продукция

Государственный сбор на спиртные напитки в 2021 году не отличается от тарифов прошедшего года. Изменения произошли не в ценах, а в способе подсчета алкогольной продукции. До 1 января 2019 налогоплательщики закупали акцизные марки на партию спиртного, теперь государство учитывает каждую бутылку отдельно. Марка в наступившем году приобрела статус отчетного документа.

Наименование спиртного Стоимость в рублях за 1 литр
2018 2019
Алкоголь с содержанием спирта менее 9 % 418
Алкоголь с содержанием спирта выше 9% 523
Вино с защищенным географическим указанием 5
Вина без географического указания 18
Игристое вино с защищенным местом происхождения 14
Игристые вина без защищенного места изготовления 36
Пиво с объемной долей спирта до 0,5% 0
Пиво с долей алкоголя от 0,5 до 8,6% 21
Пиво с долей алкоголя выше 8,6% 39
Медовуха, пуаре, сидр 21

Этиловый спирт

По этиловому спирту тарификация осталась на прежних позициях. Фирмы используют спирт для изготовления продуктов массового потребления без вреда для здоровья. Поэтому цены на сырье не высокие и растут постепенно.

Категория продукции Цена в рублях за литр
2018 2019
Безводный спирт, который продают компаниям производителям парфюма, косметики, бытовой химии. Тем, кто платит авансовый акцизный налог 0
Спирт для компаний, которые не работают с авансовым акцизным платежом 107

Бензин

Поправки в топливном налогообложении в наступившем году коснулись трех категорий горючего. Но тарифы на бензин продолжат рост и в 2021.

Тип горючего Налог в рублях за 1 тонну
2018 2019
Бензин ниже 5 класса 13 100
Бензин 5 класса 11 892 12 314
Дизельное 8 258 8 541
Масла моторные 5 400
Прямогонный бензин 13 100
Бензол, ортоксилол, параксилол 2 800
Керосин авиационный 2 800
Средние дистилляты 8 662 9 241

Сигареты

Государственный сбор на изделия с никотином самый быстрорастущий косвенный налог. Он повышается в среднем на 10% ежегодно и за 5 лет вырос вдвое. Стремительное увеличение рыночной цены на никотин позволяет сделать его менее доступным продуктом для широких слоев населения. Так страна борется с зависимостью людей от сигарет.

Разновидность табачных изделий Платеж в рублях
2018 2019
Нюхательный, жевательный, трубочный, сосательный, кальянный табак 2 772 за 1 кг. 3 050 за 1 кг.
Сигары 188 за 1 шт. 207 за 1 шт.
Сигариты, сигариллы, биди, кретек 2 671 за 1000 шт. 2 938 за 1000 шт.
Сигареты, папиросы 1 718 за 1000 штук + 14,5% розничной стоимости, но не менее 2 335 рублей за 1000 шт. 1 890 за 1000 шт. + 14,5% розничной стоимости, но не менее 2 568 рублей за 1000 шт.
Табак для потребления через нагревание 5 280 за 1 кг. 5 808 за 1 кг.
Электронные устройства для курения 44 за шт. 48 за шт.
Жидкость для курения через электронное устройство 11 за 1 мл. 12 за 1 мл.

Расчет акциза на алкоголь пример: налог на спиртное
Ставки «табачных» акцизов
Расчет акциза на алкоголь пример: налог на спиртное
Ставка акциза на алкоголь 2018
Незаконные действия с подакцизной алкогольной продукцией
Акциз на алкогольную продукцию 2018
Как считать акциз на алкоголь с содержанием всех категорий напитков со спиртом

Как в 2016–2017 годах рассчитать акциз на сигареты

Чтобы рассчитать акциз на сигареты (Ас), необходимо применить следующую формулу (ст. 194 НК РФ):

АТНС — акциз, рассчитанный по твердой ставке;

ААНС — акциз, рассчитанный по адвалорной (процентной) налоговой ставке.

АТНС определяется перемножением объема реализованных сигарет (Орс) с твердой налоговой ставкой (ТНС):

ААНС представляет собой соответствующую адвалорной ставке (АНС) долю максимальной розничной цены сигарет (МЦр), помноженной на количество табачных изделий (Кп):

ААНС = МЦр × Кп × АНС.

Кто устанавливает МЦр и можно ли ее изменять — узнайте из представленной ниже схемы.

Кто устанавливает МЦр

Детализированная формула для расчета Ас:

Ас = Орс × ТНС + МЦр × Кп × АНС.

С формулами расчета разнообразных финансовых показателей вас познакомят размещенные на нашем сайте материалы:

  • «Расчет нормы чистой прибыли (формула)»;
  • «Расчет налоговой нагрузки в 2015–2016 году (формула)»;
  • «Как определить рентабельность производства (формула)?».

Для расчета акциза потребуется еще один показатель — минимальная цена реализации сигарет (МИНц), которая:

  • устанавливается государством как мера воздействия на уровень «табачных» цен (ст. 13 закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ);
  • является пограничным показателем цены, ниже которой 1 пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям;
  • составляет 75% от МЦр.

Рассчитанная исходя из минимальной цены на сигареты сумма акциза сравнивается с Ас — суммой акциза к уплате является максимальный по величине из указанных показателей.

Как применить вышеуказанные показатели и формулы для расчета акциза на сигареты — расскажем в следующем разделе.

Налоговая база по акцизам

Принятые государством тарифы на товары массового потребления формируют действующие акцизы. Налоговая база разрабатывается Налоговыми Органами и принимается Правительством страны. База зависит от введенных ставок и разработана в четырех видах:

  1. Объем акцизного товара в натуральном выражении с применением твердой ставки.
  2. Объем произведенных изделий при расчете твердой и адвалорной ставок одновременно. Работает для продукции с комбинированной акцизной ставкой.
  3. Стоимость продуктов, на которые установлена цена в 40 статье Налогового Кодекса и действует адвалорный процент.
  4. Стоимость товаров, высчитанная из средних торговых цен по предыдущему налоговому периоду или по рыночным ценам. По ним работает адвалорный тариф.

От того, с какой продукцией работает компания, будет зависеть, какой налоговой базой будет пользоваться налогоплательщик при расчете бюджетного платежа. Если фирма изготавливает разные категории продуктов, использует 2 или три вида налоговых расчетов. То есть ведет раздельный учет и определяет платежи по каждому товару отдельно, в соответствии с налоговой базой. Однако если плательщик не применяет подсчет по отдельным категориям продуктов, он платит налог по большей ставке из подходящих ему изделий. Разумно учитывать и считать акциз по отдельным видам изделий.

Ответственность за продажу сигарет без акциза

Законом карается продажа сигарет без акциза. Ответственность за подобное нарушение определяют правоохранительные органы. Это административное или уголовное наказание. Административный штраф назначают как продавцам, так и фирмам, которые продают табак на сумму меньше 100 тысяч рублей. С организации взыщут до 50 тысяч рублей, с продавца до 5 тысяч.

Если компания или продавец умышленно продают табачные изделия стоимостью выше 1 миллиона рублей, наступает уголовная ответственность. Наказание за нарушение закона – до 6 лет тюремного заключения. Или штраф до 800 тысяч рублей.

Налоговый период по акцизам

Налоговым периодом по акцизам признается только 30 дней одного месяца практически для всех налогоплательщиков. Специальным сроком на оплату акцизного обязательства пользуются компании, работающие по трем категориям продукции:

  • перерабатывающие прямогонный бензин, денатурат и средний дистиллят. Вносят платеж до 25 числа третьего месяца следующего периода налогообложения;
  • реализующие средние дистилляты иностранным фирмам на территории РФ. Срок выплаты до 25 числа шестого месяца, следующего налогового периода;
  • реализующие средние дистилляты за пределами страны иностранным организациям. Также, до 25 числа шестого месяца.

Остальные компании сдают финансовую декларацию и выплачивают акцизные оплаты до 25 числа следующего месяца. Сдав отчет 25 февраля, внести платеж нужно до 25 марта. Процедура повторяется ежемесячно. За несоблюдение сроков налогового периода нарушителя ждут штрафные санкции.

Организации, которые изготавливают крепкие спиртные напитки, платят акциз в два этапа. Сначала за объем сырья, из которого планируют произвести алкоголь. За него выплачивают авансовый акцизный платеж до 15 числа месяца, в котором данные напитки будут проданы. И финальный платеж вносят в бюджет до 25 числа следующего месяца.

Авансовые акцизные платежи: условия применения и формула расчета

«Акцизный» аванс — это установленный п. 8 ст. 194 НК РФ для производителей алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции (АССП) обязательный платеж, представляющий собой предоплату акциза по АССП:

  • до закупки произведенного в РФ спирта (включая спирт-сырец);
  • до совершения операции, указанной подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ.

Для расчета суммы «акцизного» аванса:

  • НБ — определяется исходя из общего объема закупаемого или передаваемого внутри компании спирта;
  • СА — определяется на дату перечисления авансового платежа либо на дату предоставления банковской гарантии (в ситуации освобождения от авансового платежа).

Фактически уплаченный «акцизный» аванс подлежит вычету при определении суммы акциза по реализованной АССП.

ООО «Спиртопром» производит алкогольную продукцию с объемной долей спирта свыше 9%. По плану в декабре 2021 года компания для этих целей планирует приобрести 140 л этилового спирта.

Расчет суммы авансового «акцизного» платежа (ААП) за декабрь, подлежащей перечислению в бюджет в ноябре 2021 года:

  • НБ = 140 л;
  • СА = 500 руб./л;
  • ААП = 140 л × 500 руб./л = 70 000 руб.

Платежку на перечисление аванса в рассчитанной сумме ООО «Спиртопром» представило в банк 14 ноября 2021 года — это соответствует срокам, установленным п. 6 ст. 204 НК РФ. При этом подтверждающие уплату «акцизного» аванса документы необходимо представить налоговикам не позднее 18 ноября 2021 года (п. 7 ст. 204 НК РФ).

Как исчислить «прибыльные» авансовые платежи — читайте в материале «Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать?».

Читайте также: