Акциз на минеральное сырье

Опубликовано: 26.04.2024

от 19 декабря 2000г. N БГ-3-03/441

Методические рекомендации
по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье)

С изменениями и дополнениями от:

12 апреля 2001 г.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ в главу 22 Налогового кодекса РФ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2002 г.

См. Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары), утвержденные приказом МНС РФ от 18 декабря 2000 г. N БГ-3-03/440

1. Методические рекомендации для налоговых органов по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при исчислении и уплате акцизов на подакцизное минеральное сырье (далее - минеральное сырье) разработаны на основании указанной главы НК РФ и Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

Новый порядок исчисления и уплаты акцизов на минеральное сырье в соответствии с указанными законодательными актами вступает в силу с 1 января 2001 года. При этом следует иметь в виду, что с указанной даты Инструкция N 58 "О порядке исчисления и уплаты акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, и природный газ", утвержденная приказом МНС России от 22.03.2000 N АП-3-03/109 (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2000 г. N 2221), применению не подлежит.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 179 НК РФ организации и иные лица, указанные в данной статье, признаются налогоплательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

Налоговая база по операциям реализации природного газа определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 188 НК РФ.

В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары как на возмездной, так и безвозмездной основе.

В случае реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам перехода права собственности от комитента к комиссионеру, от доверителя к поверенному, от принципала к агенту на реализуемый природный газ не происходит.

Поэтому акциз на природный газ, реализованный по договорам комиссии, поручения, агентским договорам, уплачивается собственниками природного газа.

При реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам в целях налогообложения применяется вся выручка от реализации, включающая и вознаграждение комиссионера, поверенного или агента.

Информация об изменениях:

Приказом МНС РФ от 12 апреля 2001 г. N БГ-3-03/120 в пункт 3 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения

3. Статьей 180 НК РФ устанавливаются особенности исполнения обязанности по исчислению и уплате акциза в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Совместная деятельность в рамках договора простого товарищества регламентируется гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе статьями 1041 - 1054 ГК РФ.

Участник договора простого товарищества, исполняющий обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, обязан известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика акциза в рамках договора простого товарищества.

Указанный участник договора простого товарищества представляет в налоговый орган по месту его постановки на учет в качестве налогоплательщика Декларацию по акцизам на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, утвержденную Приказом МНС России от 28.02.2001 N БГ-3-03/66 (далее - Декларация) в целом по совместной деятельности (по формам N 3 и (или) N 4 Декларации), а также по каждому участнику договора простого товарищества - плательщику акциза по минеральному сырью (по формам N 3а и (или) N 4а Декларации).

Налоговый орган, в котором участник договора простого товарищества, исполняющий обязанности по исчислению и уплате акциза, состоит на учете, получив Декларацию по формам N 3а и (или) N 4а, проводит на ее основании камеральную проверку налогоплательщика акциза и направляет для последующего контроля в налоговые органы по месту постановки на учет остальных участников договора простого товарищества копии указанных форм Декларации с отметкой проводившего камеральную проверку налогового органа о получении налоговой Декларации.

Информация об изменениях:

Приказом МНС РФ от 12 апреля 2001 г. N БГ-3-03/120 в пункт 4 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения

4 Статья 183 НК РФ устанавливает перечень операций, не подлежащих налогообложению.

4.1. Согласно указанной статье освобождаются от налогообложения операции по использованию природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа; операции по использованию нефти на собственные технологические нужды нефтедобывающих организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями добычи, подготовки и транспортировки нефти, а также операции по использованию нефти для целей повышения нефтеотдачи пластов и других технологических операций, включая обработку бурового раствора, перевод скважин на нефть при освоении и исследовании скважин в пределах нормативов, обусловленных технологиями добычи нефти; кроме того, операции по реализации нефти, добываемой из вводимых в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации (по состоянию на 1 января 1999 года) скважин.

При проведении камеральных и выездных налоговых проверок следует иметь в виду, что освобождение от налогообложения указанных операций производится только при наличии утвержденных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, нормативов и перечня скважин.

4.2 Операции по закачке природного газа в подземные хранилища согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 183 НК РФ освобождаются от налогообложения.

Однако, следует иметь в виду, что при реализации природного газа из подземных хранилищ взимание акциза производится в порядке, определенном главой 22 НК РФ.

4.3 Подпунктом 10 пункта 1 статьи 183 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения операций по реализации (передаче) отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки.

Данная правовая норма применяется в отношении сухого отбензиненного газа, которому присвоен код 02 7152, а также попутного газа нефтяных месторождений, которому присвоен код 02 7112, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301.

Информация об изменениях:

Приказом МНС РФ от 12 апреля 2001 г. N БГ-3-03/120 в пункт 5 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения

5. Определение налоговой базы при реализации минерального сырья производится по нефти и стабильному конденсату и отдельно по природному газу.

5.1 Налоговая база по акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат по операциям, связанным с передачей добытых нефти и (или) стабильного газового конденсата на переработку в структуре организации и (или) на промышленную переработку на давальческой основе, а также с передачей добытых нефти и (или) стабильного газового конденсата для использования на собственные нужды определяется как объем переданной нефти и стабильного газового конденсата в натуральном выражении.

5.2 В целях налогообложения стоимость реализованного (переданного) на территории Российской Федерации природного газа исчисляется исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без налога на добавленную стоимость и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно конечным потребителям минуя газораспределительные организации.

Поэтому по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, а именно: передача природного газа в структуре организации и (или) на промышленную переработку на давальческой основе, а также передача природного газа для использования на собственные нужды, налоговая база определяется исходя из стоимости природного газа, отраженной в бухгалтерском учете, но не ниже стоимости, исчисленной по государственным регулируемым оптовым ценам, устанавливаемым ФЭК России.

Аналогично определяется и стоимость природного газа по операциям, освобождаемым от налогообложения:

закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления, направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефтегазоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти, использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации передача отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки;

передача природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам, в том числе и по организациям, входящим в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, которым устанавливается нулевая ставка акциза на природный газ.

ГАРАНТ:

Перечень организаций, для которых установлена и применяется с 1 июля 2000 г. нулевая ставка акциза на природный газ, добываемый на территории РФ и реализуемый ими на территории РФ и в Республику Белоруссия, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1042

5.3 При определении налоговой базы по акцизу на природный газ следует обратить внимание на определение затрат на транспортировку природного газа для организаций, не являющихся субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 188 НК РФ затраты на транспортировку природного газа, принадлежащего лицам, признаваемым налогоплательщиками акциза на природный газ и не являющимися субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, по территории Российской Федерации включаются в налогооблагаемую базу по акцизу в сумме тарифа (отпускных цен), утверждаемого для внутрисистемного потребления субъектами естественных монополий, осуществляющими производство, транспортировку и реализацию газа.

В целях осуществления контроля за правильностью исчисления сумм акциза на природный газ при проведении камеральной налоговой проверки следует в соответствии со статьей 88 НК РФ истребовать у налогоплательщиков, не являющихся субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, расчет затрат, включаемых в налоговую базу по акцизу на природный газ (протяженность (км) и соответствующий объем (тыс. куб. м) по всем участкам транспортировки газа, имеющим различные ставки за услуги по транспортировке газа, а также документы, являющиеся основанием для составления такого расчета.

Организации - налогоплательщики акциза, являющиеся субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, при расчете налоговой базы по акцизу на природный газ включают затраты на транспортировку природного газа в размере фактически уплаченного тарифа на транспортировку. Налоговые органы при проведении выездных и камеральных проверок обязаны истребовать у этих организаций уведомление о включении их в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по форме согласно Приложению N 2 к Положению о Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденному постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.01.2000 N 2/11.".

Информация об изменениях:

Приказом МНС РФ от 12 апреля 2001 г. N БГ-3-03/120 в пункт 6 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения

6. На природный газ, добываемый на территории Российской Федерации организациями, для которых на 1 января 2001 года Правительством Российской Федерации была установлена нулевая ставка акциза, и реализуемый этими организациями на территории Российской Федерации и в Республику Белоруссия, нулевая ставка акциза в силу статьи 14 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ сохраняется до 1 января 2002 года.

При этом, если указанные организации передают на территории Российской Федерации добытый ими природный газ для использования на собственные нужды, на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции, то перечисленные операции по передаче природного газа подлежат налогообложению в соответствии с главой 22 Налогового кодекса. В этом случае природный газ, переданный для осуществления указанных операций, облагается по ставке в размере 15 процентов.

7. В соответствии со статьей 195 НК РФ дата реализации природного газа определяется как день его оплаты.

Поэтому, учитывая данную норму, следует иметь ввиду, что акциз на природный газ, отгруженный включительно по 31 декабря 2000 г., а оплаченный после указанной даты, исчисляется в порядке и по ставкам, установленным главой 22 НК РФ.

Информация об изменениях:

Приказом МНС РФ от 12 апреля 2001 г. N БГ-3-03/120 пункт 8 настоящих Методических рекомендаций изложен в новой редакции

8. Статьей 206 НК РФ определены особенности исчисления и уплаты акцизов при выполнении соглашений о разделе продукции.

В указанных случаях освобождаются от налогообложения операции по реализации инвесторами и (или) операторами (или по их поручению третьими лицами) добываемых при выполнении таких соглашений подакцизных видов минерального сырья, если такое минеральное сырье является в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.

При этом следует иметь в виду, что осуществляемые при реализации соглашений о разделе продукции операции по передаче нефти и (или) стабильного газового конденсата, а также природного газа, указанные в статье 182 НК РФ, от налогообложения не освобождаются, кроме операций по передаче нефти и стабильного газового конденсата, а также природного газа, указанных в статье 183 Налогового кодекса.

При проведении контроля за исчислением и уплатой акциза на нефть и стабильный конденсат следует иметь в виду, что при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты акциза, установленные указанными соглашениями.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Акцизы

С 1 января 2004 года отменен акциз на подакцизное минеральное сырье, поэтому, декларацию по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) представляют в налоговые органы только те налогоплательщики, которые совершили в отчетном периоде операции с природным газом, добытым до 01.01.2004.

Декларация включает в себя:

• раздел 1 «Сумма акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ), подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» ;

• раздел 2 «Расчет начисленной суммы акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ».

По подакцизному минеральному сырью декларация представляется в налоговый орган по месту постановки на учет организации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Порядок заполнения налогоплательщиком титульного листа, исправления ошибок, и полноты сведений, указанных в налоговой декларации были рассмотрены подробно в предыдущих главах.

Прежде чем заполнить раздел 1 «Сумма акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ), подлежащая уплате в федеральный бюджет, по данным налогоплательщика», следует заполнить раздел 2 «Расчет начисленной суммы акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ), так как первый раздел заполняется на основании значения показателя по коду строки 520 второго раздела.

В разделе 2 декларации отражаются операции, совершаемые с подакцизным минеральным сырьем (природным газом), добытым до 01.01.2004 года. Акциз по указанному минеральному сырью (природному газу) исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет по ставкам и в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшими до 01.01.2004 года.

В пункте 1 «Операции по реализации (передаче) природного газа» раздела 2 отражаются операции по реализации (передаче) природного газа, как признаваемые объектом налогообложения, так и освобожденные то налогообложения, в случае, если природный газ добыт (выработан) на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны.

Напомним, что операции по реализации и передаче подакцизного минерального сырья признаются объектом налогообложения только в том случае, если оно добыто (выработано) на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны.

• Континентальный шельф в соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.11.95г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, которая является продолжением континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

• Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

• Исключительная экономическая зона в соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.12.98г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом об исключительной экономической зоне международными договорами РФ и нормами международного права. К исключительной экономической зоне относятся все острова РФ, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

По строкам 1.1-1.7 в графе 3 отражается стоимость реализованной и (или) переданной продукции. При этом в строки 1.1-1.7 графы 3 в обязательном порядке отражается стоимость реализованного и (или) переданного природного газа, указанного по строкам 2.1-2.7 в графе 3 пункта 2 второго раздела.

По строкам 1.1-1.3 в графе 3 указывается стоимость природного газа, переданного на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также отражается стоимость природного газа, использованного при натуральной оплате.

По строке 1.1 в графе 3 указывается стоимость реализованного природного газа за вычетом НДС, суммы таможенных платежей и расходов на транспортировку газа за пределами территории Российской Федерации.

По строке 1.2 в графе 3 –стоимость реализованного природного газа за вычетом таможенных платежей и расходов на транспортировку за пределами РФ.

По строкам 1.3-1.5 в графе 3 указывается стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен , но не ниже цен. Установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом НДС. При оплате услуг по транспортировке газа по распределительным газопроводам стоимость этих услуг, исчисленная исходя из суммы тарифных ставок за услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам и за пользование распределительными газопроводами , не включаются в налоговую базу.

В отношении природного газа, объектом налогообложения являются следующие операции:

• реализация за пределы территории российской Федерации;

• реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, на территории РФ газораспределительным организациям, либо непосредственным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья;

• передача для использования на собственные нужды;

• передача на промышленную переработку на давальческой основе;

• передача в структуре организации для изготовления других видов продукции;

• передача в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

В случае реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам перехода права собственности от комитента к комиссионеру, от доверителя к поверенному, от принципала к агенту на реализуемый природный газ не происходит, поэтому акциз на природный газ, реализованный по перечисленным договорам, уплачивается собственниками природного газа и в целях налогообложения учитывается вся выручка от реализации, включающая и вознаграждение комиссионера, поверенного или агента.

Газораспределительными организациями согласно Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" являются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

Потребителем газа в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" являются юридические или физические лица, приобретающие газ у поставщиков и использующие его в качестве топлива или сырья.

Пункт 2 раздела 2 декларации называется «Операции, освобождаемые от налогообложения» и содержит шесть подпунктов :

• закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления;

• направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефтегазоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти;

• использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа;

• реализация (передача) на территории Российской Федерации отбензиненого сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки;

• реализация на территории Российской Федерации природного газа, предназначенного для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищно-сроительными кооперативами,кондоминимумами и иными подобными потребителями;

• передача и (или) реализация природного газа (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае реализации природного газа по государственным регулируемым ценам.

Этот пункт (строки 2.1-2.7) заполняются налогоплательщиками только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) природного газа по стоимости, исчисленной исходя из применяемых цен, но не ниже цен, установленных при государственном регулировании. Если отдельный учет указанных операций отсутствует, то строки 2.1-2.7 не заполняются . Указанные операции отражаются только по строкам 1.1-1.7.

В пункте 3 второго раздела декларации отражаются суммы , увеличивающие налоговую базу:

• суммы. Полученные за реализованный природный газ в виде финансовой помощи,

• авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа,

• на пополнение фондов специального назначения,

• в счет увеличения доходов,

• в виде процента (дисконта) по векселям,

• процента по товарному кредиту,

• иные суммы, иначе связанные с оплатой реализованного природного газа ,как на территории РФ , так и в государства-участники СНГ и в другие государства.

В пункте 4 второго раздела декларации определяется налоговая база (п/п 4.1) , которая складывается как сумма строк 4.1.1.+4.1.2.+4.1.3.

По строке 4.1.1 отражается налоговая база по объектам налогообложения ,реализация которых произведена на территории РФ. Она складывается как ст.1.7.1.-ст.2.7.1.+ст.3.1.1.

По строке 4.1.2 отражается налоговая база по объектам налогообложения, реализация которых произведена в странах-участницах СНГ . Она складывается как ст.1.7.2.+ст.3.1.2.

По строке 4.1.3. отражается налоговая база по объектам налогообложения, реализация которых произведена за пределами территории РФ, за исключением государств-участников СНГ. Она складывается как ст. 1.7.3.+ст.3.1.3.

Сумма акциза, начисленная в отчетном периоде рассчитывается в пункте 5 второго раздела декларации . По строкам 5.1.1-5.1.3 указываются ставки акциза на реализуемый (передаваемый) природный газ, которые определяются в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса :

Природный газ, реализуемый (передаваемый) на территории Российской Федерации)- 15%;

Природный газ, реализуемый (передаваемый) в государства – участники содружества Независимых Государств –15%;

Природный газ, реализуемый (передаваемый) за пределы территории Российской Федерации (за исключением государств – участников Содружества Независимых Государств )-30%.

В строке 5.2.1 указывается сумма акциза по природному газу, реализованному на территории РФ.

Она определяется как произведение ст.4.1.1.х ст.5.1.1.

Соответственно строка 5.2.2.= ст.4.1.2.х ст.5.1.2;

Строка 5.2.3.=ст.4.1.3.х ст.5.1.3.

В строке 5.2.указывается сумма строк 5.2.1.-5.2.3.

В строке 5.3. указывается сумма акциза, исчисленная с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок природного газа, принимаемая к вычету в отчетном налоговом периоде. Определяется она как сумма строк 5.3.1-5.3.3.

Строка 5.3.1=ст.3.1.1.х ст.5.1.1.

Строка 5.3.2= ст.3.1.2.х ст.5.1.2.

Строка 5.3.3.= ст.3.1.3.х ст.5.1.3.

Обращаем Ваше внимание на то, что данная декларация заполняется налогоплательщиками только по подакцизному минеральному сырью, добытому до 01.01.2004 года и налоговые вычеты по расчетам 2004 года производятся после отражения в учете операций по реализации природного газа, добытого только до указанной даты.

Налоговые вычеты по акцизу, исчисленному с авансовых платежей в 2003 году, по природному газу, добытому и отгруженному в 2004 году, не производятся.

МНС РФ Письмом от 29 март 2004 года № 03-5-09/847/54 «О порядке проведения налоговых вычетов» сообщает, что в отчетности по состоянию на 1 март 2004 года по ряду регионов сложились отрицательные величины начисленных сумм акциза на природный газ. Данная ситуация сложилась в результате отражения налогоплательщиками в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) налоговых вычетов сумм акциза, исчисленных ранее с сумм авансовых платежей в счет предстоящих поставок природного газа.

Следует обратить внимание на то , что налоговые вычеты сумм акциза, исчисленных с авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа, отражаются в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) с одновременным отражением в ней операций по его реализации за один и тот же налоговый период. При соблюдении этого условия отрицательных величин сумм акциза на природный газ, начисленных к уплате с учетом налоговых вычетов, не возникает.

В строке 5.4. указывается сумма акциза на природный газ, начисленная с учетом налоговых вычетов. Она определяется как разница ст.5.2.- ст.5.3.

Пункт 6 «Расчет акциза на природный газ, реализуемый в Турецкую Республику в рамках Соглашения между правительством РФ и правительством Турецкой Республики о поставкам российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря» заполняется ОАО «Газпром», экспортирующее российский природный газ в рамках этого Соглашения.

Для определения начисленной суммы акциза на природный газ в рублях сумма акциза, исчисленная в долларах США, пересчитывается в валюту РФ по курсу Центробанка РФ, действующему на дату реализации природного газа.

В пункте 7 второго раздела декларации отражается общая начисленная сумма акциза на природный газ по разделам 5 и 6.

В целях налогообложения дата реализации подакцизного минерального сырья, в том числе и природного газа, реализованного в рамках Соглашения, определяется как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.

При совершении операций по передаче подакцизного минерального сырья, в том числе для собственных нужд, а также при безвозмездной передаче и (или) при обмене с участием подакцизного минерального сырья определяется как день совершения соответствующих операций.

Срок уплаты акциза при реализации природного газа за истекший налоговый период - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Более подробно с этой темой Вы можете познакомиться в разработке ЗАО «Интерком-Аудит» «Акцизы».

date image
2015-04-06 views image
1079

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Эффективность освоения месторождений полезных ископаемых и, в частности, прибыль, которая может быть получена при добыче и реализации добытой продукции, в основном определяются их горногеологическими и экономико-географическими характеристиками. Диапазон влияния этих факторов чрезвычайно широк. Часто они отличаются на несколько порядков. В ряде случаев они приводят к тому, что освоение месторождений становится неэффективным, в других — позволяют получить прибыль, значительно превышающую нормальные значения.

Налоговая система в принципе призвана существенно уменьшить влияние рассматриваемых факторов на эффективность освоения каждого отдельного месторождения, т.е. учесть так называемую рентную составляющую. При сложных условиях освоения и низкой продуктивности месторождений это случается за счет введения налоговых льгот, при благоприятных условиях освоения и высокой продуктивности месторождений — путем введения специальных налоговых мероприятий, обеспечивающих изъятие в пользу государства сверхприбыли. Налоговые льготы могут выражаться в различной форме, в частности, в полном или частичном освобождении от ряда налогов и платежей, в предоставлении налогового кредита и др.

Налоговый прессинг осуществляется обычно либо путем взимания налогов и платежей по максимальным установленным ставкам, либо, если эта мера оказывается недостаточно действенной, введением специального налога на сверхприбыль. Так, например, налог на сверхприбыль был введен в ряде нефтедобывающих стран в начале 80-х годов, когда произошло труднообъяснимое, резкое повышение мировых цен на нефть (практически удвоение). Введение такого налога было связано не с природными особенностями, а с конъюнктурными факторами. Российское налоговое законодательство пошло по пути установления единых ставок налога по компаниям, а не по месторождениям.

Изъятие сверхприбыли, обусловленной объективными геолого-эко- номическими факторами, присущими конкретным месторождениям, в форме так называемого акциза известно только в российском налоговом законодательстве.

Обычно термин «акциз» применяется для наименования налога, обеспечивающего изъятие сверхприбыли с продукции, цены на которую монопольно устанавливаются государством таким образом, что их уровень многократно превышает себестоимость производства (табак, водка и т.п.).

В недропользовании при переходе на свободные цены и при нормативном фиксировании ставки акциза этот вид налога по существу следует трактовать как налог на сверхприбыль, получение которой обусловлено исключительно природно-экономическими факторами.

В действующем НК РФ использован и применяется принцип установления акциза по организациям. Установлен он только на природный газ.

Объектом налогообложения в НК РФ признаются, применительно к минеральному сырью, следующие операции: —

реализация природного газа за пределы территории РФ; —

реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории РФ газораспределительными организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья; —

передача природного газа для использования на собственные нужды; —

передача природного газа на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции; —

передача природного газа в качестве вклада в уставный капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

В целях исчисления акциза передача прав собственности на подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признается реализацией подакцизных товаров.




Операции, перечисленные выше, признаются объектом налогообложения в случае, если подакцизный вид минерального сырья добыт (выработан) на территории РФ, ее континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне.

НК РФ освобождает от налогообложения следующие операции: —

закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления; —

закачка природного газа в подземные хранилища; —

направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефте- газоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти; —

использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ; —

реализация отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после обработки или переработки; —

реализация на территории РФ природного газа для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищно-строительными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными потребителями; —

передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам.

Перечисленные выше операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении отдельного учета затрат по производству и реализации (передаче) подакцизного минерального сырья указанным потребителям.

Налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (проданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость. При оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям стоимость этих услуг и сумма тарифов не включаются в налоговую базу.

При реализации природного газа за пределы территории РФ налоговая база определяется как стоимость реализованного природного газа за вычетом налога на добавленную стоимость при реализации природного газа в государства — участники СНГ, таможенных платежей расходов на транспортировку природного газа за пределами территории РФ.

При определении налоговой базы стоимость подакцизного минерального сырья налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в валюту РФ по курсу, действующему на дату его реализации.

Не включается в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизного минерального сырья.

Налогообложение подакцизного минерального сырья, осуществляется по единым на территории РФ налоговым ставками: —

природный газ, реализуемый на территории РФ, — 15 процентов; —

природный газ, реализуемый в государства — участники СНГ, — 15 процентов; —

природный газ, реализуемый за пределы территории РФ (за исключением государств — участников СНГ), — 30 процентов.

Декларация включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ), подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» ;
  • раздел 2 «Расчет начисленной суммы акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ».

По подакцизному минеральному сырью декларация представляется в налоговый орган по месту постановки на учет организации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Порядок заполнения налогоплательщиком титульного листа, исправления ошибок, и полноты сведений, указанных в налоговой декларации были рассмотрены подробно в предыдущих главах.

Прежде чем заполнить раздел 1 «Сумма акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ), подлежащая уплате в федеральный бюджет, по данным налогоплательщика», следует заполнить раздел 2 «Расчет начисленной суммы акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ), так как первый раздел заполняется на основании значения показателя по коду строки 520 второго раздела.

В разделе 2 декларации отражаются операции, совершаемые с подакцизным минеральным сырьем (природным газом), добытым до 01.01.2004 года. Акциз по указанному минеральному сырью (природному газу) исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет по ставкам и в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшими до 01.01.2004 года.

В пункте 1 «Операции по реализации (передаче) природного газа» раздела 2 отражаются операции по реализации (передаче) природного газа, как признаваемые объектом налогообложения, так и освобожденные то налогообложения, в случае, если природный газ добыт (выработан) на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны.

Напомним, что операции по реализации и передаче подакцизного минерального сырья признаются объектом налогообложения только в том случае, если оно добыто (выработано) на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны.

Континентальный шельф в соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.11.95г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, которая является продолжением континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Исключительная экономическая зона в соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.12.98г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом об исключительной экономической зоне международными договорами РФ и нормами международного права. К исключительной экономической зоне относятся все острова РФ, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

По строкам 1.1-1.7 в графе 3 отражается стоимость реализованной и (или) переданной продукции. При этом в строки 1.1-1.7 графы 3 в обязательном порядке отражается стоимость реализованного и (или) переданного природного газа, указанного по строкам 2.1-2.7 в графе 3 пункта 2 второго раздела.

По строкам 1.1-1.3 в графе 3 указывается стоимость природного газа, переданного на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также отражается стоимость природного газа, использованного при натуральной оплате.

По строке 1.1 в графе 3 указывается стоимость реализованного природного газа за вычетом НДС, суммы таможенных платежей и расходов на транспортировку газа за пределами территории Российской Федерации.

По строке 1.2 в графе 3 –стоимость реализованного природного газа за вычетом таможенных платежей и расходов на транспортировку за пределами РФ.

По строкам 1.3-1.5 в графе 3 указывается стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен , но не ниже цен. Установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом НДС. При оплате услуг по транспортировке газа по распределительным газопроводам стоимость этих услуг, исчисленная исходя из суммы тарифных ставок за услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам и за пользование распределительными газопроводами , не включаются в налоговую базу.

В отношении природного газа, объектом налогообложения являются следующие операции:

  • реализация за пределы территории российской Федерации;
  • реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, на территории РФ газораспределительным организациям, либо непосредственным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья;
  • передача для использования на собственные нужды;
  • передача на промышленную переработку на давальческой основе;
  • передача в структуре организации для изготовления других видов продукции;
  • передача в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

В случае реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам перехода права собственности от комитента к комиссионеру, от доверителя к поверенному, от принципала к агенту на реализуемый природный газ не происходит, поэтому акциз на природный газ, реализованный по перечисленным договорам, уплачивается собственниками природного газа и в целях налогообложения учитывается вся выручка от реализации, включающая и вознаграждение комиссионера, поверенного или агента.

Газораспределительными организациями согласно Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" являются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

Потребителем газа в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" являются юридические или физические лица, приобретающие газ у поставщиков и использующие его в качестве топлива или сырья.

Пункт 2 раздела 2 декларации называется «Операции, освобождаемые от налогообложения» и содержит шесть подпунктов :

  • закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления;
  • направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефтегазоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти;
  • использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа;
  • реализация (передача) на территории Российской Федерации отбензиненого сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки;
  • реализация на территории Российской Федерации природного газа, предназначенного для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищно-сроительными кооперативами,кондоминимумами и иными подобными потребителями;
  • передача и (или) реализация природного газа (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае реализации природного газа по государственным регулируемым ценам.

Этот пункт (строки 2.1-2.7) заполняются налогоплательщиками только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) природного газа по стоимости, исчисленной исходя из применяемых цен, но не ниже цен, установленных при государственном регулировании. Если отдельный учет указанных операций отсутствует, то строки 2.1-2.7 не заполняются . Указанные операции отражаются только по строкам 1.1-1.7.

В пункте 3 второго раздела декларации отражаются суммы , увеличивающие налоговую базу:

  • суммы. Полученные за реализованный природный газ в виде финансовой помощи,
  • авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа,
  • на пополнение фондов специального назначения,
  • в счет увеличения доходов,
  • в виде процента (дисконта) по векселям,
  • процента по товарному кредиту,
  • иные суммы, иначе связанные с оплатой реализованного природного газа ,как на территории РФ , так и в государства-участники СНГ и в другие государства.

В пункте 4 второго раздела декларации определяется налоговая база (п/п 4.1) , которая складывается как сумма строк 4.1.1.+4.1.2.+4.1.3.

По строке 4.1.1 отражается налоговая база по объектам налогообложения ,реализация которых произведена на территории РФ. Она складывается как ст.1.7.1.-ст.2.7.1.+ст.3.1.1.

По строке 4.1.2 отражается налоговая база по объектам налогообложения, реализация которых произведена в странах-участницах СНГ . Она складывается как ст.1.7.2.+ст.3.1.2.

По строке 4.1.3. отражается налоговая база по объектам налогообложения, реализация которых произведена за пределами территории РФ, за исключением государств-участников СНГ. Она складывается как ст. 1.7.3.+ст.3.1.3.

Сумма акциза, начисленная в отчетном периоде рассчитывается в пункте 5 второго раздела декларации . По строкам 5.1.1-5.1.3 указываются ставки акциза на реализуемый (передаваемый) природный газ, которые определяются в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса :

Природный газ, реализуемый (передаваемый) на территории Российской Федерации)- 15%;

Природный газ, реализуемый (передаваемый) в государства – участники содружества Независимых Государств –15%;

Природный газ, реализуемый (передаваемый) за пределы территории Российской Федерации (за исключением государств – участников Содружества Независимых Государств )-30%.

В строке 5.2.1 указывается сумма акциза по природному газу, реализованному на территории РФ.

Она определяется как произведение ст.4.1.1.х ст.5.1.1.

Соответственно строка 5.2.2.= ст.4.1.2.х ст.5.1.2;

Строка 5.2.3.=ст.4.1.3.х ст.5.1.3.

В строке 5.2.указывается сумма строк 5.2.1.-5.2.3.

В строке 5.3. указывается сумма акциза, исчисленная с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок природного газа, принимаемая к вычету в отчетном налоговом периоде. Определяется она как сумма строк 5.3.1-5.3.3.

Строка 5.3.1=ст.3.1.1.х ст.5.1.1.

Строка 5.3.2= ст.3.1.2.х ст.5.1.2.

Строка 5.3.3.= ст.3.1.3.х ст.5.1.3.

Обращаем Ваше внимание на то, что данная декларация заполняется налогоплательщиками только по подакцизному минеральному сырью, добытому до 01.01.2004 года и налоговые вычеты по расчетам 2004 года производятся после отражения в учете операций по реализации природного газа, добытого только до указанной даты.

Налоговые вычеты по акцизу, исчисленному с авансовых платежей в 2003 году, по природному газу, добытому и отгруженному в 2004 году, не производятся.

МНС РФ Письмом от 29 март 2004 года № 03-5-09/847/54 «О порядке проведения налоговых вычетов» сообщает, что в отчетности по состоянию на 1 март 2004 года по ряду регионов сложились отрицательные величины начисленных сумм акциза на природный газ. Данная ситуация сложилась в результате отражения налогоплательщиками в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) налоговых вычетов сумм акциза, исчисленных ранее с сумм авансовых платежей в счет предстоящих поставок природного газа.

Следует обратить внимание на то , что налоговые вычеты сумм акциза, исчисленных с авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа, отражаются в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) с одновременным отражением в ней операций по его реализации за один и тот же налоговый период. При соблюдении этого условия отрицательных величин сумм акциза на природный газ, начисленных к уплате с учетом налоговых вычетов, не возникает.

В строке 5.4. указывается сумма акциза на природный газ, начисленная с учетом налоговых вычетов. Она определяется как разница ст.5.2.- ст.5.3.

Пункт 6 «Расчет акциза на природный газ, реализуемый в Турецкую Республику в рамках Соглашения между правительством РФ и правительством Турецкой Республики о поставкам российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря» заполняется ОАО «Газпром», экспортирующее российский природный газ в рамках этого Соглашения.

Для определения начисленной суммы акциза на природный газ в рублях сумма акциза, исчисленная в долларах США, пересчитывается в валюту РФ по курсу Центробанка РФ, действующему на дату реализации природного газа.

В пункте 7 второго раздела декларации отражается общая начисленная сумма акциза на природный газ по разделам 5 и 6.

В целях налогообложения дата реализации подакцизного минерального сырья, в том числе и природного газа, реализованного в рамках Соглашения, определяется как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.

При совершении операций по передаче подакцизного минерального сырья, в том числе для собственных нужд, а также при безвозмездной передаче и (или) при обмене с участием подакцизного минерального сырья определяется как день совершения соответствующих операций.

Срок уплаты акциза при реализации природного газа за истекший налоговый период — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Более подробно с этой темой Вы можете познакомиться в разработке ЗАО «Интерком-Аудит» «Акцизы».

Автор статьи консультант
ЗАО «Интерком-Аудит» Мякинина Л. Н.
Телефон: (095) 937-34-51

от 19 декабря 2000 года N БГ-3-03/441

(с изменениями на 12 апреля 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МНС России от 9 сентября 2002 года N ВГ-3-03/481
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В целях реализации положений главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 07.08.2000, N 32, ст.3340)

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.

Министр
государственный советник
налоговой службы II ранга
Г.И.Букаев

Приложение
к приказу Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам
от 19 декабря 2000 года
N БГ-3-03/441

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению главы 22 "Акцизы"
Налогового кодекса Российской Федерации
(подакцизное минеральное сырье)

(с изменениями на 12 апреля 2001 года)

1. Методические рекомендации для налоговых органов по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при исчислении и уплате акцизов на подакцизное минеральное сырье (далее - минеральное сырье) разработаны на основании указанной главы НК РФ и Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

Новый порядок исчисления и уплаты акцизов на минеральное сырье в соответствии с указанными законодательными актами вступает в силу с 1 января 2001 года. При этом следует иметь в виду, что с указанной даты Инструкция N 58 "О порядке исчисления и уплаты акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, и природный газ", утвержденная приказом МНС России от 22.03.2000 N АП-3-03/109 (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2000 N 2221), применению не подлежит.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 179 НК РФ организации и иные лица, указанные в данной статье, признаются налогоплательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

Налоговая база по операциям реализации природного газа определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 188 НК РФ.

В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары как на возмездной, так и безвозмездной основе.

В случае реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам перехода права собственности от комитента к комиссионеру, от доверителя к поверенному, от принципала к агенту на реализуемый природный газ не происходит.

Поэтому акциз на природный газ, реализованный по договорам комиссии, поручения, агентским договорам, уплачивается собственниками природного газа.

При реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам в целях налогообложения применяется вся выручка от реализации, включающая и вознаграждение комиссионера, поверенного или агента.

3. Статьей 180 НК РФ устанавливаются особенности исполнения обязанности по исчислению и уплате акциза в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Совместная деятельность в рамках договора простого товарищества регламентируется гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе статьями 1041-1054 ГК РФ.

Участник договора простого товарищества, исполняющий обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, обязан известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика акциза в рамках договора простого товарищества (абзац в редакции приказа МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120. - См. предыдущую редакцию).

Указанный участник договора простого товарищества представляет в налоговый орган по месту его постановки на учет в качестве налогоплательщика Декларацию по акцизам на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, утвержденную приказом МНС России от 28.02.2001 N БГ-3-03/66 (далее - Декларация) в целом по совместной деятельности (по формам N 3 и (или) N 4 Декларации), а также по каждому участнику договора простого товарищества - плательщику акциза по минеральному сырью (по формам N За и (или) N 4а Декларации) (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120).

Налоговый орган, в котором участник договора простого товарищества, исполняющий обязанности по исчислению и уплате акциза, состоит на учете, получив Декларацию по формам N За и(или) N 4а, проводит на ее основании камеральную проверку налогоплательщика акциза и направляет для последующего контроля в налоговые органы по месту постановки на учет остальных участников договора простого товарищества копии указанных форм Декларации с отметкой проводившего камеральную проверку налогового органа о получении налоговой Декларации.

4. Статья 183 НК РФ устанавливает перечень операций, не подлежащих налогообложению.

4.1. Согласно указанной статье освобождаются от налогообложения операции по использованию природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа; операции по использованию нефти на собственные технологические нужды нефтедобывающих организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями добычи, подготовки и транспортировки нефти, а также операции по использованию нефти для целей повышения нефтеотдачи пластов и других технологических операций, включая обработку бурового раствора, перевод скважин на нефть при освоении и исследовании скважин в пределах нормативов, обусловленных технологиями добычи нефти; кроме того, операции по реализации нефти, добываемой из вводимых в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации (по состоянию на 1 января 1999 года) скважин.

При проведении камеральных и выездных налоговых проверок следует иметь в виду, что освобождение от налогообложения указанных операций производится только при наличии утвержденных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, нормативов и перечня скважин.

4.2. Операции по закачке природного газа в подземные хранилища согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 183 НК РФ освобождаются от налогообложения.

Однако следует иметь в виду, что при реализации природного газа из подземных хранилищ взимание акциза производится в порядке, определенном главой 22 НК РФ.

4.3. Подпунктом 10 пункта 1 статьи 183 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения операций по реализации (передаче) отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки (абзац дополнен приказом МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120. - См. предыдущую редакцию).

Данная правовая норма применяется в отношении сухого отбензиненного газа, которому присвоен код 02 7152, а также попутного газа нефтяных месторождений, которому присвоен код 02 7112, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301.

5. Определение налоговой базы при реализации минерального сырья производится по нефти и стабильному конденсату и отдельно по природному газу.

5.1. Налоговая база по акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат по операциям, связанным с передачей добытых нефти и(или) стабильного газового конденсата на переработку - в структуре организации и(или) на промышленную переработку на давальческой основе, а также с передачей добытых нефти и(или) стабильного газового конденсата для использования на собственные нужды определяется как объем переданной нефти и стабильного газового конденсата в натуральном выражении.

5.2. В целях налогообложения стоимость реализованного (переданного) на территории Российской Федерации природного газа исчисляется исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без налога на добавленную стоимость и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно конечным потребителям минуя газораспределительные организации (абзац дополнен приказом МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120. - См. предыдущую редакцию).

Поэтому по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, а именно: передача природного газа в структуре организации и(или) на промышленную переработку на давальческой основе, а также передача природного газа для использования на собственные нужды, налоговая база определяется исходя из стоимости природного газа, отраженной в бухгалтерском учете, но не ниже стоимости, исчисленной по государственным регулируемым оптовым ценам, устанавливаемым ФЭК России.

Аналогично определяется и стоимость природного газа по операциям, освобождаемым от налогообложения: закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления, направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефтегазоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти, использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; передача отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки; передача природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам, в том числе и по организациям, входящим в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, которым устанавливается нулевая ставка акциза на природный газ (абзац в редакции приказа МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120. - См. предыдущую редакцию).

5.3. При определении налоговой базы по акцизу на природный газ следует обратить внимание на определение затрат на транспортировку природного газа для организаций, не являющихся субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 188 НК РФ затраты на транспортировку природного газа, принадлежащего лицам, признаваемым налогоплательщиками акциза на природный газ и не являющимися субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, по территории Российской Федерации включаются в налогооблагаемую базу по акцизу в сумме тарифа (отпускных цен), утверждаемого для внутрисистемного потребления субъектами естественных монополий, осуществляющими производство, транспортировку и реализацию газа.

В целях осуществления контроля за правильностью исчисления сумм акциза на природный газ при проведении камеральной налоговой проверки следует в соответствии со статьей 88 НК РФ истребовать у налогоплательщиков, не являющихся субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, расчет затрат, включаемых в налоговую базу по акцизу на природный газ (протяженность (км) и соответствующий объем (тыс.куб.м) по всем участкам транспортировки газа, имеющим различные ставки за услуги по транспортировке газа, а также документы, являющиеся основанием для составления такого расчета.

Организации - налогоплательщики акциза, являющиеся субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, при расчете налоговой базы по акцизу на природный газ включают затраты на транспортировку природного газа в размере фактически уплаченного тарифа на транспортировку. Налоговые органы при проведении выездных и камеральных проверок обязаны истребовать у этих организаций уведомление о включении их в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по форме согласно приложению N 2 к Положению о Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденному постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.01.2000 N 2/11 (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120).

6. На природный газ, добываемый на территории Российской Федерации организациями, для которых на 1 января 2001 года Правительством Российской Федерации была установлена нулевая ставка акциза, и реализуемый этими организациями на территории Российской Федерации и в Республику Белоруссия, нулевая ставка акциза в силу статьи 14 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ сохраняется до 1 января 2002 года.

При этом, если указанные организации передают на территории Российской Федерации добытый ими природный газ для использования на собственные нужды, на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции, то перечисленные операции по передаче природного газа подлежат налогообложению в соответствии с главой 22 Налогового кодекса. В этом случае природный газ, переданный для осуществления указанных операций, облагается по ставке в размере 15 процентов (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120).

7. В соответствии со статьей 195 НК РФ дата реализации природного газа определяется как день его оплаты.

Поэтому, учитывая данную норму, следует иметь в виду, что акциз на природный газ, отгруженный включительно по 31 декабря 2000 года, а оплаченный после указанной даты, исчисляется в порядке и по ставкам, установленным главой 22 НК РФ.

8. Статьей 206 НК РФ определены особенности исчисления и уплаты акцизов при выполнении соглашений о разделе продукции.

В указанных случаях освобождаются от налогообложения операции по реализации инвесторами и (или) операторами (или по их поручению третьими лицами) добываемых при выполнении таких соглашений подакцизных видов минерального сырья, если такое минеральное сырье является в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.

При этом следует иметь в виду, что осуществляемые при реализации соглашений о разделе продукции операции по передаче нефти и (или) стабильного газового конденсата, а также природного газа, указанные в статье 182 НК РФ, от налогообложения не освобождаются, кроме операций по передаче нефти и стабильного газового конденсата, а также природного газа, указанных в статье 183 Налогового кодекса.

При проведении контроля за исчислением и уплатой акциза на нефть и стабильный конденсат следует иметь в виду, что при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты акциза, установленные указанными соглашениями.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"

Читайте также: